Пенсионное обеспечение
Пенсионное обеспечение
СОДЕРЖАНИЕ
|Введение |Стр.1 |
| | |
|Глава 1 Предпосылки к реформированию пенсионной системы |Стр.2 |
|в Российской Федерации | |
| | |
|Глава 2 Законодательная база пенсионного обеспечения в | |
|Российской Федерации | |
|2.1 Виды законов |Стр.5 |
|2.2 Конституция Российской Федерации – гарант |Стр.5 |
|пенсионного обеспечения населения | |
|2.3 Закон «О государственных пенсиях в Российской |Стр.7 |
|Федерации» как основа пенсионного обеспечения в России | |
| | |
|Глава 3 Новеллы в системе законодательства базы | |
|пенсионного обеспечения | |
|3.1 «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в|Стр.17 |
|Российской Федерации» и «Программа пенсионной реформы в | |
|Российской Федерации» | |
|3.2 Федеральный закон «Об индивидуальном |Стр.22 |
|персонифицированном учете в системе государственного | |
|пенсионного страхования» | |
|3.3 Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения|Стр.24 |
|государственных пенсий» | |
| | |
|Заключение |Стр.26 |
Введение.
На основе существующей нормативной базы путем описания ее системы и
задач, а так же осветить те реформы, которые не претерпевает пенсионное
законодательство, а значит и вся система пенсионного обеспечения в
последние годы.
Социальное обеспечение населения Российской Федерации является
одной из наиболее актуальных проблем на данный момент в нашей стране. На
первом месте среди проблем социальной сферы стоит проблема пенсий. К
сожалению, система законодательных актов по пенсионному обеспечению не
совершенна, пенсии выплачиваются не вовремя и не соответствуют реальному
прожиточному уровню в нашей стране.
Российское общество переживает нелегкий период политических,
экономических и социальных преобразований. Это требует огромных усилий во
всех сферах общественной жизни, в частности, в области правового
обеспечения реформ, создания законодательства, отвечающего новым социально
экономическим условиям и позволяющего обеспечить эффективную защиту прав
граждан.
В своей курсовой работе я попытаюсь раскрыть основные аспекты
правового регулирования пенсионного обеспечения в своей курсовой работе.
1 ГЛАВА 1.
2 Предпосылки к реформированию пенсионной системы Российской Федерации.
Для лучшего понимания проблем, существующих в системе пенсионного
обеспечения в России, целесообразно сравнить ее основные параметры с
системой социального обеспечения в СССР. До начала 90-х годов в СССР
существовал единый фонд социального страхования, из которого выплачиваются
пенсии, а так же пособия по временной нетрудоспособности, пособия по
беременности и родам, на санаторное лечение. Не существовало страхование от
безработицы, а так же больничного страхования, поскольку государство
обеспечивало лечение заболевших по бесплатной основе.[1] Для финансирования
фонда социального обеспечения устанавливался тариф в виде процента от
выплачиваемой в народном хозяйстве заработной платы.[2] Размер тарифа
устанавливался государством и был дифференцирован по различным отраслям. В
последние до перестроечные годы он составлял от 7 до 14 копеек на каждый
рубль заработной платы. Этих денег было недостаточно, поэтому примерно
такое же количество поступало из государственного бюджета. Все это
приводило к искажению реальной стоимости рабочей силы, создавало иллюзию,
что пенсионеров содержит государство, а не те, кто трудится и создает
богатство общества. В начале 90-х годов в связи с распадом СССР и переходом
к рыночной экономике социальное страхование в Российской Федерации в
Финансовом отношении претерпело три существенных изменения. Во-первых, Фонд
социального страхования сузился до пределов России, во-вторых, он распался
на ряд самостоятельных фондов: Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд
медицинского страхования и собственно Фонд социального страхования. В-
третьих, были резко повышены отчисления работодателей в указанные фонды с
тем, что бы они перестали зависеть от дотаций со стороны государственного
бюджета и могли обеспечить падающие на их выплаты за счет собственных
доходов. Впервые после 1917 года к взносам в Пенсионный фонд стали
привлекать взносы самих застрахованных, хотя в самых скромных размерах (1%
от заработанной платы).
Переход к рыночным отношениям в экономике поставил проблему
рефинансирования советской системы социального обеспечения, неспособной
эффективно функционировать в новых условиях, что повлекло за собой и
полное реформирование законодательной базы.
На данный момент нормативную основу пенсионного обеспечения в
Российской Федерации составляют следующие законы:
1) Конституция Российской Федерации.
2) Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской
Федерации» от 20.11.1990 года.
3) Закон Российской Федерации « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших
службу, службу в органах Внутренних дел и их семей» от 12.02.1993
года.
4) Закон Российской Федерации «Об индивидуальном (персонифицированным)
учете в системе государственного пенсионного страхования» от
01.04.1996 года.
5) Закон Российской Федерации «О государственной службе» от 31.07.1995
года.
6) Закон Российской Федерации «О порядке исчисления и увеличения
государственных пенсий».
Положения указанных законов конкретизированы в целом ряде подзаконных
нормативных актов (постановление правительства, письмо министерства труда и
социальной защиты и т.д.).
1 ГЛАВА 2
2 Законодательная база пенсионного обеспечения в Российской Федерации
2.1 Виды законов
Итак, мы подошли к тому моменту, когда уже можно определить круг
законов, которые будут нас интересовать при рассмотрении данного вопроса.
Как я уже говорила, законодательство Российской Федерации по вопросам
пенсионного обеспечения населения не является совершенным, однако в
Российской Федерации имеется довольно таки сложная и разветвленная система
нормативных актов регламентирующих данный вопрос. Как нам известно, эта
система имеет довольно сложную структуру, и свою иерархию.
Так, во главе Российского законодательства стоит Конституция РФ, которая
закрепляет основные права и свободы гражданина Российской Федерации, к
которым относится так же и право на социальное обеспечение. Немного ниже по
своей юридической силе стоят Конституционные Федеральные законы. Если мы
спустимся на одну ступеньку, то немного ниже идут Федеральные законы, а уж
затем Конституции субъектов федерации и их законы и нормативные акты. В
дальнейшем я постараюсь рассмотреть пенсионное обеспечение в Российской
Федерации, исходя из данной иерархии.
2.2 Конституция РФ - гарант пенсионного обеспечения населения.
Социальная политика государства является наиболее важной частью
внутренней политики в целом. Именно обстановка, складывающаяся в социальном
секторе, указывает на уровень развития общества и грамотность проведения
демографической политики государства.
Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством со всеми
вытекающими из этого последствиями, так ст. 7 Конституции РФ гласит:
1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие
человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей ,
устанавливается и гарантируется минимальный размер оплаты труда,
обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и
детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных
служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии
социальной защиты.
Как мы видим, Конституция провозглашает основные принципы
государственного управления и государственной политики Российской
Федерации, в том числе и в области социального обеспечения населения.
Она устанавливает основное право граждан РФ на пенсионное обеспечение и
социальную защиту. В частности ст.39 Конституции РФ гласит:
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных
форм социального обеспечения и благотворительность.
Таким образом, Конституция гарантирует социальную защиту граждан
Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной
внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения.
Термин «Социальное обеспечение» понимается в Конституции в широком
смысле и включает в себя социальное страхование, предусматривающее
предоставление различных выплат за счет страховых взносов, а так же,
социальную защиту (помощь), осуществляемую за счет государственных и
бюджетных средств. Социальное страхование, в свою очередь, охватывает
государственное (обязательное) социальное страхование и добровольное
(дополнительное) социальное страхование.
Для конкретизации данных вопросов в Конституции имеются ссылки на
федеральные законы, о которых пойдет речь в дальнейшем.
3. Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября
1990 года как нормативная основа пенсионного обеспечения России.
В основу современной системы государственного пенсионного обеспечения
России положен так называемый «договор поколений»[3]. На практике это
означает, что сегодняшние работающие обеспечивают сегодняшних пенсионеров
за счет отчислений в государственный пенсионный фонд, осуществляемых из
фонда заработной платы предприятий, а так же сумм, получаемых гражданами.
Причин для создания российской пенсионной системы с собственной независимой
финансовой основой было несколько. Первая – возродить и реализовать на
практике истинную сущность обязательного пенсионного страхования. Вторая –
существенно повысить уровень реальных доходов основной массы наших
соотечественников-пенсионеров. Третья – не допустить утечки средств
предназначенных для пенсионного обеспечения граждан, работавших и живших в
России, на выплату пенсий тем, кто жил и работал за её пределами, других
союзных республик, то есть прекратить пенсионное донорство России.[4]
Основополагающая идея российского пенсионного закона состояла в том,
что бы в стране укоренилась подлинная система обязательного пенсионного
страхования, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, выбывающих из
орбиты общественного производства в силу естественных причин, и прежде
всего наступление старости. Суть такой системы проста и заключается в
следующем:
1) каждый гражданин, работающий по найму (по трудовому договору),
подлежит обязательному социальному пенсионному страхованию
независимо от воли и желания его лично и работодателя, будь
последний частным, акционерным или государственным предприятием.
Другими словами, это система принудительная. Принуждение
осуществляется государством в связи с чем в некоторых странах, в
том числе и России, подобная система называется государственной;
2) все условия и нормы уплаты соответствующих страховых взносов, так
же как условия и нормы пенсионного обеспечения, определяются
государством. Они не могут быть изменены по соглашению сторон
трудового договора, по решению президента и правительства.
В чем же заключается экономическая и социальная сущность обязательного
социального страхования?
Экономическая сущность коренится в производственных отношениях,
реальной стоимости рабочей силы. Стоимость рабочей силы не может
определяться и уже давно не определяется в развитых странах ценной «живого»
труда в период её функционирования непосредственно в процессе производства
она включает в себя и другие оплачиваемые период, прежде всего пенсионный
период в жизни человека, когда ему выплачивается заработанная им пенсия.
Иногда экономическую сущность сводят к уплате страховых взносов, поскольку
такие взносы составляют основу фонда. Эти взносы, естественно, отражают
стоимость рабочей силы, являются одним из её элементов. Однако надо иметь
ввиду, что распределение платежей между работником и работодателем не имеет
существенного значения.
Социальная сущность заключается в солидарности всех застрахованных и
всех страхователей, живущих и работающих в разных регионах, в различных
отраслях и на разных предприятиях, и, главное, в солидарности поколений.
Отсюда следует несколько выводов и принципиальных положений:
-пенсионеры из числа застрахованных не иждивенцы общества, а люди,
заработавшие пенсию;
-пенсионные взносы должны взиматься в размерах, обеспечивающих
возможность предоставлению человека такую пенсию, которая обеспечивает
достойную его жизнь в пенсионный период;
-уровень пенсий должен находиться в неразрывной связи со страховым
стажем и заработком, из расчета которого уплачивались взносы;
-страховые фонды не при каких обстоятельствах и ни кем не могут
расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных и
их семей, и тем более изыматься из данного фонда, в том числе и временно;
-деятельность всей системы обязательного пенсионного страхования
должна находиться под контролем и наблюдением застрахованных и
страхователей, а так же парламента;
-государство призвано гарантировать осуществление установленной им
системы обязательного пенсионного страхования.
Таковы общие подходы к проблемам пенсионного обеспечения, на основе
которых функционирует общеобязательная страховая пенсионная система.
В нашей стране более 38 миллионов пенсионеров, причем большинство –
37 миллионов человек – получают пенсию по данному закону. После введения
его в действие положение пенсионеров сначала существенно улучшилось. Однако
затем, в следствии либерализации цен и их небывалого всплеска оно стало
стремительно ухудшаться, особенно с конца 1993 года, когда значительно
ослабла защита пенсионных выплат от инфляции, обесценивающей их реальную
ценность.
В последнее время особенно наглядно проявляются негативные тенденции,
практически подрывающие сложившуюся страховую пенсионную систему:
-подчинение пенсионного фонда Правительству;
-использование средств Пенсионного фонда не по их прямому назначению,
неопределенному законом;
-задержка платежа в Пенсионный фонд, в частности по государственному
сектору экономики или ввиду несвоевременной оплаты государственного заказа
за счет бюджета;
-заведомая неполная индексация пенсионных выплат и замена полной
индексации пенсий низкими компенсационными выплатами к ним и т.д.
Результат всего этого-дальнейшее снижение уровня доходов пенсионеров,
нищенская пенсия у большинства из них.
Объяснить сложившееся положение пытаются несовершенством пенсионного
закона, принятого в 1990 году. Это не так: российский пенсионный закон –
типичный страховой закон, не хуже подобных законов других стран мира.
Причина же в нашей экономике и социальной сфере в целом. Нужен эффективный
постоянно работающих механизм защиты пенсионных выплат от продолжающейся
инфляции, который, во-первых, исключить снижение реальной ценности таких
выплат; во-вторых, позволит существенно подтянуть минимальные размеры
пенсии, приблизив их к прожиточному минимуму; в-третьих, возродить
разумную, хотя бы минимальную на первом этапе, дифференциацию пенсии в
зависимости от трудового вклада человека. Вот три проблемы, которые
необходимо незамедлительно решить.
Кстати говоря, некоторые там в данном направлении уже делаются. Так,
на заседании Государственной Думы 21 сентября 2000 года принято решение о
таком увеличении размера пенсий, согласно которому к 2010 году пенсии будет
на 40% превышать прожиточный минимум.
А теперь обратимся непосредственно к Закону и рассмотрим некоторые
понятия, отраженные в нем.
Для начала рассмотрим, что такое пенсия в общепринятом понимании
Российского законодательства.
Пенсия (от латинского pensio – платёж) - регулярная и, как правило,
пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных
субъектов в установленном законом случаях (при достижении определенного
возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за
Страницы: 1, 2
|