МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политическая система

    объясняется сущностными характеристиками как религии, так и политики.

    Религия неизменно опирается на довольно большие массы своих

    последователей, это - форма общественного сознания. В определённые

    исторические периоды, в тех или иных регионах планеты - это форма сознания,

    наиболее распространенная в массах, а иногда она довлеет над всеми другими

    формами общественного сознания. Поэтому во всех случаях, когда речь идёт о

    религии, вопрос касается более или менее значительных людских масс.

    Политика тоже неизбежно связана с огромными массами населения.

    Следовательно, эти два явления общественной жизни неизбежно

    перекрещиваются.

    Можно выделить традиционные каналы переплетения религии и политики:

    Во-первых, религия вторгается в социально-политическую жизнь путём

    влияния на общественные действия своих приверженцев, использования их

    религиозных чувств.

    Во-вторых, связи религии и политики обусловлены также

    целенаправленными действиями и интересами самого аппарата церкви, самих

    руководителей религиозных организаций. Если на ранних этапах существования

    религии это был довольно узкий круг заинтересованных людей, проводящих

    определённую политику, в этом духе ориентирующих свою паству, то сейчас

    свою политику осуществляют не только разветвлённые церковные учреждения, но

    и всевозможные религиозные и полурелигиозные партии, различные организации,

    включая детские, молодёжные, женские, профессиональные и иные объединения,

    которые берут под контроль человека, начиная с рождения, и стремясь

    осуществлять его в детском саду, школе, вузе, быту, на производстве, в

    общественно-политической жизни и т.д. Все крупные церкви имеют и всемерно

    используют подобные клерикальные системы воздействия на политические

    взгляды и политическое видение, на политические движения. Такое воздействие

    может иметь различный политический характер, всё зависит от классовой

    позиции, симпатий и антипатий деятелей церкви, религиозных организаций,

    настроений и интересов верующих, социально-политической обстановки в данном

    регионе и в мире в целом.

    В-третьих, политические деятели различных оттенков сегодня весьма

    активно используют религию в сфере и внутренней и внешней политики, чтобы

    придать массовым социально-политическим движениям угодный им характер. Тут

    применяются разные средства - и материальные подачки, и подкуп, и апелляция

    к общественным интересам, которые должны быть сохранены совместными

    усилиями.

    В-четвёртых, присутствие религиозного фактора в политике имеет место в

    тех случаях, когда в силу конкретных условий сами верующие, участники

    массовых социальных движений, обращаются к религии для обоснования своих

    интересов и надежд.

    Подобные случаи следует отличать от тех, когда участникам массовых

    движений навязываются религиозные идеи и лозунги. Результаты вторжения

    религиозных деятелей в социально-политические дела, последствия их могут

    быть разные: в интересах масс или против них. Взять к примеру, такой лозунг

    ислама, как джихад, или священная война и выступления под этим лозунгом как

    прогрессивных сил, так и реакции.

    В современном мире, клерикальные концепции утверждают целенаправленную

    политику, выражают взгляды определённых социальных групп, хотя заявляют при

    этом о своей позиции защиты всех групп и классов. Примечательна в этом

    смысле выдвигаемая Ватиканом идея “Новой Европы”, стоящей над государствами

    и сплоченной не столько экономическими или политическими интересами,

    сколько общими христианскими принципами. На деле церковь претворяет в жизнь

    лозунг защиты интересов существующих социальных порядков и институтов.

    Следует отметить, что сегодня в мире идёт поиск более современных,

    утончённых форм связи религии и политики, позволяющих осуществлять

    либерально-демократическую политику господствующего класса. Эти поиски

    носят различный характер. Например, стремление модернизировать

    христианство, освободив его от некоторых догматических представлений,

    учитывающим и современные данные науки. Можно наблюдать обращение к

    различным нетрадиционным культам, мистическим организациям, создание

    “экологической религии” и т.д.

    Кроме политических организаций, в состав политической системы общества

    входят политические отношения - взаимодействие социальных групп, личностей,

    социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. В

    зависимости от субъектного состава их можно разделить на три группы.

    Первая группа - отношения между классами, крупными социальными

    группами, нациями и государствами. Межклассовые, межгрупповые,

    внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической

    системы и отражаются в функционировании соответствующих политических

    организаций и их взаимоотношениях.

    Вторую группу составляют так называемые вертикальные отношения,

    которые складываются в процессе осуществления политической власти,

    воздействия высших и местных органов руководства и управления на социально-

    экономические, политические и культурные процессы.

    В третью группу политических отношений можно включить отношения,

    которые складываются между политическими организациями и учреждениями.

    Существенным элементом политической системы являются политические и

    правовые нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и

    программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических

    процессов. Они составляют её нормативную основу. Насколько отличаются друг

    от друга политические режимы (например, тоталитаризм и политический

    плюрализм), настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе

    функционирования соответствующих политических систем.

    Политические и правовые нормы регулируют политические отношения,

    придают им упорядоченность, определяя желательное и нежелательное,

    дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления политической системы.

    Через политические и правовые нормы получают официальное признание и

    закрепление определённые политические устои. В свою очередь при помощи этих

    норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных

    групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических

    решений и определяют своеобразную модель поведения, которой будет

    руководствоваться все участники политической жизни.

    Закрепляя в нормах запреты и ограничения, согласование интересов и

    поощрение инициативы, силы, доминирующие при данной политической системе,

    оказывают регулирующее воздействие на политические отношения. Так

    происходит формирование политического сознания и поведения субъектов в

    политической деятельности, выработка у них установок, соответствующим им

    целям и принципам политической системы.

    К числу элементов политической системы общества относятся также

    политическое сознание и политическая культура. Являясь отражением и

    формируясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической

    практики, представления, ценностные ориентации и установки участников

    политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее

    воздействие на их поведение и всю политическую динамику. Поэтому в процессе

    руководства и управления обществом важно учитывать политические настроение

    масс.

    Функции политической системы многообразны, что вызвано сложностью и

    многослойностью политической жизни. Выделим следующие из них: 1)определение

    целей и задач общества; 2)выработка программ его жизнедеятельности в

    соответствии с интересами правящих слоёв общества; 3)мобилизация ресурсов

    общества в соответствии с данными интересами; 4)контроль за распределение

    ценностей.(Именно в этой сфере сталкиваются интересы как социальных групп,

    так и социальной целостности. Потеря контроля над этим узлом, определяющим

    жизнеспособность социальной системы, грозит её кризисом); 5) интеграция

    общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей. Реализация

    этой функции предполагает наличие развитой способности политической системы

    различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе

    противоречия, преодолевать конфликты, снимать социальную напряжённость.

    Эффективно и на постоянной основе это можно делать, только осуществляя

    контроль над сферой распределения социальных ценностей, в которые

    включаются и материальные ресурсы, и политические привилегии, и культурные

    приоритеты и достижения, и доступность различных форм образования и досуга.

    Конечно, контроль не должен быть всеобщим, опускаться до мелочей, он ничего

    общего не имеет с уравнительным определением, предполагает возможность

    дифференциации в степени доступности социальных благ для различных

    категорий граждан и социальных групп.

    3. Типы политических систем.

    Классификация политических систем отличается большим многообразием,

    основана на значительном числе различных критериев (При всей разнородности

    современных государств их можно подразделить на два самых общих типа -

    монархия и республика[2]). Рассмотрим основные черты общепризнанных

    политических систем.

    Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем, существующих в

    современном мире. Это англо-американская, континентально-европейская,

    доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная система. Данная

    типология опирается на различные политические культуры[3].

    1. Англо-американская система характеризуется гомогенной (однородной)

    политической культурой. Она гомогенная в том смысле, что политические

    цели и средства их достижения разделяют практически все. Для данной

    политической культуры свойственна специализация политических отношений

    (партий, групп интересов и др.) на выполнение особых функций. Власть и

    влияние внутри политической системы разделены, структура ролей в этой

    группе политических систем глубоко дифференцирована, чётко выражена,

    организована и бюрократизирована.

    2. Континентально-европейские системы отличаются фрагментарностью

    политической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие.

    Для них характерно сосуществование старых и новых культур. Политические

    системы такого типа существуют прежде всего во Франции, Германии,

    Италии. Страны Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции

    между континентально-европейской и англо-американской системами.

    3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют

    смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации,

    резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень

    диверсификации[4] ролей всех звеньев системы порождают необходимость в

    применении насилия.

    4. Политические системы тоталитарного типа. Тоталитарная политическая

    культура создаёт принудительный тип политической активности. В ней

    отсутствуют добровольные объединения, а политическая коммуникация[5]

    контролируется монолитной партией.

    Ж. Блондель делит политические системы мира на пять категорий: 1)

    либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии решений; 2)

    коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и

    пренебрежением к либеральным средствам его достижения; 3) традиционное

    государство, обычно управляемое олигархией и консервативное по своему

    характеру, поскольку распределение социальных и экономических благ как

    правило, весьма неравномерно; 4) популистские системы, сложившиеся в

    развивающихся странах в послевоенные годы и стремящиеся к большому

    равенству в области экономических и социальных благ. Они в известной

    степени авторитарны, так как для достижения большего равенства порой

    требуются авторитарные средства; 5) авторитарно-консервативная система,

    характерной чертой которой является проведение активной политики по

    сохранению сложившегося неравенства, противостоящая углублению равенства и

    политического участия.

    Достаточно распространено деление систем на тоталитарные,

    автократические и демократические. Критерием их разграничения служит

    политический режим как совокупность средств и методов осуществления

    политической власти на основе характера и способа взаимоотношения власти,

    общества(народа) и личности(граждан).

    Понятие “тоталитаризм” происходит от латинского слова “totalis” (весь,

    полный, целый) и означает стремление власти контролировать все сферы

    общественной жизни и личную жизнь граждан. Характерные черты тоталитаризма:

    1. Всеобщая политизация и идеологизация общества. Законодательная,

    исполнительная и судебная системы контролируются из одного центра -

    политического и идеологического института - партии.

    2. Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально

    не существуют. Законы защищают только интересы государства. Действует

    принцип “запрещено всё, что не приказано”.

    3. Легальная политическая оппозиция отсутствует. Оппозиционные взгляды

    проявляются преимущественно в форме диссидентства.

    4. В стране признаётся право на существование только одной правящей партии.

    Подавляются всякие попытки создания альтернативных политических и

    общественных объединений.

    5. Существует строгая цензура над всеми средствами массой информации,

    запрещено критиковать представителей власти.

    6. Полиция, армия, спецслужбы наряду с функциями осуществления правопорядка

    выполняют функции карательных органов государства и выступают в качестве

    инструмента массовых репрессий.

    7. В обществе функционирует только официальная идеология, жёсткому

    преследованию подвергаются все иные идейные течения.

    8. Власть держится преимущественно на насилии. Вместе с тем правящая партия

    прилагает большие усилия для внедрения государственной идеологии. Это

    обеспечивает поддержку власти со стороны абсолютного большинства

    населения. Религия и церковь формально отделены от государства, но

    находятся под его жёстким контролем.

    9. Экономика находится под жёстким контролем государственных органов.

    10. Несмотря на жёсткий контроль государством всех сфер общественной жизни

    в обществе развито взяточничество и коррупция. Люди живут по нормам

    двойной морали: “говорим одно, думаем по-другому”.

    11. Свойственны унитарные формы государства с жёсткой централизацией

    власти.

    12. Формально права национальных меньшинств провозглашены, но на деле

    значительно ограничены.

    Авторитаризм по своим характерных чертам занимает промежуточное

    положение между тоталитаризмом и демократией. Характерные черты

    авторитаризма:

    1. Наиболее влиятельная политическая сила общества - правящая группировка

    (доминирующая), в её руках прежде всего исполнительная власть, чьи

    полномочия при авторитаризме превосходят законодательную власть.

    Полномочия парламента ограничены.

    2. Политические права и свободы граждан в значительной степени ограничены.

    Законы преимущественно на стороне государства, а не личности. Действует

    принцип: “всё, что не разрешено - запрещено”.

    3. Государство едва терпит легальную оппозицию и всемерно старается сузить

    возможность для её действия. Зачастую оппозиция ставится в такие

    условия, что её деятельность становится невозможной.

    4. В стране может быть несколько партий, но они, скорее всего карликовые и

    играют несущественную роль, это в лучшем случае. В худшем случае, все

    партии, кроме правящей, запрещены и преследуются законом. В некоторых

    странах политические партии отсутствуют вообще.

    5. Существует цензура над всеми средствами массовой информации, которым

    разрешено критиковать отдельные недостатки государственной политики, но

    в целом, сохраняется лояльность по отношению к правящей системе.

    6. Полиция, армия, спецслужбы выполняют функции не только обеспечения

    правопорядка, но и функции карательных органов государства. Они на

    страже правящего режима и часто используются на подавлении общественных

    сил, выступающих против властей. Но эти не проводят массовых репрессий.

    7. В обществе доминирует официальная идеология, но допускаются и другие

    идейные течения, более или менее лояльно относящиеся к правящему

    режиму, но занимающие ряд самостоятельных позиций. Церковь формально

    отделена от государства, но фактически находится под контролем

    государства и в целом поддерживает правящие классы.

    8. Устойчивая поддержка власти в обществе, которая основана не только на

    насилии, но и на разделяемой многими официальной идеологии. Большинство

    общества настроено к стране патриотично и в целом поддерживает

    правление. Меньшинство же выступает против авторитаризма и борется за

    переход к демократии.

    Гражданское общество может существовать, но сильно зависит от

    государства.

    9. Обширный государственный сектор достаточно жёстко регулирует

    государством. Многие авторитарные режимы вполне уживаются со свободным

    частным предпринимательством и рыночной экономикой, при этом экономика

    может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.

    10. При полной регламентации всех сфер общественной жизни в обществе может

    процветать бесхозяйственность, коррупция, кумовство при разделе

    официальных должностей. Нормы морали носят преимущественно

    консервативный характер.

    11. Свойственны унитарные формы государства с жёсткой централизацией

    власти.

    12. Права национальных меньшинств существенно урезаются, ограничиваются.

    Демократическая:

    1. Власть разделена на независимые друг от друга исполнительную,

    законодательную и судебную власти. Верховный законодательный орган -

    парламент. Высшая исполнительная власть действует в пределах своих

    прерогатив[6]. Судебная власть имеет полномочия отменить как решения

    законодательной, так и исполнительной власти.

    2. Граждане обладают большим объёмом прав и свобод, которые не только

    провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. Закон закрепляет

    прежде всего права личности. Главный принцип: “всё, что не запрещено -

    разрешено”.

    3. Легальная оппозиция пользуется всеми политическими правами и свободами

    как и находящееся у власти большинство. В демократическом обществе

    оппозиция является неотъемлемым элементом политического процесса.

    4. Функционирует многопартийная система, при которой одна партия может

    сменить у власти другую, на законных основаниях в результате выборов.

    5. Средства массовой информации полностью свободны от цензуры и могут не

    только критиковать власти на законных основаниях, но и существующую

    форму государственного правления, не призывая при этом к

    насильственному свержению, что в условиях демократии запрещено законом.

    6. Армия и спецслужбы - важные опоры государства, выполняют функции,

    обеспечивающие внутреннюю и внешнюю безопасность государства и

    общества. Их действия регулируются и ограничены законом. Основные

    функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам,

    а полиции и судам.

    7. В обществе отсутствует какая-либо одна официальная идеология. В

    условиях плюрализма[7] многие идейные течения противостоят друг другу;

    сохраняются общенациональные мировоззренческие ценности. Церковь

    отделена от государства, и государство не вмешивается в дела церкви.

    Государственная власть носит светский характер.

    8. Граждане открыто и свободно выражают мысли и позиции. И при всей

    критике действий властей большинство общества сознательно и убеждённо

    поддерживает демократические ценности.

    Возможен время от времени раскол общества на остро противостоящие друг

    другу политические силы. Гражданское общество является совокупностью

    общественных отношений, при которых общественные силы ведут общественную

    деятельность независимо от государства, и в то же время тесно сотрудничают

    с ним.

    9. На ряду с государственной существуют и другие формы собственности, но

    частный сектор является ведущей силой экономики. Частное

    предпринимательство ограничено государственным регулированием, носящим

    не прямой, а опосредованный характер. Экономика может быть как

    высокоэффективна, так и малоэффективна.

    10. В демократическом обществе могут происходить многие негативные явления,

    и в то же время дисциплина основывается на личном интересе, а не на

    принуждении со стороны властей. В демократическом обществе терпимо

    относятся к различным нормам морали. Демократии часто может

    сопутствовать высокий уровень преступности.

    11. Унитарные и федеративные (конфедеративные) формы власти. Однако при

    унитарной форме государственного устройства в условиях демократии

    власть на местах имеет большие полномочия.

    12. Права национальных меньшинств соблюдаются, как правило в полном объёме.

    Кроме того, современные политические системы на основе характеристики

    деятельности их политических структур делятся на западные и незападные. В

    первой существуют несколько дифференцированных структур со

    специализированными функциями, например, группы интересов, политические

    партии, законодательные, исполнительные, судебные и иные структуры.

    Политическая система, в которой структурами, формирующими

    господствующие интересы, являются политические партии, более

    дифференцирована, чем та политическая система, где эти интересы не

    расчленяются никакой единой социализированной структурой. Иными словами

    западные политические системы наиболее современны. Обычно в их число

    включаются парламентская и президентская формы демократии, а также

    смешанная швейцарская политическая система. Все авторитарные или

    диктаторские формы государственного управления с одной политической партией

    и наличием всех прочих традиционных форм власти могут быть отнесены к

    незападным политическим системам.

    В зависимости от ориентации на стабильность или перемены политические

    системы подразделяются на: а) консервативные; главная цель - сохранять и

    поддерживать традиционные структуры, положение, сложившееся в политической,

    экономической и культурной сферах, и особенно форму политической власти; б)

    трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования. Однако среди

    последних следует различать три типа систем: 1) реакционные режимы, цель

    которых вернуть общество (в целом или частично) назад, к прежнему типу

    политической и экономической системы; 2) прогрессивные системы, стремящиеся

    сформировать общество нового типа или изменить культуру, образ жизни,

    социальную структуру и т.д.

    Существуют и другие, менее распространённые классификации.

    Многообразие всех этих типологий свидетельствует о многомерности

    политического мира. Сложность политических систем такова, ни один взятый в

    отдельности подход или метод недостаточен, что бы дать нам более или менее

    полную картину. Для анализа многомерных политических систем требуется

    многомерный подход.

    Список литературы, использованной при работе над рефератом:

    1. Курс лекций по Политологии; под редакцией Радугина А.А. 1997 г.

    2. Учебник для Вузов по Политологии; под редакцией Марченко М.Н. 1997 г.

    3. Введение в политологию; Гаджиев К.С., Каменская Г.В. Родионов А.Н. и др.

    1994 г.

    4. Энциклопедический Юридический Словарь; под общей редакцией Крутских В.Е.

    1998 г.

    5. Большой Энциклопедический Словарь; под главной редакцией Прохорова А.М.

    1991.

    -----------------------

    [1] Например в Энциклопедическом Юридическом словаре, Политическая система

    (общества) определяется как - 1)(как комплексный конституционно-правовой

    институт) совокупность норм, устанавливающих конституционно-правовой статус

    государства как особого политического образования, политических партий[2],

    общественных и религиозных организаций и регулирующих взаимоотношения

    вышеперечисленных субъектов; 2)(в материальном смысле) совокупность

    государственных и общественных органов и организаций, с помощью которых

    осуществляется государственная (политическая) власть. А в Энциклопедическом

    Словаре - это система социальных институтов государственно-организованного

    общества, осуществляющих определённые политические функции. Включает

    государство, партии, профсоюзы, церковь, а также организации и движения,

    преследующие определённые цели.

    [3] В монархии власть главы государства передаётся по наследству, не

    являясь производной от какой-либо другой власти. Монархическая форма

    правления имеет несколько разновидностей: Абсолютная монархия (Саудовская

    Аравия и ещё в некоторых странах, и в основном в прежнее время),

    Конституционная монархия (Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Дания,

    Испания, Япония и другие). Республика - форма правления, при которой главой

    государства является выборное и сменяемое лицо, получающее свой

    ограниченный по времени мандат от представительного органа или

    непосредственно от избирателей. Республика наиболее распространена в

    современном мире. Различают президентскую и парламентскую республики

    (Иногда встречаются и смешанные республики, т.е. они сочетают в себе

    признаки президентской и парламентской республик - 5-я республика во

    Франции).

    [4] Политическая культура - это культура политического мышления и

    политической деятельности, а также степень цивилизованности характера и

    способов функционирования политических институтов, организации всей

    политической жизни в обществе. Политическая культура имеет особую

    структуру. В ней выделяются познавательный, нравственно-оценочный и

    поведенческий элементы.

    [5] Диверсификация - (от лат. Diversificatio - изменение, разнообразие). В

    широком смысле - распространение хозяйственной деятельности на новые сферы

    (расширение номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т.п.).

    [6] Коммуникация - средства общения и связи между субъектами политических

    отношений (индивидами, партиями, государствами и т.д.)

    [7] Прерогатива - (от лат. Praerogativus - первым подающий голос) -

    исключительное право, принадлежащее какому-либо органу или должностному

    лицу.

    [8] Плюрализм - (от лат. Pluralis - множественный) - Характеристика

    демократической политической системы общества, при которой социальные

    группы имеют организационные возможности для выражения своих интересов

    через своих представителей.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.