МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политология

    2. Формы правления и государственного устройства.

    Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя

    три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму

    государственного устройства и форму государственного режима.

    В различных странах государственные формы имеют свои особенности ,

    характерные признаки , которые по мере общественного развития наполняются

    новым содержанием , обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии . Вместе с

    тем форма существующих государств , особенно современных , имеет общие

    признаки , что позволяет дать определение каждому элементу формы

    государства.

    Форма правления

    Форма правления представляет собой структуру высших органов

    государственной власти , порядок их образования и распределение компетенции

    между ними .

    Форма государственного правления дает возможность уяснить:

    -- как создаются высшие органы государства и каково их строение;

    - как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными

    органами

    - как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и

    населением страны ;

    - в какой мере организация высших органов государства позволяет

    обеспечивать права и свободы гражданина .

    По указанным признакам формы государственного правления

    подразделяются на :

    - монархические ( единоличные , наследственные )

    - республиканские ( коллегиальные , выборные )

    Монархия

    Монархия - это такая форма правления , при которой верховная власть

    единолична и переходит , как правило , по наследству.

    Основными признаками классической монархической формы управления

    являются :

    - существование единоличного главы государства , пользующегося своей

    властью пожизненно ( царь , король , император , шах ) ;

    - наследственный порядок преемственности верховной власти ;

    - представительство государства монарха по своему усмотрению ;

    - юридическая безответственность монарха .

    Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При

    феодализме она стала основной формой государственного правления . В

    буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные

    черты монархического управления .

    В свою очередь монархия делится на :

    - абсолютную

    - ограниченную ( парламентскую )

    - дуалистическую

    - теократическую

    - парламентскую

    Абсолютная монархия - такая форма правления , при которой верховная

    государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу .

    По формуле Петровского воинского устава - “ самовластный монарх ,

    который никому на свете о своих делах ответу дать не должен“. Основным

    признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо

    государственных органов , ограничивающих компетенцию монарха .

    Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных

    отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых

    феодальных сословий . К наиболее существенным чертам абсолютной монархии

    относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных

    учреждений , юридически неограниченная власть монарха , наличие в его

    непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии , полиции и

    развитого бюрократического аппарата .

    Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а

    чиновникам , которые могут назначаться и увольняться монархом.

    Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма

    приобретает более цивилизованные формы , получает юридическое закрепление

    , хотя по - прежнему имеет принудительную направленность . В истории

    такими странами были Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789

    года.

    Конституционная монархия представляет собой такую форму правления ,

    при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом

    . Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой

    парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию .

    Как форма правления , конституционная монархия возникает в период

    становления буржуазного общества . Формально она не утратила своего

    значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени ( Англия ,

    Дания , Испания , Норвегия , Швеция и др.).

    Конституционная монархия характеризуется следующими основными

    признаками :

    - правительство формируется из представителей определенной партии (

    или партий ), получивших большинство голосов на выборах в парламент

    ;

    - лидер партии , обладающий наибольшим числом депутатских мест ,

    становится главой государства ;

    - в законодательной , исполнительной и судебной сферах власть

    монарха фактически отсутствует , она является символической;

    - законодательные акты принимаются парламентом и формально

    подписываются монархом ;

    - правительство согласно конституции несет ответственность не перед

    монархом , а перед парламентом .

    Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию ,

    Данию и др.

    При дуалистической монархии государственная власть носит

    двойственный характер . Юридически и фактически власть разделена между

    правительством , формируемым монархом , и парламентом. Правительство в

    дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в

    парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает

    преимущественно интересы феодалов , а парламент представляет буржуазию и

    другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской

    Германии (1871 - 1918 гг. ) , сейчас в Марокко .

    В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и

    религиозное управление страной . Такие монархи носят название

    теократические ( Саудовская Аравия ).

    Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической

    формы государственного правления .

    Республика

    Республика - это такая форма правления , при которой верховная

    власть осуществляется выборными органами , избираемыми населением на

    определенный срок .

    Общими признаками республиканской формы правления являются :

    - существование единоличного и коллегиального главы государства ;

    - выборность на определенный срок главы государства и других

    верховных органов государственной власти ;

    - осуществление государственной власти не по своему велению , а по

    поручению народа

    - юридическая ответственность главы государства в случаях ,

    предусмотренных законом ;

    - обязательность решений верховной государственной влас-

    ти.

    Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась

    в Афинском государстве . По мере развития общественной жизни она

    видоизменялась , приобретала новые черты, все больше наполнялась

    демократическим содержанием .

    Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского

    правления . В свою очередь они делятся по форме государственного устройства

    на :

    - парламентарные

    - президентские

    Парламентская республика - разновидность современной формы

    государственного правления , при которой верховная власть в организации

    государственной жизни принадлежит парламенту .

    В такой республике правительство формируется парламентским путем из

    числа депутатов , принадлежащих к тем партиям , которые располагают

    большинством голосов в парламенте . Правительство несет коллективу

    ответственность перед парламентом в своей деятельности . Оно остается до

    тех пор у власти , пока в парламенте они обладают большинством . В случае

    утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в

    отставку , либо через главу государства добивается роспуска парламента и

    назначения досрочных парламентских выборов .

    Как правило , глава государства в подобных республиках избирается

    парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией . Назначение

    парламентом главы государства является главным видом парламентского

    контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в

    современных парламентарных республиках неодинакова . В Италии , например ,

    президент республики избирается членами обеих палат на их совместном

    заседании , но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой

    области , избранных областным советом . В федеративных государствах участие

    парламента в избрании главы государства , также разделяется с

    представителями членов федерации . Так в Германии президент избирается

    федеральным собранием , состоящим из членов бундестага , и такого же числа

    лиц , выбираемых ландагами земель на началах пропорционального

    представительства . Выборы главы государства в парламентарной республике

    могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права , что

    характерно для Австрии , где президент избирается сроком на шесть лет.

    Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями

    : обнародует законы , издает декреты , назначает главу правительства ,

    является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

    Глава правительства ( премьер - министр , председатель совета

    министра , канцлер ) назначается , как правило , президентом. Он формирует

    возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную

    исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом .

    Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то , что

    любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление

    государством , когда оно пользуется доверием парламента.

    Главной функцией парламента является законодательная деятельность и

    контроль за исполнительной властью . Парламент обладает важными финансовыми

    полномочиями , поскольку он разрабатывает и принимает государственный

    бюджет , определяет перспективы развития социально-экономического развития

    страны , решает основные вопросы внешней , в том числе оборонной политики.

    Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую

    структуру высших органов государственной власти, которая реально

    обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности , создает

    справедливые условия человеческого общежития , основанные на началах

    правовой законности . К парламентарным республикам можно отнести ФРГ,

    Италию ( по конституции 1947 г. ), Австрию , Швейцарию , Исландию , Индию и

    др.

    Президентская республика - одна из разновидностей современной формы

    государственного правления , которая наряду с парламентаризмом соединяет в

    руках президента полномочия главы государства и главы правительства .

    Наиболее характерные черты президентской республики :

    - внепарламентский метод избрания президента и формирования

    правительства ;

    - ответственность правительства перед президентом , а не перед

    парламентом ;

    - более широкие , чем в парламентарной республике , полномочия

    главы государства .

    Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты

    Америки . В соответствии с конституцией США , в основе которой лежит

    принцип разделения властей , четко определено, что законодательная власть

    принадлежит парламенту , исполнительная -президенту , судебная - Верховному

    суду . Президент США избирается населением страны путем косвенного

    голосования ( выборов ) - через коллегию выборщиков . Количество выборщиков

    должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (

    конгрессе ) . Правительство формируется победившим на выборах президентом ,

    из лиц принадлежащих к его партии .

    Президентская форма правления в различных странах имеет свои

    особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием .

    Избранным считается кандидат , получивший абсолютное количество голосов .

    Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 г.

    Характерным для всех президентских республик , несмотря на их

    разнообразие , является то , что президент либо совмещает полномочия главы

    государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или

    совета министров ( Франция , Индия ) . Президент наделяется и другими

    важными полномочиями : как , правило , он имеет право роспуска парламента ,

    является верховным главнокомандующим , объявляет чрезвычайное положение ,

    утверждает законы путем их подписания , нередко представительствует в

    правительстве , назначает членов Верховного суда .

    В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная

    исполнительная власть , наравне с которой по принципу разделения властей

    нормально функционирует законодательная и судебная власти . Эффективно

    действующий механизм издержек и противовесов , существующих в современных

    президентских республиках , способствует возможности гармоничного

    функционирования властей , позволяет избежать произвола со стороны

    исполнительной власти.

    В странах Латинской Америки часто встречаются “ суперпрезидентские

    республики “ . Эта форма правления - практически независимая , слабо

    контролируемая законодательной и судебной властью . Это особый конгломерат

    традиционной формы с полудиктаторским управлением.

    В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между

    формами не существует . Их сближают общие задачи и цели .

    Форма государственного устройства

    Форма государственного устройства - это национальное и

    административно-территориальное строение государства, которое раскрывает

    характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными

    местными органами государственного управления , власти .В отличии от форм

    правления организация государства рассматривается с точки зрения

    распределения государственной власти и государственного суверенитета в

    центре и на местах , их разделение между составными частями государства .

    Форма государственного устройства показывает:

    - из каких частей состоит внутренняя структура государства ;

    -каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих

    органов ;

    - как строятся отношения между центральными и местными государственными

    органами ;

    - в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации ,

    проживающей на этой территории .

    По форме государственного устройства все государства можно

    подразделить на три основных группы :

    - унитарное ;

    - федеративное ;

    - конфедеративное .

    Унитарное государство.

    Унитарное государство - это единое цельное государственное

    образование , состоящее из административно-территориальных единиц , которые

    подчиняются центральным органам власти и признаками государственной

    независимости не обладают.

    Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

    - унитарное устройство предполагает единые , общие для всей страны высшие

    исполнительные , представительные и судебные органы , которые

    осуществляют верховное руководство соответствующими органами ;

    - на территории унитарного государства действует одна конституция, единая

    система законодательства , одно гражданство ;

    - составные части унитарного государства ( области , департаменты , округа

    , провинции , графства ) государственным суверенитетом не обладают ;

    - унитарное государство , на территории которого проживают небольшие по

    численности национальности , широко допускает национальную и

    законодательную автономию ;

    - все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы

    , которые официально представляют страну на международной арене ;

    - имеет единые вооруженные силы , руководство которыми осуществляются

    центральными органами государственной власти .

    Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными

    органами управления позволяют говорить о централизованных и

    децентрализованных унитарных государствах , но эти различия касаются узкой

    сферы управления .

    К унитарным государствам относятся такие государства , как Франция ,

    Турция , Япония , Финляндия .

    Федерация

    Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее

    самостоятельных государственных образований в одно союзное государство .

    Федеративное государственное устройство неоднородно . В различных

    странах оно имеет свои уникальные особенности , которые определяются

    историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего

    национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры

    народов , входящих в союзное государство.

    Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты , которые

    характерны для большинства федеративных государств:

    1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов

    : штатов , кантов , земель , республик и т.д.

    2. В союзном государстве верховная исполнительная , законодательная и

    судебная власть принадлежит федеральным государственным органам .

    2. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции ,

    имеют свои высшие исполнительные , законодательные и судебные органы

    .

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.