МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • США, Франция и европейская безопасность

    США, Франция и европейская безопасность

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Реферат на тему: «США, Франция и европейская безопасность (1958-1992)».

    (Михеев В.С.; США, Франция и европейская безопасность; РАН, Институт США и

    Канады; М., «Наука», 1993, 192 с.; ББК 66.4(08) М 69).

    Студент 119 группы

    факультета ГПН

    Левашов И. Р.

    Научный руководитель

    доцент ,к. и. н

    Бурлаков А. Н.

    Москва 1997

    Эволюция подхода США к СССР и европейская безопасность. 3

    Политика Франции на российском направлении: сходство и отличия. 6

    Роль ядерной стратегии Франции в отношениях с США. 8

    Положение Франции в НАТО и проблемы военно-политической интеграции в

    Западной Европе. 10

    Германский вопрос и объединение Германии. 13

    Эволюция подхода США к СССР и европейская безопасность.

    Шарль де Голль вернулся к власти во Франции во второй половине 50-х

    годов . В это время в США президентом был Эйзенхауэр. Установка

    администрации Эйзенхауэра в отношениях с СССР была такой же, что и при

    Трумэне, который развернул «холодную войну», но ещё была дополнена

    доктриной «освобождения» Восточной Европы.

    Разоблачения культа личности Сталина в некоторой степени

    способствовали оздоровлению международного климата . США отдавали

    должное политическим преобразованиям в СССР. Тогдашний госсекретарь США

    Даллес надеялся , что СССР «эволюционизирует в направлении создания

    такой России, которую мы хотели бы видеть и с которой мы могли бы иметь

    хорошие отношения».

    Но вместе с тем американское руководство исходило из того, что

    основы тоталитарного режима в СССР остались неизменными, хотя массовые

    репрессии прекратились. Курс США базировался на программных установках

    40-50-х годов , которые были сформулированы в секретном документе

    Совета национальной безопасности (CНБ-68). СССР рассматривался как

    система , бросившая вызов США в бескомпромиссном желании их уничтожить

    и имеющая достаточную военную мощь ,чтобы это желание осуществить.

    США настораживал мессианский характер советской политики и

    идеологии, которые провозглашали тезис, что советская система неизбежно

    победит во всём мире, поэтому госсекретарь Даллес, который положительно

    оценивал хрущевские преобразования 1958 г., предупреждал, что несмотря

    на изменения в СССР , он всё равно остаётся таким же опасным, как и во

    времена Сталина.

    Главные цели США, характерные для всей «холодной войны»,- военно-

    политическое давление - должно было привести к значительным переменам в

    советской системе .Также в США рассчитывали на перемены в результате

    действий внутренних сил в советском обществе.

    Эйзенхауэр понял, что СССР вполне может расширить своё влияние

    (события в Восточной Европе подтвердили это, да и советско-китайский

    раскол тогда ещё не наступил). В этом случае США надо было

    противодействовать этому расширению, а также расширить своё влияние в

    мире.

    Де Голль , осмыслив эту ситуацию, выбрал свой политический курс,

    который был альтернативой доминированию двух сверхдержав, силовому

    сдерживанию коммунизма и поляризации мира, поскольку оставалась

    опасность ядерной войны в Европе.

    Несмотря на некоторое потепление в отношениях СССР и США, Вашингтон

    наращивает ядерное вооружение. США подписывает военные договоры с

    рядом стран (до 1955 года существовал только Северо-Атлантический

    договор, после 1955 года - военные договоры с 20 странами).

    Хрущёв отказался от идеи войны с империалистами, был признан

    принцип мирного сосуществования двух систем. Но Хрущёв не признал

    ценностей, лежащих в основе государственного устройства США,

    конфронтация продолжалась, хотя и без ядерного апокалипсиса.

    В свою концепцию сдерживания коммунизма руководящие круги США

    внесли помимо силовых методов и экономические средства борьбы . В

    основном же Вашингтон комбинировал силовые методы с элементами

    сотрудничества.

    Главные характеристики подхода США к СССР в 50-е годы (администрации

    Эйзенхауэра): идеологизация внешней политики, ставка на силовое

    давление на СССР, наступательные позиции на коммунизм, непризнание

    территориальных итогов Второй мировой войны, поддержка ФРГ(доктрина

    Хальштейна), осторожность в отношениях с СССР после смерти Сталина.

    Кеннеди выдвинул два постулата относительно СССР : в своём развитии

    США стали отставать от СССР и сдерживание коммунизма не должно

    сводиться к военным методам (об этом он заявил в своём первом воззвании

    Конгрессу «О положении страны».)

    Кеннеди считал, что в Европе «всё в порядке»( исход Берлинского

    кризиса это подтвердил), а в развивающихся странах лидировать начинает

    СССР (Куба). Кеннеди считал, что мир стал разнообразней, не делил его

    уже на «коммунистов и капиталистов», но вместе с тем признавал политику

    СССР экспансионистской .

    Для укрепления позиций США Кеннеди выделил три способа действий:

    укрепление военного потенциала, улучшение экономики США, более

    эффективная дипломатическая деятельность.

    Несмотря на свои прогрессивные взгляды , Кеннеди поставил на первое

    место укрепление военного потенциала. Для этого в период с 60 по 65

    год стратегические силы были радикально модернизированы, увеличены

    ассигнования на новые виды вооружений. При Кеннеди также применили

    тактику изматывания СССР, поскольку ВНП у США был больше, чем у СССР.

    При Кеннеди на 60 % увеличили ядерное вооружение в Европе, был взят

    курс на организацию ядерных сил НАТО и на допуск к ядерному оружию

    ФРГ.

    В отношениях СССР и США в то время было много дестабилизирующих

    факторов : вторжение в 1961 году контрреволюционных формирований на

    Кубу, военная помощь противостоящим социальным силам в развивающихся

    странах, Берлинский кризис, Кубинский кризис, послевоенная

    неурегулированность в Европе.

    Несмотря на всё это, идеологическая нетерпимость к Востоку при

    Кеннеди уменьшилась, ему были чужды взгляды Даллеса. Он рассматривал

    конфликт США и СССР не как войну идеологий, а как практическую проблему

    сосуществования с враждебным государством. Это способствовало улучшению

    отношений с СССР.

    Несмотря на то, что всё шло к разрядке в отношениях СССР и США,

    позиции де Голля и Кеннеди относительно Европы различались: Франция

    выступала за разрядку в Европе, а США - за ослабление соперничества с

    СССР (в Европе Вашингтон стремился сохранить лидирующие позиции в НАТО,

    а с улучшением обстановки в Европе он потерял бы их). Берлинский и

    Кубинский кризисы подтолкнули Кеннеди на шаги к улучшению

    взаимоотношений с СССР.

    Были бы произведены изменения, если бы Кеннеди остался у власти(

    сокращение военных расходов)? Ведь даже курс Никсона-Киссинджера на

    дозируемую разрядку в 70-х годах вызвал протесты. Кеннеди также

    намеревался ( высказывание от 31 октября 1963 года) вывести часть

    военных советников из Южного Вьетнама.

    Уже тогда, в 1963 году, зародилась идея разрядки как лучшего способа

    для сдерживания коммунизма. Главная причина этого - боязнь ядерной

    войны.

    После убийства Кеннеди ряд вопросов, поставленных им, не были

    решены. Но потепление в отношениях с СССР были налицо. В 1963 году США,

    Англия и СССР подписали договор о запрещении ядерных испытаний в

    атмосфере, космосе и под водой. США и СССР проголосовали в ООН за

    запрет размещения ядерного оружия в космосе, была установлена прямая

    связь между Москвой и Вашингтоном , чтобы избежать случайного

    возникновения ядерной войны.

    Администрация Джонсона идей Кеннеди не развивала. Гонка вооружений

    продолжалась, не признавали границы по Одеру-Нейсе, готовы были

    предоставить ФРГ ядерное оружие.

    В это время американское руководство придерживалось концепции

    «ограниченных войн» (война во Вьетнаме, интервенция в Доминиканской

    республике).

    Арабо-израильская война 1967 года показала опасность втягивания США

    и СССР в региональный конфликт с непредсказуемыми последствиями.

    Количество ядерного оружия у СССР и США постепенно сравнялось. В

    1968 году (ещё до Никсона) велись переговоры по ограничению ядерного

    вооружения.

    Ввод войск в Чехословакию (1968 г.) ненадолго ухудшил отношения

    между Москвой и Вашингтоном , и это не помешало переговорам по ОСВ в

    Хельсинки. Американцы поняли, что Чехословакия ближе к СССР, чем

    Вьетнам к США, да и «доктрина Монро» там господствовала 200 лет.

    В 60-е годы Вашингтон старался сохранить военное превосходство над

    СССР, взять под контроль развивающиеся страны, но события во Вьетнаме

    и Доминиканской республике показали несостоятельность концепции

    «гибкого реагирования».

    Администрация Никсона-Киссинджера (60-70-е г.г.) негативно оценила

    внешнюю политику США в 60-е годы. Тогда же в правящих кругах ощутимей

    стала боязнь бесконтрольной гонки вооружений. Усугубляла ситуацию и

    плохая внутриполитическая обстановка в США (война во Вьетнаме),

    экономика была перенапряжена, социальные программы сокращены, да и

    европейские страны стали стремиться к самостоятельным отношениям с

    СССР. Главная цель политики США не была достигнута - коммунизм не

    сдержан.

    К выгоде Соединённых Штатов на этот период пришлось ухудшение

    взаимоотношений СССР и Китая и американская администрация этим

    пользовалась. Она стала комбинировать политические средства воздействия

    с военными, стараясь не давать западноевропейским странам улучшать

    отношения с СССР, укрепляя НАТО.

    Между США и СССР было установлено соперничество, ограниченное

    определёнными рамками. Западные страны были этим довольны, так как

    соперничество двух сверхдержав перешло в «третий мир». Были

    урегулированы территориальные проблемы ФРГ (Хельсинки-1975), в 1973

    году в Вене провели переговоры по сокращению вооружённых сил в

    Центральной Европе.

    Администрация Никсона отказалась от противоборства социальных

    систем, внутренний порядок в СССР приобрёл второстепенное значение,

    Вашингтон надеялся, что из-за внешнего спокойствия в СССР начнётся

    внутренняя активная деятельность диссидентов, да и усиление Китая

    создавало для СССР проблемы у восточных границ.

    В тот период в Америке существовала оппозиция курсу на разрядку.

    Консерваторы были за наращивание экономического потенциала и его

    трансформацию в военное превосходство, либералы - обвиняли

    правительство в невнимании к ущемлению прав человека в СССР. (Конгресс

    увязал вопрос предоставления кредитов с условиями эмиграции из СССР).

    Несмотря на то, что были найдены новые способы давления на СССР

    («китайская карта» и «увязка» поведения его в мировой политике с

    двусторонним сотрудничеством) США были обеспокоены апрельской

    революцией в Португалии (в Западной Европе!) и левым режимом в Анголе.

    Роль силовых элементов в политике Вашингтона возрастает. Президент Форд

    сменил термин «развязка» на «мир через силу». При Форде (1977

    финансовый год) увеличились ассигнования на военные нужды.

    В 70-х годах советско-американские отношения строились на основе

    «контролируемой» борьбы, но явных преимуществ никто не получал, что

    вылилось в конфронтацию и уменьшение сотрудничества.

    Администрация Картера (вторая половина 70-х годов) проводила

    непоследовательную политику, что было следствием противоречивости

    американской концепции разрядки. В этот период создались

    неблагоприятные тенденции для США на глобальном направлении .

    Внутренние дела СССР стали объектом американской политики.

    Первоначально Картер одобрил переговоры о запрещении ядерных

    испытаний, выступил за ограничение всех видов оружия, были предприняты

    усилия для укрепления режима нераспространения ядерного оружия,

    проводились переговоры с СССР об ограничении военной деятельности в

    зоне Индийского океана. Картер вновь ввёл термин

    «разрядка».Соперничество продолжалось, но не по военной линии. Военный

    бюджет был уменьшен.

    Отношения с СССР портились из-за позиции Картера по вопросу прав

    человека в Советском Союзе (Тем более, что активность Вашингтона была

    избирательной, - Китай такой критике не подвергался).

    Во второй половине 70-х годов серьёзно ухудшились советско-

    американские отношения из-за намерений США разместить в Западной Европе

    нейтронное оружие. СССР, в свою очередь, наращивал тактическое ядерное

    оружие и обычное вооружение в Европе (колоссальные расходы СССР в этой

    области, а в США всего лишь 5-7 % ВНП).

    «Кодекс поведения» Никсона и Брежнева (документ «Основы

    взаимоотношений») был расплывчатым. В «третьем мире» Москва и Вашингтон

    активно помогают оппозиционным движениям. Ситуацию ухудшали такие

    события, как антишахская революция в Иране, революция в Никарагуа,

    Южном Йемене («проигрыши» США). Советские претензии к Западу: военные

    интервенции американских союзников проамериканских режимов .

    Ввод советских войск в Афганистан вызвал санкции со стороны США:

    была приостановлена ратификация ОСВ-2, ограничен экспорт зерна в СССР,

    ужесточён контроль над передачей технологий, расширена помощь Пакистану

    и т.д. Резко активизировалось наращивание вооружений, появилась

    «доктрина Картера», согласно которой регион Персидского залива

    объявлялся сферой жизненно-важных интересов США. В Европе усилился

    фактор послевоенного раскола, общеевропейский процесс укрепления

    безопасности замедлился.

    Рейган ( президент с 1981 года) считал, что политика разрядки

    ошибочна, придерживался взглядов периода «холодной войны», мечтал о

    «сильной Америке».Придерживаясь антисоветской риторики, оттенял ею

    американские ценности, оправдывая наращивание военных расходов. Он

    хотел завысить «цену» американского согласия на договорённости с СССР,

    осознавая, что состояние экономики в Советском Союзе сильно ухудшилось.

    Ангола, Эфиопия, Кампучия, Афганистан в глазах Рейгана -

    доказательства экспансии СССР. В этот период чётко проявилась

    готовность Вашингтона оказывать помощь антисоветским режимам повсюду в

    мире. «Доктрина Рейгана» , или «доктрина неоглобализма» (в отличии от

    «доктрины Картера», которая ставила задачу сдерживания СССР на Ближнем

    Востоке) предусматривала глобальное сдерживание.

    В практической политике администрация Рейгана выделяла три цели:

    сдерживание СССР, поощрение демократических изменений в советском

    обществе и соглашения, соответствующие интересам США. Идеологическая

    непримиримость на практическую политику влияния не оказывала,

    рейгановская администрация действовала осторожно (при первом ударе по

    американским пехотинцам в Бейруте их эвакуировали).

    В Европе США старались увеличить своё лидерство в НАТО, был

    разработан «план Роджерса» (стратегия глубоко эшелонированных ударов по

    странам ОВД). Был сделан ряд заявлений о возможности ядерной войны в

    Европе (давление на Западную Европу с целью ограничить её контакты с

    СССР).Вашингтон хотел изменить политический климат в Европе, перенести

    центр противоречий из стран «третьего мира» в Европу, тем самым

    усиливая антисоветское силовое поле повсюду в мире.

    К середине 80-х годов политика США в отношении СССР претерпевает

    некоторые изменения в лучшую сторону. Дело в том, что ни ФРГ, ни

    Англия, ни Франция не пожелали пожертвовать разрядкой в Европе. Да и

    многие влиятельные партии в Западной Европе противились американскому

    влиянию. Кроме того, хотя при Рейгане состояние экономики США

    улучшилось, внешний долг продолжал расти. И, наконец, последний фактор,

    смягчивший позицию США в отношениях с СССР,- приход к власти Горбачёва

    и демократические преобразования в стране.

    Во время перестройки военная доктрина в СССР становится

    оборонительной, войска из Афганистана были выведены, начались

    преобразования в странах Восточной Европы. Следствием этого улучшения

    международной обстановки был договор о ликвидации ракет средней и

    меньшей дальности (ратификация в 1988 г.).

    Американцы не стали использовать внутренние трудности Советского

    Союза, не стали увеличивать военные расходы. Развивающиеся страны были

    выведены из зоны соперничества.

    При администрации Буша отношения СССР и США продолжали улучшаться.

    СССР способствовал объединению Германии, выводил войска из Восточной

    Европы.

    Неудовольствие США , правда, вызвала мирная инициатива СССР, который

    осудил агрессию Ирака против Кувейта перед самым наступлением сил

    коалиции.

    Когда появилась опасность дезинтеграции в СССР, США всерьёз

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.