МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Избирательное право и избирательные системы. Курсовая работа.

    быть созданы такие многомандатные избирательные округа: от округа с

    численностью 64 тыс. избирателей посылается 3 депутата, от округа с

    численностью 183 тыс. избирателей — 7 депутатов, от округа с численностью

    119 тыс. избирателей — 4 депутата. Формально разновеликие с точки зрения

    количества избирательные округа создаются с тем, чтобы не дробить

    существующие территориальные единицы, причем от большего количества

    избирателей избирается и большее количество депутатов. Слово «примерно»

    позволяет органу, устанавливающему величину избирательного округа и

    определяющему количество избираемых депутатов, манипулировать ситуацией.

    Таким органом является, как правило, правительство, которое,

    воспользовавшись представившейся возможностью укрепить позиции

    сформировавшей его партии (или партий), выдвигает проект избирательного

    закона или поправок к нему перед выборами. В итоге, как видно из примера,

    в первом округе один депутат представляет 21,3 тыс. избирателей, во втором

    — 26,1 тыс., а в третьем — почти 29,8 тыс., т. е. налицо определенное

    нарушение равенства.

    Стоит подчеркнуть, что, исходя из порядка организации выборов и проведения

    голосования, ни в одной стране технически невозможно образовать

    избирательные округа с абсолютно одинаковым количеством избирателей. Кроме

    того, при создании избирательных окрутов надо помнить об их связи с

    административно-территориальными единицами, населенными пунктами;

    депутату, избранному от конкретного избирательного округа, предстоит

    учитывать в своей работе заботы и проблемы конкретного населения,

    проживающего на определенной территории, а не абстрактных избирателей.

    Чтобы все-таки добиться как можно меньшего отклонения от равенства

    избирательных округов, во многих странах устанавливаются

    12

    ограничения. Так, подп. «б» п. 1 ст. 8 Положения о выборах депутатов

    Государственной Думы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации

    от 1 октября 1993 г. № 1557, допускал отклонение от равенства

    избирательных округов по числу избирателей до 15%. Федеральный закон от 21

    июня 1995 г. № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы

    Федерального Собрания Российской Федерации» вводил в ст. 11 более жесткие

    ограничения такого отклонения: до 10%, и только в труднодоступных и

    отдаленных районах — не более 15%. Такой же подход к формированию

    избирательных округов сохранился в избирательном законодательстве России,

    принятом позже, вплоть до настоящего времени.

    Существует еще один прием, с помощью которого правящая партия стремится

    обеспечить себе на выборах более благоприятные условия по сравнению с

    другими партиями. Он связан с тем, что накануне выборов в большинстве

    стран границы избирательных округов уточняются и изменяются, поскольку с

    течением времени численность населения и его возрастная структура (что

    вызывает изменение количества избирателей) в различных регионах меняются.

    Иначе говоря, изменение границ избирательных округов объясняется

    необходимостью обеспечить материальное равенство. Но даже тогда, когда

    создаются избирательные округа с равной численностью избирателей, правящая

    партия, проводящая изменения территории избирательных округов, преследует

    и свои собственные цели. Ведь заранее более или менее известно, какие

    группы населения поддерживают те или иные партии и где эти группы

    территориально расселены. Границы же избирательных округов вовсе не

    обязательно должны совпадать с границами административно-территориальных

    единиц. В результате этого в процессе очередного пересмотра границ

    избирательных округов правящая партия может создать искусственный перевес

    своих сторонников над сторонниками других партий в определенных

    избирательных округах. В настоящее время для этих целей используется

    компьютерная техника. Пересмотр избирательных округов

    13

    получил наименование избирательной географии, или избирательной геометрии.

    В США же родился специфический термин для обозначения этого явления —

    джерримандеринг. В этом термине запечатлена фамилия одного из политических

    деятелей XIX в., преуспевших в искусстве нарезки избирательных округов

    для обеспечения победы своей партии. Губернатор штата Массачусетс Э.

    Джерри был автором закона 1812 г., предусматривавшего деление штата на

    новые избирательные округа. Новые округа были нарезаны вопреки всем

    естественным и традиционным делениям, имели весьма причудливую

    конфигурацию, что и позволило партии Э. Джерри одержать победу. Когда

    кто-то высказал мнение, что один из округов по своим очертаниям напоминает

    саламандру (по-английски «salamander»)5, издатель местной газеты заметил,

    что «назвал бы это джерримандер».

    1.4. Выборы на основе куриального (корпоративного) представительства.

    При выборах на основе куриального (корпоративного) представительства

    принцип равного избирательного права для всех избирателей не принимается

    во внимание, хотя он и соблюдается для избирателей внутри курии. Под

    куриями понимают социальные группы, выделяемые по какому-либо признаку.

    Для каждой курии выделяется определенное количество мандатов (при этом

    количество мандатов вовсе не должно быть пропорционально численности

    группы), которые и получают избранные внутри курии представители.

    Куриальное представительство было широко распространено в Средние века, в

    то время в качестве курий выступали сословные группы и местные сообщества.

    В Новое время выборы от имени курии проводятся внутри организации или

    организаций, которые считаются представителями интересов курии

    В литературе встречается и несколько иная версия происхождения

    этого термина, согласно которой после обнародования карты штатов с

    границами избирательных округов, имевших весьма причудливую форму,

    кто-то сказал, что карта напоминает пятнистую кожу саламандры.

    14

    (корпоративное представительство). Так, в России половина Государственного

    совета после реформы этого органа в 1906 г. и вплоть до его ликвидации в

    1917 г. избиралась следующим образом: от губернских земских собраний — 34

    члена; от съездов землевладельцев в неземских губерниях —- 22 члена; от

    дворянских обществ — 18 членов; от православной церкви — шесть членов; от

    Академии наук и университетов — шесть членов; от организаций торгового

    купечества — шесть членов и от организаций предпринимателей-промышленников

    — шесть членов.

    Позже корпоративное представительство наиболее широко применялось в

    фашистской Италии (после 1928 г. и до 1944 г.) и Португалии (по

    Конституции 1933 г. до 1974 г.). В Италии Национальный корпоративный

    совет, состоявший преимущественно из представителей объединенных в

    конфедерации официальных профессиональных союзов рабочих и организаций

    предпринимателей, участвовал в законодательном процессе вместе с

    двухпалатным парламентом. В Португалии Корпоративная палата, включавшая

    представителей, объединенных в одну организацию синдикатов рабочих и

    союзов работодателей, муниципальных органов, творческих союзов, высших

    учебных заведений и т. п., выносила рекомендации по законопроектам,

    которые передавались на рассмотрение Национального собрания.

    Но не только в фашистских государствах использовался корпоративный принцип

    формирования органов, участвовавших в законодательном процессе. В СССР,

    например, в 1989 г. был избран Съезд народных депутатов (по Закону 1988

    г.), одна треть членов которого (750 человек) состояла из избранных по

    установленным нормам от Коммунистической партии и общественных

    организаций. В таком составе Съезд работал до ликвидации Советского Союза

    в 1991 г.

    Однако широкого распространения (прежде всего, в современных

    демократических государствах) куриальное (корпоративное)

    представительство не получило. В качестве исключения из этого общего

    15

    правила можно привести формирование Государственного совета в Словении по

    Конституции 1991 г. Государственный совет Словении состоит из 40 членов:

    четыре представителя работодателей, четыре представителя наемных

    работников, четыре представителя крестьян, ремесленников и лиц свободных

    профессий, шесть представителей работников непроизводственной сферы, 22

    представителя местных интересов. Члены Государственного совета избираются

    сроком на пять лет. Он вправе инициировать законы, требовать повторного

    рассмотрения закона, принятого Государственным Собранием, требовать

    назначения референдума, проведения парламентского расследования, давать

    заключения по вопросам, входящим в компетенцию Государственного Собрания.

    1.5. Прямые или непрямые выборы

    Прямые выборы означают, что орган власти избирается непосредственно

    гражданами. Например, в России на основе прямых выборов избираются

    депутаты местных органов власти, депутаты Государственной Думы

    Федерального Собрания Российской Федерации, Президент Российской

    Федерации, в США — сенаторы и члены Палаты представителей Конгресса США,

    во Франции — Президент Республики и члены парламента (Национального

    собрания и Сената) и т. д.

    Имеются две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные.

    Косвенные выборы предполагают, что члены представительного органа власти

    или единоличный выборный орган избираются выборщиками — лицами, специально

    избранными для осуществления выборов в соответствующий орган власти.

    Например, в США граждане избирают выборщиков, которые, в свою очередь,

    избирают Президента США. Они перестают быть выборщиками сразу после того,

    как проголосовали. На основе косвенных выборов также формируется часть

    Парламента Королевства Свазиленд: избираются 40 депутатов и 20 сенаторов.

    16

    В ходе многостепенных выборов избирается вначале один орган власти,

    который затем уже сам избирает другой орган власти иного уровня. Так, в

    РСФСР, согласно Конституции РСФСР 1978 г. (в редакции Конституции РСФСР

    1989 г.), граждане избирали народных депутатов России, которые собирались

    на Съезд народных депутатов. Съезд избирал из своего состава членов

    Верховного Совета РСФСР. В Китае также депутаты собраний народных

    представителей провинций, городов центрального подчинения и городов,

    имеющих районное деление, избираются собраниями народных представителей на

    ступень ниже, т. е. формирование представительных органов власти

    осуществляется на основе многостепенных выборов. В Австрии Федеральный

    совет (верхняя палата парламента) формируется на основе двухстепенных

    выборов: членов этой палаты избирают ландтаги земель. В истории можно

    найти примеры использования косвенных многостепенных выборов. Например, в

    России на выборах в Государственную думу в период 1905—1917 гг. рабочие и

    крестьяне избирали выборщиков, которые, в свою очередь, избирали

    выборщиков и т. д. И только выборщики третьей степени от рабочих и

    выборщики четвертой степени от крестьян избирали депутатов. Выше также

    приводились примеры косвенных многостепенных выборов из истории Франции и

    Португалии.

    1.6. Тайность голосования

    Принцип тайности голосования призван обеспечить избирателю наиболее полную

    свободу волеизъявления на выборах. В большинстве стран мира тайное

    голосование осуществляется посредством бюллетеней, в которых избиратель

    либо вычеркивает фамилии кандидатов или названия партий, против которых он

    голосует, либо, наоборот, отмечает фамилию кандидата или название партии,

    за которую он отдает свой голос. Производится это в специально

    отгороженном помещении, в котором избиратель находится один. Затем

    избиратель опускает бюллетень в ящик для голосования. В некоторых странах

    (к примеру, в Болгарии, Польше) с

    17

    целью дополнительного обеспечения тайности голосования бюллетени

    вкладываются в конверты.

    В ряде стран при голосовании обходятся без бюллетеней. В США голосование

    осуществляется посредством специальной избирательной машины. Избиратель

    заходит в специальное помещение, где находится избирательная машина, после

    чего дверь в помещение автоматически закрывается и открывается после того,

    как избиратель проголосует. Само голосование производится путем нажатия

    рычажков, расположенных на передней панели избирательной машины. Машина

    устроена так, что вторично голосовать можно только после того, как один

    избиратель покинет помещение, а другой — войдет.

    В то же время в отдельных случаях оправданным является применение

    открытого голосования. Оно оправданно в том случае, если участвующий в

    голосовании может не опасаться за свою судьбу, каковы бы ни были

    результаты голосования, ибо такие опасения могут сказаться на позиции

    участвующего в голосовании по отношению к кандидату, и воля избирателя

    будет искажена. Например, в РСФСР (как, впрочем, и в СССР) народные

    заседатели избирались на протяжении длительного времени открытым

    голосованием на собраниях трудовых коллективов. Лицо, голосовавшее против

    кандидата, избранного затем народным заседателем, могло не опасаться того,

    что данный народный заседатель проявит к нему необъективность, если такое

    лицо окажется, к примеру, на скамье подсудимых, поскольку подсудимый имеет

    право дать отвод всему составу суда либо отдельно судье или каждому

    народному заседателю.

    1.7. Периодичность проведения выборов

    Данный принцип наряду с другими закреплен в Декларации о критериях

    свободных и справедливых выборов, принятой в 1994 г. на 154-й сессии

    Совета Межпарламентского союза. Статья 1 указанной Декларации гласит: «В

    любом государстве полнота власти может проистекать только из

    18

    волеизъявления народа, выраженного на подлинно свободных и справедливых

    выборах, организуемых через регулярные периоды на основе всеобщего,

    равного и тайного голосования»6. Хотя эта Декларация не является

    документом, обязательным для исполнения, однако ее моральная сила велика,

    поскольку она была одобрена единогласно на сессии Совета столь

    авторитетной международной организации, как Межпарламентский союз, а во

    время голосования присутствовали и поддержали Декларацию представители 112

    стран мира, в том числе и Россия. В ряде стран мира этот принцип уже занял

    достойное место в национальных законодательных актах. В России этот

    принцип фактически закреплен в ст. 8 и 9 Федерального закона «Об основных

    гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

    Российской Федерации» 2002 г. Одна из них посвящена сроку полномочий

    органов государственной власти и местного самоуправления, а другая —

    обязательности проведения выборов в сроки, установленные Конституцией

    Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами),

    законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

    Надо отметить, что статьи под теми же номерами и с тем же содержанием

    имелись в утратившем силу Федеральном законе от 19 сентября 1997 г. №

    124-ФЗ с таким же названием.

    Необходимость закрепления этого принципа в упомянутой Декларации и в

    различных нормативных актах связана с тем, что выборность тех или иных

    должностных лиц и органов власти отнюдь не означает автоматического

    установления срока, на который они избираются. Даже сегодня есть страны,

    где выборные должностные лица избираются пожизненно. По крайней мере, срок

    их полномочий никак не обозначен. Например, Папа Римский, который наряду с

    духовной властью в католической церкви обладает высшей светской властью в

    Ватикане, избирается конклавом (в котором принимают участие кардиналы) без

    установления

    О критериях свободных и справедливых выборов. М., 1994. С. 6

    19

    каких-либо временных рамок его правления. Конечно, в истории известны

    случаи, когда римских пап свергали, объявляли антипапами, заставляли

    подать в отставку. Однако такие меры носили чрезвычайный характер. Они не

    могут идти в сравнение с рутинным, прописанным законодательством порядком

    передачи полномочий уходящего в отставку должностного лица только что

    избранному преемнику.

    Периодичность проведения выборов предполагает закрепление в избирательном

    законодательстве системы организационно-правовых гарантий, обеспечивающих

    своевременное проведение выборов. Так, в некоторых государствах (например,

    США, Бразилии и др.) законодательно установлены дни, в которые проходят

    выборы в те или иные органы власти. В таких странах нет необходимости

    наделять какие-либо властные органы полномочиями по назначению выборов, и,

    следовательно, не возникает вопрос: что будет, если соответствующие органы

    власти не исполнят свои полномочия по назначению выборов? В этом случае у

    выборных лиц должны быть заместители, которые займут их место в случае

    открытия вакансии. Вместе с тем в ряде государств существует возможность

    досрочного роспуска парламента или досрочной отставки выборных должностных

    лиц. При этом предполагается, что легитимность присуща именно тем лицам,

    которые баллотировались именно на эти должности. В таких странах в любом

    случае необходимо законодательно (и даже, по-видимому, конституционно)

    предусмотреть закрепление за определенными органами власти полномочий по

    назначению выборов, хотя бы и в случае досрочного прекращения полномочий

    выборных органов власти, даже если законодательно установлены дни выборов

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.