МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Последние годы существования СССР

    готовность следовать избранному внешнеполитическому курсу, желание

    отказаться от идеи конфронтации в отношениях с западными странами и

    положить конец «холодной войне».

    Об изменении прежних подходов СССР к решению внешнеполитических

    вопросов свидетельствовали состоявшиеся в Женеве осенью 1985 г. советско-

    американские переговоры. В подписанном президентами двух стран документе

    констатировалось, что «ядерная война недопустима и в ней не может быть

    победителей». Стороны заявляли о своем отказе добиваться военного

    превосходства друг над другом. Была достигнута договоренность о расширении

    отношений двух стран.

    Правительство СССР объявило мораторий на испытания ядерного оружия.

    Приостанавливалось развертывание ракет среднего радиуса действия в

    европейской части страны. Была выведена советская военная техника с

    территории ГДР. На 500 тыс. человек уменьшались вооруженные силы. Начались

    конверсия военного производства, перевод военных заводов на выпуск

    гражданской продукции. В феврале 1988 г. был завершен вывод советских войск

    из Афганистана (правда, в течение еще двух лет Афганистану оказывалась

    помощь оружием и боеприпасами),

    Новая внешнеполитическая концепция и ее реализация отвечали задачам

    внутриполитического развития СССР. Они позволяли ограничить гонку

    вооружений, значительно сократить военные расходы. Широкие слои населения в

    Советском Союзе и за рубежом выступили с поддержкой идей М. С. Горбачева и

    его ближайших соратников. Но были и противники новых подходов к решению

    международных вопросов. За сохранение прежнего курса в отношениях с Западом

    ратовали многие деятели военного и внешнеполитического ведомств, часть

    работников партийного аппарата. Будучи не в силах помешать начавшимся

    изменениям в области дипломатии, они пополнили ряды оппозиции горбачевской

    «перестройке».

    7. СССР и страны Восточной Европы

    Серьезные перемены произошли в отношениях СССР и государств Восточной

    Европы. Экономический и политический кризис в этих странах, падение

    авторитета правящих партий вызвали рост в них оппозиции. Обстановка в СССР,

    курс на «обновление социализма» привели к активизации оппозиционных сил,

    усилению их конфронтации с правительствами. С первых дней пребывания у

    власти М. С. Горбачев заявил об отказе СССР от вмешательства в дела

    союзников по ОВД. На встречах с руководителями этих стран он разъяснял

    причины, сущность и пути проводимой в Советском Союзе «перестройки».

    Делались попытки изменить формы экономического сотрудничества с

    государствами ОВД, акцентируя главное внимание на прямых контактах между

    предприятиями.

    На первых порах руководители стран ОВД поддержали новый политический

    курс М. С. Горбачева. Однако углубление «перестроечных» процессов, кадровые

    перестановки в советском партийно-государственном аппарате вызвали их

    неприятие. В ГДР и Румынии резко сократился объем публикуемой информации о

    преобразованиях в Советском Союзе.

    Осенью 1989 г. прошли массовые выступления против существующих режимов

    и за восстановление демократических свобод в ГДР, Болгарии, Румынии,

    Чехословакии. Несколько ранее в результате свободных выборов была

    отстранена от власти правящая партия в Польше. Рухнули прежние режимы в

    Венгрии, Югославии и Албании. В бывших социалистических странах произошла

    смена партийно-государственных структур. На политическую арену в них вышли

    десятки новых политических партий и общественных организаций.

    Устанавливались демократические органы власти. Начались переход к рыночной

    экономике и приватизация промышленных предприятий. В некоторых из стран эти

    меры привели к резкому обострению экономической ситуации. Крушение

    существующих порядков в Югославии привело к кризису национальных отношений

    и распаду страны на несколько государств. В 1990 г. состоялось объединение

    Восточной и Западной Германии.

    Переход восточно-европейских стран к парламентской демократии привел к

    распаду социалистического содружестве. Прекратили деятельность Совет

    Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора (весна 1991

    г.). Значительно сократился уровень экономического сотрудничества СССР и

    государств Восточной Европы. Если в конце 80-х годов их доля во

    внешнеторговом обороте Советского Союза превышала 50%, то в начале 90-х

    снизилась до 16%.

    Потеря СССР прежних позиций в Восточной Европе, объединение Германии

    обострили политическую борьбу между сторонниками и противниками нового

    политического курса.

    8. СССР и страны мира

    Обновленные подходы к решению международных вопросов явились основой

    широкого сотрудничества СССР с государствами мира. В 1986—1987 гг.

    состоялись несколько встреч М. С. Горбачева с президентами США (Р.

    Рейганом, затем Дж. Бушем). Принятые в итоге переговоров соглашения (1987

    г.) предусматривали уничтожение на территории Европы принадлежащих обеим

    державам ядерных ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. в Москве

    был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений

    (ОСНВ-1). Претворение в жизнь достигнутой договоренности вызывало разную

    реакцию в правящих кругах обеих стран. По мнению многих руководителей

    партийно-государственного аппарата, эта акция серьезно угрожала

    безопасности СССР.

    Активизировались государственные связи Советского Союза и стран

    Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Подписанные между ними

    соглашения создавали благоприятные условия для развития экономического

    сотрудничества. Советский Союз был принят в Международный валютный фонд.

    Большое значение уделялось всесторонним контактам с государствами Северной

    Европы—Швецией, Норвегией, Финляндией. Была достигнута договоренность о

    совместном освоении ими природных богатств Кольского полуострова и

    континентального шельфа Баренцева моря.

    Нормализовались политические и экономические взаимоотношения СССР и

    стран Юго-Восточной и Южной Азии. Вывод советских войск из Афганистана и

    Монголии создал условия для урегулирования отношений с Китайской Народной

    Республикой. В 1989 г. М. С. Горбачев посетил Китай с официальным визитом.

    В короткие сроки между Советским Союзом и КНР были решены спорные вопросы и

    восстановлены межправительственные связи. Межгосударственные отношения

    установились с Южной Кореей. Достигнутая с нею договоренность

    предусматривала совместные работы по освоению природных ресурсов Сибири и

    Дальнего Востока. Расширялись экономические и общественные контакты с

    Израилем. Они привели к восстановлению дипломатических отношений между

    странами.

    Советское правительство приняло несколько законов, соответствующих

    международному законодательству в области прав человека, в частности указ о

    выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление

    взаимосвязей между деятелями культуры разных государств.

    Советский Союз занял четкую позицию во время войны в Персидском заливе,

    причиной которой стал захват Ираком Кувейта. Он поддержал резолюцию Совета

    Безопасности ООН, осуждавшую действия иракских властей (осень 1990 г.). В

    ноябре того же года президенту СССР М. С. Горбачеву была присуждена

    Нобелевская премия мира.

    Новый внешнеполитический курс СССР благоприятствовал преодолению

    последствий «холодной войны», ликвидации неприязни и недоверия в его

    отношениях с другими государствами.

    9. Обострение межнациональных конфликтов

    В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик:

    Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская,

    Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская,

    Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории проживали свыше 270

    млн. человек—представители свыше ста наций и народностей. По мнению

    официального руководства страны, в СССР был решен в принципе национальный

    вопрос и произошло фактическое выравнивание республик по уровню

    политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем

    непоследовательность национальной политики породила многочисленные

    противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти

    противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис,

    охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную

    напряженность.

    Неспособность центральных властей справиться с экономическими

    трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в

    связи с обострением проблем загрязнения окружающей среды, ухудшением

    экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Как и прежде,

    неудовлетворенность на местах порождалась недостаточным вниманием союзных

    органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении

    вопросов локального характера. Силами, объединяющими местные оппозиционные

    силы, были народные фронты, новые политические партии и движения («Рух» на

    Украине, «Саюдис» в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей

    государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР.

    Руководство страны оказалось не готовым к решению проблем, вызываемых

    межнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского

    движения в республиках.

    В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в

    Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило назначение Г. Колбина

    русского по национальности, первым секретарем Компартии Казахстана.

    Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики,

    на Украине, в Белоруссии.

    Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала

    обнародования советско-германских договоров 1939 г., публикации документов

    о депортациях населения из прибалтийских государств и из западных районов

    Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях

    жертв репрессий под Куропатами (Белоруссия). Участились вооруженные

    столкновения на почве межэтнических конфликтов.

    В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-

    за Нагорного Карабаха—территории, населенной по преимуществу армянами, но

    находившейся в составе АзССР. Вооруженный конфликт между узбеками и турками-

    месхетинцами вспыхнул в Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал

    Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев—таков был один из

    результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение нескольких

    дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями

    демонстрантов являлись проведение демократических реформ и независимость

    Грузии. За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава

    Грузинской ССР выступило абхазское население.

    10. «Парад суверенитетов»

    С конца 80-х годов усилилось движение за выход из состава СССР в

    республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на

    признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для

    ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны,

    и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь

    на первое место в их программах вышло требование обособления экономики от

    общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить

    управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и

    признать приоритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988

    г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы

    одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они

    объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В

    ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный

    Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией,

    Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за

    объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных

    республик.

    12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о

    государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся

    приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал

    Б. Н. Ельцин, вице-президентом — А. В. Руцкой.

    Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр

    политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV

    съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение

    Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в

    демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление «Об

    общей концепции союзного договора и порядке его заключения». В документе

    отмечалось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в

    республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на

    самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В

    соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для

    решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации суверенных

    республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших

    в голосовании лиц.

    11. Финал политического кризиса

    В апреле—мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента

    СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных

    республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров

    поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора.

    Его проект предусматривал создание Союза Суверенных Государств (ССГ) как

    демократической федерации равноправных советских суверенных республик.

    Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой

    Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было

    назначено на 20 августа 1991 г.

    Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили

    раскол в обществе. Приверженцы М. С. Горбачева видели в этом акте

    возможность снижения уровня конфронтации и предотвращения опасности

    гражданской войны в стране. Руководители движения «Демократическая Россия»

    выдвинули идею о подписании временного договора, сроком до одного года. За

    это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и передать

    ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов

    власти. Группа ученых-обществоведов выступила с протестом против проекта

    договора. Подготовленный к подписанию документ был расценен как результат

    капитуляции центра перед требованиями национал-сепаратистских сил в

    республиках. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж

    СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного комплекса и

    углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового

    союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец

    политике реформ и остановить развал государства.

    В ночь на 19 августа президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от

    власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М. С.

    Горбачева—в связи с состоянием его здоровья—исполнять президентские

    обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев,

    запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании

    ГКЧП—Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его

    состав вошли вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов,

    председатель КГБ В. А. Крючков, министр обороны Д. Т. Язов и другие

    представители властных структур. ГКЧП объявил своей задачей преодоление

    экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской

    конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача:

    восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г.

    Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска.

    Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе

    многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП.

    Президент России Б. Н. Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные

    власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот.

    Объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных

    на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти.

    22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б. Н. Ельцина

    прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее

    существованию как правящей государственной структуры.

    События 19—22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце

    августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и

    другие республики.

    В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание

    руководителей трех суверенных государств — России (Б. Н. Ельцин), Украины

    (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о

    прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности

    государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута

    договоренность о создании СНГ—Содружества Независимых Государств. Союз

    Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того

    же года к Содружеству Независимых Государств присоединились еще восемь

    бывших республик (Алма-Атинское соглашение).

    12. Анализ причин распада СССР

    В 1991 году был завершён процесс распада Советского Союза. Существуют

    две принципиально разные точки зрения на причины распада СССР. Приверженцы

    первой из них считают, что распад СССР был неизбежным следствием

    демократических преобразований, а некоторые даже утверждают, что распад

    СССР был неизбежен.

    Представители другой точки зрения утверждают, что крах СССР был

    организован искусственно и не являлся неизбежным. Мы приведём здесь

    аргументы, отстаивающие вторую точку зрения.

    Распад СССР окружён целым рядом мифов, некоторые из которых я и

    попытаюсь рассмотреть.

    Миф первый. Советский Союз был империей, а все империи рано или поздно

    распадаются. Это заведомо неверно: СССР не был империей. Любая империя

    отличается тем, что имеет чёткую структуру. Есть главная территория

    (метрополия) и подчинённые территории (колонии). Граждане метрополии и

    колоний сильно различаются в правах. Так, граждане колоний не принимают

    участия в выборах в органы власти всей империи и не участвуют в управлении

    империей. Трудно представить, что бы премьер-министром, или хотя бы просто

    министром, в правительстве Великобритании стал индус или австралиец. Но в

    СССР грузин Сталин в течении тридцати лет управлял Советским Союзом,

    чеченец Дудаев был генералом Советской Армии, а азербайджанец Алиев –

    членом Политбюро. Ни индусы, ни австралийцы фактически не имели

    возможности занимать сколько-нибудь значимые посты в Британской империи.

    Все посты в Британской империи занимали выходцы с британских островов. В

    Советском Союзе такого деления на метрополию и колонии ни фактически, ни

    юридически не было. Граждане всех национальностей в СССР имели примерно

    равные права и в руководстве страны были представлены очень многие

    национальности.

    Миф второй. Распад СССР был неизбежен из-за экономических трудностей.

    Если это так, то почему не распались Соединённые Штаты во время великой

    депрессии и Китайская Народная Республика во времена культурной революции?

    Экономические трудности ослабляют государство и усиливают действие прочих

    факторов, способствующих развалу государства, но сами по себе они не

    являются причиной развала страны.

    Миф третий. Республики СССР были насильно согнаны в «концлагерь» и при

    первой же возможности разбежались. А почему тогда не распалась РСФСР, также

    состоявшая из республик. И потом, даже если бы республики и были насильно

    согнаны в концлагерь, то на момент распада СССР это были совсем уже другие

    республики, нежели в момент создания СССР.

    Но факт остаётся фактом: Советский Союз распался. А раз так, то существуют

    и причины его распада.

    Зададимся вопросом: откуда взялись эти мифы, и почему они очень активно

    мусолились в прессе перед распадом страны и некоторое время после распада,

    несмотря на то, что они являются мифами? Обратим внимание на то, что все

    эти мифы мусолились в подавляющем большинстве случаев по отношению к

    Советскому Союзу, но не по отношению к России, хотя и СССР и РСФСР состояли

    из республик, имели одни и те же экономические трудности и существовали в

    одно и то же время, на одной и той же территории. Подобное положение вещей

    наводит на мысль, что распад СССР не был естественным процессом и был

    инициирован искусственно.

    Процесс распада СССР мог быть инициирован либо изнутри, либо извне,

    либо и то и другое. Прежде чем начинать анализировать существующие факты,

    давайте мысленно поставим себя на место руководителей США. Долгие годы, в

    течении всей холодной войны в США разрабатывались планы по уничтожению

    Советского Союза. Ради этой цели были затрачены огромные средства,

    создавались ядерные арсеналы, финансировались радиостанции на территории

    третьих стран и т.д. И вот наступает «Перестройка» и «Гласность». Советский

    Союз становится более открытым к миру и в СССР наступают экономические

    трудности и перемены. Было бы странно, если бы руководители США вдруг

    резко отказались от идеи развалить СССР и не стали бы использовать

    открывшиеся перед ними возможности. С какой это стати?

    Теперь рассмотрим несколько фактов.

    Факт первый. Во времена перестройки существовала множество людей,

    которые получали деньги за то, что на площадях и в парках собирали вокруг

    себя народ и поднимали дискуссию об ужасах советской системы и ужасном

    состоянии страны. Эти массовики-затейники даже не знали как зовут их

    заказчиков. У всех них была одна особенность: вскоре после распада СССР

    заказы на их услуги перестали поступать.

    Факт второй. Массовые демонстрации, проходившие в то время по всей

    стране, были направлены в основном на разрушение идеологических основ

    советского общества. Эти демонстрации были антикоммунистическими и

    антисоветскими. Удивительна одинаковая идеологическая направленность этих

    демонстраций. Ясно, что каждая такая демонстрация имела своего

    организатора. Не составит труда доказать, что большинство из этих

    демонстраций были организованы благодаря чьей-то финансовой поддержке.

    Факт третий. Помимо выступлений на улицах, пресса была прямо таки

    завалена негативной информацией. Этой информации было гораздо больше чем в

    последующие годы, хотя экономическая ситуация в конце 80-х годов была

    намного лучше, чем в середине 90-х. В прессе появляется образ ужасной

    Родины и замечательной заграницы. Репортажи и информация «оттуда» имела все

    черты рекламных материалов. Тоже относится и к культуре. Например, вспомним

    песню группы «Наутилус Помпилиус» «Гудбай Америка» и зададимся вопросом,

    что заставило автора этой песни написать именно такой текст? Можно привести

    бесконечное множество подобных примеров.

    Заметим, что и выступления на улицах, и публикации в прессе, и смысл

    многих наших «произведений» культуры имели, во-первых, все признаки PR-

    акций и, во-вторых, имели одинаковую информационную направленность: критика

    советской политической и идеологической системы и Советского Союза вообще,

    создание негативного образа Нашей страны и положительного образа

    «заграницы». Такая одинаковая направленность действия различных факторов

    (множества факторов) может быть объяснена только руководством из единого

    центра. Иными словами, на нашу страну велась информационная атака. И эта

    атака дала свои результаты: состав внутренней среды (культуры) был изменён

    и по всей стране стали появляться признаки разваливающейся страны.

    Но есть и четвёртый факт: Соединённые Штаты своей внешней политикой

    поддерживали появление таких признаков. Они одни из первых признали

    независимость стран Балтии, поддерживали факторы информационной атаки и др.

    Это то, что они делали официально. А что они делали неофициально?

    Можно с большой долей уверенности утверждать, что США были ведущей

    силой, организовавшей информационную атаку на СССР.

    Но информационная атака была не единственной причиной развала СССР.

    Руководство СССР прекрасно видело существовавшие проблемы и могло принять

    эффективные меры по предотвращению развала страны. Могло, но не приняло.

    Политику того периода (как и периода правления Ельцина) можно назвать

    целенаправленным бездействием. Маловероятно, чтобы в руководстве СССР не

    было людей, способных проанализировать сложившуюся ситуацию и выработать

    правильное решение. Либо у руля страны находились одни идиоты (что

    маловероятно), либо в руководстве страны были люди, действовавшие в русле

    политики развала СССР. Посмотрев на дальнейшую политическую деятельность

    Эдуарда Шеварднадзе, можно определить, по крайней мере, одного такого

    человека. Заметим также, что США в настоящее время оказывают давление на

    политических лидеров по всему миру.

    Таким образом, холодная война закончилась полным поражением Советского

    Союза.

    Из всей этой истории можно сделать важный вывод: государство, не

    контролирующее в той или иной форме своё информационное пространство и свои

    информационные ресурсы, не является независимым.

    Сейчас события того времени начали постепенно стираться из нашей

    памяти. А зря. Историю надо помнить.

    Хотелось бы обратить внимание ещё на один факт. В западной Европе

    (впрочем как и в России) в последнее время стали набирать силу ультраправые

    движения и политики. Многие из них говорят о необходимости выхода из ЕЭС,

    но никто не говорит о необходимости выхода из НАТО. Конечно, одного того

    факта, что США входят в НАТО, но не входят в ЕЭС, недостаточно для того,

    чтобы сделать вывод о причастности США к поддержке правого движения в

    Европе. Но можно утверждать, что подобное положение вещей соответствует

    интересам США в Европе.

    Сейчас по всему миру идут процессы глобализации. Формируется единая

    мировая политическая и экономическая система. Мир становится единым. А раз

    так, то кто-то должен управлять этим единым миром. Понятно, что первый

    кандидат на управление миром – это США. И политика США будет направлена, во-

    первых, на усиление тенденций глобализации и, во-вторых, на устранение

    конкурентов на должность мирового жандарма, и в первую очередь – Европы и

    России. Следует отметить, что Европу устранить принципиально легче чем

    Россию, так как Европа – это не единое государство. Поэтому, США не

    предпринимают активных (подчеркну – активных) мер по устранению Европы. Её

    можно устранить позже. А все усилия направлены в настоящее время на развал

    России. Только понимание этого факта способно изменить политику Европы по

    отношению к России. Следующей после России будет Европа.

    Хотелось бы сказать вот ещё о чём. Россия стала терять образ

    преступного и тоталитарного государства. Это может привести к сближению

    между Россией и Европой. Поэтому, одним из элементов политики США в России

    будет поддержание образа тоталитарного государства. Одним из способов

    поддержания такого образа является развитие экстремистских организаций в

    России.

    Распад СССР явился первым примером в мировой истории, когда одно

    государство сумело разрушить второе государство не прибегая к военной силе.

    Этот пример показывает насколько разрушительную силу могут иметь «мирные»

    политтехнологии.

    Если в 20-м веке была гонка вооружений, то в 21-м веке будет гонка

    политтехнологий, а сама война будет рассматриваться лишь как самая

    примитивная политтехнология.

    США затрачивали огромные средства на гонку вооружений. Бюджет

    Пентагона достигал 300 миллиардов долларов в год. Они собирались уничтожить

    СССР с помощью военной силы. Но все эти траты оказались напрасными.

    Достаточно было заплатить несколько миллиардов долларов нашим журналистам и

    продажным политикам, и мы сами начали друг друга убивать.

    Но мы далеки от мысли о том, что абсолютно все «перестройщики»

    действовали по указанию из-за границы. О нет. Большинство демократов конца

    80-х – начала 90-х действовали искренне, в соответствии с собственными

    убеждениями. Мы лишь утверждаем, что из-за границы, благодаря применению

    ориентационных и финансовых ресурсов, сумели, во-первых, создать

    перестроечное движение, а, во-вторых, направить его в нужное русло. Точно

    также, как в рассмотренном выше примере с группой людей, смотрящих в небо,

    подавляющее большинство задирающих свои головы вверх людей делают это

    искренне. И только пятнадцать человек из огромной толпы действуют по чьей-

    то команде.

    В политических процессах конца 80-х – начала 90-х следует различать

    две составляющие: изменение политической системы общества и распад Единого

    Государства. Это два разных процесса, хотя и протекавших одновременно, но

    не являющихся жёстко связанными друг с другом. Сложись обстоятельства по

    другому, в СССР могли произойти те же самые демократические преобразования,

    и при этом страна осталась бы единой.

    49, 24, 1, 49, 26, 9, 167, 2, 3, 111, 2, 9, 9, 3, 3, 11, 6, 9, 29, 4,

    4, 38, 12, 1, 38, 9, 27, 163, 3, 1, 163, 3, 4,130, 4, 32, 3, 1, 1, 4, 1, 1

    Заключение

    «Перестройка», задуманная и осуществленная частью партийно-

    государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах

    жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стали распад некогда

    могучего многонационального государства и завершение советского периода в

    истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и действовали

    президентские республики. Среди руководителей суверенных государств

    находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних

    союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В

    Российской Федерации эти задачи предстояло решать президенту Б. Н. Ельцину

    и поддерживавшим его демократическим силам.

    Список литературы

    1. А. С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История

    России. Учебник.// Издание второе, переработанное и дополненное. – М.: ООО

    «ТК Велби», 2002.

    2. История СССР: Учебник для студентов исторических факультетов ин-тов. –

    М.: Просвещение, 1979. Ч1. /Под ред. проф. Мавродина/

    3. Фроянов И.А. История России с древнейших времён до начала ХХ века. – М.:

    Мысль, 1987.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.