МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Понятие мировой политики и международных отношенияй

    Понятие мировой политики и международных отношенияй

    «В ядерную эпоху человечество должно выработать новое политическое

    мышление, новую концепцию мира, дающую надежные гарантии выживания

    человечества. Люди хотят жить в более безопасном и более справедливом

    мире».

    Делийская Декларация о принципах свободного от ядерного оружия и

    ненасильственного мира. 1986 г.

    Вступление

    Понимание политики как сложного и многогранного явления предполагает

    её исследование как на общественном и личностном, так и на международном

    уровнях. Объясняется это, в первую очередь тем, что сама суть политики

    заключается во взаимодействии и противоборстве различных интересов и сил –

    и внутри страны, и на международной арене.

    В первой главе приводятся основные сведения о мировой политике, идёт

    речь о её субъектах и объектах, а также целях и задачах данного

    направления, особое внимание уделено геополитике.

    ВТОРАя ПОЛНОСТЬЮ ОТВЕДЕНА МЕЖДУНАРОДНЫМ ОТНОШЕНИяМ, НАХОДяЩИМСя В

    ТЕСНОЙ ВЗАИМОСВяЗИ С ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКОЙ ГОСУДАРСТВ. РАССМАТРИВАЮТСя

    ТЕОРИя, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И КОНЦЕПЦИИ, ТИПОЛОГИя И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

    РАЗВИТИя МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ТАКЖЕ ОПИСЫВАЮТСя ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

    МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

    В третьей главе обнаруживаются задачи, связанные с поиском, а также

    становлением места и роли России в мировом сообществе, в системе

    международных отношений.

    ГЛАВА I

    Ключевые понятия международной политики

    §1. Основные сведения о мировой политике

    С течением времени мировая политика оказывает всё большее влияние на

    жизнь отдельных граждан и государств. Это связано, прежде всего, с

    усилением взаимозависимости стран и народов, расширением экономических,

    научно-технических связей и сотрудничества между государствами, развитием

    межличностных контактов, созданием общемировых информационных систем.

    Политику, выходящую за пределы национальных государств, характеризует

    ряд категорий:

    V Мировая (международная) политика: совокупная деятельность государств на

    международной арене.

    V Внешняя политика: внешнее действие одного государства.

    Характеризует деятельность или, гораздо реже, сознательную бездеятельность

    государства по отношению к другим странам.

    V Межгосударственная политика: отражает систему отношений между

    государствами, их органами, службами и представителями (президент,

    правительство, парламент, министерство иностранных дел и др.).

    V Наднациональная политика: сравнительно новое в политическом лексиконе

    понятие, ещё не получившее широкого распространения в российской

    политологии. Обозначает сферу политики, образовавшуюся в результате

    передачи отдельными государствами части своих суверенных прав

    наднациональным органам, которые принимают в этой области решения.

    V Мультинациональная политика: влияющая на международные отношения

    совместная деятельность объединенных политических субъектов из нескольких

    или многих государств. Субъекты этой политики – национальные государства.

    V Транснациональная политика: сфера международной деятельности

    негосударственных актов или субъектов (партий, профсоюзов, международных

    неправительственных организаций, а также транснациональных корпораций).

    Сведём все данные о политических категориях в одну таблицу:

    |Название сферы |Действующие лица |Примеры |

    |Мировая, |Все субъекты МО |Любые взаимодействия, в|

    |международная | |которых участвуют |

    |политика | |представители двух или |

    | | |более государств |

    |Внешняя политика |Отдельные государства, |РФ, правительство, |

    | |правительство и парламент,|министерство |

    | |их органы |иностранных дел, |

    | | |комитет по МС |

    | | |Федерального собрания |

    |Межгосударственная |Любые государства и их |Отношение между РФ и |

    |политика |органы в их |США, ФРГ, Японией, |

    | |взаимозависимости |деятельность ООН, |

    | | |Совета безопасности |

    |Наднациональная |Органы, представители |Политика органов ЕС, |

    |политика |объединенных государств, |Союза России и |

    | |передавших часть своих |Белоруссии и т.п. |

    | |суверенных прав | |

    |Мультинациональная |Объединение ряда |СНГ, Контадорская |

    |политика |государств и |группа, Организация |

    | |представителей их |Американских |

    | |организаций для решения |государств, ОБСЕ[i], |

    | |определённых вопросов, |ОАЕ[ii] |

    | |сохраняющих суверенные | |

    | |права при принятии решений| |

    |Транснациональная |Международные |Greenpeace, |

    |политика |неправительственные |Социалистический |

    | |организации, объединения |интернационал, |

    | |партий, групп интересов, |Всемирная конфедерация |

    | |церковных организаций, |труда, Международный |

    | |транснациональные |совет церквей, |

    | |концерны, воздействия на |Транснациональная |

    | |МО |корпорация IBM |

    Примечание: МО – международные отношения, МС – международные связи

    Наиболее общей из всех указанных выше категорий является международная

    политика. Международная (мировая) политика представляет собой

    целенаправленную политическую деятельность субъектов международного права

    (государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов

    и т. д.), подразумевает согласование интересов государств, решение вопросов

    войны и мира. Политическая деятельность направлена на обеспечение всеобщей

    безопасности и разоружения, предотвращение и урегулирование глобальных,

    региональных и национальных конфликтов, охрану окружающей среды,

    преодоление отсталости и нищеты, голода и болезней, то есть на выживание

    человечества в целом. Мировая политика – важный фактор, влияющий на

    развитие международных отношений. Её сфера охватывает весь спектр

    политических отношений, сложившихся между государствами, а главные

    приоритеты обусловлены решением проблем, от которых зависит будущее всего

    человечества. Включая в себя эти составляющие и обладая собственными

    качественными особенностями, мировая политика оказывает самостоятельное

    влияние на поведение субъектов международных отношений. Все основные

    элементы мировой политики тесно связаны между собой и взаимодействуют как

    части единого целого. Эффективность зависит от многих факторов, в том числе

    и от действенности принимаемых политических решений и рекомендаций,

    соответствия внешней политики государств реальности.

    §2. Цели и задачи мировой политики

    От внутренней политики мировую политику отличает отсутствие

    центральной власти, обеспечивающей соблюдение обязательных для каждого

    субъекта правил поведения. Поэтому мировая политика представляет собой зону

    повышенного риска, в которой каждый участник взаимодействия вынужден

    исходить зачастую из непредсказуемого поведения других. В отличие от

    внешней политики она складывается во многом стихийно и не ограничивается

    деятельностью государств. По своему характеру и целям мировая политика

    представляет собой особый род политики, имеющий в основе создание и

    поддержание стабильной международной среды, в которой могли бы

    реализоваться интересы всех участников. Мировая политика выступает не

    только как особая сфера, или поле деятельности международных субъектов, но

    и как процесс и должна становиться гуманистической стратегией по

    объединению людей независимо от их национальной, государственной или

    социально-классовой принадлежности. В этом её цель и назначение.

    Самая ближайшая задача мировой политики – создание системы

    международной безопасности, которая базировалась бы на доверии и мире,

    свободном от ядерного оружия, насилия, страха, подозрительности и

    ненависти.

    Следующая задача – это обеспечение безопасности и защищённости

    человека. Речь идёт о том, чтобы принципы и нормы международного права

    стали ориентирами каждого субъекта международных отношений.

    Применение силы в мировой политике в соперничестве государств на

    международной арене опасно. Это грозит уничтожением человечества.

    Современный мир богат новыми элементами, которые способствуют

    перераспределению центров экономической и политической активности. Таким

    образом, наблюдаются крупные перемены в мировой политике, в структуре и

    содержании международных отношений.

    §3. Субъекты мировой политики

    В современной мировой политике действует большое количество различных

    участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными

    субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы)

    государств. Государства – наиболее могущественные и организованные

    субъекты, сосредоточившие «в своих руках» основные средства воздействия на

    международную жизнь. Именно через государства народы и нации организованно

    представляют свои интересы на мировой арене. Ни одно развитое общество не

    может существовать вне государства, которое необходимо для организации

    внутренней и международной жизни. Государства контролируют деятельность

    прочих участников международных связей – административных единиц (области,

    края, региона), общественных организаций, фирм и индивидов. Однако сегодня

    обозначилась объективная тенденция увеличения числа участников

    международных отношений. Всё более важными субъектами становятся

    международные организации – основные организаторы общения государств.

    Международная организация – это объединение государств (в соответствии с

    международным правом и на основе международного договора), осуществляющее

    сотрудничество в политической, экономической, культурной, научно-

    технической, правовой и иных областях.

    Международные организации принято разделяют на два типа:

    > межгосударственные или межправительственные

    > неправительственные организации

    Эти два данных типа имеют свои особенности, признаки и виды:

    политические экономические военно-стратегические культурные

    общественные идеологические научно-технические

    Отдельные виды этих отношений проявляются на разных уровнях

    международной жизни:

    глобальном (например, ООН), региональном (например, ЕЭС и ОАГ[iii]),

    надрегиональном (например, Движение неприсоединения[iv]),

    двустороннем (например, Россия – Франция).

    Следует отметить, что многоуровневость – одна из существенных черт

    современных международных отношений, основанных на принципах нового

    политического мышления.

    Межгосударственные организации являются стабильными объединениями

    государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной

    компетенцией и постоянными органами. Сложность межгосударственных отношений

    в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели

    к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации

    имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть

    неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и

    правительственные структуры, и общественные организации, и даже

    индивидуальных членов.

    Как субъекты международных отношений международные организации могут

    вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то

    же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных

    организаций постоянно растёт.

    Международные организации охватывают самые разные аспекты

    международных отношений. Они создаются в экономической, политической,

    культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и

    специфику. В качестве примера различных международных организаций можно

    привести:

    |Региональные организации (Ассоциация|Организации в области культуры и |

    |Государств Юго-Восточной Азии |спорта (Международный Олимпийский |

    |(АСЕАН), Европейское Экономическое |Комитет (МОК), Организация |

    |Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига |Объединенных Наций по Вопросам |

    |Арабских Государств (ЛАГ)) |Образования, Науки и Культуры |

    | |(ЮНЕСКО)) |

    |Профсоюзные организации |Профессиональные организации: |

    |(Международная Конфедерация |Международная Организация |

    |Свободных Профсоюзов (МКСП), |Журналистов (МОЖ); Международная |

    |Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ)) |Организация Криминальной Полиции |

    | |(ИНТЕРПОЛ) |

    |Международный Красный Крест (МКК) — |Демографические организации |

    |организация, целью которой является |(Международная Демократическая |

    |помощь военнопленным, другим жертвам|Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная |

    |войны, катастроф и стихийных |Ассоциация Молодёжи (ВАМ)) |

    |бедствий | |

    |Организации экономического |Организации в области отдельных |

    |характера, охватывающие сферу |отраслей мирового хозяйства |

    |финансов, торговли (Международная |(Международное Энергетическое |

    |Торговая Палата (МТП), Международный|Агентство (МЭА), Международное |

    |Валютный Фонд (МВФ), Международный |Агентство по Атомной Энергии |

    |Банк Реконструкции и Развития |(МАГАТЭ), Организация Стран |

    |(МБРР)) |Экспортеров Нефти (ОПЕК)) |

    |Военные организации (Организация |Различные организации в поддержку |

    |Северо-Атлантического Договора |мира и солидарности (Всемирный Совет|

    |(НАТО), Тихоокеанский Пакт |Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, |

    |Безопасности (АН-ЗЮС)) |Международный Институт Мира) |

    |Религиозные организации (Всемирный |Политико-экономические организации, |

    |Совет Церквей (ВСЦ), Христианская |например: Организация Африканского |

    |Мирная Конференция (ХМК)) |Единства (ОАЕ) |

    |Экологические организации (Greenpeace) |

    Самую значительную роль в системе международных отношений играет

    Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в

    истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных

    государств в поддержании мира и безопасности, содействии экономическому и

    социальному прогрессу всех народов.

    Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть

    международной структуры. Ее членами являются 185 государств, что

    свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности.

    Ни одно крупное событие в мире не остаётся вне поля зрения Организации

    Объединенных Наций.

    В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли

    в систему международных отношений и как структуры ООН, и как

    самостоятельные организации. К ним относятся:

    — ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения)

    — МОТ (Международная Ассоциация Труда)

    — МВФ (Международный Валютный Фонд)

    — ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки)

    — МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии)

    — ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию)

    — Международный суд

    Международные правительственные организации имеют больше рычагов

    воздействия на международную политику и отдельные государства, чем

    общественные организации, которые воздействуют, в основном, через

    формирование международного общественного мнения.

    Огромным влиянием на мировой арене пользуются международные монополии

    или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия,

    учреждения и организации, цель которых – получение прибыли. Они действуют

    через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК

    обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом

    отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами. ТНК, по

    выбранному в ООН определению, – предприятия имеющие (вне зависимости от

    страны их происхождения и формы собственности на них (частная,

    государственная, смешанная)), определение в двух или более странах.

    Функционируют в соответствии с системой принятия решений, позволяющих

    проводить согласованную политику и общую стратегию. Важными субъектами

    мировой политики выступают религиозные организации.

    Чрезвычайно влиятельным субъектом формирования и функционирования

    мировой политики выступают сами люди, которым по праву должна принадлежать

    решающая роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии

    как своих стран, так и мира в целом. Но всё же роль всех вышеназванных

    субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств, которые имеют

    полномочия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую

    либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию.

    Вопросы, связанные с общенациональными задачами обеспечения суверенитета,

    безопасности, территориальной целостности, находятся в ведении именно

    государства. Политологи подчеркивают, что государство — единственный

    общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в

    отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну.

    Государства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и

    международных отношений.

    Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.