Политическая идеология
протекционизм, политическое вмешательство в экономику. Основную функцию
государства либералы того времени видели в охране частной собственности,
установлении общих рамок свободной конкуренции, охране порядка и контроле
за законопослушанием граждан, а также в защите внешнеполитического
суверенитета страны. Государство - это всего лишь "ночной сторож". Лозунг
"Анархия плюс констебль" хорошо отражал суть этой точки зрения.
Наиболее последовательную концепцию либеральной демократии и
конституционализма сформулировал один из ведущих идеологов американской
буржуазной революции Т.Пейн. Пейн считал государство необходимым злом: чем
оно меньше, тем лучше для общества. Наделенные неотъемлемыми правами,
свободные и равные от природы индивиды предшествуют государству как в
прошлом, так и в настоящем и будущем. Государство считается законным и
цивилизованным лишь в том случае, если оно образовано на основе активного
согласия граждан, конституционно оформлено и зафиксировано с помощью
парламентских представительных механизмов. Такое представительство и такое
правительство не имеют каких-либо особых прав, они имеют только обязанности
перед своими гражданами.
В демократическом представительном правлении либералы видели достаточно
эффективный механизм защиты интересов личности и общества. Теоретики
либерализма, в частности, Дж.Локк и особенно последователи Ш.-Л.Монтескье,
обосновали принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и
судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Система
сдержек и противовесов рассматривалась как препятствие к узурпации власти
кем бы тони было, будь то личность, партия, ветвь власти или большинство.
Демократическое большинство, не ограниченное ничем, тоже может стать
деспотом, считали либералы. Поэтому в демократии должен существовать центр
сопротивления демократии, т.е. выборному деспотизму большинства. Права
меньшинства должны быть гарантированы. По сути дела, либералы отстаивали
право на политическую оппозицию.
В духовной сфере либерализм склонялся к терпимости и компромиссу.
Свобода мнения и слова для либерала важнейший принцип жизнедеятельности.
Либерализм сыграл огромную роль в разрушении страх идеологических
ценностей традиционного общества. Он утвердил новый демократический символ
веры:
- индивидуализм, который видит основную задачу общества и государства в
обеспечении каждому индивиду возможностей для развития его способностей;
- свобода, которая должна обеспечиваться в рамках закона в максимально
возможных пределах для каждого индивида;
- равенство, как утверждение того, что все люди равны от природы и имею
равные права и возможности; - братство, понимаемое как сотрудничество людей
в создании благополучного общества и отказ от использования своей свободы
во зло другим.
Либеральный реформизм
Идеология классического либерализма начала видоизменяться в XIX
веке. Либерализм эволюционировал в сторону либерального реформизма. Одним
из первых среди идеологов либерализма, увидевшим необходимость и
перспективность этой стратегии, был Дж.Ст.Милль (1806-1877 гг.), который
уже в середине XIX века указывал на необходимость гибкой социальной
политики, направленной на сглаживание тех неровностей, которыми судьба
несправедливо наделила человечество, но в рамках ныне существующего
общественного порядка.
Под сомнение был поставлен и принцип невмешательства государства в
сферу рыночной экономики. Государственное регулирование экономики и реформы
стали рассматриваться как необходимое условие совершенствования общества и
разрешение его противоречий.
Тенденция развития бурного реформизма становится заметной с 70-х годов
XIX века. Реформами в области избирательного взимания подоходного налога,
развитием антитрестовского и трудового законодательства отмечен этот период
в США, Англии Франции Германии. Вмешательство государства в экономику
усилилось в годы первой мировой войны и особенно во время мирового кризиса
(1929-1933 гг.)
Огромный вклад в формирование доктрины либерального реформизма внес
английский экономист Дж.Кейнс (1883-1946 гг.). Его программа,
сформулированная под воздействием мирового экономического кризиса, включала
в себя активное вмешательство государства в социально-экономическую сферу,
в частности, всемерное увеличение расходов государства, расширение
общественных работ, инфляционную и цикличную налоговую политику, цикличное
балансирование бюджета, достижение баланса "спроса" и "полной занятости" и
др. Свое политическое воплощение либеральный реформизм по Кейнсу получил в
новом курсе президента Ф.Д.Рузвельта, благодаря чему США вышли из
экономического кризиса и успешно осуществили глубокую экономическую
перестройку общества.
"Звездный час" либерального реформизма в США приходится на 60-е годы ХХ
века, на период правления администрации Дж.Кеннедии и Л.Джонсона.
Идеологами либерального реформизма была выдвинута концепция "государства
благосостояния", которая отражала новую роль государства в социальной сфере
западных стран. Социальная политика в капиталистических странах стала
важнейшей сферой деятельности государства, ассигнования на социальные нужды
выросли в гигантских размерах. Оптимистическая целеустремленность идеологов
и политиков была связана с успехами научно-технической революции и
экономическим ростом. Казалось, что наступила эра технических ответов на
социальлные вопросы, и экономический рост при рациональной политике решит,
наконец, социональные вопросы и покончит с бедностью.
Социальный либерализм действительно сумел разрешить многие вопросы,
связанные с образованием, медицинским обслуживанием, социальным
страхованием занятостью, правами меньшинства, расширением участия граждан в
политическом процессе. Но безработица и бедность остались, хотя в размерах,
не сравнимых с XIX веком. Социальный либерализм породил и новые проблемы.
Разрастание государственных общественных политик приводило к росту
бюрократических структур и бюрократизации политики. Увеличение социальных
программ породило своеобразную "революцию растущих притязаний" и граждане
стали смотреть на государство как на орган, который все права в том числе и
социальные, должен им обеспечить во все возрастающих размерах. Возникли и
многие другие проблемы, требовавшие новых идеологических подходов в 80-е
годы XX века.
Несмотря на существенные отличия, либеральный реформизм не порвал
идеологической связи с классическим либерализмом. Мостом между старым и
новым либерализмом стала приверженность индивидуальной свободе, социальному
прогрессу, политическому плюрализму и демократии. Только теперь достижение
всего этого признавалось невозможным без государственного вмешательства,
так как только государство, являясь, с точки зрения либералов, органом
надклассовым, способно выступить беспристрастным посредником между
социальными интересами и действовать ради общего блага и во имя свободы
каждого.
Заслуга либеральной идеологии в том, что она утверждала индивидуально-
личностное начало бытия. Эта идеология сумела донести в качестве
универсальных, общецивилизованных по своей сути ценностей – демократию,
свободу и самоценность человеческого Я. Либерализм изменил политическую
практику и политический язык, привил новую правовую культуру, новое
правосознание, служил делу создания гражданского общества и правового
государства.
Таким образом, либеральная идеология представляет собой достаточно
цельную теоретическую конструкцию, имеющую ряд признаков. В экономике - это
обоснование экономической свободы и права собственности; в социальных
отношениях - равенство возможностей; в политике - защита представительной,
плюралистической демократии; в духовной жизни - свобода мысли и слова; в
религии - антиклерикализм; в морали - индивидуализм. Современный либерализм
является выразителем интересов среднего класса. Как идеология современный
либерализм, подобно классическому либерализму, выступает за динамичное,
ориентированное на социальный прогресс общество, в котором личностный
фактор, личные заслуги и результаты находились бы на первом плане. Эта
идеология требует от личности максимальной реализации своих способностей,
желания брать на себя ответственность за собственную судьбу, не рассчитывая
на благотворительность и гарантии государства-покровителя.
Социалистическая идеология
Социалистическая идеология имеет длительную историю. Однако термин
"социализм" впервые появился в общественной литературе только в 30-е годы
XIX века. Литературное авторство приписывается французскому теоретику Пьеру
Леру, который в 1834 году написал статью "Об индивидуализме и социализме".
Идеи, которые позже стали называть социалистическими, появились в XVI
веке. Они отражали стихийный протест эксплуатируемых слоев периода
первоначального накопления капитала. Эти теории об идеальном общественном
строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию,
поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную
собственность, стали называть утопическим социализмом. Его
основоположниками являются англичанин Томас Мор (1478-1535 гг.), автор
книги "Утопия" и итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.), написавший
"Город Солнца". Они считали, что именно общественная собственность создает
условия для справедливого распределения, равенства, благополучия и
социального мира. Социальное равенство рассматривалось как высшее благо и
для личности и для общества.
На протяжении ХVII-ХIХ вв. много теоретиков пытались открыть формулу
идеального общества, так как капитализм, создав мир, переполненный
богатством, все-таки изобиловал нищетой. Наибольший вклад в разработку
социалистических концепций утопической направленности внесли французы А.Сен-
Симон (1760-1825 гг.), Шарль Фурье (1772-1837 гг.) и англичанин Роберт Оуэн
(1771-1858 гг.). Их воззрения формировались под воздействием Великой
Французской революции и бурного развития промышленного капитала. Взгляды
теоретиков утопического социализма весьма значительно расходились между
собой по многим вопросам, но все они считали, что в обществе уже есть
условия для немедленной реформы строя на справедливых условиях, чтобы
покончить с неравенством, бедностью и пороками. Инициатива преобразований
должна идти сверху от имущих, которые обязаны помочь бедным и сделать всех
счастливее. Социалистическая идеология целеустремленно защищала интересы
трудящихся, социальный прогресс и верила в прекрасное будущее человечества.
В этот период возникает и крайнее проявление социализма -
коммунистическая идеология. Коммунистическая идеология была более
последовательной в стремлении преобразовать общество на основе равенства
посредством установления общественной собственности на средства
производства, а иногда и на предметы потребления.
Теоретики утопического социализма сформулировали основные принципы
организации будущего справедливого общества: от каждого по его
способностям, каждой способности по ее делам; всестороннего и
гармонического развития личности; ликвидации различий между городом и
деревней; разнообразия и смены физического и духовного труда; свободного
развитие каждого как условия свободного развития всех. Социалисты-утописты
считали, что либо все люди должны быть счастливы, либо никто.
Социалистический строй должен предоставлять реальную возможность быть
счастливым каждому. Идеология социалистов начала XIX века была проникнута
эмоционально-образным представлением о будущем и напоминала социальную
поэзию.
Представители утопического социализма и коммунизма по-разному
относились к методам реализации своих идей. Сен-Симон и Фурье считали, что
главный путь - реформы, и святое дело бедных - это и дело богатых. Другие,
например, Мабли, Мелье, Бабеф призывали трудящихся к революции.
Марксизм как идеология пролетариата
В 40-е годы XIX века возникает марксизм как теоретическое выражение
пролетарского движения. К.Маркс (1818-1883 гг.) и Ф.Энгельс (1820-1895 гг.)
создали философскую, экономическую и социально-политическую теорию, которая
оказала огромное влияние на историю человечества второй половины XIX и ХX
веков. Марксизм и коммунистическая идеология стали синонимами.
Коммунистическое общество в марксистском понимании - это не открытая
идеальная модель счастливого строя, в закономерный результат прогресса
цивилизации. Капитализм сам создает предпосылки для социальной революции,
ликвидации частной собственности и перехода к социализму. Главное
противоречие, которое взрывает капитализм изнутри - это противоречие между
общественным характером труда, сформированным промышленностью и рынком, и
частной собственностью на средства производства. Капитализм, как считали
марксисты, создает и своего социального могильщика - пролетариат.
Освобождение пролетариата - лейтмотив социальной революции. Но, освобождая
себя, пролетариат освобождает и всех трудящихся от любых форм эксплуатации.
Достижение социализма возможно лишь в результате исторического творчества
пролетариата, совершения пролетарской революции и установления диктатуры
пролетариата. Лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" стал
мобилизующим призывом в борьбе с эксплуататорами. Марксизм как идеология
превратил социализм в борьбу миллионов, на многие десятилетия эта идеология
стала духовным оружием эксплуатируемых и угнетенных.
Развитие коммунистической формации проходит, считали Маркс и Энгельс,
ряд этапов: переходной период, социализм и собственно коммунизм. Это
длительный процесс пересоздания жизни общества на подлинно гуманистических
началах, когда человек становится высшим существом для человека. Коммунизм
в своем высшем развитии - это общество свободных сознательных тружеников,
где установится общественное самоуправление, а государство отомрет, где не
будет классов, и социальное равенство достигнет воплощения в принципе "От
каждого по способностям, каждому - по потребностям". В марксистской
трактовке коммунизма есть движение к безграничному расцвету личности в
условиях свободы от эксплуатации, это начало подлинной истории
человечества.
Революционный пафос марксизма нашел свое воплощение в теории и практике
ленинизма, который стал теоретической основой пролетарской революции в
России и социалистического строительства в СССР.
Несмотря на серьезные поражения, вызванные распадом Советского Союза,
ликвидацией Восточного блока социалистических государств, ортодоксальный
марксизм сохраняет значительное влияние на отдельные социальные группы в
постсоветском обществе. Это обусловлено притягательностью идей социального
равенства, справедливости и социальных гарантий со стороны государства на
труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, жилье.
Одновременно с революционным направлением в социалистической мысли
формировалось и другое направление, которое тоже опиралось на марксизм, но
пыталось приспособиться к новым историческим реалиям не путем форсированной
революционности, а путем социальных реформ. В XX веке это направление стало
называться социал-демократическим в противовес коммунистическому.
Демократический социализм
Идеология современной социал-демократии своими корнями восходит к
реформистскому течению во II Интернационале (1889-1914 гг.),
представленному Э.Бернштейном, Вандервельде, Фольмаром, Жоресом и др., к
воззрениям теоретиков Рабочего Социалистического Интернационала,
существовавшего в межвоенный период; концепциям либерального реформизма,
среди которых особое место принадлежит кейнсианству.
Особенностью идеологии социал-демократов является реформизм,
обоснование политики регулирования и перераспределения доходов в эффективно
работающей рыночной экономике. Один из крупнейших теоретиков II
Интернационала Э.Бернштейн отрицал неизбежность крушения капитализма и
всякую связь наступления социализма с этим крушением. Социализм не сводится
к замене частной собственности общественной, считал Бернштейн. Путь к
социализму - это поиск новых "товарищеских форм производства" в условиях
мирного развития капиталистической экономики и политической демократии.
"Конечная цель - ничто, движение - все" - таким стал лозунг реформистского
социализма.
Современная концепция "демократического социализма" в основных своих
чертах была создана в 50-е годы в результате принятия Декларации принципов
Социалистического Интернационала на международной конференции
социалистических партий во Франкфурте-на-Майне в 1951 году.
"Демократический социализм", согласно программным документам социал-
демократии, - это путь, который отличается и от капитализма, и от
"реального социализма". Капитализм, по мнению социал-демократов, развил
огромные производительные силы, однако поставил права собственности над
правами человека. Коммунисты же, там, где они пришли к власти, уничтожили
свободу, создали новое классовое общество и неэффективную экономику,
основанную на принудительном труде.
Социал-демократы одинаковое значение придают как принципу личной
Страницы: 1, 2, 3
|