МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политическая идеология

    протекционизм, политическое вмешательство в экономику. Основную функцию

    государства либералы того времени видели в охране частной собственности,

    установлении общих рамок свободной конкуренции, охране порядка и контроле

    за законопослушанием граждан, а также в защите внешнеполитического

    суверенитета страны. Государство - это всего лишь "ночной сторож". Лозунг

    "Анархия плюс констебль" хорошо отражал суть этой точки зрения.

    Наиболее последовательную концепцию либеральной демократии и

    конституционализма сформулировал один из ведущих идеологов американской

    буржуазной революции Т.Пейн. Пейн считал государство необходимым злом: чем

    оно меньше, тем лучше для общества. Наделенные неотъемлемыми правами,

    свободные и равные от природы индивиды предшествуют государству как в

    прошлом, так и в настоящем и будущем. Государство считается законным и

    цивилизованным лишь в том случае, если оно образовано на основе активного

    согласия граждан, конституционно оформлено и зафиксировано с помощью

    парламентских представительных механизмов. Такое представительство и такое

    правительство не имеют каких-либо особых прав, они имеют только обязанности

    перед своими гражданами.

    В демократическом представительном правлении либералы видели достаточно

    эффективный механизм защиты интересов личности и общества. Теоретики

    либерализма, в частности, Дж.Локк и особенно последователи Ш.-Л.Монтескье,

    обосновали принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и

    судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Система

    сдержек и противовесов рассматривалась как препятствие к узурпации власти

    кем бы тони было, будь то личность, партия, ветвь власти или большинство.

    Демократическое большинство, не ограниченное ничем, тоже может стать

    деспотом, считали либералы. Поэтому в демократии должен существовать центр

    сопротивления демократии, т.е. выборному деспотизму большинства. Права

    меньшинства должны быть гарантированы. По сути дела, либералы отстаивали

    право на политическую оппозицию.

    В духовной сфере либерализм склонялся к терпимости и компромиссу.

    Свобода мнения и слова для либерала важнейший принцип жизнедеятельности.

    Либерализм сыграл огромную роль в разрушении страх идеологических

    ценностей традиционного общества. Он утвердил новый демократический символ

    веры:

    - индивидуализм, который видит основную задачу общества и государства в

    обеспечении каждому индивиду возможностей для развития его способностей;

    - свобода, которая должна обеспечиваться в рамках закона в максимально

    возможных пределах для каждого индивида;

    - равенство, как утверждение того, что все люди равны от природы и имею

    равные права и возможности; - братство, понимаемое как сотрудничество людей

    в создании благополучного общества и отказ от использования своей свободы

    во зло другим.

    Либеральный реформизм

    Идеология классического либерализма начала видоизменяться в XIX

    веке. Либерализм эволюционировал в сторону либерального реформизма. Одним

    из первых среди идеологов либерализма, увидевшим необходимость и

    перспективность этой стратегии, был Дж.Ст.Милль (1806-1877 гг.), который

    уже в середине XIX века указывал на необходимость гибкой социальной

    политики, направленной на сглаживание тех неровностей, которыми судьба

    несправедливо наделила человечество, но в рамках ныне существующего

    общественного порядка.

    Под сомнение был поставлен и принцип невмешательства государства в

    сферу рыночной экономики. Государственное регулирование экономики и реформы

    стали рассматриваться как необходимое условие совершенствования общества и

    разрешение его противоречий.

    Тенденция развития бурного реформизма становится заметной с 70-х годов

    XIX века. Реформами в области избирательного взимания подоходного налога,

    развитием антитрестовского и трудового законодательства отмечен этот период

    в США, Англии Франции Германии. Вмешательство государства в экономику

    усилилось в годы первой мировой войны и особенно во время мирового кризиса

    (1929-1933 гг.)

    Огромный вклад в формирование доктрины либерального реформизма внес

    английский экономист Дж.Кейнс (1883-1946 гг.). Его программа,

    сформулированная под воздействием мирового экономического кризиса, включала

    в себя активное вмешательство государства в социально-экономическую сферу,

    в частности, всемерное увеличение расходов государства, расширение

    общественных работ, инфляционную и цикличную налоговую политику, цикличное

    балансирование бюджета, достижение баланса "спроса" и "полной занятости" и

    др. Свое политическое воплощение либеральный реформизм по Кейнсу получил в

    новом курсе президента Ф.Д.Рузвельта, благодаря чему США вышли из

    экономического кризиса и успешно осуществили глубокую экономическую

    перестройку общества.

    "Звездный час" либерального реформизма в США приходится на 60-е годы ХХ

    века, на период правления администрации Дж.Кеннедии и Л.Джонсона.

    Идеологами либерального реформизма была выдвинута концепция "государства

    благосостояния", которая отражала новую роль государства в социальной сфере

    западных стран. Социальная политика в капиталистических странах стала

    важнейшей сферой деятельности государства, ассигнования на социальные нужды

    выросли в гигантских размерах. Оптимистическая целеустремленность идеологов

    и политиков была связана с успехами научно-технической революции и

    экономическим ростом. Казалось, что наступила эра технических ответов на

    социальлные вопросы, и экономический рост при рациональной политике решит,

    наконец, социональные вопросы и покончит с бедностью.

    Социальный либерализм действительно сумел разрешить многие вопросы,

    связанные с образованием, медицинским обслуживанием, социальным

    страхованием занятостью, правами меньшинства, расширением участия граждан в

    политическом процессе. Но безработица и бедность остались, хотя в размерах,

    не сравнимых с XIX веком. Социальный либерализм породил и новые проблемы.

    Разрастание государственных общественных политик приводило к росту

    бюрократических структур и бюрократизации политики. Увеличение социальных

    программ породило своеобразную "революцию растущих притязаний" и граждане

    стали смотреть на государство как на орган, который все права в том числе и

    социальные, должен им обеспечить во все возрастающих размерах. Возникли и

    многие другие проблемы, требовавшие новых идеологических подходов в 80-е

    годы XX века.

    Несмотря на существенные отличия, либеральный реформизм не порвал

    идеологической связи с классическим либерализмом. Мостом между старым и

    новым либерализмом стала приверженность индивидуальной свободе, социальному

    прогрессу, политическому плюрализму и демократии. Только теперь достижение

    всего этого признавалось невозможным без государственного вмешательства,

    так как только государство, являясь, с точки зрения либералов, органом

    надклассовым, способно выступить беспристрастным посредником между

    социальными интересами и действовать ради общего блага и во имя свободы

    каждого.

    Заслуга либеральной идеологии в том, что она утверждала индивидуально-

    личностное начало бытия. Эта идеология сумела донести в качестве

    универсальных, общецивилизованных по своей сути ценностей – демократию,

    свободу и самоценность человеческого Я. Либерализм изменил политическую

    практику и политический язык, привил новую правовую культуру, новое

    правосознание, служил делу создания гражданского общества и правового

    государства.

    Таким образом, либеральная идеология представляет собой достаточно

    цельную теоретическую конструкцию, имеющую ряд признаков. В экономике - это

    обоснование экономической свободы и права собственности; в социальных

    отношениях - равенство возможностей; в политике - защита представительной,

    плюралистической демократии; в духовной жизни - свобода мысли и слова; в

    религии - антиклерикализм; в морали - индивидуализм. Современный либерализм

    является выразителем интересов среднего класса. Как идеология современный

    либерализм, подобно классическому либерализму, выступает за динамичное,

    ориентированное на социальный прогресс общество, в котором личностный

    фактор, личные заслуги и результаты находились бы на первом плане. Эта

    идеология требует от личности максимальной реализации своих способностей,

    желания брать на себя ответственность за собственную судьбу, не рассчитывая

    на благотворительность и гарантии государства-покровителя.

    Социалистическая идеология

    Социалистическая идеология имеет длительную историю. Однако термин

    "социализм" впервые появился в общественной литературе только в 30-е годы

    XIX века. Литературное авторство приписывается французскому теоретику Пьеру

    Леру, который в 1834 году написал статью "Об индивидуализме и социализме".

    Идеи, которые позже стали называть социалистическими, появились в XVI

    веке. Они отражали стихийный протест эксплуатируемых слоев периода

    первоначального накопления капитала. Эти теории об идеальном общественном

    строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию,

    поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную

    собственность, стали называть утопическим социализмом. Его

    основоположниками являются англичанин Томас Мор (1478-1535 гг.), автор

    книги "Утопия" и итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.), написавший

    "Город Солнца". Они считали, что именно общественная собственность создает

    условия для справедливого распределения, равенства, благополучия и

    социального мира. Социальное равенство рассматривалось как высшее благо и

    для личности и для общества.

    На протяжении ХVII-ХIХ вв. много теоретиков пытались открыть формулу

    идеального общества, так как капитализм, создав мир, переполненный

    богатством, все-таки изобиловал нищетой. Наибольший вклад в разработку

    социалистических концепций утопической направленности внесли французы А.Сен-

    Симон (1760-1825 гг.), Шарль Фурье (1772-1837 гг.) и англичанин Роберт Оуэн

    (1771-1858 гг.). Их воззрения формировались под воздействием Великой

    Французской революции и бурного развития промышленного капитала. Взгляды

    теоретиков утопического социализма весьма значительно расходились между

    собой по многим вопросам, но все они считали, что в обществе уже есть

    условия для немедленной реформы строя на справедливых условиях, чтобы

    покончить с неравенством, бедностью и пороками. Инициатива преобразований

    должна идти сверху от имущих, которые обязаны помочь бедным и сделать всех

    счастливее. Социалистическая идеология целеустремленно защищала интересы

    трудящихся, социальный прогресс и верила в прекрасное будущее человечества.

    В этот период возникает и крайнее проявление социализма -

    коммунистическая идеология. Коммунистическая идеология была более

    последовательной в стремлении преобразовать общество на основе равенства

    посредством установления общественной собственности на средства

    производства, а иногда и на предметы потребления.

    Теоретики утопического социализма сформулировали основные принципы

    организации будущего справедливого общества: от каждого по его

    способностям, каждой способности по ее делам; всестороннего и

    гармонического развития личности; ликвидации различий между городом и

    деревней; разнообразия и смены физического и духовного труда; свободного

    развитие каждого как условия свободного развития всех. Социалисты-утописты

    считали, что либо все люди должны быть счастливы, либо никто.

    Социалистический строй должен предоставлять реальную возможность быть

    счастливым каждому. Идеология социалистов начала XIX века была проникнута

    эмоционально-образным представлением о будущем и напоминала социальную

    поэзию.

    Представители утопического социализма и коммунизма по-разному

    относились к методам реализации своих идей. Сен-Симон и Фурье считали, что

    главный путь - реформы, и святое дело бедных - это и дело богатых. Другие,

    например, Мабли, Мелье, Бабеф призывали трудящихся к революции.

    Марксизм как идеология пролетариата

    В 40-е годы XIX века возникает марксизм как теоретическое выражение

    пролетарского движения. К.Маркс (1818-1883 гг.) и Ф.Энгельс (1820-1895 гг.)

    создали философскую, экономическую и социально-политическую теорию, которая

    оказала огромное влияние на историю человечества второй половины XIX и ХX

    веков. Марксизм и коммунистическая идеология стали синонимами.

    Коммунистическое общество в марксистском понимании - это не открытая

    идеальная модель счастливого строя, в закономерный результат прогресса

    цивилизации. Капитализм сам создает предпосылки для социальной революции,

    ликвидации частной собственности и перехода к социализму. Главное

    противоречие, которое взрывает капитализм изнутри - это противоречие между

    общественным характером труда, сформированным промышленностью и рынком, и

    частной собственностью на средства производства. Капитализм, как считали

    марксисты, создает и своего социального могильщика - пролетариат.

    Освобождение пролетариата - лейтмотив социальной революции. Но, освобождая

    себя, пролетариат освобождает и всех трудящихся от любых форм эксплуатации.

    Достижение социализма возможно лишь в результате исторического творчества

    пролетариата, совершения пролетарской революции и установления диктатуры

    пролетариата. Лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" стал

    мобилизующим призывом в борьбе с эксплуататорами. Марксизм как идеология

    превратил социализм в борьбу миллионов, на многие десятилетия эта идеология

    стала духовным оружием эксплуатируемых и угнетенных.

    Развитие коммунистической формации проходит, считали Маркс и Энгельс,

    ряд этапов: переходной период, социализм и собственно коммунизм. Это

    длительный процесс пересоздания жизни общества на подлинно гуманистических

    началах, когда человек становится высшим существом для человека. Коммунизм

    в своем высшем развитии - это общество свободных сознательных тружеников,

    где установится общественное самоуправление, а государство отомрет, где не

    будет классов, и социальное равенство достигнет воплощения в принципе "От

    каждого по способностям, каждому - по потребностям". В марксистской

    трактовке коммунизма есть движение к безграничному расцвету личности в

    условиях свободы от эксплуатации, это начало подлинной истории

    человечества.

    Революционный пафос марксизма нашел свое воплощение в теории и практике

    ленинизма, который стал теоретической основой пролетарской революции в

    России и социалистического строительства в СССР.

    Несмотря на серьезные поражения, вызванные распадом Советского Союза,

    ликвидацией Восточного блока социалистических государств, ортодоксальный

    марксизм сохраняет значительное влияние на отдельные социальные группы в

    постсоветском обществе. Это обусловлено притягательностью идей социального

    равенства, справедливости и социальных гарантий со стороны государства на

    труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, жилье.

    Одновременно с революционным направлением в социалистической мысли

    формировалось и другое направление, которое тоже опиралось на марксизм, но

    пыталось приспособиться к новым историческим реалиям не путем форсированной

    революционности, а путем социальных реформ. В XX веке это направление стало

    называться социал-демократическим в противовес коммунистическому.

    Демократический социализм

    Идеология современной социал-демократии своими корнями восходит к

    реформистскому течению во II Интернационале (1889-1914 гг.),

    представленному Э.Бернштейном, Вандервельде, Фольмаром, Жоресом и др., к

    воззрениям теоретиков Рабочего Социалистического Интернационала,

    существовавшего в межвоенный период; концепциям либерального реформизма,

    среди которых особое место принадлежит кейнсианству.

    Особенностью идеологии социал-демократов является реформизм,

    обоснование политики регулирования и перераспределения доходов в эффективно

    работающей рыночной экономике. Один из крупнейших теоретиков II

    Интернационала Э.Бернштейн отрицал неизбежность крушения капитализма и

    всякую связь наступления социализма с этим крушением. Социализм не сводится

    к замене частной собственности общественной, считал Бернштейн. Путь к

    социализму - это поиск новых "товарищеских форм производства" в условиях

    мирного развития капиталистической экономики и политической демократии.

    "Конечная цель - ничто, движение - все" - таким стал лозунг реформистского

    социализма.

    Современная концепция "демократического социализма" в основных своих

    чертах была создана в 50-е годы в результате принятия Декларации принципов

    Социалистического Интернационала на международной конференции

    социалистических партий во Франкфурте-на-Майне в 1951 году.

    "Демократический социализм", согласно программным документам социал-

    демократии, - это путь, который отличается и от капитализма, и от

    "реального социализма". Капитализм, по мнению социал-демократов, развил

    огромные производительные силы, однако поставил права собственности над

    правами человека. Коммунисты же, там, где они пришли к власти, уничтожили

    свободу, создали новое классовое общество и неэффективную экономику,

    основанную на принудительном труде.

    Социал-демократы одинаковое значение придают как принципу личной

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.