МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Влияние государственной политики на развитие российско-украинских торгово-экономических отношений

    Украины, составило 1:1,15. Наибольшие объемы украинского капитала были

    вложены промышленными предприятиями (56,9%), учреждениями здравоохранения

    (19,5%), а также строительными организациями (19,3%);

    2.Среди подотраслей промышленности наибольшими по объемам экспортерами

    украинского капитала были предприятия деревообрабатывающей и целлюлозно-

    бумажной промышленности (22,8% от общего объема), машиностроения и

    металлообработки (18,7%), черной металлургии (14,3%) и топливной

    промышленности (0,9%).

    3.Лидерами среди украинских предприятий и организаций, которые

    выпускали продукцию и которые вложили свой капитал в российскую экономику,

    были машиностроительные предприятия (99,9%), строительные организации

    (100,0%), предприятия черной (56,6%) и топливной (43,9%)

    промышленности.[58]

    В настоящее время по инициативе Торгового представительства Российской

    Федерации в Украине в г. Киеве создается Российско-украинский инвестиционно-

    коммерческий центр, основными задачами которого являются привлечение

    российских инвестиций в объекты экономики Украины и украинских – в Россию,

    а также проведение работы по активному развитию российско-украинских

    торгово-экономических связей на межрегиональном уровне.[59]

    2.2. Тенденции, проблемы и перспективы развития российско-украинских

    экономических отношений.

    Среди стран СНГ Украина – потенциально наиболее важный и одновременно

    один из наиболее сложных для России партнеров по экономическому

    сотрудничеству. С того момента, как две самые крупные из экс-республик СССР

    начали строить свои взаимные связи в качестве суверенных государств,

    хозяйственная составляющая системы их двусторонних отношений выступает

    фокусом конфликтного столкновения национальных интересов. У всех на слуху

    пресловутые «торговые войны» России с Украиной, когда то с одной, то с

    другой стороны воздвигались барьеры на пути продвижения товаров на рынки

    соседнего государства.

    Во многом это обусловлено общей двойственной позицией Украины

    относительного экономического сотрудничества с Россией. В украинском

    подходе сочетаются заинтересованность в сохранении нынешних объемов

    взаимодействия и даже в их расширении с боязнью своего «стратегического

    партнера», со стремлением обеспечить высокую степень экономической

    независимости от него (поэтому производственные формы нашего сотрудничества

    пока правильнее характеризовать формулой «кооперация – конкуренция», нежели

    как полноценное интеграционное взаимодействие, подразумевающее значительную

    меру согласования экономических интересов).

    После распада СССР правящая элита Украины избрала внешнеэкономическую

    стратегию ускоренного сближения с Западом. Было заявлено о необходимости

    вхождения страны в евроатлантические структуры безопасности и в европейскую

    систему экономического сотрудничества. Реинтеграция же постсоветских

    государств под эгидой России, пусть даже на рыночных условиях,

    рассматривалась как угроза независимости, вариант «восстановления империи».

    Эта стратегическая внешнеполитическая установка Киева конкретно

    реализовывалась по следующим направлениям.

    1. Украина вышла из Договора о коллективной безопасности стран СНГ и

    развивает сотрудничество с НАТО по программе «Партнерство во имя мира».

    2. Украина не вступила ни в одну из возникших в рамках СНГ

    региональных группировок с участием России (исключением стало подписание 19

    сентября 2003 г. соглашения о формировании Единого экономического

    пространства). Она возглавила интеграционную группировку ГУУАМ (Грузия,

    Украина, Узбекистан, Армения, Молдова), члены которого, мягко говоря,

    сдержанно относятся к многосторонней интеграции под эгидой РФ.

    3. Европейский выбор Украины фактически получил статус национальной

    идеи. С начала 1994 г. взят курс на вхождение в Евросоюз (в названном году

    Украина подписала двустороннее соглашение о партнерстве и сотрудничестве в

    ЕС, вступившее в силу позже, в марте 1998 г.).[60]

    Сотрудничество же с Россией на официальном уровне рассматривается лишь

    как одно из направлений внешнеэкономических связей в контексте

    магистрального движения Украины в Европу.

    Подобный дуализм в позиции Украины по отношению к России, во-первых,

    не может не оказывать отрицательного влияния на двусторонние отношения и в

    целом на взаимное экономическое сотрудничество в рамках СНГ. Во-вторых,

    появляются основания усомниться в абсолютной истинности известной формулы,

    согласно которой «Украина и Россия просто обречены на сотрудничество».[61]

    Действительно, нас многое сближает, прежде всего – сформировавшиеся в

    рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР и унаследованные от

    него экономические взаимосвязи. Но в условиях разновекторной

    геополитической ориентации последние способны порождать несовпадение и даже

    конфликты интересов, в частности, в сфере торговли и расчетов. Ярчайшие

    примеры здесь – зависимость Украины от поставок российского газа и

    российская зависимость от транзита через украинскую территорию

    энергоресурсов на Запад.

    Тем не менее нелепо, конечно, отрицать наличие объективной

    заинтересованности Украины в развитии торгового, производственно-

    технологического и инвестиционного сотрудничества с Россией. В

    подтверждение, можно выделить следующие области интересов, о которых идет

    речь.

    1. Украина нуждается в больших объемах импорта российских

    энергоносителей по сложившимся ценам, причем желательно – с применением

    специальных схем расчетов (например, оплаты транзитных услуг газом и

    нефтью).

    2. Весьма остро стоит вопрос о расширении украинского экспорта в

    Россию. В 2002 г. он составил около 21% общего экспорта Украины (в 1990 г.

    аналогичная цифра превышала 80%).[62]

    3. Украина крайне нуждается в промышленной кооперации с Россией, в том

    числе нацеленной на производство экспортной продукции для третьих стран. В

    общем объеме промышленной продукции Украины лишь 28% может быть произведено

    самостоятельно, без поставок из РФ и других стран СНГ.

    4. Благодаря двусторонним экономическим связям с Россией Украина

    получает крупные доходы от предоставления транзитных услуг, особенно

    связанных с экспортом в Европу нефти и газа.

    5. Финансовое донорство России – немаловажный фактор развития Украины.

    Таким образом, объективная заинтересованность Украины в развитии

    хозяйственного взаимодействия с Россией налицо.

    Нынешняя ситуация во взаимной торговле характерна тем, что в настоящее

    время, практически, исчерпаны используемые до сих пор экстенсивные

    источники ее дальнейшего увеличения.

    Каковы же основные причины, сдерживающие развитие двусторонних торгово-

    экономических связей и задачи по решению этих проблем?

    1. Нынешнее положение дел во взаимной торговле возникло не в

    истекшем году, а является закономерным отражением предыдущего периода

    российско-украинских отношений в экономической сфере. Более десяти

    предшествующих лет эти отношения развивались в русле дезинтеграции,

    взаимного соперничества в возведении торговых барьеров. При этом

    государственная поддержка интересов собственных предпринимательских кругов

    базировалась на том понимании, что единственным условием наращивания

    национального производства отдельных товаров могут служить более высокие

    ввозные пошлины и квоты.

    Как следствие, игнорировались интересы национальных потребителей,

    непосредственно на себе испытавших введение тех или иных ограничений в

    торговле. В итоге, товаропроизводители в обеих странах во многих сегментах

    экономики потеряли внутренние рынки сбыта друг друга, попали (в Украине –

    в большей степени) в зависимость от конъюнктуры рынков третьих стран,

    сформировали отраслевую структуру экономики, исходя не из национальных

    интересов, а из интересов более искушенных в конкурентной борьбе компаний

    развитых стран.

    Причины резкого падения (до 10,4 млрд. долл.) взаимного товарооборота

    в 1999 году общеизвестны. Но это падение началось еще с 1997 года, когда

    на деле начал реализовываться курс официального Киева на «многовекторность»

    внешнеэкономической деятельности. На практике это означало принятие мер,

    направленных на подчеркнутую ориентацию на западные рынки, создание

    преференциальных условий для экспортообразующих не только предприятий, но и

    целых украинских отраслей. При этом стали вводиться в действие меры

    ограничительного характера для российских товаров.

    2. В Украине отсутствует реально работающее законодательство в области

    создания международных финансово-промышленных групп, что не позволяет

    осуществлять совместную работу в налаживании устойчивых кооперационных

    связей в выпуске необходимой сельхозтехники для АПК, в химической

    промышленности, производстве удобрений и др. Не работает также правовой

    механизм в области законодательства о разделе продукции. В частности, это

    приводит к тому, что российские компании не имеют возможности участвовать в

    крупных инвестиционных проектах, представляющих взаимный интерес (например,

    разведка и добыча газа на шельфе Азово-Черноморского бассейна).

    Одним из путей решения указанных проблем должна стать организация

    активного взаимодействия парламентариев двух стран с целью гармонизации

    законодательно-нормативной базы государств и исключения возможности

    принятия нормативных правовых актов, нарушающих принципы договоров и

    соглашений, подписанных в рамках двустороннего экономического

    сотрудничества между Россией и Украиной, сдерживающих развитие

    товарооборота между обеими странами.

    3. В настоящее время назрела острая необходимость задействования тех

    направлений двусторонних торгово-экономических связей, которые, несмотря на

    принятые многочисленные решения, все еще остаются нереализованными.

    Речь идет о реальном развертывании двустороннего межрегионального

    сотрудничества на уровне среднего и малого бизнеса. Очевидно, что надо и

    расширять «географию» связей российских регионов с Украиной, и насыщать их

    конкретным содержанием. По оценкам Торгового представительства в Украине,

    именно за счет развития межрегионального взаимодействия можно увеличить

    наши поставки в Украину машин и оборудования, приборов и инструментов,

    продукции химической и связанных с ней отраслей промышленности, изделий

    целлюлозно-бумажной промышленности и древесины, т.е. продукции, улучшающей

    структуру российского экспорта.

    Следует особо отметить, что недопустимо медленно осуществляется

    реализация решений по вопросам развития межрегиональных связей обеих стран,

    принятых на межправительственном уровне.

    Кроме того, хозяйствующие субъекты российских и украинских регионов

    (особенно на среднем и малом бизнес-уровнях) испытывают острый недостаток в

    информации о часто меняющейся нормативно-правовой базе, регламентирующей

    внешнеэкономическую деятельность в обеих странах, в подборе надежных

    деловых партнеров, их коммерческих предложениях, в юридическом

    сопровождении сделок, о возможностях участия в приватизации объектов

    хозяйствования в Украине и России. Все это существенно сдерживает процессы

    образования и развития устойчивых деловых связей и, как следствие,

    товарообмена на этом уровне.

    4. Необходимо также решить комплекс вопросов, связанных с упрощением

    действующих процедур таможенного контроля и таможенного оформления товаров

    на российско-украинской границе.[63]

    В настоящее время значительная часть времени на российской и

    украинской таможнях тратится на таможенные (практически дублирующие друг

    друга) процедуры.

    Правовой базой торгово-экономического сотрудничества между Россией и

    Украиной является межправительственное Соглашение о свободной торговле,

    Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской

    Федерацией («Большой договор») и Программа экономического сотрудничества

    Украины с Российской Федерацией на 1998-2007 гг., согласно которой

    приоритетными направлениями сотрудничества на двусторонней основе являются:

    - авиастроение;

    - металлургия;

    - топливно-энергетический комплекс;

    - ракетно-космическая и химическая промышленности;

    - сельское хозяйство.[64]

    Этими документами предусматривается проведение мероприятий по

    согласованию стратегии осуществления экономических реформ, углублению

    экономической интеграции на основе гармонизации хозяйственного

    законодательства, согласованию финансовой, инвестиционной и таможенной

    политики, сохранению и развитию на взаимовыгодной основе производственной и

    научно-технической кооперации при разработке и изготовлении современной

    наукоемкой продукции.

    В соответствии с Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве

    между Украиной и Россией, а также Программой экономического сотрудничества

    до 2007 года модель экономических отношений должна строиться на основах

    равноправного партнерства и взаимовыгодной интеграции рыночно

    ориентированных экономических систем суверенных государств.[65]

    Реализация положений указанных документов дает возможность наладить

    сотрудничество в различных областях экономики, расширить поставки

    оборудования, строительных машин и товаров отечественной промышленности;

    реализовать проекты по созданию совместных предприятий; выполнять

    совместные научно-технические разработки и внедрять новейшие технологии;

    реализовывать межгосударственные экономические программы и т.п.

    Важнейшей вехой в истории постсоветского времени, а также российско-

    украинских отношений стало подписание в рамках 36-го саммита СНГ в Ялте 19

    сентября 2003 г. президентами Украины, России, Белоруссии и Казахстана

    масштабного Соглашения о формировании Единого экономического пространства

    (ЕЭП).[66] О создании ЕЭП президенты четырех стран заявили в феврале 2003

    г. Ратификация парламентами Украины и России Соглашения о формировании ЕЭП

    состоялась 20 апреля 2004 г.[67]

    Под Единым экономическим пространством страны-участницы понимают

    экономическое пространство, объединяющее таможенные территории стран

    участниц, на котором функционируют основанные на единых принципах механизмы

    регулирования экономик, свободный оборот товаров, услуг, капитала и рабочей

    силы, а также проводится единая внешнеторговая и согласованная налоговая,

    денежно-кредитная, валютно-финансовая политика.[68]

    Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и

    эффективного развития экономик стран-участниц и повышения уровня жизни

    населения.

    Координация и управление формированием и функционированием ЕЭП на

    межгосударственном уровне будут обеспечиваться советом глав государств.

    Количество голосов каждого государства-участника в рамках совета глав

    государств распределяется исходя из принципа «одно государство – один

    голос». Решения советом глав государств принимаются консенсусом.

    Правовой основой обеспечения формирования и функционирования ЕЭП

    являются международные договоры и решения органов ЕЭП, которые

    подписываются и принимаются с учетом законодательства сторон и в

    соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

    В соглашении отмечается, что с целью реализации соглашения стороны

    разрабатывают комплекс основных мер в отношении формирования ЕЭП. Концепция

    формирования ЕЭП является неотъемлемой частью соглашения.[69]

    Украина, Россия, Беларусь и Казахстан, входящие в Единое экономическое

    пространство, на первом этапе своей интеграции решили создать зону

    свободной торговли (ЗСТ) без изъятий и ограничений. При этом ЗСТ

    предполагает неприменение во взаимной торговле антидемпинговых,

    компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой

    политики в области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил

    конкуренции, применения субсидий и иных форм государственной поддержки.

    Вторым этапом интеграции стороны определили унификацию принципов разработки

    и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и

    фитосанитарных норм. Третьим этапом определена гармонизация

    макроэкономической политики. Четвертым – создание условий для свободного

    перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Пятым – стороны

    наметили гармонизацию законодательства в той мере, в какой это необходимо

    для функционирования ЕЭП, включая торговую и конкурентную политику. Шестым,

    и последним, этапом участники намерены формировать единые принципы

    регулирования деятельности естественных монополий (в сфере железнодорожного

    транспорта, магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии,

    нефти, газа и других сферах), единую конкурентную политику и обеспечивать

    недискриминационный доступ и равный уровень тарифов на услуги субъектов

    естественных монополий.[70]

    Таким образом, Единое экономическое пространство должно обеспечить

    рост экономики стран, перемещение товаров, услуг, капиталов, способствовать

    повышению уровня кооперации и международного распределения труда, доступ на

    рынки государств ЕЭП, который будет способствовать созданию новых рабочих

    мест.

    Главными предпосылками российско-украинского партнерства является

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.