МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Ревизионизм

    Ревизионизм

    Ревизионизм (“пересмотр”) - обозначение идейно-политических и научных

    течений, подвергающих пересмотру принципы и положения какой-либо теории,

    концепции или учения («Всемирная история»).

    Ревизионизм, антинаучный пересмотр положений марксизма-ленинизма;

    оппортунистическое направление внутри революционного рабочего движения,

    которое под предлогом творческого осмысления новых явлений действительности

    осуществляет ревизию коренных, подтверждаемых практикой положений

    марксистской теории.

    Различают ревизионизм справа, который заменяет марксистские положения

    буржуазно-реформистскими взглядами, и ревизионизм «слева», подменяющий их

    анархистскими, бланкистскими, волюнтаристскими установками. По своему

    происхождению ревизионизм — результат мелкобуржуазного и буржуазного

    воздействия на революционное рабочее движение, а по классовой природе —

    одна из форм идеологии мелкой буржуазии, рабочей аристократии, средних

    слоев. Он отражает общественное положение этих двойственных по своей

    природе социальных групп, примыкающих то к рабочему классу, то к буржуазии.

    По своей социальной функции ревизионизм выступает как проводник влияния

    буржуазии в революционном рабочем движении. Методологическую основу

    ревизионизм составляют эклектическая смесь субъективизма, догматизма,

    механистического материализма, а также схематизм и односторонность.

    Ревизионизм возник в конце 70-х гг. 19 в. в германской социал-

    демократической партии, вставшей на позиции марксизма. И. Хёхберг, Э.

    Бернштейн и К. Шрамм выступили в 1879 с пересмотром основных положений

    революционной теории. К. Маркс и Ф. Энгельс в специальном письме,

    адресованном А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. («Циркулярное

    письмо»), дали решительный отпор этой первой вылазке ревизионистов. Как

    направление ревизионизм оформился после смерти Маркса и Энгельса, когда в

    90-х гг. Бернштейн, выступив с цельной программой ревизии марксизма, дал

    имя этому течению. В начале 20 в. Р. распространился в социал-

    демократическом движении Германии, Франции, Австро-Венгрии, России и др.

    стран (К. Каутский, О. Бауэр, Э. Вандервельде, Ф. Шейдеман, К. Легин, С.

    Прокопович, Л. Мартов, Л. Троцкий и др.).

    В конце 19 — начале 20 вв. Р. выступил с пересмотром всех составных

    частей учения Маркса. В области философии ревизионисты не признавали

    научности диалектического материализма, пытались соединить научный

    социализм с кантианством, берклианством и махизмом. В экономической теории,

    ссылаясь на новые данные хозяйственного развития, они утверждали, будто

    вытеснение мелкого производства крупным замедлилось, а в сельском хозяйстве

    не происходит вовсе, что тресты и картели позволяют капитализму устранить

    кризисы, и поэтому расчёты на крушение капитализма не реальны,

    т.к. намечается тенденция к смягчению его противоречий. В политической

    области, абсолютизируя значение новых явлений социальной жизни,

    ревизионисты пересматривали марксистское учение о классовой борьбе и её

    цели — свержение господства буржуазии, установление власти рабочего класса,

    диктатуры пролетариата, построение социализма и коммунизма. Они заявляли,

    что политическая свобода, демократия, всеобщее избирательное право

    уничтожают почву для классовой борьбы. Задачей рабочего движения

    ревизионисты считали борьбу за частичные реформы капитализма. «...“Конечная

    цель — ничто, движение — всё”, это крылатое словечко Бернштейна, — писал

    Ленин, — выражает сущность ревизионизма лучше многих длинных рассуждений»

    (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 24). В начале 20 в. наряду с правым

    ревизионизм в революционном рабочем движении проявил себя и ревизионизм

    «слева», который в то время распространился в романских странах как

    «революционный синдикализм» и который, как отмечал В. И. Ленин, «... тоже

    приспособляется к марксизму, “исправляя” его ...».

    Научно обоснованную, глубокую критику ревизионизм дал В. И. Ленин.

    Обстоятельная критика ревизионизм содержится также в ряде работ Г. В.

    Плеханова, Р. Люксембург, К. Либкнехта, Ф. Меринга, К. Цеткин и др.

    После краха 2-го Интернационала (1914), вызванного ростом оппортунизма,

    рабочее движение раскололось на правую, социал-реформистскую, часть и

    левую, революционную, часть, развившуюся в дальнейшем в международное

    коммунистическое движение. После Великой Октябрьской социалистической

    революции 1917 в международном коммунистическом движении в 20—40-е гг.

    проявил себя правый (правый уклон в некоторых компартиях) и «левый» («левый

    коммунизм») ревизионизм. Весьма массированная попытка ревизовать марксизм-

    ленинизм была предпринята внутри коммунистического движения в 50-х гг.

    Спекулируя на новых послевоенных явлениях и процессах, не получивших ещё

    научного марксистского объяснения, и некоторых трудностях развития

    коммунистического движения, в конце 50-х гг. широко распространился

    ревизионизм справа, пытавшийся столкнуть революционное рабочее движение на

    социал-реформистский путь [А. Лефевр, П. Эрве (Франция), Дж. Гейтс, А.

    Биттелмен (США), А. Джолитти (Италия), М. Джилас (Югославия), Р. Зиманд, Л.

    Колаковский (Польша), Э. Блох (ГДР) и др.]. Особую опасность представляла

    ревизионистская группа И. Надя — Г. Лошонци в Венгрии, проложившая путь

    контрреволюционному мятежу 1956 в Венгрии.

    «Современный ревизионизм, — говорилось в Декларации 1957 Совещания

    представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, —

    пытается опорочить великое учение марксизма-ленинизма, объявляет его

    “устаревшим” и якобы утратившим ныне значение для общественного развития.

    Ревизионисты стремятся вытравить революционную душу марксизма, подорвать

    веру рабочего класса и трудового народа в социализм. Они выступают против

    исторической необходимости пролетарской революции и диктатуры пролетариата

    при переходе от капитализма к социализму, отрицают руководящую роль

    марксистско-ленинской партии, отрицают принципы пролетарского

    интернационализма, требуют отказа от основных ленинских принципов

    партийного строительства и прежде всего от демократического централизма,

    требуют превращения коммунистической партии из боевой революционной

    организации в некое подобие дискуссионного клуба» («Программные документы

    борьбы за мир, демократию и социализм», М., 1961, с. 15). Международное

    коммунистическое движение осудило правый Р. как главную опасность,

    подвергло его всесторонней критике, постепенно очистило свои ряды от

    активных поборников ревизионизма.

    На протяжении 60 — начала 70-х гг. в коммунистическом движении проявил

    себя ревизионизм «слева». Особенно широко леворевизионистскую идеологию

    использует маоизм — мелкобуржуазное шовинистическое антисоветское учение. В

    теоретическом плане маоизм осуществляет пересмотр всех составных частей

    марксизма-ленинизма; он представляет собой беспринципное эклектическое

    сочетание ряда вульгаризированных марксистских положений с троцкизмом и

    национализмом. С праворевизионистских позиций в конце 60 — начале 70-х гг.

    выступали О. Шик, Н. Свитак и др. (Чехословакия), Р. Гароди (Франция), Э.

    Фишер, Ф. Марек (Австрия) и др.

    Современный правый ревизионизм в методологическом плане выступает

    против марксистско-ленинского учения по всей линии, по существу отвергает

    необходимость революции и стоит на позициях реформирования капитализма,

    утверждая, что современная научно-техническая революция полностью

    преобразует структуру общества, «размывает» классовые антагонизмы. Это

    приводит якобы к гуманистическому перерождению капитализма, интеграции

    рабочего класса в капиталистическую систему, к утрате им своих

    революционных традиций и ведущей роли, которая переходит к интеллигенции.

    Правый ревизионизм утверждает, что произошла «стагнация завоеваний

    социализма», выдвигает требования его «гуманизации», установления

    «социализма с человеческим лицом». Реальное выражение подобные лозунги

    получили в призывах к ослаблению государственного руководства экономикой,

    допущению «свободной игры политических сил», «чередования партий у власти»,

    т. е. возврату на деле к буржуазной демократии. Правый ревизионизм ратует

    за многообразие принципиально отличающихся «моделей социализма», за

    плюрализм марксизма.

    Литература:

    Маркс К. и Энгельс Ф., [Письмо] А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др.

    («Циркулярное письмо») от 17—18 сент. 1879 г., Соч., 2 изд., т. 19; Ленин

    В. И., Марксизм и ревизионизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17; его же,

    Разногласия в европейском рабочем движении, там же, т. 20; его ж е.

    Исторические судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 23; его же, Крах II

    Интернационала, там же, т. 26; его же, Детская болезнь «левизны» в

    коммунизме, там же, т. 41; Программные документы борьбы за мир, демократию

    и социализм, М., 1961; Международное совещание коммунистических и рабочих

    партий. Документы и материалы, М., 1969; Против современного ревизионизма,

    М., 1958; Бутенко А. П., Основные черты современного ревизионизма, М.,

    1959; его же. Реформизм и правооппортунистический ревизионизм, в кн.:

    Идеология современного реформизма, М., 1970; Марксизм-ленинизм — единое

    интернациональное учение, т. 1—3, М., 1968—69; Мазур В. Н., Ревизионизм

    вчера и сегодня. К., 1973; Современный правый ревизионизм, М. — Прага,

    1973; Всемирная история.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.