МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политология

    большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением

    депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только

    лидеров правящих партий, но и других наиболее влиятельных депутатов

    парламентского большинства и тем самым контролировать парламент, получая

    одновременно массовую партийную поддержку. Хотя руководитель правительства

    (премьер-министр, канцлер) официально не является главой государства,

    реально он - первое лицо в политической иерархии. Президент же фактически

    занимает в ней более скромное место. Он может избираться либо парламентом,

    либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом. Его политический

    вес почти не зависит от характера выборов и обычно ограничивается

    представительскими функциями, мало чем отличаясь от функций главы

    государства в парламентских монархиях.

    Президентская республика

    Второй достаточно распространенной формой республиканского правления

    является президентская республика. Ее отличительный признак состоит в том,

    что в ней президент одновременно выступает и главой государства, и главой

    правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является

    верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент чаще всего

    избирается прямо народом. Он сам (в США с одобрения сената) назначает

    членов кабинета министров, которые ответственны , перед ним, а не перед

    парламентом.

    В президентской республике правительство отличается стабильностью. В

    ней существует жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей

    власти, их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести

    правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент.

    Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со

    стороны президента ему может быть выражен импич мент - он досрочно

    отстраняется от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена.

    Отношения между парламентом и президентом основываются на системе

    сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать

    действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета.

    Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решения

    парламента. Чтобы нормально выполнять свои обязанности, и парламент, и

    президент вынуждены сотрудничать, находить общий язык, даже если оба этих

    института контролируются различными партиями.

    Полупрезидентская республика

    Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская,

    или смешанная республика. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии,

    Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. При этой

    форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным

    контролем парламента за деятельностью правительства. Полупрезидентская

    республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и

    президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее

    главная характерная черта - двойная ответственность правительства: перед

    президентом и перед парламентом.

    Классическим образцом полупрезидентской республики является Франция. В

    ней президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не

    может сместить президента, который, в свою очередь вправе распустить

    парламент с обязательным условием объявления даты внеочередных

    парламентских выборов. Президент является главой государства и верховным

    главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает

    правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом

    единоличного введения чрезвычайного положения, но в период действия

    такового он утрачивает право распустить парламент.

    Президент, без согласования с парламентом, но учитывая расклад в нем

    политических сил, назначает главу правительства, вместе с которым они

    формируют кабинет министров. Глава государства председательствует на

    заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует

    его деятельность. Сам президент не обладает правом законодательной

    инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю

    ответственность за деятельность правительства. Парламент имеет возможность

    контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также

    с помощью вынесения ему вотума недоверия.

    Референдум

    Разнообразные республиканские и монархические формы государства не

    исчерпывают всех механизмов правления. Одним из них является институт

    референдума. Он предусматривает решение наиболее важных для общества

    вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют

    высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными

    органами. Референдум используется в качестве законодательного механизма

    большинством демократических государств мира, особенно на местном уровне,

    хотя в целом он имеет подчиненное значение по отношению к законотворческой

    деятельности парламента.

    В разных странах имеются существенные расхождения в области права

    инициирования референдума. В одних государствах (Великобритания, Швеция,

    Норвегия и др.) инициаторами его являются лишь парламент и правительство, в

    других (например Франция) - и президент, в третьих (Швейцария, Австрия,

    Италия) - непосредственно народ. В Швейцарии граждане могут добиться

    проведения референдума по тому или иному закону, собрав 50 тысяч подписей.

    Для того чтобы референдум состоялся, вовсе не обязательно участие в нем

    большинства населения. Всенародные голосования используются не только для

    принятия законов, но и для их отмены. В ряде стран (Франция, Австралия и

    др.) они обязательны для принятия конституционных поправок.

    Территориальное устройство. Унитарное государство

    Территориальная организация государства характеризует соотношение

    целого и частей, центральных и региональных органов власти. Различают две

    основные формы территориального устройства государства: унитарную и

    федеративную. Унитарное государство представляет собой единую, политически

    однородную организацию, состоящую из административно-территориальных

    единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую

    конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные,

    органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм.

    Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с

    мононациональным населением, хотя некоторые из них, например Испания, имеют

    в своем составе инонациональные образования, пользующиеся автономией,

    компетенции которой определяются центральной властью.

    Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция,

    Дания и др.) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания).

    Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую

    самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления.

    Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией

    и непосредственно ориентированы на выполнение решений центра. В

    децентрализованных же унитарных государствах крупные регионы пользуются

    широкой автономией и даже располагают собственными парламентами,

    правительствами, административно-управленческими структурами и

    самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами

    вопросы, как правило, в области образования, коммунального хозяйства,

    охраны общественного порядка и т.п. Однако в отличие от субъектов федерации

    в области налогооблажения их компетенции сильно ограничены, что ставит их в

    сильную финансовую зависимость от центра.

    Федерация и конфедерация

    Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что

    источником власти, субъектами государственного суверенитета выступают в ней

    как крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны), так и весь

    народ, состоящий из равноправных граждан. (В унитарном же государстве

    существует лишь один субъект суверенитета - народ.) Федерация - это

    устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между

    ними и центром компетенции, имеющих собственные законодательные,

    исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и

    двойное гражданство.

    По своему замыслу федеральный принцип государственного устройства

    призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие

    общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными,

    религиозными, лингвистическими и другими особенностями; создать оптимальные

    возможности для выражения региональных и других интересов меньшинств, для

    постепенной подготовки оппозиции к выполнению общесоюзных правительственных

    функций; приблизить власть и управление к гражданам.

    Федерация строится на основе распределения функций между ее субъектами

    и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть

    изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть

    вопросов является исключительной компетенцией союзных органов, другая -

    субъектов федерации, третья - совместной компетенцией союза и его членов.

    Уважение союзным руководством и всеми субъектами федерации прав и

    полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также обычно

    двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из

    представителей штатов (земель).

    Федерация как форма территориального устройства государства показала

    свою жизнеспособность. Этого нельзя сказать о конфедерации - постоянном

    союзе самостоятельных государств Для осуществления конкретных совместных

    целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают

    в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопро сов, чаще всего

    в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы.

    Конфедерации существовали в США (1776-1787), Швейцарии ( до 1848 г.),

    Германии (1815-1867) и некоторых других странах. Эта форма государственного

    объединения непрочна и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо

    распадается.

    Гражданское общество

    «Гражданское общество» как категория политологии

    Гражданское общество во многих отношениях есть самая загадочная

    категория политологии. Оно существует, не имея единого организационного

    центра. Составляющие гражданское общество общественные организации и

    объединения возникают спонтанно. Без какого-либо участия государства

    гражданское общество превращается в мощную самоорганизующуюся и

    саморегулирующуюся сферу общественной жизни. Более того, в одних странах

    оно есть и успешно развивается, а в других, в частности в бывшем СССР, его

    не было многие десятилетия.

    Изучая гражданское общество, следует рассмотреть проблему политических

    режимов. Известно, что они делятся на две группы: демократические и

    недемократические. В условиях недемократических режимов (например, при

    тоталитаризме) гражданского общества нет и быть не может. В демократических

    же странах выбирать - быть или не быть гражданскому обществу - не

    приходится, ибо оно становится необходимым. Гражданское общество есть

    важнейшая составляющая демократического государства. Степень развития

    гражданского общества отражает уровень развития демократии.

    Что же такое гражданское общество и почему оно может развиваться

    наиболее полно лишь в условиях демократических политических режимов.

    Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в

    демократических государствах человеческая общность, представленная 1) сетью

    добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения,

    организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах

    жизнедеятельности общества и 2) совокупностью негосударственных отношений -

    экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.

    Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования

    Экономическую теорию интересуют экономические причины возникновения

    организаций гражданского общества, роль финансовой сферы в их

    функционировании. История описывает конкретные национальные формы

    гражданского общества, особенности участия граждан в общественной жизни.

    Философия и социология изучают гражданское общество как социальную систему,

    как форму общественной организации и общения. Однако особо важная роль в

    изучении гражданского общества принадлежит политологии. Именно политология

    изучает характер и формы взаимодействия гражданского общества с

    политическими и общественными институтами - государством в целом,

    федеральными и местными органами власти. Опираясь на достижения других

    наук, политология исследует причины и условия возникновения гражданского

    общества, его структуру, направления эволюции. Другими словами, политология

    воссоздает целостную картину гражданского общества.

    Структура гражданского общества и основные направления его активности

    Гражданское общество структурно представлено своими организациями и

    объединениями во всех общественных сферах. Наибольшая их часть приходится

    на экономическую, социально-политическую и духовную сферы.

    В экономической сфере функционирует широкая сеть организаций

    гражданского общества, образованных негосударственными предприятиями

    (промышленными, торговыми, финансовыми и другими).

    Социально - политическая сфера гражданского общества включает:

    общественно - политические организации и движения; различные формы

    общественной активности граждан (митинги, собрания, демонстрации,

    забастовки); органы общественного самоуправления по месту жительства или в

    трудовых коллективах; негосударственные средства массовой информации.

    Духовная сфера гражданского общества призвана обеспечить свободу мысли,

    слова, реальную возможность публично высказать свое мнение,

    самостоятельность и независимость творческих объединений. Она

    непосредственно связана с образом жизни людей, их нравственностью, научным

    творчеством, духовным совершенствованием.

    Гражданское общество и государство

    Рассмотрим один из важнейших вопросов, вопрос о взаимодействии

    государства о гражданского общества. Он возник вместе с появлением

    гражданского общества. Его ставили крупнейшие ученые разных времен. Кто

    должен первенствовать? Кто над кем возвышается: государство над гражданским

    обществом или гражданское общество над государством ? Эти вопросы и в

    настоящее время остаются дискуссионными. Что же касается реальной,

    сложившейся в демократических странах ситуации, то она очевидна:

    первенствует тот, у кого в руках политическая власть. Вместе с тем нельзя

    не подчеркнуть, что гражданское общество есть крупнейшая общественная сила,

    с которой государство не может не считаться.

    Практически во всех современных демократических странах в системе

    властных структур организованы и функционируют специальные органы для связи

    с организациями гражданского общества. Направления и формы их деятельности

    чрезвычайно многообразны: регистрация данных организаций, оказание им

    помощи (консультация, финансирование), создание благоприятных условий для

    их финансирования. Например, в Великобритании действуют уже многие годы

    специальный государственный орган - Комиссия по благотворительности. Она

    регистрирует благотворительные организации и фонды (в данной стране они

    достаточно многочисленны), деятельность которых направлена на помощь

    бедным, на поддержку церкви, развитие образования, предотвращение

    дискриминации по расовому признаку, на защиту здоровья граждан, обеспечения

    равных возможностей для граждан Великобритании. Важной функцией Комиссии

    является оказание помощи (прежде всего материальной) общественным

    организациям.

    Среди других форм взаимодействия гражданского общества и государства

    следует отметить существующую во многих странах службу парламентского

    уполномоченного, контролирующую соблюдение прав и свобод граждан.

    Возглавляет эту службу независимое должностное лицо высокого ранга,

    ответственное перед законодательной властью. Уполномоченный получает жалобы

    от граждан, недовольных действиями должностных лиц или предпринимателей, и

    действует в соответствии с предоставленными ему возможностями изучать

    полученные материалы и докладывать парламенту результаты расследования с

    соответствующими рекомендациями. Рекомендации уполномоченных редко

    игнорируются, что говорит об их высоком авторитете. В Великобритании

    уполномоченный по гражданским правам назначается королевой по рекомендации

    премьер-министра. Положение уполномоченного по гражданским правам является

    столь высоким и ответственным, что его сравнивают со статусом генерального

    аудитора-контролера парламента, на которого возложены обязанности

    финансового контроля за расходованием правительством государственных

    средств.

    Рассмотрение вопроса о взаимодействии гражданского общества с

    государством позволяет сделать ряд важных выводов.

    1. Гражданское общество является одним из важных и мощных рычагов в

    системе «сдержек» и «противовесов» стремлению политической власти к

    абсолютному господству. Для выполнения этой миссии у него немало средств:

    активное участие в избирательных компаниях и референдумах, большие

    возможности в формировании общественного мнения (в частности, с помощью

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.