МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Налоговый контроль в Республике Беларусь и пути его совершенствования

    Франции он ежегодно уточняется при принятии Закона о бюджете на

    очередной год. К кодексу прилагаются разъяснения (ежегодные

    комментарии).

    Согласно оценкам ГНУ Франции, вследствие уклонения от уплаты

    налогов казна ежегодно недополучает от 15 до 25% годового сбора. В

    результате реализации мероприятий налогового контроля часть

    недобора возмещается.

    Осуществление налоговых проверок возложено на созданные в

    каждом департаменте налоговые центры, которые направляют

    уведомления плательщикам, изучают подаваемые в добровольном порядке

    декларации. Налоговые работники осуществляют два вида контроля:

    камеральный и выездной. Первый производится, как и в нашей

    республике, по месту нахождения налогового органа и заключается в

    работе с декларациями. Во Франции проверяется примерно 50 тыс.

    деклараций в год: 45 тыс. от юридических лиц и 5 тыс. от

    физических. Имеющаяся в базе данных информация сверяется с данными

    по декларации. При обнаружении расхождений на этом этапе налоговый

    инспектор обращается к налогоплательщику за объяснениями. Если эти

    объяснения не удовлетворяют инспекцию, она может потребовать

    доплаты налогов либо обратиться в другие контролирующие органы для

    проведения более детального контроля.

    Контроль с выездом на место осуществляется обычно при наличии

    серьезных оснований для подозрений в сокрытии крупных сумм доходов.

    Проверки обычно осуществляются за три предшествующих года.

    Специальных положений о частоте проверок в законе нет. За

    редчайшими исключениями, повторные проверки в отношении одного

    периода не проводятся.

    Выбор предприятия, подлежащего проверке, осуществляется по

    многим критериям, в основе лежит анализ риска. Во-первых,

    выбираются те предприятия, которые являются потенциальными

    нарушителями, и во-вторых, используется информация от

    осведомителей.

    Необходимо отметить, что выездные налоговые проверки

    подчиняются строгим правилам. Так, налогоплательщик должен быт

    предупрежден о проверке минимум за 8 дней. Внезапная выездная

    налоговая проверка может быть проведена только при наличии

    достоверной информации о том, что предприятие уклоняется от уплаты

    налогов.

    Длительность процедуры проверки зависит от размера

    проверяемого предприятия: для малых предприятий—не более трех

    месяцев, для крупных сроки не устанавливаются. Единственное

    исключение касается частных лиц: срок их проверки не может

    превышать 12 месяцев. В ходе проверки проверяющий должен

    встретиться с руководством предприятия, получить доступ к

    бухгалтерским документам. По окончании проверки налогоплательщик

    получает соответствующие рекомендации по устранению выявленных в

    ходе контрольного мероприятия недостатков, что требует ответных

    действий: в течение 30 дней он должен представить свои замечания. С

    учетом данных замечаний принимается окончательное решение по

    результатам проверки. В случае несогласия с решением плательщик

    может обратиться сначала к руководителю проверяющего подразделения,

    а затем, при неудовлетворительном решении, - в суд.

    Отношения между налоговым органом и налогоплательщиком

    строятся в форме обмена мнениями: каждая сторона отстаивает свою

    правоту. Налоговая администрация обязана в письменном виде отвечать

    на вопросы налогоплательщика, последний может использовать эти

    ответы для своей защиты.

    В ходе контроля в девяти из десяти случаев выявляется. что

    декларации небезупречны. В результате налоговые органы применяют

    соответствующие санкции. За просрочку подачи декларации взимается

    9% в год от просроченной суммы. При выявлении умышленных действий

    по сокрытию доходов, при представлении неправильных бухгалтерских

    данных штраф может составлять от 40 до 80% суммы налога. При

    регулярном невыполнении плательщиком своих обязанностей налоги

    могут быть взысканы в бесспорном порядке, с обращением взыскания на

    счета налогоплательщика [23, с. 62].

    Санкции зависят от того, были ли действия плательщика

    умышленными или неумышленными, а также от того, помогает ли

    налогоплательщик налоговым органам. В случае простых ошибок

    применяются более мягкие наказания. Доначисление налогов

    осуществляется в основном в административном порядке. При выявлении

    особо изощренных способов уклонения от налогов, при противодействии

    проверке со стороны плательщика и других серьезных нарушениях

    налоговая администрация применяет значительные штрафные санкции и

    может выступить с предложением уголовного преследования. Уголовное

    наказание носит символический характер, но к этой мере прибегают

    все чаще, при этом обвинение в уклонении от уплаты налогов

    предъявляется лично руководителю.

    Говоря об организации налогового контроля в зарубежных

    станах, следует отметить, что во многих странах (в том числе и в

    Российской Федерации) действует институт налоговой полиции.

    Например, в Германии налоговая полиция (служба, проводящая

    налоговые расследования) существует с 1934 года. В ФРГ нет единого

    закона о налоговой полиции. Она подчиняется административным

    предписаниям. В целом деятельность данной службы регламентируется

    налоговым законодательством, касающимся общего порядка

    налогообложения.

    Согласно этому закону, к основным задачам налоговой полиции в

    Германии относятся:

    - расследование налоговых преступлений и нарушений порядка

    исчисления и уплаты налогов;

    - определение базы налогообложения в случаях налоговых

    преступлений и нарушений порядка исчисления и уплаты налогов;

    - выявление неизвестных налоговых преступлений и обстоятельств,

    являющихся основанием для возникновения обязанности уплаты налога

    [47, с. 15].

    Основаниями для начала деятельности налоговой полиции могут

    быть налоговые проверки налогоплательщиков и третьих лиц. а также

    самостоятельные проверки, проводимые налоговой полицией в связи с

    расследованием других преступлений, инициатива прокуратуры.

    В Германии четко выделяются две области деятельности налоговой

    полиции:

    - уголовное преследование;

    - налоговый розыск.

    Функции налоговой службы в Германии выполняют федеральное

    ведомство по финансам, а также земельные финансовые ведомства,

    подчиняющиеся соответственно федеральному Министерству финансов

    страны. Управление таможенными пошлинами, фискальными монополиями,

    налогом с оборота импорта и выплатами в рамках ЕС осуществляют

    федеральные финансовые органы, прочими налогами—земельные органы.

    Контроль за уплатой налогов осуществляют в основном земельные

    финансовые органы. То есть, специального налогового ведомства в ФРГ

    не существует.

    Немалый интерес представляет организация налогового контроля

    в США.

    Важным направлением налоговой реформы 80-х гг. в США было

    ужесточение законов в отношении налогоплательщиков, укрывающих свои

    доходы, и мер по совершенствованию механизма контроля, за

    правильностью уплаты налогов.

    В налоговом законодательстве США и других стран с рыночной

    экономикой, не действует принцип презумпции невиновности в

    отношении налоговых нарушений, и обязанность доказательства при

    рассмотрении судебных исков по налоговым делам всегда лежит на

    налогоплательщике.

    При этом он лишен права на отказ в предоставлении сведений,

    которые могут быть использованы против него в ходе судебного

    разбирательства. Такие правовые нормы действуют не только в США, но

    и в ФРГ, Франции, Швейцарии и других странах.

    В налоговом законодательстве предусмотрено «изъятие» из

    гражданских прав и свобод неприкосновенности жилища, тайны

    переписки и других.

    Таким образом, действия органов финансового сыска, которые в

    иных случаях классифицировались бы как «вторжение в частную жизнь»,

    в налоговом праве рассматриваются как норма. При заполнении

    налоговой декларации налогоплательщик обязан сообщить сведения не

    только о финансовом положении своей семьи, но также и о состоянии

    здоровья, взносах в фонды различных общественных и политических

    организаций и любые другие сведения, если налоговые органы считают

    их необходимыми для исчисления суммы налога.

    В большинстве стран с развитой рыночной экономикой налоговые

    судебные иски исключены из сферы имущественных исков и, по

    существу, приравнены к уголовным делам. Соответственно за

    умышленное сокрытие дохода от налогообложения законодательством

    предусмотрены такие же суровые наказания, как за уголовные

    преступления. Так, в США налогоплательщик по решению суда может

    быть подвергнут штрафу до 100 тыс. долл. (для корпораций - до 500

    тыс. долл.) или тюремному заключению до 5 лет, в ФРГ злостное

    уклонение от уплаты налогов карается лишением свободы до 10 лет.

    В некоторых странах (США, ФРГ) действует институт налоговых

    судов, рассматривающих исключительно иски по налоговым спорам.

    Органы финансового сыска представляют собой - специализированные

    полицейские службы, укомплектованные профессионалами высокой

    квалификации, которые используют при проведении расследований такие

    специфические методы, как:

    - негласное наблюдение;

    - опрос свидетелей из окружения подозреваемого лица;

    - перлюстрация почтовых отправлений и прослушивание телефонных

    разговоров;

    - привлечение платных информаторов.

    Сотрудники финансового сыска нередко проводят расследование

    негласно, используя документы различных правительственных и даже

    частных организаций.

    Одним из распространенных приемов, применяемых для выявления

    фактов сокрытия доходов, является сопоставление декларированных

    доходов с реальными расходами налогоплательщика. Для этого его

    крупные приобретения за ряд лет сравниваются с указанными в

    налоговой декларации официальными доходами за тот же период.

    Расхождение между суммами доходов и расходов может служить

    основанием для проведения финансового расследования и возбуждения

    судебного дела по обвинению в уклонении от уплаты налогов.

    Примером тщательно организованной системы государственного

    финансового сыска может служить служба сбора налогов и финансового

    контроля в США, ядром которой является Служба внутренних доходов

    (СВД) Министерства финансов США, состоящая из центрального

    аппарата, штатных и местных налоговых служб. Центральному аппарату

    СВД подчинено 9 региональных служб, 58 налоговых округов и 900

    местных налоговых бюро. Каждое налоговое бюро состоит из 6 отделов,

    в том числе следственного и отдела по контролю за правильностью

    уплаты налогов.

    Интересующая СВД информация поступает из следующих источников:

    каждый налогоплательщик обязан ежегодно (к 15 апреля) направлять в

    СВД декларацию установленной формы о своем совокупном доходе,

    включая дивиденды и проценты на капитал и ценные бумаги;

    одновременно все государственные учреждения, банки, биржи, фирмы и

    т. д. в обязательном порядке предоставляют в СВД подробные сведения

    о выплаченных тому или иному лицу денежных суммах в виде зарплаты,

    процентов на вклады, дивидендов, выигрышей, гонораров и т.д., а

    также о совершенных данным лицом финансовых сделках, торговых и

    других операциях, связанных с получением доходов.

    Другим источником необходимых сведений СВД являются - получившие

    распространение за последние 15 лет информационные кредитные бюро -

    частные фирмы, специализирующиеся на сборе и анализе данных,

    характеризующих финансовое положение частных лиц. В трех крупнейших

    кредитных бюро в США (всего их более двухсот) имеется более 400

    млн. досье на 160 млн. человек - практически на все взрослое

    население страны.

    Все поступающие в СВД из указанных источников сведения вводятся

    в компьютерную учетную систему, обрабатываются и сопоставляются с

    данными, содержащимися в налоговых декларациях. Применение при

    обработке информации специальных секретных математических моделей,

    позволяет отбирать налоговые декларации с «повышенным потенциалом

    для тщательной проверки». Ежегодно проверяется 2,2 млн. деклараций,

    что составляет около 2% от их общего числа.

    По официальным данным СВД США, в начале 90-х гг. на одну

    проверку в отношении лиц, имеющих доход менее 10 тыс. долл.,

    приходилось 4 проверки в отношении лиц с доходом от 25 до 100 тыс.

    и 16 - с доходом свыше 100 тыс. долл.

    В результате работы СВД, как свидетельствуют данные, только 85%

    населения США добросовестно и правильно платят налоги. По данным

    СВД, объем налоговых недоплат постоянно растет. Если в 1973г. он

    составил более 28 млрд. долл., то в 1994г.- около 140 млрд. долл

    [89].

    К середине 80-х гг. в США сложился общенациональный

    информационный комплекс, в рамках которого осуществляется

    непрерывный мониторинг кредитно-финансового положения и денежных

    операций практически всего населения страны, на базе которого был

    создан крупнейший межведомственный центр по сбору, хранению и

    обработке финансовой информации.

    В составе центра функционирует специализированный банк данных на

    лиц, уличенных или подозреваемых в незаконных финансовых операциях.

    В начале 90-х гг. в нем содержались сведения на более чем 3 млн.

    человек и ежегодно выполнялось около 600 тыс. различных проверок. В

    центре работает большое число опытных следователей, специалистов по

    финансовым и налоговым вопросам, ученых и инженеров по обработке

    информации на компьютерах. Ими разработана методика выявления и

    поиска подозреваемых лиц с помощью общенациональной сети

    телекоммуникационной связи Министерства финансов.

    Таким образом, в большинстве развитых стран, в частности в США и

    Германии, важное место в системе налогового контроля занимают

    органы преследующие нарушителей налогового законодательства в

    уголовном порядке. Наделение налоговых служб этих стран правами и

    функциями правоохранительных органов, в частности создание в их

    рамках подразделений финансового сыска - которые используют

    специфические методы работ, характерные для спецслужб, позволило

    существенно повысить эффективность финансового контроля в области

    налогообложения. А тесное взаимодействие налоговых служб с

    правоохранительными органами, прежде всего в части обмена

    информацией, способствовало заметной активизации борьбы с

    определенными видами преступлений.

    Завершая рассмотрение зарубежного опыта организации налогового

    контроля, следует отметить, что важной тенденцией последнего

    времени является объединение усилий стран по борьбе с уклонением от

    налогообложения. После создания ЕС сотрудничество между налоговыми

    администрациями позволяет отслеживать проблему недобора налогов.

    США, Великобритания и Германия создали специальную группу для

    борьбы с уклонением от уплаты налогов в международном масштабе.

    Безусловно, зарубежный опыт организации контрольной работы

    налоговый органов представляет большой интерес. Однако не меньшую

    актуальность имеют вопросы организации данного вида финансового

    контроля в нашей республике, практической реализации контрольных

    мероприятий, проводимых налоговыми органами, их эффективности и в

    итоге формулирования основных направлений совершенствования

    налогового контроля, чему посвящена вторая глава настоящего

    исследования.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.