МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Конституционное право- ведущая отрасль Российского права

    децентрализация государственной власти обеспечивается разграничением

    предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими

    ее республиками, краями, областями, городами федерального значения,

    автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. В

    соответствии принципом федерализма основы правового статуса субъектов

    Федерации устанавливаются и гарантируются нормами конституционного права.

    Полномочия, не отнесенные к ведению Федерации либо к совместному ведению

    Федерации и ее субъектов, осуществляются в соответствии с нормами

    конституционного права субъектами Федерации самостоятельно.

    Федеративное устройство Российской Федерации основывается на ряде

    принципов, закрепленных нормами конституционного права и обусловленных ее

    демократической сущностью. Эти принципы являются исходными началами

    территориального устройства не только самой Российской Федерации, но и ее

    субъектов. К ним относятся: государственная целостность Российской

    Федерации; единство системы государственной власти; разграничение предметов

    ведения и полномочий между органами государственной власти Российской

    Федерации и органами государственной власти ее субъектов; равноправие и

    самоопределение народов в Российской Федерации; равноправие субъектов

    Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами

    государственной власти.

    Принципы государственного устройства Российской Федерации тесно

    взаимосвязаны. Их главная цель и назначение состоят в том, чтобы

    способствовать успешному государственному строительству.

    Конституционное право на современном этапе связано с решением многих других

    вопросов, касающихся дальнейшего развития и укрепления демократических

    преобразований.

    Формирование в России правового государства требует завершения разработки

    всех предусмотренных Конституцией федеральных конституционных и федеральных

    законов, имеющих важное значение для развития демократических процессов в

    стране, совершенствования и обновления действующего федерального

    конституционно-правового законодательства с учетом той практики, которая

    сложилась в стране процессе демократических преобразований. Настало время

    устранения коллизий между конституционно-правовым законодательством

    Федерации и ее субъектов, которые возникли как следствие «парада

    суверенитетов» и разного рода политических игр, ведущихся как на

    федеральном, так и на региональном уровнях. Нуждаются во внимательном

    изучении и договоры, заключенные между Российской Федерацией и ее

    субъектами, на предмет их соответствия федеральным конституционно-правовым

    нормам.

    Решение этих и некоторых других задач — важное условие формирования

    Российской Федерации как демократического и правового государства,

    правового обеспечения ее подлинного суверенитета.

    Для современной России характерно расширение объема конституционно-

    правового регулирования, возрастающее влияние на конституционное право

    общегуманных ценностей, уменьшение в нем удельного веса идеологизации и

    усиление элементов политизации и социализации[10]. Все это, несомненно,

    будет способствовать дальнейшему развитию демократических преобразований в

    нашей стране.

    2. Нормы конституционного права.

    2.1. . Конституционно-правовые отношения, их субъекты и объекты.

    Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес и

    споры в науке конституционного права.

    Из рассмотренных положений в начале данной курсовой работы, очевидно, что

    конституционно-правовые отношения составляют предмет конституционного

    права.

    В юридической науке, под правоотношениями понимаются также общественные

    отношения, которые урегулированы нормами права. Следовательно,

    конституционно-правовые отношения - это общественные отношения,

    урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их

    основе, индивидуализированные общественные связи

    между субъектами конституционного права.

    Конституционные правоотношения обладают основными признаками, которые

    присущи правоотношениям в целом. В то же время они специфичны, качественно

    определены.

    Профессор И.Е. Фарбер выделяет 5 существенных признака, характеризующие

    данные отношения, показывая этим их специфику и отличительные

    особенности[11].

    1. Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения

    политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от

    юридической конституции.

    2. Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки,

    большие социальные общности людей, государство и т.д.

    3. Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и

    свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.

    4. Конституционные отношения есть отношения между социальными силами,

    рождающими фактическую власть в государстве.

    5. Данные отношения характеризуются стабильностью и устойчивостью.

    В Российском обществе за последние годы произошли значительные изменения во

    всех сферах жизни (социальной, политической, экономической и др.), однако,

    указанные признаки конституционных правоотношений не потеряли своей

    значимости. Их можно только дополнять.

    Действительно, конституционно-правовые отношения представляют собой

    специфическую форму многих политических отношений. Объектами этих отношений

    выступают социально-экономические и социально-политические ценности,

    национальные отношения, основные права и свободы человека и др.

    Рассматриваемые правовые отношения имеют фундаментальный, первичный

    характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их

    возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их

    существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль

    конституционного права в правовой системе государства.

    Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство

    из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта

    индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной

    всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений

    провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их

    группа.

    Содержанием конституционных правоотношений является социальное поведение

    субъектов в конституционном права, круг которых специфичен и широк.

    Субъектами российского конституционного права являются возможные участники

    общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу

    чего они приобретают основания реализовывать в конституционно-правовых

    отношениях свои возможности.

    Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то

    возникает необходимость объединения их в следующие группы:

    1. Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические общности

    (народности).

    Исключительность статуса народа как субъекта конституционно-правовых

    отношений обусловлена, прежде всего, тем, что он является носителем

    суверенитета и единственным источником власти в России (ст.3 Конституции

    РФ).

    Права образовывать представительные органы государственной власти,

    участвовать в выборах Президента РФ, выражать свою волю путём референдума

    относятся к исключительному ведению народа.

    Нации, этнические общности могут вступать в конституционно-правовые

    отношения, как между собой, так и с органом государственной власти по

    поводу национальной государственности, по иным вопросам, затрагивающим их

    интересы.

    2.Государство - Российская Федерация; субъекты в составе Российской

    Федерации(республики,края,области,города федерального значения, автономная

    область, автономные округа).

    В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права,

    государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора

    общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой власти.

    Указанные субъекты могут участвовать в конституционно-правовых отношениях

    непосредственно или через государственные органы, выступающие от их имени.

    Примером таких отношений является Федеративный договор от 31 марта 1992

    года о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными

    органами государственной власти Российской Федерации и органами

    государственной власти её субъектов. Конституционные правоотношения также

    возможны между республиками, между автономиями, республиками и автономной

    областью и автономными округами и т.д.

    3.Административно-территориальные единицы (районы, города, районы в

    городах, поселки).

    Административно-территориальная единица, это не только географическое, но и

    политическое образование, основу которого составляет население. Именно

    население, формируя органы местного самоуправления, придает административно-

    территориальной единице черты политического образования, выступающего в

    качестве субъекта права. Своеобразным субъектом права выступают

    избирательные округа. Через них реализуется право избирателей

    представительствовать в органах государственной власти.

    4.Органы государственной власти и местного самоуправления.

    В Российской Федерации ими являются: Федеральное Собрание, Правительство,

    Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Городская Дума,

    местная администрация и др.

    Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию между

    различными органами власти. Обладая правом на осуществление государственной

    власти и местного самоуправления, они наделены определенной компетенцией в

    соответствии с возложенными на них задачами (издания законов, контроль за

    деятельностью других органов, исполнения законов и т.д.).Перечисленные

    субъекты выступают в данных отношениях как носители властных полномочий

    либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники

    договорных отношений.

    5.Должостные лица.

    Субъектами конституционного права являются: Президент РФ, Председатели

    палат парламента - Федерального Собрания; Председатель Правительства РФ,

    Председатель Конституционного Суда РФ, Генеральный Прокурор и др. Президент

    Российской Федерации является главой государства. Обладая широкими

    представительскими, правотворческими, управленческими полномочиями, он

    вступает в отношения с парламентом, правительством, республиками и

    др.субъектами конституционного права. Те отношения, которые основываются на

    конституционных нормах, приобретают форму конституционно-правовых. В

    некоторые из подобных и иные

    конституционно-правовые отношения вступают вышеперечисленные должностные

    лица.

    6.К субъектам конституционных правоотношений со специальной

    правоспособностью относятся избиратели и депутаты(различных

    представительных органов).

    Избиратели участвуют в данных правоотношениях посредством выборов

    представителей народа в различные законодательные(представительные)органы

    власти(Государственную Думу, Совет Федерации, Законодательное Собрание,

    Городскую Думу и т.д.).Депутаты вправе принимать участие в работе тех

    органов государственной власти, в состав которых они избраны, в решении

    вопросов, рассматриваемых этими органами, в утверждении актов, издаваемых

    ими и т.д.

    7.Политические партии, иные общественные объединения. Политические партии и

    иные общественные объединения играют все

    более активную роль в жизни Российской Федерации. Они участвуют в

    избирательных кампаниях выдвигая кандидатов в депутаты, организуют

    предвыборные мероприятия. Важно их участие в проведении референдумов, в

    местном самоуправлении, в охране и защите конституционных прав и свобод

    граждан.

    8.Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без

    гражданства.

    Все физические лица участвуют в конституционно-правовых отношениях,

    осуществляя свои конституционные права, свободы и обязанности.

    Широкой правоспособностью обладают граждане Российской Федерации. При этом

    следует отметить, что граждане являются субъектами данных отношений

    независимо от пола, расы, национальности, языка и других признаков.

    Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть, кроме того,

    субъектами конкретных конституционно-правовых отношений в связи с

    приобретением российского гражданства, получением политического убежища.

    Такова система субъектов конституционного права России, которые, участвуя в

    конституционно-правовых отношениях, реализуют свои права и свободы,

    исполняют обязанности, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

    Необходимо отметить, что понятия субъект конституционного права и субъект

    конституционно-правового отношения - близкие, взаимообусловленные, но не

    тождественные.

    Субъект конституционно-правового отношения - это субъект конституционного

    права, вступивший в конкретное правоотношение, а субъект конституционного

    права - это возможный участник такого правоотношения.

    Конституционно-правовые нормы связывают права и обязанности субъектов

    конституционных правоотношений с объектами.

    В общей теории права под объектом правоотношения понимается то, на что

    направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. то,

    по поводу чего возникают правоотношения.

    В конституционном праве Российской Федерации выделятся следующие объекты

    конституционно-правовых отношений:

    . Государственная территория.

    В Конституции Российской Федерации имеется норма, согласно которой границы

    между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного

    согласия (ч.3 ст.67).На основе этой нормы возникают конституционно-правовые

    отношения, связанные с частью государственной территории России.

    . Предметы материального мира (материальные ценности).

    Нормы конституционного права устанавливают круг объектов различных форм

    собственности (ст.8,9,34,35 Конституции РФ) и право соответствующих

    субъектов пользоваться такими объектами. На основе этих норм могут

    возникать конституционно-правовые отношения.

    . Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь,

    достоинство).

    Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты:

    каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст.20);достоинство личности охраняется

    государством (ч.1 ст.21) и др.На основе ст.98 Конституции РФ и федерального

    закона " О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата

    Государственной Думы Федерального Собрания Российской

    Федерации",устанавливающих депутатскую неприкосновенность, могут возникать

    соответствующие конституционно-правовые отношения, связанные с охраной

    чести депутата.

    . Поведение и результаты поведения субъектов конституционных

    правоотношений.

    Например, действия депутата Государственной Думы, внесшего законопроект в

    данную палату парламента, являются объектом (поведения)

    конституционно-правовых отношений по поводу законопроекта. Подписание

    Президентом РФ указа, несоответствующего Конституции РФ, составляет объект

    (результат поведения) конституционно-правового отношения по поводу отмены

    этого указа Конституционным Судом Российской Федерации. Конституционные

    отношения разнообразны по содержанию, структуре, связаны сложной иерархией

    и могут быть классифицированы на различные виды. В общей теории права т

    отраслевой юридической литературе предложено несколько таких оснований,

    которые характерны и для конституционного права. Ограничимся только их

    напоминанием. Это: регулятивные и охранительные, абсолютные и

    относительные, общие и конкретные. Исходя из критерия времени,

    конституционно-правовые отношения подразделяются на постоянные, например,

    нахождение субъектов Российской Федерации в ее составе; периодически

    повторяющиеся, например. формирование Совета Федерации Федерального

    Собрания России, в состав которого входят по два представителя от каждого

    субъекта Российской Федерации. Возможны временные конституционно-правовые

    отношения. Они прекращаются с достижением того результата, ради которого

    возможны, например, формирование окружных и участковых избирательных

    комиссий в период избирательной кампании и др.

    Юридическое содержание конституционного правоотношения представляет

    единство субъективных прав и обязанностей, оказывающих активное влияние на

    поведение участников этого отношения, и выражается главным образом в строго

    определенной всеобщности прав и обязанностей, в том, что все субъекты

    являются носителями данных субъективных прав и обязанностей.

    В конкретных конституционных правоотношениях субъективное право

    представлено уже в обычном виде - это допустимая и гарантируемая

    Конституцией возможность определенного поведения субъекта, наделенного этим

    правом. Субъективная обязанность выступает как установленная

    конституционными нормами необходимость действий субъекта, на которое данная

    обязанность возложена.

    Юридическое содержание общих конституционных правоотношений проявляется

    через правовой статус их участников. Так, Конституция Российской Федерации

    закрепляет правовой статус человека и гражданина, определяет их основные

    права, свободы и обязанности.

    Обязанности участников конституционных правоотношений неоднородны. Одни

    носят всеобщий характер и в равной мере касаются всех субъектов, другие

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.