МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Регионология 30 вопросов

    Регионология 30 вопросов

    1.Процессы децентрализации, дезинтеграции и суверенизации на советском и

    постсоветском пространстве.

    Во всем мире одновременно с процессами интеграции (интеграция Европы в ЕС)

    протекают и процессы дезинтеграции (образовалось около 2 десятков новых

    независимых государств Европы). Существуют объективные и субъективные

    причины. Причинами дезинтеграционных процессов в СССР:

    - несовершенство государственного устройства (фиктивная федерация с

    четырьмя неравноправными уровнями — союзная республика, автономная

    республика, национальная область, национальный округ,

    - неоднородность государства по причине огромной территории, истор. соц.

    и экон развития;

    - крушение коммунистической идеологии и административно-командной системы

    управления

    На эти причины наложилось множество субъективных причин, побуждавшие бывшие

    республики выйти из состава СССР. В ходе перестройки руководство СССР

    столкнулся с огромными трудностями: падение авторитета, кризис доверия,

    социальная напряженность, многолюдные митинги протеста, выступления

    шахтеров, противостояние консервативных лидеров партии. Слабость

    горбачевского правительства, его неспособность обеспечить интересы

    номенклатуры и подавить сепаратистские тенденции в национальных регионах,

    привели к усилению стремлений республик выйти из состава СССР. СССР вступил

    в полосу дезинтеграции, в 1990г. — Латвия, Литва и Эстония в одностороннем

    порядке объявили о суверенитете. В некоторых регионах вспыхнули

    межнациональные конфликты (в Фергане, Нагорный Карабах, Орша в Киргизии).

    По стране прокатилась «волна суверенитетов», «война законов», формирования

    собственных органов власти и новых названий республик (Кыргызстан и т.д.).

    Россия 12 июня 1990г приняла Декларацию о суверенитете. В 90-91гг.

    активизировались сепаратистские настроения на Украине и в других союзных

    республиках, обострилось противостояние союзного Центра и РФ. Попытка

    президента СССР Горбачев сохранить СССР в обновленном виде путем заключения

    нового Союзного договора была сорвана путчем 91г. Процесс распада СССР

    завершился в декабре 91г. объявлением роспуска СССР и оформлением договора

    о СНГ (Содружество Независимых Государств) главами 3 бывших славянских

    республик РФ, Украины и Белоруссии («Беловежское соглашение»), позже к СНГ

    присоединились остальные бывшие республики (кроме Балтии). Крушение жестко-

    централизованного государственного образования (каким был СССР) неизбежно

    сопровождается продолжением центробежных процессов уже на территории новых

    государств. Что было обусловлено следующими причинами:

    1. Политика государственного строительства основывалась на принципе «право

    наций на самоопределение». Национально - культурная автономия, принятая

    во всем мире была отвергнута.

    2. Последствия национальной политики бывшего СССР — границы национальных

    образований устанавливались без учета исторических и этнических

    особенностей.

    3. Последствия огромной миграции, связанной с депортациями целых народов и

    рассеяние их среди других национальностей, с великими стройками,

    освоением целины и т.д.

    4. В ходе демократизации политического устройства государств на

    постсоветском пространстве и формирования открытой экономики неизбежно

    происходили процессы децентрализации.

    Децентрализация в России шла перераспределением полномочий между различными

    уровнями власти: федеральной властью, властью субъекта федерации и местного

    самоуправления. Желание национальных меньшинств получить юольше прав,

    улучшить материальное, и социальное положение привело к развитию процессов

    дезинтеграции и суверенизации на постсоветском пространстве. Республики и

    автономии решили стать действительно суверенными, приобрести реальный

    статус самостоятельных государственных образований, защитить свой язык и

    культуру, обеспечить их нормальное развитие. В этих демократических по сути

    стремлениях, проявилось и стремление обеспечить приоритетные права коренной

    нации за счет других национальностей. Процессы децентрализации,

    дезинтеграции и суверенизации усугублялись: 1. экономическими причинами

    (экономический кризис, безработица, обнищание); 2. социально-

    психологическими (межнациональные барьеры общения, негативные формы

    национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных

    вождей); 3. территориальными и другими. Пик развития этих процессов в

    России пришелся на 1991-1993 годы, когда возникла угроза распада РФ,

    республики, входившие в ее состав объявили о своем суверенитете и отказа от

    статуса автономий, требовали равноправия и большей самостоятельности,

    вносились предложения о создании конфедерации взамен федерации. Татарстан,

    Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из РФ. Отчисления в

    федеральный бюджет ими задерживаются или прекращаются. В условиях

    обострения экономического кризиса, разрыва хозяйственных связей, обнищания

    населения элита национальных республик подогревала националистические

    чувства. Тем не менее в 1992г. был подписан Федеральный договор.

    Конституция РФ 1993г. закрепила принципы федеративного договора и

    подтвердила принцип смешанной федерации. Появилась возможность выстроить

    новую конституционную систему власти и федеративных отношений, которая

    положила бы конец процессу дезинтеграции. Но для этого необходимо было

    создать механизмы реализации, т.е. конституционных законов — о

    разграничении полномочий между Центром и субъектами Федерации, и об

    организации власти в регионах. Но сепаратистские настроения в регионах и

    собственные интересы региональных элит направили процесс в договорное русло

    (раграничение полномочий не на основе конституционных законов, а в

    соответствии с Договором). В феврале 1994г. был подписан отдельный договор

    с Татарстаном, не подписавшим общий федеративный договор. Позже остальные

    субъекты федерации инициировали подписание таки же договоров с Центром.

    Одновременно с процессами дезинтеграции обостряются межнациональные

    отношения в некоторых регионах — конфликт между осетинами и ингушами в

    1992г ; фактическое отделение Чечни и вооруженный конфликт с Центром.

    Не обошли процессы децентрализации, дезинтеграции и суверенизации и

    другие новые государства на территории бывшего СССР, что обусловлено теми

    же причинами. Вполне естественно, что попытки продолжить дезинтеграцию на

    постсоветском пространстве предприняли лидеры «двойных меньшинств» — армян

    в Азербайджане, абхазы и южные осетины в Грузии. Эти попытки встретили

    жесткий отпор со стороны властей новых государств. В результате конфликты

    переросли в вооруженную фазу. Такие конфликты затронули Азербайджан,

    Молдову, Грузию. Власти одних государств втягивались в вооруженные

    конфликты, выступая за сохранение территориальной целостности страны

    (Азербайджан — конфликт между азербайджанцами и армянами в Нагорном

    Карабахе; Грузия - конфликте между грузинами и осетинами в Южной Осетии,

    между грузинами и абхазами в Абхазии; Молдова — конфликт молдаван с

    русскоязычным населением в Приднестровье), власти других государств в таких

    случаях воздерживаются от эксцессов, могущих послужить поводами для

    насилия. Аналогичные формы латентного межнационального конфликта пока

    наблюдаются в Эстонии, Латвии и Казахстане между титульными нациями и

    русскоязычным населением, которое сохраняет цивилизованное поведение

    На сегодняшней день процессы дезинтеграции и децентрализации не

    остановлены, они усиливаются в условиях экономического кризиса, в котором

    находится Россия и многие постсоветские государства. Неудачи эконом. реформ

    усилило неприятие проводимой Центром политики, стимулирует центробежные

    процессы и национальный и региональный сепаратизм. Этому способствуют узкие

    региональные интересы, толкающие руководителей на решения, нарушающие

    единое пространство: экономическое (например, запреты на вывоз продукции);

    правовое (несоответствие законов субъекта Конституции РФ). Субъекты

    Федерации требуют от федерального Центра все большую часть налоговых

    поступлений и расширения прав. Открытая экономика способствует расширению

    внешних связей регионов помимо федерального центра. Появляются предложения

    о передаче властям субъектов полномочий федеральных судов и силовых

    ведомств. Существует мнение, что вертикаль гос. власти ослаблена и все три

    уровня власти (федеральный, региональный и местное самоуправление)

    существуют как бы параллельно. Во многом это связано с отсутствием

    законодательно закрепленного разграничения полномочий и обязанностей и

    неотрегулированностью взаимоотношений, особенно бюджетных. Главным фактором

    влияния Центра на регионы является распределение финансовых ресурсов через

    трансферты. Если учесть, что регионов-доноров в России меньше десятка, то

    сокращение федерального финансирования усугубляет положение. Процессы

    дезинтеграции можно остановить с помощью правильной региональной и

    национальной политики, при стабильной экон. ситуации и постепенном

    выравнивании соц.-экон. состояния регионов, при четком законодательно

    закрепленном порядке распределения полномочий между центром и регионами,

    учете всех специфических моментов национального и конфессионального

    своеобразия регионов.

    2.Россия и ближнее зарубежье (БЗ): интересы и цели политики.

    После распада СССР Россия сократилась в своих геополитических параметрах,

    получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд новых государств БЗ. Бывшие

    республики национализировали наиболее мощные военные группировки на своих

    территориях. Раздел черноморского флота с Украиной долгие годы портил их

    взаимные отношения. Разрастались военные конфликты у ее границ и на самой

    территории России (Нагорный Карабах в Азербайджане, Абхазия в Грузии,

    Таджикистан, Чечня). Обострились проблемы русских в ближнем зарубежье и

    беженцев из соседних государств в Россию. Все это ставило новые

    внешнеполитические вопросы в отношениях со странами БЗ. Россия постепенно

    отошла от двух крайних позиций - имперских привычек и самоустранения от

    возникающих проблем. Именно благодаря этому удалось избежать серьезного

    конфликта между Россией и БЗ. Все бывшие республики СССР, став членами ООН,

    несколько дистанцировались от России, у каждой из них складывались свои

    экономические и политические интересы, перед каждым стал вопрос на кого им

    ориентироваться: на Россию или искать новых стратегических партнеров на

    Западе или на Востоке. Направленность внешней политики каждого государства

    складывалось под воздействием многих факторов и не всегда их цели совпадают

    с целями России (Молдавия сближается с Румынией, Украина, Грузия,

    Азербайджан, страны Балтии стремятся в ЕС и НАТО). Но т.к. Россия остается

    их ближним соседом, то взаимодействие неизбежно. С точки зрения политики

    национальной безопасности главной целью является формирование внешнего

    окружения, благоприятного для внутреннего развития страны. Поэтому

    приоритетным для всех стран становиться налаживание добрососедских и

    взаимовыгодных отношений. БЗ является сферой интересов России по ряду

    причин:

    1. Долгие годы входили в СССР, их объединяло историческое развитие и

    экономические связи. Они соединены системой магистральных трубопроводов

    Это районы проживания значительного числа русских.

    2. Экономические интересы России обусловлены тем, что БЗ это —

    перспективный рынок для ее товаров и технологий; районы богатый

    энергоресурсами и др. мин. ресурсами; это районы через который проходят

    важные транспортные коммуникации, в перспективе их будет еще больше.

    3. Это регион, где расположены партнеры России по СНГ, Договору о

    коллективной безопасности и т.д.

    4. Необходимость обеспечения национальной безопасности России. Границы

    между Россией и государствами БЗ остаются прозрачными. Возникли

    вооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдове.

    Существуют угрозы со стороны внешних границ соседних государств, прежде

    всего со стороны Афганистана. Существует угроща распространения

    межэтнических конфликтов, контрабанды наркотиков, оружия, терроризма,

    религиозного экстремизма и агрессивного национализма

    5. Для России БЗ представляет интерес с т.зрения геостратегии: Закавказье

    связывает Черное море с Каспием, Россию с Ближним Востоком: Украина и

    Белоруссия связывают Р с Европой.

    До 1993г. политика России была неопределенной. В 1993г. утверждаются

    основные положения внешнеполитической концепции России, где сделан акцент

    на поддержании целостности постсоветского пространства. Было объявлено, что

    налаживание устойчивых связей со странами БЗ является главным содержанием

    российской политики. Главными целями и задачами России по отношению к БЗ:

    1. Цель по отношению к государствам СНГ— от экон. и полит. интеграции - до

    объединенного государства, способного претендовать на достойное место в

    мировом сообществе. Основные задачи - обеспечить стабильность во всех ее

    измерениях (полит., экон., гуманитарной); оказывать и правовое содействие

    становлению стран СНГ в качестве политически и экономически устойчивых

    государств, проводящих дружественную политику по отношению к России.

    2. Цель по отношению к остальному БЗ (Балтия) — формирование системы

    дружественных полит. и экон. отношений.

    Попытки усиления американского влияния на БЗ, а также исламского

    экстремизма затрагивают интересы безопасности России, В последние годы

    разработана концепция государственных интересов. При этом к числу

    приоритетных целей относят: национальную безопасность, связанную с обороной

    страны и соответствующими дипломатическими действиями; экономические

    интересы, связанные с укреплением позиций на мировом рынке и защитой

    внутреннего рынка. Интересы Р в БЗ обеспечивались триадой — военные базы,

    охрана внешних границ, миротворчество. С большей частью ближнего зарубежья

    отношения строились в рамках СНГ и Договора о коллективной безопасности

    (подписан 6 странами Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан,

    Туркмения). Военное сотрудничество крепнет только с Арменией, Беларусью и

    Таджикистаном. На территориях ряда государств с их согласия остались

    военные базы и российские войска в составе миротворческих сил СНГ. На

    территории БЗ продолжаются миротворческие операции в Приднестровье, Южной

    Осетии, Таджикистане, Грузии (в зоне абхазского конфликта). Сегодня

    российское присутствие сокращается по всем трем направлениям — идет

    сокращение военного присутствия в Грузии, Приднестровье (согласно

    международных договоренностей) и сокращение пограничных войск из-за

    экономических трудностей. Сегодня можно говорить о сокращение присутствия

    (экономического, политического, военного, культурного) в отдаляющихся от Р

    государствах БЗ, за исключением Белоруссии, Армении, Таджикистана. У

    каждого государства свои цели и интересы в политики, зачастую они

    противоречат интересам Р. Хотя все новые государства — являются

    республиками с переходной экономикой, но методы политики различны (от

    наиболее демократических режимов в Балтии до авторитарных в Азии).

    Казахстан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия идут примерно одним путем - к

    авторитарно-клановой власти, держа дистанцию от Москвы. Страны Балтии,

    Украина, Молдова, Грузия и Азербайджан связывают свои планы на будущее с

    Европейским союзом и НАТО. Государства БЗ маневрирует между стремлением

    приобщиться к европейской экономической цивилизации и объективно

    существующей экономической интеграцией с СНГ и Россией. Россия разделяет

    стремление стран БЗ войти в мировое сообщество, но протестует против

    продвижения НАТО к своим границам. Существуют тенденции интеграции — создан

    союз Белоруссии и России. Белоруссия по существу остается единственным

    последовательным союзником России. Различие в интересах стран БЗ выливались

    в претензии по поводу территориальных споров, неурегулированности правовых

    вопросов, проблемы русскоязычного населения, по экономическим проблемам

    (сокращения подачи газа, условий оплаты, стоимости и пути перекачки по

    чужой территории и по поводу поставок оружия конфликтующим сторонам,

    раздела Каспийского моря, пути перекачки нефти и т.д.). На современной

    ситуации не может не сказываться экономическое и политическое состояние

    России, ее слабость в возможности решения экономических и политических

    проблем. Из-за невозможности реализации северного варианта нефтепровода,

    Азербайджан, Турция и Грузия подписали пакет соглашений по экспортному

    трубопроводу Баку- Тбилиси- Джейхан, тот южный вариант, который

    поддерживали США. И хотя нет уверенности, что он будет реализован к 2005г

    (остается нерешенная проблема статуса Каспия), но политический проигрыш

    Москвы налицо - этот договор закрепляет влияние США. Фактически Россия

    отстранена от транспортировки каспийской нефти (российская ветка

    трубопровода Баку- Новороссийск проходит по мятежной Чечне). Кроме того

    Туркмения, Азербайджан, Грузия и Турция подписали соглашение о

    строительства ТрансКаспийского газопровода для транспортировки в Турцию

    туркменского газа с участием американских фирм. Он явно направлен против

    российско-турецкого проекта "Голубой поток". Азербайджан и Грузия

    становятся стратегическими партнерами США. Это многими воспринимается как

    продолжение политики США по вытеснению России.

    3.Россия и Украина.

    Интересы Р и У взаимопереплетены в силу их теснейшего взаимодействия

    на общем геополитическом пространстве в прошлом, настоящем и, несомненно, в

    будущем. Украина маневрирует между стремлением приобщиться к европейской

    экономической цивилизации и объективно существующей экономической

    интеграцией с СНГ и Россией. В Киеве существует три группы формирования

    российской политики Украины. Первая - это прозападники. Вторая - лидеры

    коммунистов, декларирующие политический союз с Россией по примеру

    Белоруссии, и третья - это политики, которые занимают центристскую позицию,

    те, которые понимают, что в силу геополитического положения Украины

    откровенно западная или восточная ориентация приведет к политической

    изоляции и экономической стагнации страны. Существует план индивидуального

    сотрудничества НАТО и Украины. В то же время Украину как экономического

    партнера на Западе никто не ждет (гораздо лучше реализуются планы

    экономического сотрудничества с арабскими странами, пример поставка танков

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.