МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль силы в ненасильственной борьбе

    Роль силы в ненасильственной борьбе

    МГТУ имени Н.Э.Баумана

    РЕФЕРАТ

    ПО ПОЛИТОЛОГИИ

    НА ТЕМУ :

    “ РОЛЬ СИЛЫ В НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ БОРЬБЕ “

    Cтудент :

    Группа

    :

    Преподаватель :

    Волкова И.В.

    МОСКВА 1996 год.

    - 2 -

    Теория ненасилия

    Термин ненасилие в последнее время становится всё более и

    более популярным. Он прочно вошел в обиход политической лексики ;

    без него редко обходятся в политологических дискуссиях оно всё

    чаще встречается в прессе , в статьях , вышедших по поводу текущих

    социальных и политических событий . Причин этому достаточно . Помимо

    ужаса перед творящимся на наших глазах и всё возрастающим насилием

    , помимо осознания гибельности насилия во имя любых целей , помимо

    авторитета мыслителей , общественных деятелей , с которыми связываются

    идеи и практика ненасилия , да и просто человеческой

    привлекательности философии ненасилия , в быстром принятии слова

    ’’ненасилие’’ и связанных с ним ассоциаций кроется усталость от

    привычных слов , с помощью которых принято выражать возвышенные

    этические идеи .

    Насилие и ненасилие присутствуют во всех культурах , у всех

    народов . Насилие на протяжении многих веков было , можно сказать ,

    формой общественного развития , а наряду с этим существовали

    упования на ненасилие , различным образом выражаемые , вылившиеся на

    уровне индивидуального самоопределения в непротивлении , неучастии ,

    пассивности , уходе . Как известно , евангельский образ ненасилия и

    состоит в этом : ‘’Не противься злому . Но кто ударит тебя в

    правую щёку , обрати левую ’’. Многие из современных приверженцев

    теории и практики ненасилия стремятся привлечь такой новозаветный

    материал для обосновании идеи ненасилия . Но ведь и по Евангелию ,

    и по Деяниям Апостолов известно , что раннехристианская социально-

    этическая доктрина , имея в качестве одного из краеугольных камней

    заповедь ненасилия , вполне допускала из прагматических соображений

    насилие в отношении ярых противников истинной веры или

    вероотступников . Только благодаря реформаторству Л.В. Толстого

    заповедь ‘’ не противься злому’’ приобрела тот смысл , который мы

    стараемся вычитать в ней сегодня :’’ Не противься злу насилием ‘’,и

    это - одна из ряда возможных интерпретаций евангельской заповеди .

    В каждой культуре существуют две альтернативы : одна -

    ориентация на насилие , другая - на ненасилие . При этом в разных

    культурах указанная альтернатива проявляется по-разному . Чтобы полнее

    понять идею ненасилия , рассмотрим проявление этой идеи в культурах

    Востока , Запада и России.

    Традиционным культурам , определяющим лицо Востока , присуще

    гармонизирующие видение человека и космоса , их нерасчленённость ,

    полное единение . ‘’Мир и я рождаемся вместе , и вся тьма вещей

    составляет единое со мной ‘’ - говорится в даосском тексте ‘’ Чжуан-

    цзы ‘’ ( 4 в. до н.э.).О той же гармонии говорят и конфуцианцы . По

    словам Чан-Цзая ( 9 в. ) , ‘’ небеса - мой отец , земля - мать моя , и

    даже такое мельчайшее существо , как ‘’ я’’ , находит себе место

    среди них . Все люди - мои братья и сёстры , все существа - мои

    друзья ’’ . Апофеозом ненасильственного отношения ко всему живому

    является индийский джайнизм . ‘’ Книга о хорошем поведении ‘’ из

    джайнского канона наставляет : ‘’ Причинение вреда земле подобно

    избиению , ранению и убийству слепого ... Зная это , человек не

    должен грешить против земли или позволять другим делать это ...

    Человек , который воздерживается от причинения вреда даже ветру ,

    знает о страданиях всех живых существ ... Тот , кто знает , что

    плохо для него самого , знает , что плохо для других , и наоборот

    ... ‘’

    - 3-

    Но вот , что парадоксально : ненасильственное отношение к природе

    имело негативные последствия для судеб народов

    Востока . Потому что

    невыделенность человека из природы проектировалась на общество .

    Отсюда -отсутствие понятия индивид , личность .Человек рассматривается

    как ‘’ песчинка’’ в природе и обществе . Его самоценность не

    признаётся . Поэтому в традиционном обществе по отношению к человеку

    допускается насилие со стороны государства . Об этом ярко

    свидетельствует кастовая система , функционирующая до сих пор в

    индийской культуре . В традиционной культуре Китая человек

    рассматривается в качестве “ песчинки” , слагающей окружности

    социальной иерархии , расположенные вокруг единого центра -

    императорской власти , обладающей правом на любые формы насилия во

    имя сохранения общественной системы ,” освящённой Небом “ . Короче

    говоря , в восточном традиционном обществе наблюдается , с одной

    стороны , ориентация на ненасилие в отношении к природе , а с

    другой стороны , - насильственная ориентация государства по отношению

    к человеку .

    На Западе мы видим совсем другую альтернативу . Начиная с

    античности , возрастает отпадение человека от космоса и человек по

    отношению к природе выступает как “ царь “ , который вправе

    управлять ею . Но с другой стороны , выделение человека из природы ,

    придание ему “ царственного ” статуса позволило Западу , получив

    первые импульсы в итальянском Возрождении , двигаться от идеи

    индивида к индивидуальности и , наконец , личности . К новому времени

    происходит фактически окончательный разрыв Европы с традиционным

    обществом , тогда же возникают политологические понятия ” Запад ”

    и

    ” Восток” . Новая экономическая и политическая реальность европейской

    истории коренным образом меняет отношение к человеку , ведёт к

    утверждению его

    ” естественных ”прав , к числу которых прежде всего относится право

    на жизнь , на безопасность .

    Сравнительный анализ культурных традиций Востока и Запада

    помогает трезво оценить отечественную ситуацию . Не только в силу

    нашего географического срединного положения , но и вследствие ряда

    исторических причин , в России , по крайней мере в 20 в. ,

    сложилась ситуация безальтернативности - ориентация на насилие и по

    отношению к природе , и

    к человеку в обществе .

    Где же выход ? Наверное , единственная надежда для нашего мира

    это“ узкий и прямой путь ненасилия ” ( М . Ганди ) . Это отказ от

    насилия , от стремления подавить , эксплуатировать , манипулировать или

    подчинить противостоящую сторону , признание её равноценности и

    достоинства как партнёра диалога . Именно здесь кроется исток поиска

    компромиссов , нахождения баланса сил и обретения солидарности ,

    мирного разрешения конфликтов , трудных путей со-беседования и со-

    труднечества , со-гласия и со-ревнования , со-страдания и со-чувствия ,

    со-единения и со-средоточения . Жизнь оказывается важнейшей этической

    ценностью . Отказ от идеологии господства и подчинения отнюдь не

    означает отказ от власти , а лишь от определённых форм

    осуществления власти - от авторитарно - деспотических и репрессивно -

    насильственных механизмов её реализации , вообще недопускающих ни

    самоорганизации , ни самоуправления , ни свободы личности .

    Какие же методы можно применять в борьбе за ненасилие ?

    Казалось бы ,

    о применении силы не может идти и речи ( ведь борьба

    ненасильственная ) ,

    - 4 -

    однако сила в ненасильственной борьбе не только применительна , но

    и занимает

    в ней очень важное место .

    Рассмотрим этот интересный вопрос более подробно . Он нашёл

    своё отражение в работе Дж.Шарпа “ Роль силы в ненасильственной

    борьбе “.

    В этой работе много интересных мыслей , большинство из них ,

    достойных нашего приводится ниже .

    Понятие силы

    В основе ненасильственной борьбы лежит определённое понимание

    природы силы в обществе и политике . Эту борьбу невозможно понять ,

    если не принимать во внимание такого важного элемента , как сила .

    Данное утверждение находится в прямом противоречии с широко

    распространенными представлениями о то , что ненасильственное действие

    теоретически и практически игнорирует реальность силы в политике ,

    и что сторонники ненасильственных действий очень наивны , ибо не

    видят в насилии источник политического могущества . Эти представления

    связаны с отрицанием или игнорированием силы в политике и той

    роли , какую она играет в процессе ненасильственной борьбы.

    Ненасильственная борьба представляет собой политическую технику ,

    которую необходимо понять исходя из её собственной природы , а не

    объяснять или оценивать её по ассоциации или сходству с другими

    явлениями . Эта техника скорее использует социальные , психологические

    , экономические и политические методы воздействия на оппонента (

    согласно учению ненасилия , субъекта , против действий или политики

    которого ведется борьба , следует не называть врагом , противником , а

    оппонентом .Тем самым выражается принципиальная готовность к

    взаимопониманию , диалогу , сотрудничеству ) . Она включает около 200

    методов символического протеста , социального несотрудничества ,

    экономических бойкотов , трудовых забастовок , политического

    несотрудничества и мирного вмешательства ( которое может

    варьироваться от сидячего протеста до создания параллельного

    правительства) . Эти разнообразные методы также именуются “ оружием “

    ненасильственных действий.

    Данную технику не следует путать с отличными от неё , но не

    менее важными проявлениями религиозных и нравственных убеждений ,

    которые предполагают уклонение от насилия . Однако гораздо чаще люди

    и движения , осуществлявшие практику ненасильственной борьбы , не

    принимали в принципе обязательства использовать только мирные

    средства . Они использовали насилие прежде или готовы прибегнуть к

    нему при определённых обстоятельствах в будущем . Иными словами , при

    наличных условиях эти люди были готовы следовать благородной

    стратегии ненасильственной борьбы для достижения конкретных целей ,

    хотя и не были связаны обязательством использовать именно эти

    средства в любых возможных ситуациях . Основной причиной выбора этой

    стратегии была надежда увеличить свои шансы на успех в данном

    конфликте .

    Ненасильственная борьба является техникой противостояния силы

    противнику - оппоненту . Группа , выступающая в качестве оппонента ,

    обычно обладает значительной административной , экономической ,

    политической и военной мощью .

    Эта группа обычно представляет собой контролируемый элитой

    государственный аппарат , который враждебен благополучию и интересам

    широкого населения . Однако часто в качестве оппонента выступает

    внегосударственное образование ,поддерживаемое государственными

    структурами.

    - 5 -

    Широкие круги населения , которые испытывают отрицательное воздействие

    политического курса и действий группы , которая рассматривается в

    качестве оппонента , могут быть названы “ притесняемой “ группой .Эта

    группа может

    заниматься отдельными проблемами или выступать против политики в

    целом , или даже может не признавать режима . Но группа , которая

    фактически участвует в ненасильственной борьбе , меньше “ притесняемой

    ” группы , хотя количество людей и различных социальных институтов ,

    вовлечённых в эту борьбу , может широко варьироваться .

    Эта борьба не может быть понята или разумно организованна без

    внимания к возможности силы . Термин “ сила ” используется здесь для

    обозначения всей совокупности различных видов воздействия и

    давления ( включая санкции ), помогающих группе или обществу сохранить

    себя , реализующих их политический

    курс и способствующий ведению внутренней и внешней борьбы . Сила

    может измеряться соответствующей возможностью контролировать ситуацию

    , людей и институты , или возможностью мобилизовывать людей и

    институты на определённое действие .Такого рода сила может быть

    использована , чтобы дать возможность группе достичь определённой

    цели ; осуществить или изменить политический курс ; побудить других

    людей вести себя так , как того желают обладатели силы ;

    сопротивляться или поддерживать существующую систему , политику и

    отношения ; изменить или разрушить существующую расстановку сил или

    институтов ; или совершенствовать комбинацию всех этих факторов .

    Политическая сила может находиться в руках правительств ,

    государства , институтов , оппозиционных движений и других групп .Она

    может быть использована непосредственно , но может быть и резервной

    способностью ,

    оказывая влияние лишь фактором своего существования .

    Чтобы понять роль силы в ненасильственных действиях , необходимо

    взглянуть на её природу и динамику , - как в группе оппонентов ,

    так и в группе ненасильственного действия .

    Зависимость правителей

    Часто упускается из виду тот факт , что сила , которой обладают

    отдельные индивиды и группы на высших уровнях политического

    руководства и управления в любом правительстве (т.е. те , кого мы

    для краткости называем

    ” правителями” ), не является чем - то изначально присущим . Эту силу

    они получают извне , из общества , которым они управляют .

    Главы правительств и политических систем не являются ни

    всемогущими , ни обладающими самовоспроизводящейся силой . Господство

    правителей и политической элиты зависит в конечном счёте от

    сотрудничества населения и общественных институтов .

    Политическая сила возникает из взаимодействия всех или хотя бы

    нескольких источников , таких как :

    1) . Власть. Устойчивость и действенность власти правителей и её

    легитимность в глазах подданных.

    2) . Человеческие ресурсы . Число людей , поддерживающих , сотрудничающих

    или оказывающих особое содействие , их число относительно всего

    населения , а также формы и устойчивость их организаций .

    3) . Знания и навыки .Умения , знания и возможности этих людей , их

    способность удовлетворять потребности правителей .

    - 6 -

    4) . Скрытые факторы . Психологические и идеологические факторы ,

    такие как привычки , отношение к повиновению и подчинению , наличие

    или отсутствие общественного доверия , идеология , чувство долга.

    5) . Материальные ресурсы . Собственность , естественные и финансовые

    ресурсы,

    экономическая система , система связи и транспорта .

    6) . Санкции . Характер и сила принуждения и наказания , которые

    имеются в распоряжении правителей для применения их как против

    подданных , так и в международных конфликтах .

    Почти всегда существует проблема , в какой степени некоторые или

    все эти источники силы имеются в наличии ; исключительно редко (

    если не сказать никогда) складывается ситуация , когда все они даны

    полностью или полностью

    отсутствуют . Увеличение или уменьшение силы правителей зависит от

    сочетания этих источников .

    Правители в большей мере зависят от повиновения и

    сотрудничества тех , кем управляют . Отвергая их право руководить ,

    подданные тем самым берут назад всеобщее или групповое соглашение ,

    которое только и делает существование правительства возможным . Эта

    потеря власти ведёт к

    дезинтеграции силы правителей . Когда потеря власти достигает крайней

    степени , это угрожает самому существованию такого правительства .

    Ситуация ограничения или отказа подданных от сотрудничества

    опасна для любого режима , потому что именно своим сотрудничеством

    подданные способствуют функционированию и увековечиванию существующей

    системы . Как экономическая , так и политическая системы функционируют

    благодаря содействию многих людей , организаций и малых групп , а

    правители зависят от их сотрудничества и содействия . Чем более

    обширен и более детализирован контроль правителей , тем более они

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.