Парламент Великобритании и его основные характеристики. Функции палат
Парламент Великобритании и его основные характеристики. Функции палат
ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА ____________________________________________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ :
“ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ”
ПО ТЕМЕ № 2 “ПАРЛАМЕНТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ;
ФУНКЦИИ ПАЛАТ”.
ВЫПОЛНИЛА :
СТУДЕНТ ГРУППЫ УЗ - 404
ЗОЛОТОВЕРХОВА Н.Б.
ПРОВЕРИЛ :
___________________________
г. ВОЛГОГРАД, 1998
ПЛАН КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ :
1. Парламент Великобритании и его основные характеристики.
2. Палата общин и ее основные функции.
3. Палата лордов; функции палаты лордов.
1. Парламент Великобритании и его основные характеристики
Британский парламент возник в конце XIII века и с тех пор продолжает
функционировать без перерывов на протяжении всей политической истории
Великобритании. Британский парламент является примером сочетания старых и
новых форм, их напластований, сосуществования.
Само понятие “парламент” употребляется здесь в разных смыслах. Когда
говорят о парламенте как о верховном законодательном органе, имеют в виду
не только обе палаты парламента - палату общин и палату лордов, но и
монарха, ибо только единство всех названных элементов образует в правовом
смысле то, что называют парламентом. Иногда термин “парламент” употребляют
для обозначения обеих палат парламента, но чаще под парламентом
подразумевают его основную часть - палату общин. Члены палаты общин
именуются “членами парламента” Правительство несет ответственность перед
палатой общин и эта ответственность именуется “парламентской”. Именно
палата общин осуществляет
“ парламентский контроль над финансами”.
Особенностью британского парламента является и то, что он
функционирует в условиях отсутствия в стране писаной конституции. Некоторые
правила, относящиеся к его организации и деятельности содержатся в обычных
законах страны ( их мало ), другие - в неписаных нормах конституции,
конституционных соглашениях. Положение парламента в конституционной системе
определяется двумя фундаментальными принципами : парламентского
верховенства и парламентарного правления. Реальное же функционирование
всего парламентского механизма основано на существовании в стране
двухпартийной системы. Под ее влиянием находится вся организация
избирательного процесса, она оказывает определяющее воздействие на
внутреннюю организацию и деятельность парламента. Под ее влиянием сложились
наиболее существенные конституционные соглашения, обусловливающие весь
комплекс отношений между парламентом и правительством.
При двухпартийной системе обе партии попеременно сменяются у власти.
В таких условиях правительство, как правило, располагает поддержкой
большинства в палате общин, и это дает ему сильные позиции в парламенте.
Процесс перемещения центра власти от парламента к правительству остро
поставил вопрос о предназначении представительного органа, его реальном
положении в конституционной системе.
Одна из важнейших особенностей парламента - выборность. Это
единственный выборный центральный орган государственной власти в стране.
Правила, определяющие проведение выборов, имеют большое значение для
политической жизни страны. В процессе парламентских выборов решается вопрос
о том, кто из двух главных партий, составляющих двухпартийную систему,
будет править страной. В Великобритании порядок проведения выборов
определяется парламентским законодательством.
Парламентские выборы здесь имеют глубокие исторические корни и
традиции, и нормы избирательного права складывались в ходе длительной
эволюции. Другая особенность избирательного права и избирательной системы
заключается в их тесной связи с политическими партиями, составляющими
двухпартийную систему.
Основной сферой деятельности английского парламента является
законодательство. Верховная власть в области законодательства вверяется
парламенту в целом. Это ““королева в парламенте”, т.е. королева и две
палаты в парламенте. Это значит, что законопроекты, принятые обеими
палатами парламента, становятся законами после их одобрения королевой. По
существу, когда говорят о верховной законодательной власти, имеют в виду
палату общин.”[1]
В законодательном порядке верховная законодательная власть парламента была
установлена биллем о правах 1689 г. Он отменил право короля
приостанавливать действие законов и делать из них изъятия, то есть сделал
незаконным изменение законов монархом без согласия парламента. В XIX веке
утвердился принцип верховенства парламента, определяющий его положение в
качестве верховного законодательного органа. Он “означает, что парламент не
связан каким - либо конституционным актом и не существует какого - либо
правового ограничения его верховенства в законодательной области.
Парламент имеет право принимать, отменять и изменять любой закон в порядке
обычной законодательной процедуры, и никто ( в том числе и суд ) не может
поставить под сомнение действительность или конституционность акта
парламента.”[2] Этот принцип означает также, что парламент предыдущего
созыва не вправе связывать своих преемников ( это было бы ограничением
верховного положения законодательного органа ). Издание законов - самая
значительная, если не самая главная функция парламента. Около половины
всего его времени уходит на законодательную работу. Число ежегодно
принимаемых законов довольно стабильно ( 60- 70 в год ). Большая часть
времени занята рассмотрением публичных биллей, вносимых по инициативе
правительства.
Законодательная инициатива может быть осуществлена в любой палате, она
принадлежит только членам парламента. Согласно действующей процедуре,
законопроект вносится в общем порядке, независимо от того, является ли
вносящий членом правительства. Министр, когда вносит законопроект,
формально делает это не в своем качестве члена правительства, а как член
парламента. Правительственный билль вносится тем министром, который
отвечает за его разработку и прохождение в палате.
Всякое законодательное предложение должно быть облечено в форму
законопроекта ( билля ), причем представляемый в парламент законопроект
должен быть непременно правильно оформлен. Этому придается особое значение.
На практике законопроекты рассматриваются нижней палатой, затем
передаются в верхнюю. Формально законодательной инициативой обладает
обладает монарх ( в лице министров ). В соответствии с правилами процедуры
неправительственные законопроекты рассматриваются лишь один день в неделю.
В итоге 95% всех законов принимается по инициативе правительства.
Контроль за деятельностью правительства также является одним из
важнейших направлений деятельности парламента согласно принципу
ответственного правления. В английской парламентской практике правительство
несет коллективную ответственность перед парламентом. Применяются следующие
формы контроля : вотум недоверия, резолюция порицания, вопросы устные и
письменные. Выражение правительству вотума недоверия влечет либо его
отставку, либо роспуск палаты общин. Вотум недоверия может иметь место,
если само правительство ставит вопрос о доверии. При этом вотум недоверия
бывает только связанным, т.е. вопрос о доверии ставится лишь в связи с
прохождением правительственного законопроекта. Зачастую правительство
сознательно ставит вопрос о доверии, зная о непопулярности закона, чтобы
путем давления на парламент способствовать его принятию.
В английской политической практике вотум недоверия - явление
чрезвычайно редкое. В нынешнем веке имелось всего два таких случая, и оба
они произошли при необычной ситуации, когда правительство не имело
поддержки большинства в палате общин ( в 1924 и 1979 г.г.) .
Резолюция “порицания” в Великобритании - это лишь юридически
существующий институт. Оппозиция достаточно часто вносит в палате общин
предложение о выражении недоверия, но оно отклоняется партийным
большинством, поддерживающим правительство.
Одной из форм контроля, получивших развитие в последнее время,
является работа специализированных комитетов. С 1979 г. в практику вошло
приглашение министров для дачи показаний на их заседаниях. Наиболее часто
применяемая форма контроля - вопросы правительству, а по существу его
критика. В соответствии с регламентом работы палаты ее заседания ежедневно
( кроме пятницы ) начинаются с “часа вопросов”. Ежегодно правительству
задается около 40 тыс. устных вопросов. Как правило, каждый министр
выступает перед парламентом раз в месяц, премьер - министр - 2 раза в
неделю. Существует список тем, на которые министры не обязаны отвечать :
вопросы обороны и безопасности, информация личного характера, коммерческая
информация конфиденциального свойства. Если присутствующий с министром
помощник предупреждает, что затраты на подготовку ответа на данный вопрос
превышают 200 ф. ст., министр решает, стоит ли отвечать. С учетом
постоянной трансляции заседаний палаты, сведения, представляемые
правительством во время “часа вопросов”, в конечном счете предназначены для
информирования и непосредственного обращения к электорату. Вопросы помогают
министрам глубже анализировать сложные проблемы, становятся импульсом
будущих правительственных мер.
В последние 10 - летия в Англии были проведены реформы, направленные
на повышение эффективности деятельности парламента, обеспечением
парламентариям более широких возможностей для осуществления основных
функций представительного органа.
Британский парламент - чрезвычайно активное представительное
учреждение. Его действительная роль определяется не столько формально
принадлежащими ему полномочиями, сколько реальным положением в качестве
форума, на котором публично и гласно обсуждаются вопросы внутренней и
внешней политики, важные общественные и политические дела, волнующие
население страны. Эта роль парламента обнаруживается особенно остро в
моменты острых политических и социальных кризисов, когда он становится
центром дискуссий, фокусом всей политической жизни. Парламент способен
влиять на ход событий, общественное мнение, политику правительства.
2. Палата общин и ее основные функции
Нижняя палата - палата общин - это общенациональный представительный
орган, в состав которого входит 650 членов, избираемый сроком на 5 лет.
Право участия в голосовании принадлежит всем британским гражданам,
достигшим 18 лет. Закон предоставляет право участвовать в парламентских
выборах гражданам Ирландской республики и всем гражданам Содружества,
проживающим в Великобритании. Необходимо проживать в избирательном округе
на момент определенной даты, установленной для составления регистрационного
списка и быть внесенным в него.
В английском праве отсутствует перечень основных условий, которым
должен отвечать член палаты общин, но имеется перечень условий, лишающих
права быть членом палаты общин, а следовательно, и кандидатом на выборах.
Соответствующие нормы содержатся в парламентских законах и нормах общего
права. Пассивным избирательным правом наделен любой британский гражданин,
достигший 21 года.
Руководит палатой общин председатель палаты - спикер ( в палате
лордов председательствует лорд - канцлер) . У него имеются три заместителя,
которые поочередно председательствуют на заседаниях комитета всей палаты.
Спикер избирается палатой на весь срок ее полномочий и представляет палату
в сношениях с другими органами. Он не должен принадлежать к какой - либо
партии. Спикеру оказывают помощь партийные “кнуты”, которые следят за
соблюдением партийной дисциплины, голосованием членов своей партийной
фракции.
Важным структурным элементом палаты общин служат парламентские
комитеты. Они образуются, в основном, для предварительного обсуждения
законопроектов. Комитеты английского парламента подразделяются на
постоянные и временные. Постоянные, в свою очередь, делятся на 3 вида :
комитет всей палаты; неспециализированные и специализированные.
Комитет всей палаты представляет собой весь ее состав. Он созывается
для обсуждения конституционных и финансовых законопроектов, а также
предложений о национализации или денационализации ( в последнем случае - по
желанию правительства ). На заседаниях комитета всей палаты
председательствуют поочередно заместители спикера.
Неспециализированные комитеты палаты общин обозначаются первыми
буквами латинского алфавита A, D, C, D и т.д. Обычно в палате
функционирует 7-8 таких комитетов.
В каждом из них работает от 15 до 50 человек. Их персональный состав
формируется комитетом по отбору ( а не палатой в целом ) по партийному
признаку, т.е. по предложениям партийных фракций пропорционально их
численности.
Специализированные комитеты состоят из 9-14 человек каждый.
Большинство из них - (14) создаются по отраслям и сферам управления. Их
основная задача - контроль за деятельностью основных министерств. Поэтому
система комитетов привязана к их структуре. Например, действуют комитеты по
обороне, внутренним делам, иностранным делам, промышленности и торговле,
транспорту, сельскому хозяйству, комитеты по делам Шотландии и Уэльса.
Кроме того, имеются специализированные комитеты по европейскому
законодательству, делегированному законодательству, публичной отчетности,
по делам парламентского уполномоченного.
Комитеты имеют право проводить расследования, для чего они могут
истребовать необходимые документы и материалы, вызывать свидетелей,
назначать экспертов. По окончании расследования того или иного вопроса
комитет представляет палате общин доклад. В целом парламентские комитеты
играют вспомогательную, но не очень значительную роль, их решения носят
рекомендательный характер, и депутаты не связаны мнением того или иного
комитета.
Среди временных особое значение имеют сессионные комитеты палаты
общин. Они именуются так потому, что учреждаются из года в год в начале
каждой сессии. Основная сфера их деятельности - обеспечение
функционирования самой палаты. К сессионным относятся комитеты : по
вопросам процедуры; привилегиям; петициям, направленным палате общин;
обслуживанию депутатов.
Обе палаты совместно могут образовывать объединенные комитеты для
рассмотрения дел, касающихся равным образом каждой из палат. Объединенные
комитеты состоят из равного числа членов обеих палат.
Депутат обладает иммунитетом ( на период сессии плюс 40 дней до
начала и после завершения сессии) и получает жалованье за свою работу.
Кроме того, ему оплачиваются почтовые и транспортные расходы, услуги 3
помощников. В дополнение к услугам помощников депутатам иногда оказывают
помощь местные партийные агенты ( в выполнении конкретных просьб
избирателей, подготовке встреч с избирателями в выходные дни).
У каждого депутата имеются двойственные отношения со своей партией,
без поддержки которой невозможно победить на выборах и сделать карьеру.
Однако строгое подчинение партийной дисциплине лишает депутата его
индивидуальности и возможной поддержки избирателей. Поэтому “по
принципиальным вопросам они нередко вынуждены голосовать против мнения
своей фракции, объединяясь с другими депутатами ( такое поведение не
рассматривается как стремление “сколотить” оппозицию партийной
политике).”[3]
Процесс прохождения законопроектов в палате общин зависит от
характера законопроекта. По кругу регулируемых вопросов билли
подразделяются на публичные и частные. К публичным относятся те, которые
затрагивают общие интересы. Их действие, как правило, распространяется на
территорию всей страны. Они регулируют наиболее важные вопросы. К частным
относятся те билли, которые затрагивают индивидуальные интересы или имеют
лишь местное значение ( законы, регулирующие деятельность отдельных
компаний и корпораций; действующие в пределах определенных административно
- территориальных единиц ). По Закону о толковании 1978 г. билль считается
публичным, если в нем не оговаривается его частный характер. Частные билли
вносятся лицами, заинтересованными в их принятии ( это могут быть местные
органы, государственные учреждения, корпорации).
Публичные законопроекты, в зависимости от того, по чьей инициативе
они внесены, подразделяются на правительственные, то есть внесенные
депутатами - членами правительства, и законопроекты частных членов, то есть
внесенные рядовыми членами парламента, не являющимися членами
правительства. Это деление публичных законопроектов оказывает решающее
влияние на судьбу законопроекта.
Всякий публичный законопроект должен пройти в палате общин пять
Страницы: 1, 2
|