МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политическое лидерство

    Политическое лидерство

    СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

    СЛУЖБЫ

    Юридический факультет

    группа 31юсД

    Реферат по предмету:

    Политология

    на тему:

    «Политическое лидерство»

    Составил студент:

    Цыбульский А.А.

    Принял преподаватель:

    Краснолуцкий Г.П.

    Санкт-Петербург

    2000 г.

    План:

    Определение лидерства.

    Объективная и субъективная стороны лидерства.

    Политическое лидерство как властеотношение.

    Функции политического лидерства.

    Личные качества и роль среды в политическом лидерстве.

    Типология лидерства.

    1. Определение лидерства.

    В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство

    характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к

    его трактовке:

    1. Лидерство – это разновидность власти, спецификой которой является

    направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не

    большинство, а один человек или группа лиц. Политическое лидерство, пишет

    Жан Блондель, - это «власть, осуществляемая одним или несколькими

    индивидами, с тем, чтобы побудить членов нации к действиям».

    2. Лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная

    с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация

    лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего

    рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы

    социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с

    выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера.

    Иными словами, как отмечает Даунтон, лидерство – это «положение в обществе,

    которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и

    организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов».

    3. Лидерство – это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.)

    Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре

    особенности: во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным. К

    политическим лидерам нельзя причислять людей, оказавших, хотя и большее, но

    разовое воздействие на политический процесс, историю страны. Так, например,

    Ли Освальд, официально признанный убийцей американского президента Джона

    Кеннеди, своим поступком оказал существенное влияние на последующее

    политическое развитие Америки, да и мира в целом. Однако было бы нелепо

    вследствие этого считать его политическим лидером.

    Во – вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю

    группу (организацию, общество). Известно, что внутри любого крупного

    объединения существует несколько, и даже множество центров локального

    влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и

    сам лидер. Особенностью политического лидера является широта влияния,

    распространение его на все общество или крупные группы.

    В – третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии.

    Отношения лидера и ведомых характеризует асимметричность, неравенство во

    взаимодействии, однозначная направленность воздействия – от лидера к членам

    группы.

    В – четвертых, влияние лидера опирается не прямое применение силы, а на

    авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой

    удерживающий группу в подчинении, - это не лидер, как не является лидером,

    например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель.

    Следует отметить, что не все авторы считают несовместимым лидерство и

    постоянное насилие. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают

    использование принуждения.

    4. Политическое лидерство – это особого рода предпринимательство,

    осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические

    предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения

    общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие

    должности (Дж. Опенгеймер, Н. Фролих и др.). При этом специфика

    политического предпринимательства состоит в персонализации «политического

    товара», его отожествлении с личностью потенциального лидера, а также в

    рекламировании этого «товара» как общего блага. Такая интерпретация

    политического лидера вполне возможна. Однако она применима главным образом

    лишь к демократическим организациям: государствам, партиям и т.п.

    5. Лидер – это символ общности и образец политического поведения группы.

    Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно, и принимается

    последователями. Политическое лидерство отличается от политического

    руководства, которое, «в отличие от лидерства, предполагает достаточно

    жестокую и формализованную систему отношений господства – подчинения».

    Эта точка зрения до сих пор достаточно широко распространена в российском

    обществоведении и связана с его длительной оторванностью от мировой науки

    и, в частности, с узким, преимущественно психологически пониманием

    лидерства как главенствующего положения личности, возникающего стихийно в

    ходе межличностных отношений в малой группе. Применительно к социологии и

    политологии с такой трактовкой лидерства нельзя согласится из-за ее

    односторонности, неучета объективной, антропологической и социальной основы

    этого феномена, недооценки ведущей роли властного статуса в выполнении

    функций политического лидерства, связанного с воздействием на большие массы

    людей.

    2. Объективная и субъективная стороны лидерства.

    Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления,

    во многом схожие с лидерством и называемые «протолидерством», встречаются в

    среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни, например в

    стадах обезьян или оленей, в волчьих стаях и т.д. Здесь всегда выделяется

    наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь – вожак,

    руководящий стадом (стаей) в соответствии с его написанными законами,

    продиктованными взаимоотношениями со средой и биологически

    запрограммированными.

    Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных

    систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации,

    упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее

    жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность

    осуществляется через вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное

    (коррелятивные одноуровневые связи, например разделение труда и кооперация)

    распределение функций и ролей и, прежде всего через выделение

    управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей

    эффективности требуют, как правило, иерархической, пирамидальной

    организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер

    (протолидер).

    Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности,

    составляющей систему, и ее взаимоотношений с окружающей средой. В системах

    с низкой групповой интеграцией и высокой степени автономии и свободы

    различных элементов и уровней организации функции лидера выражены слабо. По

    мере же усиления потребности системы и самих людей в сложно организованных

    коллективных действиях и сознания этих потребностей в форме коллективных

    целей – спецификация функций лидера и его структурное, институциональное

    обособление повышаются.

    В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов,

    институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый

    план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность

    объединить и повести за собой группу. В крупных же объединениях,

    эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально-

    ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности управления и

    жесткости подчинения (например, в армии), институциализация и формализация

    (официальное закрепление) лидирующих позиций, придание им сравнительно

    больших властных полномочий обязательны.

    Именно к такому типу объединений относится политика. В ней действуют

    огромные массы людей, ставящие перед собой вполне определенные, ясно

    осознанные цели и испытывающие непрерывное противодействие со стороны

    политических оппонентов. В силу этого институциализация лидирующих позиций

    проявляется в политике особенно отчетливо.

    Институциализация руководящих функций отражается в понятии формального

    лидерства. Оно представляет собой приоритетное влияние определенного лица

    на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывающее

    на положении в общественной иерархии, месте ролевых структурах, обладании

    ресурсами влияния. В противоположность формальному, неформальное лидерство

    характеризует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль

    лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов

    группы (общества). Оно основывается на авторитете, приобретенном в

    результате обладания определенными личными качествами.

    Оба этих аспекта – формальный и неформальный – характеризуют политическое

    лидерство.

    Из всех определений политического лидерства, рассмотренных выше,

    характеристика лидерства как особого рода влияния представляется наиболее

    плодотворной, поскольку она, в отличие, например, от властной трактовке

    лидерства, охватывает не только властные, но и более «мягкие», опирающиеся

    лишь на авторитет и убеждение виды руководящего влияния, предполагающие не

    столь жесткое, однонаправленное воздействие, как власть.

    Итак, политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и

    легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции,

    на все общество, организацию или группу. В структуре лидерства обычно

    выделяют три главных компонента: индивидуальные черты лидера; ресурсы или

    инструменты, которыми он располагает; ситуацию, в которой он действует и

    которая оказывает на него влияние. Все эти компоненты прямо влияют на

    эффективность лидерства.

    Если властные позиции и роли – объективная основа политического лидерства

    – относительно стабильности, с трудом и достаточно редко подвергаются

    радикальным изменениям, то личностный, персональный состав лидерства более

    текуч и подвижен. Что же предопределяет занятие властных позиций одними

    людьми, в то время как другие довольствуются ролью исполнителей воли лидера

    и его окружения? Что непосредственно лежит в основе лидерства?

    3. Политическое лидерство как властеотношение.

    Политическое лидерство в системе властных отношений занимает особое

    место. В лидерстве наиболее ярко проявляется «видимость» власти, ее

    наглядность. Политические лидеры персонифицируют собой власть. Они обладают

    таким огромным влиянием, которое несоизмеримо с влиянием, других субъектов

    политики.

    По объективным и субъективным причинам политическая активность людей

    неодинакова. М. Вебер писал, что есть «политики по случаю», то есть рядовые

    члены общества с минимальным политическим влиянием, которые проявляют себя

    лишь в период выборов, референдумов. «Политиками по случаю», считал М.

    Вебер, мы являемся и тогда, когда рукоплещем или протестуем на

    «политическом» собрании, произносим «политическую» речь. Кроме «политиков

    по случаю» есть «политики по совместительству». Это те, кто временно

    занимается политикой, принимая участие в работе политической организации.

    Такими политиками являются многие парламентарии, работающие от сессии до

    сессии, партийные функционеры, активисты общественно-политических

    организаций. И есть, по Веберу, политики-профессионалы, которые живут для

    политики или за счет политики. Лидеры – это особый тип политиков-

    профессионалов, живущих для политики. Политика есть дело их жизни. Политика

    для них – подлинное человеческое деяние и сфера полной самоотдачи.

    Политическое лидерство есть феномен власти. В лидерстве четко проявляется

    способность одного лица, находящегося на вершине властной пирамиды,

    изменять желаемым для себя образом социальное поведение других людей,

    социальных слоев, общества (если речь идет об общенациональном лидере).

    Вместе с тем лидерство – это власть особого рода. В лидерстве властные

    отношения отличаются максимальной асимметричностью, максимальным

    неравенством, поскольку лидер аккумулирует у себя власть, способную

    заставить делать то, что он приказывает, всех членов группы, организации, а

    в случае с нацией – всех граждан.

    Особенностью лидерства как властеотношения является то, что власть лидера

    носит неформальный характер. Это не власть по должности, власть авторитета,

    который имеет продолжительное влияние. Авторитет и влияние лидера

    складываются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового

    контроля. Формируется социально-психологический процесс лидерства, который

    отличается от руководства как юридически регламентированного процесса.

    Однако должность и лидерство в политике тесно взаимосвязаны. «Реальное»

    лидерство в своей основе неформально, но, имея авторитетно-властные

    полномочия, лидер чаще всего со временем занимает и определенную должность.

    Должность может стабилизировать положение лидера, может значительно усилить

    или ослабить его. «Реальное» лидерство и формальное занятие должности могут

    частично перекрывать друг друга, но не совпадают полностью. Некоторые

    лидеры не занимают высших должностей, и многие из тех, кто занимают

    официальные позиции на вершине должностной иерархии, не являются лидерами.

    Так, академик А. Сахаров был безусловным лидером демократической оппозиции

    в СССР, хотя и не занимал высокой политической должности, а королева в

    Великобритании или президент в ФРГ не являются политическими лидерами,

    несмотря на высшую ступеньку во властной иерархии, которую они занимают.

    Таким образом, хотя лидерство и формальное должностное положение оказывают

    влияние друг на друга, но лидер – это только тот, кто влияет на людей

    независимо от того, занимает он должность или нет.

    Лидерство как власть характеризуется и тем, что оно осуществляется по

    широкому кругу вопросов. Политические лидеры осуществляют свою власть над

    экономической и социальной сферой, над внешней политикой и безопасностью.

    Их влияние распространяется на культуру и искусство, то есть решение,

    которое принимает лидер, может затрагивать любую общественную проблему.

    Лидерство также предполагает не просто случайное использование власти,

    продолжительное влияние. Поэтому лидерство рельефнее проявляется в условиях

    организованных групп. Чем организованнее группа, тем длительнее и феномен

    лидерства. Лидерство в толпе ситуационно, носит локальный и временный

    характер, и только организация пролонгирует лидерство на достаточно

    длительный срок.

    Политическое лидерство, отмечал французский политолог Ж. Блондель, есть

    одна из самых высоких и самых охватывающих форм власти. Лидеры выполняют

    ряд важнейших функций, в которых проявляется специфика их деятельности.

    4. Функции политического лидерства.

    Изучая политику как лидерство, американский исследователь Р. Такер

    выделил три основные функции, которые выполняет лидер.

    1. Диагностическая функция.

    «Постановка диагноза» – период, когда лидер изучает ситуацию, оценивает

    ее, определяя наиболее важные проблемы, вычленяя негативные тенденции и

    устанавливает, что и как должно быть исправлено. Свои выводы лидер делает

    на основе полученной информации от советников, помощников. Но, учитывая

    оценки экспертов, лидер, и только он, ставит «диагноз» ситуации.

    Диагностическая функция связана с директивой.

    2. Директивная функция.

    Она включает в себя определение направления действий: как и что конкретно

    надо предпринять в определенный момент, чтобы решить проблему.

    3. Мобилизационная функция.

    Но лидерство – это нечто больше, чем анализ и принятие решений. Это и

    «мобилизация» на выполнение решений, вовлечение в конкретную деятельность

    тех, кто нужен для решения задачи и достижения поставленной цели. Лидерство

    в политике выполняет важнейшую мобилизационную функцию. Вокруг лидера

    сплачиваются группы, социальные слои, нация в целом. Многие исследователи

    политического лидерства считают, что многообразные социальные интересы

    только с приходом лидера получают четкое оформление и переносятся в центр

    политической жизни. Лидер способствует политической самоидентификации

    индивидов, социальных групп, слоев. Действуя на людей в массе, лидеры

    способны воодушевлять и повести их за собой на реализацию самых сложных

    задач, требующих от граждан и мужества, и жертвенности, и героизма.

    Таким образом, лидер – это авторитетный член организации или социальной

    группы, влияние которого позволяет ему играть главную роль в принятии

    решений в политическом процессе и конкретных ситуациях. «Идеальное»

    лидерство есть сочетание трех основных функций: «постановки диагноза»,

    определения направления действий и мобилизации.

    5. Личные качества и роль среды в политическом лидерстве.

    Что является определяющим в лидерстве – личностные качества или ситуация,

    которая востребовала данную личность, сделала ее необходимой? Спор об этом

    идет давно. В работе «к вопросу о роли личности в истории» Г.В. Плеханов

    дал классический марксистский ответ, что личность лишь видоизменяет

    физиономию развития, но тенденции развития остаются неизменными. И заметил

    по поводу Наполеона, что нужна была шпага, и ее призвали. Французский

    философ Ж.-П. Сартр, размышляя над выводом Плеханова, ответил: не в том ли

    весь вопрос, какая шпага призывается, и всякий ли из призванных генералов

    мог сделаться императором и залить кровью Европу. Спор продолжается. Это не

    удивительно, так как лидерство – является многомерное, и при его изучении

    применяются разные подходы. Наиболее интересные исследования как раз

    связаны с изучением личностных качеств, необходимых для лидера (концепция

    черт лидера), и с анализом взаимосвязи лидера и среды, лидера и его

    последователей.

    Очень многие исследователи подчеркивают значимость психологических

    качеств для лидера. Так, М. Вебер считал, что политику по призванию

    необходимо обладать такими качествами, как страстью к делу, чувством

    ответственности и глазомером – способностью точной оценки ситуации. Если же

    политик имеет психологическую склонность уходить от ответственности и к

    тому же тщеславен, то он быстро утратит позиции политического лидера.

    На рубеже XIX-XX веков повышенный интерес возник к взаимоотношениям

    лидера и массы, так как в активную политическую борьбу в тот период

    включились широкие слои трудящихся. Французские ученые Т. Тард и Г. Лебон

    обратили внимание на особую роль лидера в массовых движениях и на

    психологические качества лидеров. Политический лидер должен быть хорошим

    психологом, инстинктивно понимать душу толпы, уметь воздействовать на ее

    инстинкты. Лебон заметил, что нередко лидерами толпы оказываются нервно-

    возбужденные люди, но одаренные сильной волей.

    Русский социолог и представитель народнического движения Н.К.

    Михайловский в работе «Герой и толпа» также отмечал необходимую для

    лидерства способность – уметь быть гипнотизером, чтобы повести за собой

    массы куда угодно.

    Психологический редукционизм получил классическое развитие в работах

    австрийского психоаналитика З. Фрейда. В ХХ веке интерес к психологии

    лидерства и изучению важных для лидеров качеств личности сохранился, но

    появились и новые аспекты исследования. Г. Лассуэлл обратил

    исследовательское внимание на психопатологию в политике и на опасности,

    которые несет политическое поведение лиц с отклонениями в психике. Свойства

    человека как живой личности и их влияние на политический процесс изучал Э.

    Формм, немецко-американский психолог и социолог. В работе «анатомия

    деструктивности» Э. Формм исследовал черты характера Гитлера. Некрофилия

    Гитлера, деструктивные наклонности, озлобленность и мстительная ненависть

    оказали определяющее воздействие и на его политическую деятельность. Многие

    решения фюрера были порождением иррациональной деструктивности, считает

    Формм.

    Интерес к психопатологии в политике не случайнен, так как возникновение

    оружия массового поражения и огромные силовые ресурсы власти создают

    серьезную угрозу цивилизации. «Достаточно одного, почти незаметного

    нарушения равновесия в психике нескольких руководящих людей, чтобы утопить

    мир в крови, в огне и в радиоактивности», - писал швейцарский психолог

    К.Юнг.

    Изучение черт лидеров позволило обобщить огромный эмпирический материал.

    Американский исследователь Р. Стогдилл проанализировал 124 изыскания,

    основанных на «теории черт» лидеров и столкнулся с непреодолимыми

    трудностями, так как не было ни одной черты, с которой были бы согласны все

    авторы. Оспаривались даже такие, на первый взгляд, необходимые качества,

    как сила воли и ум.

    Несмотря на трудности, с которыми столкнулись сторонники теории «черт

    лидера», следует признать, что личностный фактор значит очень много, но он

    приобретает весомость лишь в контексте деятельности лидера. Черты лидера

    следует рассматривать не изолированно от социальных условий, а в связи с

    ними, и не в статике, а в динамике.

    Среда для формирования и деятельности лидера имеет огромное значение.

    Разные политические режимы создают и разные возможности для реализации тех

    или иных целей и политических инициатив лидера. При устойчивом

    конституционном правлении авторитарные замашки лидера «гасятся» механизмом

    сдержек и противовесов. Развитая правовая культура общества препятствует

    сомнительным в правовом отношении инициативам лидера. Таким образом, среда

    вводит ограничения для деятельности лидера или создает благоприятные

    возможности для развития тех или иных предрасположенностей его характера.

    При исходных экономических и политических условиях личность накладывает

    отпечаток на всю систему. Понятна разница, например, между венгерским

    политическим лидером Я. Кадором и политическим лидером Румынии Н. Чаушеску.

    Тоталитарные режимы в Германии, Италии, России возникли в результате первой

    мировой войны, революций и контрреволюций, но многое в истории этих стран

    определяется личностью диктатора, который находился на вершине власти.

    Верно и то, что разные системы создают и разные условия для реализации

    конкретных личностных качеств.

    Однако абсолютизация влияния среды может вообще свести лидерство лишь к

    функции ситуации, к эпифеномену. На самом деле среда создает конкретную

    ситуацию, в которой действует лидер. Средства, находящиеся в руках лидера,

    также обуславливают процесс его реагирования на проблемы и пути их

    реализации. Сам лидер – часть среды и не может отделить себя от нее. Лидер

    зависит от того, что среда создает, подсказывает и даже диктует.

    В последнее время ученые все больше ориентируют на создание «общей теории

    лидерства», которая бы открывала путь к всеобъемлющему анализу лидерства

    как социально-властного феномена, но пока политология находится в

    состоянии, которое американский политолог Ю. Дженнингс: «Никто не может

    быть удовлетворенным и сказать, что тайна лидерства открыта».

    6. Типология лидерства.

    В политологии существуют различные классификации политических лидеров.

    Многообразие классификаций определяется многомерностью самого лидерства как

    властеотношения и возможностью применять разные подходы для выделения типов

    лидеров.

    Довольно часто используется упрощенная типология, основанная на

    дихотомии, то есть на противопоставлении двух типов лидеров: лидеры «львы»

    и «лисы» (Н. Макиавелли), «реальные» лидеры – менеджеры (Р. Такер), «лидеры-

    преобразователи» и «лидеры-дельцы» (Дж. Мак Грегор Бернс). Дихотомический

    подход традиционен, но действительность гораздо сложнее, поэтому

    применяются и более сложные типологии лидеров.

    Г. Лассуэлл предложил свою классификацию, в основе которой – склонность

    лидеров к определенной модели поведения. Лассуэлл выделил лидеров-

    агитаторов, организаторов и теоретиков. Лидеры-агитаторы предпочитают

    воздействовать силой слова, ораторским искусством, личным образом, примером

    поведения. Лидеры-организаторы отдают предпочтение работе с кадрами, их

    привлекает использование возможностей организации для усиления своего

    влияния. Теоретики воздействуют силой интеллекта. Есть лидеры, у которых

    четко можно выделить сферу поведенческого предпочтения, но есть и такие,

    где сделать это затруднительно. Так, В.И. Ленин – лидер, у которого и

    агитаторское, и организаторское, и теоретическое в лидерстве было выражено

    одинаково ярко.

    Интересной является классификация, предложенная С. Хуком. Критерием

    классификации С. Хук сделал степень воздействия лидеров на события и

    способность ими управлять. На этом основании он поделил всех лидеров на две

    неравные группы. В первую вошли лидеры, способные прекрасно ориентироваться

    в ситуации и использовать ее. Это эвентуальные лидеры, лидеры, использующие

    события. И вторая, небольшая группа лидеров, способных самостоятельно

    творить события, делать историю по-своему, т.е. лидер, делающий событие.

    Эти лидеры круто меняют исторический процесс. В первую очередь С. Хук

    называет в этой группе В.И.Ленина и Наполеона.

    Вариант, предложенный М.Вебером, базируется на идеальных типах

    господства. На этой основе выделятся и идеальные типы лидерства:

    традиционный лидер, лидер харизматический и лидер рационального типа.

    Так старший сын монарха после его смерти сам становится монархом.

    Лидерство рационального типа или бюрократическое лидерство легитимируется

    законом. Лидер-чиновник выступает не как личность, от которой исходит

    власть, а как исполнитель определенной государственной функции,

    символизирующей собой рациональное управление. Власть харизматического

    лидера легитимирована в его особый дар, способности решать все проблемы.

    Харизматический лидер представляет собой интерес для современного

    политического анализа. Харизмой в той или иной степени обладают многие

    политические лидеры. Но ХХ век показал, что лидеры с харизматическими

    качествами может превращаться в фюрера, полубожественного вождя, чей образ

    вызывает одновременно страх, любовь и восторг. Подобный лидер требует

    беспрекословного подчинение свой воли и полон внутреннего убеждения, что он

    один знает способ решения поставленных задач.

    Современные харизматические вожди порождаются массовыми движениями

    протеста. Они имеют тенденцию к реализации в условиях плебисцитарной

    демократии. В массовых обществах, делал вывод М. Вебер, цезаристский

    элемент неистребим. Избранные всеобщим голосованием народа политические

    лидеры общегосударственного масштаба имеют колоссальное могущество и стоят

    как бы над другими ветвями власти, неся ответственность только перед

    народом.

    Необходимость в харазматическом лидере обычно проявляется в период

    социальных кризисов, когда традиционные властные институты дают сбой и не в

    состоянии адекватно реагировать на изменившиеся условия и принимать

    нестандартные решений. К харизматическому лидерству также тяготеют

    политические системы, в которых начинается процесс модернизации, а

    стабильные социальные институты отсутствуют, нет демократических традиций и

    развитого правового сознания.

    Роль харизматических лидеров усиливает два обстоятельства. Во-первых,

    развитие средств массовой информации дает лидеру возможность напрямую

    обращаться к миллионам людей и использовать свои качества демагога. Второе

    – кризис массовых партий и в целом ослабление партийного влияния на

    избирателей.

    Плебисцитарные харизматические лидеры не обязательно диктаторы, но они

    напрямую избираются народом, опираются на его поддержку, отличаются

    твердостью и решительностью в проведении политической линии, что импонирует

    массам; они знают, чего хотят и не меняют свою политику под влиянием

    ситуации. Для современных плебисцитарных харизматических лидеров характерно

    стремление подняться над партийными и социальными интересами и играть роль

    объединяющего начала нации.

    На пути превращения харизматического лидера в диктатора можно поставить

    институциональные и правовые заслоны. Прежде всего, они не должны обладать

    абсолютной властью над силовыми структурами и средствами массовой

    информации. Тем самым блокируется харизматический прорыв в диктаторы и

    правит все-таки закон, а не воля. Там же, где институты демократического

    контроля слабы, они быстро ликвидируются харизматическим лидером, возникает

    плебисцитарный вождь, попирающий представительную демократию.

    Административные структура становятся средством укрепления личной власти,

    пропагандистско-репрессивный аппарат начинает работать под полным контролем

    лидера-диктатора. Харизматическая власть нестабильна, так как основана не

    на традиции или законе, а на вере в харизму лидера, в миссию, которую

    данный лидер должен выполнить, и способность к выполнению которой, он

    вынужден постоянно доказывать.

    Только в условиях развитой либеральной демократии с традиционно сильным

    уважением к демократической процедуре и закону нет опасности перерастания

    харизма лидера в вождизм. Тогда и возникает политический баланс в системе

    властных отношений: лидер – политическая элита – группы интереса – народ.

    Список используемой литературы:

    1. Политология: Курс лекций. Н.П. Денисюк, Т.Г. Соловьев, Л.В.

    Старовойтова и др.

    2. Политология. Под редакцией А.А. Радугина.

    3. Введение в политологию. А.А. Федосеев.

    4. Введение в политологию. В.П. Пугачев, А.И. Соловьев.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.