МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основные направления английской политической мысли.

    Основные направления английской политической мысли.

    Основные направления английской политической мысли.

    Английская буржуазная революция 17 века нанесла сокрушительный удар

    феодализму и открыла простор для быстрого роста капиталистических отношений

    в одной из ведущих стран Западной Европы. Она имела несомненно более

    высокий резонанс, нежели прошедшая за несколько десятилетий до нее

    нидерландская (голландская) революция.

    Английская революция имела ряд особенностей. Возглавлявшая ее

    городская буржуазия выступала в тесном союзе с джентри (средним и мелким

    дворянством, сумевшим приспособиться к развитию капитализма). Революционный

    лагерь составило также крестьянство, городская мелкая буржуазия;

    трудящиеся массы явились главной движущей силой Английской буржуазной

    революции.

    Защитники старого феодально - абсолютического строя были – старое

    дворянство и верхушка господствовавшей англиканской церкви.

    Каждая из общественных групп, принимавших участие в революции,

    выставила свои политические программы и обосновала их собственными

    теоретическими выкладками. Естественно, что эти программы отличались друг

    от друга содержанием и социально-классовой направленностью. Наверное

    единственно- общей их чертой была религия. Идеологии обеих

    противоборствующих лагерей оперировали библейскими текстами, яростно

    обвиняли своих врагов в отступничестве от «истинного бога».

    Религиозную форму Английская революция унаследовала от широких

    социальных движений средневековья. Умонастроения и чувства масс столетиями

    вскармливались исключительно религиозной пищей. Чтобы всколыхнуть массы

    необходимо было их собственные интересы представлять в религиозной одежде.

    Свою идеологию английская буржуазия позаимствовала у кальвинистской

    революции. Интересы ее правого крыла – богатого купечества и банкиров

    Лондона, примкнувшей к ним обуржуазившегося дворянства представляла

    религиозно – политическая партия пресвитериан . Позиции средней буржуазии и

    сгруппировавшихся вокруг нее джентри защищала партия индепендентов

    («независящих»). Политической партией мелкобуржуазных городских слоев

    являлись левеллеры («уравнители»), из рядов которых выделились диггеры

    («копатели») – они образовали левый фланг революционной демократии и самыми

    радикальными методами отстаивали интересы городских низов и деревенской

    бедноты.

    Противники революции соединившие веру в незыблемость феодальных

    порядков с преданностью королевскому абсолютизму и клериканскими

    убеждениями, не особенно заботились о новизне и весомости той аргументации,

    которую они пускали в ход в идеологической борьбе. Ими были взяты на

    вооружение концепция божественной природы монархической власти, теория

    патриархального возникновения и существа государства.

    Первую развил профессор Лейденского университета (Голландия) Клавдий

    Салмазий в произведении «Королевская защита» – в этом антиреволюционном

    произведении автор утверждает, что монархи получили власть от бога и никто

    из людей не смеет ее ограничивать или разрушать. Казнь короля (речь идет о

    казни Карла I Стюарта 30 января 1649г.) есть оскорбление божества и

    попрание религии, ниспровержение самих основ государственности, упразднение

    всякого права и всяких законов.

    Теорию патриархального происхождения государства изложил Роберт

    Фильмер в сочинении «Патриархия, или естественная власть короля». Он

    доказывал, будто власть королей ведет свое начало непосредственно от

    прародителя рода - Адама. Поэтому государство появляется не в результате

    общественного договора, заключаемого свободными и равными людьми, который

    при особых условиях может быть расторгнут. Государь не назначается , не

    выбирается и не смещается подчиненными, ибо все они – его дети. Происходя

    (через Адама) от бога монархическая власть не подчинена человеческим

    законам.

    Во времена Английской буржуазной революции в стране действовало и

    боролось множество различных общественно-классовых группировок.

    Соответственно и политико–юридическая мысль данной эпохи оказалась

    представленной в социальном плане широким спектром идей.

    Одними из самых распространенных были идеи индепендентов.

    Главные религиозно – политические лозунги индепендентов – полная

    независимость и самоуправление для каждой общины верующих, ликвидация

    централизованной и подчиненной диктату государства (короля) англиканской

    церкви, никакой иной другой власти в делах совести кроме «Власти Бога»,

    абсолютная веротерпимость и неотчуждаемость свободы совести, слова и т.п.

    Политические требования индепендентов отличались умеренностью . Признавая

    преимущества республиканского строя они готовы были довольствоваться

    установлением конституционной монархии.

    Выразителями идеологии индепендентов явились Дж. Мильтон,

    О. Сидней, Дж. Гаррингтон.

    Мильтон принимал участие в революции на стороне демократических сил. В

    трактатах «О власти королей и должностных лиц», «Защита английского народа

    против Салмазия», «Иконокласт» обосновывается положение, что люди по

    природе своей свободны и должны оставаться такими при всех без исключения

    условиях общественной жизни. Народ – единственный источник и носитель

    власти, суверенитета государства. Он вручает бразды правления королю и

    магистратам, чтобы иметь уполномоченных действовать в интересах его

    поручения. Правители обязаны действовать в интересах и на благо народа,

    подчиняясь гражданским законам.

    Если они от этого уклоняются, народ вправе призвать их к ответу и

    подвергать их наказаниям вплоть до самых суровых.

    По мнению Мильтона, республика приемлемее прочих других форм

    политического устройства. Она позволяет оказывать народу решающее влияние

    на деятельность должностных лиц и управление государством. При ней более

    всего обеспечиваются права индивида.

    Идею народного суверенитете отстаивал в своих «Рассуждениях о

    правительстве» О.Сидней (1622-1683) казненный за оппозицию реакционному

    правлению короля Карла II.

    О.Сидней подверг жесточайшей критике Р.Фильмера «Патриархия». Вслед

    за Гобссом и Мильтоном он выводил происхождение государства из свободного

    соглашения людей, которое было заключено ими в целях самосохранения и нет

    никакого иного правомерного обоснования власти кроме этого соглашения.

    Кому принадлежит право утверждать власть, тому принадлежит и право ее

    аннулировать. Посему народ всегда вправе низвергнуть королей

    злоупотребляющих полученной ими властью (полученной по договору между

    народом и правителем). Преимущественно в политическом смысле понимает

    О.Сидней свободу индивидов, народа – суверена. В ней он видит, прежде

    всего, фактическое участие людей в установлении верховной власти,

    гражданских законов.

    Однако демократические идеи привели его не к республиканизму, а к

    защите «смешанного правления» (власть короля, ограниченная парламентом),

    т.е. по сути к проекту создания конституционной монархии.

    Близкий по своим политическим взглядам к индепендентам Дж. Гаррингтон

    (1611 –1677) опубликовал в 1656г. труд «Республика Океания».

    В нем обосновывается желательность перестройки английской

    государственности и придания ей облика буржуазно – дворянской республики.

    Но для истории «Океания» интересна не только в этом плане. Намного

    интереснее и важнее развиваемый в этом труде о детерминации государственных

    форм характером распределения собственности в обществе. В ходе

    исследований и сравнений Дж. Гаррингтон доказывает: собственность не

    порождается властью (как утверждал Гоббс), а напротив, власть порождается

    собственностью. Здесь мы встречаемся с одним из первых в государствоведении

    Нового времени плодотворных опытов выявления зависимости природы и

    специфических черт политического строя от реального экономического

    фактора.

    Если индепенденты хотели бы после видоизменения формы правления

    завоевания для буржуазии и нового дворянства доступа к власти, освобождения

    этих общественных групп от федеральных пут завершить революцию, то в

    намерения левеллеров входило произвести ее гораздо дальше.

    Пространных сочинений о государстве и праве они после себя не

    оставили, однако выдвинутые ими идеи сыграли очень крупную позитивную роль

    в социально – политической жизни Западной Европы и Северной Америки в 17

    –18 вв., в развитии прогрессивной политико – юридической мысли.

    Левеллеры (levellers, т. e. уравнители) - одна из партий в эпоху

    первой английской революции. Установившийся в начали 1649 г. строй не

    удовлетворял некоторых деятелей республиканской армии, слишком много от

    него прежде ожидавших. Они отделились от индепендентов и решились на

    дальнейшую борьбу, во имя более решительного проведения в жизнь

    республиканских начал.

    Краеугольный камень платформы левеллеров – принцип первичности,

    верховенства и суверенности власти народа.

    «Вся власть, - писал Дж. Либберн (вождь и идеолог партии левеллеров)

    –изначально и по своей сущности исходит от народа и его согласие

    выражается через его представителей, - единственное основание всякого

    справедливого управления».

    Левеллеры не просто провозгласили этот принцип, они обогатили его

    положением о неотчуждаемости народного суверенитета. Законы самой истории,

    ответственность перед потомками и предками воспрещают нации отчуждать кому-

    либор свою власть.

    Аналогичным образом решался левеллерами вопрос о правах и свободах

    индивида. По крайней мере свобода личности и право собственности, свобода

    совести и печати, свобода промышленной и торговой деятельности, равенство

    всех перед законом и судом объявлялись прирожденными и неотъемлемыми.

    Никакие власти и никакие органы не полномочны отменять или изменять

    естественные права и свободы человека.

    Данное мнение покоилось на той презумпции, что естественные права и

    свободы людей существуют раньше и стоят выше гражданского, позитивного

    закона.

    Среди всех других политических течений левеллеры выделялись своим

    бескомпромиссным отрицанием, каких бы то ни было форм монархического и

    олигархического правления. Их идеал – республика, в которой проводятся

    выборы в однопалатный парламент, а само законодательное контролируется

    народом.

    Чисто политический радикализм левеллеров, требовавший введения в

    государственную жизнь демократического начала и по своим целям и принципам

    резко отличавшийся от направлений социального характера, особенно ярко

    выразился в двух декларациях от имени армии, обращенных к Ферфаксу, в

    памфлете Лильбёрна, носившем название: "Соглашение свободных жителей Англии

    на счет мер к установлению мира", и в трактате: "Основные законы и

    вольности Англии". Левеллеры являются здесь защитниками самой широкой

    индивидуальной свободы и самыми последовательными сторонниками

    народовластия. Соглашение и избрание - единственный источник властей

    законодательной и исполнительной, высшей и низшей. Нация - initium, medium

    et finis всякой власти. Всеми делами в стране заведует сам народ, через

    своих представителей. Право избрания имеют все свободные граждане, без

    различия классов и сословий. Быть избранными могут все избиратели, за

    исключением военнослужащих и финансовых чиновников; адвокаты могут принять

    избрание только под условием прекращения практики. Никто не может быть

    избран два раза подряд. Парламент сохраняет свою власть в течение года.

    Образуя власть законодательную, он путем выборов назначает орган

    исполнительной власти - совет, подчиненный народному представительству.

    Функции этого совета очень ограничены; принятие мер к охранению мира и

    торгового обмена, к установлению прочных гарантий для жизни, свободы и

    собственности граждан в к обложению народа налоговыми тягостями, а также

    издание административных распоряжений, клонящихся к расширению свободы

    граждан, к устранению злоупотреблений и обеспечению государственного

    благосостояния - все это зависит от законодательного собрания. На время

    между двумя сессиями собранием представителей назначается особая

    парламентская комиссия, для надзора за действиями исполнительной власти.

    Все местные власти также выбираются народом на один год, без всякого

    вмешательства со стороны парламента. Свобода совести и печати, равенство

    всех пред законом, с гарантиями личной неприкосновенности в роде суда

    присяжных - неотъемлемые права граждан, ограничивать которые не может даже

    верховная власть народа. Этим, в сущности, вводилось и отделение церкви от

    государства, так как никакая власть не могла принуждать кого бы то ни было

    к доставлению средств на содержание духовенства. От власти законодательной

    и исполнительной левеллеры отделяли судебную власть, вручая ее одним

    присяжным, разрешающим своими приговорами как вопросы факта, так и вопросы

    права, при чем судоговорение должно быть публичным и гласным. Нация не

    должна была иметь иного войска кроме милиции, численный состав которой

    определялся народным представительством. Хотя последнему и предоставлялось

    замещать высшие военные должности, но остальные военные чины должны были

    назначаться и сменяться местными властями тех округов, где расположены

    отряды. Сохраняя исторические основы семьи и собственности, левеллеры

    добивались уничтожения всех остатков феодализма, стояли за народные формы

    землевладения, за вечнонаследственную аренду, признавали равенство всех

    пред налогом и обложение каждого сообразно его имуществу, восставали против

    привилегий и монополий и стремились к свободе торговой и промышленной

    деятельности. В виду агитации левеллеров, в армии запрещены были сборища;

    это усилило движение, захватившее собою и другие классы общества. 6 мая

    1649 г. в Бэнбери и Салисбери вспыхнуло восстание, под начальством капитана

    Томпсона. Сильное волнение происходило в то же время в Оксфорде, Глостере и

    др. местах. Скоро, однако, инсургенты потерпели поражение при Берфирде, а к

    концу мая организованное восстание левеллеров могло считаться совершенно

    усмиренным. Несколько месяцев спустя (6 сент.) вспыхнуло новое восстание в

    Оксфорде, но и оно через десять дней было вполне подавлено.

    Новаторским является выдвинутый левеллерами тезис: в целях

    предотвращения узурпации власти, во имя сохранения свободы народа

    необходимо избежать сосредоточения всех публично – властных полномочий в

    одних руках, даже если это будут руки законодателей.

    В политической программе левеллеров отчетливо видна платформа

    буржуазной революционной демократии.

    Рассматривая систему взглядов левеллеров на государство и право, мы

    знакомимся с идейными истоками многих последующих демократических доктрин

    17 – 18 вв.

    Заслуга левеллеров состоит в раскрытии тех политическо –

    организационных и правовых условий, при которых государство,

    законодательство Нового времени способны служить интересам общества,

    гарантировать права и свободы личности, выступать факторами социального

    прогресса.

    2. Политико правовое учение Гоббса.

    Борьба граждан с верховной властью и королей с парламентом в середине

    17 века в Англии обусловили интерес к гражданским правам и праву власти.

    Т. Гоббс выступил врагом революции и на основании естественного закона

    стремился утвердить права верховной власти династии Стюартов против

    овавшихся подданных.

    Взгляды Т. Гоббса на природу человека и причины, заставляющие людей

    объединяться в общество, сущность политических обязательств и

    легитимность разных форм правления формировались под влиянием размышлений о

    падении Афин (он перевел "Пелопонесские войны" Фукидида) и хаосе

    гражданской войны в Англии.

    Мыслитель исходил из того, что наука о гражданине, обществе и

    государстве имеет своим предметом движения, совершающиеся в душе людей и

    определяющие взаимные отношения. Основная причина человеческих действий

    состоит в вечном и непрерывном желании власти, которое прекращается только

    со смертью. В качестве метода исследования используется дедуктивный.

    Трактат "О гражданине " (1642-1646) заключает все существенное и

    отличается последовательностью выводов. "Левиафан, или материя, форма и

    власть государства церковного и гражданского" (1651) представляет

    популярное изложение идей первого трактата.

    Учение Гоббса о гражданине основывается на принципах индивидуализма.

    Эгоистические стремления составляют основу человеческой природы. В

    обществе человек ищет, прежде всего, собственного блага. Между людьми, не

    сдерживаемыми верховной властью, господствует страх. Причина опасений

    заключается отчасти в естественном равенстве людей, вследствие которого

    даже слабейший может убить сильнейшего, отчасти также в соперничестве, но

    главным образом в стремлении к приобретению благ, которыми все не могут

    пользоваться сообща. Это стремление проистекает из самых коренных свойств

    человеческой природы. Каждый ищет для себя добра и избегает зла, особенно

    смерти. Это стремление столь же естественно, как падение камня вниз.

    Гоббс опровергает убеждение Г. Гроция в общительной природе человека.

    Люди соединяются с другими не ради самого общения, а ради выгод, какие

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.