Типология политических систем
традиции, политическую мораль, политическую этику.
Функциональная подсистема — это формы и направления политической
деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим).
Коммуникативную подсистему представляют: политическая культура,
политическое сознание (политическая идеология и политическая психология),
политические отношения.
3. Типы политических систем
Основное различие между политическими системами заключается в том, как
распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли
она между несколькими самостоятельными субъектами власти или
концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то
отдельный человек (“диктатор”), законодательное собрание, комитет, хунта
или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то
политическая система классифицируется как конституционная или
демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта,
система классифицируется как автократическая.
Еще Аристотель в своей “Политике” предложил три критерия
дифференциации политических систем: число граждан, участвующих в принятии
решений; наличие или отсутствие правовых ограничений; преобладающая черта
правящего класса. На этой основе он выделил “нормальную” и
“коррумпированную” системы—монархию, аристократию и демократию условиях
правопорядка (государства); тиранию, олигархию и мажоритарную демократию
(без ограничений).
В отечественной философской и политической литературе длительное время
считалось, что критерием, в соответствии, с которым следует
классифицировать типы политических систем, является общественно-
экономическая формация, экономический базис общества. Соответственно с этим
критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и
социалистическая политические системы.
Алмонд и Пауалл предлагают классифицировать политические системы по
трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и
культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные
системы
Примитивные системы обладают минимумом структурной дифференциации,
национальное целое для них остается без внимания; преобладает “приходская
культура”.
Традиционные системы имеют развитую дифференцированную политическую
структуру и в плане политических позиций характеризуются “культурой
подчинения”. Люди знают, что существуют политические институты, нормы,
традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом,
она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут
принимать участие в ее акциях. Традиционные структуры подразделяются на
патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные
бюрократические (империя инков Англия при Тюдорах, Эфиопия и др.) и
феодальные политические системы.
Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в
структурном, и в культурном плане. Они обладают и политическими структурами
(развитыми) и политическими инфраструктурами (партии, движения, группы
давления, средства массовой коммуникации). При такой системе функционирует
уже не “культура подчинения”, а “культура участия”. Граждане из “подданных”
становятся “участниками”. Раньше они были жертвами решений, поступавших на
“выход” системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс
артикуляции, агрегирования требований и принятия решений. Граждане уже
могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций,
митингов, они способны тем самым направить и поправлять содействия.
Современные системы подразделяются на секуляризованные города-
государства (ограниченная дифференциация) и на мобилизационные системы
(высока степень дифференциации и секуляризации). Сюда относятся:
1) демократические системы (где автономные подсистемы и “культура
участия”);
2) авторитарные системы: управление подсистемами и культура “подчинения
—участия” (радикально-тоталитарная система, консервативно-тоталитарная
система, консервативно-авторитарная, авторитарно модернизирующаяся
система).
Французский политолог Ж. Блондэль различает политические системы по
содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:
1. либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии государственных
решений;
2. коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и
пренебрежением к либеральным средствам его достижения;
3. традиционные политические системы, управляемые олигархиями с весьма
неравномерным распределением социальных и экономических благ;
4. становящиеся политические системы в развивающихся странах с
авторитарными средствами управления;
5. авторитарно-консервативные системы, цель которых — сохранение
социального и экономического неравенства, но более действенными
средствами.
Классификация политических систем необходима, так как политическая наука
изучает не одну систему, а проводит сравнительный политический анализ
нескольких систем, выявляет общее и особенное в их структуре, функциях и
механизмах функционирования.
Функции политической системы
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее
функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их
рассмотрения. Выделяют следующие функции политической системы:
1) обеспечение политической власти для определенной социальной группы или
для большинства членов данного общества (политической системой
устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования —
демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные
и т.п.);
2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах
отдельных социальных групп или большинства населения (действие
политической системы как управляющей включает постановку целей, задач,
путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических
институтов);
3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей
и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и
духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое
недостижение);
4) выявление и представительство интересов различных субъектов
политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на
политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);
5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений
посредством распределения материальных и духовных ценностей в
соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в
сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);
6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия
различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы,
политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в
обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);
7) политическая социализация (посредством которой формируется
политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных
политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство
политической системы путем обучения все новых членов общества и
приобщения их к политическому участию и деятельности);
8) легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени
соответствия реальной политической жизни официальным политическим и
правовым нормам).
|/index.html/index.html | |home | |поиск |
|N11, 2000 |N| | | | | |
| |8| | | | | |
| |,| | | | | |
| |м| | | | | |
| |а| | | | | |
| |р| | | | | |
| |т| | | | | |
| |-| | | | | |
| |а| | | | | |
| |п| | | | | |
| |р| | | | | |
| |е| | | | | |
| |л| | | | | |
| |ь| | | | | |
| |2| | | | | |
| |0| | | | | |
| |0| | | | | |
| |0| | | | | |
| |:| | | | | |
| |А| | | | | |
| |н| | | | | |
| |а| | | | | |
| |л| | | | | |
| |и| | | | | |
| |т| | | | | |
| |и| | | | | |
| |ч| | | | | |
| |е| | | | | |
| |с| | | | | |
| |к| | | | | |
| |и| | | | | |
| |е| | | | | |
| |и| | | | | |
| |с| | | | | |
| |с| | | | | |
| |л| | | | | |
| |е| | | | | |
| |д| | | | | |
| |о| | | | | |
| |в| | | | | |
| |а| | | | | |
| |н| | | | | |
| |и| | | | | |
| |я| | | | | |
| |в| | | | | |
| |и| | | | | |
| |с| | | | | |
| |т| | | | | |
| |о| | | | | |
| |р| | | | | |
| |и| | | | | |
| |ч| | | | | |
| |е| | | | | |
| |с| | | | | |
| |к| | | | | |
| |о| | | | | |
| |й| | | | | |
| |н| | | | | |
| |а| | | | | |
| |у| | | | | |
| |к| | | | | |
| |е| | | | | |
| |:| | | | | |
| |П| | | | | |
| |о| | | | | |
| |ч| | | | | |
| |е| | | | | |
| |м| | | | | |
| |у| | | | | |
| |Х| | | | | |
| |р| | | | | |
| |у| | | | | |
| |щ| | | | | |
| |е| | | | | |
| |в| | | | | |
| |п| | | | | |
| |о| | | | | |
| |т| | | | | |
| |е| | | | | |
| |р| | | | | |
| |я| | | | | |
| |л| | | | | |
| |в| | | | | |
| |л| | | | | |
| |а| | | | | |
| |с| | | | | |
| |т| | | | | |
| |ь| | | | | |
| |:| | | | | |
| | | | | | | |
| |Р| | | | | |
| |е| | | | | |
| |ф| | | | | |
| |о| | | | | |
| |р| | | | | |
| |м| | | | | |
| |ы| | | | | |
| |г| | | | | |
| |о| | | | | |
| |с| | | | | |
| |у| | | | | |
| |д| | | | | |
| |а| | | | | |
| |р| | | | | |
| |с| | | | | |
| |т| | | | | |
| |в| | | | | |
| |е| | | | | |
| |н| | | | | |
| |н| | | | | |
| |о| | | | | |
| |г| | | | | |
| |о| | | | | |
| |и| | | | | |
| |п| | | | | |
| |а| | | | | |
| |р| | | | | |
| |т| | | | | |
| |и| | | | | |
| |й| | | | | |
| |н| | | | | |
| |о| | | | | |
| |г| | | | | |
| |о| | | | | |
| |а| | | | | |
| |п| | | | | |
| |п| | | | | |
| |а| | | | | |
| |р| | | | | |
| |а| | | | | |
| |т| | | | | |
| |а| | | | | |
| | | | | | | |
|N10, 2000 | | | | | | |
| | | | | | | |
|N9, 2000 | | | | | | |
| | | | | | | |
|N8, 2000 | | | | | | |
| | | | | | | |
|N7, 2000 | | | | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|