МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Конституция - основной закон государства

    Конституция - основной закон государства

    Студент

    1 курса, экономико-

    правового факультета, 1 группы

    ГАНИЕВР.Н.

    КОНСТИТУЦИЯ - ОСНОВНОЙ

    ЗАКОН ГОСУДАРСТВА.

    / курсовая работа /

    Содержание:

    1. Понятие конституционности государства.

    2. Конституционный суд (на примере Западной Европы и США).

    3. Правовое государство - государство судей.

    Вместо вступления

    Советские люди живут всамом демократическом обществе. Их широкие

    права и свободы материально и юридически гарантированы. Привыкнув за

    десятилетия Советской власти быть хозяевами страны, мы давно перестали

    удивляться этому. Так здоровый человек не ощущает своего здоровья.

    Гражданин СССР, честно выполняющий свои обязанности перед обществом и

    одновременно получающий от общества необходимые блага, не замечает, что его

    жизнь охраняется правовыми нормами, обеспечивающими материальное

    благосостояние, духовные интересы, жизнь и здоровье. Он принимает это как

    само собой разумеющееся. Между тем современная правовая система - это

    результат длительной, тяжелой борьбы и побед пролетариата над его врагами,

    результат героических десятилетий строительства социализма.[1]

    [pic]

    Мне хотелось бы оставить вышеизложенный текст, который я позаимствовал

    из книги “Очерк истории Советской Конституции” Ю. С. Кукушкина и О. С.

    Чистякова без моей личной оценки, на суд читателя, предоставляя ему право

    оценивать достоверность и правильность изложенного, а также искренность

    авторов. Для чего я привел эту выдержку? Мне кажется невозможным говорить о

    Конституции, как Основном Законе, не затронув истории Конституции какого-

    либо государства. А так как все мы живем в одной стране, я взял вкратце

    историю Конституции нашего государства. И последнее, что мне хочется

    сказать в связи с этим вступлением - это повторить, немного перефразировав,

    его последнее предложение: “Вместе с развитием общества меняется и

    законодательство.”

    [pic]

    Перед тем как перейти к основной части моей работы, я хочу сразу

    сделать несколько оговорок. 1) Опять же, мне представляется нелогичным

    вести речь об Основном Законе государства лишь в общих чертах, поэтому

    вместе со всеми обощающими определениями я все же буду базироваться на

    конкретном примере, а именно на Конституции РФ. И 2) так как цель моей

    работы - это не анализ всех государственно-правовых проблем, которые

    включает в себя Конституция РФ (это тема уже другого сочинения, скорее

    всего по конституционному праву), а лишь доказательство тезиса “Конституция

    - это основной закон государства”, я возьму только крохотную часть всех

    проблем, раскрываемых Конституцией РФ. Например, права и свободы человека.

    И мне кажется, что наличие этих проблем в Контистуции доказывает то, что

    Конституция - это именно Основной Закон государства, если в нем

    присутствуют и разрабатываются столь важные и основополагающие проблемы,

    как права и свободы человека.

    Слово “Конституция” - латинского происхождения, от constitutio, -

    установлени, устроение. Традиционно этим термином определяется Основной

    закон государства, определяющий его общественное и государственное

    устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности

    органов власти и управления, основные права и обязанности граждан.

    Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего

    взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для

    того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и

    свободы граждан.

    Развтие Российского государства подтверждает общее правило нашего

    времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою

    конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для

    современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его

    исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и

    методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер

    госкдарственного регулирования во всех основных сферах общественного

    развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое

    главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным

    правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Исключений

    сегодня практически не существует. Даже Великобритания, в котрой нет

    единого и кодифицированного основного закона, располагает комплексом

    юридических актов, начиная с “Хабеас корпус акт” и “Билля о правах” (оба

    приняты еще в XVII в.), а также традиций, составляющих в совокупности ее

    конституцию. Более того, для ХХ столетия, особенно его второй половины,

    характерно обновление конституционного строя многих стран, включая Францию,

    Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это продиктовано

    серьезными политическими и социальными переменами, присшедшими в названных

    странах и во всем мире, условиями нового времени. Принятие новой

    Конституции в России тоже является отражением серьезнейших общественных

    потребностей.

    Конституцию справедливо называют главным, основным законом

    государства. Если представить себе многочисленные правовые акты,

    действующие в стране, в виде определенного организованного и

    взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание,

    стержнь и одновременно источник развития всего права. На базе конституции

    происходит становление различных отраслей рпава, как традиционных,

    существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в

    экономике, социальном развитии, политике и культуре.

    Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12

    декабря 1993 г., - не первая в истории страны. До ее принятия действовала

    российская Конституция1978 года, которая имела своих предшественниц. Но

    нынешняя конституция отличается от всех российских конституций советского

    времени в первую очередь тем, что является основным законом

    самостоятельного, действительно суверенного государства. Как отмечается в

    преамбуле Конституции, ее принятие связано с возрождением суверееной

    государственности России и утверждением незыблемости ее демократической

    основы.

    Разумеется, Конституция 1993 года не носит учредительного характера,

    она не создает новое государство. Это государство существовало - в разных

    границах и при разных формах правления - многие столетия. Идея сохранения

    исторически сложившегося государственного единства подчеркивается в самой

    Конституции. Вместе с тем Конституций Российской Федерации 1993 года

    выделяется в ряду актов такого ранга тем, что с ней связывается новая эпоха

    в российской истории.[2]

    Крах в России тоталитарного государства, контролировавшего и слова, и

    дела, и мысли граждан, означал начало создания правового государства. Это

    потребовало изменения Основного Закона. Новая Конституция в нашей стране

    зафиксировала “десоветизацию” государственной власти. Были разделены

    законодательная, исполнительная и судебная ветви власти, что является

    важнейшим признаком подлинной демократии. Ведь еще французская Декларация

    прав человека и гражданина 1789 г. провозгласила: “Всякое общество, в

    котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение

    властей, не имеет Конституции”. И, наконец, государственный строй в

    Российской Федерации определен как конституционный, а не общественный.

    Новая Конституция занимает верховенствующие положение в правовой

    системе страны. Ее положение являются первичными. Все остальные правовые

    акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные

    законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального

    значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать

    Конституции Российской Федерации. Это же относится к договорам о

    раграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами

    государственной власти и органами государственной власти субъектов

    Федерации, ибо речь идет о конституционном, т. е. внутригосударственном, а

    не о международном праве.

    1. Понятие конституционности государства.

    Практически во всех современных государствах (независимо формы

    государственного устройства и господствующей политической идеологии)

    существуют конституции. Но наличие в государстве конституции еще не

    позволяет отождествлять его с “конституционным государством” в современном

    смысле. Конституционность государства отнюдь не исчерпывается тем, что в

    нем существует некий основной закон, возможно, закрепляющий определенный

    компромисс социально-политических сил, устанавливающий то или иное

    государственное устройство и компетенцию органов власти. Конституционность

    не исчерпывается и тем, что этот основной закон обладает реальным

    практическим действием, верховенством по отношению к остальным законам и

    может быть изменен лишь путем особой законотворческой процедуры. Это

    необходимые, но не достаточные признаки конституционной государственности.

    В современном смысле конституционность государства — это прежде всего

    его связанность правом, а конституция — в первую очередь декларация прав

    человека и гражданина, гарантированных властью и ограничивающих ее

    осуществление. Иначе говоря, конституция — надлежащая форма

    основополагающего узаконения правового характера организации и

    функционирования власти в ее отношениях с субъектами гражданского общества.

    “Конституционная запрограммированность” осуществления го сударственной

    власти означает, что лежащие в основе законотворчества представления о

    праве и его позитивности, о социальных функциях и инструментальном

    характере законов подчинены идеологии прав человека как совокупности

    дозаконотворческих требований, объективно возникающих из бытия человека в

    современном индустриальном и постиндустриальном обществе. Эти требования

    составляют конкретное практическое основание конституции и служат

    юридическим, а вовсе не моральным или политическим критерием оценки

    конституционного характера государства. Другими словами, конституция

    содержит в себе критерии, позволяющие судить о функционировании

    государственной власти с позиции права, приводить осуществление власти в

    соответствие с правом.

    Таким образом, в демократическом конституционном (правовом)

    государстве система гарантий свободы, самостоятельности и собственности

    должна быть закреплена прежде всего в конституции, а это предполагает

    прямое действие конституционных норм и эффективные процедуры

    конституционного контроля. В первую очередь речь идет о правах человека и

    гражданина, выражающих минимальную неотчуждаемую меру свободы в обществе и

    государстве и тем самым ограничивающих возможности законодательных запретов

    (закон не может запрещать то, что гарантировано конституцией), очерчивающих

    пределы допустимой компетенции государственных органов и должностных лиц в

    их отношениях с гражданами и их ассоциациями. Отсюда следует, что если

    статьи конституции гарантируют права и свободы и в то же время определяют,

    что осуществление этих прав и свобод регламентируется или даже может быть

    ограничено законом, то фактически статьи конституции ничего не гарантируют.

    Вместе с тем конституционное право должно предусматривать случаи

    ограничения прав и свобод, необходимого ради свободы других и защиты

    конституционного строя, и, конечно, на этот счет должны приниматься

    органические законы, предусмотренные конституцией. Уже это обстоятельство

    указывает на необходимость эффективного конституционного контроля,

    сопоставляющего органическое законодательство с объективным смыслом

    гарантий свободы, самостоятельности и собственности.

    Конституционное закрепление прав человека и гражданина, равно как и

    судебное признание (в решениях верховного или конституционного суда)

    конституционного характера других гарантий свободы, самостоятельности и

    собственности, не зафиксированных в конституции, лишает законодателя

    полномочий устанавливать административную процедуру регулирования тех

    отношений, в которых действуют эти конституционные гарантии. И если

    законодатель не соблюдает или упускает из виду это требование, то с точки

    зрения права возможен спор между любым гражданином и высшим органом

    государственной власти по поводу надлежащих гарантий свободы,

    самостоятельности и собственности. Такой спор может рассматриваться только

    в рамках судебной процедуры и только органом, который подчинен

    исключительно конституции и в задачу которого входит ее толкование в свете

    аксиом и принципов права.

    Далее, законодатель вправе запрещать только те формы реализации

    конституционных прав и свобод, которые являются общественно вредными,

    нарушают права других граждан и противоречат основам конституционного

    строя. Граждане должны иметь возможность оспорить любой такой

    законодательный запрет, если он затрагивает их права. Но даже если

    конституционный суд подтверждает конституционность такого запрета, не

    исключено, что в судебной практике сложится обыкновение, искажающее смысл

    этого запрета и тем самым нарушающее конституционные права граждан. А если

    конституционные права нарушаются обыкновением судебной практики, то такое

    нарушение, как правило, не устраняется судами второй инстанции или в

    порядке надзора. Эффективно защитить права в таких случаях может только

    конституционный суд, ибо он не связаны никакими обыкновениями

    законоприменительной практики.

    Описанные требования конституционализма означают, что речь идет о

    конституционном государстве в нормативном смысле: современная

    конституционная государственность предполагает достаточно высокий уровень

    развитости и эффективности формально-юридических гарантий свободы,

    самостоятельности и собственности, реальные механизмы ограничения публичной

    политической власти правами человека и гражданина.

    Интересно отметить, что первый советский Основной закон

    -Конституция РСФСР 1918 г. — был законом скорее реальным, чем фиктивным. Но

    этот Основной закон закреплял формальное неравенство, т. е. в принципе

    противоречил праву: избирательных прав были лишены “эксплуататоры и их

    пособники” (лица, прибегающие к наемному труду, живущие на нетрудовой

    доход, частные торговцы, коммерческие посредники, священнослужители и т.

    д.); на выборах рабочие имели преимущества перед крестьянами; гарантии

    свободы выражения мнений, свободы собраний и свободы ассоциаций

    трактовались как предоставление средств массовой информации, зданий и

    помещений и вообще всех необходимых технических и материальных средств “в

    распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты”. Все так и было в

    действительности, правда, от имени “рабочего класса и крестьянской бедноты”

    выступала тоталитарная бюрократия.

    А вот Конституция СССР 1936 г., или “сталинская Конституция”,

    напротив, была фиктивным основным законом. В ее тексте были провозглашены

    многие из тех прав, которые зафиксированы во Всеобщей декларации прав

    человека 1948 г., причем права закреплялись как всеобщие и равные для всех

    “трудящихся” (имелось в виду, что “эксплуататоры и их пособники” были уже

    уничтожены). А в действительности человек был совершенно бесправен и

    бессилен перед лицом сверхмощной машины тотального террора.

    Фиктивной была и Конституция СССР 1977 г.

    Проекты первой Конституции Российской Федерации в принципе

    соответствуют стандартам демократической правовой государственности,

    особенно в том, что касается прав человека, их надлежащих гарантий и

    защиты. Но прежде чем все это воплотится в реальность, необходимо дождаться

    тех времен, когда в стране не только сформируется нормальное гражданское

    общество, но и практика эффективной судебной защиты Конституции,

    конституционная юрисдикция, являющаяся в современном правовом государстве

    важнейшим источником конституционного права. Ибо конституция — это не

    просто совокупность декларативных и нормативных установлений, а

    фундаментальные правила правового общения, которые должны постоянно

    применяться и конкретизироваться в процессе непрерывного формирования и

    развития правопорядка. В этом смысле конституция служит основой всего

    правового законодательства.

    Таким образом, “конституционность” законов — это не столько их

    непротиворечие конституции, сколько их, так сказать, “конституционно-

    правовая органичность”. Последнее означает, что любой правовой закон

    является в той или иной мере “органическим” в том смысле, что он развивает

    и конкретизирует правовые положения, сформулированные или зафиксированные

    в конституции. Однако любой процесс содержательного развития конституционно-

    правовых начал (особенно в том, что касается прав человека и гражданина) —

    это процесс толкования права. А толкование права — функция не столько

    законодателя, ибо над ним всегда довлеют конкретные социально-политические

    интересы, сколько независимого суда. Такое суждение не означает принижения

    роли демократического законотворчества в процессе объективирования права, а

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.