Охрана труда (лекции, Украина)
действия тока и его путь через человека.
в) Состояние окружающей среды.
а) Электрический ток наименьшей силы, вызывающий раздражающее ощущение
человеком, называется пороговым ощутимым током. Это примерно 1,1 МА для
тока частоты 50 гц, а для постоянного тока - 6 МА. При токе 10-15 МА
частотой 50 гц и постоянным в 50-80 МА человек не в состоянии разжать руку,
которой касается токоведущей части. Такой ток называется неотпускающим
пороговым. Ток 80-100 МА для частоты 50 гц и 300 МА для постоянного тока
вызывает прекращение кровообращения и смертью Этот ток называется
фибриляционным. а минимальное его значение - пороговым фибриляционным
током. Ток более 100 МА (при частоте 50 гц) мгновенно вызывает смерть от
остановки сердца. Наиболее опасным является переменный ток частотой 20-1000
гц. Значение неблагоприятного тока для постоянного больше в 3 раза, чем
переменного. Сопротивление цепи человека электрическому току:
R4 = R т.ч. + R о.д. + R о.б. + Rо.п
где R т.ч. - сопротивление тела человека
Rо.д. - сопротивление одежды
Rо.б. - сопротивление обуви
Rо.п. - сопротивление опорной поверхности ног
Электрическое сопротивление тела человека индивидуально, его значение
ориентировочно принимается равным 1000 ом. Продолжительность действия тока
на тело человека пропорционально тяжести поражения, предельно допустимые
уровни напряжений прикосновения и силы токов выше отпускающих установлены
для путей тока от одной руки к другой, от руки к ногам ГОСТ 12.1.038.
Стандарт. Электробезопасность.Предельно допустимые уровни напряжений
прикосновения и то ков»., которые для нормального ритма работы
электроустановки при продолжительности воздействия не более 10 минут в
сутки не должно превышать следующих значений: при переменном токе 50 гц - 2
в и при постоянном токе - 8 в при токе 0,3 МА. При работе в условиях
высоких температур ( более 25 градусов) и влажности более 75 процентов
указанные значения напряжения прикосновения должны быть уменьшены в 3 раза.
В зависимости от влияния окружающей среды ПУЭ классифицируют
производственные помещения по степени опасности поражения электрическим
током:
а) помещения с повышенной опасностью характеризуются наличием в них одного
из следующих факторов:
сырость ( относительная влажность более 75 %)
токопроводящая пыль
токопроводящие полы
высокая температура воздуха ( более 35 градусов)
возможность одновременного прикосновения человека к заземленным местам
металлоконструкций с одной стороны и металлическим частям
электрооборудования с другой.
б) особо опасные помещения характеризуются наличием одного из факторов:
особая сырость (относительная влажность более 100%)
Химически активная или органическая среда
одновременно два или более признака помещений с повышенной опасностью.
Помещениями без повышенной опасности являются такие, в которых отсутствуют
признаки, указанные выше.
Территории размещения наружного электрооборудования приравниваются к особо-
опасным помещениям.
3. Анализ опасности поражения электрическим током.
2-х фазное подключение в электрическую цепь
Uф - фазовое напряжение
Rч - сопротивление человека
(смертельные случаи при 2-х фазном включении
с напряжением 65 в)
[pic];
однофазное с изолированной нейтралью (до 1 кв, где емкостным сопротивлением
сети можно пренебречь)
[pic], где Rиз- сопротивление изоляции фаз относительно земли(корпус судна)
однофазное до 1 кв с большим разветвлением
[pic];
где Rч - сопротивление человека
R1, R2, R3- сопротивление изоляции
= 2f
C=C1 = С2 = C3 -емкости фаз сети относительно
земли в мкф
В сетях с большой емкостью даже при R1 = R2 = R3 - через тело человека
будет протекать емкостный ток
4.МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ.
Основными мероприятиями по защите от поражения электрическим током
являются:
1. Обеспечение недоступности электроведущих частей.
2. Электрическое разделение сети.
3. Устранение опасности поражения при появлении напряжения на
корпусах других частях электрооборудования нормально не
находящихся под напряжением с помощью:
а) защитного заземления,
б) зануления,
в) защитного отключения.
4. Применение малых напряжений
5. Защита от опасности при переходе от напряжения с высшей стороны на
низшую.
6. Контроль и профилактика повреждений изоляции.
7. Компенсация емкостной составляющей тока на землю.
8. Применение специальных электрозащитных средств.
9. Организация безопасной эксплуатации электроустановок.
Применение малых напряжений: 6-12-24-36-42 в.
ограничивается трудностью осуществления протяжной сети. Область
применения: ручной инструмент, переносные лампы, лампы местного
освещения, сигнализация.
Электрическое разделение сети, осуществляется путем
подключения
отдельных электроприемников через разделительный трансформатор. Цель
-уменьшение емкости и увеличение сопротивления сети.
Защита от опасности при переходе с высшей стороны на
низшую.
Опасность возникает при повреждении изоляции между обмотками ВН и НН
трансформатора. Способы защиты зависят от режима нейтрали. Сети до 1 кв
с изолированной нейтралью: связанные с сетями выше 3 кв защищают с
помощью пробивного предохранителя, установленного в нейтрали или фазе
на стороне НН трансформатора. Если напряжение стороны НН лежит в
пределах 1 ВН 3 кв, заземляют обмотку НН.
Контроль и профилактика повреждений изоляции. С течением
времени изоляция «стареет». Поэтому необходимо регулярно выполнять
профилактические испытания, осмотры. В помещениях без повышенной
опасности 1 раз в 2 года, в опасных помещениях 1 раз в полгода
проверяют сопротивление изоляции. По ПУЗ не менее 0,5 мом/фазу участка
сети напряжением до 1 кв. Существуют такие приборы контроля изоляции
ПКИ, РУВ, УАКИ. Часто применяется метод испытания изоляции повышенный
напряжением.
Защита от случайного прикосновения к токоведушим
частям.
а) ограждение: - сплошное / до 1 кв / - сетчатые.
б) блокировки ( для электроустановок более 250 в, в которых
часто производятся ремонтные работы. Блокировки бывают
электрические и механические.
Компенсация емкостной составляющей тока замыкания на землю.
Осуществляется введением в сеть дополнительной индукции ПУЭ предписывает
компенсацию при токах замыкания на землю: 35кВ-10А, 15 - 20 кВ - 15 А, 10кВ-
20А, 6кВ - 30А.
Защитное заземление - преднамеренное электрическое соединение с землёй
металлических нетокопроводящих частей.
Эффективно только в случае, если ток замыкания на землю не увеличивается с
уменьшением сопротивления заземления. Область применения:
- Сети до 1000 В переменного тока: 3-х фазные с изолированной нейтралью, 1-
фазные 2-х проводные изолированные от земли, постоянного тока 2-х проводные
изолированные от земли.
- Сети свыше 1кВ переменного и постоянного тока с любым режимом земли.
Защитному заземлению подлежит оборудование:
- В помещениях с повышенной опасностью и особо опасных,
- Наружных установках при номинальном напряжении выше 42 В переменного тока
и 110 В постоянного тока,
- В помещениях без повышенной опасности при переменном токе более 380 В и
постоянном токе более 440В.
- Во всех взрывоопасных помещениях.
Заземлители бываают естественными и искусственными, выносные и контурные.
По требованию ПУЭ сопротивление заземления должно быть равно или менее 4 см
в сетях до 1 кВ или 10 дм если суммарная мощность источников подключения к
сети не более 100 КвА.
В сетях свыше 1 Кв и токами замыкания на землю более 500 А сопротивление
заземления должно быть равно или менее 0,5 Ом , для сетей свыше 1 КВ и
токами замыкания менее 500 А допускается сопротивление заземления равным
или менее 250/ Iз но не более 10 Ом.
Лекция 17
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГРУЗОПОДЪЁМНЫМ И ТРАНСПОРТНЫМ МАШИНАМ.
На судах и в портах применяются разнообразные грузоподъемные машины и
механизмы: краны – мостовые, козловые, башенные, стрелочные самоходные и
несамоходные, тали, лебедки. Их устройство и эксплуатация должны
соответствовать действующим «Правилам устройства и безопасной эксплуатации
грузоподъемных кранов». До пуска в работу краны подлежат регистрации в
местных органах Госгорохрантруда, за исключением кранов с ручным приводом,
кранов мостового типа грузоподъемностью до 1 т., а также башенных и
стрелочных кранов грузоподъемностью до 1 т. включительно.
Перерегистрации подлежат краны в следующих случаях:
- при реконструкции – изменении привода, переоборудовании крючковых кранов
в грейферные или магнитные, увеличении пролета, удлинении стрелы,
усиления крана с целью повышения грузоподъемности и др.
- при передаче крана в другой порт.
Снятие крана с регистрации производиться по письменному заявлению владельца
в следующих случаях:
- при списании как пришедшего в негодность;
- при передаче с баланса на баланс другому предприятию.
При регистрации и контрольной проверки состояния грузоподъемной машины и
организации обслуживания, предприятие- владелец получает разрешение на его
использование. Если грузоподъемные устройства не регистрируются, разрешение
на их эксплуатацию дает инженерно-технический работник предприятия по
надзору за работой этих машин. Ответственность за содержание этих
перегрузочных машин в исправном состоянии приказом начальника порта
(района) также возлагается на инженерно-технических работников
соответствующей квалификации. После регистрации грузоподъемные машины
снабжаются индивидуальными номерами и записываются в журнал учета.
Каждая грузоподъемная машина должна иметь паспорт, установленной формы
журналы, документы технического освидетельствования, в которых должны быть
указаны: грузоподъемность, регистрационный номер, дата следующего полного
технического освидетельствования.
Все вновь установленные или капитально отремонтированные краны до пуска в
эксплуатацию должны быть подвергнуты техническому освидетельствованию.
Оно включает внешний осмотр их состояния, проверку механизмов и устройств,
а также статическое и динамическое испытания под нагрузкой (пробным
грузом). Освидетельствование осуществляется в виде первичного и
периодических освидетельствований и в случае необходимости производятся
внеочередные технические освидетельствования. Испытания бывают полные они
включают статическое и динамическое испытание и частичные – только осмотр.
Полные испытания проводятся 1 раз в три года, частичные – ежегодно.
Первичное техническое освидетельствование с проведением грузовых испытаний
проходят краны, вступающие в эксплуатацию после монтажа и после полного
капитального ремонта, а также краны всех типов, подлежащих регистрации, за
исключением кранов отправляемых заводом в собранном виде, а также кранов,
первичное освидетельствование которых поручено ОТК завода-изготовителя.
Периодическому техническому освидетельствованию подлежат краны, сроки
освидетельствования которых устанавливаются владельцем крана (ежегодно) ;
внеочередное техническое освидетельствование производиться после монтажа,
вызванного переносом крана на другое место, после реконструкции, после
капитального ремонта металлических конструкций или при смене механизма
подъема и т.д., после переноса крана в собранном виде (демонтажа). Это
освидетельствование проводиться в объеме первичного технического
освидетельствования.
Техническое освидетельствование кроме осмотра и проверки включает
статическое и динамическое испытания пробным грузом. При таких испытаниях
кран устанавливается на горизонтальной площадке, а поворотная часть крана
в положение соответствующее наименьшей устойчивости крана.
Статическое испытание имеет целью проверку устойчивости крана, его
отдельных элементов жесткости металлоконструкций и их прочности.
Статическое испытание осуществляется путем подъема груза массой на 25 %
превышающей грузоподъемность машины. При испытании новых кранов груз
поднимают дважды – при наименьшем и наибольшем вылете стрелы. Груз
поднимают на 0,2 – 0,3 м и выдерживают в таком состоянии в течение 10 мин.
Динамическое испытание проводят после успешного проведения статического и
заключается в повторных подъемах и опусканиях груза массой на 10 %
превышающего грузоподъемность машины, при этом проверяются действие машины
и тормозов.
При использовании грузоподъемных механизмов особое внимание должно быть
уделено контролю за состоянием съемных грузозахватных органов и
приспособлений: крюков, стропов, цепей, траверсов, сеток грузоподъемной
тары, поддонов, грейферов. Их изготовление должно быть централизовано и
производиться по утвержденным чертежам. После изготовления или ремонта они
подвергаются осмотрам и испытаниям с нагрузкой в 1,25 раза превышающих их
грузоподъемность в процессе эксплуатации.
При работе надлежит их осматривать : траверсы – через каждые 6 месяцев,
клещи, захваты, тару - через месяц, стропы – через 10 дней. Они должны
иметь клеймо или бирку с указанием номера, даты испытания и
грузоподъемности.
Канаты, цепи, используемые в грузоподъемных машинах, должны иметь
сертификаты об их использовании.
Для обеспечения безопасного производства грузовых работ большое значение
имеют специальные приборы и устройства безопасности и эксплуатации,
устанавливаемые на грузоподъемных кранах. К ним относятся ограничители
грузоподъемности и массы поднимаемого груза, средства защиты кранов от
опрокидывания, указатели наклона крана (кренометры), концевые выключатели,
анемометры, сигнализаторы, оповещающие о приближении стрелы крана к
электропроводам. Наличие и исправное состояние этих приборов исключает
аварии и несчастные случаи.
Предприятие – владелец грузоподъемных машин обязан назначить после
соответствующей проверки знаний инженерно-технического работника 9или
создать группу для надзора за безопасной эксплуатацией подъемных
сооружений. Группа из двух человек назначается, если на предприятии имеется
более 150 машин. Через каждые 3 года производятся повторные проверки знаний
инженеров по надзору. Для непосредственного надзора за работой
грузоподъемных машин на участие в каждой смене назначается лицо
ответственное за безопасное производство работ по перемещению грузов.
Основное требование техники безопасности при эксплуатации кранов сводиться
к следующему:
1. К самостоятельному управлению кранами и их техническому обслуживанию
допускаются лица не моложе 18 лет пригодные по состоянию здоровья к
данной работе и имеющие удостоверение на право работы на кране данного
типа.
2. При работе крана портовый рабочий (крановщик) не имеет права отвлекаться
от своих прямых обязанностей, а также производить чистку и смазку
механизмов.
3. Крановщику запрещается (без указаний группового механизма) производить
самостоятельный ремонт: разборку и регулировку.
4. Крановщик имеет право работать только на исправном кране.
5. Крановщик, как правило, должен работать с сигнальщиком.
6. Все вращающиеся и движущиеся части должны закрываться съемными
ограждениями.
7. Крановщик во время своей первой смены несет ответственность за
сохранность крана и за последствия, возникшие в случае нарушения им
правил ТБ и ТЭ.
Работа крана не допускается при: истекшем сроке освидетельствования,
невыполнении предписаний органов гостехнадзора, износе канатов, их
повреждении, сходе канатов с блоков или барабанов, деформации, разрыве,
износе подвески или крана, неисправности тормозов и фрикционов, появлении
посторонних в механизмах, неисправности концевых выключателей, нагреве
электрооборудования свыше допустимого, нарушения заземления, неисправности
рельсовых подкрановых путей, скорости ветра более 7 баллов (15 м/с), если в
паспорте не указана меньшая величина.
Кабина управления крана должна быть освещена в соответствии и со СНИП П-А.
9.71, хорошо защищать крановщика от ветра и атмосферных осадков.
Температура в кабине не должна быть ниже 12 градусов.
Все площадки, проходы и галереи расположенные на высоте должны иметь перила
высотой 1 метр. Система блокировок должна обеспечивать недоступность входа
на кран во время его работы.
Электрифицированные механизмы, подключаются к питающей сети с помощью
шлангового кабеля, оборудуются устройствами, обеспечивающими автоматическое
выбирание и выдачу кабеля при перемещении крана. Эти устройства снабжаются
ограничителями предупреждающими обрыв кабеля при полном его сматывании. Для
подключения кабеля к эл.сети на причалах имеются наземные или подземные
колонки, в которых допускается подключение кабеля только при снятом
напряжении.
Краны оборудуют ограничителями, автоматически отключающими соответствующий
двигатель при наивысшем положении гака или грейфера, при высшем и низшим
положением стрелы, при подходе к концевым точкам моста, эстакады или
причала.
При работе кранами запрещается: поднимать или перемещать контейнер с
находящимися в нем людьми, выдергивать зажатый груз, раскачивать груз,
оставлять груз на высоте при перерыве в работе, поднимать незакрепленный
груз, поднимать груз с подтягиванием, производить штивку груза и обтягивать
стропы крепления палубного груза шкентелями, пропущенными через верхний
блок стрелы.
Не разрешается поднимать, опускать или перемещать груз с находящимися под
ним рабочими. При передвижении гусеничных, автомобильных и железнодорожных
кранов – стрела должна быть повернута в направлении движения крана.
При застропе груза следует накладывать стропы без углов и перекруток. В
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|