МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Понятие и виды политического режима

    Понятие и виды политического режима

    Политический (государственный) режим: понятие и виды

    Форма правления и форма территориального устройства государства не

    могут еще ответить на вопрос о том, как, с помощью каких способов

    осуществляется взаимодействие государственной власти с как проявляется в

    политической сфере действительное классовых сил, каков политический статус

    различных общественных организаций, какую роль выполняет фактически

    государства по управлению населением, проживающим на его территории. На

    этот вопрос отвечает третий блок формы (устройства) государства –

    политический режим.

    Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX

    века, категория, «политический режим», по мнению некоторых ученых; в силу

    синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима

    формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть

    исключен из состава формы государства, поскольку функционирование

    государства характеризует не политический, а государственный режим.

    Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию

    политического (государственного) режима.

    Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и

    к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь

    государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие

    элементы формы государства: форму правления и форму государственного

    устройства, а также формы и методы осуществления государством своих

    функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и

    узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических

    процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах – государственной и

    общественно-политической, а также характеру политической системы,

    включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические

    организации. Все составные части политической системы: политические партии,

    общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные»

    объекты: церковь, массовые движения и т. п.) – испытывают значительное

    влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов

    деятельности и т. д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и

    государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-

    политической «среды обитания». Это влияние распространяется, на форму

    государства, в частности на политический режим.

    Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное

    значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов

    и способов государственного руководства), так и в широком понимании

    (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод

    личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм

    политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым

    основам государственной и общественной жизни).

    В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или

    правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных»

    придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или

    демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление,

    обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан,

    участия в народа, политических партий, мера экономической свободы,

    отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

    Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку

    на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние

    множество факторов: сущность и форма государства, характер

    законодательства, фактические полномочия государственных органов и

    юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических

    сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой

    борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид

    политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более

    широком смысле – своего рода общественно-политическая «атмосфера»,

    складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя

    или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может

    оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических

    этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в

    конкретных государствах одного и того же времени.

    Один из критериев определения вида политического режима правовая форма

    применения тех или иных способов государственной власти. Идет ли этот

    процесс государственного властвования в установленной правовой форме или

    царит сплошной произвол, своекорыстное усмотрение «власть предержащих»,

    направлена ли эта правовая форма на защиту основных социальных ценностей,

    прав и свобод граждан, взаимной органов государства и граждан, или служит

    лишь фасадом, прикрытием чудовищных злоупотреблений властей, которые за

    этим фасадом фактически, в интересах самого аппарата государства, его

    руководителей или даже одного лидера.

    Политический режим, как правило, всегда является политико-правовым

    режимом и это обстоятельство нельзя упускать из виду. Определение

    политического режима всегда связано с тем, в каких правовых или

    антиправовых формах он предстает перед исследователем. Именно конкретная

    правовая система в содержании своих правоустановительных и

    правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти,

    закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно

    определять вид политического режима, прогнозировать его динамику.

    Вывод о неразрывной связи политического режима и его правовой формы,

    подкрепленной историческим анализом и теоретическим рассуждениями в рамках

    современного социального знания, имеет научное и практическое значение. По

    виду политического режима подчас обозначают и само государство, его

    природу, поскольку политический режим воплощает самые основные

    характеристики государственного властвования.

    Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых

    государство управляет проживающими на его территории людьми, т. е.

    политического режима, становится также объективно необходимым для

    постижения формы (устройства) государства.

    Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет

    виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории

    государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между

    авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале

    политических методов власти.

    Авторитарный режим может существовать в разных формах. Но при любой

    форме авторитаризма государственная власть реально не формируется и не

    контролируется народом. Несмотря на то, что могут существовать

    представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не

    играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с

    вождем или группой лиц (хунтой, олигархией).

    Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая себя не

    ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. В ее среде

    выделяется еще более узкий круг людей, небольшая группа высших должностных

    лиц, осуществляющих политическое руководство. Тогда, когда руководство

    государства формируется вследствие военного или государственного

    переворота, авторитарный режим устанавливает клика или хунта. Это режим

    военной диктатуры. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его влияние

    очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения.

    Советы рекомендации, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса со

    всей командой становится для него необходимым. Лидером является обычно

    сильная, порой харизматическая личность. И хотя общественное венное мнение

    не обожествляет лидера, не называет его вождем, тем менее оно ориентируется

    на эту сильную личность.

    При режиме военной диктатуры к власти, как правило, в ходе

    государственного переворота приходят военные – представители армейских

    группировок, тех или иных племенных, национальных структур.

    По-видимому, следует отказаться от огульно отрицательной характеристики

    таких политических режимов. Они являются, как показал XX век, носителями и

    прогрессивных, и реакционных тенденций и традиций.

    Современные научные, военно-технические достижения формируют в

    армейской среде высокообразованных, патриотически-настроенных военных

    специалистов. И порой общественное сознание и настроение этноса ищет выход

    из жутких экономических и политических кризисных ситуаций в поддержке

    военной диктатуры, да и появление такой диктатуры в некоторых государствах

    показывает ее экономическую и социальную эффективность.

    При этом также идет перестройка правовой системы: появляются временные

    чрезвычайные правовые акты, отменяется действие конституции, формируются

    новые политические структуры, реформируется судебная система (в крайних

    случаях появляются военно-полевые суды, расширяется юрисдикция военных

    трибуналов), усиливается режим исполнительной власти «по вертикали».

    Как правило, некоторые из таких военных диктатур, выполнив свою миссию,

    эволюционирует в XX веке в демократические режимы, в том числе с

    монархической формой правления. Но история знает, – и это наиболее типичная

    ситуация, – резко негативные формы военных диктатур: расправы с

    инакомыслящими, конфискации имущества и прочие внеправовые методы.

    Зачастую авторитарные режимы в относительно «мягкой» форме

    осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его

    целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому

    развалу. В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило,

    централизованно.

    Решения центральной власти, не учитывающие зачастую экономических,

    национальных, географических, бытовых, религиозных и другие особенностей

    тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно. В случае

    отклонения людей от «генеральной линии» применяется принуждение.

    Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Вот

    почему авторитарное государство не может существовать без опоры на

    полицейский и военный аппарат. Суд в таком государстве –вспомогательный

    инструмент, поскольку широко используются внесудебные методы принуждения

    людей.

    Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут

    участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны

    ориентироваться на линию, выработанную партией, в противном случае они

    запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организация, так и граждане,

    жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и

    незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически

    не может пользоваться свободами, даже если они и провозглашаются формально,

    так как отсутствует механизм их реализации, гарантии являются фиктивными.

    Она – личность лишена также гарантий своей безопасности в ее

    взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении

    принуждения. Провозглашается полный приоритет интересов государства над

    личностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть осознает, что

    доверие народа – великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах

    по отношению к себе, используя демагогию и превращая население в простой

    объект манипуляций. В настоящее время авторитарный режим отнюдь не редкость

    и встречается во многих странах.

    Одним из видов авторитарного режима являлся деспотический режим,

    который весьма широко был распространен древнейших государствах азиатского

    способа производства.

    Деспотический режим (от греческого «despotia» – неограниченная власть)

    был характерен для монархической формы правления, а именно для

    абсолютистской монархии, когда неограниченная власть сосредотачивалась в

    руках одного лица, эмоционально обозначаемого подвластными как деспот,

    тиран и т. п.

    Деспотия как особая форма государства была выделена еще

    древнегреческими философами (в частности, Платоном). Этот режим

    характеризовался крайним произволом в управлении (власть подчас болезненно

    властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны

    его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Для

    многих государств азиатского способа производства с их общественной,

    государственной собственностью, принуждением к труду, жестокой

    регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными

    имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной формой

    осуществления власти. В деспотическом государстве доминируют карательная,

    уголовная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.

    При деспотии осуществляется жестокое подавление любой

    самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных.

    Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью,

    причем, как правило, они не соответствуют содеянному, а определяются

    произвольно. Жестокое подавление применяется весьма широко.

    Психологические основы деспотии также своеобразны: страх пронизывает

    все поры в государстве. Деспотия держится на страхе. Характеризуя деспотию,

    Монтескье пишет о том, что все должны чувствовать ежеминутно вечно поднятую

    длань государя. «Если государь хотя бы на мгновение опустит угрожающую

    руку, если он не может без промедления уничтожить лиц, занимающих первые

    места в государстве, то все пропало, так как страх - единственное начало

    этого образа правления – исчез, и у народа нет более защитника».

    Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на

    Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке словом, в

    государствах «азиатского способа производства», рабовладельческих

    обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов

    развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим

    возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу

    исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их

    политических лидеров, способов борьбы за власть и ее осуществление или

    подавление противников режима и т. д.

    Очень близок к деспотическому, по сути являясь его разновидностью,

    тиранический режим. Он также возник в древности, в некоторых островных

    греческих городах-государствах.

    Тиранический режим – также основан на единоличном правлении. Однако в

    отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным,

    захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью

    государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных

    начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть,

    что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда

    речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех

    жестоких способов, с помощью которых тиран осуществляет государственную

    власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жестокой.

    Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет

    казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный

    умысел на этот счет. Кроме того, захватчик власти широко использует

    превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения.

    Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с

    физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые

    существуют у народа. Тиранический режим можно было наблюдать в полисах

    Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

    Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии

    произвол и самовластье обрушиваются прежде всего на головы высших

    должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не

    действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем и не стремится

    их создать.

    Еще одной разновидностью авторитарного режима является тоталитарный

    режим.

    Тоталитарный режим является, как правило, порождением XX века, это

    фашистские государства, социалистические государства периодов «культа

    личности». Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые

    политологи стремились отделить социалистическое государство от

    демократических государств и искали четкое определение социалистической

    государственности. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного

    режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая,

    всекрнтролирующая и всепроникающая власть .

    Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной

    официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-

    политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим

    лидером, «вождем народа», в большинстве случаев харизматическим.

    Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие,

    даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или

    уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее

    установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.