МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Государство и проблемы монополий

    ?P = ?PR - X + ?C,

    (6.2.2)

    где ?P - предел повышения цен;

    ?PR - прирост розничных цен;

    Х - ожидаемый рост производительности (для "British Gas" он был

    установлен на уровне 2 % в год);

    ?C - изменение стоимости добычи и переработки (для "British Cas" = 4 %).

    Несколько иначе была определена формула предела повышения цен для

    предприятий водоснабжения, также приватизированных в 1986 г. Очевидно, что

    прямая конкуренция между компаниями в данной отрасли невозможна. По этой

    причине снова было предложено регулировать цены, а не прибыль, причем

    основываясь на "косвенной" конкуренцииа, именно сравнении затрат между

    компаниями одной отрасли, расположенными в разных районах страны и прямо не

    конкурирующих друг с другом. Органы регулирования заставляют компании

    косвенно конкурировать друг с другом в борьбе за улучшение определенных

    показателей. В частности, сопоставление затрат между компаниями для

    определения возможных резервов повышения эффективности должны проводиться

    органами регулирования в момент установления и пересмотра исходных цен. В

    дальнейшем исходные цены должны были меняться с учетом снижения цен в

    реальном выражении, а также затрат на осуществление инвестиционных

    проектов, необходимых для повышения качества воды (потребность отрасли в

    инвестициях была очевидна в момент приватизации).

    Сравнение регулирования на основе нормы доходности и пределов повышения

    цен. За последние 8-10 лет опубликовано множество исследовательских работ,

    в которых сравнивают эти два подхода, причем мнения авторов относительно

    эффективности использования того или иного метода регулирования цен часто

    диаметрально противоположны. Разберем более подробно аргументы в пользу

    применения того или иного подхода и их влияния на поведение предприятий.

    На практике различия между введением предела повышения цен и фиксацией

    нормы доходности не так велики, как кажется на первый взгляд. Оба подхода

    определенным образом сочетаются. Во-первых, при установлении исходной цены

    в случае введения предела повышения цен нужно использовать определенную

    норму доходности. Во-вторых, нормы доходности на капитал учитываются при

    пересмотрах цен (в Великобритании, к примеру, при регулировании пределов

    повышения цен исходные цены пересматриваются обычно каждые 5 лет). Но

    поскольку пересмотр исходных цен происходит достаточно редко, введение

    предела повышения цен и фиксация нормы доходности оказывают различное

    влияние на регулируемые фирмы.

    С точки зрения фирм фиксация нормы доходности предпочтительнее в случае

    роста затрат: предприятие обращается в регулирующую организацию с просьбой

    разрешить увеличение цен и, как правило, получает на это разрешение; при

    использовании предела повышения цен прибыли компании просто бы сократились

    без всякой компенсации - следующий пересмотр цен может быть через несколько

    лет. С другой стороны, при снижении затрат фирмам выгоднее использовать

    предел повышения цен, что позволит им увеличить свои прибыли. Можно

    сказать, что бремя повышения цен на ресурсы при регулировании с помощью

    нормы доходности несут потребители, а при применении пределов повышения цен

    - сама компания.

    Хотя использование предела повышения цен и стимулирует фирмы снижать

    затраты, повышая свою эффективность, но более высокая степень риска

    вызывает увеличение цены капитала - инвесторы готовы вкладывать деньги в

    предприятие, только если доходность их вложений будет выше, чем в случае

    инвестирования в компании, регулируемые при помощи фиксации нормы

    доходности, а потому и имеющие более стабильные прибыли.

    Ряд исследователей не столь благожелательно относится к введению

    пределов повышения цен, считая саму идею несостоятельной по всем

    параметрам. Как типичные приведем аргументы известного специалиста по

    теории организации промышленности У. Шепарда:

    1. Установление пределов повышения цен позволяет доминирующей фирме

    предпринимать любые антиконкурентные действия, которые она сочтет нужными.

    2. Принятие текущих цен за точку отсчета ведет к сохранению

    неэффективности. 3. Корректировка цен на величину инфляции производится по

    индексам потребительских или розничных цен. В них не учитывается явным

    образом изменение цен на ресурсы, потребляемые естественной монополией

    Кроме того, значительную (если не преобладающую) часть затрат естественных

    монополий составляют косвенные расходы, а проблема их разделения между

    отдельными видами продукции не имеет однозначного решения.

    4. Определение величины параметра Х требует от регулирующей организации

    определенных предположений относительно возможностей технического прогресса

    отрасли и прогноза ее развития, а такого рода предположения никогда не

    могут быть точными.

    5. Введение пределов повышения цен аргументировалось, помимо прочего,

    упрощением процедур регулирования и ростом степени их прозрачности. На деле

    для принятия решений о пределах повышения цен требуется столько же

    информации о затратах (для установления исходных цен), сколько нужно и при

    традиционном методе регулирования нормы доходности.

    "Пределы повышения цен, - заключает Шепард, - представляют собой

    иллюзорную попытку избежать реалий регулирования"[11,ст.3-5].

    2.3 Государственное регулирование цен.

    Государство посредством активной ценовой политики может сделать

    прибыльным для производителей бизнес, не являющийся выгодным для чисто

    рыночного хозяйствования, например долгосрочные научно-технические

    разработки, ВПК, транспорт, связь, городское хозяйство и т.д.. Это

    осуществляется как через различные виды договорных цен, так и через

    государственные заказы и закупки.

    При этом следует учитывать два аспекта, связанные с государственным

    регулированием цен:

    с одной стороны, устанавливаемая государством цена не может достаточно

    быстро меняться под влиянием изменений спроса и предложения, поэтому может

    возникать дефицит или затоваривание продукцией, не находящей сбыта;

    с другой стороны, при полном отказе от вмешательства государства в

    процесс ценообразования общество лишает возможности воздействовать на

    уровень цен отраслей и предприятий-монополистов, а также лишает

    малообеспеченную часть населения социальной поддержки.

    В целом, в переходный период необходимость государственного

    регулирования ценообразования сохраняется. Прежде всего, государственное

    ценообразование является определяющим в деятельности естественных

    монополий. Практика показала, что неконтролируемые государством темпы

    прироста цен и тарифов на их продукцию и услуги существенно выше, чем в

    промышленности, и особенно в сельском хозяйстве. Улучшение действующего

    порядка регулирования цен и тарифов в отраслях естественных монополий

    должно включать совершенствование законодательной и нормативно-

    методологической базы, конкретных методов ценообразования, а также контроля

    за их уровнем и обоснованностью включаемых в них затрат. С целью

    обеспечения "справедливого" дохода и поддержания воспроизводственных

    процессов, для естественных монополий обычно устанавливаются цены на уровне

    средних издержек. Но такой подход в конечном итоге лишает монополистов

    стимулов к снижению издержек производства. Это противоречит интересам всех

    других производителей товаров и услуг, заинтересованных в снижении тарифов

    на грузовые перевозки и на электрическую энергию, цен на природный газ для

    промышленности.

    Необходимо проведение инвентаризации затрат и соблюдение главного принципа

    формирования цен производителей - соответствия реальным затратам,

    включающим текущие и инвестиционные затраты (создание дополнительных

    производственных мощностей), при строгом контроле со стороны государства за

    ценами и тарифами естественных монополий. Критерии эффективности и принципы

    ценообразования для всех производителей должны содействовать их

    заинтересованности в снижении издержек и сокращении неэффективных расходов.

    Для защиты общества от злоупотреблений монопольным положением с одной

    стороны и обеспечения условия эффективного развития предприятиям-

    монополистам - с другой стороны, государственная политика ценообразования

    должна сочетать в себе комбинацию следующих мер:

    1) установление фиксированной цены на продукцию (услуги) монополиста;

    2) установление предельных цен на продукцию;

    3) установление предельного коэффициента изменения цен;

    4) установление режима свободных цен.

    Роль государства в ценовой сфере реализуется через проведение

    государственной ценовой политики и государственного регулирования цен.

    Государственная ценовая политика - комплекс гражданско-правовых,

    административных, экономических и иных мер в области ценообразования и

    контроля за ценами, осуществляемого органами государственной власти и

    управления, а также органами местного самоуправления.

    Государственное регулирование цен - воздействие органов государственной

    власти на условия и порядок формирования и применения цен, предусмотренное

    законами и иными нормативно-правовыми актами, как федеральными, так и

    региональными.

    Существует несколько способов регулирования цен. В общих чертах проведём

    наиболее распространённые из них. При включении отрасли в состав

    регулируемых уровень цен продукции действующих в ней компаний определяется

    необходимостью обеспечения каждой из них дохода, полученного в неком

    базовом, или «пробном», году. Сведения о доходе черпаются из бухгалтерской

    отчетности фирмы, которая тщательно проверяется.

    В качестве основной составляющей дохода регулируемой компании выступают

    средства, призванные компенсировать текущие издержки производства и

    реализации продукции, амортизацию материальных носителей основного

    капитала, суммы выплачиваемые фирмой в виде налогов. Доход должен также

    включать так называемую дополнительную прибыль, размер которой определяется

    на основе нормы.

    Масса прибыли исчисляется умножением ее нормы на так называемую базу,

    включающую неамортизированную часть инвестиций компании в регулируемый

    бизнес. После того как требования к уровню дохода компании определены,

    государственное агентство, регулирующее данную отрасль, устанавливает

    цены, тарифы на товары и услуги, которые должны обеспечить одобренный

    государством уровень дохода.

    Еще один способ ценообразования в регулируемых отраслях – установление

    цен на базе ранее существовавших издержек производства. Он применялся в

    военные годы преимущественно для контроля цен на нефтепродукты. Широкого

    распространения этот способ не получил, потому, что его суть заключается в

    поддержании цен или их потолка на том уровне, на котором они держались на

    определенную дату в прошлом.

    Государственные регулирующие органы периодически пересматривают

    «потолки» цен по мере появления новых видов продукции, изменений в спросе и

    общеэкономических условиях.

    Использование методов государственного ценообразования в регулируемых

    отраслях сопровождается периодическим возобновлением конкурсов за право

    доступа в них. В этих конкурсах помимо фирмы, которая уже осуществляет

    регулируемый бизнес, участвуют и компании, стремящиеся занять ее место в

    отрасли.

    Отказав ранее укоренившейся в регулируемой отрасли фирме в продлении

    лицензии, уполномоченное государственное агентство может предотвратить

    таким образом монополистическую практику и необоснованное взвинчивание цен.

    На практике такое лицензирование не смогло стать достойной заменой

    регулирования уровня цен. Реализация такой практики сопряжена с длительными

    слушаниями, а принимаемые решения зачастую обвинялись в их неоправданности

    или противоречии интересам отдельных заинтересованных социальных групп и

    категорий.

    Рассмотрим примеры ценообразования по средним и предельным издержкам и

    регулирования нормы дохода:

    [pic]

    Рис. 1.3.2 – Ценообразование по средним и преедльным издержкам и

    регулирование нормы дохода.

    Без регулирования, Qm на рис. 1.3.2 демонстрирует выпуск монополиста,

    максимизирующий прибыль и спрос определяет рыночную цену Pm. Монополия

    получает положительную экономическую прибыль, представленную площадью

    прямоугольника PmFGN. Максимизация благосостояния общества достигается в

    P1Q1. Другими словами, регулирующие органы должны установить цену P1

    (ценообразование по предельным издержкам), с целью максимизации

    экономического благосостояния. Однако, по цене P1 потребители будут

    приобретать объем Q1, хотя средние издержки составляют NQ1, что больше чем

    при цене P3. Это реализуется в суммарной отрицательной экономической

    прибыли, иллюстрируемой площадью прямоугольника P1P2AM . В долгосрочном

    периоде фирма-монополист не останется в деле. Если продукт или оказываемая

    услуга соответствует потребностям, единственным способом сохранения фирмы-

    монополиста в деле является предоставление субсидий в размере P1P2AM.

    Политические проблемы, связанные с субсидированием, его обеспечением и

    финансированием и трудностями вычисления спроса и предельных издержек,

    привели к применению ценообразования по средним издержкам .На рис. 1.3.2

    такой ценой является Р2, определяемая пересечением кривой спроса и

    долгосрочных средних издержек. Выпуск, в случае ценообразования по средним

    издержкам, Q2, больше чем выпуск нерегулируемой монополии Qm. Также, часть

    издержек благосостояния, возникающих из-за ограниченного выпуска

    нерегулируемой монополии, исключаются. Рост выпуска, с Qm до Q2 ведет к

    прибылям потребителям, которые больше чем дополнительные издержки.

    С другой стороны, ценообразование по средним издержкам трудно считать

    единственно приемлемым методом ценообразования. Вследствие ценообразования

    по средним издержкам, когда производится Q2 , потери благосостояния имеют

    место вследствие того, что в этой точке средние издержки (на кривой АС)

    превышают предельные издержки. Графически, треугольник АМО на рис. 1.3.2

    демонстрирует эти важные потери в благосостоянии. Используя политику роста

    доходов, регулирующие органы фиксируют норму дохода на инвестируемый

    капитал (бухгалтерские прибыли) полученные монополией (справедливая норма

    прибыли). Разрешая регулируемым фирмам получать общую сумму, состоящую из

    ежегодных расходов плюс обоснованная прибыль на капитальные инвестиции,

    называемые справедливой нормой прибыли, было принято Американскими судами и

    регулирующие органы устанавливали цены на справедливом и оправданном

    уровне.

    Это можно сформулировать как:

    Е+(r*RB),

    (1.3.2)

    где Е демонстрирует годовой расход фирм,

    r - мультипликатор, демонстрирующий справедливую норму прибыли,

    RB- норма (свойство ценности капитальных инвестиций).

    Если реализованная норма прибыли выше установленной, тогда цена должна

    быть ниже средних издержек. Регулирующие органы стараются установить цену

    на уровне, на котором прибыль является нормальной, то есть где Р =АС.

    Разрешение регулируемой монополии получать справедливую норму дохода

    создает различные экономические проблемы, которые должны быть приняты в

    расчет. Проверка издержек заключается в определении значительности капитала

    фирмы, определение r, который будет отражать норму дохода, соответствующую

    привлечению инвестиций, проблематично. Не существуют совершенных методов

    определения нормы прибыли, которую потенциальные инвесторы будут требовать

    от регулируемой отрасли.

    Использование стандартной политики ограничения нормы прибыли оказывает

    негативное влияние на стимулы. Регулируемая фирма имеет стимул к

    накачиванию капитальных издержек, поскольку более высокие издержки

    предполагают более высокую отдачу. Если регулирующие органы устанавливают

    справедливую норму прибыли на уровне выше капитальных издержек,

    регулируемая фирма, вероятно, будет использовать основной капитал больше

    чем нерегулируемая. Таким образом, она может использовать неэффективные

    пропорции капитал/труд при производстве своего выпуска. Также

    ценообразование по средним издержкам уменьшает инициативу монополиста к

    минимизации издержек. Рисунок 1.3.2 иллюстрирует некоторые последствия

    этого поведения. Увеличение издержек перемещает фактическую, кривую средних

    издержек. По цене Р2 имеют место потери, поэтому регулирующие органы

    субсидируют рост цены для покрытия более высоких издержек (точка С).

    Когда осуществление регулирования нормы доходности сложно совмещать с

    установлением и проведением в жизнь схем регулирования это приводит к

    задержкам в реагировании на изменения издержек и других условий рынка.

    Когда издержки снижаются в течение определенного периода времени, фирмы

    будут выигрывать от так называемых, лагов регулирования, так как они будут

    готовы получать норму прибыли больше чем предполагалось. Несколько авторов

    выступали в защиту лагов регулирования, так как они будут по достижению

    некоторого времени обеспечивать возможность предоставления регулируемым

    фирмам выигрывать от достижения более низких издержек. Однако, если

    изменение издержек направлено на повышение, например, под воздействием

    внешних факторов, для регулируемой фирмы будет иметь место противоположный

    эффект и фирма навлечет на себя издержки, которые не были предусмотрены

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.