МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Центральный Банк Российской Федераци как орган государственного контроля и регулирования

    Центральный Банк Российской Федераци как орган государственного контроля и регулирования

    ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

    Факультет «Экономика и менеджмент»

    Специальность «Финансы и кредит»

    Кафедра «Менеджмент финансов и кредита»

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    на тему: Центральный Банк РФ как орган банковского регулирования и

    надзора.

    Выполнила - студентка 4 курса очного отделения

    Попова О.Е.

    Научный руководитель – Самсонова Е.К.

    Орел 2002 г.

    План:

    Введение

    1. Организация банковского регулирования, надзора и контроля

    1.1. Инспектирование кредитных организаций

    1.2. Меры воздействия на кредитные организации

    2. Анализ осуществления ЦБ РФ регулирования и надзора за деятельностью

    кредитных организаций

    2.1. Лицензирование и регистрация кредитных организаций

    2.2. Установление и соблюдение экономических нормативов

    3. Проблемы организации банковского регулирования и надзора в РФ и пути их

    совершенствования

    Заключение

    Список литературы

    Приложение 1 «Организация банковского регулирования, надзора и контроля»

    Приложение 2 «Виды инспекционных проверок»

    Приложение 3 «Этапы проведения инспекционной проверки»

    Приложение 4 «Информация об отзыве лицензии и ликвидации юридических лиц в

    2001 г.»

    Приложение 5 «Информация об отзыве лицензии и ликвидации юридических лиц в

    2002 г.»

    Приложение 6 «Информация о регистрации кредитных организаций в 2001 г.»

    Приложение 7 «Информация о регистрации кредитных организаций в 2002 г.»

    Приложение 8 «Информация о действующих кредитных организациях в 2001 г.»

    Приложение 9 «Информация о действующих кредитных организациях в 2002 г.»

    Приложение 10 «Справка о количестве действующих кредитных организациях и их

    филиалов в Центральном Федеральном округе на 01.01.2001».

    Приложение 11 «Справка о количестве действующих кредитных организациях и их

    филиалов в Центральном Федеральном округе на 01.01.2002».

    Приложение 12 «классификация банковских активов по группам риска»

    Приложение 13 «Группировка действующих кредитных организаций по величине

    зарегистрированного уставного капитала в 2001 г.»

    Приложение 14 «Группировка действующих кредитных организаций по величине

    зарегистрированного уставного капитала в 2002 г.»

    Введение

    Центральный банк Российской Федерации — высший орган банковского

    регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других

    кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ

    РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите

    интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную

    деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания

    новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на

    право осуществления банковской деятельности.

    Главная задача Центрального банка России заключается в том, чтобы

    методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое

    развитие страны, т. е. соответствие количества денег в обращении

    потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения,

    увеличению количества и повышению качества производства разнообразной

    продукции, расширению экспортно-импортных операций.

    Коммерческие банки являются основными каналами практического

    осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка. ЦБ РФ

    устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и

    регулирования кредитных операций и денежного обращения.

    Тема данной курсовой роботы является достаточно актуальной в силу

    того, что деятельность коммерческих банков затрагивает имущественные и

    социальные права широкого круга граждан, предприятий, организаций, фирм,

    которые являются их акционерами, вкладчиками и кредиторами. Поэтому

    государство в лице Центрального банка осуществляет наблюдения и контроль за

    устойчивостью каждого банка и всей банковской системы.

    Целью написания курсовой роботы является изучение взаимоотношений

    Центрального Банка РФ и кредитных организаций с точки зрения банковского

    регулирования и надзора.

    В рамках данной целевой установки решаются следующие задачи:

    1. организация банковского регулирования, надзора и контроля;

    2. инспектирование кредитных организаций – цели, этапы, виды проверок;

    3. меры воздействия на кредитные организации;

    4. порядок регистрации кредитных организаций;

    5. лицензирование банковской деятельности;

    6. порядок установления и соблюдения экономических нормативов Банка

    России;

    7. проблемы в области банковского регулирования и надзора и пути их

    устранения.

    В работе проведен анализ показателей, характеризующих деятельность

    кредитных организаций в целом по России и в частности – по Орловской

    области, за 2001 и 2002 годы.

    Организация банковского регулирования, надзора и контроля

    Банк России является органом банковского регулирования и надзора за

    деятельностью кредитных организаций.

    Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством

    которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное

    функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в

    банковском секторе.

    Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения

    устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный

    надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с

    действующим законодательством.

    Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание

    стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и

    кредиторов. Банк России не управляет кредитными организациями, а только

    наблюдает за соответствием их деятельности установленным финансовым

    нормативам. Он не имеет административных полномочий по управлению

    коммерческими банками и другими кредитными организациями. По закону Банк

    России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных

    организаций. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений.

    Федеральный закон предоставил Банку России правомочия осуществлять

    банковский надзор: наблюдать за кредитной организацией с точки зрения

    нормативности принимаемых ею решений.

    Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с

    перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и

    получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности,

    требовать разъяснений по полученной информации. Банк России публикует

    сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе

    Российской Федерации, соблюдая коммерческую тайну банков.

    ЦБ РФ осуществляет так называемое пруденциальное регулирование. Его

    смысл состоит в том, чтобы уменьшить риск банковских операций и

    предотвратить крах и системный кризис банков. Пруденциальное регулирование

    - это издание законов, а также нормативных актов и предписаний Банка

    России, направленных на создание таких условий банковской деятельности,

    которые снижают риск неликвидности, неплатежеспособности и финансовой

    надежности кредитной организации. Оно необходимо для предотвращения

    нестабильности в банковской системе: кризисов, угроз клиентам и вкладчикам

    кредитных организаций. Поэтому регулирование является средством надзора в

    широком смысле слова, т. е. за банковской системой в целом. В то же время

    надзор - средство обеспечения пруденциального регулирования. Это банковский

    надзор в узком смысле слова, т. е. надзор за отдельными кредитными

    организациями как частью банковской системы.

    Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке

    России)» предусматривает ряд норм пруденциального регулирования, применение

    которых должно способствовать укреплению финансовой устойчивости и

    надежности кредитных организаций. В частности Банк России устанавливает

    обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских

    операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления

    бухгалтерской и статистической отчетности.

    При этом Банк России не вправе требовать от кредитных организаций

    выполнения несвойственных им функций, включая контроль за расходованием

    фонда потребления (заработной платы) юридических лиц- клиентов.

    Федеральный закон предусматривает определенный порядок регистрации

    кредитных организаций, выдачи им соответствующих лицензий, их отзыва,

    предъявления в соответствии с федеральными законами квалификационных

    требований к руководителям исполнительных органов, а также к главному

    бухгалтеру кредитной организации. В этих же целях установлены

    антимонопольные требования.

    Банковский надзор - это наблюдение Банка России (дистанционное и

    контактное) за исполнением и соблюдением конкретными кредитными

    организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность,

    установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и

    правил бухгалтерского учета и отчетности.

    Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия решений и

    действий кредитной организации законам, регулирующим банковскую

    деятельность, и нормативным актам Банка России. Он используется Банком

    России для управления рисками в банковской системе.

    В практике зарубежных государств банковский надзор имеет две формы:

    дистанционный и контактный. В российском законодательстве эти формы

    банковского надзора не выделены. Инспектирование кредитных организаций,

    начиная с 1996 г., регулируется нормативными актами Банка России.

    Дистанционный надзор - наблюдение за деятельностью кредитных

    организаций на основе представленных банковских и, в частности,

    бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные

    документы и т. п.). Для этого в системе Банка России созданы подразделения

    банковского надзора - Департамент пруденциального надзора, Департамент

    лицензирования кредитных организаций и некоторые другие департаменты, а в

    территориальных учреждениях - управления (отделы) регулирования банковской

    деятельности.

    Контактный надзор - это проверки деятельности кредитных организаций,

    проводимые представителями Банка России непосредственно в кредитной

    организации. Для таких целей в структуре Банка России созданы Департамент

    инспектирования кредитных организаций и соответствующие структуры в его

    территориальных учреждениях (управления, отделы).

    Общая цель банковского надзора - приведение банковской системы и

    банковской деятельности каждой в отдельности кредитной организации в

    соответствие с требованиями законодательства и нормативных актов Банка

    России. Конкретные цели надзора зависят от особенностей его объектов.

    Объекты банковского надзора — это та часть банковской системы и

    банковской деятельности, которая в соответствии с требованиями законов и в

    установленном ими порядке должна контролироваться Банком России. Правильное

    определение объектов надзора имеет значение для уяснения компетенции Банка

    России по проведению проверок деятельности кредитных организаций. Кроме

    того, оно позволяет оптимизировать расходы Банка России на указанный

    надзор.

    Основные функции банковского надзора:

    1. изучение юридических вопросов деятельности банка и соблюдение им устава

    и лицензии;

    2. проверка соблюдения кредитной организацией позиций банковской лицензии;

    3. анализ баланса и отчетности банка;

    4. изучение динамики отдельных показателей банковской деятельности и

    перспектив развития банка;

    5. проверка решений органов управления;

    6. проверка работы ревизионной комиссии;

    7. анализ договорных отношений кредитной организации с клиентами,

    вкладчиками, дебиторами;

    8. анализ способов размещения собственных и временно привлеченных средств,

    проверка выполнения обязательств по договорам (кредиты, депозиты,

    конвертация, валютные операции, ценные бумаги);

    9. проверка управления рисками;

    10. проверка формирования резервов;

    11. проверка гарантий;

    12. проверка обоснованности и законности формирования доходов;

    13. изучение договоров и причин потерь по отдельным видам деятельности;

    14. выявление фактов искажения доходов и расходов, обнаружение возможных

    непроизводительных потерь, в том числе связанных с результатами

    применения санкций за нарушение и несоблюдение договорных обязательств;

    15. выявление причин, мотивов и обстоятельств, способствовавших банковским

    нарушениям;

    16. выяснение целей нарушения нормативных актов ЦБ РФ, причин искажения

    отчетных показателей, экономических нормативов;

    17. выяснение причин и целей проведения банком убыточных, неэффективных

    банковских операций и сделок, прежде всего создающих повышенный риск и

    повлекших нарушение экономических нормативов;

    18. проверка соблюдения кредитной организацией предписаний Банка России.

    Основные различия между банковским надзором, банковским пруденциальным

    регулированием и пруденциальным надзором показаны в приложении 1.

    Инспектирование кредитных организаций

    Вопросы инспектирования кредитных организаций предусмотрены ст. 55

    Федерального закона «О Центральном банке Российской федерации (Банке

    России)», а также Инструкцией Банка России от 19 февраля 1996 г. № 34 «О

    порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов

    уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации

    (Банка России)».

    Вопрос об основаниях проведения проверок достаточно формализован.

    Отчасти это связано с предположением о возможных злоупотреблениях

    (проведение проверок без достаточных оснований). Как показывает практика,

    такие предположения не лишены оснований. Здесь может быть два вида

    злоупотреблений, одинаково опасных не только для банков, но и для общества.

    Во-первых, некоторые банки годами не проверялись и есть все основания

    предполагать о заинтересованности должностных лиц. Во-вторых, некоторые

    банки слишком часто проверяются, что, по мнению их руководителей, не имеет

    законных оснований. Такая проверка резко снижает рейтинг кредитной

    организации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся на основании

    планов проверок, которые составляются на каждый квартал указанными в

    инструкции структурными подразделениями Банка России и его территориальными

    учреждениями и утвержденными руководителями этих подразделений и

    учреждений. Внеплановые проверки осуществляются по указанию председателя

    Банка России или его заместителей, курирующих подразделения, перечисленные

    в Инструкции, руководителя территориального учреждения Банка России.

    Заметим, что как внеплановые, так и плановые проверки всегда могут быть

    инициированы многими руководителями структурных подразделений, которые в

    свою очередь от подчиненных им подразделений и специалистов получают

    соответствующую информацию о финансовом и правовом состоянии банка. Поэтому

    на практике круг инициаторов банковских проверок весьма широк. Это могут

    быть, например, жалоба клиента иди запрос контролирующего органа.

    Согласно инструкции, «в планы проверок включаются в первую очередь

    кредитные организации, в отношении которых имеются данные об их

    неустойчивом финансовом положении или допущенных ими грубых нарушениях

    правил, регулирующих их деятельность, а также кредитные организации и их

    филиалы, которые не проверялись Банком России или его территориальными

    учреждениями более двух лет». Инструкция не объясняет, что понимается под

    терминами «имеются данные», и из каких источников они могут быть почерпнуты

    тем, кто решает вопрос о наличии оснований для назначения проверки

    кредитной организации.

    Решение о назначении проверки кредитной организации и ее филиалов

    оформляется письменным распоряжением, подготавливаемым структурным

    подразделением, уполномоченным проводить проверки. В распоряжении

    указываются: полное наименование, место нахождения и регистрационный номер

    проверяемой кредитной организации и ее филиалов, вид проверки, состав

    рабочей группы, даты начала и окончания проверки; задание для рабочей

    группы, участки деятельности кредитной организации (ее филиалов),

    подлежащие обязательной проверке. При необходимости в задании указываются:

    номера балансовых и внебалансовых счетов; операции, которые должны быть

    проверены; перечень документов, подлежащих выборочной проверке, период, за

    который эти документы и операции будут проверяться. В подготовке задания

    для рабочей группы по отдельным конкретным направлениям могут участвовать

    другие подразделения Банка России и его территориальных учреждений.

    Распоряжением может быть установлено право руководителя рабочей группы в

    период проверки самостоятельно или по согласованию с руководителем,

    назначившим проверку, дополнять иди уточнять задание.

    Виды проверок, осуществляемых Банком России, представлены на схеме в

    приложении 2. Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.