МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Авторское право

    Авторское право

    КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Кафедра : Гражданского права

    КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: АВТОРСКОЕ ПРАВО

    Проверила: преподователь Карпушина Т. Д.

    Выполнил: студент СП-301 Ахметбеков Н.А.

    [pic]

    Алматы 1999год.

    ПЛАН:

    I.ВВЕДЕНИЕ

    II.ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТВОРЧЕСКОЙ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

    1. Творческая деятельность и роль гражданского права в ее организации.

    - Понятие и значение творческой деятельности.

    - Понятие и признаки результата творческой деятельности.

    - Роль гражданского права в организации творческой деятельности.

    2. Институты гражданского права, опосредующие отношения в области

    творческой деятельности.

    - Общие институты гражданского права и творческая деятельность.

    - Теория "права интеллектуальной собственности".

    - Правовая охрана открытий.

    III. АВТОРСКОЕ ПРАВО.

    1. Понятие и значение авторского права.

    -Понятие авторского права.

    - Принципы авторского права.

    2. Основные категории авторского права.

    - Объекты авторского права.

    - Субъекты авторского права.

    3. Права авторов и их защита.

    4. Авторско-правовая охрана программной продукции ЭВМ.

    - Понятие программной продукции.

    - Гражданско-правовые способы охраны программной продукции.

    - Авторско-правовая охрана программной продукции.

    IV.МЕЖДУНАРОДНОЕ И АВТОРСКОЕ ПРАВО

    V.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    VI.CПИCOK ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    I. ВВЕДЕНИЕ:

    За последние три года в правовой жизни нашего общества в сфере

    создания и использования произведений науки, литературы и искусства

    произошли существенные изменения. С принятием 10 июня 1996 года

    закона РК "Об авторском праве и смежных правах" завершилось

    формирование казахстанской системы авторского права как системы

    норм, предусматривающих очень высокий уровень охраны прав авторов,

    полностью соответствующий требованиям Бернской Конвенции об охране

    литературных и художественных произведений, являющейся своеобразным

    мировым эталоном защиты авторских прав

    Вопрос о принятии такого "сильного" закона был поднят давно как

    в связи с изменением политики государства в отношении человека, его

    прав и свобод, признанных высшей ценностью, так и в связи со

    стремлением Казахстана стать членом Бернского Союза.

    Одним из принципов Бернской Конференции является принцип

    минимального объема охраны, что означает, что сама Конвенция

    устанавливает некоторые нормы авторско-правовой охраны, которые

    подлежат обязательному применению в странах, участвующих в ней.

    Долгое время СССР, а затем и Казахстан не могли присоединиться к

    Бернской Конвенции, так как национальное законодательство не

    обеспечивало такого высокого уровня охраны авторских прав. И лишь

    сегодня, когда уровень охраны, предоставляемый казахстанским

    законодательством, достиг так называемого уровня «Бернской»

    Конвенции, появилась реальная возможность присоединиться к Бернской

    Конвенции, что Казахстан и сделал, став с 10 ноября 1998 года

    полноправной ее участницей.

    Признавая значимость этих правовых решений, необходимо выяснить

    наиболее важный для практики вопрос о том, как будут применяться

    нормы закона Конвенции? На какие события и факты распространяют они

    свое действие, в отношении создания и использования каких

    произведений они будут иметь силу, являются ли объектом охраны лишь

    произведения, созданные после даты вступления в силу закона или

    международного договора или же охрана предоставляется с обратной

    силой?

    Общая теория права, определяя обратную силу закона как

    распространение его на случаи или факты, имевшие место до вступления

    его в силу, гласит, что по общему правилу действует принцип: "закон

    обратной силы не имеет". Сформулировав общий принцип, теория права

    оставила его конкретизацию за отдельными отраслями права в связи со

    спецификой их метода и предмета регулирования, предоставив им.

    возможность самостоятельно определять те случаи и факты, на которые

    распространяют свое действие новые нормы права.

    Эта работа посвящена проблемам авторского права, цель которой -

    показать, как вопросы авторского права решаются на международно-

    правовом уровне и в национальных законодательствах различных стран.

    Особое внимание хотелось бы уделить, наиболее актуальным сегодня для

    Казахстана проблемам: присоединению к Бернской Конвенции - в связи с

    этим подробно проанализировать положения статьи 18 Бернской

    Конвенции, касающиеся порядка ее действия, показать возможности ее

    толкования на примере США и Казахстана, отметить значение

    присоединения без обратной силы; порядка действия во времени Закона

    РК "Об авторском праве и смежных правах"

    II. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТВОРЧЕСКОЙ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

    1. Творческая деятельность и роль гражданского права в ее организации.

    Понятие и значение творческой деятельности.

    Творческая деятельность осуществляется в области науки,

    техники, литературы, искусства, художественного конструирования

    (дизайна), создания товарных знаков и других видов обозначений товаров.

    Творческая деятельность имеет важное значение. Наука и техника

    позволяют использовать богатства и силы природы в интересах общества.

    Литература, искусство и другие виды творчества играют большую роль в

    формировании духовною мира человека, повышении его эстетического

    уровня. Проводимые в стране преобразования направлены также на развитие

    подлинно свободного научного, технического, художественного и иного

    творчества. За последние годы широкое распространение получили клубы

    самостоятельного технического творчества, центры научно-технического

    творчества молодежи, различные виды творческих объединений и

    ассоциаций. Творческой является умственная (мыслительная,

    интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием нового,

    творчески самостоятельного результата в области науки, техники,

    литературы или искусства. Такая деятельность называется продуктивной, в

    отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых

    мыслей по правилам, формальной логики или иным известным правилам.

    Творцами часто называют и рабочих, создающих новую технику на основе

    изобретения, и тех, кто отливает в металле памятник по сделанной

    скульптором модели. Однако в специальном понимании творческой

    является не материально-производственная, а духовная деятельность. В

    приведенных примерах рабочие при всей важности их труда лишь реализуют

    творческие результаты, полученные изобретателем и скульптором.

    Понятие и признаки результата творческой деятельности.

    Результат творческой деятельности - выраженный в объективной форме

    ее продукт, именуемый в зависимости от его характера научным или научно-

    техническим результатом, достижением, знанием либо

    изобретением, промышленным образцом, товарным знаком, произведением

    науки, литературы или искусства. Критерии творческого характера

    отдельных достижений имеют особенности, закрепленные в авторском,

    изобретательском праве, праве на промышленный образец и в других

    институтах гражданского права. Однако всем результатам творчества

    свойственна новизна или оригинальность их существенных элементов.

    Наряду с существенной (качественной) новизной или оригинальностью

    результатов все виды творчества характеризуются идеальным характером

    данных результатов и невозможностью прямого воздействия права на

    процесс их создания.1

    Роль гражданского права в организации творческой деятельности.

    Гражданское право не регулирует непосредственно творческую

    научно-техническую, литературную и иную деятельность. Процесс научно-

    технического и художественного творчества остается за пределами

    действия его норм. Гражданское право традиционно выполняет функции

    признания авторства на уже созданные творческие результаты,

    установления их правового режима, материального и морального

    стимулирования и защиты прав их авторов. Вместе с тем отдельные нормы

    гражданского права регулируют отношения по организации (на договорных

    началах) создания, передачи и использования новых достижений в

    области научно-технического, художественного и иного творчества. Нормы

    авторского права способствуют росту культурного уровня общества, охране

    прав и интересов творцов научных и литературно-художественных

    ценностей.

    Гражданское законодательство активно способствует развитию инициативы в

    области науки, техники, литературы, искусства и в других сферах творческой

    деятельности. Ее роль не ограничивается охраной готовых результатов

    творчества. Оно влияет также на отношения по организации производства и

    использования этих результатов, например, в рамках договоров на создание

    (передачу) научно-технической продукции, авторских, лицензионных и иных

    договоров. Поэтому можно говорить о гражданских правоотношениях,

    связанных с творческой деятельностью как таковой, а не только с ее

    результатами.

    2. Институты гражданского права, опосредующие отношения в области

    творческой деятельности

    Общие институты гражданского права и творческая деятельность

    Отношения, связанные с творческой деятельностью, регламентируют нормы

    многих институтов гражданского права. Это, в частности, нормы о субъектах и

    объектах гражданских прав, сделках, исковой давности, праве собственности,

    общие положения об обязательствах и нормы об отдельных видах обязательств.

    Так,ст.9 Основ предусматривает возможность граждан иметь права автора

    произведения науки, литературы и искусства, иного результата

    интеллектуальной (творческой) деятельности.

    Важную роль играют сделки, совершаемые в связи с проведением конкурсов на

    лучшее произведение науки, литературы или искусства. Отдельные виды

    обязательств в сфере научно-технического и художественного творчества

    детально регламентируют законодательство о договорах на создание

    (передачу) научно-технической продукции, продажу лицензий и передачу

    "ноу-хау", авторских и тому подобных договорах.

    В сфере научно-технического и художественного творчества применяют нормы о

    праве собственности и других вещных правах, опосредующих наделение

    творческих организаций (научно-исследовательских институтов,

    студий, театров и др.) основными и оборотными средствами, правовой режим

    отдельных видов их имущества, а также определяющих принадлежность

    конкретным субъектам вещных прав на материальные носители произведений

    творчества (книги, картины, рукописи, чертежи и т.п.).

    Специальные институты гражданского права, опосредующие творческую

    деятельность.

    Важную роль в области научно-технического и художественного творчества

    играют авторское, изобретательское (патентное) право, право на промышленный

    образец и товарный знак. Главные их нормы сосредоточены в ГК, а также в

    специальных законодательных актах.

    Предписания авторского, изобретательского (патентного) законодательства,

    законодательства о промышленных образцах и товарных знаках входят в состав

    гражданского права лишь в той мере. в какой они регулируют имущественные и

    личные неимущественные отношения между юридически равными субъектами. Дело

    в том, что само это законодательство имеет комплексный характер и включает

    отдельные положения государственного, административного, финансового,

    трудового, процессуального и даже уголовного права.

    Авторские, изобретательские и подобные им права обычно называют

    исключительными. Под исключительными правами в теории данного права

    понимаются субъективные абсолютные права, обеспечивающие их носителям

    правомочия на совершение различных действий (по использованию

    результата творчества, распоряжению им и т.п.) с одновременным запрещением

    всем другим лицам совершать указанные действия.

    Исключительные авторские права, права на изобретения,

    промышленные образцы и другие объекты возникли как реакция права на

    массовое применение товарно-денежной формы в духовной сфере. Некоторые

    авторы ставят даже знак равенства между исключительным правом и

    собственностью.

    Тождество или сходство функции авторского, изобретательского права,

    права на промышленный образец не означает необходимости включения

    последних в сферу изобретательского либо авторского права. Между всеми

    названными институтами есть принципиальные различия, обусловливающие их

    самостоятельное существование в системе гражданского права. Например,

    авторское право охраняет прежде всем форму произведения, в то время как

    изобретательское право - его содержание. Для признания творческого

    произведения объектом авторского права достаточно выражения его в любой

    объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творчества.

    Напротив, для прямой охраны изобретений, рационализаторских

    предложений, промышленных образцов и товарных знаков требуется акт

    квалификации компетентного органа. Другие различия касаются прав авторов и

    оснований их возникновения.

    Нематериальная природа объектов, творческий характер труда по их

    созданию, сходство в оформлении и исключительный характер некоторых

    субъективных прав породили еще в прошлом веке стремление создать единый

    институт "исключительных прав", или промышленных прав и авторского права,

    или авторского права в широком смысле. В настоящее время на Западе широко

    распространена концепция права нематериальных, или духовных, благ. Попытки

    разработать единый правовой институт в области науки, техники, литературы и

    искусства предпринимались и советскими авторами, предлагавшими в разное

    время объединить авторское и изобретательское право и право на промышленный

    образец.

    Выявление общих черт в различных институтах, опосредуюших сферу научно-

    технического и художественного творчества, полезно для развития

    законодательства, правовой теории, правоприменения и изучения права.

    Однако этого недостаточно для конструирования в системе гражданском

    права единого "комплексного" института, опосредующего творческую

    деятельность. В законодательстве правовые нормы могут комбинироваться

    свободнее, и лишь в его структуре имеются основания для

    функционального обособления норм, скажем, изобретательского и

    авторского права.

    Теория "права интеллектуальной собственности".

    Наше гражданское право не знает институтов промышленной,

    научной, литературной, интеллектуальной или духовной

    собственности на сами творческие достижения.

    Понятия промышленной и интеллектуальной собственности обычно

    употребляются в отечественной правовой литературе, юридической практике и

    некоторых нормативных актах лишь в связи с их использованием в

    международных соглашениях, в которых участвовал СССР. Например, в Парижской

    конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. и в

    Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной

    собственности, от 14 июля 1967 г. Согласно этим Конвенциям, объектами

    "промышленной собственности" признаются, в частности, патенты на

    изобретения, полезные модели, промышленные, образцы и товарные знаки.

    "Интеллектуальная собственность" включает, кроме того, права, относящиеся

    к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской

    деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телепередачам и тому

    подобным результатам творчества2.

    Институт "собственности" на нематериальные блага возник в условиях, в

    которых автор является товаропроизводителем, отчуждающим свой товар.

    Однако и в свободном рынке проприетарная3 теория авторских прав не смогла

    в должной мере отразить их юридическую природу как комплекса личных и

    имущественных правомочий автора.

    В самом деле, регламентация этих отношений по модели классических вещных

    прав могла бы лишь ухудшить положение автора- ведь, отчуждая объект своей

    «интеллектуальной собственности", его создатель тем самым лишался бы

    всяких прав на него, а новый "собственник" получал бы возможность по своему

    усмотрению изменять этот объект и вообще считать его исключительно своим.

    Между тем классическая «триада» правомочий собственника вообще не годится

    для характеристики прав на объект творческой деятельности.

    Так, в отношении нематериальных благ, какими являются все продукты

    интеллектуальной деятельности, неприменимо правомочие "владения":

    нельзя физически обладать идеями и образами. Не может быть прямо применено

    к нематериальным объектам и вещное правомочие "пользования". Научно-

    технические идеи и художественные образы могут находиться одновременно в

    пользовании бессмысленного круга субъектов. При этом данные объекты не

    потребляются в процессе использования, не амортизируются в физическом

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.