МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Обществознание. Вступительный Экзамен в РГПУ

    Обществознание. Вступительный Экзамен в РГПУ

    1. Общество

    1. Общество как сложная динамическая система:

    Системе (греч.) – целое, составленное из частей, соединение,

    совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом,

    которые образуют определенное единство.

    Общество – понятие многогранное (филателисты, охрана природы и т.п.);

    общество как противопоставление природе;

    общество – устойчивое объединение людей, не механическое, а имеющее

    определенную структуру.

    В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению

    подсистемы принято называть сферами человеческой жизни:

    . Экономическая (материально – производственная): производство,

    собственность, распределение благ, денежное обращение и т.д.

    . Правовая политика.

    . Социальная (классы, социальные группы, нации).

    . Духовно – нравственная (религия, наука, искусство).

    Существует тесная взаимосвязь всех сфер человеческой жизни.

    Общественные отношения – совокупность различных связей, контактов,

    зависимостей, возникающих между людьми (отношение собственности, власти и

    подчинения, отношение прав и свобод).

    Общество – сложная система, которая объединяет людей. Они находятся в

    тесном единстве и взаимосвязи.

    2. Науки, изучающие общество:

    1) История (Геродот, Тацит).

    2) Философия (Конфуций, Платон, Сократ, Аристотель).

    3) Политология (Аристотель, Платон): теория о серединном

    государстве.

    4) Правоведение – наука о законах.

    5) Политическая экономия (возникла в Англии от Адама Смита и Давида

    Ренардо).

    6) Социология (Макс Вебер (антимаркс), Питирим Сорокин).

    7) Лингвистика.

    8) Социальная философия – наука о глобальных проблемах, стоящих

    перед обществом.

    9) Этнография.

    10) Археология.

    11) Психология.

    Науки для выработки рекомендаций и советов по управлению обществом и

    способны предсказать политическое и экономическое развитие.

    1.3. Развитие взглядов на общество:

    Первоначально развивались на основе мифологического мировоззрения.

    В мифах выделяется:

    . Космогония (представления о происхождении космоса, Земли, неба и

    Солнца).

    . Теогония (происхождение богов).

    . Антропогония (происхождение человека).

    Развитие взглядов на общество древнегреческих философов:

    Платон и Аристотель стремятся разобраться в сущности политики и

    определить лучшие формы государственного правления. Знание о политики

    определяли как знание о высшем благе человечества и государства.

    /См. идеальное гос-во по Платону/

    Взгляды меняются в эпоху средневековья под влиянием Христианства.

    Ученые смутно представляли природу общественных взаимоотношений, причины

    расцвета и упадка государств, связь между устройством общества и его

    развитием. Все объяснялось божьим промыслом.

    Возрождение (XIV – XVI века): возвращение к взглядам древних греков и

    римлян.

    XVII век: переворот во взглядах на общество (Гуго Гроций, обосновавший

    необходимость решения вопросов между народами при помощи права, в основе

    которого должна лежать идея справедливости).

    XVII – XVIII века: ученые создают концепцию общественного договора

    (Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо). Попытались объяснить возникновение

    гос-ва и современных форм человеческого состояния. Все они обосновали

    договорной характер возникновения гос-ва.

    Естественное состояние по Локку отличается общим равенством, свободой

    распоряжаться своей личностью и собственностью, но в естественном состоянии

    нет механизмов в разрешении споров и наказании нарушителей. Гос-во

    возникает из необходимости защиты свободы и собственности. Локк первым

    обосновал идею разделения властей.

    Руссо считает, что все беды человечества родились с возникновением

    частной собственности, т.к. она привела к экономическому неравенству.

    Общественный договор оказался обманом для бедных. Экономическое неравенство

    усугубилось политическим неравенством. Руссо предложил подлинный

    общественный договор, в котором народ выступает суверенным источником

    власти.

    С XVI века возникает утопический социализм, его первый этап продлился

    по XVIII век (Мор, Кампанелла, Стенли, Мелье). Развивали социалистические и

    коммунистические идеи, подчеркивали необходимость общественной

    собственности и социального равенства людей.

    Социализм – всеобщее равенство людей.

    В конце XVIII века начинается новый этап в развитии социалистических и

    коммунистических идей. Причиной их появления стали несовершенство и

    противоречие капиталистического общества, противоречия между общественным

    характером производства и частнокапиталистической формой присвоения (при

    всеобщей занятости большая часть прибыли достается собственникам). Нищета

    основной массы населения и тяжелые условия труда привели к возникновению и

    развитию забастовочного движения, представителями которого были Сен-Симон,

    Шарль Фурье, Роберт Оуэн. Они критиковали капитализм, пытаясь обосновать

    неизбежность наступления нового строя. Так Сен-Симон делил общество на две

    группы: 1) Паразиты (дворяне, рантье (кредиторы), военные);

    2) Труженики (индустриалы);

    при этом в обществе он сохраняет право частной собственности.

    Шарль Фурье: общество представляет ассоциацию, где существует

    свободный труд, распределение по труду, всестороннее равенство полов.

    Роберт Оуэн: будучи состоятельным человеком, попытался перестроить

    общество на новых началах, но разорился.

    В 40-ые годы XIX века начинает развиваться марксизм, основоположниками

    которого были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые считали, что новое

    коммунистическое общество возможно создать только путем революции.

    До этого все выступления рабочих за свои права заканчивались

    поражением (луддиты (разрушители машин), лионские ткачи (1831 и 34 гг.),

    селезские ткачи (1844 г.), чартистское движение (требовали всеобщего

    избирательного права)). Причина поражений была в отсутствии четкой

    организации и отсутствии политической партии, как организации, защищающей

    интересы рабочих на политическом уровне. Программу и устав партии поручили

    написать Марксу и Энгельсу, которые создали манифест Коммунистической

    Партии, в котором обосновывали необходимость свержения капитализма и

    установление коммунизма. Учение в ХХ-ом веке было развито Лениным,

    защищавшим в марксизме учения о классовой борьбе, диктатуре пролетариата и

    неизбежности социалистической революции.

    1.4. Общество и природа:

    Человек – часть природы, т.е. общество, как часть природы, неразрывно

    с ней связано.

    Значение «природа» употребимо для обозначения не только естественных,

    но и созданных человеком условий для существования. Во время развития

    общества менялись и представления людей о природе и взаимосвязь человека с

    природой:

    1) Античность:

    Философы трактуют природу, как совершенный космос, т.е.

    противоположность хаосу. Человек и природа выступают как единое целое.

    2) Средневековье:

    С утверждением Христианства природа мыслится как результат творения

    бога. Природа занимает более низкое место, чем человек.

    3) Возрождение:

    Природа – источник радости. Возрождается античный идеал гармонии и

    совершенства природы, единения человека с природой.

    4) Новое время:

    Природа – объект экспериментирования человека. Природа инертна,

    человек должен ее покорить и подчинить. Укрепляется идея, высказанная

    Бэконом: «Знание – сила». Природа становится объектом технологической

    эксплуатации, она утрачивает священный характер, происходит разрыв связей

    между человеком и природой. На современном этапе возникает необходимость в

    новом мировоззрении, объединяющем лучшие традиции европейских и восточных

    культур. Необходимо понимание природы как уникального целостного организма.

    Отношение к природе необходимо строить с позиции сотрудничества.

    1.6. Сферы жизни общества и их взаимосвязь:

    См. 1.1.

    1.7. Развитие общества, его источники и движущие силы:

    Прогресс (движение вперед, успех) – представление о том, что общество

    развивается от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее

    упорядоченного к более организованному и справедливому.

    Регресс – представление о таком развитии общества, когда оно

    становится менее сложным, развитым, культурным, чем было.

    Стагнация – временная остановка развития.

    Критерии прогресса:

    1) Кондорсе (XVIII век) считал критерием прогресса развитие разума.

    2) Сен-Симон: критерий прогресса – нравственность. Общество должно

    быть таким, где все люди по отношению друг к другу – братья.

    3) Шеллинг: прогресс – постепенное приближение к правовому устройству.

    4) Гегель (XIX век): усматривает прогресс в сознании свободы.

    5) Маркс: прогресс – развитие материального производства, что

    позволяет овладеть стихийными силами природы и добиться социальной гармонии

    и прогресса в духовной сфере.

    6) В современных условиях прогресс – это:

    - продолжительность жизни общества;

    - образ жизни;

    - духовная жизнь.

    Реформа (изменение) – изменение какой – либо области жизни,

    проведенное властью мирным путем (социальные изменения общественной жизни).

    Виды реформ: – экономические,

    – политические (изменения Конституции, избирательной системы, правовой

    сферы).

    Революция (поворот, переворот) – коренное, качественное изменение

    основных каких-либо явлений.

    Модернизация – приспособление к новым условиям.

    Что движет человеческой историей (?):

    1) Провиденциалисты: все в мире идет от бога, по божественному

    провидению.

    2) Историю творят великие люди.

    3) Общество развивается по объективным законам.

    а) Часть ученых придерживается позиции, что это теория социального

    эволюционизма: общество, как часть природы развивается прогрессивно и идет

    однолинейно.

    б) Другие придерживаются теории исторического материализма: движущей

    силой развития общества является признание первичности материальных

    потребностей людей.

    С точки зрения Вебера, источником и движущей силой развития общества

    является протестантская этика: человек должен трудиться, чтобы стать

    избранным богом к спасению.

    1.8. Формация:

    В зависимости от того, что является главным источником развития

    общества, существуют разные подходы к рассмотрению истории.

    1) Формационный подход (основатели Маркс и Энгельс). Общая

    экономическая формация – это определенный этап развития человечества. Маркс

    выделял пять формаций:

    а) Первобытно – общинная.

    б) Рабовладельческая.

    в) Феодальная.

    г) Капиталистическая.

    д) Коммунистическая.

    Марксизм рассматривает человеческую жизнь с точки зрения

    материалистического решения основного вопроса философии.

    Материалистическое понимание истории:

    Общественное сознание

    ( ( (

    ( ( (

    Общественное бытие

    Общественное бытие – материальные условия жизни людей.

    Общественное сознание – вся духовная жизнь общества.

    В общественном бытие Маркс выделял способ производства материальных

    благ

    Производительные Производственные

    силы отношения

    Производительные силы включают в себя средства производства и людей, с

    их умениями и навыками.

    Средства производства: – орудия труда;

    – Предмет труда (земля, ее недра, хлопок, шерсть, руда, ткань, кожа и

    т.д. в зависимости от рода деятельности);

    Производственные отношения – отношения между людьми в процессе

    производства, они зависят от формы собственности на средства производства.

    От того, кому принадлежат средства производства зависят не только

    производственные отношения, но и процесс обмена, распределения и

    потребления благ.

    Производственные силы и производственные отношения находятся во

    взаимодействии, а от производственных отношений зависит социальная

    структура общества. Закон соответствия производственных отношений к

    характеру и уровню развития производственных сил был сформулирован Марксом:

    1)

    2)

    3)

    4)

    1 – определенному уровню производственных сил должны соответствовать

    определенные производственные отношения, так при феодализме собственность

    на землю в руках феодала, крестьяне пользуются землей, за что несут

    повинность (орудия труда примитивны).

    2 – производственные силы развиваются быстрее, чем производственные

    отношения.

    3 – наступает момент, когда производственные силы требуют изменений

    производственных отношений.

    4 – форма собственности меняется на новую, что приводит к изменениям

    во всех сферах жизни общества.

    Маркс, исследуя способы пр-ва материалистических благ, сделал вывод,

    что люди создают не только материальные блага, но и воспроизводят свою

    социальность, т.е. воспроизводят общество (социальные группы, общественные

    институты и т.д.). Из вышесказанного Маркс определил 5 способов

    производства, сменявших друг друга (то же, что и 5 формаций /см. выше/).

    Отсюда было выведено понятие общественно-экономической формации (ОЭФ):

    ОЭФ

    * – политика, право, общественные организации, религия и пр.

    Смена ОЭФ с точки зрения марксизма – это естественный процесс, который

    определяется объективными законами общественного развития.

    Закон классовой борьбы (который является движущей силой истории):

    Маркс и Энгельс, анализируя буржуазное общество, пришли к выводу, что

    капитализм достиг своего предела и не может справиться с производственными

    силами, которые вызрели на основе буржуазных производственных отношений.

    Частная собственность на средства производства стала тормозом в развитии

    производственных сил, поэтому гибель капитализма неизбежна. Он должен

    погибнуть через классовую борьбу пролетариата с буржуазией, в результате

    которой должна установиться диктатура пролетариата.

    1.9. Цивилизация:

    /Происходит от латинского civil – гражданский./

    Понятие стало употребляться с XVIII века.

    Значения: 1) Синоним «культурный»

    2) «Ступень исторического развития человечества, следующая за

    варварством»

    3) Определенная стадия в развитии локальных культур.

    По Вальтеру:

    Цивилизованным называется общество, основанное на началах разума и

    справедливости (цивилизация = культура).

    В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось для характеристики

    капиталистического общества. А с конца века появляются новые теории

    цивилизационного развития. Автором одной из них был Данилевский,

    обосновавший теорию, согласно которой не существует Всемирной Истории, есть

    лишь теория локальных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый

    характер. Он выделил 10 цивилизаций и сформулировал основные законы их

    развития, по которым каждая цивилизация имеет циклический характер:

    1) Стадия зарождения

    2) Период оформления культурной и политической независимости

    3) Стадия расцвета

    4) Период упадка.

    Шпенглер: («Закон Европы»):

    Цивилизация проходит рождение, рост и развитие.

    Цивилизация – отрицание культуры.

    Признаки цивилизации:

    1) Развитие индустрии и техники.

    2) Деградация искусства и литературы.

    3) Огромное сплочение людей в больших городах.

    4) Превращение народов в безликие массы.

    Тойнби:

    Выделяет 21 локальную цивилизацию и пытается выделить связи различных

    цивилизаций друг с другом. В них он выделяет меньшинство людей, не

    вовлеченное в экономическую деятельность (творческое меньшинство, или

    элита):

    - профессиональные солдаты;

    - администраторы;

    - священники; они – носители основных ценностей цивилизации.

    При начале разложения она характеризуется недостатком творческих сил у

    меньшинства, отказом большинства от подражания меньшинству. Связующим

    звеном в истории, обеспечивающим новый творческий импульс в цивилизационном

    развитии, является универсальная церковь.

    Питирим Сорокин:

    Цивилизация – система взглядов по поводу истины, красоты, добра и

    объединяющей их пользы.

    Выделяет три типа культур:

    1) Культура, основанная на системе ценностей, связанных с

    представлением о боге. Вся жизнь человека связана с его приближением к

    богу.

    2) Культурная система, основанная на рациональных и чувственных

    аспектах.

    3) Чувственный тип культуры, основанной на идее о том, что объективная

    реальность и ее смысл чувственны.

    Цивилизация - это устойчивое культурно–историческое сообщество людей,

    отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных

    традиций, материально-производственного и социально-политического развития,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.