Российские избирательные технологии
Российские избирательные технологии
ВВЕДЕНИЕ
Политический мир конца XX века немыслим без демократии. Во всем мире
наиболее цивилизованной формой правления считают республику, ее
особенностью является – формирование органов власти путем выборов.
Современная Россия переживает трудное время становления демократии, идет
ломка стереотипов оставшихся от тоталитарного прошлого. При переходе от
тоталитаризма к демократии, по всей видимости, неизбежным является этап
авторитарного государства, уже в настоящее время на местном уровне
обозначились эти тенденции. В связи с этим особое значение приобретают
существующие в нашей стране институты гражданского общества, как связующие
звено, которое может вывести Россию к демократии, эволюционным путем, без
крови и революционных потрясений. Один из таких институтов – выборы.
Свободные выборы являются одним из важнейших и неотемлемых условий
демократии. В гражданском обществе выборы выполняют следующие функции:
репрезентация мнений и интересов различных слоёв общества;
способ разрешения конфликтов;
рекрутирование новой политической элиты;
средство мобилизации населения в поддержку общественно значимых
ценностей и партийных программ.
В декларации принятой Межпарламентским Союзом 26 марта 1994 года в
Париже, говорится, "… демократия - подлинное, широкое и мирное соревнование
между индивидуумами и организованными группами за важнейшие позиции
государственной власти посредством регулярных, свободных и справедливых
выборов" [1]. Подлинно демократические выборы невозможны без выработки и
соответствующего развития и использования избирательных технологий. В
западной политической науке чаще используют термин, «политический
маркетинг» (от английского слова market - рынок), который обозначает
разнообразную организационно-техническую и управленческую деятельность по
регулированию экономических, социальных и политических отношений. Задача
политического маркетинга заключается в том, чтобы наиболее выгодно
преподнести своего претендента, нейтрализовать соперников и приложить
максимум организационно-пропагандистских усилий, чтобы избиратели «купили»
именно данный рекламируемый «товар»[2]. Избирательные технологии являются
своеобразным индикатором по которому можно судить об уровне развития
избирательной системы. Поэтому изучение и развитие избирательных технологий
является актуальнейшей задачей в современной России, не зря при каждой
администрации, начиная с президентской и кончая районной существует
информационно – аналитический отдел, одной из приоритетных задач которого
является изучение данной проблематики.
При всей важности и многочисленности выборов проходивших в нашей стране, на
теоретическом уровне проблема избирательных технологий, до последнего
времени практически не разрабатывалась. Материал общего характера мы можем
найти в обобщающих работах по политологии[3]. Существует единственная
работа, посвященная проблематике нашего исследования – А. И. Ковлера
«Избирательные технологии. Российский и зарубежный опыт» М., 1995., в ней
поднимается широкий круг вопросов относящихся к избирательным технологиям,
она широко снабжена фактическим материалом. Так же в этой книге дается
общий анализ зарубежных избирательных технологий и анализируется первый
российский опыт. Всю литературу так или иначе относящуюся к избирательным
технологиям, можно разделить на несколько групп. К первой группе мы относим
литературу посвященную избирательным кампаниям. В ней необходимо выделить
несколько работ. В первую очередь это книга А. Максимова - «Как эффективно
провести избирательную кампанию»[4]. Неоспоримое преимущество этой работу в
том, что она написана на собственном опыте участия в избирательных
кампаниях, в ней имеются сравнения с американскими технологиями (правда на
поверхностном уровне). однако вопросы стратегического планирования,
разработки формализованных целей кампании и борьбы с возможными
фальсификациями со стороны власти освещены не достаточно полно, или не
освещены вовсе. Следующая работа, заслуживающая внимания, это книга И.
Осокиной «Выборы – 95: опыт побед и поражений. Практические вопросы
организации избирательной кампании.»[5] Объем книги очень маленький – 46
страниц, однако она содержит большое количество практических рекомендаций,
образцов заполнения различных документов.
Ко второй группе относятся работы посвященную в основном выборам,
избирательные технологии здесь рассматриваются как один из компонентов
выборов, поэтому им уделяется не достаточно внимания. Здесь выделяется
книга «Россия: партии, выборы, власть» под общей редакцией В. Н.
Красного[6], труд содержит большое количество статистического материала
касающегося выборов. Кроме этого здесь есть глава посвященная политическому
маркетингу, где анализируются российские предвыборные кампании в сравнении
с мировым опытом в этой области. Анализируя литературу посвященную выборам
следует назвать книгу К. Г. Холодковского «Как выбирают парламент в странах
Европы, Америки, Азии …»[7], в которой обобщается мировой опыт проведения
выборных кампаний, анализируются достоинства и недостатки различных
избирательных систем, так же автор приводит наиболее распространенные формы
агитации.
К третьей группе относятся работы посвященные одному из аспектов
избирательной кампании. Здесь следует отметить работы Г. Почепцова «Имидж &
выборы»[8] и «Имидж: от фараонов до президентов»[9], в них автор уделяет
особое внимание такому аспекту избирательных технологий, как разработка,
формирование и актуализация имиджа политика.
В описанной литературе под избирательной технологией обычно понимают
совокупность методов подготовки, организации и проведения избирательных
кампаний. Технология избирательной кампании как междисциплинарная область
знаний, находящаяся на стыке политологии, политики, истории политических
учений, электорального права и социальной психологии, социологии, обязана
своим появлением на свет демократии и только начинает формировать
терминологический аппарат, и определять предмет своего исследования. Слабо
разработаны теоретические основы проблемы, большая часть литературы
затрагивает только тот или иной узкий аспект избирательных технологий. В
литературе освещаются не столько избирательные технологии, сколько механизм
и результаты выборов. В большинстве работ отсутствует теоретическая база.
Вне внимания исследователей остались такие вопросы как, вопросы
стратегического планирования, разработки формализованных целей кампании и
борьбы с возможными фальсификациями со стороны власти, особенности
российских технологий избирательных кампаний, тенденции развития. Указанные
недостатки вполне объяснимы, к изучению западного опыта выборов и
избирательных технологий вообще российская наука только приступила.
Целью данной работы является:
анализ избирательных технологий как политического явления.
В связи с этим перед ней стоят следующие задачи:
1. Рассмотреть мировую практику избирательных кампаний;
2. Выявить особенности и тенденции развития российских избирательных
технологий применяемых в 1993 – 1998 годах.
В качестве источников использовались: газетные публикации посвященные
данной теме, реклама политических партий, блоков, объединений, движений,
размещенная на страницах периодических изданий, статистические данные
опубликованные по результатам выборов, статистические данные приведенные в
книгах – «Итоги выборов в Государственную думу и перспективы политического
развития России: общефедеральные процессы и региональная практика.»[10],
«Россия: партии, выборы, власть»[11]. В связи со слабой изученностью этой
темы и закрытом характере информации по многим вопросам, использовались так
же личный архив автора, личные наблюдения в время участия в избирательных
кампаниях и информация полученная из бесед с людьми профессионально
занимающимися выборами.
Глава 1. Мировая практика избирательных
кампаний
С момента проведения первых выборов, непрерывно совершенствовались
технологии избирательных кампаний. По мере того как росло значение выборов
в политической жизни, также росло значение избирательных технологий,
накапливался опыт борьбы – побед и поражений, совершенствовалась
технологии. В настоящее время в странах Запада накоплен значительный опыт
организации и проведения предвыборных кампаний. Обобщив его, можно
представить следующую модель избирательной кампании.
Подготовительный этап занимает важное место в избирательной кампании,
если тактические ошибки в большинстве случаев можно устранить, то ошибки
допущенные в ходе подготовки к выборам, при разработке стратегии фатальны.
Его начало зависит от уровня выборов – национальные, региональные, местные.
Подготовка к президентским выборам начинается не менее чем за 3 года до
них[12]. Парламентские партии агитационную деятельность не прекращают ни на
минуту, все свои действия рассматривают с точки зрения влияния на
электорат. Подготовка к региональным и местным выборам начинается за 6 – 8
месяцев до них[13].
Независимо от уровня выборов участник предвыборного марафона первым
делом формирует костяк команды (предвыборного штаба) и начинает работу по
исследованию электоральных предпочтений, настроений избирателей, общей
ситуации в стране (регионе), отслеживает и собирает информацию о вероятных
соперниках. Предвыборный штаб – основной аналитический и исполнительный
орган избирательной кампании, призван реализовывать все основные функции
предвыборной деятельности. Основные функции штаба следующие:
- менеджерские: планирование, организация, распределение работ,
мотивация, контроль, коррекция процесса, управление программами и
информационными потоками, представительство и лоббирование;
- информационно – аналитическая;
- рекламная, в том числе агитационно-пропагандистская;
- связи с общественностью;
- материально – техническое обеспечение;
- юридическая;
- сбор средств на кампанию;
- финансово – бухгалтерская;
- обеспечение работы оперативных групп
- обеспечение безопасности.
Структура штаба выстраивается в соответствии с основными необходимыми
функциями, для большей наглядности её удобней представить графически, в
виде схемы (см. схему №1).
Распределение функций и ответственности в штабе обычно строится на двух
принципах: первых из них – это выполнение членами штаба тех обязанностей
которое у них лучше всего получаются и к выполнению которых они лучше всего
подготовлены предыдущим опытом работы, и второй принцип - необходимость
распределения между членами штаба всех основных функций и направлений
деятельности. Из сотрудников структурных подразделений штаба могут
организовываться временные проблемные группы для выполнения отдельных
конечных по времени функций. Например, обычно создается комитет
стратегического планирования, который и отвечает за весь процесс принятия
ключевых решений, разработки стратегии и тактики и разработки конкретных
программ кампании. В состав комитета входят руководители подразделений.
Возглавляет комитет стратегического планирования обычно лидер партии, так
как именно он должен определять и утверждать
Схема №1. Структура предвыборного штаба[14].
ключевые решения по кампании. Подразделения штаба имеют четко разделенные
функции.[15]
Теневой кабинет. Как правило, каждый партийный лидер, решивший идти
на выборы, приходит к этому решению не по наитию и капризу, а в результате
каких – то консультаций с представителями предпринимательских структур,
институтов власти, руководителями СМИ. Именно эти люди, которые напрямую не
участвуют в избирательной кампании и часто даже предпочитают не «светится»
рядом с кандидатом, образуют его теневой кабинет. От них зависит
финансирование избирательной кампании, программные установки партии, многие
её действия в случае избрания.
Руководитель кампании. Осуществляет общее руководство кампанией,
обеспечивает согласованную работу всех его структурных подразделений. Он
работает в тесном контакте с кандидатами, имея к ним круглосуточный доступ.
Руководитель кампании имеет право принятия решений по тактике кампании,
содержанию печатных и иных агитационных материалов. Руководитель кампании -
единственный человек в команде, имеющий право сказать «нет» лидеру партии.
Руководитель кампании и его команда полностью отвечают за проведение
кампании.
Руководитель главного штаба кампании. Подчиняется непосредственно
руководителю кампании, руководит действиями оперативных групп на территории
столицы, контролирует распространение агитационных материалов, проведение
телефонных опросов и телефонной агитации, координирует связь с
региональными штабами кампании, обеспечивает сохранность и
работоспособность аппаратуры штаба. Кроме того, контролирует размещение в
типографиях заказов на печатную продукцию. Руководитель штаба отвечает за
бесперебойную работу всех служб штаба, всех региональных штабов,
контролирует непрерывную доставку им всего необходимого – вплоть до
продуктов питания и клея.
Информационно-аналитический сектор. Подчиняется руководителю кампании
и начальнику главного штаба кампании. В его состав обычно входят:
компьютерная и техническая группа, отдел досье, аналитическая группа, пресс-
служба.
Отдел досье, аналитическая группа. Работают со списками избирателей,
осуществляет необходимые другим службам и руководителям выборки,
обеспечивают оперативные группы и штаб картами округов и участков, списками
избирателей. Обеспечивают модемную и факсимильную связь с региональными
штабами. Собирают и анализируют публикации в газетах, записывают
выступления, ролики, передачи кандидатов других партий, получают от
оперативных групп образцы агитационных материалов соперников, анализируют
их и пытаются прогнозировать ходы конкурентов. Эти же отделы осуществляют
выборку из сводок информационных агентств, публикаций в газетах,
статистических сборников всех необходимых лидерам партии и их команде
фактов. Занимается изучением ценностей, стереотипов, ожиданий избирателей,
следит за изменением их предпочтений. Выявляет наиболее благоприятный имидж
партии, (кандидата). Тщательно исследуются социально - экономические,
политические, экологические и д. р. проблемы территории на которой пройдут
выборы. Надо отметить, что данные вопросы отслеживаются и изучаются
непрерывно.
Пресс-служба. Иногда входит в состав информационно-аналитической
группы, иногда выделяется в отдельное направление, подчиняется
соответственно, либо руководителю кампании, либо начальнику информационно-
аналитической группы. Готовит статьи в газеты, листовки, буклеты, плакаты,
интервью и выступления лидеров партии, контролирует подготовку и видео -
аудиороликов. Обеспечивает подготовку лидеров партии к прямым эфирам и
дебатам. Если штаб кампании принимает решение, пресс – служба готовит
экстренные выпуски рекламных газет. Эта служба готовит лидеров к ответам на
неприятные вопросы соперников и прессы, которые она должна попытаться
предугадать.
Группа доверенных лиц. Договариваются встречах лидеров на
предприятиях, по месту жительства избирателей, самостоятельно проводят
встречи с избирателями (публичные выступления от имени партии).
Осуществляют представительские функции от имени объединения в регионах.
Региональные штабы кампании. Располагаются в столицах субъектов
федерации, представляют интересы избирательного объединения в регионе.
Руководители региональных штабов обеспечивают всем необходимым работу
оперативных групп, планируют и координируют их действия, проводят
телефонные опросы, размещают агитационные материалы в местных СМИ. Во
многом повторят работу главного штаба, но на региональном уровне. Ежедневно
отчитываются перед руководителем главного штаба кампании.
Бухгалтер кампании. Обеспечивает и контролирует все денежные расчеты в
ходе избирательной кампании.
Юридический отдел. Юридическое обеспечение кампании.
Клуб избирателей. Руководитель клуба подчиняется непосредственно
руководителю избирательной кампании. Должен располагаться в самом центре
города, иметь большую вывеску и упрощенный вход. Играет роль общественной
приемной.
Оперативные группы. Подчиняются руководителю кампании и начальникам
штабов, в зоне ответственности которых они действуют. Действуют на
территории всего избирательного округа, занимаясь непосредственной
агитацией, расклейкой плакатов, листовок, объявлений о встречах, раздачей
буклетов и листовок. Они работают по схеме «от двери к двери», работают в
общественных местах – магазинах, аптеках, вузах, школах и т. п. Участвуют в
качестве группы поддержки на встречах кандидатов – партийцев, доверенных
лиц с избирателями.
Группа добровольных помощников. Оказывает помощь практически всем
подразделениям штаба. Основная масса используется в качестве агитаторов.
Референт. Подчиняется непосредственно лидеру избирательного
объединения, координирует свои действия и с руководителем кампании. Следит
за соблюдением лидером графика кампании.
Компьютерная и техническая группа. Соответствующие обеспечение всех
структур штаба.
Параллельно с формированием штаба ведется разработка стратегии
избирательной кампании. Термин «стратегия» ведет свое происхождение из
военного искусства и означает «искусство достижения цели, выдвигаемой
войной для вооруженных сил, посредством наилучшей подготовке к войне и
группировке операций … стратегия – искусство подготовки вооруженного фронта
и выдвижения перед ним частных, промежуточных целей достижение которых вело
бы с затратой наименьших сил и средств к достижению конечной цели.»[16].
Начинается разработка стратегии с диагностики округа (для избирательного
объединения, кандидата в президенты – экономического и социально –
политического положения страны), обследования общественного мнения, анализа
структуры электората и выделения целевых групп, своих слабых и сильных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|