Авторское право
Авторское право
КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра : Гражданского права
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: АВТОРСКОЕ ПРАВО
Проверила: преподователь Карпушина Т. Д.
Выполнил: студент СП-301 Ахметбеков Н.А.
[pic]
Алматы 1999год.
ПЛАН:
I.ВВЕДЕНИЕ
II.ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
1. Творческая деятельность и роль гражданского права в ее организации.
- Понятие и значение творческой деятельности.
- Понятие и признаки результата творческой деятельности.
- Роль гражданского права в организации творческой деятельности.
2. Институты гражданского права, опосредующие отношения в области
творческой деятельности.
- Общие институты гражданского права и творческая деятельность.
- Теория "права интеллектуальной собственности".
- Правовая охрана открытий.
III. АВТОРСКОЕ ПРАВО.
1. Понятие и значение авторского права.
-Понятие авторского права.
- Принципы авторского права.
2. Основные категории авторского права.
- Объекты авторского права.
- Субъекты авторского права.
3. Права авторов и их защита.
4. Авторско-правовая охрана программной продукции ЭВМ.
- Понятие программной продукции.
- Гражданско-правовые способы охраны программной продукции.
- Авторско-правовая охрана программной продукции.
IV.МЕЖДУНАРОДНОЕ И АВТОРСКОЕ ПРАВО
V.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
VI.CПИCOK ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. ВВЕДЕНИЕ:
За последние три года в правовой жизни нашего общества в сфере
создания и использования произведений науки, литературы и искусства
произошли существенные изменения. С принятием 10 июня 1996 года
закона РК "Об авторском праве и смежных правах" завершилось
формирование казахстанской системы авторского права как системы
норм, предусматривающих очень высокий уровень охраны прав авторов,
полностью соответствующий требованиям Бернской Конвенции об охране
литературных и художественных произведений, являющейся своеобразным
мировым эталоном защиты авторских прав
Вопрос о принятии такого "сильного" закона был поднят давно как
в связи с изменением политики государства в отношении человека, его
прав и свобод, признанных высшей ценностью, так и в связи со
стремлением Казахстана стать членом Бернского Союза.
Одним из принципов Бернской Конференции является принцип
минимального объема охраны, что означает, что сама Конвенция
устанавливает некоторые нормы авторско-правовой охраны, которые
подлежат обязательному применению в странах, участвующих в ней.
Долгое время СССР, а затем и Казахстан не могли присоединиться к
Бернской Конвенции, так как национальное законодательство не
обеспечивало такого высокого уровня охраны авторских прав. И лишь
сегодня, когда уровень охраны, предоставляемый казахстанским
законодательством, достиг так называемого уровня «Бернской»
Конвенции, появилась реальная возможность присоединиться к Бернской
Конвенции, что Казахстан и сделал, став с 10 ноября 1998 года
полноправной ее участницей.
Признавая значимость этих правовых решений, необходимо выяснить
наиболее важный для практики вопрос о том, как будут применяться
нормы закона Конвенции? На какие события и факты распространяют они
свое действие, в отношении создания и использования каких
произведений они будут иметь силу, являются ли объектом охраны лишь
произведения, созданные после даты вступления в силу закона или
международного договора или же охрана предоставляется с обратной
силой?
Общая теория права, определяя обратную силу закона как
распространение его на случаи или факты, имевшие место до вступления
его в силу, гласит, что по общему правилу действует принцип: "закон
обратной силы не имеет". Сформулировав общий принцип, теория права
оставила его конкретизацию за отдельными отраслями права в связи со
спецификой их метода и предмета регулирования, предоставив им.
возможность самостоятельно определять те случаи и факты, на которые
распространяют свое действие новые нормы права.
Эта работа посвящена проблемам авторского права, цель которой -
показать, как вопросы авторского права решаются на международно-
правовом уровне и в национальных законодательствах различных стран.
Особое внимание хотелось бы уделить, наиболее актуальным сегодня для
Казахстана проблемам: присоединению к Бернской Конвенции - в связи с
этим подробно проанализировать положения статьи 18 Бернской
Конвенции, касающиеся порядка ее действия, показать возможности ее
толкования на примере США и Казахстана, отметить значение
присоединения без обратной силы; порядка действия во времени Закона
РК "Об авторском праве и смежных правах"
II. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
1. Творческая деятельность и роль гражданского права в ее организации.
Понятие и значение творческой деятельности.
Творческая деятельность осуществляется в области науки,
техники, литературы, искусства, художественного конструирования
(дизайна), создания товарных знаков и других видов обозначений товаров.
Творческая деятельность имеет важное значение. Наука и техника
позволяют использовать богатства и силы природы в интересах общества.
Литература, искусство и другие виды творчества играют большую роль в
формировании духовною мира человека, повышении его эстетического
уровня. Проводимые в стране преобразования направлены также на развитие
подлинно свободного научного, технического, художественного и иного
творчества. За последние годы широкое распространение получили клубы
самостоятельного технического творчества, центры научно-технического
творчества молодежи, различные виды творческих объединений и
ассоциаций. Творческой является умственная (мыслительная,
интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием нового,
творчески самостоятельного результата в области науки, техники,
литературы или искусства. Такая деятельность называется продуктивной, в
отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых
мыслей по правилам, формальной логики или иным известным правилам.
Творцами часто называют и рабочих, создающих новую технику на основе
изобретения, и тех, кто отливает в металле памятник по сделанной
скульптором модели. Однако в специальном понимании творческой
является не материально-производственная, а духовная деятельность. В
приведенных примерах рабочие при всей важности их труда лишь реализуют
творческие результаты, полученные изобретателем и скульптором.
Понятие и признаки результата творческой деятельности.
Результат творческой деятельности - выраженный в объективной форме
ее продукт, именуемый в зависимости от его характера научным или научно-
техническим результатом, достижением, знанием либо
изобретением, промышленным образцом, товарным знаком, произведением
науки, литературы или искусства. Критерии творческого характера
отдельных достижений имеют особенности, закрепленные в авторском,
изобретательском праве, праве на промышленный образец и в других
институтах гражданского права. Однако всем результатам творчества
свойственна новизна или оригинальность их существенных элементов.
Наряду с существенной (качественной) новизной или оригинальностью
результатов все виды творчества характеризуются идеальным характером
данных результатов и невозможностью прямого воздействия права на
процесс их создания.1
Роль гражданского права в организации творческой деятельности.
Гражданское право не регулирует непосредственно творческую
научно-техническую, литературную и иную деятельность. Процесс научно-
технического и художественного творчества остается за пределами
действия его норм. Гражданское право традиционно выполняет функции
признания авторства на уже созданные творческие результаты,
установления их правового режима, материального и морального
стимулирования и защиты прав их авторов. Вместе с тем отдельные нормы
гражданского права регулируют отношения по организации (на договорных
началах) создания, передачи и использования новых достижений в
области научно-технического, художественного и иного творчества. Нормы
авторского права способствуют росту культурного уровня общества, охране
прав и интересов творцов научных и литературно-художественных
ценностей.
Гражданское законодательство активно способствует развитию инициативы в
области науки, техники, литературы, искусства и в других сферах творческой
деятельности. Ее роль не ограничивается охраной готовых результатов
творчества. Оно влияет также на отношения по организации производства и
использования этих результатов, например, в рамках договоров на создание
(передачу) научно-технической продукции, авторских, лицензионных и иных
договоров. Поэтому можно говорить о гражданских правоотношениях,
связанных с творческой деятельностью как таковой, а не только с ее
результатами.
2. Институты гражданского права, опосредующие отношения в области
творческой деятельности
Общие институты гражданского права и творческая деятельность
Отношения, связанные с творческой деятельностью, регламентируют нормы
многих институтов гражданского права. Это, в частности, нормы о субъектах и
объектах гражданских прав, сделках, исковой давности, праве собственности,
общие положения об обязательствах и нормы об отдельных видах обязательств.
Так,ст.9 Основ предусматривает возможность граждан иметь права автора
произведения науки, литературы и искусства, иного результата
интеллектуальной (творческой) деятельности.
Важную роль играют сделки, совершаемые в связи с проведением конкурсов на
лучшее произведение науки, литературы или искусства. Отдельные виды
обязательств в сфере научно-технического и художественного творчества
детально регламентируют законодательство о договорах на создание
(передачу) научно-технической продукции, продажу лицензий и передачу
"ноу-хау", авторских и тому подобных договорах.
В сфере научно-технического и художественного творчества применяют нормы о
праве собственности и других вещных правах, опосредующих наделение
творческих организаций (научно-исследовательских институтов,
студий, театров и др.) основными и оборотными средствами, правовой режим
отдельных видов их имущества, а также определяющих принадлежность
конкретным субъектам вещных прав на материальные носители произведений
творчества (книги, картины, рукописи, чертежи и т.п.).
Специальные институты гражданского права, опосредующие творческую
деятельность.
Важную роль в области научно-технического и художественного творчества
играют авторское, изобретательское (патентное) право, право на промышленный
образец и товарный знак. Главные их нормы сосредоточены в ГК, а также в
специальных законодательных актах.
Предписания авторского, изобретательского (патентного) законодательства,
законодательства о промышленных образцах и товарных знаках входят в состав
гражданского права лишь в той мере. в какой они регулируют имущественные и
личные неимущественные отношения между юридически равными субъектами. Дело
в том, что само это законодательство имеет комплексный характер и включает
отдельные положения государственного, административного, финансового,
трудового, процессуального и даже уголовного права.
Авторские, изобретательские и подобные им права обычно называют
исключительными. Под исключительными правами в теории данного права
понимаются субъективные абсолютные права, обеспечивающие их носителям
правомочия на совершение различных действий (по использованию
результата творчества, распоряжению им и т.п.) с одновременным запрещением
всем другим лицам совершать указанные действия.
Исключительные авторские права, права на изобретения,
промышленные образцы и другие объекты возникли как реакция права на
массовое применение товарно-денежной формы в духовной сфере. Некоторые
авторы ставят даже знак равенства между исключительным правом и
собственностью.
Тождество или сходство функции авторского, изобретательского права,
права на промышленный образец не означает необходимости включения
последних в сферу изобретательского либо авторского права. Между всеми
названными институтами есть принципиальные различия, обусловливающие их
самостоятельное существование в системе гражданского права. Например,
авторское право охраняет прежде всем форму произведения, в то время как
изобретательское право - его содержание. Для признания творческого
произведения объектом авторского права достаточно выражения его в любой
объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творчества.
Напротив, для прямой охраны изобретений, рационализаторских
предложений, промышленных образцов и товарных знаков требуется акт
квалификации компетентного органа. Другие различия касаются прав авторов и
оснований их возникновения.
Нематериальная природа объектов, творческий характер труда по их
созданию, сходство в оформлении и исключительный характер некоторых
субъективных прав породили еще в прошлом веке стремление создать единый
институт "исключительных прав", или промышленных прав и авторского права,
или авторского права в широком смысле. В настоящее время на Западе широко
распространена концепция права нематериальных, или духовных, благ. Попытки
разработать единый правовой институт в области науки, техники, литературы и
искусства предпринимались и советскими авторами, предлагавшими в разное
время объединить авторское и изобретательское право и право на промышленный
образец.
Выявление общих черт в различных институтах, опосредуюших сферу научно-
технического и художественного творчества, полезно для развития
законодательства, правовой теории, правоприменения и изучения права.
Однако этого недостаточно для конструирования в системе гражданском
права единого "комплексного" института, опосредующего творческую
деятельность. В законодательстве правовые нормы могут комбинироваться
свободнее, и лишь в его структуре имеются основания для
функционального обособления норм, скажем, изобретательского и
авторского права.
Теория "права интеллектуальной собственности".
Наше гражданское право не знает институтов промышленной,
научной, литературной, интеллектуальной или духовной
собственности на сами творческие достижения.
Понятия промышленной и интеллектуальной собственности обычно
употребляются в отечественной правовой литературе, юридической практике и
некоторых нормативных актах лишь в связи с их использованием в
международных соглашениях, в которых участвовал СССР. Например, в Парижской
конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. и в
Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной
собственности, от 14 июля 1967 г. Согласно этим Конвенциям, объектами
"промышленной собственности" признаются, в частности, патенты на
изобретения, полезные модели, промышленные, образцы и товарные знаки.
"Интеллектуальная собственность" включает, кроме того, права, относящиеся
к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской
деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телепередачам и тому
подобным результатам творчества2.
Институт "собственности" на нематериальные блага возник в условиях, в
которых автор является товаропроизводителем, отчуждающим свой товар.
Однако и в свободном рынке проприетарная3 теория авторских прав не смогла
в должной мере отразить их юридическую природу как комплекса личных и
имущественных правомочий автора.
В самом деле, регламентация этих отношений по модели классических вещных
прав могла бы лишь ухудшить положение автора- ведь, отчуждая объект своей
«интеллектуальной собственности", его создатель тем самым лишался бы
всяких прав на него, а новый "собственник" получал бы возможность по своему
усмотрению изменять этот объект и вообще считать его исключительно своим.
Между тем классическая «триада» правомочий собственника вообще не годится
для характеристики прав на объект творческой деятельности.
Так, в отношении нематериальных благ, какими являются все продукты
интеллектуальной деятельности, неприменимо правомочие "владения":
нельзя физически обладать идеями и образами. Не может быть прямо применено
к нематериальным объектам и вещное правомочие "пользования". Научно-
технические идеи и художественные образы могут находиться одновременно в
пользовании бессмысленного круга субъектов. При этом данные объекты не
потребляются в процессе использования, не амортизируются в физическом
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|