МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Президентские выборы в Югославии в 2000 году

    расширены. Существующий двухпалатный парламент было предложено заменить

    однопалатным с равным представительством от обеих республик. План

    предусматривал также разделение ряда важнейших федеральных министерств

    (обороны, внутренних и иностранных дел) на республиканские ведомства с

    поочередным исполнением ими на протяжении двух лет соответствующих функций

    в интересах всего Союза. Предполагалось сохранить Высший Совет обороны в

    качестве верховного органа военного командования, однако в каждой

    республике должно было быть создано общее военное командование, а

    призывники из Черногории не должны были направляться на службу на

    территории Сербии. Об единой валюте в проекте также не упоминалось. В

    случае если правительство СРЮ не приняло бы это предложение, черногорское

    руководство угрожало провести референдум о независимости. Федеральный

    премьер-министр Булатович пригрозил, что в случае попытки отделения против

    Черногории будут применены части АЮ. Однако ни та, не другая угроза так и

    не будут выполнены. Поправки, внесённые в конституцию СРЮ 6 июля 2000 г.

    фактически вывели федеральные органы власти из под контроля черногорских

    властей. То что федеральный президент избирался всенародным голосованием,

    минимизировало роль черногорцев в этом процессе. Введение прямых выборов в

    Вече республик – верхнюю палату федерального парламента вместо

    делегирования их туда парламентами республик, что следовало из другой

    поправки к конституции, фактически сводило на нет эффект от бойкота Союзной

    Скупщины черногорскими властями. Даже в случае участия в выборах близких к

    Джукановичу партий, лояльная Милошевичу Социалистическая Народная Партия

    Черногории получила бы значительную долю голосов (около 30-40%), что вкупе

    с большинством правящей коалиции в Сербии позволило бы Милошевичу получить

    большинство в Вече Республик. До этого же Милошевичу приходилось буквально

    «выторговывать» каждый голос черногорских представителей. Так согласно

    утверждениям телевидения Черногории черногорский депутат Милан Гайович был

    доставлен на заседание Союзной Скупщины 6 июля 2000 г. на специальном

    самолёте С. Милошевича[25]. Сначала черногорское руководство собиралось не

    допустить проведения федеральных выборов сентября 2000 г., но позже

    согласилось не препятствовать голосованию, развернув при этом массированную

    кампанию против выборов под девизом «Я выбираю Черногорию».

    В экономической сфере конфликт начался в сентябре 1998 года, когда власти

    Черногории прекратили перечислять поступления от уплаты таможенных сборов и

    пошлин в федеральную казну. В чем-то напоминая столкновение между союзным

    правительством бывшей СФРЮ и властями Словении, имевшее место в конце 80-х

    годов, противостояние привело к фактическому прекращению товарооборота

    между Сербией и Черногорией. Режим блокады на межреспубликанской границе

    осуществляла со стороны Сербии пограничная полиция. Помимо этого,

    федеральное правительство ввело систему двойного налогообложения товаров,

    ввозимых из Черногории в Сербию. В ответ черногорские власти перевели в

    свою компетенцию все вопросы торговли, одновременно снизив таможенные

    пошлины на продовольственный импорт в Черногорию. Еще один шаг к

    экономической независимости власти Черногории сделали 2 ноября 1999 года,

    узаконив хождение немецкой марки на территории республики в качестве

    платежного средства наряду с югославским динаром. Одновременно

    республиканское правительство образовало валютный совет, хотя в

    соответствии со статьей 114 Конституции СРЮ, все вопросы валютно-финансовой

    политики составляли компетенцию Государственного банка СРЮ. Немедленно

    после принятия соответствующего решения правительство Черногории начало

    выплачивать пенсии и заработную плату в марках. Джуканович оправдывал это

    решение продолжавшимся обесцениванием динара. Курс динара к немецкой марке

    устанавливавшийся черногорским валютным советом был выше чем курс

    Национального банка СРЮ, но немного ниже курса «чёрного рынка». Советник

    президента Черногории по финансовым вопросам Стив Хенке, уточнял, что в

    качестве легального средства оплаты в республике сначала будет введена

    немецкая марка, а потом и черногорская[26]. Однако собственную валюту

    власти Черногории так и не ввели и на немецкая марка оставалась официальным

    платёжным средством на территории Черногории вплоть до 1 января 2002 года,

    когда её в этой роли сменило евро.

    В военной сфере развернулось противостояние между частями Армии Югославии,

    размещёнными в Черногории, насчитывавшими до 30 тыс. человек и хорошо

    вооружённой черногорской полицией, насчитывавшей до 20 тыс. человек.

    Наиболее острые формы это противостояние принимало во время бомбардировок

    НАТО, когда подразделения АЮ установили ряд блокпостов вблизи

    государственной границы СРЮ. 17 сентября 1999 года Вук Драшкович предал

    гласности тот факт, что в период его пребывания в качестве вице-премьера в

    составе федерального правительства последнее планировало государственный

    переворот в Черногории. Драшкович утверждал, что председатель федерального

    правительства Момир Булатович предложил издать указ, который, по сути,

    вводил на территории республики чрезвычайное положение. Драшкович также

    подчеркнул, что он и министры федерального правительства от СДО

    воспротивились плану и что, к "счастью, предложение не прошло"[27].

    Правительство СРЮ незамедлительно опровергло эту информацию. Во время

    бомбардировок НАТО федеральное правительство предъявило обвинения, а затем

    и возбудило уголовные дела против высокопоставленных должностных лиц

    Черногории - включая вице-премьера Новака Килибарды, министра юстиции

    Драгана Соча и министра финансов Миодрага Иванишевича - за уклонение от

    призыва на военную службу. В 2000 г. части АЮ вновь установят блокпосты у

    государственной границы СРЮ.

    Противостояние Джукановича с центральным правительством сделало его одним

    из наиболее влиятельных оппонентов Милошевича. Однако Джуканович

    многократно показывал свою абсолютную незаинтересованность в судьбе

    югославской федерации. Ключевым вопросом для него являлась мера

    самостоятельности Черногории, а следовательно и мера своей личной власти.

    Поэтому поддержка сербской оппозиции со стороны Джукановича носила почти

    исключительно моральный характер. В целом можно сказать, что напряжённость

    в отношениях с Черногорией явно не прибавляла очков Милошевичу, но и

    оппозиция не могла пообещать ничего конкретного в решении этого вопроса.

    Опрос Центра Политологических и Социологических Исследований Института

    Социальных Наук в Белграде, проведённый в период с 12 по 19 декабря 1999 г.

    и охвативший 2 039 человек показал существенную неудовлетворённость граждан

    режимом. 85% респондентов были недовольны международным положением СРЮ, 82%

    политической ситуацией в стране, 79% экономической ситуацией в стране, 72%

    республиканскими властями, 64% межэтническими отношениями, 58% положением с

    правами человека и гражданскими свободами[28]. Таким образом, можно

    констатировать, что происходившие в стране процессы определённо вызывали

    недовольство большинства населения.

    II.Основные партии СРЮ и выборы

    Согласно конституции СРЮ (статья 96) : «Президент Республики:

    1) Представляет Союзную республику Югославию внутри её и за границей;

    2) Провозглашает федеральные законы в соответствии с указом; международных

    соглашений;

    3) Выдвигает кандидата на пост премьер-министра федерального правительства,

    после консультаций с депутатскими группами в Федеральном Собрании;

    4) Рекомендует Федеральному Собранию кандидатов на посты судей Федерального

    Конституционного Суда, управляющего Национального Банка Югославии, после

    консультаций с президентами членов федерации;

    5) Назначает выборы Федерального Собрания;

    6) Назначает, и отзывает своим указом послов Союзной республики Югославия,

    в соответствии с рекомендациями федерального правительства; принимает

    верительные и отзывные грамоты иностранных дипломатических посланников;

    7) Присуждает государственные награды и почётные звания Союзной республики

    Югославии, в соответствии с федеральным статутом;

    8) Осуществляет помилование за установленные федеральным законом преступные

    нарушения;

    9) Исполняет другие функции, установленные данной Конституцией». Однако

    особенность режима Милошевича заключалась в том, что формально не изменяя

    законов и полномочий, занимая определённый пост, он перемещал туда центр

    власти. С 1990 по 1997 г. этим центром являлся пост президента Сербии, а с

    1997 по 2000 г. соответственно пост федерального президента. Таким образом,

    основной смысл выборов заключался в том сможет ли Милошевич сохранить свою

    власть. Согласно новому закону президентом СРЮ мог стать дееспособный

    гражданин СРЮ, достигший возраста 18 лет, получивший югославское

    гражданство не менее 10 лет назад и постоянно проживающий в СРЮ не менее 10

    лет. Право выдвигать кандидатов на пост президента получили

    зарегистрированные политические партии и организации или группы граждан не

    менее чем из 25 тыс. человек. Избранным президентом становился кандидат,

    набравший более половины голосов избирателей, пришедших на выборы или

    большинство голосов избирателей, пришедших на выборы во втором туре. Второй

    тур назначался бы в случае, если ни один из кандидатов не набрал более

    половины голосов в первом туре и в нём должны были участвовать два

    кандидата, набравших наибольшее количество голосов в первом туре.

    О предпочтениях югославских граждан можно говорить согласно тому же Опросу

    Центра Политологических и Социологических Исследований Института

    Социальных Наук. Самым высоким доверием среди политиков пользовался бывший

    управляющий НБЮ Драгослав Аврамович. На втором месте был лидер

    Демократической Партии Сербии (ДПС) Воислав Коштуница о котором равное

    количество респондентов имели отрицательное и положительное мнение. Только

    20% ответивших доверяли С. Милошевичу, в то время как 56% не доверяли. 18%

    доверяли и 52% не доверяли Вуку Драшковичу – лидеру Сербского Движения

    Обновления (СДО), 13% доверяли и 57% не доверяли лидеру Демократической

    Партии (ДП) Зорану Джинджичу, 13% доверяли и 64% не доверяли лидеру

    Сербской Радикальной Партии Воиславу Шешелю[29]. Подобные результаты

    свидетельствовали о крайнем неудовлетворении общества ситуацией, но как

    показывает приведённая выше результаты, граждане были не удовлетворены и

    существовавшей оппозицией и доверие оказывалось только лидерам не

    запятнавшим себя сотрудничеством с режимом. Другим примером политических

    предпочтений может служить приведённая ниже таблица №1, где мы можем

    заметить стабильно невысокий рейтинг правящей партии СПС-ЮЛ и основной

    оппозиционной группы «Союз за перемены», постепенный рост популярности ДПС

    Коштуницы и значительное число не определившихся избирателей и голосующих

    против всех. Таким образом, настроения югославского общества можно было

    назвать в целом оппозиционными, при сохранявшемся недоверии к «основным»

    оппозиционным партиям (СДО и ДП), одна из которых в свое время входила в

    правительство, а вторая бойкотировала выборы в 1997, по слухам, из-за

    секретной договорённости с властями.

    Говоря об основных партиях нужно отметить, что за годы многопартийности в

    СРЮ была чётко структурирована только правящая группа (т.н. «красно-

    коричневая» коалиция) СПС-ЮЛ - СРП. Условно же «оппозиционная» группа по-

    прежнему состояла из множества мелких партий (приблизительно, как в России

    в 1995 г.). И несмотря на то, что c 1992 г. правящая партия СПС не

    обладала абсолютным большинством в парламенте, ей постоянно удавалось либо

    подкупить, либо разъединить оппозицию. Лишь на описываемых выборах

    оппозиция объединилась в достаточно мощную силу, чтобы противостоять

    режиму.

    ТАБЛИЦА №1 Предпочтения сербских избирателей в 1997-2000 г.г.

    SPS-JUL- Социалистическая партия Сербии-Югосл. Левые SPO- Сербское

    движение обновления

    SZP- “Союз за перемены»

    SRS-Сербская радикальная партия

    DSS-Демократич. Партия Сербии

    ИСТОЧНИК: Опрос центра исследования общественного мнения белградского

    Института социологии Декабрь 1999

    http://www.bbnet.org.yu/bdnet/elections/eng/lutovac.htm

    [pic][pic]

    Социалистическая Партия Сербии - Объединённые Югославские Левые

    Кандидат – Слободан Милошевич

    Социалистическая Партия Сербии (Socialisticka Partija Srbije) была создана

    в июне 1990 г. в результате объединения Союза Коммунистов Сербии и Союза

    трудового народа Сербии. По утверждениям своего руководства в 2000 г.

    партия насчитывала более 600 тысяч членов и являлась крупнейшей партией

    СРЮ. Согласно утверждениям официальной веб-страницы СПС в 2000 г. каждый 20-

    й гражданин Сербии и каждый 10-й в возрасте старше 18 лет являлся членом

    СПС. 70 тысяч членов СПС, как утверждается, принадлежат к национальным

    меньшинствам. Рабочие, по официальным данным составляют 33% членов СПС,

    крестьяне – 12%, служащие –8%, учащиеся – 7%[30]. Несмотря на это,

    фактически СПС по классификации политических партий, предложенных М.

    Дюверже можно отнести к «кадровым партиям», так как фактически

    деятельностью партии руководили государственные чиновники и приближённые к

    режиму предприниматели. Организационно партия разделена на 10 тыс. местных

    организаций, 189 коммунальных организаций, 29 районных комитетов, 4

    городских комитета и 2 краевых комитета. Лидером партии с 1992 г. по

    настоящее время является Слободан Милошевич. СПС представляет собою

    уникальный в истории восточноевропейских стран пример, когда

    реформированная коммунистическая партия смогла сохранить власть с введением

    многопартийности и удерживать её достаточно долго. Большинство

    исследователей выделяют в качестве основных причин силы СПС в использовании

    данной партией с одной стороны достаточно агрессивного национализма и

    социального популизма и харизматического образа С. Милошевича с одной

    стороны и огромного административного ресурса (заключавшегося, главным

    образом, в подтасовке голосов на выборах) с другой. Однако я бы всё же

    хотел бы согласиться с мнением Павла Канделя, изложенном в статье «О

    постсоциалистическом авторитаризме», где он также выделяет в качестве

    важного фактора устойчивости режима Милошевича «идейную всеядность и

    повышенную изменчивость политического курса, гибко реагирующего на смену

    общественных умонастроений»[31]. Именно это я бы назвал характерной чертою

    партии СПС. При этом, важно отметить, что политический курс СПС следовал за

    курсом Слободана Милошевича. Именно это, в конечном итоге, как я полагаю, и

    определило поражение этой партии на президентских выборах 2000 г. Так как

    никаких войн СРЮ больше не вела, Слободану Милошевичу приходилось убеждать

    народ, что именно он может восстановить страну. Политическая программа СПС,

    хотя и заявляла партию как истинное социалистическое движение, фактически в

    течение 1990-х годов эволюционировала от программы борьбы за объединение

    сербских земель в программу мирного развития «Восстановление, Развитие,

    Реформы», которая однако тоже была полна антизападной риторики, хотя на

    практике означала приведение экономики в соответствие с многими западными

    стандартами.

    В этой программе, утверждённой четвёртым съездом СПС в феврале 2000 г.,

    заявлено, что основными ценностями социалистов являются: свобода и

    независимость, мир, социальная справедливость и солидарность, равенство

    всех людей и народов, патриотизм и производительный труд. Также в этой

    программе было заявлено уважение прав человека, закреплённых во всеобщей

    декларации прав человека и хартии ООН. В экономической сфере приоритетными

    задачами объявляются поддержка предпринимательской активности и недопущение

    социальной катастрофы, связанной с банкротством многих предприятий с

    крупными долгами путём поддержки этих предприятий и их работников, введение

    антимонопольного законодательства, схожего с законодательством ЕС. В

    финансовой сфере первоочередной задачей было объявлено укрупнение банков,

    их финансовая реабилитация и усиление контроля со стороны НБЮ. Экономику

    СПС видело экспортно-ориентированной. В качестве основных торговых

    партнёров в программе виделись ЕС и Российско-Белорусский Союз. Законы о

    торговле предлагалось привести в соответствие с нормами ВТО. В отношении

    края Косово предлагалось требовать от органов, размещённых в Косове

    неукоснительного соблюдения резолюции СБ ООН №1244 и как можно более

    скорейшего политического решения проблемы с учётом интересов всех

    этнических групп. Отношения с Черногорией должны были базироваться на

    единстве территории СРЮ. В области внешней политики приоритетным

    направлением предлагалось сделать снятие санкций, сотрудничество с Россией,

    Китаем и иными дружественными странами, а также восстановление движения

    неприсоединения.

    Однако в условиях разрухи в стране когда партия стремительно теряла свою

    популярность (так по данным на декабрь 1999 г. 42% проголосовавших за СПС

    на выборах 1997 г., не собирались больше голосовать за эту партию), простой

    смены лозунгов партии и её лидера было явно недостаточно, в такой ситуации

    современные западноевропейские партии часто меняют лидера, чтобы

    избавиться от него как от символа прошлой политики. Однако для СПС как

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.