МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Государство, политическая власть, политическая система общества

    какого-либо особого аппарата управления и сливалась с населением, не

    совпадает непосредственно с насулением, осуществляется аппаратом

    управления , состоящим из людей, которые управляют другими.

    3. В отличие от родового строя, где общественное мнение служило фактором

    подчинения власти старейшин и соблюдению обычаев, политическая власть

    опирается на возможность государственного принуждения и специально

    приспособленный для этой цели аппарат.

    4. Для содержания публичной власти необходимы взносы граждан – налоги,

    которые были неизвестны родовому устройству общества.

    5. При родовой организации общества люди подразделялись по принципу

    кровного родства; учреждение политической власти, знаменующее

    возникновение государства, сообразуется с разделением населения по

    территориальному признаку.

    6. С точки зрения соотношения публичной власти с обществом при

    первобытнообщинном строе имело место ''власть авторитета'', тогда как

    политическая, государственная власть есть ''авторитет власти.

    Таковы основные признаки политической власти, отличающей ее от

    общественной власти родового строя[35].

    весьма важной и очень любопытной остается проблема методов осуществления

    политической власти. Это, на наш взгляд, делегирование представителей

    политических партий в представительные и административные органы власти;

    разработка и реализация политических программ; это метод политической

    дискуссии; политических компромиссов; морального стимулирования и , ставший

    традиционным, метод убеждения.

    Относительно последнего, обратим внимание на то, что механизм убеждения

    включает совокупность идеологических социально-психологческих средств и

    форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом

    которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных

    социальных ценностей.

    В литературе подчеркивается, что убеждение это метод активного

    воздействия на волю и сознание человека идейно-направленными средствами для

    формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком

    понимании сущности государственной власти, ее целей и функций[36].

    Отметим, что с развитием процесса демократизации, роль и значение метода

    убеждения в осуществлении политической власти закономерно возрастают.

    В литературе выделяют исследователи еще один метод – метод

    государственного принуждения[37]. он ограничивает свободу человека. Ставит

    его в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта,

    предложенного (навязанного) властью.

    При этом посредством принуждения подавляются интересы и мотивы

    антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей

    и индивидуальной волей, стимулируется общественно-полезное поведение.

    Государственное принуждение бывает правовым и неправовым.[38]

    Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем

    оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества.

    Автор все же полагает, что относительно к проблеме политической

    (государственной) власти более приемлем метод убеждения. В реализации

    метода принуждения политическая власть, на наш взгляд, в определенной мере

    теряет политический характер.

    Политическая власть детерминируется властью экономической. Но между этими

    понятиями существует и обратная связь. Именно от политической власти и ее

    решений во многом зависит уровень и темпы экономического развития.

    Всякая власть, в том числе политическая, по-настоящему устойчива и сильна

    прежде всего за счет своей социальной основы. Политическая власть

    функционирует в обществе, разделенном на классы, различные социальные

    группы и противоречивыми, частью непримиримыми интересами.

    Для разрешения социальных противоречий, для межличностных, межгрупповых,

    межклассовых, и общенациональных отношений, гармонизации различных

    интересов и существует политическая (государственная) власть. Решить такие

    задачи способна только демократическая власть.

    Политическая власть стремиться создать в обществе о себе представление

    как об образцово-нравственный, даже если это не соответствует

    действительности. Вот почему власть, преследующая цели и использующая

    методы, противоречащие нравственным идеалам и ценностям, призывалась и

    признается аморальный, лишенный нравственного авторитета.

    Для политической власти большое значение имеют исторические, социально-

    культурные и национальные традиции. Если власть опирается на традиции, то

    они укрепляют ее в обществе, делают ее более прочной и стабильной.

    Политическая власть объективно нуждается в идеологии, т.е. системы идей,

    тесно связанных с интересами властвующего субъекта[39]. С помощью

    идеологии, власть объясняет свои цели и задачи, методы и способы их

    достижения. Идеология обеспечивает власти определенный авторитет,

    доказывает тождественность ее целей народным интересам и целям.

    В то же время необходимо учитывать, что общественная жизнь в Украине

    основывается на политическом, экономическом идеологическом разнообразии.

    '' Ни одна из идеологий не может быть признана государством как

    обязательная''[40].

    Важной проблемой при анализе политической власти является ее

    легитимность. В литературе разработаны типология и источники легитимности

    власти.[41] К последним относятся:

    - идеологические принципы и убеждения граждан в политическом строе как

    самом справедливом;

    - Преданность власти, благодаря положительной оценке личных качеств

    субъектов власти;

    - Политическая (или государственная) принуждение[42].

    Следует учитывать, что легитимность властвующего субъекта находит

    отражение и юридическое закрепление в Конституции Украины. Так в ст. 5

    гласит: ''Носитель суверенитета и единственным источником власти в Украине

    является народ''[43].

    Таким образом, политическая власть представляет прежде всего

    корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса; ее

    реализация осуществляется особым аппаратом, который отделен от общества и

    выполняет управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

    обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью созданного

    аппарата управления; политическая власть имеет в своем арсенале

    соответствующие методы деятельности; она также имеет экономические,

    социальные и нравственно-идеологические основы.

    ·3· Политическая система общества

    В научной и учебной литературе существуют различные определения

    политической системы[44]. Более удобным, на наш взгляд, является

    определение, данное К.С. Гаджиев: '' Политическая система – это

    совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них

    политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую

    власть , взаимосвязь граждан и государства[45]. Основным ее назначением

    является обеспечение целостности , единство действий людей в политике.

    Компонентами политической системы являются:

    А) совокупность политических объединений (государство, политические

    партии общественно-политические организации и движения);

    Б) политические отношения складывающиеся между структурными элементами

    системы;

    В) политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;

    Г) политическое сознание, отражающее идеологические и психологические

    характеристики системы;

    Д) политическая деятельность[46].

    Политическая система представляет собой диалектическое единство четырех

    сторон: и институциональной, регулятивной, функциональной и

    идеологической[47].

    В связи с этим целесообразно отметить , что политические нормы и

    возникающие на их основе отношения называются политическими институтами.

    Процесс воплощения идей в нормы, правила, принципы существования

    политических организаций называется институциализацией, так происходит

    формирование элементов политической организации общества.

    В политическую систему входят не все учреждения, а только такие, которые

    берут на себя выполнение ее специфических функций в обществе. Особенность

    государства состоит в том ,что оно представляет собой совокупность органов,

    осуществляющих властные управленческие функции общества.

    Организационные отношения в сфере политики наделены некоторыми чертами:

    - общая цель для всех участников организации;

    - иерархичность структуры отношений внутри организации;

    - дифференцированность норм для руководителей и руководимых[48].

    Разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение

    функционирования, преобразование и защиту системы осуществления

    политической власти в обществе составляет суть политической деятельности.

    Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить

    несколько состояний – политическая активность и пассивность. При этом

    критерием активной деятельности служит стремление и возможность,

    воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее

    реализовывать свои интересы.

    Политическая пассивность – это вид политической деятельности, в рамках

    которой субъект не реализует своих собственных интересов и находиться под

    влиянием другой социальной группы.

    Под политическим сознанием имеется в виду многообразие проявлений

    духовности, отражающих деятельность механизмов политической власти и

    направляющих поведение людей в сфере политических отношений. В политическом

    сознании выделяются два уровня: концептуальный и обыденный.

    В характеристику политической системы входит политическая культура. Это

    система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами

    политической общности используемых для регуляции деятельности и

    отношений[49].

    Поскольку в сфере политических отношений люди имеют дело с выбором

    порядка действий, ценности играют огромную роль в становлении характера,

    направленности политических действий и процессов. В значительной степени

    они определяют тип политических систем, приоритетных государственных

    механизмов. Отражением их эволюции служит смена господствующих в

    политической системе ценностей.

    Центральным элементом политической системы является государство.

    Государство выполняет такую политическую функцию, как авторитарное

    распределение ценностей, в качестве которых могут выступать материальные

    блага, социальные преимущества, культурные достижения и др.

    Следующей функции политической системы является интеграция общества,

    обеспечение взаимосвязи единство действий различных компонентов его

    структуры.

    Очередной функцией политической системы является упорядочивание

    политических процессов. Как вид деятельности она направлена на реализацию

    целей обновления и стабилизации.

    В литературе выделяют и другие функции политической системы[50].

    Неспособность реализации политической системой своих важнейших функций

    вызывают ее кризис.

    В зависимости от факторов и господствующего политического режима,

    формируются различные типологии политических систем:

    - командную – ориентированную на использование принудительных, силовых

    методов управления;

    - соревновательную – основанную на противостоянии, противоборстве

    различных политических и социальных сил;

    - социопримерительная – нацеленная на поддержание социального консенсуса

    и преодоление конфликтов[51].

    Очередной проблемой, требующей рассмотрения является характеристика

    основных субъектов политической системы. Одним из них является политическая

    партия. Она осуществляет функцию представительства интересов различных

    социальных групп; Интегрирует социальную группу, входящую в сферу

    политических отношений; в снятие ее внутренних противоречий.

    Партии имеют свою программу, систему целей, более или менее разветвленную

    организационную, накладывают на своих членов определенные обязанности и

    формируют нормы поведения.

    Партии могут быть классовыми, национальными, религиозными, проблемными,

    государственно-патриотическими, формирующимися вокруг популярной

    политической фигуры, так называемые ''----------- партии''[52].

    Другим субъектом политической системы выступает движение. В них

    отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного

    членства. Программу и доктрину заменяет цель или система политических

    целей. Доминирующая тенденция в современных условиях предпочтение движениям

    перед партиями.

    Очередным субъектом политической системы выступают группы давления. Для

    них характерны строгая конспирация, сокрытие целей, жесткая иерархичность

    построения, строгая дозировка о структуре и деятельности организации[53].

    Политическая система состоит из противоположных сторон, находящихся в

    отношениях противория. Разрушение таких противоречий и составляет

    внутренний источник ее саморазвития.

    Важное значение для процесса развития имеют внутренние противоречия

    объективного плана. Разрушение такого рода противоречий означает обретение

    качественно новой, более высокой формы движения. Примером может служить

    деятельность демократического государства по преодолению одного из основных

    противоречий между государством и гражданином.

    Противоречия субъективного плана, вызванные несовпадением идейно-

    политических, психологических и правовых установок господствующей в

    обществе моралью, законностью и правопорядком, разрешается или путем

    искоренения негативных проявлений, или путем достижения консенсуса.

    Среди всех многообразных оснований классификации политических

    закономерностей, наиболее общее значение имеют такие критерии, как

    институционность, глубина и универсальность их исторического действия,

    классовая сущность[54].

    Совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления

    политической власти называется политическим режимом[55].

    Выделяют следующие их типы:

    - демократические – когда обеспечивается право на участие народа в

    решении государственных дел, уважаются и охраняются права человека;

    - авторитарные – когда функции управления обществом сосредоточиваются в

    одном лице или узком социальном слое;

    - тоталитарные – когда отрицаются или значительно ограничиваются права и

    свободы личности, жестко контролируются авторитарным государством все

    стороны жизни общества.

    Политическая система правового государства базируется на:

    во-первых, изменении истолкования источника права, когда им становится не

    государство, а личность;

    во-вторых, изменении представления о соотношении между государством и

    законом. Согласно концепции правового государства не любая возведенная в

    закон воля есть право, а только такая, которая не противоречит и не

    нарушает права человека, но укрепляет и защищает их;

    в-третьих, утверждение в обществе и его политической системе такого

    политического качества, как уважение к закону, исходя из рассмотрения его

    как основного, доминирующего фактора[56].

    Политические системы, действующие на основе принципов правового

    государства имеют существенные признаки, к которым следует отнести:

    легитимность (принятием населением государственной власти, признание ее

    права управлять и согласия подчинятся);

    легальность, т.е. нормативность, выражающаяся в способности оперировать и

    ограничиваться законом;

    безопасность, важнейшими аспектами которой являются:

    - военный, т.е. способность государства защитить общество;

    - правовой, т.е. наличие реальных гарантий личности;

    - экологический;

    - технологический;

    - информационный;

    - экономический[57].

    Исходя из этих принципов, сущностными чертами политического режима

    демократии являются:

    - правление большинства;

    - свобода критики и оппозиции правительству;

    - защита меньшинства;

    - лояльность меньшинства к политическому сообществу.

    Таким образом, в свете исторического опыта становится все более ясным,

    что демократическая политическая система- это организация легальной,

    опирающейся на законы и подконтрольный обществу власти. Она работает на

    основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна

    содействовать реализации общих интересов.

    Список используемой литературы.

    Алексеев С.С. Государство и право. –М.,1993.

    Алексеев С.С. Общая теория права. – М.,1981.

    Вебер М. Избранные произведения. - М.1990.

    Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в

    условиях формирования гражданского общества. //Государство и право. –

    1994. - №7.

    Ленин В.И. О государстве. //Полное собрание сочинений.-Т.39.

    Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч., -Т.3

    Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии //Соч., -Т.4.

    Маркс К., Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и

    государства // Соч., -Т.21

    Маркс К., Энгельс Ф. Введение к работе К. Маркса. Гражданская война во

    Франции //Соч., -Т.22.

    Теория государства и права6 Курс лекций /Под ред. М.И.Марченко. –М., 1996.

    Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова и

    А.В.Малько. –М., 1997.

    Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов

    /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. –М., 1997

    Общая теория права и государства / Под Ред. В.В. Лазарева. –М., 1996

    Основы политологии / под ред. А. Боднара. –Л., 1991.

    Конституція України. Прийнята на п’ятій сесії Верховної Ради України 28

    червня 1996р. –К.; 1996.

    Шабров О.В. Политическая система: демократия и управление обществом

    //Государство и право. 1995. №5

    -----------------------

    [1] Алексеев С.С. Государство и право. –М., 1993. –С. 12-13

    [2] Теория государства и права: курс лекций/ под редакцией Н.И. Матузова и

    А.В. Малько. –М., 1997. –С. 30-32

    [3] Теория государства и права. Учебник для юрид. вузов и ф-тов/ Под ред.

    В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. –М., 1997. –С.113

    [4] Теория государства и права. Учебник для юрид. вузов и ф-тов/ Под ред.

    В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. –М., 1997. –С.114

    [5] См.: Вебер М. Избранные произведения. –М.,1990. –С.645

    [6] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. –Т.3. –С.63; -Т.22. –С.200-201; Ленин В.И.

    Полн. собр. соч. –Т.39. –С.73

    [7] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов

    ( Под ред. В.М. Корельского и Перевалова. –С.115

    [8] См.: там же.

    [9] Общая теория права и государства. Под ред. В.В Назарова. –С.115.

    [10] Теория государства и права: курс лекций/ под ред. Н.И. Матузова и А.В.

    Малько. –С.52

    [11] Теория государства и права. Учебник для юрид. вузов и факультетов/ Под

    ред. В.М. Карельского и В.Д.Перевалова. –С.115-116.

    [12] Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.П.

    Малько. –С.52-53.

    [13] Общая теория права и государства/ Под ред. В.В.Лазрева. –С.274-275.

    [14] Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и

    А.В.Малько. –С.48.

    [15] Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и

    А.В.Малько.– С.52.

    [16] Там же. –С.49-50.

    [17] Там же. –С.51.

    [18] Общая теория права и государства / Под ред. В.В.Лазрева. –С.281.

    [19] Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и

    А.В.Малько. –С.52.

    [20] Теория государства и права. Учебник для юрид. вузов и факультетов/ Под

    ред. В.М. Карельского и В.Д.Перевалова. –С.121.

    [21] Теория государства и права. Учебник для юрид. вузов и факультетов/ Под

    ред. В.М. Карельского и В.Д.Перевалова. –С.122.

    [22] См., например: Теория государства и права. Учебник для юридических

    вузов и факультетов/ Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. –С.124.

    [23] Байтин М.И. Сущность и типы государства / (Теория государства и права:

    Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова и а.В.Малько. –С.43.

    [24] Там же. –С.44.

    [25] См.: Байтин М.И. Указ. соч. –С.43

    [26] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и

    факультетов/ Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. –С.128.

    [27] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. –Т.4. –С.447.

    [28] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и

    факультетов/ Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. –С.129-130.

    [29] Там же. –С.130.

    [30] См. например: Основы политологии/ Под ред. А.Боднара. –К., 1991.

    –С.12.

    [31] Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова и

    А.В.Малько. –С.45.

    [32] См.: Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной

    власти в условиях формирования гражданского общества/ Государство и право.

    1994 –№7. –С.34.

    [33] Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова и

    А.В.Малько. –С.46.

    [34] См.: Там же; Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. –Т.21. –С.170.

    [35] Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова и

    А.В.Малько. –С.46-47.

    [36] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и

    факультетов/ Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. –С.131.

    [37] Там же. –С.132.

    [38] См.: Алексеев С.С. Общая теория права. –М., 1981. –Т.1. –С.267-268.

    [39] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и

    факультетов/ Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. –С.135

    [40] Конституція України. Прийнята на п’ятій сесії Верховної Ради України

    28 червня 1996р. –К.; с.5.

    [41] Общая теория права и государства / Под ред. В.В.Лазрева. –С.338-342.

    [42] Там же -С.340.

    [43] Конституція України. Прийнята на п’ятій сесії Верховної Ради України

    28 червня 1996р. –К.; 1996. с.3.

    [44] Общая теория права и государства / Под ред. В.В.Лазрева. –С.74; Теория

    государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/ Под ред.

    В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. –С.70.

    [45] Гадшиев К.С. Политическая наука. –М., 1994. –С.112.

    [46] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и

    факультетов/ Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. –С.70-71.

    [47] См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова

    и А.В.Малько. –С. 114.

    [48] Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова и

    А.В.Малько. –С.116.

    [49] Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова и

    А.В.Малько. –С.117.

    [50] См.:Шабров О.В. Политическая система: демократия и управление

    обществом //Государства и права. 1995. №5. –С.123-124.

    [51] Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова и

    А.В.Малько. –С.119.

    [52] Там же. –С.122-123.

    [53] Там же. –С.123-124.

    [54] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и

    факультетов/ Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. –С.76.

    [55] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и

    Н.В.Малько.-С.124.

    [56] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и

    Н.В.Малько.-С.125-126.

    [57] Там же. -С.127.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.