Политология
2. Формы правления и государственного устройства.
Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя
три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму
государственного устройства и форму государственного режима.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности ,
характерные признаки , которые по мере общественного развития наполняются
новым содержанием , обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии . Вместе с
тем форма существующих государств , особенно современных , имеет общие
признаки , что позволяет дать определение каждому элементу формы
государства.
Форма правления
Форма правления представляет собой структуру высших органов
государственной власти , порядок их образования и распределение компетенции
между ними .
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
-- как создаются высшие органы государства и каково их строение;
- как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными
органами
- как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и
населением страны ;
- в какой мере организация высших органов государства позволяет
обеспечивать права и свободы гражданина .
По указанным признакам формы государственного правления
подразделяются на :
- монархические ( единоличные , наследственные )
- республиканские ( коллегиальные , выборные )
Монархия
Монархия - это такая форма правления , при которой верховная власть
единолична и переходит , как правило , по наследству.
Основными признаками классической монархической формы управления
являются :
- существование единоличного главы государства , пользующегося своей
властью пожизненно ( царь , король , император , шах ) ;
- наследственный порядок преемственности верховной власти ;
- представительство государства монарха по своему усмотрению ;
- юридическая безответственность монарха .
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При
феодализме она стала основной формой государственного правления . В
буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные
черты монархического управления .
В свою очередь монархия делится на :
- абсолютную
- ограниченную ( парламентскую )
- дуалистическую
- теократическую
- парламентскую
Абсолютная монархия - такая форма правления , при которой верховная
государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу .
По формуле Петровского воинского устава - “ самовластный монарх ,
который никому на свете о своих делах ответу дать не должен“. Основным
признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо
государственных органов , ограничивающих компетенцию монарха .
Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных
отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых
феодальных сословий . К наиболее существенным чертам абсолютной монархии
относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных
учреждений , юридически неограниченная власть монарха , наличие в его
непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии , полиции и
развитого бюрократического аппарата .
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а
чиновникам , которые могут назначаться и увольняться монархом.
Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма
приобретает более цивилизованные формы , получает юридическое закрепление
, хотя по - прежнему имеет принудительную направленность . В истории
такими странами были Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789
года.
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления ,
при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом
. Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой
парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию .
Как форма правления , конституционная монархия возникает в период
становления буржуазного общества . Формально она не утратила своего
значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени ( Англия ,
Дания , Испания , Норвегия , Швеция и др.).
Конституционная монархия характеризуется следующими основными
признаками :
- правительство формируется из представителей определенной партии (
или партий ), получивших большинство голосов на выборах в парламент
;
- лидер партии , обладающий наибольшим числом депутатских мест ,
становится главой государства ;
- в законодательной , исполнительной и судебной сферах власть
монарха фактически отсутствует , она является символической;
- законодательные акты принимаются парламентом и формально
подписываются монархом ;
- правительство согласно конституции несет ответственность не перед
монархом , а перед парламентом .
Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию ,
Данию и др.
При дуалистической монархии государственная власть носит
двойственный характер . Юридически и фактически власть разделена между
правительством , формируемым монархом , и парламентом. Правительство в
дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в
парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает
преимущественно интересы феодалов , а парламент представляет буржуазию и
другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской
Германии (1871 - 1918 гг. ) , сейчас в Марокко .
В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и
религиозное управление страной . Такие монархи носят название
теократические ( Саудовская Аравия ).
Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической
формы государственного правления .
Республика
Республика - это такая форма правления , при которой верховная
власть осуществляется выборными органами , избираемыми населением на
определенный срок .
Общими признаками республиканской формы правления являются :
- существование единоличного и коллегиального главы государства ;
- выборность на определенный срок главы государства и других
верховных органов государственной власти ;
- осуществление государственной власти не по своему велению , а по
поручению народа
- юридическая ответственность главы государства в случаях ,
предусмотренных законом ;
- обязательность решений верховной государственной влас-
ти.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась
в Афинском государстве . По мере развития общественной жизни она
видоизменялась , приобретала новые черты, все больше наполнялась
демократическим содержанием .
Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского
правления . В свою очередь они делятся по форме государственного устройства
на :
- парламентарные
- президентские
Парламентская республика - разновидность современной формы
государственного правления , при которой верховная власть в организации
государственной жизни принадлежит парламенту .
В такой республике правительство формируется парламентским путем из
числа депутатов , принадлежащих к тем партиям , которые располагают
большинством голосов в парламенте . Правительство несет коллективу
ответственность перед парламентом в своей деятельности . Оно остается до
тех пор у власти , пока в парламенте они обладают большинством . В случае
утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в
отставку , либо через главу государства добивается роспуска парламента и
назначения досрочных парламентских выборов .
Как правило , глава государства в подобных республиках избирается
парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией . Назначение
парламентом главы государства является главным видом парламентского
контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в
современных парламентарных республиках неодинакова . В Италии , например ,
президент республики избирается членами обеих палат на их совместном
заседании , но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой
области , избранных областным советом . В федеративных государствах участие
парламента в избрании главы государства , также разделяется с
представителями членов федерации . Так в Германии президент избирается
федеральным собранием , состоящим из членов бундестага , и такого же числа
лиц , выбираемых ландагами земель на началах пропорционального
представительства . Выборы главы государства в парламентарной республике
могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права , что
характерно для Австрии , где президент избирается сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями
: обнародует законы , издает декреты , назначает главу правительства ,
является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства ( премьер - министр , председатель совета
министра , канцлер ) назначается , как правило , президентом. Он формирует
возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную
исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом .
Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то , что
любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление
государством , когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и
контроль за исполнительной властью . Парламент обладает важными финансовыми
полномочиями , поскольку он разрабатывает и принимает государственный
бюджет , определяет перспективы развития социально-экономического развития
страны , решает основные вопросы внешней , в том числе оборонной политики.
Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую
структуру высших органов государственной власти, которая реально
обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности , создает
справедливые условия человеческого общежития , основанные на началах
правовой законности . К парламентарным республикам можно отнести ФРГ,
Италию ( по конституции 1947 г. ), Австрию , Швейцарию , Исландию , Индию и
др.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы
государственного правления , которая наряду с парламентаризмом соединяет в
руках президента полномочия главы государства и главы правительства .
Наиболее характерные черты президентской республики :
- внепарламентский метод избрания президента и формирования
правительства ;
- ответственность правительства перед президентом , а не перед
парламентом ;
- более широкие , чем в парламентарной республике , полномочия
главы государства .
Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты
Америки . В соответствии с конституцией США , в основе которой лежит
принцип разделения властей , четко определено, что законодательная власть
принадлежит парламенту , исполнительная -президенту , судебная - Верховному
суду . Президент США избирается населением страны путем косвенного
голосования ( выборов ) - через коллегию выборщиков . Количество выборщиков
должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (
конгрессе ) . Правительство формируется победившим на выборах президентом ,
из лиц принадлежащих к его партии .
Президентская форма правления в различных странах имеет свои
особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием .
Избранным считается кандидат , получивший абсолютное количество голосов .
Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 г.
Характерным для всех президентских республик , несмотря на их
разнообразие , является то , что президент либо совмещает полномочия главы
государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или
совета министров ( Франция , Индия ) . Президент наделяется и другими
важными полномочиями : как , правило , он имеет право роспуска парламента ,
является верховным главнокомандующим , объявляет чрезвычайное положение ,
утверждает законы путем их подписания , нередко представительствует в
правительстве , назначает членов Верховного суда .
В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная
исполнительная власть , наравне с которой по принципу разделения властей
нормально функционирует законодательная и судебная власти . Эффективно
действующий механизм издержек и противовесов , существующих в современных
президентских республиках , способствует возможности гармоничного
функционирования властей , позволяет избежать произвола со стороны
исполнительной власти.
В странах Латинской Америки часто встречаются “ суперпрезидентские
республики “ . Эта форма правления - практически независимая , слабо
контролируемая законодательной и судебной властью . Это особый конгломерат
традиционной формы с полудиктаторским управлением.
В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между
формами не существует . Их сближают общие задачи и цели .
Форма государственного устройства
Форма государственного устройства - это национальное и
административно-территориальное строение государства, которое раскрывает
характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными
местными органами государственного управления , власти .В отличии от форм
правления организация государства рассматривается с точки зрения
распределения государственной власти и государственного суверенитета в
центре и на местах , их разделение между составными частями государства .
Форма государственного устройства показывает:
- из каких частей состоит внутренняя структура государства ;
-каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих
органов ;
- как строятся отношения между центральными и местными государственными
органами ;
- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации ,
проживающей на этой территории .
По форме государственного устройства все государства можно
подразделить на три основных группы :
- унитарное ;
- федеративное ;
- конфедеративное .
Унитарное государство.
Унитарное государство - это единое цельное государственное
образование , состоящее из административно-территориальных единиц , которые
подчиняются центральным органам власти и признаками государственной
независимости не обладают.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
- унитарное устройство предполагает единые , общие для всей страны высшие
исполнительные , представительные и судебные органы , которые
осуществляют верховное руководство соответствующими органами ;
- на территории унитарного государства действует одна конституция, единая
система законодательства , одно гражданство ;
- составные части унитарного государства ( области , департаменты , округа
, провинции , графства ) государственным суверенитетом не обладают ;
- унитарное государство , на территории которого проживают небольшие по
численности национальности , широко допускает национальную и
законодательную автономию ;
- все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы
, которые официально представляют страну на международной арене ;
- имеет единые вооруженные силы , руководство которыми осуществляются
центральными органами государственной власти .
Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными
органами управления позволяют говорить о централизованных и
децентрализованных унитарных государствах , но эти различия касаются узкой
сферы управления .
К унитарным государствам относятся такие государства , как Франция ,
Турция , Япония , Финляндия .
Федерация
Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее
самостоятельных государственных образований в одно союзное государство .
Федеративное государственное устройство неоднородно . В различных
странах оно имеет свои уникальные особенности , которые определяются
историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего
национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры
народов , входящих в союзное государство.
Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты , которые
характерны для большинства федеративных государств:
1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов
: штатов , кантов , земель , республик и т.д.
2. В союзном государстве верховная исполнительная , законодательная и
судебная власть принадлежит федеральным государственным органам .
2. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции ,
имеют свои высшие исполнительные , законодательные и судебные органы
.
Страницы: 1, 2, 3
|