МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • СИСТЕМА ИЛИ ВЕРА? К вопросу о движении к цивилизации

    СИСТЕМА ИЛИ ВЕРА? К вопросу о движении к цивилизации

    Журнал "Клад истины" http://webcenter.ru/~gaspdm

    СИСТЕМА ИЛИ ВЕРА?

    К вопросу о движении к цивилизации

    Дмитрий ТАЛАНЦЕВ

    Огромное количество рецептов было придумано разными мыслителями, ищущими

    ответы на вопросы типа: как можно "осчастливить" человечество или "как

    возродить и обустроить страну". Этим вопросам посвящено великое множество

    философских и прочих изысканий.

    Тем не менее, на мой взгляд, многие мыслители, думающие о переустройстве

    общества, совершают одну и ту же ошибку.

    Общеизвестно, что в русской философской мысли прошлого века преобладали два

    основных направления: западничество и славянофильство. И ошибка, о которой

    пойдет речь, присуща в общем-то и одному, и другому направлениям, хотя,

    пожалуй, наиболее характерна для западничества. Именно из-за нее терпели

    неудачи все так называемые "прогрессивные" реформы, проводившиеся в России

    в течение последних двух столетий.

    В чем же заключается эта ошибка? Как мы знаем, идеология западничества

    вкратце состоит в том, что она, подразумевая Запад более цивилизованным,

    предлагает и нам идти по его пути. В чем же заключается сей путь? Вот здесь-

    то, при ответе на этот вопрос, и кроется, на мой взгляд, глубочайшее

    заблуждение не только западничества, но и, пожалуй, вообще всего

    современного мировоззрения. Почему-то принимается за аксиому мнение, что

    причиной большей цивилизованности, более "успешного развития" является

    совокупность каких-то общественных структур - политических, экономических,

    социальных, правовых и т.п. или, иначе говоря, все то, что обычно

    подразумевают под одним общим словом "система". Чем "удачнее",

    "прогрессивнее" будут эти структуры или "система", тем, как считается,

    цивилизованнее будет страна и лучше в ней будут жить люди. И путь Запада -

    это, как думают, просто случайное формирование там вот этих самых

    "прогрессивных структур", механизмов и социальных институтов. И отсюда

    делается вывод: если причиной более высокого уровня жизни и

    цивилизованности западных стран является их "система" (политическая,

    экономическая, правовая и т.д.), то, чтобы и нам стать такими же

    "цивилизованными" и "развитыми", надо "скопировать" их "систему".

    На самом деле, как кажется, все обстоит несколько иначе.

    Зададимся для начала следующим вопросом.Считается, что, если мы "строим

    капитализм", то, значит, мы идем по "западному пути". Но ведь на Западе

    этот пресловутый "капитализм" никто никогда специально не строил!

    Общественно-политическая система, которую у нас принято называть

    капитализмом (кстати, сама эта терминология была введена философами

    довольно сомнительного авторитета), сложилась в некоторых западных странах

    естественным образом, без каких-либо специальных усилий общества по ее

    "построению". А вот в других странах она сама собой не сложилась, попытки

    же ее "внедрить" себе, как правило, оканчивались провалом. Почему же так

    происходит? В одних странах "капитализм" возникает сам собой, в других же -

    его необходимо специально "строить"?

    Так или иначе, но совершенно ясно одно: если мы "строим капитализм", то мы

    идем уже не по "западному" пути, так как на Западе его никто никогда

    специально не строил.

    Точка зрения, согласно которой "система" определяет цивилизованность,

    уровень жизни и, так сказать, "развитость" общества, очень отчетливо

    проявилась, когда у нас партаппарат во главе с Горбачевым объявил

    "перестройку". Сам этот термин мог родиться в умах тех людей, которые

    считают общественно-политическую систему общества чем-то первичным,

    определяющим степень ее цивилизованности и развития. Поэтому и причину

    отставания страны в экономической, технической и других областях они всегда

    видят в плохой "системе". И когда тогдашней правящей элите страны стало

    ясно, что мы по многим параметрам безнадежно отстали от развитых стран, то

    большинство из них решило, что виновата "система", и ее, следовательно,

    необходимо "перестроить", то есть постепенно заменить другой, более

    "прогрессивной" системой.

    Но они не смогли достаточно четко определить, какова должна быть эта более

    прогрессивная "система". Поэтому, спустя некоторое время к власти пришла

    группа, возглавляемая Ельциным, которая предлагала, не мудрствуя лукаво,

    взять в качестве образца систему, сложившуюся в ряде цивилизованных

    западных стран и "построить" у нас то же самое.

    И тот факт, что эта группа пришла к власти путем свободных демократических

    выборов, говорит о том, что такое мировоззрение вполне разделялось

    большинством народа. Что было совершенно закономерно. Ведь этой идеей - что

    причиной счастья является идеальная система - пропитана вся наша культура в

    течение, по крайней мере, последних двух столетий. И коммунистическая

    идеология 20-го века, и гуманистическое мировоззрение нашего общества

    прошлого века разделяли эту идею.

    Вспомним, к примеру, декабристов. Большинство из них хотело свергнуть

    одного царя, на его место посадить другого и ограничить его власть

    конституцией, то есть вместо самодержавия установить конституционную

    монархию. Некоторые склонялись к республиканской форме правления. И,

    вообще, все революционеры и реформаторы общества считали всегда причиной и

    источником зла "систему" - политическую, экономическую, судебную и т.д., -

    и все сходились на том, что первым шагом для достижения всеобщего счастья

    должно быть разрушение, слом старой, "прогнившей" системы.

    А вот какую новую систему построить взамен... Здесь уже начинались деления

    на партии и направления. Одни предлагали в качестве образца взять систему,

    сложившуюся в цивилизованных западных странах (западники). Другие в

    качестве таких образцов предлагали "системы", придуманные,

    нафантазированные различными философами - Кампанеллой, Оуэном, Сен-Симоном,

    Марксом и прочими. Это - социалисты и коммунисты. Третьи предлагали в

    качестве образца взять "систему", которая, по их мнению, существовала в

    России когда-то раньше (славянофилы-почвенники).

    И, что интересно, данное мнение (о смене системы) практически не

    оспаривалось в обществе, что говорит о том, что оно принято почти за

    аксиому.

    Остается только удивляться, что при таком общественном менталитете

    революции в России не происходят каждый год.

    На самом деле история - и России, и других стран - убедительно

    свидетельствует о том, что точка зрения, согласно которой общественная

    система, строй, социальные структуры и механизмы определяют и являются

    причиной цивилизованности и успешного развития общества, - является

    абсолютно неверной!

    Во-первых, можно привести известный пример с политическими системами разных

    стран. Скажем, США, ФРГ, Франция, Италия, Финляндия, Швейцария, Южная

    Корея, Сингапур - республики. Но и Албания, Эфиопия, Ангола, Афганистан,

    Никарагуа - тоже республики. Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания,

    Япония - конституционные монархии. Но и Иордания, Непал, Марокко, Лесото -

    также конституционные монархии.

    Отсюда видно, что страны с одной и той же политической системой могут иметь

    совершенно разные уровни цивилизованности и развития. И, наоборот, страны с

    разными политическими системами могут быть довольно близкими по степени

    цивилизованности.

    Примерно то же самое можно сказать и об экономической системе общества. Вот

    пример из нашего относительно недавнего времени, когда правили коммунисты.

    Рядом находятся два колхоза. И в одном и в другом - коллективная форма

    собственности, то есть, можно сказать (с некоторой долей условности,

    конечно), что и там, и там - одинаковые "экономические системы". Но один

    колхоз - миллионер, а другой - убыточен, и "уровни жизни" людей в том и в

    другом довольно сильно различаются, хотя оба находятся в абсолютно равных

    условиях. И если наши колхоэы стали "притчей во языцах" из-за своей

    неэффективности и убыточности, то, скажем, израильские киббуцы, которые по

    форме собственности - те же колхозы, тем не менее, зарекомендовали себя как

    довольно эффективные предприятия.

    Хотя, в принципе, общеизвестно и общепризнано, что, как правило, эффективна

    та экономическая система, которая основана на институте частной

    собственности; а что касается политической системы, то признаком ее

    цивилизованности является демократия. Но у этого есть свои причины, о

    которых будет говориться ниже.

    А сейчас хотелось бы привести еще один интересный пример из отечественной

    истории прошлого века. Как мы помним, при Александре II-м, в 60-е годы

    прошлого века, было отменено крепостное право (реформа экономической

    системы) и проведена судебная реформа, суть которой, в основном, состояла

    во введении института присяжных - элемента западного судопроизводства. У

    нас много говорили об этой реформе, утверждая, что в результате ее

    осуществления у нас появился самый демократический, самый лучший в мире суд

    и т.д., и т.п. Однако, люди, которые так утверждали, по-видимому, просто не

    понимали, зачем вообще нужен суд в обществе, в чем вообще его смысл. Потому

    что на самом деле факты и исторические документы свидетельствуют об

    обратном: об ухудшении суда, о резком увеличении несправедливых приговоров.

    Суд в обществе существует для того, чтобы определить, кто прав, кто

    виноват, наказать виновного и оправдать невиновного. Так вот, еще

    Достоевский, живший и творивший как раз в то время, обратил внимание на то,

    что после введения института присяжных в судебную систему решения судов

    приобрели резко оправдательный характер. Суды присяжных выносили

    оправдательные вердикты тогда, когда вина человека была совершенно

    доказана. Но, тогда спрашивается, зачем вообще нужен в обществе такой суд,

    который одинаково оправдывает и виновного и невиновного?

    Хрестоматийный пример - оправдание судом присяжных революционерки Веры

    Засучил, стрелявшей и ранившей петербургского градоначальника генерала

    Ф.Трепова. Преступление, за которое на Западе она получила бы достаточно

    суровое наказание, в России было оправдано, а суд, который ее оправдал, и

    еще и провозглашался как самый "передовой" и "демократический".

    Однако, ведь на Западе, откуда была позаимствована новая судебная система,

    такого оправдательного "перекоса" не было, и институт присяжных

    действительно служил большей объективности, беспристрастности, и, в

    конечном итоге, справедливости суда.

    Конечно, в России и до судебной реформы суд не блистал объективностью и

    справедливостью; но интересно то, что попытка его улучшить путем введения

    новой структуры, или, иначе говоря, путем изменения системы (судебной),

    дала результат, прямо противоположный ожидаемому.

    Почему же одна и та же структура в одной стране "работает", а в другой нет?

    Достоевский, описывая в "Дневнике писателя" новоучрежденный суд присяжных,

    сравнивает его с английским (с которого он был скопирован) и замечает, что

    наши присяжные и их английские коллеги по-разному мыслили и представляли

    свою роль в судебной системе: англичане осознавали себя гражданами

    государства и понимали свою ответственность перед обществом за принимаемые

    ими решения; наши же новоиспеченные присяжные выносили приговор, исходя из

    каких-то личных понятий о добре и зле; в частности, они были склонны

    оправдывать виновного из-за того, что считали, что его, мол, "среда заела",

    или еще по какой-нибудь аналогичной причине. Англичане считали человека

    свободным и ответственным за свои поступки - поэтому, по их представлениям,

    человек, совершивший преступление, сделал осознанный выбор и должен понести

    соответствующее наказание; наши же присяжные, по-видимому, имели несколько

    иной менталитет, подраэумевающий, что человек не способен делать вполне

    осознанный выбор и, следовательно, не несет полной ответственности за свои

    поступки, поэтому они и склонны были оправдывать его по любым причинам.

    Из настоящего примера очень наглядно видно, почему одна и та же структура в

    одной стране "работает", а в другой нет. Причина - в образе мышления,

    мировоззрении, или, как еще сейчас модно говорить, менталитете людей,

    функционирующих в данной структуре. При одном менталитете структура

    "работает", при другом - нет.

    Можно, конечно, возразить, что со временем присяжные научились бы выносить

    правильные решения, новая "система" научила бы; то есть можно предположить,

    что под длительным воздействием новой структуры у людей постепенно сложился

    бы и новый, соответствующий этой структуре менталитет.

    И здесь мы подошли к еще одному важному вопросу: как соотносятся между

    собой социальная структура и мышление людей, действующих в данной

    структуре, что из них, так сказать, "первичнее"? Система определяет

    менталитет, или наоборот, менталитет определяет систему? Наши реформаторы-

    западники, к примеру, считают, что структура "первичнее" всего: она

    определяет и мышление людей и их цивилизованность и их благосостояние и

    т.д. Отсюда, по их мнению, задача состоит в том, чтобы найти вот эту "самую

    лучшую" структуру, которая и решит все проблемы. А где ее взять?

    Посмотреть, какие страны самые богатые, цивилизованные и "развитые" и

    постараться скопировать структуры, существующие у них.

    Однако, на этом пути реформаторов-западников, как правило, ждало

    разочарование. Опять же, вспомним реформы Александра II. Суд присяжных со

    временем отнюдь не стал выносить решения, адекватные преступлениям:

    например, суд, оправдавший Веру Засулич, состоялся в 1878 году, в то время

    как судебная реформа была проведена в 1864 - 1866 годах, и тогда же была

    замечена Достоевским эта ее "оправдательная болезнь". Как видим, двенадцати

    лет оказалось явно недостаточно для того, чтобы новая судебная система

    сформировала и соответствующее ей новое мировоззрение людей, в ней

    функционирующих.

    А ведь тем временем "дрова" продолжали "ломаться". Резкий рост

    политического терроризма и революционных настроений после освободительных

    реформ Александра II во многом были следствиями этого "сбоя" в работе

    государственной машины в области судопроизводства - оправдания виновного.

    Кроме того, как мы помним, одной из главных составляющих реформ Александра

    II являлась отмена крепостного права. Это было то, что обычно называют

    реформой экономической системы. Ну и что, изменила ли эта "реформа системы"

    сознание людей, стали ли они внутренне, по своему мировоззрению, более

    свободными и цивилизованными?

    История показала, что ответ однозначен: нет, не изменила. Тот факт, что во

    время гражданской войны крестьянство, в основном, поддержало красных

    (потому, собственно говоря, последние и победили), говорит о том, что его

    менталитет за 56 лет (время, прошедшее от момента отмены крепостного права

    в 1861 году до большевистской революции 1917 года) остался неизменным. И

    предреволюционные попытки Столыпина привить крестьянам "гражданское

    самосознание" путем наделения их земельной собственностью окончились

    неудачей.

    И Александр II, и Столыпин были теми, кого называют реформаторами-

    западниками, Они предполагали, что цивилизованность Запада является

    следствием сложившихся там общественно-политических систем, социальных

    структур и институтов и верили, что копирование нами этих "систем" и

    структур повысит и нашу цивилизованность. К реформаторам этого типа можно

    отнести и государственных деятелей нашего времени - Горбачева, Ельцина и

    т.д.

    Существует, однако, еще один вид реформаторов систем, которых можно назвать

    реформаторами-фантазерами: к ним можно отнести большевиков во главе с

    Лениным, да и вообще, коммунистов и социалисгов. От реформаторов-западников

    они отличаются только тем, что считают идеалом и образцом систему,

    придуманную, нафан- тазированную каким-либо философом (или группой

    философов); в случае с большевиками это - Маркс и философы-утописты: Сен-

    Симон, Фурье, Оуэн и другие.

    Однако с реформаторами-западниками их роднит то, что они, также как и те,

    считают панацеей от всех бед идеальную систему, определяющую мышление и

    мировоззрение людей. Иначе говоря, и те, и другие верят в истинность

    марксистского постулата "бытие определяет сознание", с которым мы все

    хорошо знакомы. Помните, нас учили, что когда мы "построим коммунизм", то и

    мышление наше изменится, мы станем "сознательными" и не побежим в магазин

    (или на склад?) набирать себе бесплатно на халяву всякое барахло.

    История, однако, убедительно показала, что оба типа реформаторов ошибались,

    считая, что общественно-политическая система определяет менталитет людей и

    их уровень цивилизованности и благосостояния.

    И, между прочим, эта их точка зрения - отнюдь не только наше, так сказать,

    "национальное" заблуждение.

    Например, когда Британия была колониальной империей, англичане часто

    пытались привить местным племенам формы правления, принятые в Англии;

    пытались, скажем, учреждать "парламент" - чтобы вопросы племени решались не

    только вождем, но и другими людьми. Они надеялись сделать таким образом

    аборигенов более цивилизованными людьми. Но, как правило, ничего из этой

    затеи не выходило.

    Точно так же и наши реформы политической системы при Горбачеве и Ельцине -

    введение многопартийности, затем учреждение институтов президента,

    парламента, системы "разделения властей" - не прибавили нашей стране

    демократичности и цивилизованности.

    Итак, исторические факты (так сказать, результаты экспериментов по

    реформированию систем) свидетельсгвуют, что это реформирование никогда не

    приводило к желаемым результатам. Иначе говоря, попытка решить человеческие

    проблемы путем изменения или реформы какой-либо общественной структуры

    неизменно оканчивалась неудачей.

    Это заблуждение настолько распространено и настолько характерно для

    современного мышления, что, пожалуй, даже имеет смысл придумать термин для

    его обозначения. Возможно, оно и не осознано в должной степени потому, что

    отсутствует соответствующая терминология. Вкратце, оно является ничем иным,

    как религиозной верой человека в Систему - когда он думает, что некая

    Система, словно Бог, может являться источником счастья и благоденствия для

    людей. Поэтому я бы и предложил составить такой термин из начальных букв

    фразы "религиозная вера в Систему". Получается что-то вроде "реверсизма".

    Между прочим, ошибочность этого "реверсизма" подмечалась выдающимися

    мыслителями прошлого. Вспомним хотя бы басню И.А.Крылова "Квартет" - ведь

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.