Налоговый контроль в Республике Беларусь и пути его совершенствования
Франции он ежегодно уточняется при принятии Закона о бюджете на
очередной год. К кодексу прилагаются разъяснения (ежегодные
комментарии).
Согласно оценкам ГНУ Франции, вследствие уклонения от уплаты
налогов казна ежегодно недополучает от 15 до 25% годового сбора. В
результате реализации мероприятий налогового контроля часть
недобора возмещается.
Осуществление налоговых проверок возложено на созданные в
каждом департаменте налоговые центры, которые направляют
уведомления плательщикам, изучают подаваемые в добровольном порядке
декларации. Налоговые работники осуществляют два вида контроля:
камеральный и выездной. Первый производится, как и в нашей
республике, по месту нахождения налогового органа и заключается в
работе с декларациями. Во Франции проверяется примерно 50 тыс.
деклараций в год: 45 тыс. от юридических лиц и 5 тыс. от
физических. Имеющаяся в базе данных информация сверяется с данными
по декларации. При обнаружении расхождений на этом этапе налоговый
инспектор обращается к налогоплательщику за объяснениями. Если эти
объяснения не удовлетворяют инспекцию, она может потребовать
доплаты налогов либо обратиться в другие контролирующие органы для
проведения более детального контроля.
Контроль с выездом на место осуществляется обычно при наличии
серьезных оснований для подозрений в сокрытии крупных сумм доходов.
Проверки обычно осуществляются за три предшествующих года.
Специальных положений о частоте проверок в законе нет. За
редчайшими исключениями, повторные проверки в отношении одного
периода не проводятся.
Выбор предприятия, подлежащего проверке, осуществляется по
многим критериям, в основе лежит анализ риска. Во-первых,
выбираются те предприятия, которые являются потенциальными
нарушителями, и во-вторых, используется информация от
осведомителей.
Необходимо отметить, что выездные налоговые проверки
подчиняются строгим правилам. Так, налогоплательщик должен быт
предупрежден о проверке минимум за 8 дней. Внезапная выездная
налоговая проверка может быть проведена только при наличии
достоверной информации о том, что предприятие уклоняется от уплаты
налогов.
Длительность процедуры проверки зависит от размера
проверяемого предприятия: для малых предприятий—не более трех
месяцев, для крупных сроки не устанавливаются. Единственное
исключение касается частных лиц: срок их проверки не может
превышать 12 месяцев. В ходе проверки проверяющий должен
встретиться с руководством предприятия, получить доступ к
бухгалтерским документам. По окончании проверки налогоплательщик
получает соответствующие рекомендации по устранению выявленных в
ходе контрольного мероприятия недостатков, что требует ответных
действий: в течение 30 дней он должен представить свои замечания. С
учетом данных замечаний принимается окончательное решение по
результатам проверки. В случае несогласия с решением плательщик
может обратиться сначала к руководителю проверяющего подразделения,
а затем, при неудовлетворительном решении, - в суд.
Отношения между налоговым органом и налогоплательщиком
строятся в форме обмена мнениями: каждая сторона отстаивает свою
правоту. Налоговая администрация обязана в письменном виде отвечать
на вопросы налогоплательщика, последний может использовать эти
ответы для своей защиты.
В ходе контроля в девяти из десяти случаев выявляется. что
декларации небезупречны. В результате налоговые органы применяют
соответствующие санкции. За просрочку подачи декларации взимается
9% в год от просроченной суммы. При выявлении умышленных действий
по сокрытию доходов, при представлении неправильных бухгалтерских
данных штраф может составлять от 40 до 80% суммы налога. При
регулярном невыполнении плательщиком своих обязанностей налоги
могут быть взысканы в бесспорном порядке, с обращением взыскания на
счета налогоплательщика [23, с. 62].
Санкции зависят от того, были ли действия плательщика
умышленными или неумышленными, а также от того, помогает ли
налогоплательщик налоговым органам. В случае простых ошибок
применяются более мягкие наказания. Доначисление налогов
осуществляется в основном в административном порядке. При выявлении
особо изощренных способов уклонения от налогов, при противодействии
проверке со стороны плательщика и других серьезных нарушениях
налоговая администрация применяет значительные штрафные санкции и
может выступить с предложением уголовного преследования. Уголовное
наказание носит символический характер, но к этой мере прибегают
все чаще, при этом обвинение в уклонении от уплаты налогов
предъявляется лично руководителю.
Говоря об организации налогового контроля в зарубежных
станах, следует отметить, что во многих странах (в том числе и в
Российской Федерации) действует институт налоговой полиции.
Например, в Германии налоговая полиция (служба, проводящая
налоговые расследования) существует с 1934 года. В ФРГ нет единого
закона о налоговой полиции. Она подчиняется административным
предписаниям. В целом деятельность данной службы регламентируется
налоговым законодательством, касающимся общего порядка
налогообложения.
Согласно этому закону, к основным задачам налоговой полиции в
Германии относятся:
- расследование налоговых преступлений и нарушений порядка
исчисления и уплаты налогов;
- определение базы налогообложения в случаях налоговых
преступлений и нарушений порядка исчисления и уплаты налогов;
- выявление неизвестных налоговых преступлений и обстоятельств,
являющихся основанием для возникновения обязанности уплаты налога
[47, с. 15].
Основаниями для начала деятельности налоговой полиции могут
быть налоговые проверки налогоплательщиков и третьих лиц. а также
самостоятельные проверки, проводимые налоговой полицией в связи с
расследованием других преступлений, инициатива прокуратуры.
В Германии четко выделяются две области деятельности налоговой
полиции:
- уголовное преследование;
- налоговый розыск.
Функции налоговой службы в Германии выполняют федеральное
ведомство по финансам, а также земельные финансовые ведомства,
подчиняющиеся соответственно федеральному Министерству финансов
страны. Управление таможенными пошлинами, фискальными монополиями,
налогом с оборота импорта и выплатами в рамках ЕС осуществляют
федеральные финансовые органы, прочими налогами—земельные органы.
Контроль за уплатой налогов осуществляют в основном земельные
финансовые органы. То есть, специального налогового ведомства в ФРГ
не существует.
Немалый интерес представляет организация налогового контроля
в США.
Важным направлением налоговой реформы 80-х гг. в США было
ужесточение законов в отношении налогоплательщиков, укрывающих свои
доходы, и мер по совершенствованию механизма контроля, за
правильностью уплаты налогов.
В налоговом законодательстве США и других стран с рыночной
экономикой, не действует принцип презумпции невиновности в
отношении налоговых нарушений, и обязанность доказательства при
рассмотрении судебных исков по налоговым делам всегда лежит на
налогоплательщике.
При этом он лишен права на отказ в предоставлении сведений,
которые могут быть использованы против него в ходе судебного
разбирательства. Такие правовые нормы действуют не только в США, но
и в ФРГ, Франции, Швейцарии и других странах.
В налоговом законодательстве предусмотрено «изъятие» из
гражданских прав и свобод неприкосновенности жилища, тайны
переписки и других.
Таким образом, действия органов финансового сыска, которые в
иных случаях классифицировались бы как «вторжение в частную жизнь»,
в налоговом праве рассматриваются как норма. При заполнении
налоговой декларации налогоплательщик обязан сообщить сведения не
только о финансовом положении своей семьи, но также и о состоянии
здоровья, взносах в фонды различных общественных и политических
организаций и любые другие сведения, если налоговые органы считают
их необходимыми для исчисления суммы налога.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой налоговые
судебные иски исключены из сферы имущественных исков и, по
существу, приравнены к уголовным делам. Соответственно за
умышленное сокрытие дохода от налогообложения законодательством
предусмотрены такие же суровые наказания, как за уголовные
преступления. Так, в США налогоплательщик по решению суда может
быть подвергнут штрафу до 100 тыс. долл. (для корпораций - до 500
тыс. долл.) или тюремному заключению до 5 лет, в ФРГ злостное
уклонение от уплаты налогов карается лишением свободы до 10 лет.
В некоторых странах (США, ФРГ) действует институт налоговых
судов, рассматривающих исключительно иски по налоговым спорам.
Органы финансового сыска представляют собой - специализированные
полицейские службы, укомплектованные профессионалами высокой
квалификации, которые используют при проведении расследований такие
специфические методы, как:
- негласное наблюдение;
- опрос свидетелей из окружения подозреваемого лица;
- перлюстрация почтовых отправлений и прослушивание телефонных
разговоров;
- привлечение платных информаторов.
Сотрудники финансового сыска нередко проводят расследование
негласно, используя документы различных правительственных и даже
частных организаций.
Одним из распространенных приемов, применяемых для выявления
фактов сокрытия доходов, является сопоставление декларированных
доходов с реальными расходами налогоплательщика. Для этого его
крупные приобретения за ряд лет сравниваются с указанными в
налоговой декларации официальными доходами за тот же период.
Расхождение между суммами доходов и расходов может служить
основанием для проведения финансового расследования и возбуждения
судебного дела по обвинению в уклонении от уплаты налогов.
Примером тщательно организованной системы государственного
финансового сыска может служить служба сбора налогов и финансового
контроля в США, ядром которой является Служба внутренних доходов
(СВД) Министерства финансов США, состоящая из центрального
аппарата, штатных и местных налоговых служб. Центральному аппарату
СВД подчинено 9 региональных служб, 58 налоговых округов и 900
местных налоговых бюро. Каждое налоговое бюро состоит из 6 отделов,
в том числе следственного и отдела по контролю за правильностью
уплаты налогов.
Интересующая СВД информация поступает из следующих источников:
каждый налогоплательщик обязан ежегодно (к 15 апреля) направлять в
СВД декларацию установленной формы о своем совокупном доходе,
включая дивиденды и проценты на капитал и ценные бумаги;
одновременно все государственные учреждения, банки, биржи, фирмы и
т. д. в обязательном порядке предоставляют в СВД подробные сведения
о выплаченных тому или иному лицу денежных суммах в виде зарплаты,
процентов на вклады, дивидендов, выигрышей, гонораров и т.д., а
также о совершенных данным лицом финансовых сделках, торговых и
других операциях, связанных с получением доходов.
Другим источником необходимых сведений СВД являются - получившие
распространение за последние 15 лет информационные кредитные бюро -
частные фирмы, специализирующиеся на сборе и анализе данных,
характеризующих финансовое положение частных лиц. В трех крупнейших
кредитных бюро в США (всего их более двухсот) имеется более 400
млн. досье на 160 млн. человек - практически на все взрослое
население страны.
Все поступающие в СВД из указанных источников сведения вводятся
в компьютерную учетную систему, обрабатываются и сопоставляются с
данными, содержащимися в налоговых декларациях. Применение при
обработке информации специальных секретных математических моделей,
позволяет отбирать налоговые декларации с «повышенным потенциалом
для тщательной проверки». Ежегодно проверяется 2,2 млн. деклараций,
что составляет около 2% от их общего числа.
По официальным данным СВД США, в начале 90-х гг. на одну
проверку в отношении лиц, имеющих доход менее 10 тыс. долл.,
приходилось 4 проверки в отношении лиц с доходом от 25 до 100 тыс.
и 16 - с доходом свыше 100 тыс. долл.
В результате работы СВД, как свидетельствуют данные, только 85%
населения США добросовестно и правильно платят налоги. По данным
СВД, объем налоговых недоплат постоянно растет. Если в 1973г. он
составил более 28 млрд. долл., то в 1994г.- около 140 млрд. долл
[89].
К середине 80-х гг. в США сложился общенациональный
информационный комплекс, в рамках которого осуществляется
непрерывный мониторинг кредитно-финансового положения и денежных
операций практически всего населения страны, на базе которого был
создан крупнейший межведомственный центр по сбору, хранению и
обработке финансовой информации.
В составе центра функционирует специализированный банк данных на
лиц, уличенных или подозреваемых в незаконных финансовых операциях.
В начале 90-х гг. в нем содержались сведения на более чем 3 млн.
человек и ежегодно выполнялось около 600 тыс. различных проверок. В
центре работает большое число опытных следователей, специалистов по
финансовым и налоговым вопросам, ученых и инженеров по обработке
информации на компьютерах. Ими разработана методика выявления и
поиска подозреваемых лиц с помощью общенациональной сети
телекоммуникационной связи Министерства финансов.
Таким образом, в большинстве развитых стран, в частности в США и
Германии, важное место в системе налогового контроля занимают
органы преследующие нарушителей налогового законодательства в
уголовном порядке. Наделение налоговых служб этих стран правами и
функциями правоохранительных органов, в частности создание в их
рамках подразделений финансового сыска - которые используют
специфические методы работ, характерные для спецслужб, позволило
существенно повысить эффективность финансового контроля в области
налогообложения. А тесное взаимодействие налоговых служб с
правоохранительными органами, прежде всего в части обмена
информацией, способствовало заметной активизации борьбы с
определенными видами преступлений.
Завершая рассмотрение зарубежного опыта организации налогового
контроля, следует отметить, что важной тенденцией последнего
времени является объединение усилий стран по борьбе с уклонением от
налогообложения. После создания ЕС сотрудничество между налоговыми
администрациями позволяет отслеживать проблему недобора налогов.
США, Великобритания и Германия создали специальную группу для
борьбы с уклонением от уплаты налогов в международном масштабе.
Безусловно, зарубежный опыт организации контрольной работы
налоговый органов представляет большой интерес. Однако не меньшую
актуальность имеют вопросы организации данного вида финансового
контроля в нашей республике, практической реализации контрольных
мероприятий, проводимых налоговыми органами, их эффективности и в
итоге формулирования основных направлений совершенствования
налогового контроля, чему посвящена вторая глава настоящего
исследования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|