МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Правоведение

    Правоведение

    1.Научно-исторические теории происхождения гос. и права.

    Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении

    государства – всегда ли в истории человеческого общества существовал этот

    социальный институт, или же он появился на определенном этапе развития

    общества.

    Государство – это единая политическая организация общества, которая

    распространяет свою власть на всю территорию страны и ее населения,

    располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные

    для всех веления и обладает суверенитетом.

    Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой

    действительности. Естественно, что они еще в древности стали задумываться

    над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права.

    Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие

    вопросы. Приведем несколько примеров существующих теорий.

    Теологическая. Данная теория восходит своими истоками еще к древнему

    миру.

    На рубеже 12-13вв в Зап. Европе развивается теория «двух мечей». Она

    исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в

    ножны, ибо не пристало самой церкви использовать меч, а другой они вручили

    государям для того, что бы они могли вершить земные дела. Основной смысл

    данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации над

    светской и доказать, что нет государства и власти «не от бога». Тогда же

    появляется учение Фомы Аквинского. Он утверждал, что процесс возникновения

    государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

    Патриархальная. Аристотель, Михайловский. Она исходит из того, что

    государство происходит из семьи. Является результатом разрастания семьи.

    Гос. власть, по мнению сторонников этой теории, есть ничто иное, как

    продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха – это патриархальная

    власть главы семьи.

    Договорная. Радищев, Руссо. Эта теория объясняет происхождение

    государства общественным договором – результатом разумной воли народа, на

    основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего

    обеспечения свободы и взаимных интересов. Власть монарха является не

    производной от божьего провидения, а от самих людей.

    Теория насилия. Гумплович, Каутский. Ее представители считали, что

    государство возникает в результате насилия и завоевания, порабощения одних

    племен другими. Насилие необходимо для удержания в повиновении людей и

    народов. Поскольку для человека состояние войны и насилия – естественное

    состояние, постольку и государство как олицетворение силы людей – вечно.

    Психологическая. Фрейд, Петрожицкий. Ее сторонники определяют общество и

    государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных

    объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической

    потребности человека жить в рамках организованного общества, а также в

    чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Также это осознание

    потребности послушания, повиновения определенным лицам в обществе.

    Потребность следовать их указаниям.

    2. Общественная власть и социальное регулирование в первобытном обществе.

    Человечество прошло в своем развитии ряд этапов, каждый из которых

    отличался определенным уровнем и характером общественных отношений. Самым

    крупным и наиболее длительным этапом в жизни человеческого общества было

    время, когда не существовало государство и право в современном смысле этого

    слова. Этот период охватывает первое тысячелетие от появления человека на

    земле. В науке за ним закреплено название первобытного общества.

    Современный человек существует около 40 тыс. лет. В этот период

    человеческий род совершал преимущественно не биологическую, а социальную

    эволюцию. Первые государственные образования появились лишь около пяти тыс.

    лет назад. Значит, что десятки тысяч лет люди существовали не зная

    государства. Первой единицей человеческой самоорганизации была община или

    ее называют первобытно-родовой общиной.

    Род – это исторически сложившаяся общность людей, основанная на кровном

    родстве, общей собственности, на совместном хозяйстве.

    Источником власти была вся родовая община. Высшею властью было общее

    собрание всех взрослых членов рода. Повседневное управление делами общины

    осуществлялось старейшинами. Власть опиралась на уважение, авторитет,

    обычаи. Существовали и социальные нормы (это правила поведения,

    регулирующие отношения среди людей): обычаи, табу, религиозные нормы, нормы

    морали, мифология.

    Обычай – исторически сложившиеся правила поведения, которые в силу

    многократного повторения становятся привычкой. Они отражают потребности и

    волю всего рода, выступают в качестве общественных регуляторов, Они

    осознавались, как необходимые правила поведения. Существовали религиозная

    норма ( это правила поведения, которые регулируются на основе религиозных

    представлений), моральная норма (на основе понятий о добре и зле).

    Существовали агрокалендари, на основе которых люди вели себя в соответствии

    с определенным временем года, наиболее целесообразно проводили сельхоз.

    Работы. Большую роль играла в жизни мифология (совокупность мифов,

    отражавших представление людей о мире, природе, человеческой жизни).

    3. Государство, понятие и признаки.

    Государство – это единая политическая организация общества, которая

    распространяет свою политическую и публичную власть на всю территорию

    страны и ее населения, располагает для этого специальным аппаратом

    управления, издает обязательные для всех законы и обладает суверенитетом,

    имеющая источник доходов.

    Марксиско-Ленинская теория государства и права выделяет три основных

    признака государства: 1. разделение населения по территориальному признаку,

    2. Учреждение политической власти, которая является политической властью

    экономически господствующего класса и не сливается с населением, 3.

    Введение налоговой системы.

    Современная юридическая наука выделяет 5 основных признаков: 1.

    территория, 2 – население, 3 – организация публичной политической власти, 4

    – суверенитет государства, 5 – государственная казна.

    Территория – более эффективное управление гражданами.

    Население - характеризует принадлежность людей данному обществу,

    гражданству, порядок и формы предоставления гражданства.

    Организация публичной власти - 1 – государство является властью, которая

    не сливается с обществом, а выделяется из него. 2 – государственная власть

    внешне и официально представляет все общество. 3 – эта власть призвана

    поддерживать правопорядок, нормальную жизнедеятельность людей. 4 –

    публичная власть как разновидность политической власти означает наличие у

    нее особого аппарата, включающего различные органы. 5 - политическая

    власть как организованное принуждение одной части общества над другой.

    Суверенитет - верховенство гос. власти над др. организациями и людьми

    внутри страны. Внешний сув. – независимость гос. власти в сфере отношений с

    др. государствами.

    Гос. казна - совокупность источников дохода государства ( займы,

    налоги).

    Основные функции государства, его деятельность можно разделить на

    внутренние (политическая, правоохранительная, экономическая, социальная,

    духовная) и внешние (политическая, экономическая, пограничная,

    сотрудничество государств в борьбе с преступностью международного

    характера).

    4. Функции государтсва, форма их осуществления.

    Функции государства — это основные направления деятельности государства

    по решению стоящих перед ним задач.

    Понятие функции государства не следует отождествлять с такими понятиями,

    как:

    1) цели и задачи государства (если цель общества то, к чему стремится

    государство, а задачи — цель и средства ее достижения, то функции лишь

    основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним

    задач; следовательно, цели и задачи определяют функции);

    2) функции отдельных его органов (в отличие от функций многочисленных

    государственных органов, специально предназначенных для определенного вида

    деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в

    них находит выражение социальная ценность и сущность государства, их

    осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого

    органа в отдельности).

    В зависимости от продолжительности действия функции государства

    классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития

    государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной

    задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от

    значения — на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере

    общественной жизни они осуществляются, — на внутренние и внешние.

    К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести

    следующие:

    1) охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка;

    2) экономическая;

    3) налогообложения;

    4) социальной защиты;

    5) экологическая;

    6)культурная.

    К внешним функциям современного Российского государства можно отнести

    следующие:

    1) оборона страны;

    2) поддержание мирового порядка;

    3) сотрудничество с другими государствами и т.п.

    22. Формы и методы осуществления функций государства

    Формы осуществления функций государства — это однородная деятельность

    органов государства, посредством которой реализуются его функции.

    Выделяют правовые и организационные формы. Первые в отличие от последних

    есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием

    правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовым формам

    относят:

    1} правотворческую (деятельность но подготовке и изданию нормативных

    актов):

    2) правоприменительную (деятельность по реализации нормативных актов

    путем принятия актов применения права, это повседневная работа по

    выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого

    характера);

    3) правоохранительную (деятельность по защите прав и свобод человека и

    гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической

    ответственности виновных лиц и т.п.).

    К органишционным формам относят:

    1) организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур

    по обеспечению функционирования органов государства, связанная с

    подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.п.);

    2) организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная

    работа, связанная с бухучетом,'статистикой, снабжением и т.д.);

    3) организационно - и д е о л о ги ч еску ю (повседневная воспитательная

    работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций

    государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов,

    формированием общественного мнения и пр.).

    Методы осуществления функции государства — это способы и приемы, с

    помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных

    методов выделяют: убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т.д.

    5. Форма и сущность государства.

    Государство — это организация политической власти, содействующая

    преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых,

    общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной

    территории.

    При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

    1) то, что любое государство есть организация политической власти

    (формальная сторона);

    2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

    Можно выделить следующие подходы к сущности государства:

    — классовый, в рамках которого государство можно определить как

    организацию политической власти экономически господствующего класса. (Здесь

    государство используется в узких целях как средство для обеспечения главным

    образом интересов господствующего класса. В этом случае первоочередное

    удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать

    сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии»

    данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие

    интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план.);

    — общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как

    организацию политической власти, создающую условия для компромисса

    интересов различных классов и социальных групп. (Здесь государство уже

    используется в более широких целях как средство для обеспечения главным

    образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов

    и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой

    метод, как компромисс.)

    Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и

    расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых

    соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут

    доминировать в политике конкретного государства.

    Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только

    к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в

    зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из

    вышеназванных начал.

    Форма государства — это способ организации политической власти,

    охватывающий форму правления, форму государственного устройства и

    политический режим.

    Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем

    заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория

    «форма государства» — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют

    в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной

    территории, каким образом оно связано через различные территориальные и

    политические образования с государством в целом, как осуществляется

    политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

    Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-

    экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-

    исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития

    общества и т.п.

    Элементами формы государства выступают:

    1) форма правления (характеризует порядок образования и организации

    высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и

    населением; в зависимости от особенностей формы правления государства

    подразделяются на монархические и республиканские);

    2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру

    государства, соотношение между государством в целом и его составными

    территориальными единицами; по форме государственного устройства

    государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные);

    3) политический (государственный) режим (представляет собой систему

    методов, способов и средств осуществления государственной власти; в

    зависимости от особенностей набора данных приемов государственного

    властвования различают демократический и антидемократический политические

    (государственные) режимы).

    6. Форма правления.

    Форма государственного правления — это элемент формы государства,

    характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок

    образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

    По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

    Признаки монархии:

    1) власть передается по наследству;

    2) осуществляется бессрочно;

    3) не зависит от населения.

    Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные

    учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета

    государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего

    периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и

    ограниченными, в которых наряду с монархом носителями суверенитета

    выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы

    государства (речь идет, в частности, об Англии, Японии, Испании, Швеции,

    Норвегии и т.п.).

    Признаки республики:

    1) выборность власти;

    2) срочность;

    3) зависимость от избирателей.

    В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и

    подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и

    смешанные. В президентских республиках (США, Сирия) именно президент

    выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия) – парламент, в

    смешанных (Франция,Финляндия) – совместно президент и парламент.

    7. Форма государственного устройства.

    Форма государственного устройства (отражает территориальную структуру

    государства, соотношение между государством в целом и его составными

    территориальными единицами; по форме государственного устройства

    государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные).

    Форма националъно -государственного и административно-террториалъного

    устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю

    структуру государства, способ его политического и территориального деления,

    обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с

    органами его составных частей.

    Различают следующие формы

    1) унитарную (простое, единое государство, части которого являются

    административно-территориальными единицами и не обладают признаками

    государственного суверенитета; в нем существует единая система высших

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.