МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политическая власть

    Политическая власть

    Введение. 2

    1.Определения власти …………………………………………………………...…..3

    2.Соотношение политики и власти…………………………………. . …….6

    3.Структура власти. 7

    3.1. Субъект и объект власти…………………………………………………7

    3.2. функции власти……………………………………………………………….10

    3.3. концепции власти…… …………………………………………………….12

    3.4. разделение власти………………………………………………………….. . 15

    3.5. ресурсы власти…………… ………………………………………………….. .17

    4. Политическое господство и политическая легитимность. 20

    4.1. понятие политического господтва……………………………. 20

    4.2. легитимность власти…………………………………………………. . ... 22

    4.3. традиционная легитимность……………………………………….. 24

    4.4. харизматическая легитимность…………………………………. 24

    4.5. легальная и рационально-правовая легитимность…. 26

    4.6. средства легитимации власти……………………………………. . 28

    Заключение. 29

    список литературы……………………………………………………………………….. ………30

    Введение.

    Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает

    ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой

    политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет

    важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет

    выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных

    отношений.

    Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе

    власти и механизмах властвования является едва - ли не самой главной

    задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах

    политической власти были предприняты еще в ранний период политической

    Индии, Китая и Греции.

    Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека

    одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все временя занимал

    умы философов и писателей.

    Власть является одной из важнейших политологических категорий,

    неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории

    государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.

    Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий

    всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается

    объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе

    всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые

    необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.

    Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной

    жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их

    организации.

    1. Определения власти.

    В политической литературе существуют многочисленные определения власти.

    Например, Т. Гоббс считал, что сласть – это средство достичь блага в

    будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к сласти,

    прекращающееся лишь смертью. М. Вебер определял власть как возможность

    осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Р. Даль полагал, что

    власть дает возможность одному человеку заставить другого делать то, что он

    по своей воле не сделал бы. В то же время Х. Арендт считала, что власть

    вовсе не принадлежит отдельному человеку, а только группе людей,

    действующих совместно. С. Лукс, отвергая это суждение, утверждает, что в

    основе всех определений власти лежит примитивное представление: некий А тем

    или иным образом воздействует на Б. П. Моррис уточняет, что власть – не

    просто способ воздействия на кого-то или что-то, а действие как процесс,

    направленный на изменение кого-то или чего-то. О том же говорит и А.

    Гидденс: обладание властью означает способность менять порядок вещей.

    Г. Лассуэлл и А. Каплан в книге “Власть и общество” подчеркивают, что

    власть есть участие в принятии решений. Для Т. Парсонса власть – это

    система ресурсов, с помощью которых достижимы общие цели. Р. Арон считает,

    что власть – это потенция, которой владеет человек или группа для

    установления отношений с другими людьми или группами, согласными с их

    собственными желаниями. Б. Рассел определят власть как производство

    намеренных результатов.

    Многие ученые подчеркивают естественный характер власти. Зло не в самой

    власти. Каждый человек изначально в той или иной мере стремится к власти и

    славе, хотя есть люди, которые всегда стремятся командовать, а другие –

    подчиняться. Между этими крайностями масса людей, которые в одних ситуациях

    легче подчиняются, в других – командуют. Есть тип людей, которые вообще не

    любят командовать. В то же время без стремления к власти не бывает лидеров.

    Ни один лидер не достигает успеха, если не получает радость от власти, если

    не обладает самоуверенностью. Надо принять во внимание также власть

    организации. Только на стыке двух форм власти – индивидуальной и

    организации – в точке соприкосновения проявляется сущность власти как

    таковой, такое ее свойство, как принуждение.

    Несмотря на различия в подходах ученых к определению сущности власти,

    выделяются и общие ее характеристики. Власть включает в себя понятие о

    способности и возможности, господстве и подчинении. Без подчинения нет

    власти, без власти нет подчинения. Проявлением власти является действие,

    которое побуждает людей делать что-то, чего они не сделали бы по своей

    воле. Это власть над кем-то. Однако есть и власть для чего-то, например,

    ради достижения определенной цели. Поэтому, как замечает А. Гидденс, власть

    по своей природе не является угнетением, она просто есть способность

    выбирать образ действий или возможность добиваться результатов. Власть не

    является препятствием на пути к свободе, а как раз служит для нее

    посредником, промежуточным звеном.

    Власть часто определяется как волевое отношение. Властвовать – значит

    налагать свою волю на волю других. Власть – это реальная

    способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю

    по отношению к другим социальным силам или личности.

    Выделяются универсальные свойства власти: ее всеобщность, то есть

    функционирование во всех сферах общественной жизни и политических

    процессах; ее способность проникать во все виды деятельности, объединяя или

    разъединяя людей, общественные группы. Пространство власти может быть

    совсем малым, скажем, личность самого человека, семья, и предельно большим

    – государственная власть, власть религий, идеологий, международных

    структур. Поэтому можно выделить различные виды власти: экономическая и

    политическая; светская и церковная; законодательная, исполнительная и

    судебная; центральная, региональная, местная; государственная, партийная,

    семейная, власть аппарата, лидеров, родителей и т.д.

    Уже в первобытном обществе есть общественная власть, координирующая все

    стороны жизни коллектива и регулируемая обычаями. Позже, в условиях

    разделения труда и собственности, общественная власть претерпевает

    значительные изменения, становясь политической властью. Постепенно она

    оформляется в законах, преобразуясь в новую власть — государственную.

    Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляется

    через функционирование специальных структур, предполагает использование

    принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и

    правовых норм. Важно учитывать соотношение политической и государственной

    власти. Политическая власть выступает как фактическое соотношение классовых

    и иных социальных сил. Государственная власть - это непосредственный

    продукт политической власти, она носит политический характер, ибо

    государство в своей деятельности затрагивает интересы практически всех

    слоев населения. Однако ни политическая власть не сводится к

    государственной, ибо включает также власть и влияние партий, лидеров,

    общественных организаций и т.д., ни государственная — к политической.

    Государство выполняет и неполитические задачи, которые, однако, могут

    приобрести политический характер в силу тех или иных причин (школьное

    образование, язык обучения, экология и т.д.).

    2. Соотношение политики и власти

    Власть и политику иногда отождествляют, считая их нераздельными и

    взаимообусловленными. Действительно, власть является центральным началом

    политики, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за

    власть, за овладение ею и ее удержание — проблема политическая, независимо

    от того, решается она путем выборов, назначений, захвата. Как правило,

    власть не самоцель для социальных сил, стремящихся реализовать свои цели.

    Однако, придя к власти, эти силы начинают формировать конкретные структуры

    власти самых разных масштабов — от правительства, президента, парламента до

    региональных и местных структур. Новые правители, осуществляя свои интересы

    и цели, сами вырабатывают и проводят в жизнь собственную политику, которая

    становится средством этой власти. Иными словами, политика оказывается

    причиной власти, а власть — причиной политики. Можно сказать, что политика

    и власть связаны круговой причинно-следственной зависимостью.

    Вопрос этот имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

    В конкретных политических ситуациях за всеми вопросами политики, так или

    иначе, стоят вопросы власти, ее сохранения и удержания. Так, перед выборами

    власть зачастую проводит популистскую политику заигрывания с народом,

    пустых обещаний; демонстрирует отеческую заботу о бедных, больных, благо, в

    нашем отечестве их немало. Заинтересованные в сохранении данной власти

    иностранные государства шлют своих визитеров самого высокого уровня с

    обещанием кредитов, с демонстрацией поддержки существующего режима и т.д.

    Само завоевание и удержание власти уже есть политика со всеми ее атрибутами

    — постановкой задач, выбором целей, средств, методов борьбы и т.д.

    Структура власти.

    3.1. Субъект и объект власти.

    Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или второго,

    пассивного субъекта), отношений господства и подчинения, побуждения к

    действию и его совершения по желанию первого субъекта. Власть возникает в

    отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, то есть

    субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать. Сама

    власть ничего делать не может, действуют люди, обладающие властью или

    подчиняющиеся. Поэтому понятие власти как влияния, отношения не может

    распространяться на отношения между людьми, группами людей и миром вещей,

    духовным миром, то есть объектами, не способными действовать, выполнять

    распоряжения. Потому выражения типа "власть денег", "власть вещей", "власть

    идей", "власть над природой" — это не более, чем метафоры, образные

    выражения, принятые в обиходе. Они обозначают зависимость какого-либо рода

    от чего-либо. Чувства, мысли, идеи, деньги сами по себе не являются

    объектами, не выполняют волю человека. Ее могут выполнять другие люди,

    действуя по идейным соображениям, из-за денег, страха и т.д.

    Конечно, в реальной политической жизни власть существует в предметах,

    символических формах, в документах, законах, инструкциях, программах,

    знаках различий и т.д. Существуют многочисленные политические учреждения,

    работники которых решают различные вопросы в пределах своих полномочий. В

    обыденной речи эти учреждения также могут выступать как субъекты власти:

    съезд решил, правительство постановило, парламент принял закон, хотя все

    это делали конкретные люди. Возникает немало ситуаций, когда объект и

    субъект власти совмещаются в одной личности, в одном коллективе. Это имеет

    особое политическое значение для формирования самоуправляющихся процессов в

    обществе, например, самодисциплины, самостоятельности, самоуправления,

    самодеятельности.

    Субъектами власти могут быть отдельные личности, организации, общности

    людей, союзы государств, мировое сообщество. Первичными субъектами являются

    индивиды, вторичными — политические организации, субъектами более высокого

    уровня — политические элиты и лидеры. Как правило, субъекты власти должны

    обладать такими качествами, как желание властвовать, воля к власти,

    готовность брать на себя ответственность, компетентность, профессионализм,

    умение использовать ресурсы, обладать авторитетом. Иногда стремление

    властвовать связано с тем, что власть открывает широкие возможности для

    получения различного рода благ: высокого дохода, привилегий, выгодных

    связей и т.д.

    К субъектам политической власти относятся:

    - социальные общности (народ, нации, классы, социальные группы и слои).

    Они влияют на власть опосредованно. В периоды радикальных политических

    перемен, безвластия, анархии эти общности могут на короткое время брать

    политическую власть непосредственно в свои руки путем бунта, восстания,

    революции, гражданского неповиновения, создания органов власти "снизу";

    - государство;

    - политические партии и организации. Правящие партии оказывают

    непосредственное влияние на функционирование политической власти,

    оппозиционные — опосредованное. В некоторых странах влияние оппозиционных

    партий закреплено в законодательном порядке (право создавать свой "теневой

    кабинет");

    - правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления). Политические

    элиты и бюрократия существуют в любом обществе, их влияние на власть

    зачастую определяющее. Лоббисты представляют и проталкивают интересы

    различных слоев, группировок, существующих в обществе. В ряде западных

    стран лоббизм признан официально, и его деятельность контролируется;

    - групповое и индивидуальное лидерство;

    - личная власть;

    - отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов;

    - толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях

    кризиса, отсутствия какой-либо организованной политической силы. Эмоции, а

    не рассудок, темные инстинкты берут верх в толпе. В результате захвата

    власти толпой устанавливается режим охлократии.

    От того, как взаимодействуют субъекты политической власти, каковы

    принципы и характер их взаимоотношений, зависит состояние политической

    жизни общества.

    Власть всегда представляет собой взаимодействие субъекта и объекта,

    воли властителя и подчинения объекта. Подчинение так же естественно присуще

    людям, как и руководство. Потому власть зависит от покорности населения, от

    того, готовы ли ее терпеть, если она не устраивает общество. Качества

    объекта политической власти зависят от политической культуры населения.

    Например, патриархальный и подданнический тип культуры формирует

    покорность, привычку повиноваться, желание жить под "твердой рукой".

    Активистский тип культуры формирует гражданина, несущего свою долю

    ответственности за страну, а не покорного слугу власть предержащих.

    3.2. Функции власти.

    Проявление власти естественно для человека и заложено в биологических,

    природных и социальных началах его жизни. Командование и исполнение — два

    универсальных принципа власти, которые нераздельны и взаимодействуют, как и

    два типа личности — властной и подчиняющейся. Оба эти типа общественно

    необходимы. Они воспроизводятся в крупных общественных структурах и

    отношениях между ними, например, государства и общества, правительства и

    масс, партий и лидеров и т.д.

    Координация этих отношений и относится к общественным функциям

    политической власти. Власть призвана формировать политическую систему

    общества, политические отношения между государством и обществом,

    общественными группами, классами, политическими институтами, партиями,

    гражданами, органами государственного управления. Власть призвана

    контролировать эти отношения, превращать их по возможности в бесконфликтные

    и организованные. Власть управляет делами общества и государства на разных

    уровнях:

    - макроуровне высших центральных политических институтов,

    государственных учреждений, партий и организаций;

    - среднем уровне ("мезоуровне"), который образуют учреждения

    регионального, областного и районного масштабов;

    - микроуровне, охватывающем непосредственное политическое общение

    людей, малых групп, самоуправление. На этом уровне формируется политическая

    культура, складываются мнения, убеждения людей. Этот уровень не является

    низшим, он составляет политическую ткань общества в целом, включая и все

    другие уровни власти.

    От функционирования политической власти во многом зависит тип

    политического режима в обществе, открытость или закрытость общества,

    характер политических отношений и другие политические характеристики

    данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение и

    сотрудничество властей, роль оппозиции, демократичность.

    Таким образом, к наиболее важным, общественно значимым функциям

    политической власти можно отнести следующие:

    - поддержание общественного порядка и стабильности;

    - выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

    - достижение общественного согласия (консенсуса);

    - принуждение во имя социально значимых целей и сохранения

    стабильности;

    - управление делами общества.

    3.3. Концепции власти.

    В современной литературе существуют различные концепции власти. Так,

    системные концепции рассматривают власть как свойство политической системы.

    Т. Парсонс считает, что власть как свойство системы связана с достижением

    общих целей системы, с организацией. Крозье считает власть вечной. "Власть

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.