МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие интеграционных процессов в СНГ

    Развитие интеграционных процессов в СНГ

    развитие интеграционных процессов в СНГ

    Интеграционный процесс в рамках СНГ во многом начинается как бы с новой

    отметки. Во многом это обусловливается тем, что по своей природе само

    соглашение о Содружестве Независимых Государств имеет двойную

    направленность. С одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж

    старых экономических структур, с другой — предусматривает организацию

    качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и

    сохранение единого экономического (рыночного) пространства.

    Институциональные основы осуществления интеграционных процессов в

    рамках СНГ заложены в подписанном в сентябре 1993 г. Договоре о создании

    экономического союза, а также в конкретизирующих и развивающих его

    документах — Соглашении о создании зоны свободной торговли и Соглашении о

    содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-

    финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений (апрель

    1994 г.), Договоре о проведении согласованной антимонопольной политики и

    Соглашении о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (декабрь

    1993 г.) и ряде других.

    Принятые решения явились политико-юридическим признанием того факта,

    что в стратегическом плане интеграции в СНГ для входящих в него государств

    разумной альтернативы не существует. Ее экономическим фундаментом служит

    сложившаяся в советский период взаимодополняющая структура народных

    хозяйств бывших республик СССР — ныне стран—членов СНГ. Характеристика их

    хозяйственной взаимозависимости может быть выражена отношениями объемов

    ввоза и вывоза продукции к ее производству и потреблению. Так, доля ввоза

    (включая импорт) в потреблении в период 1965—1990 гг. колебалась от 15—16%

    (Российская Федерация) до 30—31% (Армения). Вывоз (включая экспорт) от

    объема производства составлял от 10—12% (Россия, Казахстан) до 25— 28%

    (Азербайджан). Интенсивность межреспубликанских связей (отношение вывоза

    республики по линии межреспубликанского обмена к ее общему вывозу) в

    среднем по бывшему СССР составляла 75—80%. Ниже среднего уровня этот

    показатель был лишь у России (65—70%), во всех остальных республиках он был

    выше и составлял до 95—97% (Молдова, Киргизия, Армения). Для сравнения

    следует отметить, что в этот же период интенсивность межгосударственных

    связей ЕС равнялась 60%. Если в межреспубликанский обмен в бывшем СССР

    поступало почти 20% совокупного валового продукта, то аналогичный

    показатель стран ВС составил 14%.

    Здесь необходимо учесть и неравномерность размещения и освоения

    природно-сырьевых ресурсов на территории Советского Союза. Это привело к

    тому, что некоторые бывшие союзные республики стали монополистами в добыче

    и переработке важнейших видов сырья. Так, например, на долю России

    приходилось более 90% общесоюзной добычи нефти (включая газовый конденсат),

    более 75 — газа, около 91 — деловой древесины, более 80% — деловой

    древесины, пиломатериалов и бумаги. На долю Украины приходилось 65-68%

    общесоюзного производства стали, готового проката, стальных труб.

    Республика Узбекистан производила более 60% хлопка-волокна и т.д.

    Вполне закономерным выглядит в этих условиях тот факт, что распад СССР

    и разрыв единого экономического пространства способствовали углублению и

    без того тяжелого экономического кризиса, переживаемого странами СНГ. По

    оценкам, от налаживания и поддержания взаимных интеграционных связей в

    России зависит 30-35% объема национального производства промышленной

    продукции (от уровня 1990 г.). Украина в случае разрыва таких связей может

    потерять 80-85% объема промышленного производства.

    Экономические преобразования, проводимые в новых независимых

    государствах, породили необходимость отработки нового (рыночного) механизма

    поддержания производственно-хозяйственных связей, трансформации их в

    межгосударственные. Торгово-экономические отношения в этих условиях следует

    координировать с теми социально-экономическими реформами, к которым

    приступили страны СНГ, с их стремлением максимально учитывать нормы

    "внешнеэкономического поведения", принятые в мировой торговой практике.

    Вместе с тем, несмотря на без альтернативность интеграции, ожидать в

    скором будущем масштабных позитивных перемен, связанных с формированием

    Экономического союза стран СНГ едва ли стоит. В первую очередь в этой связи

    необходимо обратить внимание на то, что Московский договор о его создании,

    в отличие от положившего начало ЕС Римского, представляет собой "рамочный"

    документ (аналогичный характер носит и целый ряд последующих договоров и

    соглашений). А это означает, что предстоит пройти через длинную череду

    нелегких переговоров прежде, чем определятся конкретные пути и механизмы

    реализации принятых решений. В настоящее время увязать воедино во многом

    противоречивые интересы на многосторонней основе весьма сложно, в частности

    из-за значительной разно направленности политических действий отдельных

    государств СНГ. Пока потребность в восстановлении и развитии интеграционных

    связей определяется для большинства стран Содружества прежде всего их

    зависимостью от поставок топливно-энергетических ресурсов, лесоматериалов,

    минерального сырья, химических продуктов, а также кооперационными связями в

    сфере машиностроительной, радиоэлектронной, оборонной промышленности.

    В то же время нынешнее плачевное состояние научных и производственных

    потенциалов бывших субъектов СССР предопределяет неготовность каждого из

    них к роли технологического донора и, как следствие этого, отсутствие

    главной предпосылки к интеграции в ее лучших образцах. Тем самым вне поля

    взаимного сотрудничества остается ключевая для молодых государств проблема

    технологического прорыва.

    Странам-участницам важно уже в ближайшем будущем разработать свои

    внешнеэкономические концепции, расставить приоритеты в сфере международного

    сотрудничества, определить механизмы сочетания интеграционного процесса в

    СНГ с широким использованием международного разделения труда с другими

    регионами мира. Совместные внешнеэкономические действия и скоординированная

    позиция необходимы и в отношениях стран СНГ с международными экономическими

    и финансовыми организациями.

    Формирование новой региональной системы взаимных связей сейчас возможно

    лишь на основе нового экономического механизма взаимодействия,

    соответствующего новому, суверенному статусу стран Содружества. Такой

    механизм находится пока на стадии становления, и объясняется это не в

    последнюю очередь отсутствием ясных представлений о реальном потенциале

    межгосударственных связей в СНГ. Все остальные вопросы (приоритетные

    направления, формы, масштабы сотрудничества, его инструментарий и др.) по

    отношению к данному носят производный характер.

    На первом этапе формирования Экономического союза целесообразно не

    противопоставлять многостороннее сотрудничество и двусторонние связи, а,

    напротив, более полно использовать потенциал последних, поскольку

    двусторонние механизмы конкретнее, проще и позволяют не только полнее

    согласовать интересы партнеров, но и лучше подготовить и реализовать

    многостороннее сотрудничество.

    темы многостороннего клирингЧто касается использования многосторонних

    форм, то возможностей и здесь достаточно: — восстановление многозвенных

    технологических цепочек с участием фирм-кооперантов из разных стран СНГ;

    — проведение согласованной инвестиционной политики, основанной на

    использовании новых организационных форм: межнациональных акционерных

    обществ, холдингов, СП, транснациональных корпораций;

    — создание совместных инвестиционных фондов с выделением приоритетных

    сфер их использования;

    — координация и проведение согласованной структурной политики с

    селективной поддержкой наиболее приоритетных отраслей и видов производств;

    — поэтапное создание платежного союза, начиная с нормализации

    двусторонних платежно-расчетных отношений между государствами СНГ,

    организации работы Межгосударственного банка по созданию сиса и заканчивая

    реализацией в будущем согласованной (а затем и единой) кредитно-денежной и

    валютной политики.

    Предусмотренное договором о создании экономического союза формирование

    ассоциации свободной торговли и таможенного союза тоже предполагает

    длительную, поэтапную работу, включая координацию внешнеторговой политики и

    национального законодательства. Одним из важнейших при этом является вопрос

    о свободе перемещения товаров и услуг. Уже в 1992-1993 гг. в основном

    сложился механизм регулирования внешней торговли РФ со странами ближнего

    зарубежья, основанный преимущественно на использовании тарифных, но

    включающий в себя и целый ряд нетарифных методов.

    При этом, несмотря на просчеты и недостатки, в целом импортный тариф

    стал более дифференцированным: повышается его роль в создании разумной

    степени протекционизма для российских предприятий-производителей и

    обеспечения условий для нормальной конкуренции. При ввозе и вывозе товаров

    из стран—участниц СНГ таможенными органами не взимается налог на

    добавленную стоимость. Акцизами не облагаются подакцизные в РФ товары,

    происходящие с территории государств — членов СНГ, при ввозе их на

    территорию России. Что касается полного отказа от импортного тарифа в СНГ,

    то, как показывает опыт интеграционных союзов индустриально развитых стран

    (ЕС и ЕАСТ), он скорее будет постепенным и многоступенчатым. Вместе с тем

    следует отметить, что уже сегодня, в целях стимулирования кооперационных

    связей, вывоз товаров по кооперации не подлежит количественному

    ограничению, если он осуществляется по контрактам между хозяйствующими

    субъектами. В соответствии с подписанным в декабре 1993 г. в Ашгабате

    Соглашением об общих условиях и механизме поддержки производственной

    кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ в отношении

    товаров, поставляемых по кооперации и в рамках режимов переработки под

    таможенным контролем экспортные и импортные пошлины, налоги и акцизы не

    применяются.

    Острым остается вопрос о ценах во взаимной торговле. И это совершенно

    закономерно, поскольку именно здесь непосредственно сталкиваются

    экономические интересы экспортеров и импортеров. Новому статусу независимых

    государств в наибольшей степени соответствовало бы использование мировых

    цен. Вместе с тем нельзя не учитывать, что наряду с их бесспорно позитивным

    влиянием на процессы структурной перестройки производства и внешнеторгового

    оборота они одновременно (как показывает опыт распада СЭВ) имеют

    существенный недостаток. Мировые цены способны оказать разрушительное

    воздействие на сотрудничество, в первую очередь в силу их полного

    несоответствия условиям национального воспроизводства. Именно поэтому во

    взаимной торговле РФ и других стран СНГ применяется дифференцированный

    подход к номенклатуре поставляемых товаров: по стратегическим товарам

    (сырьевым, энергоносителям, цветным металлам), включаемым в

    межправительственные соглашения, общей рекомендацией является ориентир на

    мировые цены с ежеквартальным уточнением последних. Отдельными

    межгосударственными соглашениями определен порядок установления цен на

    нефть и газ с введением корректирующих коэффициентов.

    Успешное проведение экономических преобразований в странах СНГ

    невозможно без тщательной разработки и осуществления скоординированной

    реформы законодательства. Если участники СНГ хотят оживить торговлю,

    стимулировать капиталовложения (в том числе и взаимные), их

    законодательство должно стать не только привлекательным для бизнеса, но и

    унифицированным. Сейчас отдельные части законодательства стран-участниц не

    соответствуют друг другу, а законы и реальность отделены пропастью.

    Проблема усугубляется несогласованностью различных зарубежных рекомендаций.

    Эти тенденции могут привести к несовместимости законодательных систем стран

    СНГ. Обеспечение правовой базы интеграционных мероприятий требует

    существенного повышения роли Межпарламентской Ассамблеи как органа,

    призванного разрабатывать модельные законодательные акты и добиваться

    сближения действующего законодательства государств, подписавших Договор об

    экономическом союзе.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.