МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Парламент Великобритании и его основные характеристики. Функции палат

    Парламент Великобритании и его основные характеристики. Функции палат

    ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ

    ФЕДЕРАЦИИ

    КАФЕДРА ____________________________________________________________

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ :

    “ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ”

    ПО ТЕМЕ № 2 “ПАРЛАМЕНТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ;

    ФУНКЦИИ ПАЛАТ”.

    ВЫПОЛНИЛА :

    СТУДЕНТ ГРУППЫ УЗ - 404

    ЗОЛОТОВЕРХОВА Н.Б.

    ПРОВЕРИЛ :

    ___________________________

    г. ВОЛГОГРАД, 1998

    ПЛАН КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ :

    1. Парламент Великобритании и его основные характеристики.

    2. Палата общин и ее основные функции.

    3. Палата лордов; функции палаты лордов.

    1. Парламент Великобритании и его основные характеристики

    Британский парламент возник в конце XIII века и с тех пор продолжает

    функционировать без перерывов на протяжении всей политической истории

    Великобритании. Британский парламент является примером сочетания старых и

    новых форм, их напластований, сосуществования.

    Само понятие “парламент” употребляется здесь в разных смыслах. Когда

    говорят о парламенте как о верховном законодательном органе, имеют в виду

    не только обе палаты парламента - палату общин и палату лордов, но и

    монарха, ибо только единство всех названных элементов образует в правовом

    смысле то, что называют парламентом. Иногда термин “парламент” употребляют

    для обозначения обеих палат парламента, но чаще под парламентом

    подразумевают его основную часть - палату общин. Члены палаты общин

    именуются “членами парламента” Правительство несет ответственность перед

    палатой общин и эта ответственность именуется “парламентской”. Именно

    палата общин осуществляет

    “ парламентский контроль над финансами”.

    Особенностью британского парламента является и то, что он

    функционирует в условиях отсутствия в стране писаной конституции. Некоторые

    правила, относящиеся к его организации и деятельности содержатся в обычных

    законах страны ( их мало ), другие - в неписаных нормах конституции,

    конституционных соглашениях. Положение парламента в конституционной системе

    определяется двумя фундаментальными принципами : парламентского

    верховенства и парламентарного правления. Реальное же функционирование

    всего парламентского механизма основано на существовании в стране

    двухпартийной системы. Под ее влиянием находится вся организация

    избирательного процесса, она оказывает определяющее воздействие на

    внутреннюю организацию и деятельность парламента. Под ее влиянием сложились

    наиболее существенные конституционные соглашения, обусловливающие весь

    комплекс отношений между парламентом и правительством.

    При двухпартийной системе обе партии попеременно сменяются у власти.

    В таких условиях правительство, как правило, располагает поддержкой

    большинства в палате общин, и это дает ему сильные позиции в парламенте.

    Процесс перемещения центра власти от парламента к правительству остро

    поставил вопрос о предназначении представительного органа, его реальном

    положении в конституционной системе.

    Одна из важнейших особенностей парламента - выборность. Это

    единственный выборный центральный орган государственной власти в стране.

    Правила, определяющие проведение выборов, имеют большое значение для

    политической жизни страны. В процессе парламентских выборов решается вопрос

    о том, кто из двух главных партий, составляющих двухпартийную систему,

    будет править страной. В Великобритании порядок проведения выборов

    определяется парламентским законодательством.

    Парламентские выборы здесь имеют глубокие исторические корни и

    традиции, и нормы избирательного права складывались в ходе длительной

    эволюции. Другая особенность избирательного права и избирательной системы

    заключается в их тесной связи с политическими партиями, составляющими

    двухпартийную систему.

    Основной сферой деятельности английского парламента является

    законодательство. Верховная власть в области законодательства вверяется

    парламенту в целом. Это ““королева в парламенте”, т.е. королева и две

    палаты в парламенте. Это значит, что законопроекты, принятые обеими

    палатами парламента, становятся законами после их одобрения королевой. По

    существу, когда говорят о верховной законодательной власти, имеют в виду

    палату общин.”[1]

    В законодательном порядке верховная законодательная власть парламента была

    установлена биллем о правах 1689 г. Он отменил право короля

    приостанавливать действие законов и делать из них изъятия, то есть сделал

    незаконным изменение законов монархом без согласия парламента. В XIX веке

    утвердился принцип верховенства парламента, определяющий его положение в

    качестве верховного законодательного органа. Он “означает, что парламент не

    связан каким - либо конституционным актом и не существует какого - либо

    правового ограничения его верховенства в законодательной области.

    Парламент имеет право принимать, отменять и изменять любой закон в порядке

    обычной законодательной процедуры, и никто ( в том числе и суд ) не может

    поставить под сомнение действительность или конституционность акта

    парламента.”[2] Этот принцип означает также, что парламент предыдущего

    созыва не вправе связывать своих преемников ( это было бы ограничением

    верховного положения законодательного органа ). Издание законов - самая

    значительная, если не самая главная функция парламента. Около половины

    всего его времени уходит на законодательную работу. Число ежегодно

    принимаемых законов довольно стабильно ( 60- 70 в год ). Большая часть

    времени занята рассмотрением публичных биллей, вносимых по инициативе

    правительства.

    Законодательная инициатива может быть осуществлена в любой палате, она

    принадлежит только членам парламента. Согласно действующей процедуре,

    законопроект вносится в общем порядке, независимо от того, является ли

    вносящий членом правительства. Министр, когда вносит законопроект,

    формально делает это не в своем качестве члена правительства, а как член

    парламента. Правительственный билль вносится тем министром, который

    отвечает за его разработку и прохождение в палате.

    Всякое законодательное предложение должно быть облечено в форму

    законопроекта ( билля ), причем представляемый в парламент законопроект

    должен быть непременно правильно оформлен. Этому придается особое значение.

    На практике законопроекты рассматриваются нижней палатой, затем

    передаются в верхнюю. Формально законодательной инициативой обладает

    обладает монарх ( в лице министров ). В соответствии с правилами процедуры

    неправительственные законопроекты рассматриваются лишь один день в неделю.

    В итоге 95% всех законов принимается по инициативе правительства.

    Контроль за деятельностью правительства также является одним из

    важнейших направлений деятельности парламента согласно принципу

    ответственного правления. В английской парламентской практике правительство

    несет коллективную ответственность перед парламентом. Применяются следующие

    формы контроля : вотум недоверия, резолюция порицания, вопросы устные и

    письменные. Выражение правительству вотума недоверия влечет либо его

    отставку, либо роспуск палаты общин. Вотум недоверия может иметь место,

    если само правительство ставит вопрос о доверии. При этом вотум недоверия

    бывает только связанным, т.е. вопрос о доверии ставится лишь в связи с

    прохождением правительственного законопроекта. Зачастую правительство

    сознательно ставит вопрос о доверии, зная о непопулярности закона, чтобы

    путем давления на парламент способствовать его принятию.

    В английской политической практике вотум недоверия - явление

    чрезвычайно редкое. В нынешнем веке имелось всего два таких случая, и оба

    они произошли при необычной ситуации, когда правительство не имело

    поддержки большинства в палате общин ( в 1924 и 1979 г.г.) .

    Резолюция “порицания” в Великобритании - это лишь юридически

    существующий институт. Оппозиция достаточно часто вносит в палате общин

    предложение о выражении недоверия, но оно отклоняется партийным

    большинством, поддерживающим правительство.

    Одной из форм контроля, получивших развитие в последнее время,

    является работа специализированных комитетов. С 1979 г. в практику вошло

    приглашение министров для дачи показаний на их заседаниях. Наиболее часто

    применяемая форма контроля - вопросы правительству, а по существу его

    критика. В соответствии с регламентом работы палаты ее заседания ежедневно

    ( кроме пятницы ) начинаются с “часа вопросов”. Ежегодно правительству

    задается около 40 тыс. устных вопросов. Как правило, каждый министр

    выступает перед парламентом раз в месяц, премьер - министр - 2 раза в

    неделю. Существует список тем, на которые министры не обязаны отвечать :

    вопросы обороны и безопасности, информация личного характера, коммерческая

    информация конфиденциального свойства. Если присутствующий с министром

    помощник предупреждает, что затраты на подготовку ответа на данный вопрос

    превышают 200 ф. ст., министр решает, стоит ли отвечать. С учетом

    постоянной трансляции заседаний палаты, сведения, представляемые

    правительством во время “часа вопросов”, в конечном счете предназначены для

    информирования и непосредственного обращения к электорату. Вопросы помогают

    министрам глубже анализировать сложные проблемы, становятся импульсом

    будущих правительственных мер.

    В последние 10 - летия в Англии были проведены реформы, направленные

    на повышение эффективности деятельности парламента, обеспечением

    парламентариям более широких возможностей для осуществления основных

    функций представительного органа.

    Британский парламент - чрезвычайно активное представительное

    учреждение. Его действительная роль определяется не столько формально

    принадлежащими ему полномочиями, сколько реальным положением в качестве

    форума, на котором публично и гласно обсуждаются вопросы внутренней и

    внешней политики, важные общественные и политические дела, волнующие

    население страны. Эта роль парламента обнаруживается особенно остро в

    моменты острых политических и социальных кризисов, когда он становится

    центром дискуссий, фокусом всей политической жизни. Парламент способен

    влиять на ход событий, общественное мнение, политику правительства.

    2. Палата общин и ее основные функции

    Нижняя палата - палата общин - это общенациональный представительный

    орган, в состав которого входит 650 членов, избираемый сроком на 5 лет.

    Право участия в голосовании принадлежит всем британским гражданам,

    достигшим 18 лет. Закон предоставляет право участвовать в парламентских

    выборах гражданам Ирландской республики и всем гражданам Содружества,

    проживающим в Великобритании. Необходимо проживать в избирательном округе

    на момент определенной даты, установленной для составления регистрационного

    списка и быть внесенным в него.

    В английском праве отсутствует перечень основных условий, которым

    должен отвечать член палаты общин, но имеется перечень условий, лишающих

    права быть членом палаты общин, а следовательно, и кандидатом на выборах.

    Соответствующие нормы содержатся в парламентских законах и нормах общего

    права. Пассивным избирательным правом наделен любой британский гражданин,

    достигший 21 года.

    Руководит палатой общин председатель палаты - спикер ( в палате

    лордов председательствует лорд - канцлер) . У него имеются три заместителя,

    которые поочередно председательствуют на заседаниях комитета всей палаты.

    Спикер избирается палатой на весь срок ее полномочий и представляет палату

    в сношениях с другими органами. Он не должен принадлежать к какой - либо

    партии. Спикеру оказывают помощь партийные “кнуты”, которые следят за

    соблюдением партийной дисциплины, голосованием членов своей партийной

    фракции.

    Важным структурным элементом палаты общин служат парламентские

    комитеты. Они образуются, в основном, для предварительного обсуждения

    законопроектов. Комитеты английского парламента подразделяются на

    постоянные и временные. Постоянные, в свою очередь, делятся на 3 вида :

    комитет всей палаты; неспециализированные и специализированные.

    Комитет всей палаты представляет собой весь ее состав. Он созывается

    для обсуждения конституционных и финансовых законопроектов, а также

    предложений о национализации или денационализации ( в последнем случае - по

    желанию правительства ). На заседаниях комитета всей палаты

    председательствуют поочередно заместители спикера.

    Неспециализированные комитеты палаты общин обозначаются первыми

    буквами латинского алфавита A, D, C, D и т.д. Обычно в палате

    функционирует 7-8 таких комитетов.

    В каждом из них работает от 15 до 50 человек. Их персональный состав

    формируется комитетом по отбору ( а не палатой в целом ) по партийному

    признаку, т.е. по предложениям партийных фракций пропорционально их

    численности.

    Специализированные комитеты состоят из 9-14 человек каждый.

    Большинство из них - (14) создаются по отраслям и сферам управления. Их

    основная задача - контроль за деятельностью основных министерств. Поэтому

    система комитетов привязана к их структуре. Например, действуют комитеты по

    обороне, внутренним делам, иностранным делам, промышленности и торговле,

    транспорту, сельскому хозяйству, комитеты по делам Шотландии и Уэльса.

    Кроме того, имеются специализированные комитеты по европейскому

    законодательству, делегированному законодательству, публичной отчетности,

    по делам парламентского уполномоченного.

    Комитеты имеют право проводить расследования, для чего они могут

    истребовать необходимые документы и материалы, вызывать свидетелей,

    назначать экспертов. По окончании расследования того или иного вопроса

    комитет представляет палате общин доклад. В целом парламентские комитеты

    играют вспомогательную, но не очень значительную роль, их решения носят

    рекомендательный характер, и депутаты не связаны мнением того или иного

    комитета.

    Среди временных особое значение имеют сессионные комитеты палаты

    общин. Они именуются так потому, что учреждаются из года в год в начале

    каждой сессии. Основная сфера их деятельности - обеспечение

    функционирования самой палаты. К сессионным относятся комитеты : по

    вопросам процедуры; привилегиям; петициям, направленным палате общин;

    обслуживанию депутатов.

    Обе палаты совместно могут образовывать объединенные комитеты для

    рассмотрения дел, касающихся равным образом каждой из палат. Объединенные

    комитеты состоят из равного числа членов обеих палат.

    Депутат обладает иммунитетом ( на период сессии плюс 40 дней до

    начала и после завершения сессии) и получает жалованье за свою работу.

    Кроме того, ему оплачиваются почтовые и транспортные расходы, услуги 3

    помощников. В дополнение к услугам помощников депутатам иногда оказывают

    помощь местные партийные агенты ( в выполнении конкретных просьб

    избирателей, подготовке встреч с избирателями в выходные дни).

    У каждого депутата имеются двойственные отношения со своей партией,

    без поддержки которой невозможно победить на выборах и сделать карьеру.

    Однако строгое подчинение партийной дисциплине лишает депутата его

    индивидуальности и возможной поддержки избирателей. Поэтому “по

    принципиальным вопросам они нередко вынуждены голосовать против мнения

    своей фракции, объединяясь с другими депутатами ( такое поведение не

    рассматривается как стремление “сколотить” оппозицию партийной

    политике).”[3]

    Процесс прохождения законопроектов в палате общин зависит от

    характера законопроекта. По кругу регулируемых вопросов билли

    подразделяются на публичные и частные. К публичным относятся те, которые

    затрагивают общие интересы. Их действие, как правило, распространяется на

    территорию всей страны. Они регулируют наиболее важные вопросы. К частным

    относятся те билли, которые затрагивают индивидуальные интересы или имеют

    лишь местное значение ( законы, регулирующие деятельность отдельных

    компаний и корпораций; действующие в пределах определенных административно

    - территориальных единиц ). По Закону о толковании 1978 г. билль считается

    публичным, если в нем не оговаривается его частный характер. Частные билли

    вносятся лицами, заинтересованными в их принятии ( это могут быть местные

    органы, государственные учреждения, корпорации).

    Публичные законопроекты, в зависимости от того, по чьей инициативе

    они внесены, подразделяются на правительственные, то есть внесенные

    депутатами - членами правительства, и законопроекты частных членов, то есть

    внесенные рядовыми членами парламента, не являющимися членами

    правительства. Это деление публичных законопроектов оказывает решающее

    влияние на судьбу законопроекта.

    Всякий публичный законопроект должен пройти в палате общин пять

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.