МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политические и правовые учения во второй половине 17-18вв

    Политические и правовые учения во второй половине 17-18вв

    Политические и правовые учения в России во второй

    половине 17-18 вв.

    Во второй половине 17 века в развитии русской государственности стали

    преобладать абсолютистские тенденции. Данные тенденции получили своё

    выражение в политических учениях о "просвещённой" абсолютной монархии,

    способной наилучшим образом обеспечить наивысшее благо всех её подданных.

    Подобные доктрины тесно связывали в один узел экономические и политические

    преобразования, предлагая пути их осуществления.

    С обоснованием правомерности абсолютной монархии выступил Самуил

    Петровский-Ситнианович (1629-1680). он родился в г.Полоцке, окончил Киево-

    Могилёвскую академию, в 1659 году принял монашеский постриг под именем

    Симеона в православном Полоцком Богоявленском монастыре. С1664г. проживал в

    Москве. Наиболее известными его произведениями являются "Жезл правления",

    написанный к церковному собору 1666/1667г. и посвящённый облечению учений

    раскольников, "Вертоград многоцветный" - энциклопедическое, поучительное

    произведение (1668) и "Рифмолигон" (1679) - собрание стихотворений. Симеон

    выступил в своих произведениях проводником западной культуры и

    образованности.

    Мыслитель защищал социальное неравенство, усматривая в его наличии

    проекцию небесных порядков на земле, Все люди обязаны выполнять свой долг,

    предопределённый судьбой, в чём и состоит главное назначение человека на

    земле, где каждому отведено своё место. Однако он призывал богатых

    заботиться о своих "подначальных" и не доводить их до скудности, а также

    управлять ими с разумом и кротостью, а не посредством "наложения язв".

    Среди пороков русской жизни Симеон критикует лень, праздность и особенно

    пьянство. Тема обязательности труда постоянно присутствует во всех

    произведениях мыслителя.

    Главной проблемой творчества Симеона было разрешения вопросов, связанных

    с верховной властью, формой её организации и деятельности. Он один из

    первых в истории отечественной политико-правовой мысли дал политическое

    обоснование необходимости установления просвещённой монархии. Симеон

    активно возвышал авторитет царской персоны, сравнивая царя с солнцем. Царь

    и бог у него почти равные величины. В понимании Симеона Полоцкого царь и

    государство отождествляются. Большое внимание уделяется описанию образа

    царя. Прежде всего он должен быть образованным человеком, стремящимся к

    приобретению знаний из книг и бесед с "премудрыми людьми", а особенно царю

    читать книги по истории и усваивать исторический опыт других стран и

    народов. Царю необходимо не только просвещаться самому, но и просвещать

    свой народ.

    Симеон полагает, что просвещённая монархия должна быть государством,

    деятельность которого основывается только на законах. Все люди в

    гражданстве должны бояться закона, подчинение которому укрепляет

    государство, и исключений из этого нет ни для кого, ни для царя, ни для его

    сына.

    мыслитель обращает также внимание на недопустимость жестоких санкций. Суд

    обязан восстанавливать правду ,а не совершать месть, ибо отмщение

    бесчеловечно и, более того, противопоказана закону. Симеон мечтает о равном

    для всех суде, который будет "равно судить и мала и велика", невзирая на

    лица. организация судебных учреждений должна быть единообразной, способной

    осуществлять для всех единый суд. Судебные дела следует вершить

    своевременно и без волокиты.

    В определении внешнеполитического курса русского государства Симеон

    придерживается традиционной для русской политической мысли ориентации на

    мирное разрешение всех внешнеполитических конфликтов. он советует царю жить

    в мире со всеми государствами, царствовать "мирно и мудро", никогда не

    искать брани и вступать в войну только в случае нападения врага, а к

    побеждённым всегда являть милосердие.

    В истории политических и правовых учений Симеон Полоцкий выступил одним

    из первых серьёзных идеологов просвещённого абсолютизма в России. Его идеи

    распространены в 17-18 вв. Непосредственное своё продолжение и развитие они

    получили у современника Симеона, Юрия Крижанича.

    Юрий Крижанич (1618-1683) родился в Хорватии, окончил Загребскую духовную

    семинарию, затем Венгерскую духовную коллегию в Вене и венгро-болгарскую

    коллегию в Болонье. С 1640г. Крижанич проживал в Риме, где закончил

    греческий коллегиум св. Афанасия. Его мечтой становится миссионерская

    деятельность в России в целях достижения содружества славянских народов под

    эгидой Русского государства с единой церковью. В1659 году он поступил на

    службу к русскому царю Алексею Михайловичу по Приказу Большого двора, а в

    1661 по клеветническому доносу был сослан ан жительство в Тобольск и в

    Москву возвратился только в 1676 году уже по распоряжению царя Фёдора

    Алексеевича. В 1678 году навсегда оставил пределы русского государства. В

    Тобольске он написал "Беседы о правительстве", известные как трактат

    "Политика".

    В "Политике" много внимания уделяется исследованию вопросов о

    происхождении государства, его целях и задачах.

    Божественная сущность верховной власти является неоспоримой, ибо "все

    законные короли поставлены не сами собой, а Богом" Крижанич отстаивал

    положение о божественности персоны носителя верховной власти. "Король

    подобен некому богу на земле..."

    Цель государства Крижанич определяет как достижение общей пользы" для

    всех членов общества. "Долг короля обеспечить благочестие, справедливость,

    покой и изобилие... веру, суд, мир и дешевизну. Эти четыре вещи король

    должен обеспечить своему народу, и для этого бог поставил его королём".

    Крижанич делит все существующие формы правления на три правильные и три

    неправильные. Правильные: совершенное самовладство (абсолютная монархия),

    боярское правление и общевлавство или посадское правление (республика).

    Самовлавству противостоит тирания; боярскому правлению - олигархия и

    обществу анархия.

    Всё управление государством должно сосредоточено в руках верховного

    правителя. На троне Крижанич предпочитает видеть короля-философа. Он

    считает обязательным наличие у правителя знаний; хорошо также, когда знания

    есть и у всего народа. Королям знания особенно необходимы, так как они не

    имеют права учиться на собственных ошибках, которые чреваты последствиями

    не только для них самих, но и для всего народа, обычно расплачивающегося за

    его ошибки. Крижанич отдаёт предпочтение наследственной монархии.

    Наследование трона должно переходить к старшему в роде сыну, который

    специально готовиться к выполнению этой миссии. Следует запретить в

    законодательном порядке наследовать трон женщинам и чужестранцам.

    Абсолютный монарх должен просвещённым правителем, а не тираном. Крижанич

    выдвигает сумму гарантий, с помощью которых возможно предотвратить

    превращение "современного самовлавства" в тиранию. Прежде всего это наличие

    на троне монарха-философа, затем принятие и соблюдение хороших законов,

    соответствующих божественным и естественным установлениям, и наконец,

    нормативная регламентация всех сословий и чинов в государстве, согласно

    которой для каждого сословия будут определены обязанности в отношению ко

    всему обществу.

    В обязанности просвещённого монарха вменяется забота о благополучии

    страны. Прежде всего необходимо позаботиться о развитии промыслов и

    упорядочивании торговли. В стране мало "торжищ", а у торговцев мало

    привилегий, и они часто терпят убытки, состязаясь с иностранными купцами.

    Государству необходимо вмешаться и устранить эту несправедливость, так как

    не следует допускать невыгодную торговлю с другими странами. Государству

    также следует контролировать распределение ремёсел между по городам с

    учётом природных условий. Необходимо проявлять всемерную заботу об

    использовании природных богатств. В сельском хозяйстве "землю использовать

    так, чтобы взять от неё плоды, какие она только может уродить".

    Главной основной гарантией против тирании является наличие в государстве

    хороших законов и контроля за их исполнением. "Каковы законы - таков и

    порядок вещей в государстве." грабительские законы всегда и везде порождают

    непорядки. К деятельности законодателя Крижанич предъявляет серьёзные

    требования. Для составления новых законов недостаточно знать все законы и

    обычаи своей страны, а необходимо также изучить законы "долговременных

    государств" и позаимствовать их опыт. Все чиновники в своей деятельности

    должны строго следовать закону иначе "будь король архангелом, если слуги

    его не будут ограничены благими законами, нельзя помешать им чинить

    повсеместные и несчётные грабежи и всякое мародёрство" Но в тоже время, он

    ставит монарха над законом: "король выше всех человеческих законов".

    В определении курса внешней политики Крижанич придерживается традиционной

    для русской политической мысли ориентации. Он настаивал на необходимости

    установления добрососедских отношений с окружающими странами. Крижанич не

    исключает возможности ведения справедливых войн в целях защиты

    независимости страны, поэтому он считает, что в государстве должно быть

    большое и сильное войско с мощным оружием. воины служат за плату и

    обеспечиваются государством всем необходимым, а в военачальники назначаются

    люди, сведущие в военном деле и начитанные в военной истории. При

    формировании армии следует оказывать предпочтение национальному, а не

    наёмному войску.

    Во взглядах Крижанича вырисовывается образ человека нового времени, уже

    видны реформы Петра Великого.

    К началу 18 века тенденция превращения сословно-представительской

    монархии в абсолютную стала определяющей в практике реализации верховной

    власти и построении бюрократического аппарата. Организация государственной

    власти и система управления подвергались существенным изменениям.

    преобразования Петра -1 и сам активный процесс государственного

    строительства находили своё обоснование в политических теориях его

    современников. К числу сторонников реформ и активных деятелей петровской

    эпохи относится Архиепископ Феофан Прокопович.

    Феофан Прокопович (1681-1736) происходит из украинской купеческой семьи.

    В молодости он получил широкое и разностороннее образование: закончил Киево-

    Могилянскую духовную академию, затем обучался в учебных заведениях Польши,

    Рима и Германии. Феофан Прокопович принял монашеский подстриг и стал видным

    церковным деятелем: ректором Киево-Могилянской академии, епископом

    поковским, архиепископом новгородским и вице-президентом Святейшего Синода.

    Перу архиепископа принадлежит ряд, произведений, написанные на

    политические и религиозные темы: "Слово о власти и чести царской",

    "Духовный регламент", "Панегирики царствующим особам", трагикомедия

    "Владимир", "Слово похвальное о преславной над свейскими войсками победе",

    трактаты "Поэтика" и "Риторика" и ряд стихотворных поэм.

    В истории русской политико-правовой мысли он первый обратился к

    исследованию процесса происхождения государства, исходя из предположения о

    естественном преддоговорном состоянии, которое он рисовал как эпоху войн и

    кровопролитий, когда ничем не сдерживаемые страсти превращали людей "в

    неукротимых зверей" Естественные законы подсказали людям , как избежать

    постоянных войн и привели их к мысли о заключении договора об образовании

    государства. Эта идея реализована людьми в силу их природных склонностей не

    без содействия бога.

    Таким образом, высшая власть в обществе образовалась путём договора, при

    заключении которого народ полностью отказался от своего суверенитета и

    полностью вручил его верховной власти. При этом народ народ мог выбрать

    себе любую форму правления. Среди таких форм правления Прокопович называет

    монархию, аристократию, демократию, смешанную форму. Аристократия и

    демократия не вызывают его одобрения. В аристократиях своя корыстная борьба

    партий разоряет страну, а в демократиях часто вспыхивают мятежи и смуты.

    Кроме того, аристократия и демократия пригодны лишь для малого по

    численности народа, проживающего на небольшой территории.

    Рассматривая монархию как форму организации власти Прокопович исследует

    два её варианта: ограниченную и абсолютную. В ограниченной монархии

    государь связан определёнными обязанностями, за нарушение которых он может

    быть лишён власти, что также связано с непредсказуемыми последствиями,

    могущими повлечь различные бедствия для страны и её народа. Для России же

    самой "много полезной" и "благонадёжной" формой является абсолютная

    монархия, которая единственно способна обеспечить русскому народу

    "беспечалие " и "блаженство". Наследственную монархию архиепископ

    предпочитает выборной, поскольку она, обладает большей устойчивостью в силу

    замещения престола специально подготовленным для этой цели лицом и поэтому

    больше защищена от случайностей и неожиданностей.

    В произведения Прокоповича содержится апология абсолютной власти, ничем

    не ограниченной верховной власти, регламентирующей все стороны жизни

    поданных. В своей деятельности верховный правитель реализует одновременно

    божественное призвание и требование естественного права, осуществляя долг

    служения народу. Монарх Прокоповича - это просвещённый государь, который

    обязан заботится не только об общем благе, но и о распространении

    просвещения, искоренении предрассудков, устройства правосудия и

    осуществлении хорошего управления страной. Отстаивая законность во всех

    формах государственной жизни, Феофан тем ни менее ставит государя над

    законом, утверждая, что действия царя нельзя ни оспаривать, ни критиковать,

    ни даже хвалить, ибо "монархи есть боги"

    Другим видным политической мысли петровского времени был Иван Тихонович

    Посошков (1652-1726). Он родился в дворцовой селе Покровское, что на Яузе.

    Отец и дед его значились умельцами серебряного дела. Свою карьеру И.Т.

    Посошков начал с должности денежного мастера, но уже в 1697г он обратился к

    Петру с предложениями, что свидетельствует о его занятиях по оружейному

    делу. Вскоре И.Т. Посошков увлёкся "купеческим делом" и с братом открыл

    винокуренный завод, а затем лично "спекал самородную серу" и просил помощи

    в устроении предприятия по серокурению. В 1704г. посошков открыл фабрику

    игральных карт, затем он подвизался на "водочное сидение" у Каменного моста

    на Москве, а в 1710г. получил аналогичное "сидение" в Новгороде, где в

    1711г. построил ещё и аптеку. Тогда же он хлопочет о постройке полотняной

    фабрики. Уже в это время Посошков состоит в переписке с различными

    влиятельными лицами, высказывая предложения по многим аспектам

    экономической, политической, юридической и культурной жизни государства.

    Результатом его "многодельного" стала адресованная царю Петру "Книга о

    скудности и богатстве" (1724) В ней автор затронул обширный круг проблем,

    которые" по его мнению, нуждались в срочном разрешении.

    Главной задачей "Книги" является выяснения причин народной скудности и

    существующей в государстве беззакония. Внимание автора сосредоточено на

    определении модели развития народного хозяйства - сельского и

    промышленного. В центре всех его рассуждений - проекты организации

    промышленности, торговли, сельского хозяйства и сословной организации в

    стране. Он требовал запрещения занятия торговлей для всех сословий кроме

    купеческого. Дворян следует полностью отстранить от торговых операций, ибо

    торговля отвлекает их от основного дела - военной службы. Купцам необходимо

    предоставить "право свободного торга", упорядочить внутренние пошлины,

    установив их единообразие. Государству, в свою очередь, нужно оказывать

    купцам покровительство и помощь, обеспечивая выгодные условия для

    внутренней и внешней торговли, а также помогать купцам в снабжении

    купеческих предприятий рабочей силой. В сою очередь, в обязанность купцам

    Посошков вменяет неуклонное соблюдение правил "честного торга". Продавец

    обязан правильно определять всё и меру товара, а в случае обмана нести

    ответственность за свои действия. Посошков проявлял заботу не только о

    экономическом положении купечества, но и об его авторитете как сословия.

    Серьёзное внимание в своей "Книге" уделил Посошков и вопросам

    крестьянского устройства. Он полагал, что должен быть издан специальный

    закон, который бы точно определял размеры крестьянских повинностей и

    пределы барщинных работ. Подушную подать он считал необходимым заменить на

    поземельную, с отделением крестьянской земли от помещичьей. Но при этом

    советовал сохранять строгий контроль помещиков за крестьянами. В числе мер

    по упорядочиванию правового статуса земельных владений в государстве

    Посошков настаивал на введение прогрессивного налога на землю в зависимости

    от размера, мотивируя это мероприятие тем, что вся земля является

    собственностью государства и по этому не допустимо её бесплатное

    использование.

    покушался он на дворянские привилегии и в вопросах государственной

    службы. В качестве безоговорочного права и одновременно обязанности он

    оставлял за дворянами несение военной службы. Административный чиновничий

    аппарат он предлагал укомплектовать государственными чиновниками,

    предоставляя места в нём согласно способностям и знаниям претендентов.

    Большое внимание уделено Посошковым вопросам "искоренения неправды". Он

    связывает справедливую деятельность правосудия с авторитетом "царёва имени"

    , подчёркивая, что в государстве "паче всякого дела на стараться о правом

    суде". Он выступает с проектом устройства "прямого правосудия", которое

    осуществляется судьями-чиновниками государства, находящимися на его

    содержании. Должность судьи следует предоставить "низкородным" людям из

    купцов, разночинцев и даже черносошных крестьян, а дворян к этой

    деятельности не привлекать, ибо они в большинстве своём взяточники и

    мздоимцы. За неправосудную деятельность Посошков требует сурового наказания

    вплоть до смертной казни. Он настаивает на введении в государстве скорого,

    без волокиты вешения правосудия с обязательным личным участием в процессе

    всех заинтересованных лиц. Ни одно дело не должно находиться в суде без

    движения. Суд в государстве должен быть равным для всех. В суде Посошков

    предлагал производить протокольную запись "судоговорения" доход же от суда

    направлять прямо в царскую казну. В обязанностей судей от вменяет также

    проверку всех задержаний. Судьи обязаны ежедневно осведомляться, кто и за

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.