МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Происхождение, сущность и типы государств

    осуществление преимущественно функций подавления, на первое место

    выдвигаются созидательные цели и функции, происходит расширение социальной

    базы нового государства, сущностью которого является выражение воли и

    интересов трудящихся через государство. К сожалению, многие теоретические

    положения в социалистических государствах так и остались только в теории,

    на практике же власть в обществе оказалась узурпированной бюрократией;

    государственный аппарат служил не широким слоям трудящихся, а партийно-

    государственной верхушке.

    Другой подход заключается в рассмотрении сущности государства с

    общечеловеческих, общесоциальных начал. Изменения произошли как в

    социалистических, так и в западных буржуазных государствах.

    Вопреки предсказаниям политологов капиталистическое общество устояло,

    сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад производства, во многом

    используя опыт развития государств социалистической ориентации. Государство

    как активная деятельная сила, вмешиваясь в экономику, вывело общество из

    депрессии, тем самым, подтвердив мысль о том, что любое государство

    призвано решать и общие дела в интересах всего общества. Произошло

    соединение идей социализма с практикой цивилизованного гражданского

    общества.

    Государственный механизм превратился из орудия преимущественно

    подавления в средство преимущественно реализации общих дел, инструмент

    достижения согласия и поиска компромиссов.

    В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый

    план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для

    эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все

    больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и

    постсоциалистических обществах. Если же отказаться от какого-либо из них,

    то характеристика сущности государства будет ущербной.

    Сущность государства как политической организации особенно ярко

    проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в

    себя все богатство общественных отношений за пределами политического

    государства. Государство и гражданское общество предстают как единство

    формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а его

    содержание – гражданским обществом.

    Кроме того, что государство есть публичная власть, отделенная от

    населения, имеющая аппарат управления, материальные придатки, оно может

    рассматриваться и как политическая организация-ассоциация, проникнутая

    самыми различными системами властеотношений и институтов. И. Кант писал,

    что государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам. К.

    Маркс исходил из того, что государство следует рассматривать как

    определенную ассоциацию, в которой члены её объединяются в единое целое

    публично-властными структурами и отношениями.

    1.3 Теории происхождения и сущности государства

    Кроме марксистской теории происхождения государства существуют и иные

    теории, в которых связь государства с процессами классообразования не

    учитывается, прежде всего, в силу выражения в них определенных

    идеологических представлений и интересов.

    Теологическая теория довольно многоаспектна.

    У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим

    истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть

    общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле

    такого понимания и освещаются в мифах темы земной жизни людей,

    общественного и государственного строя, их взаимоотношения между собой,

    права и обязанности.

    Основная идея теологической теории – божественный первоисточник

    происхождения и сущности государства: вся власть от бога. Это придавало ей

    безусловную обязательность и святость.

    Основателями патриархальной теории считаются Платон и Аристотель.

    Платон в своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное

    справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха

    олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие

    между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой;

    государство – это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного

    уважения и отеческой любви.

    Идеи патриархальной теории получили развитие в XVII в. в сочинении

    Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от бога и затем

    передачу её своему старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам –

    королям.

    Договорная теория (Г. Гроций, Д. Локк, Ж. Руссо, А. Радищев и др.).

    Согласно этой теории государство возникает в результате заключения

    общественного договора между людьми, находящимися в «естественном»

    состоянии, превращающего их в единое целое, народ. На основе этого

    первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма

    – государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и

    безопасности заключивших договор индивидов.

    Теория насилия (Л. Гумплович). Сторонником той теории был также К.

    Каутский.

    Причину происхождения и основу политической власти и государства они

    видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении

    одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия

    образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и

    подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и

    побежденных. Не божественное провидение, общественный договор или идея

    свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы,

    война, борьба, опустошение, словом, насилие, - «вот родители и повивальная

    бабка государства», - заявил Л. Гумплович.

    2. Типология государства

    2.1 Основные вопросы типологии государств

    Первые попытки типизации государств были предприняты еще Аристотелем,

    который считал, что основными критериями разграничения государств являются,

    во-первых, количество властвующих в государстве и, во-вторых,

    осуществляемая государством цель.

    Попытки типизации государств предпринимали также: Г. Елинек, Г.

    Кельзен, Р. Макайвер, Р. Дарендорф и др.

    Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие

    черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон,

    порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными

    признаками.

    До последнего времени вопросы типологии государств рассматривались

    преимущественно с позиций формационного подхода. Суть его состоит в том,

    что в основе типизации государств лежит категория общественно-экономической

    формации, основанной на том или ином способе производства, отражающей

    соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций

    государства с позиции его социального назначения.

    Известная триада К. Маркса делит мировую историю на три макроформации:

    первичную (архаичную), вторичную (экономическую), третичную

    (коммунистическую), получившие название общественных. Основными критериями

    такой классификации являются, во-первых, наличие или отсутствие частной

    собственности; во-вторых, наличие или отсутствие противоположных классов; в-

    третьих, наличие или отсутствие товарного производства. Следовательно,

    государственно-организованное общество – элемент экономической общественной

    формации, в рамках которой выделяются соответствующие способы производства:

    азиатский, античный, феодальный, буржуазный. В этом случае в основу деления

    истории социального развития положена идея естественноисторического

    процесса смены одной общественно-экономической формации другой.

    Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии государств

    широко применяется цивилизационный подход, в основе которого тоже лежит

    идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом

    духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.

    В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как

    социокультурную систему, включающую как социально-экономические условия

    жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы,

    степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической,

    политической, социальной и духовной свободы личности. Цивилизация, её

    ценности влияют не только на социальную, но и на государственную

    организацию общества. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем

    государствам, существующим в её рамках.

    2.2 Общая характеристика отдельных типов государств

    1. Рабовладельческое государство явилось первым историческим типом

    государства, возникшим на рубеже IV и III веков до нашей эры (Месопотамия,

    Египет). Рабовладельческий строй существовал в странах Азии, Европы и

    Африки вплоть до III – V веков нашей эры. У славян возникновение

    государства относится к эпохе феодализма, поэтому они миновали

    рабовладельческий строй.

    Экономическую основу рабовладельческого государства составляли

    производственные отношения, характеризуемые тем, что частной собственностью

    рабовладельца были не только орудия производства, но и рабы, которых

    нещадно эксплуатировали, продавали, покупали, могли безнаказанно убивать и

    т.д.

    В основе рабовладельческой эксплуатации лежит прибавочный продукт,

    создаваемый посредством внеэкономического принуждения. Рабовладельческое

    хозяйство строилось на непосредственных отношениях господства и подчинения.

    Самым главным противоречием рабовладельческого общества, неминуемо

    ведшим его к гибели, было противоречие между рабской формой труда и

    рабовладельческой формой собственности, между рабами и рабовладельцами.

    Основной экономический закон рабовладельческого общества состоял в

    производстве добавочного продукта путем эксплуатации рабов в условиях

    полной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов.

    Рабовладельческое государство представляло собой орган классового

    господства и насилия класса рабовладельцев над рабами и мелкими

    производителями – крестьянами и ремесленниками. Это была гигантская машина

    военно-политического характера, располагавшая всеми средствами принуждения:

    вооруженной силой, полицией, тюрьмами, аппаратом чиновничества, которые

    являлись орудием диктатуры класса рабовладельцев.

    Классовая сущность государства проявлялась в его функциях, которые

    показывают, для чего рабовладельцы организовались в государство. Функции

    рабовладельческого государства:

    - подчинение сопротивления рабов;

    - охрана рабовладельческой собственности на орудия и средства

    производства;

    - идеологическое воздействие и создание культурных ценностей;

    - обороны страны и мирного контакта с другими народами;

    - захвата чужих территорий;

    - по управлению завоеванными территориями.

    2. Феодальное государство является исторически вторым типом

    государства, который отображает качественный скачек в поступательном

    развитии человеческого общества, ибо перемена формы эксплуатации превратила

    рабовладение в крепостничество.

    Способом присвоения феодалом прибавочного продукта была земельная

    рента. Известны три её формы: отработочная, продуктовая, денежная, которые

    условно соответствуют трем периодам в развитии феодального государства.

    Вся деятельность феодального государства сводилась в основном к одному

    – удержать власть помещиков над крепостными. На крестьянство ложилась вся

    тяжесть содержания класса эксплуататоров: князей, дворянства, духовенства.

    Крестьянин не признавался полной собственностью помещика, но мог быть

    продан, куплен, наказан своим господином.

    В истории Западной Европы феодализм занял более чем тысячелетнюю эпоху

    (V – XVII века). Экономический строй, взаимоотношения классов,

    государственные порядки и правовые институты нашли свое отражение в

    сословно-корпоративной структуре феодализма. Антагонистические противоречия

    между феодалами и угнетенными массами, борьба между различными

    группировками среди феодалов – вот чем характерно это общество.

    Эволюция социально-экономических и политических институтов приводила и

    к изменениям в государстве. На первом этапе раннефеодального строя

    существует раннефеодальное государство (конец V – середина XI века).

    Феодализм еще только консолидируется и упрочняется как новая общественно-

    экономическая формация; в рамках данного этапа государства сначала

    организуются в большие, но весьма слабые по степени интеграции монархии.

    Для второго этапа – периода полного развития феодального строя, фазы его

    расцвета (середина XI – конец XV века) типичны централизованные сословно-

    представительные монархии. Для третьего этапа – периода позднего

    средневековья (конец XV – XVII век), полосы заката, упадка феодализма и

    зарождения капиталистического способа производства характерны абсолютные

    монархии.

    3. Буржуазное (капиталистическое) государство возникает в ходе

    разложения феодального строя, связано с победой новых капиталистических

    общественных отношений. Основной задачей его становится обеспечение

    господства диктатуры класса буржуазии. Экономической предпосылкой появления

    этих отношений является универсализация существующей частной собственности,

    растущая степень ее обобществления. В основе этого государства лежит

    капиталистическая частная собственность на орудия и средства производства,

    но не на работника. На первый план здесь выходит Экономическое принуждение,

    отношения эксплуатации сохраняются. Появляется наемный труд в национальном

    масштабе.

    В литературе все больше утверждается мнение о том, что существование

    современного западного общества и его государства закономерно, что при

    достижении высшей точки развития в традиционном индустриальном направлении

    эволюционным путем появляется новая социальная система, существующая с

    оставшимися социалистическими государствами. За капитализмом и его

    государственным формами наступает иная фаза развития, получившая название

    постиндустриального общества, в котором буржуазное государство способствует

    трансформации капитализма в смешанную экономику; государство изображается

    как одинаково заботящееся об интересах всех слоев общества, а

    национализированный сектор экономики, её регулирование и программирование,

    государственная система социального страхования есть свидетельство

    конвергенции двух социально противоположных систем.

    4. Социалистическое государство представляет собой четвертый тип

    государства, который может возникнуть только в ходе социалистической

    революции, при соответствующих условиях, связанных с развитием буржуазного

    общества.

    В теоретическом плане «социалистическое государство» означает некую

    абстракцию (а в политическом отношении идеал), содержащую набор признаков,

    принципов и норм, отличающих данное государство от капиталистического. В

    первую очередь необходимо наличие материальных (экономических) предпосылок,

    связанных с обобществлением собственности, концентрацией её в руках

    меньшинства во все увеличивающихся размерах, что приводит к углублению

    классовых противоречий, которые решаются в ходе социалистической революции.

    Государство по-новому диктаторское и по-новому демократическое

    выступает политической организацией большинства населения во главе с

    рабочим классом.

    Если все предыдущие государства были основаны на частной

    собственности, то экономической основой социалистического государства

    является общественная собственность в различных её формах, что дает

    возможность ликвидировать эксплуатацию человека человеком, устранить все

    причины, её порождающие.

    Модель социализма 30-50-х годов базировалась на полном

    огосударствлении основных средств производства, вмешательстве государства

    во все сферы общественной жизни; административно-командной организации

    труда и других видов общественной деятельности; примате общественного

    интереса перед личным и свертывании на этой основе ряда прав и свобод

    граждан; первенстве партийного интереса и интереса государственной

    безопасности над всякими другими; идеологическом давлении государства на

    граждан. В практическом воплощении данной модели сопутствовали тоталитаризм

    и вождизм, произвол и террор, конформизм, догматизм и идеологический

    вакуум.

    Современная модель социализма реально ставит человека с его

    потребностями и интересами в центр всей общественной жизни; освобождает его

    от патерналистской политики государства; допускает разнообразие форм

    собственности; утверждает трудовой характер присвоения; гарантирует

    социальную справедливость в распределительных отношениях; социальную

    защищенность малоимущих через государственные и общественные фонды

    Выводы

    I. Причины происхождения государства:

    I.I Экономические причины

    1. «Неолитическая революция» – переход от собирательства к

    производящей экономике.

    2. Три крупных общественных разделения труда: отделение скотоводства

    от земледелия; отделение ремесла; появление купцов.

    3. Рост производительности труда и появление излишков.

    4. Появление частной собственности.

    I.II Социальные причины

    1. Разложение рода и появление семьи.

    2. Появление антагонизмов.

    3. Раскол общества на классы.

    II. Признаки отличающие государство от общественной власти

    - наличие публичной власти, не совпадающей с населением;

    - территориальное подразделение граждан (подданных) государства;

    - взимание налогов, принудительных сборов с населения для содержания

    публичной власти.

    III. Признаки государства, отличающие его от других политических

    организаций:

    - наличие особого аппарата управления (публичная власть);

    - государство есть официальный представитель всего общества;

    - разделение населения по территориальному признаку;

    - суверенитет;

    - наличие аппарата принуждения;

    - налоги, займы.

    IV. Государство в собственном смысле слова (классовый подход) есть

    политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над

    другим, причем меньшинства над большинством, сущность такого государства

    заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

    Государство (общесоциальный подход) – политическая организация-

    ассоциация, члены которой объединяются в единое целое публично-властными

    отношениями и структурами, есть орудие и средство достижения компромисса

    между ними.

    Государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам (И.

    Кант).

    V. Тип государства – это взятые в единстве наиболее общие черты различных

    государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых

    соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными свойствами.

    V.I Типы государств (формационный подход)

    - рабовладельческое;

    - феодальное;

    - буржуазное;

    - социалистическое.

    Критерии классификации:

    - наличие или отсутствие частной собственности;

    - наличие или отсутствие противоположных классов;

    - наличие или отсутствие товарного производства.

    V.II Макроформации

    1. Первичная – первобытно-общинный строй.

    2. Вторичная (экономическая) – рабовладельческая; феодальная;

    буржуазная.

    3. Третичная (коммунистическая) – коммунистическая (первая фаза

    социализм).

    Список использованной литературы

    1. Боднар А. Основы политологии. – К., 1991.

    2. Панарин А.С. Политология: Учебник. – М., 1997.

    3. Санистебан Л.С. Основы политической науки. – М., 1992.

    4. Рябов С.Г. Політологічна теорія держави. – К., 1996.

    5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М., 1996.

    6. Гаєвський Б.А. Сучасна українська політологія: Навч. посібник. –

    К.:МАУП, 1999. – 268 с.

    7. Мамут Л. Государство: Полюсы представлений //Общественные науки и

    современность. – 1996. - №3.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.