МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политическая идеология

    свободы, так и принципам солидарности и справедливости. Традиционная

    формула: "Социализм = обобществление + плановая экономика", по мнению

    теоретиков социал-демократии, должна быть окончательно отброшена. Критерий

    различия между капитализмом и социализмом заключается не в принципах

    организации экономики, а в том положении, которое человек занимает в

    обществе, в его свободе, праве на участие в принятии решений, значимых для

    государства, возможности реализовать себя в различных сферах общественной

    жизни.

    Составными частями концепции "демократического социализма" являются

    политическая, экономическая и социальная демократия.

    Идея политической демократии основывается на принципах свободы и

    равенства. Социал-демократы признают возможность существования различных

    форм демократии, однако в любом случае основополагающими требованиями

    политической демократии должны быть: наличие свободных выборов;

    предоставление гражданам действительного выбора между различными

    политическими альтернативами; возможность смены правительства мирными

    средствами; гарантия прав личности и меньшинства; существование независимой

    судебной системы, основанной на верховенстве закона. Демократия в

    интерпретации социал-демократов представляется в качестве абсолютной

    ценности, имеющей надклассовый характер. Выступая за "чистую" демократию,

    социал-демократы понимают государство как верховный социальный институт, в

    рамках которого регулируются и примиряются противостоящие социальные

    интересы. Государство выступает в качестве главного органа общественных

    изменений и прогрессивного развития.

    Давая обоснование экономической демократии, социал-демократы

    подчеркивали в своих официальных документах, что выступают за общественную

    собственность, но в рамках смешанной экономики. Частная собственность

    доступна в определенных секторах экономики. Многообразие форм собственности

    должно работать на эффективность производства. Коллективная собственность

    не является просто самоцелью, а должна служить инструментом повышения

    благосостояния общества.

    Приоритет в своей экономической стратегии социал-демократы отдают

    рыночным отношениям. Государство, в свою очередь, должно регулировать

    рынок: не допускать доминирования на нем только большого бизнеса,

    добиваться, чтобы технологии использовались на благо всего общества.

    Другими словами, международная социал-демократия признала принцип:

    "Конкуренция -насколько возможно, планирование - насколько необходимо".

    Достижения экономической демократии увязываются и с развитием

    "соучастия" представителей трудящихся в управлении капиталистическими

    фирмами, а также с развитием "самоуправления". В целом экономическая сфера

    должна отличаться четко выраженной социальной направленностью и быть

    подконтрольна обществу, но без утраты эффективности, присущей рыночной

    экономике.

    Термином "социальная демократий' обозначается качественная сторона

    образа жизни людей, которая комплексно характеризует степень социальной

    свободы человека, условия и содержание его трудовой деятельности,

    доступность системы образования и духовных ценностей, состояние окружающей

    среды, бытовые условия. Борьба за социальную демократию - это прежде всего

    борьба за более высокое качество жизни.

    Социал-демократы в западных странах, находясь у власти или оказывая

    влияние на власть, во многом содействовали демократизации общества,

    расширению и закреплению прав и свобод трудящихся. Их реальная политика

    была близка практике либерального реформизма, но отличалась большей

    социальной направленностью и борьбой за социальную справедливость.

    Укрепление позиций социал-демократов связано и с тем, что авторитарный

    коммунизм оказался путем, усеянным огромными жертвами и вымощенным

    экономическими и социальными неудачами. Социал-демократия продолжает искать

    равновесие между свободой и социальной справедливостью и стремится к

    социальному государству, в котором устранена опасность буйного расцвета

    бюрократии, перспективное планирование не связывает общество по рукам и

    ногам и личная ответственность всех членов общества ставится на первый

    план.

    Социалистическая идеология и в революционной, и в реформистской

    модификации оказывала и оказывает серьезное влияние на людей труда,

    особенно тех, кто работает по найму. Влияние этой идеологии обусловлено

    тем, что она нацелена на справедливое общество, без эксплуатации, с равным

    социальным статусом граждан. Социализм впервые связал возможность

    осуществления высоких гуманистических идеалов с необходимостью отменить

    частную собственность и уничтожить эксплуататорское государство.

    В идеологическом отношении главное противостояние XX века - борьба

    либеральных и социалистических идей. Крах Восточного блока социалистических

    государств заставил социалистическую идеологию перейти к обороне. Но

    социализм, понимаемый как гуманное, демократическое общество, по-прежнему

    остается "открытым вопросом", интеллектуальной и практической задачей,

    решения которой сторонники социалистической идеологии пока не имеют.

    Общей тенденцией развития социалистической идеологии в конце XX

    столетия является либерализация социализма, хотя сохраняют влияние и

    радикальные формы - коммунизм и необольшевизм.

    Консерватизм

    Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское

    Просвещение и Великую французскую революцию. Консервативная идеология была

    ответом на вызов либерализма и радикализма. Поскольку консерватизм

    возникает именно как противопоставление либеральным воззрениям на природу

    человека, свободу, равенство и братство, то его не считают самостоятельной,

    "чистой" идеологией. Консерватизм трактуется как эпифеномен либерализма,

    т.е. явление, сопутствующее либерализму, придаток либерализма. Подобное

    рождение консерватизма не помешало ему превратить в достаточно стройную

    систему взглядов, которая претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к

    современному миру.

    Интеллектуальная консервативная традиция была разработана англичанином

    Э.Берком (1729-1797 гг.), французами Ж. де Местром (1754-1821 гг.). Л. де

    Бональдом (1754-1840 гг.). Они стали основоположниками традиционного

    консервативного направления, которое отличалось неприятием нигилистического

    характера французской революции XVIII века, буржуазной демократии и

    индивидуальной свободы. "Отцы-основатели" политической идеологии

    консерватизма выражали интересы аристократии, тех слоев, которых капитализм

    лишал устойчивого социального состояния и сословных привилегий.

    Оптимистическому взгляду либералов на природу человека, разум и воля

    которого в состоянии преобразовать общество на началах свободы,

    консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенстве

    человеческой природы, в силу чего прекрасные проекты радикального

    переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками

    установленный порядок. Подлинной "природе" человека, считали консерваторы,

    вообще чуждо понятие "свобода". Смысл имеют только конкретно-исторические

    свободы, добытые предками, проверенные традициями и принимаемые как

    исторической наследие.

    Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный

    абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и

    ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности личности должны формироваться

    всеми способами общественного и государственного воздействия и обуздывать

    "греховную" природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть

    свободной от морали.

    Другим важнейшим принципом консерватизма является традиционализм.

    Традиционные начала - это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент

    любого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на

    созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности. Э.Берк

    считал, что в любом обществе складывается солидарность поколений. Каждый

    политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно

    не только перед своими современниками, но и предками, и потомками.

    Конструктивному рационализму либералов Э.Берк демонстративно

    противопоставлял апологию "предрассудков". Именно в "обычных

    предрассудках", в традиции аккумулируется мудрость, унаследованная от

    предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.

    Традиционализм консервативной идеологии теснейшим образом связан с

    политическим реализмом. Консерватизму чужд доктринерский подход.

    Политическая практика, как считают консерваторы, не должна опираться на

    голые теоретические схемы. Реформы, которые проводятся в обществе, должны

    быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей, из плоти

    и крови, образ жизни которых, устоявшиеся привычки нельзя внезапно изменить

    без больших несчастий. Консерватизм возвращал политической мысли чувство

    историчности, отстаивал в бурное революционное время непрерывность

    исторического развития и сохранение полезных частей "старого общественного

    здания", вместо изобретения абстрактных конструкций на "чистом листе"

    революционной истории.

    Консерватизм, особенно современный, позитивно относится к идее

    равенства людей перед богом. Равенство существует в области морали и

    добродетели, возможно даже политическое равенство. Но все формы

    консервативной идеологии не приемлют социального равенства, являются

    антиэгалитарными. Никакое общество немыслимо без иерархии и, следовательно,

    неравенства. Именно в этом основа порядка, соответствующего "природе".

    Эгалитаризм же разрушает социальную иерархию, на которой базируется

    социальная стабильность. В то же время антиэгалитаризм не означает, что

    консерваторы выступают за жесткую пирамидальную структуру социума.

    Социальная мобильность по вертикали и по горизонтали важна для

    общественного развития. Еще в конце XVIII века Э.Берк сформулировал принцип

    меритократии, в соответствии с которым власть должна находиться в руках

    достойных людей, выходцев из различных социальных групп. Приняв со временем

    политическую демократию, консерваторы стали сторонниками элитарной

    демократии, когда демократический механизм дает возможность формировать

    профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных.

    Достойное - достойным - таков принцип консерваторов применительно к

    социальному статусу личности.

    Неоконсерватизм

    Объективной основой появления неоконсерватизма явился структурный

    кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся для

    выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией либерального

    реформизма, оказались недостаточными. Требовались более радикальные

    средства. Рухнула вера в то, что научно-технический прогресс в силу своего

    рационального механизма разрешит социальные проблемы. Оказалось, что для

    стабилизации общества необходимо прочное моральное подкрепление и

    дополнительные средства легитимации. Неоконсерватизм был ответом на "вызов"

    кризисного состояния научно-технической цивилизации и ослабление ее духовно-

    нравственных устоев. Он оказался более результативным, чем другие

    идеологии. Неоконсервативная идеология сильнее стимулировала индивидуальные

    достижения, а неоконсервативная политика нашла достаточно эффективные

    средства решения экономических и социальных проблем.

    В мировоззренческом плане неоконсерватизм выступает за приоритетность

    принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как

    равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов.

    Социальный порядок реализуется прежде всего через общественную иерархию,

    которая возникает органически, естественным путем. Защищая идею свободы и

    прав человека, неоконсерватизм акцентирует внимание и на обязанностях

    человека перед самим собой и перед обществом. Права человека только в

    сочетании с осознанием обязанностей и развитым чувством долга

    облагораживают личность.

    В экономической области неоконсерватизм выступает за ограничение

    вмешательства государства в рыночную экономику. Государство обязано

    содействовать частной инициативе, а не душить ее. Это содействие возможно с

    помощью предоставления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и

    предложения на рынке. Будучи противниками патронажного регулирования

    экономики, неоконсерваторы делают ставку на личностный фактор: личная

    инициатива, личная заинтересованность, личные возможности и личная

    ответственность - вот важнейшие и незыблемые ценности эффективно

    функционирующей экономики.

    Социальная политика неоконсерваторов тесно связана с экономической. Три

    основных принципа составляют суть неоконсервативной социальной доктрины:

    принцип солидарности, основанный на представлении о единстве труда и

    капитала; принцип справедливости, т.е. "справедливое распределение доходов

    и собственности", "справедливая заработная плата", "справедливая налоговая

    политика" и другие; принцип субси-диарности - помощь для содействия

    самопомощи и частной инициативе. В соответствии с этими принципами личности

    и небольшие сообщества должна сами решать свои социально-экономические

    проблемы, а государству передоверять только те вопросы, которые невозможно

    решить подобным образом. Суть социально-экономической политики

    неоконсерваторов заключается в создании условий, позволяющих рабочим делать

    сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую

    самостоятельность и независимость от государственного "социального

    попечительства".

    Неоконсерваторы считают, что предоставлять социальные блага бесплатно

    следует действительно тем, кто в них нуждается, и сам не в состоянии себя

    обеспечить. Все остальные граждане должны платить за все услуги, в которых

    они имеют необходимость и которыми они пользуются, но получать их в том

    виде и такого качества, которого они желают и которое позволяет их

    материальный достаток.

    Социальное рыночное хозяйство - вот формула неоконсерваторов.

    Социальное рыночное хозяйство, с точки зрения современных консерваторов, не

    только наиболее удачная экономическая форма, укрепляющая и расширяющая

    класс собственников. Оно также лучше всего подходит людям: ставит перед

    гражданами задачи, но не распоряжается ими.

    В политической сфере неоконсерваторы верны старой консервативной

    традиции - демократия должна быть вертикальной, элитарной. Политическая

    деятельность - не привилегия и не монополия одной социальной группы, а

    именно профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него

    соответствующих способностей, призвания и специального образования.

    Политикой могут и даже должны интересоваться все, поскольку она касается

    всех, и все так или иначе могут участвовать в политической жизни страны, но

    быть политиком, работать в политике должны только профессионалы, чтобы

    избавить политические решения от дилетантизма, а саму политику от

    охлократических тенденций.

    Неоконсерватизм впитал в себя принципы классического либерализма,

    прежде всего принцип индивидуальной свободы, но сумел увязывать их с

    традиционными ценностями, такими как религия, семья, закон и порядок,

    децентрализация и самоуправление, этнокультурное многообразие.

    Органическая концепция общества, которую сохранил неоконсерватизм,

    способствовала восприятию социума как целостности, где поведение индивидов

    с их страстями и эгоизмом подчинено сложившимся структурам, ценностям,

    традициям. Благодаря этому общество сохраняет устойчивость и обеспечивает

    преемственность развития, связь прошлого с будущим.

    Заключение

    В заключении реферата хотелось бы отметить, что все современные

    политические идеологии, отражая конфликты социального бытия, находятся в

    постоянном развитии. Идеологии приобретают новые исторические формы,

    заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше выполняют роль

    мобилизации, организации определенных социальных слоев, направляют их

    социальное действие. Так либерализм становится "социалистичнее", а

    социализм - "либеральнее". Консерватизм усваивает ценности либерализма.

    Современные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира,

    движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. Однако это пока не

    приводит к утрате их самоидентичности. В идеологиях отражается и социальный

    интерес и поиск более реалистичных и эффективных программ общественного

    развития. Конкуренция сил, претендующих на власть, как и конкуренция

    идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна

    из гарантий его демократических тенденций.

    Список литературы

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.