Политология
Политология
ПОЛИТОЛОГИЯ
1. Общество в целом и составляющие его системы.
Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными
сферами. Крупнейшие из них - экономическая, социальная, политическая,
духовная. Данные системы изучаются соответствующими общественными науками.
Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от
экономической, социальной и духовной, а также всех других является
организация и осуществления государственного управления обществом в целом
(от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном
управленческом комплексе). Эта система привлекает в той или иной степени
внимание представителей различных общественных наук - экономической теории,
права, социологии, психологии и других. Однако специально и комплексно, в
составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука -
политология.
Политология - наука об управлении государством в самом широком смысле,
то есть наука о политической системе общества.
Структура политической системы.
В составе полит системы общества функционируют в тесной взаимосвязи
четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная
и политико-идеологическая.
Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде
всего, формы политического правления (республика, монархия), политические
режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы зак-ной,
исп-ной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные
общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме
принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается
нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы
функционирования всей политической системы.
Регулирующая подсистема базируясь на принятых в обществе политико-
правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных
актах, регулирует формирование и деятельность полит институтов и
функционирование полит системы общества в целом. Исходной базой, на которую
опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и
национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в
обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на
политическую систему общества.
Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений,
возникающих в процессе функционирования полит системы общества. Это прежде
всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений
являются полит институты и организации, полит лидеры, представители полит
элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за полит власть:
ее завоевание, удержание, реализацию.
Политико-идеологическая подсистема включает полит концепции, теории,
взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-полит
институтов, политико-правовых норм, совершенствования полит отношений и
всей полит системы.
Данная структура (четыре подсистемы) прослеживается в полит системе
любого общества, однако в конкретных условиях разных государств
перечисленные подсистемы создаются и функционируют в различных формах. В
связи с данным обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает,
во-первых, общие для всех политических систем характеристики и, во-вторых,
специфические формы их проявления в различных странах.
Некоторые функции полит системы.
Главная функция полит системы общества - управление обществом, функция
полит руководства государством. Она проявляется в определении
стратегических целей и перспектив общественного развития, в выработке и
реализации полит курса.
Интегративная функция преследует цель консолидации общественно-
политического строя, достижения динамической стабильности общества в целом
и составляющих его систем.
Регулятивная функция направлена на упорядочение и регламентацию полит
поведения и полит отношений в государстве. Она связана с выработкой и
обоснованием эталонов общественно приемлемого поведения людей.
Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией.
Центральная тема науки - политическая власть: ее сущность, принципы,
формы, основания (источники), ресурсы, проблемы легитимности, полит
институты, проблемы разделения властей и т д.
Второй комплекс рассматриваемых в политологии вопросов связан с гос-
вом, как полит институтом: формы гос-ва, полит режимы, гражданское
общество.
Третий комплекс - полит лидерство, полит элита, то есть субъекты полит
власти, ее носители.
Четвертый комплекс - полит партии и движения.
Пятый комплекс - совр избирательные системы.
Шестой комплекс - полит процесс, его содержание, структура и формы,
особенности принятия и реализации управленческих решений.
Седьмой комплекс - полит культура общества, ее формирование и развитие.
Задачи политологии.
Главной целью политологии как научной дисциплины явл изучение структуры
и функционирования полит системы общества. Реализация этой цели
осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них явл:
n исследование общих и специфических условий возникновения и развития
полит системы общества в целом и сост его полит институтов, полит
отношений, полит процессов;
n создание и совершенствование механизма, позволяющего находить
оптимальную корректировку полит системы в целом и ее основных
элементов;
n анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии полит
системы и путей их урегулирования;
n аргументированное объяснение происходящих полит процессов, причин
их возникновения, роли в развитии общества;
n выработка практических рекомендаций по созданию условий стабильного
развития полит системы общества.
Политическая система и политика.
Политика - социальная деят в полит сфере общества, направленная главным
образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти.
Полит система - одна из крупнейших сфер жизни общества. Политика - это
деятельность, важная, необходимая, сложнейшая. Ее невозможно понять и
осмыслить вне полит системы общества. В определенном смысле политика есть
функция полит системы, а также средство и механизм ее функционирования.
Некоторые специалисты говорят, что политика - это наука, другие утверждают,
что это искусство. Правы и те и другие.
Приемы, подходы и методы, используемые в политологии.
Институциональный подход ориентирован на изучение полит институтов: гос-
ва, его органов, правит программ и др средств регулирования полит деят,
полит партий и иных общ организаций.
Сравнительный подход направлен на сравнительный анализ различных полит
систем (разных стран), а также элементов этих систем: парламентов,
партийных и избирательных систем, форм правления и полит режимов.
Исторический подход основан на изучении полит явлений в их развитии.
Социологический подход направлен на выяснение зависимости полит
процессов от развития общества в целом, от его соц структуры, от системы эк
отношений, от идеологии и полит культуры общества.
Нормативно-ценностный подход - выяснение значения для общества тех или
иных полит процессов, их роли в повышении благосостояния общества, в
реализации свободы и справедливости.
Системный подход - полит система рассматривается в своей организации
как целостная и саморегулирующаяся.
Функциональный подход - анализируются те конкретные механизмы, кот
позволяют полит системе достигать самосохранения и приспособления к
окружающей общественной среде.
Функционально-структурный анализ исходит из рассмотрения полит системы
общества в качестве целостной системы с взаимосвязанными элементами.
Бихевиористский подход основывается на рассмотрении полит системы как
организма, функционирующего по своим законам, имеющего свою внутреннюю
логику развития.
Антропологический подход базируется на обосновании политики природой
человека.
Также в политологии широко используются эмпирические приемы анализа:
анкетирование, наблюдение, анализ статистического материала.
Существуют и два общих концептуальных методологических подхода -
диалектика и синергетика (предполагает, что каждая частная ситуация создает
свои собственные причинно-образующие факторы, кот не всегда вписываются в
известные закономерности).
Политическая власть.
Определение власти. В своем общем значении понятие “власть” означает
право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими;
способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к
другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность,
используя при этом авторитет, право, насилие и др средства.
Полит власть имеет ряд особенностей. Ее отличительными признаками явл:
n верховенство, обязательность ее решений для всего общества, и всех
других видов власти;
n всеобщность, то есть публичность. Это означает, что полит власть
действует на основе права от имени всего общества;
n легальность в использовании силы и других средств властвования в
пределах страны;
n моноцентричность, то есть существование общегосударственного центра
(системы властных органов) принятия решений;
n широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и
реализации власти.
Легитимность политической власти. Легитимность власти - это
общественное признание, доверие и поддержка, кот оказывают ей общество,
народ.
В науку понятие “легитимность власти” впервые было введено Максом
Вебером. Он выделил три основных источника (основания) законности,
правомерности полит власти:
n в соответствии с традицией (монархия);
n харизматический тип (в связи с огромной популярностью и культом
личности полит деятеля);
n рационально-правовой тип - эта власть признается народом потому,
что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.
Структура политической власти. Как и любое отношение полит власть
предполагает как минимум две стороны. На одной стороне - властвующие
(субъект). На другой стороне - подвластные, подчиненные (объект).
Ресурсы политической власти. Среди них экономические, социальные,
силовые, информационные и др.
Экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации
ее целей, и для ее поддержания.
Силовые ресурсы выполняют функцию обеспечения обороны страны, охраны
внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности полит власти,
недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения.
Социальные ресурсы. Социальная политика в больших современных западных
странах строится таким образом, что в сохранении существующей полит власти
заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования,
высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система
благотворительных организаций и т д.
Информационные ресурсы - это средства массовой информации.
Основные функции, формы и уровни полит власти. Основная функция полит
власти - управление, руководство обществом в целом и каждой его сферой. Она
заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью
порядка в обществе и различными интересами разных слоев, национальных и
других групп, отдельных личностей.
Вторая функция - функция оптимизации самой полит системы,
приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, кот
пришли к власти.
Третья функция - обеспечение стабильности в стране.
Существуют две формы полит власти: индивидуальная и
институализированная.
В системе полит власти различают три функциональных взаимодействующих
ее уровня:
n высший уровень - макрополит система высших органов власти;
n средний, или промежуточный уровень - это аппарат полит власти
среднего звена, бюрократия разных рангов;
n третий уровень - это микроуровень полит власти. Он включает
непосредственное полит общение людей, малых групп.
Политическое лидерство.
Полит лидер - это не просто человек, кот руководит полит процессами,
осуществляет функции по управлению обществом, полит организацией или
движением. Полит лидер - это тот, кто способен изменять ход событий и
направленность полит процессов.
С понятием “полит лидер” связано понятие “полит лидерство”. Это
механизм и конкретные способы реализации власти. Полит лидерство
представляет собой высший уровень лидерства, поскольку оно отражает полит
процессы и отношения в высших структурах власти, фиксирует властные
отношения между субъектом и объектом политики на вершине полит пирамиды.
Факторы, определяющие характер полит лидерства.
Полит лидерство - понятие многомерное. Однако три его аспекта явл
определяющими. Это:
n личностные черты лидеров;
n инструменты осуществления ими власти;
n ситуация, с кот сталкивается лидер.
Комбинация этих трех аспектов во многом определяет становление полит
лидера, эффективность и результативность его деятельности.
Всю совок отличительных черт, характеризующих лидеров можно объединить
в три большие группы: природные, нравственные, профессиональные качества.
Природные качества: сила характера, воля, магнетизм личности,
решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.
Нравственные качества: благородство, честность, верность общественному
долгу, заботу о людях, об общественном благе и справедливости.
Профессиональные качества: аналитические способности, умение быстро и
точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому
мнению, полит мудрость, компетентность, профессионализм в принятии полит
решений.
Инструменты власти - условное название. Речь идет о том, на что может
опираться полит лидер в достижении пост им целей. Это - полит партии, зак
органы, суды, бюрократический аппарат, СМИ, то есть все то, что может
создать условия для контактов полит лидера с народными массами.
Ситуация, с кот сталкивается полит лидер, может быть спокойной, но чаще
бывает кризисной, сложной. При этом уровень интенсивности кризисной
ситуации различен. В соответствии с ситуацией возникают разные проблемы и
принимаются разные решения выхода из кризиса.
Типология полит лидеров. Одним из обобщающих критериев для типологии
полит лидеров явл цели, кот они ставят, и воздействие, оказываемое ими на
общество. В связи с этим выделяют три типа полит лидеров:
n позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества.
Соответственно вся активность лидера, его программа и все его
действия направлены на обоснование необходимости сохранения
общества в его современном виде;
n реформаторы стремятся к радикальному преобразованию общественного
устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования,
прежде всего властных структур;
n революционеры ставят целью переход к принципиально иной
общественной системе.
Еще одним критерием явл легитимность власти. В связи с этим выделяют
три типа: традиционное лидерство, лидерство на основе закона,
харизматическое лидерство.
Лидеров можно еще разделить на демократических и авторитарных.
Функции, выполняемые полит лидерами, во многом предопределяются теми
целями, кот они ставят, и той ситуацией, средой (экономической и полит), в
кот им приходится действовать. Ситуация, как правило, бывает кризисная, а
цель - программа действий и ее воплощение в жизнь. Исходя из этого выделяют
три следующие функции, выполняемые полит лидерами в целях решения задач
обеспечения выхода страны из тупика:
n аналитическая функция, или функция постановки диагноза;
n функция разработки программы действий;
n функция мобилизации страны на выполнение принятой программы.
Современные тенденции в развитии полит лидерства.
Первая тенденция - резкое возрастание ответственности полит лидеров за
судьбы людей, за настоящее и будущее народов и гос-в, кот они управляют.
Вторая тенденция - возрастание роли и влияния неформальных полит
лидеров.
Третья тенденция - концентрация активности лидеров на экономических и
социальных проблемах.
Четвертая тенденция - уменьшение вероятности в современных условиях
появления полит лидеров-героев.
Пятая тенденция - сокращение границ власти полит лидера.
Современные теории полит лидерства.
Теория черт. В ней основное внимание уделяется личностным качествам
лидеров. Перечисляются десятки качеств, которыми в идеале должен обладать
лидер. Он лишь раскрывает способности, заложенные в нем природой от
рождения, и уже в детстве можно предсказать, что этот человек будет
лидером.
Ситуационная концепция. Они рассматривают лидерство как функцию
ситуации, то есть как поведение лидера, кот вполне подходит для одной
ситуации и может быть полностью непригодно для другой. Появление лидера -
результат места, времени и обстоятельств. Великий лидер чувствует ситуацию
и знает, как позволить ей развиваться до точки, когда ее он может
использовать.
Политическая элита.
Страницы: 1, 2
|