Происхождение, сущность и типы государств
осуществление преимущественно функций подавления, на первое место
выдвигаются созидательные цели и функции, происходит расширение социальной
базы нового государства, сущностью которого является выражение воли и
интересов трудящихся через государство. К сожалению, многие теоретические
положения в социалистических государствах так и остались только в теории,
на практике же власть в обществе оказалась узурпированной бюрократией;
государственный аппарат служил не широким слоям трудящихся, а партийно-
государственной верхушке.
Другой подход заключается в рассмотрении сущности государства с
общечеловеческих, общесоциальных начал. Изменения произошли как в
социалистических, так и в западных буржуазных государствах.
Вопреки предсказаниям политологов капиталистическое общество устояло,
сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад производства, во многом
используя опыт развития государств социалистической ориентации. Государство
как активная деятельная сила, вмешиваясь в экономику, вывело общество из
депрессии, тем самым, подтвердив мысль о том, что любое государство
призвано решать и общие дела в интересах всего общества. Произошло
соединение идей социализма с практикой цивилизованного гражданского
общества.
Государственный механизм превратился из орудия преимущественно
подавления в средство преимущественно реализации общих дел, инструмент
достижения согласия и поиска компромиссов.
В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый
план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для
эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все
больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и
постсоциалистических обществах. Если же отказаться от какого-либо из них,
то характеристика сущности государства будет ущербной.
Сущность государства как политической организации особенно ярко
проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в
себя все богатство общественных отношений за пределами политического
государства. Государство и гражданское общество предстают как единство
формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а его
содержание – гражданским обществом.
Кроме того, что государство есть публичная власть, отделенная от
населения, имеющая аппарат управления, материальные придатки, оно может
рассматриваться и как политическая организация-ассоциация, проникнутая
самыми различными системами властеотношений и институтов. И. Кант писал,
что государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам. К.
Маркс исходил из того, что государство следует рассматривать как
определенную ассоциацию, в которой члены её объединяются в единое целое
публично-властными структурами и отношениями.
1.3 Теории происхождения и сущности государства
Кроме марксистской теории происхождения государства существуют и иные
теории, в которых связь государства с процессами классообразования не
учитывается, прежде всего, в силу выражения в них определенных
идеологических представлений и интересов.
Теологическая теория довольно многоаспектна.
У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим
истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть
общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле
такого понимания и освещаются в мифах темы земной жизни людей,
общественного и государственного строя, их взаимоотношения между собой,
права и обязанности.
Основная идея теологической теории – божественный первоисточник
происхождения и сущности государства: вся власть от бога. Это придавало ей
безусловную обязательность и святость.
Основателями патриархальной теории считаются Платон и Аристотель.
Платон в своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное
справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха
олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие
между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой;
государство – это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного
уважения и отеческой любви.
Идеи патриархальной теории получили развитие в XVII в. в сочинении
Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от бога и затем
передачу её своему старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам –
королям.
Договорная теория (Г. Гроций, Д. Локк, Ж. Руссо, А. Радищев и др.).
Согласно этой теории государство возникает в результате заключения
общественного договора между людьми, находящимися в «естественном»
состоянии, превращающего их в единое целое, народ. На основе этого
первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма
– государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и
безопасности заключивших договор индивидов.
Теория насилия (Л. Гумплович). Сторонником той теории был также К.
Каутский.
Причину происхождения и основу политической власти и государства они
видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении
одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия
образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и
подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и
побежденных. Не божественное провидение, общественный договор или идея
свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы,
война, борьба, опустошение, словом, насилие, - «вот родители и повивальная
бабка государства», - заявил Л. Гумплович.
2. Типология государства
2.1 Основные вопросы типологии государств
Первые попытки типизации государств были предприняты еще Аристотелем,
который считал, что основными критериями разграничения государств являются,
во-первых, количество властвующих в государстве и, во-вторых,
осуществляемая государством цель.
Попытки типизации государств предпринимали также: Г. Елинек, Г.
Кельзен, Р. Макайвер, Р. Дарендорф и др.
Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие
черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон,
порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными
признаками.
До последнего времени вопросы типологии государств рассматривались
преимущественно с позиций формационного подхода. Суть его состоит в том,
что в основе типизации государств лежит категория общественно-экономической
формации, основанной на том или ином способе производства, отражающей
соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций
государства с позиции его социального назначения.
Известная триада К. Маркса делит мировую историю на три макроформации:
первичную (архаичную), вторичную (экономическую), третичную
(коммунистическую), получившие название общественных. Основными критериями
такой классификации являются, во-первых, наличие или отсутствие частной
собственности; во-вторых, наличие или отсутствие противоположных классов; в-
третьих, наличие или отсутствие товарного производства. Следовательно,
государственно-организованное общество – элемент экономической общественной
формации, в рамках которой выделяются соответствующие способы производства:
азиатский, античный, феодальный, буржуазный. В этом случае в основу деления
истории социального развития положена идея естественноисторического
процесса смены одной общественно-экономической формации другой.
Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии государств
широко применяется цивилизационный подход, в основе которого тоже лежит
идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом
духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.
В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как
социокультурную систему, включающую как социально-экономические условия
жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы,
степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической,
политической, социальной и духовной свободы личности. Цивилизация, её
ценности влияют не только на социальную, но и на государственную
организацию общества. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем
государствам, существующим в её рамках.
2.2 Общая характеристика отдельных типов государств
1. Рабовладельческое государство явилось первым историческим типом
государства, возникшим на рубеже IV и III веков до нашей эры (Месопотамия,
Египет). Рабовладельческий строй существовал в странах Азии, Европы и
Африки вплоть до III – V веков нашей эры. У славян возникновение
государства относится к эпохе феодализма, поэтому они миновали
рабовладельческий строй.
Экономическую основу рабовладельческого государства составляли
производственные отношения, характеризуемые тем, что частной собственностью
рабовладельца были не только орудия производства, но и рабы, которых
нещадно эксплуатировали, продавали, покупали, могли безнаказанно убивать и
т.д.
В основе рабовладельческой эксплуатации лежит прибавочный продукт,
создаваемый посредством внеэкономического принуждения. Рабовладельческое
хозяйство строилось на непосредственных отношениях господства и подчинения.
Самым главным противоречием рабовладельческого общества, неминуемо
ведшим его к гибели, было противоречие между рабской формой труда и
рабовладельческой формой собственности, между рабами и рабовладельцами.
Основной экономический закон рабовладельческого общества состоял в
производстве добавочного продукта путем эксплуатации рабов в условиях
полной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов.
Рабовладельческое государство представляло собой орган классового
господства и насилия класса рабовладельцев над рабами и мелкими
производителями – крестьянами и ремесленниками. Это была гигантская машина
военно-политического характера, располагавшая всеми средствами принуждения:
вооруженной силой, полицией, тюрьмами, аппаратом чиновничества, которые
являлись орудием диктатуры класса рабовладельцев.
Классовая сущность государства проявлялась в его функциях, которые
показывают, для чего рабовладельцы организовались в государство. Функции
рабовладельческого государства:
- подчинение сопротивления рабов;
- охрана рабовладельческой собственности на орудия и средства
производства;
- идеологическое воздействие и создание культурных ценностей;
- обороны страны и мирного контакта с другими народами;
- захвата чужих территорий;
- по управлению завоеванными территориями.
2. Феодальное государство является исторически вторым типом
государства, который отображает качественный скачек в поступательном
развитии человеческого общества, ибо перемена формы эксплуатации превратила
рабовладение в крепостничество.
Способом присвоения феодалом прибавочного продукта была земельная
рента. Известны три её формы: отработочная, продуктовая, денежная, которые
условно соответствуют трем периодам в развитии феодального государства.
Вся деятельность феодального государства сводилась в основном к одному
– удержать власть помещиков над крепостными. На крестьянство ложилась вся
тяжесть содержания класса эксплуататоров: князей, дворянства, духовенства.
Крестьянин не признавался полной собственностью помещика, но мог быть
продан, куплен, наказан своим господином.
В истории Западной Европы феодализм занял более чем тысячелетнюю эпоху
(V – XVII века). Экономический строй, взаимоотношения классов,
государственные порядки и правовые институты нашли свое отражение в
сословно-корпоративной структуре феодализма. Антагонистические противоречия
между феодалами и угнетенными массами, борьба между различными
группировками среди феодалов – вот чем характерно это общество.
Эволюция социально-экономических и политических институтов приводила и
к изменениям в государстве. На первом этапе раннефеодального строя
существует раннефеодальное государство (конец V – середина XI века).
Феодализм еще только консолидируется и упрочняется как новая общественно-
экономическая формация; в рамках данного этапа государства сначала
организуются в большие, но весьма слабые по степени интеграции монархии.
Для второго этапа – периода полного развития феодального строя, фазы его
расцвета (середина XI – конец XV века) типичны централизованные сословно-
представительные монархии. Для третьего этапа – периода позднего
средневековья (конец XV – XVII век), полосы заката, упадка феодализма и
зарождения капиталистического способа производства характерны абсолютные
монархии.
3. Буржуазное (капиталистическое) государство возникает в ходе
разложения феодального строя, связано с победой новых капиталистических
общественных отношений. Основной задачей его становится обеспечение
господства диктатуры класса буржуазии. Экономической предпосылкой появления
этих отношений является универсализация существующей частной собственности,
растущая степень ее обобществления. В основе этого государства лежит
капиталистическая частная собственность на орудия и средства производства,
но не на работника. На первый план здесь выходит Экономическое принуждение,
отношения эксплуатации сохраняются. Появляется наемный труд в национальном
масштабе.
В литературе все больше утверждается мнение о том, что существование
современного западного общества и его государства закономерно, что при
достижении высшей точки развития в традиционном индустриальном направлении
эволюционным путем появляется новая социальная система, существующая с
оставшимися социалистическими государствами. За капитализмом и его
государственным формами наступает иная фаза развития, получившая название
постиндустриального общества, в котором буржуазное государство способствует
трансформации капитализма в смешанную экономику; государство изображается
как одинаково заботящееся об интересах всех слоев общества, а
национализированный сектор экономики, её регулирование и программирование,
государственная система социального страхования есть свидетельство
конвергенции двух социально противоположных систем.
4. Социалистическое государство представляет собой четвертый тип
государства, который может возникнуть только в ходе социалистической
революции, при соответствующих условиях, связанных с развитием буржуазного
общества.
В теоретическом плане «социалистическое государство» означает некую
абстракцию (а в политическом отношении идеал), содержащую набор признаков,
принципов и норм, отличающих данное государство от капиталистического. В
первую очередь необходимо наличие материальных (экономических) предпосылок,
связанных с обобществлением собственности, концентрацией её в руках
меньшинства во все увеличивающихся размерах, что приводит к углублению
классовых противоречий, которые решаются в ходе социалистической революции.
Государство по-новому диктаторское и по-новому демократическое
выступает политической организацией большинства населения во главе с
рабочим классом.
Если все предыдущие государства были основаны на частной
собственности, то экономической основой социалистического государства
является общественная собственность в различных её формах, что дает
возможность ликвидировать эксплуатацию человека человеком, устранить все
причины, её порождающие.
Модель социализма 30-50-х годов базировалась на полном
огосударствлении основных средств производства, вмешательстве государства
во все сферы общественной жизни; административно-командной организации
труда и других видов общественной деятельности; примате общественного
интереса перед личным и свертывании на этой основе ряда прав и свобод
граждан; первенстве партийного интереса и интереса государственной
безопасности над всякими другими; идеологическом давлении государства на
граждан. В практическом воплощении данной модели сопутствовали тоталитаризм
и вождизм, произвол и террор, конформизм, догматизм и идеологический
вакуум.
Современная модель социализма реально ставит человека с его
потребностями и интересами в центр всей общественной жизни; освобождает его
от патерналистской политики государства; допускает разнообразие форм
собственности; утверждает трудовой характер присвоения; гарантирует
социальную справедливость в распределительных отношениях; социальную
защищенность малоимущих через государственные и общественные фонды
Выводы
I. Причины происхождения государства:
I.I Экономические причины
1. «Неолитическая революция» – переход от собирательства к
производящей экономике.
2. Три крупных общественных разделения труда: отделение скотоводства
от земледелия; отделение ремесла; появление купцов.
3. Рост производительности труда и появление излишков.
4. Появление частной собственности.
I.II Социальные причины
1. Разложение рода и появление семьи.
2. Появление антагонизмов.
3. Раскол общества на классы.
II. Признаки отличающие государство от общественной власти
- наличие публичной власти, не совпадающей с населением;
- территориальное подразделение граждан (подданных) государства;
- взимание налогов, принудительных сборов с населения для содержания
публичной власти.
III. Признаки государства, отличающие его от других политических
организаций:
- наличие особого аппарата управления (публичная власть);
- государство есть официальный представитель всего общества;
- разделение населения по территориальному признаку;
- суверенитет;
- наличие аппарата принуждения;
- налоги, займы.
IV. Государство в собственном смысле слова (классовый подход) есть
политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над
другим, причем меньшинства над большинством, сущность такого государства
заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.
Государство (общесоциальный подход) – политическая организация-
ассоциация, члены которой объединяются в единое целое публично-властными
отношениями и структурами, есть орудие и средство достижения компромисса
между ними.
Государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам (И.
Кант).
V. Тип государства – это взятые в единстве наиболее общие черты различных
государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых
соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными свойствами.
V.I Типы государств (формационный подход)
- рабовладельческое;
- феодальное;
- буржуазное;
- социалистическое.
Критерии классификации:
- наличие или отсутствие частной собственности;
- наличие или отсутствие противоположных классов;
- наличие или отсутствие товарного производства.
V.II Макроформации
1. Первичная – первобытно-общинный строй.
2. Вторичная (экономическая) – рабовладельческая; феодальная;
буржуазная.
3. Третичная (коммунистическая) – коммунистическая (первая фаза
социализм).
Список использованной литературы
1. Боднар А. Основы политологии. – К., 1991.
2. Панарин А.С. Политология: Учебник. – М., 1997.
3. Санистебан Л.С. Основы политической науки. – М., 1992.
4. Рябов С.Г. Політологічна теорія держави. – К., 1996.
5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М., 1996.
6. Гаєвський Б.А. Сучасна українська політологія: Навч. посібник. –
К.:МАУП, 1999. – 268 с.
7. Мамут Л. Государство: Полюсы представлений //Общественные науки и
современность. – 1996. - №3.
Страницы: 1, 2
|