МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Ответственность за вред, причиненный актами правоохранительных органов и суда

    Ответственность за вред, причиненный актами правоохранительных органов и суда

    Министерство общего и профессионального образования

    Российской Федерации

    Дальневосточный государственный университет

    Юридический институт

    Кафедра гражданского права

    Ответственность за вред, причиненный актами

    правоохранительных органов и суда

    (реферат)

    Выполнила:

    Студентка 4 курса

    группы 748

    факультета

    Предпринимательского

    права

    Казицкая Наталья

    Сергеевна

    Владивосток, 2000

    Содержание.

    1. Ответственность за вред, причиненный актами правоохранительных

    органов и суда. 3

    2.Литература 18

    1. Ответственность за вред, причиненный актами правоохранительных органов и

    суда.

    Особым случаем ответственности за вред, причиненный государственными

    органами, выступает ответственность органов дознания, предварительного

    следствия и суда.

    Институт возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными

    действиями данных органов власти, развивался непоследовательно. Общие

    принципы ответственности органов государственной власти за нарушение

    законов были сформулированы в постановлении IX Всероссийского съезда

    Советов от 1921 года. В нем говорилось: «Строгая ответственность органов и

    агентов власти и граждан за нарушение созданных советской властью законов и

    защищаемого ей порядка должна идти рядом с усилением гарантии личности и

    имущества граждан». В первом Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. в ст. 407

    было закреплено положение об ответственности государственных учреждений за

    вред, причиненный неправильными служебными действиями их должностных лиц

    (эта ответственность предусматривалась лишь в случаях, особо указанных

    законом).

    В соответствии со ст. 407 ГК РСФСР (1922 г.), постановление ВЦИК и СНК

    РСФСР от 28.03.27 г. было установлено, что потерпевшие имущественный ущерб

    от незаконной реквизиции или конфискации в праве требовать его компенсации

    с учреждений, должностными лицами которые эти действия были совершены. На

    основании дополнительно принятой ст. 407-а ГК РСФСР на учреждения

    возлагалась ответственность за действия должностных лиц, не обеспечивающих

    сохранность изъятого или сданного в государственные учреждения имущества

    граждан. Циркуляром Наркомата юстиции, Наркомата внутренних дел и

    Прокуратуры СССР от 5.12.36 г. предусматривалось, что гражданину,

    впоследствии реабилитированному, полностью возместятся суммы, удержанные из

    его заработка в процессе исполнения приговора. Однако перечисленными

    специальными нормативными актами предусматривалась ответственность не за

    виды вреда, причиненного гражданину неправильными действиями должностных

    лиц органов государственной власти, и не в полном размере. В них не

    разграничивались виды и субъекты ответственности в зависимости от органа

    государственной власти, причинившего вред.

    В ст. 89 Основ гражданского законодательства Союза ССР союзных

    республик (1961 г.) ответственность государственных органов за вред,

    причиненный гражданину, предусматривалась в зависимости от функций,

    должностными лицами этих органов. В ч. 1 ст. 89 Основ и ч. 1 ст. 446 ГК

    РСФСР (1964 г.) устанавливалась ответственность за вред, причиненный

    неправильными служебными действиями их должностных лиц в области

    административного управления, на общих основаниях. Однако в ч. 2 ст. 447 ГК

    РСФСР (1964 г.) отношения по возмещению вреда, причиненного гражданину

    неправильными служебными действиями должностных лиц органов дознания,

    предварительного следствия, прокуратуры и суда, были урегулированы иначе.

    В них четко был определен субъект ответственности: нанесенный вред

    возмещает соответствующий орган, в котором работает должностное лицо. Но

    оговаривалось, что на эти органы имущественная ответственность возлагалась

    в « случаях и пределах, специально предусмотренных законом», но такого

    закона не было, и возмещение вреда в рамках гражданского законодательства

    не осуществлялось. И лишь 18.05.81 г. Президиумом Верховного Совета СССР

    был принят Указ «О возмещении ущерба, причиненного гражданам незаконными

    действиями государственных и общественных организаций, а также должностными

    лицами при исполнении ими служебных обязанностей"» Этим же Указом было

    утверждено Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину

    незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия,

    прокуратуры, суда. Указом в общем виде было определено, кто, в каких

    случаях и при каких условиях возмещает вред. В этом Указе содержалась

    принципиально новая норма, согласно которой за вред, причиненный гражданину

    незаконными действиями правоохранительных органов и суда, ответственность

    возлагалась на государство. В положении устанавливался объем подлежащего

    возмещению ущерба, источники и порядок возмещения и т. п. Нормы Указа и

    Положения были детализированы в Инструкции по применению Положения от

    2.03.82 г.

    С принятием Указа были внесены соответствующие изменения в Основы

    гражданского законодательства и ГК РСФСР (1964 г.). Особенностью этого

    этапа развития законодательства можно считать то, что в сферу субъектов

    ответственности было включено государство, на которое возлагалась

    обязанность по возмещению вреда вне зависимости от вины должностных лиц

    правоохранительных органов и суда, незаконными действиями которых такой

    вред был причинен. К тому же не допускалась и регрессная ответственность

    непосредственно причинителей.

    Применение ст. 447 ГК РФ (1964 г.) в редакции от 24.02.87 г. в

    основном удовлетворяло потребностям обновления складывающихся общественных

    отношений при реабилитации граждан. Ее содержание соответствовало

    собственно не только принципу деликтных обязательств о полном объеме

    возмещения вреда, но и закрепленному в ст. 1 нового Гражданского кодекса РФ

    одному из более общих принципов гражданского права – обеспечение

    восстановления нарушенных прав. Поэтому ст. 1070 ГК РФ вобрала в себя текст

    ст. 447 ГК РСФСР (1964 г.) полностью.

    Так, в ст. 1070 ГК РФ дан исчерпывающий перечень актов

    правоохранительных органов и суда, незаконность которых может привести к

    возникновению обязательства вследствие причинения вреда.

    Особый режим возмещения вреда действует лишь тогда, когда вред

    причинен в результате незаконного осуждения гражданина, незаконного

    привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения к нему в

    качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде,

    незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или

    исправительных работ.

    Кроме того, Федеральный Закон «О содержании под стражей подозреваемых

    и обвиняемых в совершение преступлений» отождествляет правовое положение

    подозреваемых и обвиняемых, находящихся в изоляторах временного содержания

    и следственных изолятора. Эти лица имеют равные права и несут одинаковые

    обязанности исходя из п. 1 ст. 17 данного Закона.

    Таким образом, право на возмещение ущерба имеют лица, не только

    незаконно содержащиеся под стражей, но и незаконно задержанные.

    Ст. 511 проекта УПК РФ принятого, в первом чтении, предусматривает

    возмещение вреда и в результате незаконного задержания, а так же

    незаконного применения домашнего ареста.

    Как уже сказано выше, норма ст. 1070 п. 1 ГК РФ по существу

    воспроизводит ст. 447 ГК РСФСР (1964 г.) и п. 2 Указа от 18.05.81 г., что

    вызвало в юридической литературе критику. Так, многие ученые и практики

    считают, что законодатель должен был бы отказаться от попытки дать какой-

    либо перечень незаконных актов правоохранительных органов и суда, т.к.

    многие действия этих органов (например, незаконное проведение обыска,

    незаконное применение принудительных мер медицинского характера) вообще не

    попали в этот перечень. Проще бы было указать в ГК РФ, что ответственность

    по ст. 1070 ГК наступает за любое незаконное действие этих органов.

    Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате

    незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия,

    прокуратуры, не повлекшие последствий, предусмотренных законом (п. 1 ст.

    1070 ГК РФ), возмещаются на общих основаниях, т.е. посредством предъявления

    исков к виновным должностным лицам, в соответствии с положениями

    гражданского законодательства. Однако в этом случае права пострадавших вряд

    ли могут быть защищены надлежащим образом в связи с трудностями доказывания

    вины причинителя, длительностью и высокой стоимостью проведения процедур,

    неплатежеспособностью ответчиков.

    По мнению Л. Бойцовой, ответственность государства независимо от вины

    причинителя должна быть расширена и наступать во всех случаях признания

    неправомерности действий органов дознания, предварительного следствия,

    прокуратуры. Пострадавшему гражданину следует предоставить право предъявить

    требования о возмещении вреда непосредственно к государству; в этом случае

    виновное физическое лицо несет личную ответственность в регрессном порядке

    перед государством.[1]

    Исключение образует случай причинения вреда при осуществлении

    правосудия. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в

    случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную

    силу (п. 2 ст. 1070 ГК РФ). Простая отмена судебного решения, постановления

    или определения ввиду их незаконности или необоснованности права на

    возмещение вреда, причиненного этими актами, не предоставляет. Например,

    если в результате незаконного решения о расторжения договора аренды и

    освобождения в связи с этим арендованного помещения фирма понесла убытки,

    она сможет получить возмещение лишь в том случае, если судья при вынесении

    решения действовал преступно и это подтверждено приговором суда.

    Обязательным условием возникновения права на возмещение вреда

    причиненного незаконными действиями правоохранительных органов и суда (п. 1

    ст.1070 ГК), является либо вынесение оправдательного приговора, либо

    прекращение уголовного дела по реабилитирующим основаниям (за отсутствием

    события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления (п. 1, 2

    ст. 5 УПК РСФСР) или за недоказанностью участия гражданина в совершении

    преступления (п. 2 ст. 208 УПК РСФСР), либо прекращении дела об

    административном правонарушении за отсутствием события или состава

    административного правонарушения, а так же при наличии других

    обстоятельств, исключающих производство по делу об административном

    правонарушении (ст. 227 КоАП РФ).

    Право на возмещение вреда возникает лишь в случае полной реабилитации

    гражданина.

    Например: Пасхалов обратился в суд с иском к Ленинградскому

    объединенному авиаотряду о выдаче дубликата трудовой книжки с изъятием из

    нее порочащих его записей. В исковом заявлении он указал, что работал у

    ответчика инженером по эксплуатации наземных сооружений и был осужден

    народным судом по ч. 1 ст. 93 и ч. 3 ст. 196 УК РФ к 1 г. 6 мес. лишения

    свободы условно с обязательным привлечением к труду в местах определенных

    органами, ведающими исполнением приговоров. Приказом командира авиаотряда

    Пасхалов был уволен по п. 7 ст. 29 КЗОТа в связи с вступлением приговора в

    законную силу и невозможностью в связи с этим продолжения работы в

    авиаотряде.

    Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ в порядке

    надзора приговор в части осуждения Пасхалова по ч. 1 ст. 93 УК отменила и

    дело по этому обвинению производством прекратила за отсутствием состава

    преступления, а по ч. 3 ст. 196 УК с учетом положительных характеристик

    Пасхалова, отсутствия в прошлом судимости и конкретных обстоятельств дела

    определила ему наказание в виде 100 рублей штрафа. Это обстоятельство, по

    мнению Пасхалова, исключает возможность увольнения его по п. 7 ст. 29 КЗоТ,

    однако администрация отказывается выдать ему дубликат трудовой книжки с

    изъятием из нее порочащих его записей.

    Народный суд в иске Пасхалову отказал. Кассационная инстанция это

    решение отменила, и дело направила на новое рассмотрение.

    Решением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского

    городского суда исковые требования Пасхалова удовлетворили.

    Заместителем Председателя Верховного Суда РФ на эти судебные

    постановления был применен протест. Президиум Верховного Суда РФ протест

    удовлетворил, решение народного суда об отказе в иске Пасхалову оставил без

    изменения, а все последующие судебные постановления отменил, указав

    следующее.

    Назначенная Пасхалову мера наказания исключала возможность продолжения

    им работы в авиаотряде, поэтому издание приказа о его увольнении по п. 7

    ст. 29 КЗоТ после вынесения приговора в законную силу было обоснованным.

    Ссылка Пасхалова на то, что приговор народного суда в части его

    осуждения по ч. 1 ст. 93 отменен в порядке надзора и дело производством по

    этому обвинению прекращено за отсутствием состава преступления, а наказание

    назначенное по ч. 3 ст. 196 УК в виде 100 рублей штрафа, исключало, по его

    мнению, возможность расторжения трудового договора по п. 7 ст. 29 КЗоТ, не

    может служить основанием к удовлетворению иска Пасхалова. В соответствии с

    ч. 2 ст. 2 Указа от 18.05.81 г. право на возмещение ущерба возникает при

    условии постановления оправдательного приговора; прекращение уголовного

    дела за отсутствием события преступления; за отсутствием в деянии состава

    преступления или за недоказанностью участия гражданина в совершении

    преступления; прекращении дела об административном правонарушении.

    Так как приговор в отношении Пасхалова отменен и дело производством

    прекращено лишь в части, а не полностью, отсутствуют упомянутые условия,

    при наличии которых у гражданина возникает право на возмещение ущерба на

    основании Указа от 18.05.81 г.

    С учетом изложенного народный суд пришел к правильному выводу о том,

    что избрание Пасхалову более мягкой меры наказания без изменения

    квалификации так же не может служить основанием для возмещения ущерба в

    соответствие с Указом от 18.05.81 г. Кроме того, в соответствии со ст. 5

    Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными

    действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и

    суда, запись, занесенная в трудовую книжку, признается недействительной

    лишь в случаях незаконного осуждения либо незаконного привлечения к

    уголовной ответственности, т. е. При вынесении оправдательного приговора

    или при вынесении постановления о прекращении уголовного дела за

    отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава

    преступления или за недостаточностью участия гражданина в совершении

    преступления.

    Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, полностью

    установлены судом I инстанции, они подтверждены представленными

    доказательствами и им в решении народного суда дана оценка, выводы суда

    соответствуют закону, то такое решение в силу ст. 306 ГПК не могло быть

    отменено. В связи с тем, что это решение законно и обосновано, оно

    оставлено без изменения, а все последующие судебные постановления

    отменены.[2]

    Прекращение дела по так называемым нереабилитирующим основаниям:

    амнистия, недостижения возраста, с которого наступает уголовная

    ответственность; примирение обвиняемого с потерпевшим; отсутствие жалобы

    потерпевшего; смерть обвиняемого; передача виновного на поруки и др. (п.п.

    3-9 ст. 5 УКП) не дает права на возмещение вреда.

    Согласно ст. 2 Указа от 18.05.81 г. и Положения, ущерб не подлежит

    возмещению, если гражданин в процессе дознания, предварительного следствия

    и судебного разбирательства путем самооговора препятствуют установлению

    истины и тем самым, способствуют наступлению вреда. Причина, по которой он

    сделал это, не указывается.

    В литературе сделан вывод, что ст. 2 Указа Президиума Верховного

    Совета СССР от 18.05.81 г., устраняющая деликтную ответственность перед

    потерпевшим при его самооговоре, не подлежит применению, т. к. ст. 53

    Конституции РФ и п. 1ст. 1070 ГК РФ устанавливает право на возмещение вреда

    без подобного ограничения.[3]

    Между тем, в подавляющем большинстве случаев, как показывает практика,

    «оговор» связан с применением незаконных действий, проявляющихся в

    физическом смысле и психическом насилии. Такие действия могут

    рассматриваться как разновидность пытки. Исходя же из ст. 21 Конституции

    РФ, «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или

    унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Показания,

    полученные в результате применения пытки, следует рассматривать как

    полученные с нарушением закона. Они не могут рассматриваться в качестве

    доказательств, тем более – самообороны. Таким образом, если человек

    оговорил себя в результате применения психического и физического

    воздействия (факт применения которого установлен следственными органами,

    прокурором или судом) и был незаконно задержан, он имеет право на

    возмещение ущерба.

    В качестве потерпевшего от незаконных действий правоохранительных

    органов и суда выступают граждане, к которым эти незаконные меры были

    непосредственно применены. Лишь в случае смерти потерпевшего право на

    возмещение вреда переходит к его наследникам. Иногда, однако, в результате

    незаконного применения мер принуждения к конкретному гражданину убытки

    возникают у юридического лица. Например, в результате незаконного осуждения

    руководителя коммерческого предприятия может не только серьезно пострадать

    деловая репутация этого предприятия, но и возникнуть прямые имущественные

    потери. Как представляется, по смыслу закона и, исходя из ст. 53

    Конституции РФ, ст. 16, 1069 ГК, такое предприятие имеет право на

    возмещение всего понесенного им ущерба.

    Вред, причиненный незаконными действиями органов дознания,

    предварительного следствия, прокуратуры и суда возмещается независимо от

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.