МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Правосознание и правовая культура

    Правосознание и правовая культура

    План

    1. Введение.

    2. Понятие, структура и виды правосознания.

    3. Правосознание и право: взаимодействие.

    4. Правовой нигилизм.

    5. Правовая культура.

    6. Общественное мнение о праве.

    7. Особенности российского правосознания и их роль в переустройстве

    общества.

    8. Заключение.

    1. Введение.

    История показывает, что только тогда правотворческая и

    правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих

    процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное

    место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При

    изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и

    правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой

    культуры. Действительно, в какой степени осмысленное, сознательное

    отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому

    состоянию общества, к появлению новых правовых норм, в какой степени

    эмоциональное отношение влияет на правомерное или правонарушительное

    поведение? Чтобы разобраться в этих вопросах, в качестве темы реферативной

    работы я выбрал правосознание и правовую культуру.

    Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов огранично

    связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением,

    функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными

    сторонами правового бытия общества. Как таковое правосознание и его более

    крупная социальная форма – правовая культура – изучаются именно в теории

    права.

    2. Понятие, структура и виды правосознания.

    Существуют различные формы общественного сознания, посредством

    которых люди осознают (отражают) окружающий мир. Это политическое,

    нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. К формам

    общественного сознания относится и правосознание.

    Правосознание – это, по существу, оценка права, существующая в

    обществе, выражающая критику действующего права и формулирующая

    определенные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям,

    определяющая, что считать правомерным, а что неправомерным. Это еще и новый

    этап состояния общественного сознания.

    Особенность правосознания, как специфической формы общественного

    сознания, выражается в следующем:

    1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую

    сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм,

    реализацию их требований в общественной жизни. Политические, нравственные

    и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и

    реализацию норм права. Но прежде чем получить выражения в правовых

    нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание,

    то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.

    2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений

    общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества

    осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий. К

    их числу относятся такие понятия, как правомерность, неправомерность,

    правоотношение, юридическая ответственность, законность. Нравственное же

    сознание оценивает окружающий мир с помощью собственных понятий: добра,

    зла, справедливости, чести, достоинства.

    Особенности российского правосознания могут быть выявлены лишь

    посредством конкретных исследований. Такие исследования, безусловно,

    необходимы: исторический опыт неопровержимо свидетельствует, что любые

    политические решения, законы, указы, судебные решения и так далее

    оказываются неэффективными, если они противоречат культуре масс,

    выраженной, в частности, в правосознании.

    Наряду с общетеоретическими подходами к правовому сознанию как одной

    из важнейших форм общественного сознания и даже мировоззрения, теория права

    выделяет и изучает структуру правосознания. Прежде всего, эту структуру

    характеризует два пласта – правовая идеология и правовая психология

    (концепция А.Б. Венгерова).

    Правовая идеология – это система взглядов и представлений, которые в

    теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Это

    осознанное отношение к праву, выражаемое в обоснованной, аргументированной

    критике или критике или одобрении всей правовой системы, правовых

    учреждений, судов, отдельных законов.

    Теоретическое отражение правовых идей и взглядов содержится в научных

    исследованиях по вопросам государства и права, их сущности и роли в

    общественной жизни. Поскольку в них содержатся объективные выводы и

    обобщения, это позволяет государству и его органам эффективно использовать

    их в правотворческой и правоприменительной деятельности.

    Правовая психология – это совокупность чувств, привычек, настроений,

    традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп,

    профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности,

    системе правовых учреждений, функционирующих в обществе.

    Правовая психология характеризует те переживания, чувства, мысли

    людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием

    действующего законодательства и практическим осуществлением его требований.

    Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство, удовлетворения

    или неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпимое или

    равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний – все это относится

    к области правовой психологии. Психологическая структура играет

    значительную роль в формировании и реализации права. Это либо мощный фактор

    правового развития, прогресса в демократических преобразованиях, либо

    тормоз, сопротивление преобразованиям, реформам. Причем психологическую

    структуру в решающей степени формирует национальная психология. Сложившиеся

    за многие столетия национальные привычки, обычаи, особенно на бытовом

    уровне, диктуют эмоциональное отношение у этносов к тем или иным правовым

    нововведениям, модернизациям. Прежде всего, это касается установившихся

    форм брачно-семейных, имущественных отношений, положительное отношение к

    которым сохраняется, как бы те или иные 'революционные' правовые решения ни

    старались их разрушить. Тщетные усилия социалистического права в борьбе с

    местными обычаями в Средней Азии свидетельствуют об этом.

    В этом регионе национальная психология формировала негативное

    отношение к основным сегментам социалистического права, которое пыталось

    сокрушить привычку 'покупать' жену (калым) и другие устоявшиеся обычаи.

    Впрочем, и попытки сокрушить обычай 'покупать' мужа (приданное) в Западной

    Украине также не имели успеха, хотя такие обычаи не относились формально к

    противоправным, но осуждались в официальном правосознании как

    противоречащие равенству полов – важному конституционному принципу

    социалистической правовой системы.

    На содержание правовой психологии, уровень ее зрелости значительное

    влияние оказывает внедрение в сознание людей научных представлений о

    правовых явлениях общественной жизни.

    Иными словами, в этой рациональной сфере человеком накапливается

    известная сумма знаний об объективном мире, навыки, умения, которые

    необходимы для повседневной деятельности каждого и образуют ее осознанную

    основу. Сфера эта – эмпирического происхождения.

    В обыденном правосознании, кроме того, выделяется эмоциональная

    область. Это – психологическое отношение к фактам юридической

    действительности, проявляющееся в эмоциях, психических переживаниях,

    установках.

    Обыденное сознание очень ограничено. Его ограниченность обусловлена

    узостью своего источника – индивидуального опыта, по общему правилу не

    выходящего за пределы сиюминутных вопросов каждодневной жизни. Поэтому

    правосознание не может остаться в рамках обыденных представлений об

    окружающем социальном мире и неминуемо в своем развитии выходит на уровень

    более широких обобщений, выявления объективных общественных

    закономерностей, то есть становиться теоретическим. Теоретический уровень

    правосознания включает систему научных знаний общечеловеческого характера,

    более или менее объективно отражающих юридическую действительность.

    Теоретический уровень правосознания в свою очередь многослоен. В нем

    выделяется профессиональное правосознание юристов, собственно юридическая

    теория и правовая идеология.

    Многочисленные эмпирические обследования показывают, что различные

    профессиональные группы правоведов неодинаково воспринимают юридическую

    действительность. Судья относится и оценивает правовую реальность иначе,

    чем прокурор, прокурор – иначе, чем адвокат, следователь – иначе, чем

    эксперт-криминалист, юрисконсульт банка – иначе, чем преподаватель

    юридического факультета и так далее, хотя все они получили высшее

    юридическое образование. Столь пестрое многообразие правосознаний

    объясняется тем, что, казалось бы единый теоретический взгляд на право

    преломляется через функционально различные виды практической деятельности,

    включая законодательную и правоприменительную.

    Собственно теоретический уровень правосознания по идее должен быть

    тождествен системе научных понятий, духовно воспроизводящих функционирующую

    и развивающуюся юридическую систему. В действительности теория не является

    единой, включая в себя борьбу взглядов, различные научные школы и так

    далее.

    Наконец, теоретический уровень предстает в виде идеологии. Она не

    есть обязательный элемент правосознания и является, как правило, лишь в

    тоталитарных политических режимах, когда требуется поставить теорию на

    службу захватившей власть социально-политической группировке. Обладание

    властью требует ее легитимации, в том числе и в духовной сфере. Выполняя

    эту задачу, идеология приспосабливает теорию, деформируя и 'подгоняя' ее к

    непосредственным нуждам господствующей клики, и превращает ее в орудие

    идеологической обработки массового сознания.

    Возможны самые разные классификации правосознаний. Наиболее

    распространенная – классификация по его субъектам.

    Виды правосознания по его субъектам в общественной форме представляют

    как правосознание индивидуальное, групповое и общественное.

    Общественное правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды,

    мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают

    типичные свойства его юридической действительности. Оно объективируется в

    правовой культуре, юридической науке или идеологии; в законодательстве,

    поскольку оно принимается государственным органом, представляющим общество;

    в массовых представлениях, отражаемых, в частности, в прессе; во всех

    идеологических институтах – таких как политика, мораль, искусство, религия

    и так далее.

    Общественное сознание может проявляться в формах, которые не

    существуют и не могут существовать в головах отдельных людей.

    Прежде чем общественное сознание проникает в психику отдельных

    граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп. То, что

    правосознание опосредствуется социально-демографической структурой

    общества, - факт, подтвержденный многочисленными эмпирическими

    наблюдениями. Особенности группового правосознания объясняются рядом

    факторов. Первый их них состоит в том, что в любой общности, как уже

    указывалось, складывается специфическая субкультура, то есть свои

    нормативные ценности, которые прежде всего, влияют на оценки членами группы

    сложившейся юридической системы. Второй фактор – это различия интересов

    социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в

    социальной структуру, а стало быть, с различным отношением к собственности,

    системе распределения, к власти, одним словом, к общественному строю и

    нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим.

    Индивидуальное правосознание является результатом социализации

    отдельного человека и усвоения им группового и общественного правосознания,

    опосредствованного особенностями его жизненного пути. Коллективные формы

    сознания плюс личный опыт – вот что образует основу восприятия юридической

    действительности каждой неповторимой личностью.

    3. Правосознание и право: взаимодействие.

    Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования

    тех или иных групп, всего общества, выявить пробелы законодательства,

    недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и тому подобное.

    Немалую роль играет и знание полезного зарубежного правового опыта,

    когда в правосознании формируется представление «у них» и «у нас», при чем

    «у них» со знаком «плюс», «у нас» со знаком «минус».

    Такое правосознание также может в определенных исторических условиях

    выступать фактором правового развития. Однако при этом всегда надо

    исключать механическое копирование чужого опыта, сопоставлять его с

    национальными традициями, собственным правовым опытом. Правосознание право

    могут находится в конфликте. На это оказывает влияние взаимодействие

    правового и морального, политического, эстетического сознания. Так, пока

    'пить' считалось моральным, в правовом сознании это обстоятельство при

    совершении бытового преступления фигурировало как смягчающее вину

    обстоятельство – «по пьяни». Но уголовное законодательство расценивает это

    как отягчающее обстоятельство. Правосознание находилось в конфликте с

    правом.

    Правосознание в своих пластах, уровнях, видах «работает» на устранение

    пробелов в праве, формулирует в конкретных правовых требованиях (законах,

    постановлениях) положения, которые могут усовершенствовать

    законодательство. в правоприменительной деятельности развитое правосознание

    направляет гражданина для разрешения спора в суд, а не в редакцию газеты,

    что впрочем, тоже иногда полезно.

    Право формирует правосознание. Если право отвечает социальным

    потребностям общества, соответствует его идеалам, целям, тогда

    правосознание служит опорой правоприменительной деятельности, основой

    правотворчества. Право – структурообразующий фактор для правосознания.

    Дефекты правосознания зачастую возникают из-за массового незнания и

    непонимания закона. Особенно опасно, когда такая ситуация возникает в среде

    работников СМИ, тиражирующих свое невежество. Так, в одной из солидных

    газет недавно утверждалось, что уже само судебное разбирательство бросает

    тень на участников разбирательства «и должно побуждать их уйти с высоких

    должностей», игнорируется приговор суда, презумпция невиновности – все это

    для таких журналистов «темный лес». Раз разбирательство – значит, виноват.

    Но так ведь и в 30-е годы считалось – «органы не ошибаются», арестован –

    значит, виноват. Теперь уже достаточно одного разбирательства.

    4. Правовой нигилизм.

    Нигилистическое отношение, то есть абсолютное отрицание, формулируется

    в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда,

    например, все стражи порядка – это «менты», когда тюремная жизнь овевается

    романтикой, ореолом из блатных песен, когда появляются герои – «воры в

    законе», авторитеты преступного мира.

    Правосознание может формироваться еще в детстве, когда, например, мать

    пугает расшалившегося ребенка милиционеров, вместо того чтобы внушить ему

    мысль, что милиционер – это его защитник, помощник.

    Поэтому так важно формировать, использую и искусство, и СМИ, и иные

    способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до

    массовой дискредитации фигуры полицейского.

    Во многих кинокартинах герои-полицейские – это лица негритянского

    происхождения, и этим также снимаются нелепые расовые, националистические,

    шовинистические представления.

    Таким образом, правовой нигилизм – это во-первых, характеристика

    определенных негативных, деформированных сторон правосознания, которая

    резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и

    соблюдения права.

    Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности,

    своему антиподу. Законность в правосознании как раз и реализуется в идеалах

    соблюдения и уважения права, в укреплении правопорядка, в понимании

    культурной и духовной ценности права.

    Во-вторых, правовой нигилизм и его антипод – законность – это не

    только сфера духовной жизни общества, сфера правового сознания. Это еще и

    характеристика определенного реального состояния общества. Это состояние

    общества – уже не психологическая, а социальная характеристика. Причины

    правового нигилизма самые разные. От вполне обоснованных протестов тех или

    иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как не

    нужного социального института. Противостоит правовому нигилизму, иным

    деформациям правосознания такой сложный социальный феномен, как правовая

    культура.

    5. Правовая культура.

    Правовая культура – многозначная характеристика одной из важнейших

    сторон жизни общества. Это более высокая и емкая форма правосознания.

    Правовая культура характеризует уровень правосознания, включает

    степень сознания права, на которую опираются исполнительная власть,

    должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.