МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политическая мысль в античном мире

    Политическая мысль в античном мире

    Политическая мысль

    в античном мире

    > Понятие о государстве в аничном мире

    > Развитие права в античном мире

    > Взгляды античных философов на:

    . гражданина государства

    . идеальный государственный строй

    . закон и правителя

    Понятие о государстве

    Греко-римский мир сложился не на пустом месте, не изолированно, не по

    типу "закрытого общества". Ранние очаги цивилизации и первые

    протогосударства возникли в средиземноморском бассейне еще в III—II

    тысячелетии до н.э., причем не без заметного влияния восточного мира. В

    последующем, особенно в период "великой колонизации" (VIII—VII вв. до

    н.э.), с основанием целого ряда греческих поселений (городов) на азиатском

    побережье, взаимодействие двух цивилизаций стало еще более тесным и

    глубоким. Греческие города в Малой Азии — Милет, Эфес и др. стали

    распахнутыми воротами, через которые осуществлялись торговые, культурные и

    иные связи тогдашних Востока и Запада. Все возрастающие политические

    контакты греков, а позднее римлян с восточными странами позволяли им

    использовать и переосмысливать чужой, заморский государственно-правовой

    опыт, искать свои более рационалистические подходы к законотворчеству и к

    политике.

    Создание первых протогосударств, а затем и более крупных

    государственных образований на юге Балканского полуострова и на островах

    Эгейского моря в III—II тысячелетии до н.э. было результатом завоевания

    греками-ахейцами автохтонного населения этого региона (пеласгов, минойцев).

    Завоевание привело к перемешиванию и к скрещиванию различных культур,

    языков и народов, что породило высокую крито-микенскую цивилизацию,

    представленную целым рядом возвышавшихся и приходивших в упадок государств

    (Кносского, Микенского царства и т.д.).

    Монархический характер этих государств, наличие крупного

    государственно-храмового хозяйства и земельной общины свидетельствовало об

    их сходстве с типичными восточными монархиями. Крито-микенские традиции еще

    долго сказывались на последующей государственности греков-ахейцев, для

    которой было характерно наличие общинного уклада, связанного с царским

    дворцом, выполнявшим функции верховного хозяйственного организатора.

    Одной из важнейших особенностей в образовании государства в Древней

    Греции было то, что сам этот процесс в силу постоянной миграции и

    перемещения племен шел волнообразно, прерывисто. Так, вторжение в XII в. до

    н.э. в Грецию с севера дорийских племен вновь отбросило весь естественный

    ход становления государственности назад. Последовавшие за дорийским

    вторжением "темные века" (XII в. до н.э. — первая половина VIII в. до

    н.э.), а затем и архаический период вновь вернули эллинов к племенной

    государственности и протогосударствам.

    Природные условия повлияли на организацию государственной власти в

    Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы, которые рассекали

    морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказались

    существенным препятствием для политического объединения страны и тем более

    делали невозможным и ненужным централизованное управление. Таким образом,

    сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных,

    сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга

    городов-государств — полисов. Полисная система была одной из самых

    значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не

    только для Греции, но и для всего античного мира.

    Географическая и политическая замкнутость полиса (в материковой части

    и на островах) при далеко зашедшем разделении труда делала его зависимым от

    вывоза ремесленных изделий, от ввоза зерна и рабов, т.е. от общегреческой и

    международной морской торговли. Море играло огромную роль в жизни античного

    (прежде всего — греческого) полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним

    миром, с другими полисами, с колониями, с восточными странами и т.д. Море и

    морская торговля связывали в единую полисную систему все города-

    государства, создавали открытую общегреческую и средиземноморскую

    политическую культуру, цивилизацию.

    Само развитие греческого общества от патриархальных структур и

    протогосударств гомеровской эпохи до классического рабства и расцвета

    античной демократии обнаруживает некоторые закономерности в развитии

    политической жизни и в смене самих форм устройства городов-государств. В

    конце 11 тысячелетия до н.э., о чем свидетельствует и гомеровский эпос, в

    греческом мире наблюдалась сравнительно общая тенденция к усилению власти

    царя как военачальника, судьи, верховного руководителя дворцового хозяйства

    и т.д. В методах его правления все более проступали деспотические черты,

    присущие монархам древности, особенно восточным. Аналогичную картину можно

    видеть несколькими веками позже в Риме в эпоху царей.

    Распад патриархально-общинных связей, на которые опиралась

    единоличная власть царя (базилевса, рекса), рост оппозиции со стороны

    аристократических семей, обладающих большими богатствами и общественным

    влиянием, имели своим результатом практически во всем античном мире

    уничтожение царской власти, сопровождавшееся в ряде случаев (как было в

    Риме с Тарквинием Гордым) убийством самого царя.

    Ликвидация монархии привела к победе в античном мире республиканского

    строя, а также к окончательному утверждению (до эпохи кризиса и разложения

    рабовладельческого общества) полисной системы организации государства. Но в

    раннереспубликанский период демократический потенциал, присущий полисной

    системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии (народные

    собрания и т.д.), не получил полного развития. Простой народ в полисах, не

    имевший политического опыта и черпавший свои представления о власти из

    патриархально-религиозногй прошлого, уступил бразды правления практически

    во всех античных полисах родовой, жреческой и новой имущей аристократии.

    Именно таковой была государственная власть в Афинах накануне реформ Солона,

    в ранний период патрицианской республики в Риме и т.д. Дальнейший процесс

    демократизации политической жизни в античных городах-государствах

    сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих

    руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и

    народом (демосом), все более осознающим свое гражданское единство.

    Результатом этой борьбы (эвпатридов и демоса в Афинах, патрициев „ и

    плебеев в Риме и т.д.) стала серия законодательных реформ, подрывающих

    монополию аристократии в государственных органах и создающих основу для

    развития демократических институтов.

    Во многих греческих городах-государствах окончательному утверждению

    демократического строя предшествовала узурпация власти единоличными

    правителями-тиранами, обычно выходцами из аристократической среды, но

    использующими свою власть для подрыва старых аристократических и

    патриархальных порядков, для защиты интересов широких слоев населения

    полиса. Такие режимы личной власти, получившие название тирании,

    установились в Милете, Эфесе, Коринфе, Афинах, Мегаре и способствовали

    укреплению частной собственности и ликвидации привилегий аристократии,

    утверждению демократии как формы государства, в наибольшей степени

    отражающей общие интересы гражданской и политической общины.

    К VI—V вв. до н.э. на первый план среди нескольких сотен

    древнегреческих полисов выдвигаются два наиболее крупных и сильных в

    военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком

    антагонизма этих двух полисов развертывалась вся последующая история

    государственности Древней Греции. В Афинах, где наиболее полное развитие

    получили частная собственность, рабство, рыночные отношения, где сложилась

    гражданская община, связывающая ее членов при всем различии их

    имущественных и политических интересов в единое интегральное целое,

    античная демократия достигает своей вершины и становится, как

    свидетельствует последующая история, огромной созидательной силой.

    В противоположность Афинам Спарта вошла в историю как образец

    аристократического военно-лагерного государства, которое ради подавления

    огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало

    развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство

    среди самих спартиатов. Таким образом, соперничество Афин и Спарты вылилось

    в своеобразное соревнование двух разных гражданских и политических общин в

    Греции. Поучительным в истории древнегреческой государственности является

    то, что конфронтация двух "полисных сверхдержав" втянула весь греческий мир

    в кровопролитную и затяжную Пелопоннесскую войну, результатом которой стало

    ослабление всей полисной системы и падение демократических институтов. В

    конечном итоге и Афины, и Спарта оказались добычей Македонской монархии.

    Причиной гибели дневнегреческой государственности, в частности Афин,

    ставших идеалом демократического государства, основанного на автономии

    частного собственника как полноправного члена гражданской общины, является

    не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства

    государства. Это устройство, связанное с заранее данными территориальными и

    политическими параметрами, не имело простора для политического маневра и

    для дальнейшей поступательной эволюции.

    К 1 в. до н.э. исчерпала себя и полисная система в Риме, когда

    особенно стало очевидным, что республика-город не может справиться с

    восстаниями рабов и не в состоянии обеспечить внутреннее гражданское

    единство. В этих условиях сохранение республиканской системы, рассчитанной

    на управление государством-городом, становится анахронизмом. На смену

    республике, превратившейся к 1 в. до н.э. в мировую державу, приходит

    империя. Влияние полисной системы за долгую историю Римской республики

    стало столь велико, что в течение первых веков (принципат) императоры,

    стремящиеся создать централизованную бюрократическую монархию, еще долго не

    могли освободиться от республиканских полисных институтов.

    Укрепление власти поздних римских императоров и принятие христианства

    подводят окончательную черту под полисными порядками. Что же касается самой

    поздней Римской империи, то она окончательно порывает с республиканско-

    полисной демократией и все больше приобретает, особенно в восточной своей

    части, черты средневековой государственности.

    Право

    Право как один из факторов, скрепляющих гражданское общество и

    элементы его культуры, не сразу достигло в эпоху античности зрелости и

    совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической

    техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства

    с правовыми системами стран Востока. Развитие права в античных Греции и

    Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития

    демократических институтов в отдельные городах-государствах находил свое

    отражение и в праве.

    Утверждение полисной системы имело результатом активизацию

    правотворческой деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-

    мифологической оболочки. На смену неписаным обычаям, толкование которых

    нередко произвольно осуществлялось светской или греческой аристократией,

    приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной

    форме. Право в античном мире, таким образом, предстает в своем чистом виде

    как авторитетный и обязательный регулятор полисной жизни, лишенный какой-

    либо мистической или религиозной силы.

    Признание законодательства, а не обычая в качестве основной формы

    правотворчества (Греция), или же его утверждение в качестве одного из

    важнейших источников права (Рим) сопровождалось кодификацией сложившихся в

    более архаичную эпоху правовых обычаев. Такова древнейшая, согласно

    греческой традиции, кодификация права, проведенная Залевком в Локрах

    (Италия), а также кодификация Харонда в Катано (Сицилия). Подобные сборники

    составлялись и в других греческих городах-государствах, в том числе и в

    Афинах в конце VII в. до н.э. (Законы Драконта).

    Начало новой демократической конституции в Афинах, предусматривающей

    разработанную процедуру принятия законов народным собранием, было заложено

    реформами Солона и Клисфена в VI в. до н.э. В Риме традиционные правовые

    обычаи подверглись обработке и были записаны в Законах XII таблиц. В этих

    законах также предусматривалось правило, согласно которому законом

    считается решение народного собрания.

    Как отмечал Солон, жизнь общества должна регулироваться правом и

    законами, принятыми при всеобщем согласии. В греческих городах-государствах

    у граждан с детских лет воспитывалось уважение и даже почтение как к

    законам, так и к установленным в них полисным порядкам. Сократ,

    утверждавший, что полисные законы восходят к разумному началу,

    пропагандировал соблюдение законов всеми афинянами.

    В Афинах, где утвердилась демократическая система законодательства,

    где право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью,

    сложилось своеобразное правовое государство, благами которого не могли,

    однако, пользоваться рабы и иностранцы. Еще в большей степени культ права и

    законопочитание сложились в римском обществе. Безусловное следование

    республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью,

    но и делом чести. Ту же связанность Римского республиканского государства

    собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист

    Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих

    интересов всех его членов, но и как соединение многих людей, "связанных

    между собой согласием в вопросах права". Таким образом, идея правового

    государства берет свое начало и в республиканском Риме.

    Не случайно, что именно в римском обществе, где законы

    рассматривались издавна как священные, была выработана наиболее совершенная

    в условиях древнего мира правовая система, имеющая целостный и

    всеобъемлющий характер. Римское право впервые в истории выступило в

    качестве системного, тщательно разработанного, собственно правового

    образования. Классическое римское право — это вершина в истории права

    античности и древнего Мира в целом. Оно представляет собой одно из

    величайших достижений античной культуры, влияние которого на последующее

    развитие европейского права и цивилизации трудно переоценить. Оно приобрело

    в известной мере вневременной, внеисторический характер.

    Римское право лишь со значительными оговорками можно рассматривать

    как рабовладельческое. На первый взгляд оно может казаться таким, поскольку

    сформировалось и достигло своего апогея в обществе, в основе которого

    лежало наиболее развитое во всем античном мире классическое рабство. Но

    очевидно, что не рабство предопределило основное содержание римского права,

    его филигранную юридическую технику. Римское право в том виде, в каком оно

    приобрело мировое значение (это прежде всего частное право, закрепляющее

    интересы индивида, частного собственника), представляет собой порождение

    рыночных отношений и торгового оборота.

    На ранних этапах истории Римского государства, когда в обществе

    сохранялись многие элементы патриархального быта, а товарно-денежные

    отношения не получили еще развития, римское (право отличалось

    традиционализмом, формализмом и сложными “обрядами, тормозившими

    экономический оборот. Постепенный процесс превращения Рима из города-

    республики в гигантскую по тем временам империю имел своим результатом не

    только рост рабства, но и товарного производства, а в конечном счете

    создание самого сложного за всю историю древнего мира рыночного хозяйства,

    настоятельно требовавшего адекватной правовой регламентации.

    Сила частной собственности и построенного на ней товарного оборота

    ломала устаревшие и стеснительные правовые формы. На их месте создавалось

    новое и совершенное в технико-юридическом отношении право, способное

    урегулировать тончайшие рыночные отношения, удовлетворить другие

    потребности развитого гражданского общества. Именно в таком виде римское

    право стало универсальной правовой системой, применимой в разных

    исторических условиях вне зависимости от типа общества, если только в его

    основе лежит частная собственность и рыночное хозяйство. Вместе с римским

    правом в историю, цивилизации вошла и римская юриспруденция, представляющая

    огромную культурную ценность. На базе римской юриспруденции зародилась

    юридическая профессия, а соответственно с нее берет начало и специальное

    правовое образование.

    Государство

    Существует множество взглядов на понятие о государстве. В "Словаре

    античности" можно прочесть: "В качестве органа власти экономически

    господствующего класса, государство возникло в процессе образования частной

    собственности. Эта ранняя форма эксплуатации первоначально потребовала

    таких средств власти, которые смогли бы обеспечить порядок и спокойствие

    угнетателей".

    Но античные философы полагали иначе. Платон говорил о государстве не

    как об аппарате подавления, но как о некоем благе. "Когда люди отведалии

    того и другого, то есть и поступали несправедливо, и страдали от

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.