МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политология

    Политология

    ПОЛИТОЛОГИЯ

    1. Общество в целом и составляющие его системы.

    Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными

    сферами. Крупнейшие из них - экономическая, социальная, политическая,

    духовная. Данные системы изучаются соответствующими общественными науками.

    Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от

    экономической, социальной и духовной, а также всех других является

    организация и осуществления государственного управления обществом в целом

    (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном

    управленческом комплексе). Эта система привлекает в той или иной степени

    внимание представителей различных общественных наук - экономической теории,

    права, социологии, психологии и других. Однако специально и комплексно, в

    составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука -

    политология.

    Политология - наука об управлении государством в самом широком смысле,

    то есть наука о политической системе общества.

    Структура политической системы.

    В составе полит системы общества функционируют в тесной взаимосвязи

    четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная

    и политико-идеологическая.

    Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде

    всего, формы политического правления (республика, монархия), политические

    режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы зак-ной,

    исп-ной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные

    общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме

    принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается

    нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы

    функционирования всей политической системы.

    Регулирующая подсистема базируясь на принятых в обществе политико-

    правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных

    актах, регулирует формирование и деятельность полит институтов и

    функционирование полит системы общества в целом. Исходной базой, на которую

    опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и

    национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в

    обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на

    политическую систему общества.

    Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений,

    возникающих в процессе функционирования полит системы общества. Это прежде

    всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений

    являются полит институты и организации, полит лидеры, представители полит

    элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за полит власть:

    ее завоевание, удержание, реализацию.

    Политико-идеологическая подсистема включает полит концепции, теории,

    взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-полит

    институтов, политико-правовых норм, совершенствования полит отношений и

    всей полит системы.

    Данная структура (четыре подсистемы) прослеживается в полит системе

    любого общества, однако в конкретных условиях разных государств

    перечисленные подсистемы создаются и функционируют в различных формах. В

    связи с данным обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает,

    во-первых, общие для всех политических систем характеристики и, во-вторых,

    специфические формы их проявления в различных странах.

    Некоторые функции полит системы.

    Главная функция полит системы общества - управление обществом, функция

    полит руководства государством. Она проявляется в определении

    стратегических целей и перспектив общественного развития, в выработке и

    реализации полит курса.

    Интегративная функция преследует цель консолидации общественно-

    политического строя, достижения динамической стабильности общества в целом

    и составляющих его систем.

    Регулятивная функция направлена на упорядочение и регламентацию полит

    поведения и полит отношений в государстве. Она связана с выработкой и

    обоснованием эталонов общественно приемлемого поведения людей.

    Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией.

    Центральная тема науки - политическая власть: ее сущность, принципы,

    формы, основания (источники), ресурсы, проблемы легитимности, полит

    институты, проблемы разделения властей и т д.

    Второй комплекс рассматриваемых в политологии вопросов связан с гос-

    вом, как полит институтом: формы гос-ва, полит режимы, гражданское

    общество.

    Третий комплекс - полит лидерство, полит элита, то есть субъекты полит

    власти, ее носители.

    Четвертый комплекс - полит партии и движения.

    Пятый комплекс - совр избирательные системы.

    Шестой комплекс - полит процесс, его содержание, структура и формы,

    особенности принятия и реализации управленческих решений.

    Седьмой комплекс - полит культура общества, ее формирование и развитие.

    Задачи политологии.

    Главной целью политологии как научной дисциплины явл изучение структуры

    и функционирования полит системы общества. Реализация этой цели

    осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них явл:

    n исследование общих и специфических условий возникновения и развития

    полит системы общества в целом и сост его полит институтов, полит

    отношений, полит процессов;

    n создание и совершенствование механизма, позволяющего находить

    оптимальную корректировку полит системы в целом и ее основных

    элементов;

    n анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии полит

    системы и путей их урегулирования;

    n аргументированное объяснение происходящих полит процессов, причин

    их возникновения, роли в развитии общества;

    n выработка практических рекомендаций по созданию условий стабильного

    развития полит системы общества.

    Политическая система и политика.

    Политика - социальная деят в полит сфере общества, направленная главным

    образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти.

    Полит система - одна из крупнейших сфер жизни общества. Политика - это

    деятельность, важная, необходимая, сложнейшая. Ее невозможно понять и

    осмыслить вне полит системы общества. В определенном смысле политика есть

    функция полит системы, а также средство и механизм ее функционирования.

    Некоторые специалисты говорят, что политика - это наука, другие утверждают,

    что это искусство. Правы и те и другие.

    Приемы, подходы и методы, используемые в политологии.

    Институциональный подход ориентирован на изучение полит институтов: гос-

    ва, его органов, правит программ и др средств регулирования полит деят,

    полит партий и иных общ организаций.

    Сравнительный подход направлен на сравнительный анализ различных полит

    систем (разных стран), а также элементов этих систем: парламентов,

    партийных и избирательных систем, форм правления и полит режимов.

    Исторический подход основан на изучении полит явлений в их развитии.

    Социологический подход направлен на выяснение зависимости полит

    процессов от развития общества в целом, от его соц структуры, от системы эк

    отношений, от идеологии и полит культуры общества.

    Нормативно-ценностный подход - выяснение значения для общества тех или

    иных полит процессов, их роли в повышении благосостояния общества, в

    реализации свободы и справедливости.

    Системный подход - полит система рассматривается в своей организации

    как целостная и саморегулирующаяся.

    Функциональный подход - анализируются те конкретные механизмы, кот

    позволяют полит системе достигать самосохранения и приспособления к

    окружающей общественной среде.

    Функционально-структурный анализ исходит из рассмотрения полит системы

    общества в качестве целостной системы с взаимосвязанными элементами.

    Бихевиористский подход основывается на рассмотрении полит системы как

    организма, функционирующего по своим законам, имеющего свою внутреннюю

    логику развития.

    Антропологический подход базируется на обосновании политики природой

    человека.

    Также в политологии широко используются эмпирические приемы анализа:

    анкетирование, наблюдение, анализ статистического материала.

    Существуют и два общих концептуальных методологических подхода -

    диалектика и синергетика (предполагает, что каждая частная ситуация создает

    свои собственные причинно-образующие факторы, кот не всегда вписываются в

    известные закономерности).

    Политическая власть.

    Определение власти. В своем общем значении понятие “власть” означает

    право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими;

    способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к

    другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность,

    используя при этом авторитет, право, насилие и др средства.

    Полит власть имеет ряд особенностей. Ее отличительными признаками явл:

    n верховенство, обязательность ее решений для всего общества, и всех

    других видов власти;

    n всеобщность, то есть публичность. Это означает, что полит власть

    действует на основе права от имени всего общества;

    n легальность в использовании силы и других средств властвования в

    пределах страны;

    n моноцентричность, то есть существование общегосударственного центра

    (системы властных органов) принятия решений;

    n широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и

    реализации власти.

    Легитимность политической власти. Легитимность власти - это

    общественное признание, доверие и поддержка, кот оказывают ей общество,

    народ.

    В науку понятие “легитимность власти” впервые было введено Максом

    Вебером. Он выделил три основных источника (основания) законности,

    правомерности полит власти:

    n в соответствии с традицией (монархия);

    n харизматический тип (в связи с огромной популярностью и культом

    личности полит деятеля);

    n рационально-правовой тип - эта власть признается народом потому,

    что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.

    Структура политической власти. Как и любое отношение полит власть

    предполагает как минимум две стороны. На одной стороне - властвующие

    (субъект). На другой стороне - подвластные, подчиненные (объект).

    Ресурсы политической власти. Среди них экономические, социальные,

    силовые, информационные и др.

    Экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации

    ее целей, и для ее поддержания.

    Силовые ресурсы выполняют функцию обеспечения обороны страны, охраны

    внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности полит власти,

    недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения.

    Социальные ресурсы. Социальная политика в больших современных западных

    странах строится таким образом, что в сохранении существующей полит власти

    заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования,

    высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система

    благотворительных организаций и т д.

    Информационные ресурсы - это средства массовой информации.

    Основные функции, формы и уровни полит власти. Основная функция полит

    власти - управление, руководство обществом в целом и каждой его сферой. Она

    заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью

    порядка в обществе и различными интересами разных слоев, национальных и

    других групп, отдельных личностей.

    Вторая функция - функция оптимизации самой полит системы,

    приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, кот

    пришли к власти.

    Третья функция - обеспечение стабильности в стране.

    Существуют две формы полит власти: индивидуальная и

    институализированная.

    В системе полит власти различают три функциональных взаимодействующих

    ее уровня:

    n высший уровень - макрополит система высших органов власти;

    n средний, или промежуточный уровень - это аппарат полит власти

    среднего звена, бюрократия разных рангов;

    n третий уровень - это микроуровень полит власти. Он включает

    непосредственное полит общение людей, малых групп.

    Политическое лидерство.

    Полит лидер - это не просто человек, кот руководит полит процессами,

    осуществляет функции по управлению обществом, полит организацией или

    движением. Полит лидер - это тот, кто способен изменять ход событий и

    направленность полит процессов.

    С понятием “полит лидер” связано понятие “полит лидерство”. Это

    механизм и конкретные способы реализации власти. Полит лидерство

    представляет собой высший уровень лидерства, поскольку оно отражает полит

    процессы и отношения в высших структурах власти, фиксирует властные

    отношения между субъектом и объектом политики на вершине полит пирамиды.

    Факторы, определяющие характер полит лидерства.

    Полит лидерство - понятие многомерное. Однако три его аспекта явл

    определяющими. Это:

    n личностные черты лидеров;

    n инструменты осуществления ими власти;

    n ситуация, с кот сталкивается лидер.

    Комбинация этих трех аспектов во многом определяет становление полит

    лидера, эффективность и результативность его деятельности.

    Всю совок отличительных черт, характеризующих лидеров можно объединить

    в три большие группы: природные, нравственные, профессиональные качества.

    Природные качества: сила характера, воля, магнетизм личности,

    решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.

    Нравственные качества: благородство, честность, верность общественному

    долгу, заботу о людях, об общественном благе и справедливости.

    Профессиональные качества: аналитические способности, умение быстро и

    точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому

    мнению, полит мудрость, компетентность, профессионализм в принятии полит

    решений.

    Инструменты власти - условное название. Речь идет о том, на что может

    опираться полит лидер в достижении пост им целей. Это - полит партии, зак

    органы, суды, бюрократический аппарат, СМИ, то есть все то, что может

    создать условия для контактов полит лидера с народными массами.

    Ситуация, с кот сталкивается полит лидер, может быть спокойной, но чаще

    бывает кризисной, сложной. При этом уровень интенсивности кризисной

    ситуации различен. В соответствии с ситуацией возникают разные проблемы и

    принимаются разные решения выхода из кризиса.

    Типология полит лидеров. Одним из обобщающих критериев для типологии

    полит лидеров явл цели, кот они ставят, и воздействие, оказываемое ими на

    общество. В связи с этим выделяют три типа полит лидеров:

    n позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества.

    Соответственно вся активность лидера, его программа и все его

    действия направлены на обоснование необходимости сохранения

    общества в его современном виде;

    n реформаторы стремятся к радикальному преобразованию общественного

    устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования,

    прежде всего властных структур;

    n революционеры ставят целью переход к принципиально иной

    общественной системе.

    Еще одним критерием явл легитимность власти. В связи с этим выделяют

    три типа: традиционное лидерство, лидерство на основе закона,

    харизматическое лидерство.

    Лидеров можно еще разделить на демократических и авторитарных.

    Функции, выполняемые полит лидерами, во многом предопределяются теми

    целями, кот они ставят, и той ситуацией, средой (экономической и полит), в

    кот им приходится действовать. Ситуация, как правило, бывает кризисная, а

    цель - программа действий и ее воплощение в жизнь. Исходя из этого выделяют

    три следующие функции, выполняемые полит лидерами в целях решения задач

    обеспечения выхода страны из тупика:

    n аналитическая функция, или функция постановки диагноза;

    n функция разработки программы действий;

    n функция мобилизации страны на выполнение принятой программы.

    Современные тенденции в развитии полит лидерства.

    Первая тенденция - резкое возрастание ответственности полит лидеров за

    судьбы людей, за настоящее и будущее народов и гос-в, кот они управляют.

    Вторая тенденция - возрастание роли и влияния неформальных полит

    лидеров.

    Третья тенденция - концентрация активности лидеров на экономических и

    социальных проблемах.

    Четвертая тенденция - уменьшение вероятности в современных условиях

    появления полит лидеров-героев.

    Пятая тенденция - сокращение границ власти полит лидера.

    Современные теории полит лидерства.

    Теория черт. В ней основное внимание уделяется личностным качествам

    лидеров. Перечисляются десятки качеств, которыми в идеале должен обладать

    лидер. Он лишь раскрывает способности, заложенные в нем природой от

    рождения, и уже в детстве можно предсказать, что этот человек будет

    лидером.

    Ситуационная концепция. Они рассматривают лидерство как функцию

    ситуации, то есть как поведение лидера, кот вполне подходит для одной

    ситуации и может быть полностью непригодно для другой. Появление лидера -

    результат места, времени и обстоятельств. Великий лидер чувствует ситуацию

    и знает, как позволить ей развиваться до точки, когда ее он может

    использовать.

    Политическая элита.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.