МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль религии в формировании общественного самосознания

    распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в ней

    нуждается, то есть - отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда

    учение об индульгенциях - об отпущении грехов за деньги или за какие-либо

    заслуги перед церковью. Отсюда правила молитв за умерших и право папы

    сокращать срок пребывания души в чистилище.

    Догмат о чистилище (место - промежуточное между раем и адом) есть

    только в католическом вероучении. Души грешников, на которых не лежат уж

    слишком большие смертные грехи, горят там в очищающем огне (возможно, что

    это символический образ мук совести и раскаяния), а потом получают доступ в

    рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами

    (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об

    умершем его родные и близкие на земле.

    Учение о чистилище сложилось еще в 1-ом веке. Православная и

    протестантские церкви учение о чистилище отвергают.

    Кроме того, в отличие от православного вероучения, в католическом

    есть такие догматы, как о непогрешимости папы - принят на I Ватиканском

    соборе в 1870 году; о непорочном зачатии Девы Марии - провозглашен в 1854

    году. Особое внимание западной церкви к Богородице проявилось в том, что в

    1950 году папа Пий XII ввел догмат о телесном вознесении Девы Марии.

    Католическое вероучение, как и православное, признает семь таинств,

    но понимание этих таинств в некоторых деталях не совпадает. Причащение

    производится пресным хлебом (у православных - квасным). Для мирян

    допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом. При

    совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель.

    Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте семи-восьми лет, а не в

    младенчестве. При этом подросток получает еще одно имя, которое он выбирает

    себе сам, а вместе с именем - образ святого, поступкам и идеям которого он

    намерен сознательно следовать. Таким образом, совершение этого обряда

    должно служить укреплению в вере.

    В православии обет безбрачия принимает лишь черное духовенство

    (монашество). У католиков безбрачие (целибат), установленное папой

    Григорием 7-ым, обязательно для всего духовенства.

    Центр культа - храм. Готический стиль в архитектуре,

    распространившийся в Европе в конце Средневековья, немало способствовал

    развитию и укреплению католической церкви. Важные элементы культа -

    праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан.

    Рождественский пост у католиков называется адвент. Он начинается в

    первое воскресение после дня Святого Андрея - 30 ноября. Рождество Христово

    - наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в

    полночь, на заре и днем, что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во

    чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с

    фигуркой младенца Христа для поклонения.

    По католической иерархии есть три степени священства: диакон,

    священник (кюре, патер, ксендз), епископ. Епископа назначает папа. Папу

    избирает кардинальская коллегия большинством не менее чем две трети плюс

    один голос при тайном голосовании.

    На II Ватиканском соборе (в 1962 - 1965 годах) начался процесс

    аджорнаменто - обновления, осовременивания всех сторон жизни церкви. В

    первую очередь это коснулось традиции богослужения. Например, отказ от

    того, чтобы службу вести обязательно на латинском языке.

    История протестантизма по-настоящему начинается с Мартина Лютера,

    который первым порвал с католической церковью, сформулировал и отстоял

    основные положения протестантской церкви. Эти положения исходят из того ,

    что возможна непосредственная связь человека с Богом. Бунт Лютера против

    духовной и светской власти, его выступления против индульгенции, против

    претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах

    посредника между людьми и Богом были услышаны и восприняты обществом

    чрезвычайно остро.

    Суть протестантизма заключается в следующем: божественная благодать

    даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через

    его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются

    от духовенства - священство распространяется на всех верующих. Из таинств

    признаются крещение и причастие. Верующие не подчиняются папе римскому.

    Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов.

    Протестанты не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество,

    крестное знамение, священные облачения, иконы.

    В Библии говорится: "Праведный верою жив будет". Эта идея легла в

    основу сформулированных Лютером главных принципов Реформации. Он записал их

    в виде 95 тезисов. Они начертаны на северных дверях Замковой церкви

    Виттенберга.

    Вот некоторые из этих тезисов :

    Христос, провозглашая: "Кайтесь, ибо приблизилось царствие небесное",

    тем самым свидетельствует, что жизнь верующих от начала и до конца должна

    быть непрестанным покаянием.

    Покаяние не состоит в одной лишь исповеди перед священником. (В

    первых четырех тезисах Лютер показывает, что подлинное покаяние длительный

    процесс, а не однократное действие.)

    Папа может снимать лишь те наказания, которые он сам налагает по

    своей воле или на основании церковного устава... (И поясняет, что ни от

    каких небесных кар церковь освободить не может.)

    Каноны покаяния (то есть постановление о том, какие налагать епитимьи

    или наказания кающимся) устанавливаются для живых. (Здесь и в нескольких

    последующих тезисах отвергается власть папы над чистилищем.)

    Не по Христу учение , в котором говорится, что не требуется покаяние

    тех, которые приобретают индульгенции для душ. Истинно кающимся Господь

    преподает прощение грехов и освобождение от вечных мук, на что согрешивший

    может уповать и без папской грамоты.

    (В нескольких тезисах Лютер подчеркивает, что христианин, который

    воистину раскаивается, "не бежит небесного наказания".)

    Истинное, подлинное сокровище церкви есть священное Евангелие славы

    и благодати Божьей. (Лютер разъясняет, что существование "сокровищницы

    добрых дел" выгодно богатым, а не бедным, что сокровища эти должны

    достигаться грешнику не по милости папы. Желание подобными средствами

    умилостивить Бога называет иллюзией.)

    Истинный христианин томится желанием последовать за страстотерпцем

    Христом. Не в разрешительной грамоте, а в чистосердечном раскаянии путь к

    спасению.

    Таковы тезисы, обнародованные 31 октября 1517 года, и день этот в

    дальнейшем стал праздником протестантов.

    Другим крупным деятелем Реформации был Жан Кальвин (1509 - 1564). Его

    главный труд "Наставления в христианской вере", опубликованные в 1536 году,

    когда протестантизм уже сложился как учение, стал основой нового

    религиозного направления - кальвинизма. В отличие от деятелей ранней

    Реформации для Кальвина центром внимания становится не Евангелие, а Ветхий

    завет. Кальвин разработал учение об абсолютном предопределении, по которому

    все люди, согласно непознаваемой божественной воле, делятся на избранных и

    осужденных. Ни верою, ни "добрыми делами" человек не может ничего изменить

    в своей судьбе: избранные определены к спасению, отверженные - к вечным

    мучениям. Учение о предопределении строится на положении, что Иисус Христос

    тоже был определен Богом страдать за наши грехи.

    Последователи протестантских церквей кальвинистской ориентации

    (кальвинисты, или реформаторы) имели широкое влияние в Шотландии,

    Нидерландах, на севере Германии, Франции, в Англии.

    Основополагающий принцип другого направления - конгрегационалистов

    (от лат. - соединение) - полная вероисповедная и организационная автономия

    каждой конгрегации. Они - строгие пуритане. В отличие от кальвинистов

    привлекают к проведению служб и проповедничеству всех мирян. Проповедуют

    принцип мирского и религиозного коллективизма, поэтому получателем

    благодати считают всю общину. Учение о предопределении судьбы человека и

    идея непогрешимости Библии для них не так важны, как для кальвинистов.

    Конгрегационализм распространен в Великобритании и ее бывших колониях.

    Пресвитериане (от греч. - старейший) - умеренные пуритане. Парламент

    Шотландии в 1592 году принял решение сделать это учение государственным. Во

    главе церковной общины - пресвитер, избираемый членами общины. Общины

    объединяются в союзы, местные и государственные. Обряд сводится к молитве,

    проповеди пресвитера, пению псалмов. Литургия отменена, не читается ни

    "Символ веры", ни "Отче наш". Праздниками считаются только выходные дни.

    Англиканская церковь - государственная церковь Англии. В 1534 году,

    после разрыва местной католической церкви с Римом, английский парламент

    объявил короля Генриха 8-го главой церкви. То есть церковь была подчинена

    королевской власти. В середине 16-го века было введено богослужение на

    английском языке, отменены посты, изъяты иконы и образа, перестало быть

    обязательным безбрачие духовенства. Сложилось учение "среднего пути", то

    есть среднего между римским католицизмом и континентальным протестантизмом.

    Основы англиканского вероучения отражены в "Книге общих молитв".

    Наибольшее по числу последователей протестантское учение - баптизм

    (от греческого - погружать в воду, крестить водой) - пришло к нам в 70-е

    годы 19-го века. Последователи этого учения поводят крещение только

    взрослых людей. "Никто не может выбрать веру для человека, в том числе и

    родители. Человек должен принять веру сознательно" - основной постулат

    баптистов и евангельских христиан. Богослужение у них максимально упрощено

    и состоит из религиозного пения, молитв и проповедей. Евангельские

    христиане сохраняют четыре обряда: крещение (для взрослых), причащение в

    виде хлебопреломления, брак, рукоположение (священство). Крест для

    евангельских христиан не является символом для почитания.

    Движение адвентистов (от лат. - пришествие) родилось в 30-ых годах

    XIX века в США, в период жесточайшего экономического кризиса, массовой

    безработицы. В такой ситуации предсказание о втором пришествии Иисуса

    Христа воспринималось как спасение.

    Таковы в основных чертах история возникновения протестантизма.

    Причины расколов церкви многочисленны и сложны. Тем не менее можно

    утверждать, что главной причиной церковных расколов был человеческий грех,

    нетерпимость, неуважение к человеческой свободе.

    В настоящее время руководители как западной, так и восточной Церквей

    стремятся к тому, чтобы преодолеть пагубные последствия многовековой

    вражды. Так, в 1964 году Папа Римский Павел VI и Константинопольский

    патриарх Афинагор торжественно отменили взаимные проклятия, произнесенные

    представителями обеих Церквей в XI веке. Положено начало преодоления

    греховной разобщенности западных и восточных христиан.

    Еще раньше, с начала XX века, получило распространение так называемое

    экуменическое движение (греч. «экумена» - вселенная). В настоящее время это

    движение осуществляется главным образом в рамках Всемирного Совета Церквей

    (ВСЦ). Активным членом ВСЦ является наша Русская Православная Церковь.

    Единство церквей - это прежде всего осознание того, что все христиане

    читают одно Евангелие, что они все - Его ученики и, наконец, что все люди -

    дети Единого Бога, Небесного Отца. Поэтому христиане должны стремиться

    соединить все лучшее, добытое в истории каждой Церкви. "Почему узнают вас,

    что вы мои ученики, говорил Христос, - потому как вы будите иметь любовь

    между собою".

    Расцвет христианства это была эпоха высочайшего гуманизма вплоть до

    физической защиты человека(монастыри). Но в реальной жизни все сложилось

    гораздо сложнее. Человек впал в прямую зависимость от церкви и это его

    тяготило. Человек был замкнут в религии, а разум человека хотел познания.

    Мы рассматриваем то или иное направление с двух позиций : исторической и

    научной. Исторически Христианство, начиная с эпохи возрождения хоть и

    угасло, но все-таки сохранилось и продолжает развиваться. Развитие

    христианства шло параллельно с развитием науки. И тот факт, что сейчас в

    России восстанавливаются храмы, а особенно храм Христа Спасителя,

    разрушенный теософски настроенными, оголтелыми большевиками, имеет очень

    важное значение. Возможно, сейчас люди начинают осмысливать ту угрозу,

    которая вытекает из нравственного кризиса и как следствие экологического

    кризиса. Но христианство дает очень своеобразный, чисто религиозный ответ

    на вопрос «Как выйти из экологического кризиса?»: «Миром управляет бог, он

    может этот мир наказать, а может спасти, Бог сохранит этот мир в

    зависимости от личностных качеств каждого человека». Но единственный

    реальный выход из экологического кризиса - это смена мировоззрения. Если

    рассматривать Христианство с научной позиции, то наука сейчас не отрицает

    христианство, но мы и не можем сказать, что христианство совпадает с

    наукой. Теория «Большого взрыва», «Антропный принцип», возникновение жизни

    с научной точки зрения во многом конечно совпадает с христианской позицией

    в ответе на эти же вопросы, которые раскрывают вышеупомянутые научные

    факты.

    Религия с точки зрения науки социологии.

    Образ религии, создаваемый социологией, определяется преследуемыми ею

    целями познания социальных явлений и "разрешающей способностью" применяемых

    ею методов исследования. Этот образ отличается от того, каким видит и

    изображает религию психолог, философ или историк. Очевидно, что само

    определение религии, которое дает и из которого исходит социология, не

    может рассматриваться как исчерпывающее и достаточное для всестороннего

    видения такого сложного, многоликого явления, как религия.

    Таким образом, одна из первых проблем заключается в разработке

    методологических оснований и задач социологического изучения религии,

    включая проблему ее определения. Решение такой задачи сталкивается с рядом

    трудностей, в первую очередь, - методологического порядка. Если религия

    рассматривается как "социальный факт", как один из способов социального

    действия, то в чем заключается его отличительная особенность? На основании

    каких признаков какие-то социальные явления можно отнести к религиозным, а

    другие - нет? Оказалось невозможным найти и указать такое общее свойство,

    характеризующее сущность религии, которое было бы присуще всем религиям, -

    настолько они различны. Мерки, снятые с западных религий, например

    христианства, не подходят к восточным религиям - буддизму или

    конфуцианству. Тем самым проблематичным оказывается само представление о

    том, что существует ли религия как некий феномен, который можно подвести

    под одно общее определение.

    Вот почему несмотря на трудности упорно продолжаются поиски путей

    определения существа религии. Они идут в двух направлениях. Одно -

    содержательное (или субстанциальное) - стремится указать то главное

    свойство, которое делает религию религией и отличает ее от любого другого

    явления, в чем-то может быть даже с ней сходного. Другое - функциональное -

    считает возможным определить религию, отвечая на вопрос - как она работает,

    а не что она есть.

    Примером определения первого рода может служить то, которое дал в свое

    время Э. Тайлор: религия есть вера в духовные существа. Это определение

    отвечает самому распространенному представлению о религии как "вере в

    бога". Только Тайлор говорил о "духовных существах", а не о боге, поскольку

    изучал "примитивные религии", приверженцы которых еще не имеют понятия о

    боге. Поэтому он счел правильным определить религию не как веру в бога, а

    более широко - как веру в духовные существа. На основе этого, предложенного

    Тайлором подхода в настоящее время разрабатываются разные варианты

    определения религии как веры в нечто ("существо", "личность"), не

    воспринимаемое обычными, эмпирическими средствами. С этой точки зрения

    религия есть вера в некий "объект", т.е. вопрос заключается в том, каков

    объект этой веры. Одна из трудностей, связанных с таким подходом, возникает

    в связи с существованием религий, в которых на первом месте стоит ритуал,

    эмоции и их выражение в танце, например, а вера есть нечто второстепенное,

    отсутствует вероучение, догма, теология (как показал Р. Маретт, есть

    религии, которые не "выговариваются" или "представляются", а

    "вытанцовываются"). Содержательное определение религии чревато опасностью

    принять специфический вид религиозности, одно из ее проявлений в качестве

    общего определения сущности религии вообще. Если в религии видеть веру в

    бога как личность, то можно ли считать, например, религиозными людьми тех

    буддийских гуру, которые не признают существования какого-либо

    сверхчеловеческого существа?

    Чтобы избежать этой трудности, Дюркгейм предложил другой вариант

    содержательного определения религии. Социолог должен рассматривать религию

    не как ложную или истинную, не в категориях познавательной деятельности

    человека, а как социальный феномен, как выражение его социальной жизни.

    Сущность религии выражена в делении жизни на сакральную и профанную:

    участвуя в ритуале, человек вступает в общение со "священным", ощущает

    причастность к "высшему", чему-то отличному от привычной повседневной

    жизни.

    Однако не все, что вызывает благоговение, и не всякий "опыт священного"

    является религией. Дюркгейм различает магию и религию. Религия есть

    коллективная деятельность, в которую вовлечена социальная группа ("во всей

    истории мы не найдем ни одной религии без церкви" - под "церковью" здесь

    имеется в виду всякая общность, складывающаяся на религиозной основе).

    Связь со священным по сути своей есть коллективный феномен, ее субъектом

    можно считать не индивида, а группу; сама социальная жизнь по природе своей

    религиозна: религия есть выражение зависимости индивида от общества.

    В основе дюркгеймова понимания религии лежит утверждение, что нет общества

    и нет религии, которые не знали бы и не осуществляли в своей практике этого

    разделения мира на две части - священную и профанную. Тем не менее вопреки

    этому утверждению все же есть люди, которые воспринимают мир иначе и

    организуют свою деятельность, не принимая дуалистического принципа. Это

    могут быть те верующие люди, которым свойственно "тотально" религиозное

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.