Политическая идеология
свободы, так и принципам солидарности и справедливости. Традиционная
формула: "Социализм = обобществление + плановая экономика", по мнению
теоретиков социал-демократии, должна быть окончательно отброшена. Критерий
различия между капитализмом и социализмом заключается не в принципах
организации экономики, а в том положении, которое человек занимает в
обществе, в его свободе, праве на участие в принятии решений, значимых для
государства, возможности реализовать себя в различных сферах общественной
жизни.
Составными частями концепции "демократического социализма" являются
политическая, экономическая и социальная демократия.
Идея политической демократии основывается на принципах свободы и
равенства. Социал-демократы признают возможность существования различных
форм демократии, однако в любом случае основополагающими требованиями
политической демократии должны быть: наличие свободных выборов;
предоставление гражданам действительного выбора между различными
политическими альтернативами; возможность смены правительства мирными
средствами; гарантия прав личности и меньшинства; существование независимой
судебной системы, основанной на верховенстве закона. Демократия в
интерпретации социал-демократов представляется в качестве абсолютной
ценности, имеющей надклассовый характер. Выступая за "чистую" демократию,
социал-демократы понимают государство как верховный социальный институт, в
рамках которого регулируются и примиряются противостоящие социальные
интересы. Государство выступает в качестве главного органа общественных
изменений и прогрессивного развития.
Давая обоснование экономической демократии, социал-демократы
подчеркивали в своих официальных документах, что выступают за общественную
собственность, но в рамках смешанной экономики. Частная собственность
доступна в определенных секторах экономики. Многообразие форм собственности
должно работать на эффективность производства. Коллективная собственность
не является просто самоцелью, а должна служить инструментом повышения
благосостояния общества.
Приоритет в своей экономической стратегии социал-демократы отдают
рыночным отношениям. Государство, в свою очередь, должно регулировать
рынок: не допускать доминирования на нем только большого бизнеса,
добиваться, чтобы технологии использовались на благо всего общества.
Другими словами, международная социал-демократия признала принцип:
"Конкуренция -насколько возможно, планирование - насколько необходимо".
Достижения экономической демократии увязываются и с развитием
"соучастия" представителей трудящихся в управлении капиталистическими
фирмами, а также с развитием "самоуправления". В целом экономическая сфера
должна отличаться четко выраженной социальной направленностью и быть
подконтрольна обществу, но без утраты эффективности, присущей рыночной
экономике.
Термином "социальная демократий' обозначается качественная сторона
образа жизни людей, которая комплексно характеризует степень социальной
свободы человека, условия и содержание его трудовой деятельности,
доступность системы образования и духовных ценностей, состояние окружающей
среды, бытовые условия. Борьба за социальную демократию - это прежде всего
борьба за более высокое качество жизни.
Социал-демократы в западных странах, находясь у власти или оказывая
влияние на власть, во многом содействовали демократизации общества,
расширению и закреплению прав и свобод трудящихся. Их реальная политика
была близка практике либерального реформизма, но отличалась большей
социальной направленностью и борьбой за социальную справедливость.
Укрепление позиций социал-демократов связано и с тем, что авторитарный
коммунизм оказался путем, усеянным огромными жертвами и вымощенным
экономическими и социальными неудачами. Социал-демократия продолжает искать
равновесие между свободой и социальной справедливостью и стремится к
социальному государству, в котором устранена опасность буйного расцвета
бюрократии, перспективное планирование не связывает общество по рукам и
ногам и личная ответственность всех членов общества ставится на первый
план.
Социалистическая идеология и в революционной, и в реформистской
модификации оказывала и оказывает серьезное влияние на людей труда,
особенно тех, кто работает по найму. Влияние этой идеологии обусловлено
тем, что она нацелена на справедливое общество, без эксплуатации, с равным
социальным статусом граждан. Социализм впервые связал возможность
осуществления высоких гуманистических идеалов с необходимостью отменить
частную собственность и уничтожить эксплуататорское государство.
В идеологическом отношении главное противостояние XX века - борьба
либеральных и социалистических идей. Крах Восточного блока социалистических
государств заставил социалистическую идеологию перейти к обороне. Но
социализм, понимаемый как гуманное, демократическое общество, по-прежнему
остается "открытым вопросом", интеллектуальной и практической задачей,
решения которой сторонники социалистической идеологии пока не имеют.
Общей тенденцией развития социалистической идеологии в конце XX
столетия является либерализация социализма, хотя сохраняют влияние и
радикальные формы - коммунизм и необольшевизм.
Консерватизм
Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское
Просвещение и Великую французскую революцию. Консервативная идеология была
ответом на вызов либерализма и радикализма. Поскольку консерватизм
возникает именно как противопоставление либеральным воззрениям на природу
человека, свободу, равенство и братство, то его не считают самостоятельной,
"чистой" идеологией. Консерватизм трактуется как эпифеномен либерализма,
т.е. явление, сопутствующее либерализму, придаток либерализма. Подобное
рождение консерватизма не помешало ему превратить в достаточно стройную
систему взглядов, которая претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к
современному миру.
Интеллектуальная консервативная традиция была разработана англичанином
Э.Берком (1729-1797 гг.), французами Ж. де Местром (1754-1821 гг.). Л. де
Бональдом (1754-1840 гг.). Они стали основоположниками традиционного
консервативного направления, которое отличалось неприятием нигилистического
характера французской революции XVIII века, буржуазной демократии и
индивидуальной свободы. "Отцы-основатели" политической идеологии
консерватизма выражали интересы аристократии, тех слоев, которых капитализм
лишал устойчивого социального состояния и сословных привилегий.
Оптимистическому взгляду либералов на природу человека, разум и воля
которого в состоянии преобразовать общество на началах свободы,
консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенстве
человеческой природы, в силу чего прекрасные проекты радикального
переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками
установленный порядок. Подлинной "природе" человека, считали консерваторы,
вообще чуждо понятие "свобода". Смысл имеют только конкретно-исторические
свободы, добытые предками, проверенные традициями и принимаемые как
исторической наследие.
Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный
абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и
ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности личности должны формироваться
всеми способами общественного и государственного воздействия и обуздывать
"греховную" природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть
свободной от морали.
Другим важнейшим принципом консерватизма является традиционализм.
Традиционные начала - это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент
любого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на
созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности. Э.Берк
считал, что в любом обществе складывается солидарность поколений. Каждый
политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно
не только перед своими современниками, но и предками, и потомками.
Конструктивному рационализму либералов Э.Берк демонстративно
противопоставлял апологию "предрассудков". Именно в "обычных
предрассудках", в традиции аккумулируется мудрость, унаследованная от
предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.
Традиционализм консервативной идеологии теснейшим образом связан с
политическим реализмом. Консерватизму чужд доктринерский подход.
Политическая практика, как считают консерваторы, не должна опираться на
голые теоретические схемы. Реформы, которые проводятся в обществе, должны
быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей, из плоти
и крови, образ жизни которых, устоявшиеся привычки нельзя внезапно изменить
без больших несчастий. Консерватизм возвращал политической мысли чувство
историчности, отстаивал в бурное революционное время непрерывность
исторического развития и сохранение полезных частей "старого общественного
здания", вместо изобретения абстрактных конструкций на "чистом листе"
революционной истории.
Консерватизм, особенно современный, позитивно относится к идее
равенства людей перед богом. Равенство существует в области морали и
добродетели, возможно даже политическое равенство. Но все формы
консервативной идеологии не приемлют социального равенства, являются
антиэгалитарными. Никакое общество немыслимо без иерархии и, следовательно,
неравенства. Именно в этом основа порядка, соответствующего "природе".
Эгалитаризм же разрушает социальную иерархию, на которой базируется
социальная стабильность. В то же время антиэгалитаризм не означает, что
консерваторы выступают за жесткую пирамидальную структуру социума.
Социальная мобильность по вертикали и по горизонтали важна для
общественного развития. Еще в конце XVIII века Э.Берк сформулировал принцип
меритократии, в соответствии с которым власть должна находиться в руках
достойных людей, выходцев из различных социальных групп. Приняв со временем
политическую демократию, консерваторы стали сторонниками элитарной
демократии, когда демократический механизм дает возможность формировать
профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных.
Достойное - достойным - таков принцип консерваторов применительно к
социальному статусу личности.
Неоконсерватизм
Объективной основой появления неоконсерватизма явился структурный
кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся для
выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией либерального
реформизма, оказались недостаточными. Требовались более радикальные
средства. Рухнула вера в то, что научно-технический прогресс в силу своего
рационального механизма разрешит социальные проблемы. Оказалось, что для
стабилизации общества необходимо прочное моральное подкрепление и
дополнительные средства легитимации. Неоконсерватизм был ответом на "вызов"
кризисного состояния научно-технической цивилизации и ослабление ее духовно-
нравственных устоев. Он оказался более результативным, чем другие
идеологии. Неоконсервативная идеология сильнее стимулировала индивидуальные
достижения, а неоконсервативная политика нашла достаточно эффективные
средства решения экономических и социальных проблем.
В мировоззренческом плане неоконсерватизм выступает за приоритетность
принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как
равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов.
Социальный порядок реализуется прежде всего через общественную иерархию,
которая возникает органически, естественным путем. Защищая идею свободы и
прав человека, неоконсерватизм акцентирует внимание и на обязанностях
человека перед самим собой и перед обществом. Права человека только в
сочетании с осознанием обязанностей и развитым чувством долга
облагораживают личность.
В экономической области неоконсерватизм выступает за ограничение
вмешательства государства в рыночную экономику. Государство обязано
содействовать частной инициативе, а не душить ее. Это содействие возможно с
помощью предоставления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и
предложения на рынке. Будучи противниками патронажного регулирования
экономики, неоконсерваторы делают ставку на личностный фактор: личная
инициатива, личная заинтересованность, личные возможности и личная
ответственность - вот важнейшие и незыблемые ценности эффективно
функционирующей экономики.
Социальная политика неоконсерваторов тесно связана с экономической. Три
основных принципа составляют суть неоконсервативной социальной доктрины:
принцип солидарности, основанный на представлении о единстве труда и
капитала; принцип справедливости, т.е. "справедливое распределение доходов
и собственности", "справедливая заработная плата", "справедливая налоговая
политика" и другие; принцип субси-диарности - помощь для содействия
самопомощи и частной инициативе. В соответствии с этими принципами личности
и небольшие сообщества должна сами решать свои социально-экономические
проблемы, а государству передоверять только те вопросы, которые невозможно
решить подобным образом. Суть социально-экономической политики
неоконсерваторов заключается в создании условий, позволяющих рабочим делать
сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую
самостоятельность и независимость от государственного "социального
попечительства".
Неоконсерваторы считают, что предоставлять социальные блага бесплатно
следует действительно тем, кто в них нуждается, и сам не в состоянии себя
обеспечить. Все остальные граждане должны платить за все услуги, в которых
они имеют необходимость и которыми они пользуются, но получать их в том
виде и такого качества, которого они желают и которое позволяет их
материальный достаток.
Социальное рыночное хозяйство - вот формула неоконсерваторов.
Социальное рыночное хозяйство, с точки зрения современных консерваторов, не
только наиболее удачная экономическая форма, укрепляющая и расширяющая
класс собственников. Оно также лучше всего подходит людям: ставит перед
гражданами задачи, но не распоряжается ими.
В политической сфере неоконсерваторы верны старой консервативной
традиции - демократия должна быть вертикальной, элитарной. Политическая
деятельность - не привилегия и не монополия одной социальной группы, а
именно профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него
соответствующих способностей, призвания и специального образования.
Политикой могут и даже должны интересоваться все, поскольку она касается
всех, и все так или иначе могут участвовать в политической жизни страны, но
быть политиком, работать в политике должны только профессионалы, чтобы
избавить политические решения от дилетантизма, а саму политику от
охлократических тенденций.
Неоконсерватизм впитал в себя принципы классического либерализма,
прежде всего принцип индивидуальной свободы, но сумел увязывать их с
традиционными ценностями, такими как религия, семья, закон и порядок,
децентрализация и самоуправление, этнокультурное многообразие.
Органическая концепция общества, которую сохранил неоконсерватизм,
способствовала восприятию социума как целостности, где поведение индивидов
с их страстями и эгоизмом подчинено сложившимся структурам, ценностям,
традициям. Благодаря этому общество сохраняет устойчивость и обеспечивает
преемственность развития, связь прошлого с будущим.
Заключение
В заключении реферата хотелось бы отметить, что все современные
политические идеологии, отражая конфликты социального бытия, находятся в
постоянном развитии. Идеологии приобретают новые исторические формы,
заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше выполняют роль
мобилизации, организации определенных социальных слоев, направляют их
социальное действие. Так либерализм становится "социалистичнее", а
социализм - "либеральнее". Консерватизм усваивает ценности либерализма.
Современные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира,
движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. Однако это пока не
приводит к утрате их самоидентичности. В идеологиях отражается и социальный
интерес и поиск более реалистичных и эффективных программ общественного
развития. Конкуренция сил, претендующих на власть, как и конкуренция
идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна
из гарантий его демократических тенденций.
Список литературы
Страницы: 1, 2, 3
|