МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История государства и права России (полный курс)

    управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. В

    хозяйстве великого князя имелись разного рода слуги, ведавшие отдельными

    его отраслями (дворецкие, конюшие и пр.). Со временем князья стали поручать

    им вести определенные дела в масштабах всего государства, наделяя их

    соответствующими полномочиями.

    Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших

    в своих уделах, на места посылались представители центральной власти -

    наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали,

    а "кормились" за счет местного населения, с которого собирали, не забывая и

    себя, дань в пользу князя. Так на Руси сложилась система кормления, намного

    пережившая Древнерусское государство (в Московском государстве она была

    отменена лишь в середине XVI в.).

    Основу военной организации Киевской Руси составляла великокняжеская

    дружина, по численности сравнительно небольшая. Это были профессиональные

    воины, зависевшие от милости князя. Но и он сам от них зависел. Дружинники

    были не только воинами, но и советниками князя. Старшая дружина

    представляла собой верхушку класса феодалов и в значительной степени

    определяла политику князя, внутреннюю и внешнюю. Вассалы великого князя,

    являясь по его зову в Киев, приводили с собой дружины, а также ополчение,

    состоявшее из их слуг и крестьян. Каждый мужчина должен был владеть

    оружием. Боярских и княжеских сыновей уже в трехлетнем возрасте сажали на

    коня, а в 12 лет отцы брали их в походы. Испытывая потребность наращивании

    военной силы, киевские князья нередко прибегали к услугам наемников -

    сначала варягов, потом степных кочевников (каракалпаков и др.)

    В Древней Руси не было специальных судебных органов. Судебные функции

    выполняли представители администрации, включая ее главу великого князя.

    Однако существовали специальные должностные лица помогавшие в отправлении

    правосудия. Среди них можно назвать, например вирников, которые собирали

    уголовные штрафы за убийство. Вирников, когда они находились при исполнении

    служебных обязанностей, сопровождала целая свита мелких должностных лиц.

    Судебные функции выполняли также церковь и отдельные феодалы, которые имели

    право судить зависимых от них людей (вотчинная юстиция). Судебные

    полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитетных прав.

    Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных

    потребностей великого князя и его окружения требовали, конечно, немалых

    средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установили система

    налогов, дани. Поначалу это были добровольные пожертвования членов племени

    своему князю и его дружине, но затем они становятся обязательным налогом.

    Уплата дани стала признаком подчинения (отсюда слово "подданный" т.е.

    находящийся под данью, ею обложенный). Дань собиралась путем полюдья, когда

    князья, обычно один раз в год, объезжали подвластные им земли и собирали

    доходы со своих подданных. Без конфликтов не обходилось Известна печальная

    судьба великого князя Игоря, убитого древлянами за чрезмерные поборы, что

    заставило его вдову княгиню Ольгу упорядочить налогообложение. Она учредила

    так называемые погосты - специальные пункты сбора дани (обычно это было

    крупное село). Население платило налоги мехами, которые были своеобразной

    денежной единицей. Ценность их как платежного средства не исчезала даже

    тогда, когда они, сохраняя княжеский знак, теряли товарный вид.

    Использовалась и иностранная валюта, переплавлявшаяся в русские гривны.

    Важным элементом политической системы древнерусского общества стала

    церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с

    государством. Поначалу князь Владимир Святославич пытался использовать в

    государственных интересах языческий культ, установив иерархию языческих

    богов во главе с Перуном - богом грозы и войны, но затем переориентировался

    на христианскую религию и крестил Русь. По преданию он долго раздумывал,

    прежде чем сделать выбор в пользу православия.

    Крещение Руси происходило в значительной степени насильственным путем,

    особенно в северных русских землях, где население не желало отрекаться от

    веры отцов и дедов. Так или иначе, но как только Русь приняла христианство,

    в рост пошла церковная организация, и в скором времени церковь заявила о

    себе не только как о крупном (коллективном) феодале, но и как сила,

    способствовавшая укреплению отечественной государственности. Во главе

    православной церкви стоял митрополит киевский, назначавшийся в то время из

    Византии, центра православия. Затем его стали назначать киевские князья. В

    отдельных русских землях церковную организацию возглавляли епископы.

    5. Правовая система

    Источники права. Возникновение Древнерусского государства естественно

    сопровождалось формированием древнерусского права, исторически первым

    источником которого были правовые обычаи - нормы обычаев доклассового

    общества, санкционированные возникающим государством. Среди них можно

    встретить кровную месть, принцип талиона -"равным за равное". Совокупность

    этих норм летописи и иные древнейшие документы называют "Законом русским".

    Первыми писанными памятниками древнерусского права, дошедшими до нас,

    были договоры Руси с Византией. Заключенные после успешных военных

    походов, эти договоры носили международно-правовой характер, но в них

    вместе с тем получили отражение нормы Закона русского. (Из этих договоров

    мы, собственно, и знаем об основном содержании древнерусского обычного

    права).

    Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в.

    Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, которые

    внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.

    Наиболее же крупным памятником древнерусского права является Русская

    Правда, сохранившая свое значение и в последующие (за киевским) периоды

    отечественной истории.

    Русская Правда составлялась на протяжении длительного времени (в Х1-Х11

    вв.), но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Впервые ее текст

    был обнаружен В.Н.Татищевым в 1738 г. Сейчас известны более ста ее списков,

    значительно отличающихся друг от друга и по объему, и по структуре, да и по

    содержанию. Правовой памятник принято делить на три редакции (большие

    группы статей, объединенные хронологически и смысловым содержанием):

    Краткую, Пространную и Сокращенную. В Краткую редакцию входят две составные

    части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей

    Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой

    редакции и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она была

    составлена тогда, когда шла борьба за киевский престол между Ярославом и

    его братом Святополком (1015-1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава

    расправилась с новгородцами, положив тем самым начало затяжному и

    невыгодному для Ярослава конфликту. Стремясь задобрить новгородцев, он и

    "дал" им Правду, повелев им "по ее грамоте ходите".

    Правда Ярославичей включает следующие два десятка статей Краткой

    редакции (так называемый Академический список). Как явствует из ее

    заголовка, сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при

    участии ближайшего окружения. Составление текста относится примерно к

    середине XI в. Со второй половины того же столетия стала формироваться

    Пространная редакция, сложившаяся в окончательном варианте в XII в. По

    уровню разработки правовых институтов это уже следующий этап в развитии

    древнерусского права, хотя наряду с новыми постановлениями Пространная

    Правда включает и видоизмененные нормы Краткой редакции. В ней представлено

    уголовное и наследственное право, основательно разработан правовой статус

    различных категорий населения. К XIII-XIV вв. относится возникновение

    Сокращенной редакции, которая представляет собой выборку из статей

    Пространной Правды, приспособленных для регулирования более развитых

    общественных отношений периода политической раздробленности на Руси.

    Кроме Русской Правды, которая стояла в центре правовой системы

    Древнерусского государства, в эпоху Киевской Руси из правовых источников

    были известны церковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого, от

    которых пошла история церковного законодательства, а также статьи из

    правовых сборников других славянских народов. Использовался, например,

    "Закон Судный людем" из Болгарии. Значение имели и Кормчие книги

    -византийские сборники церковно-гражданских постановлений, большей частью

    относящиеся к области семейно-брачного права.

    Вся совокупность правовых обычаев и законов, действовавших на Руси,

    создавала основу для довольно развитой системы древнерусского права. Как и

    всякое феодальное право, оно было правом-привилегией, т.е. закон

    предусматривал неравноправие людей, принадлежавших к разным социальным

    группам. Так, холоп не имел почти никаких прав. Весьма ограниченной была

    правоспособность смердов, тем более закупов. Зато права и привилегии

    верхушки феодального общества закон брал под усиленную защиту.

    Гражданское право. Русская Правда и другие источники древнерусского

    права довольно четко различают две основные части гражданского права -право

    собственности и обязательственное право. Право собственности возникает с

    утверждением феодализма и феодальной собственности на землю. Феодальная

    собственность оформляется в виде княжеского домена (земельного владения,

    принадлежащего данному княжескому роду), боярской или монастырской вотчины.

    В Краткой редакции Русской Правды закреплена незыблемость феодальной

    земельной собственности. Кроме собственности на землю, она говорит и о

    праве собственности на другие вещи - коней, тягловый скот, холопов и пр.

    Что касается обязательственного права, то Русская Правда знает

    обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем

    последние сливаются с понятием преступления и называются обидой.

    Для древнерусского обязательственного права характерно обращение

    взыскания не только на имущество, но и на личность должника, а порою даже

    на его жену и детей. Основными видами договоров были договоры мены, купли-

    продажи, займа, поклажи, личного найма. Договоры заключались в устной

    форме, но в присутствии свидетелей - послухов. Купля-продажа земли, по-

    видимому, требовала письменной формы. При продаже краденной вещи сделка

    считалась недействительной, а покупатель имел право требовать возмещения

    убытков.

    Наиболее полно в Русской Правде регламентирован договор займа. В 1113 г.

    произошло восстание киевских низов против ростовщиков, и Владимир Мономах,

    призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению

    взимания процентов по долгам. Закон в виде объекта займа называет не только

    деньги, но и хлеб, мед. Существуют три вида займа:

    обычный (бытовой) заем, заем, совершаемый между купцами (с упрощенными

    формальностями), и заем с самозакладом - закупничество. Просматриваются

    различные виды процентов в зависимости от срока займа. Срок взимания

    процентов ограничен двумя годами. Если должник выплачивал проценты в

    течение трех лет, то он имел право не возвращать кредитору одолженной

    суммы. Краткосрочный заем влек за собой наиболее высокую процентную ставку.

    Брачно-семейное право. Развивалось в Древней Руси в соответствии с

    каноническими правилами. Первоначально действовали обычаи, связанные с

    языческим культом. Одной из форм индивидуального брака в языческую эпоху

    было похищение невесты (в том числе мнимое), другой - покупка. Довольно

    широко было распространено многоженство. (Согласно "Повести временных лет",

    тогдашние мужчины имели двух-трех жен, а великий князь Владимир Святославич

    до крещения имел пять жен и несколько сотен наложниц). С введением

    христианства устанавливаются новые принципы семейного права - моногамия,

    затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за

    внебрачные связи.

    По Церковному уставу Ярослава моногамная семья становится объектом

    защиты со стороны церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена,

    пользуются ее всемерным покровительством. Браку обязательно предшествовало

    обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный возраст был низким (14-15 лет

    для мужчины и 12-13 лет для женщины). Церковь требовала венчания как

    непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси

    последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся,

    устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь

    без ее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей дочери.

    Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в

    Церковном уставе.

    Вопрос об имущественных отношениях между супругами не совсем ясен.

    Очевидно, однако, что жена имела определенную имущественную

    самостоятельность. Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена

    сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по

    наследству.

    Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца,

    имевшего над ними почти безграничную власть.

    Наследственное право. Понятие наследства возникает непосредственно с

    появлением частной собственности; вместе с тем наследственное право

    восточных славян, получившее распространение после образования

    Древнерусского государства, сохраняло многие черты патриархальных

    отношений. При наследовании по закону, т.е. без завещания, преимущества

    имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего (на

    наследников возлагалась лишь обязанность выдать сестер замуж).

    Наследственная масса делилась, очевидно, поровну, но младший сын имел

    преимущество - он получал двор отца. Незаконные дети наследственных прав не

    имели, но если их матерью была роба-наложница, то они вместе с ней получали

    свободу. Право отца распоряжаться имуществом при составлении завещания не

    ограничивалось. Исключение из этого правила состояло в том, что он не мог

    завещать имущество дочери.

    Уголовное право. В Древнерусском государстве преступление именовалось

    обидой. Под этим подразумевалось нанесение какого-либо вреда потерпевшему.

    Но вред, как известно, может быть причинен как преступлением, так и

    гражданско-правовым нарушением (деликтом). Таким образом, Русская Правда не

    различала преступление и гражданско-правовое нарушение.

    Уголовное право рассматриваемого периода было феодальным. Жизнь, честь,

    имущество холопов законом не охранялись. Блага же, принадлежащие феодалам,

    защищались особенно рьяно: за убийство феодала устанавливался штраф в 80

    гривен, а за смерда только 5 гривен. Холопы субъектами права вовсе не

    признавались. Ст. 46 Русской Правды говорит о том, что если холопы окажутся

    ворами, то князь штрафом их не наказывает, поскольку они не свободны (и в

    силу этого, как, вероятно, полагает законодатель, могут совершить кражу по

    наущению своего хозяина). Хозяин такого холопа обязан был платить двойное

    вознаграждение потерпевшему. В некоторых случаях потерпевший мог сам

    расправиться с холопом-обидчиком, не обращаясь к государственным органам,

    вплоть до убийства холопа, посягнувшего на свободного человека.

    Русская Правда не знает возрастных ограничений уголовной

    ответственности, понятия невменяемости. Состояние опьянения ответственности

    не исключает. Зато Русской Правде известно понятие соучастия. Проблема

    решается просто: все соучастники преступления отвечают в равной степени.

    Русская Правда различает ответственность в зависимости от субъективной

    стороны преступления. Не проводит различия между умыслом и неосторожностью,

    но различает два вида умысла - прямой и косвенный. Это отмечается при

    ответственности за убийство: убийство при сведении счетов карается высшей

    мерой наказания - потоком и разграблением, убийство же в "сваде" (драке) -

    только вирой. По субъективной стороне различается и ответственность за

    банкротство: преступным считается только умышленное банкротство. Состояние

    аффекта исключает, согласно нормам Русской Правды, ответственность. Что

    касается объективной стороны преступных деяний, то подавляющее число

    преступлений совершается путем действия. Лишь в очень немногих случаях

    наказуемо и преступное бездействие (утайка находки, длительное

    невозвращение долга).

    Русская Правда знает лишь два родовых объекта преступления - личность

    человека и его имущество. Отсюда только два рода преступлений. Но каждый

    род включает довольно разнообразные виды преступных деяний. Среди

    преступлений против личности следует назвать убийство, телесные

    повреждения, побои, оскорбление действием. Княжеские уставы знают и

    оскорбление словом, где объектом преступления является преимущественно

    честь женщины. В уставах князей Владимира Святославича и Ярослава можно

    встретить упоминания о половых преступлениях.

    Среди имущественных преступлений наибольшее внимание Русская Правда

    уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось

    конокрадство. Известно и преступное уничтожение чужого имущества путем

    поджога, наказуемое потоком и разграблением. В княжеских уставах

    предусматривались преступления против церкви, а также против семейных

    отношений. Церковь, насаждая новую форму брака, с помощью уголовного права

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.