МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Финансовая система Республики Узбекистан

    Финансовая система Республики Узбекистан

    Финансовая система Республики Узбекистан

    1. Сущность и функции финансов.

    2. Финансовая система и ее субъекты.

    3. Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция.

    4. Государственный бюджет: пути формирования и использования.

    5. Бюджетный дефицит и государственный долг.

    6. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования

    экономики.

    7. Анализ бюджетной политики Узбекистана.

    1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

    Важнейшим инструментом экономической политики и регулирования рыночных

    отношений выступают финансы. Они стимулируют или, наоборот, ограничивают

    развитие отдельных отраслей, создают предпосылки для снижения издержек

    производства и обращения частных предприятий и фирм, повышения их

    конкурентоспособности на мировом рынке. Финансы выражают отношения

    экономического базиса - ту часть производственных отношений, которая

    связана с планомерным формированием, распределением и использованием фондов

    денежных средств, предназначенных для расширенного воспроизводства и

    динамичного развития экономики финансы занимают особое место в

    экономических отношениях. Финансовые отношения существуют объективно, но

    имеют конкретные формы проявлений, соответствующие характеру

    производственных отношений в обществе.

    Финансы - обобщающая экономическая категория, которая характеризует

    процессы денежной природы и денежные отношения в стране и в обществе.

    Сущность финансов, закономерности их развития и роль определяются

    экономическим строем общества, а также природой и функциями государства.

    Финансовые отношения опосредуют процесс общественного товарного

    производства. Областью возникновения и функционирования финансов является 2-

    я стадия воспроизводственного процесса - распределение валового внутреннего

    продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из

    которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Значит, важным

    признаком финансов как экономической категории является распределительный

    характер финансовых отношений.

    В распределении фонда денежных средств участвует совокупность

    экономических категорий. Однако специфической особенностью финансов

    является то, что материальными носителями финансовых отношений являются

    финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы - это специфическая форма движения

    денежных средств. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства

    за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а

    используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование

    работающих, удовлетворение социальных и Других потребностей общества.

    Финансовые ресурсы используются в фондовой, либо нефондовой формах. В

    условиях рыночной экономики хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает

    форму, государство использует фондовую форму, что является целесообразным

    для интересов общества в целом, так как это:

    - позволяет теснее увязать удовлетворение любой потребности с

    экономическими возможностями общества;

    - обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития

    общественного производства;

    - дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные

    интересы и тем активнее воздействовать на производство.

    |Финансы - система сложившихся в обществе |

    |экономических отношений по формированию и |

    |использованию фондов денежных средств на основе |

    |распределения и перераспределения валового |

    |общественного продукта и национального дохода. |

    Характерными чертамисовременных финансов являются следующие:

    1) денежная форма;

    2) распределительный характер отношений;

    3)распределение валового внутреннего продукта (в денежном выражении)

    через финансовые ресурсы, которые функционируют в фондовой либо нефондовой

    формах.

    Сущность финансов проявляется в их функциях. Функции финансов - это

    специфический способ выражения присущих финансам свойств.

    Распределительная функцияпроявляется в том, что финансы активно

    участвуют в распределении и перераспределении внутреннего валового продукта

    и национального дохода между участниками общественного производства,

    отраслями хозяйства, регионами, сферой материального производства и

    социально-культурной сферой.

    Распределительная функция проявляется в первичном распределении

    стоимости созданного экономического продукта и формировании первичных

    доходов, денежных поступлений в различные сферы и секторы экономики.

    Финансовые методы распределения распространяются на физических и

    юридических лиц, являющихся участниками всего воспроизводственного

    процесса, на все уровни управления экономикой. Он проявляется на

    общенациональном уровне, на уровне отдельных регионов, на местном уровне.

    Контрольная функцияпроявляется в контроле со стороны общества за

    производством, распределением и обращением экономического продукта.

    Через контрольную функцию можно узнать, как складываются пропорции в

    распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы

    поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и

    эффективно ли они используются. В условиях рыночных отношений финансовый

    контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и

    частного производства.

    2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СУБЪЕКТЫ

    Финансы выражают экономические общественные отношения. Отношения

    проявляются по-разному, имеют свою специфику. Специфические особенности

    финансовых отношений позволяют объединить их в сферы.

    Каждая сфера финансовых отношений имеет звенья.

    Взаимосвязь сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых

    образуются и используются фонды денежных средств, составляют финансовую

    систему страны.

    Финансовая система- это система форм и методов образования,

    распределения и использования фондов денежных средств государства и

    хозяйствующих субъектов. Допустимо утверждать, что потребности в финансах

    есть и у домашнего хозяйства, хотя экономическая наука и практика далеко не

    всегда рассматривают домашние хозяйства как самостоятельный субъект

    финансовой системы. Учитывая основные принципы, дальнейшее рассмотрение

    сфер и звеньев финансовой системы будет проведено без учета домашних

    хозяйств, однако финансовые связи и потоки в рыночной экономике не

    обходятся без них.

    Финансовую систему можно представить в виде следующей схемы (схема 1).

    Необходимость существования финансов хозяйствующих субъектов

    (предприятий, учреждений, организаций) объясняется потребностью в ресурсах,

    обеспечивающих их нормальную деятельность. Такая потребность в денежных

    ресурсах не могла бы быть удовлетворена без финансов. Благодаря финансам в

    процессе хозяйствования обеспечивается потребность производства в оборотных

    средствах, в осуществлении инвестиций для расширения основного капитала.

    Поступающая хозяйствующим субъектам денежная выручка за реализованную

    продукцию (валовой доход) распре- деляется таким образом, что

    удовлетворяются их потребности в различных финансовых ресурсах.

    Схема 1

    [pic]

    Большое место в составе потребностей в денежных средствах занимают

    государственные потребности. Государство, благодаря финансам, выполняет

    важную роль в регулировании экономики, в развитии социально- культурной

    сферы, в защите окружающей среды, в обеспечении без- опасности страны и

    граждан.

    Развитие рыночных отношений, базой которых является частная

    собственность, невозможно без страхования, которое образует особую сферу

    финансов. В страховании реализуются общественные и личные потребности в

    страховой защите от различных неблагоприятных явлений и случайностей. С

    развитием товарного производства возникает объективная необходимость

    страховой защиты имущественных интересов каждого собственника. Это

    достигается с помощью финансовых ресурсов страхования.

    Развитие рыночных отношений невозможно представить без системы

    кредитования. Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых

    институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы, сбережения

    различных субъектов рынка и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству

    и частным лицам. В системе кредитования образуются своеобразные финансовые

    отношения, что позволяет выделить их в отдельную сферу.

    Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее

    частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), которые

    связывают главных субъектов финансовых отношений. Систему взаимных

    финансовых связей и потоков можно изобразить в следующей упрощенной схеме

    (см. схему 2).

    Схема 2

    [pic]

    За каждой из указанных на схеме стрелок стоит множество разнообразных

    финансовых связей, потоков, отношений.

    Финансы - это сфера общественных отношений, которая является объектом

    политического воздействия. Воздействие на финансы производится посредством

    финансовой политики. Главная задача финансовой политики - обеспечение

    соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной

    государственной программы экономического и социального развития.

    Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий,

    направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и

    использование для выполнения государством его функций.

    Финансовая политика прежде всего направлена на формирование максимально

    возможного объема финансовых ресурсов, так как они - материальная база

    любых преобразований.

    В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного

    государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика решает

    задачу обеспечения сохранения и упрочения существующей в данном государстве

    системы общественных отношений. В период революционных изменений политика

    направлена на формирование новой системы общественных отношений,

    проявляющейся в радикальном перераспределении финансовых ресурсов.

    3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ И ИХ ЭВОЛЮЦИЯ

    Теоретические истоки современных западных концепций государственных

    финансов следует искать в работах западных экономистов XIX - начала XX в.

    Их развитие связано с общими законами движения рыночной экономики и

    отражает принципиальные изменения в хозяйственном развитии западных

    государств. До конца 20-х годов в основе финансовой политики этих

    государств лежали концепции неоклассической школы. Их основным направлением

    являлось невмешательство государства в экономику, сохранение свободной

    конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора

    хозяйственных процессов. Экономическая действительность конца 20-х - начала

    30-х годов заставила пересмотреть этот курс как переставший отвечать

    реальным требованиям жизни.

    Под влиянием развития государственно-монополистического капитализма в

    30-60-е годы в основу финансовой политики были положены кейнсианские и

    неокейнсианские доктрины. Финансовая концепция Дж.М.Кейнса исходит из

    следующих основных положений.

    1. Все важнейшие проблемы расширенного воспроизводства следует решать

    не с позиций изучения предложения ресурсов, как это делали его

    предшественники, а с позиций спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.

    2. Капиталистическая экономика не может полностью саморегулироваться. В

    условиях огромного обобществления труда и капитала вмешательство

    государства неизбежно.

    Государственное регулирование должно существенно дополнить механизм

    автоматического регулирования экономики с помощью цен.

    3. Экономические кризисы перепроизводства выступают на поверхности

    явлений как недостаток спроса, поэтому проблему равновесия в экономике

    следует решать с точки зрения спроса. Для этого Кейнс вводит термин

    "эффективный спрос", который выражает равновесие между потреблением и

    производством, доходом и занятостью.

    4. Главным инструментом регулирования экономики является бюджетная

    политика. На государственный бюджет и финансовую политику в целом

    возлагаются задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного

    оборудования.

    На основе идеи об "эффективном спросе" была пересмотрена вся финансовая

    концепция. Основной инструмент правительственного вмешательства в

    циклическое развитие и преодоление кризисов - государственные расходы. Их

    формирование, структуру и рост Кейнс считал весьма важным фактором

    достижения "эффективного спроса". Правитель- ственный спрос, обеспеченный

    налогами и займами, должен оживить предпринимательскую деятельность и

    привести к росту национального дохода и занятости. Так же как

    государственные расходы, Кейнс вписывает в движение макропоказателей и

    налоги, считая, что изменения в налоговой политике существенно влияют на

    основные компоненты спроса: личное и инвестиционное потребление. Новым

    является и введенное Кейнсом в теорию государственных финансов положение о

    необходимости роста государственных расходов, финансируемых с помощью

    займов.

    Последователи Дж. Кейнса назвали его "принципом дефицитного

    финансирования". По мнению Дж. Кейнса, государственные инвестиции и текущие

    расходы можно финансировать в долг. Правительственные инвестиции,

    финансируемые посредством займов, приведут к расширению "склонности к

    инвестированию", а финансирование текущих расходов приведет к увеличению

    "склонности к потреблению". Со времени Кейнса обязательное соответствие

    бюджетных расходов и доходов стало считаться анахронизмом, с концепцией

    "здоровых финансов" было покончено. Рынок ссудных капиталов становится

    одним из инструментов достижения "эффективного спроса", а дефицит

    государственного бюджета превращается в один из способов государственного

    регулирования.

    Таким образом, Дж.Кейнс разработал принципиально новую теорию финансов,

    направленную на регулирование экономики в условиях государственно-

    монополистического капитализма. Финансовая политика была осуществлена на

    практике последователями Дж.Кейнса (в США - Р.Харродом, А.Оукеном,

    У.Хеллером, в Великобритании - Дж. Вайсманом, во Франции - Ф.Перру, в

    Японии - К.Эми, X.Ито и другими)" В 40-60-е годы она имела успех и

    определенные положительные результаты.

    Экстенсивному типу экономического развития соответствовал кейнсианский

    постулат о необходимости роста государственных расходов. В ряде стран

    Западной Европы были внедрены социал-реформистские формы государственного

    регулирования. На этой основе происходил рост расходов на образование,

    здравоохранение, сформировалась эффективная система социального

    обеспечения. И до 70-х годов в основе финансовой теории и практики

    большинства ведущих западных государств лежали исходные положения теории

    Дж.Кейнса.

    Дальнейшее развитие экономики, переход к интенсивному типу

    экономического роста в условиях НТР и интернационализация хозяйственной

    жизни показали несостоятельность модели функционирования государственных

    финансов Кейнса в новых условиях. Потребовались иные теории

    государственного регулирования.

    Под влиянием изменения условий расширенного воспроизводства формируется

    концепция "неоклассического синтеза" - теория равновесия в условиях

    неполной занятости, в которую включен денежный фактор. Эта новая версия

    кейнсианской теории получила развитие в работах лауреатов Нобелевской

    премии английского экономиста Дж.Хикса и американца П.Самуэльсона.

    Кейнсианские идеи фискализма соединились с концепцией неоклассиков, которая

    предусматривала регулирование экономики с помощью денежно-кредитной

    политики (изменение учетной ставки, проведение операций на открытом рынке и

    т.п.). П.Самуэльсон вводит в оборот термин "общественный товар", под

    которым понимает товары и услуги, доставляемые членам общества

    государством. "Общественный товар" сочетает три свойства: неделимость среди

    членов общества, всеобщую доступность и предоставление государством (т. е.

    минуя рынок - например, информация). В идее "общественного товара" ставится

    вопрос о распределении ресурсов между государственным и частным секторами -

    на государственный сектор возлагается финансирование экономической и

    социальной инфраструктуры, которые в конечном счете максимизируют прибыль.

    По мнению П.Самуэльсона, задача финансовой политики состоит в том, чтобы

    обеспечивать регулирующие меры для сферы предложения общественного товара.

    Основная цель вмешательства государства в микромир - достижение

    оптимальности правительственных расходов, эффективного распределения и

    перераспределения ресурсов между государством, предприятиями и отдельными

    членами общества.

    С конца 70-х годов в основу финансовой политики Великобритании, США,

    ФРГ и ряда других государств была положена неоконсервативная стратегия,

    связанная с неоклассическим направлением экономической мысли. Она нашла

    выражение в теории предложения, одним из главных положений которой является

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.