МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Правовой режим коммерческой тайны

    Правовой режим коммерческой тайны

    Санкт-Петербургский Государственный Университет

    юридический факультет

    кафедра коммерческого права

    ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

    Дипломная работа

    студента 2 группы Y курса

    дневного отделения

    юридического факультета

    Додичева Игоря Николаевича.

    Научный руководитель:

    доцент к.ю.н. Шишкина Вера

    Сергеевна.

    Санкт-Петербург.

    апрель 1999 года.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение 2

    1. История развития российского законодательства о коммерческой тайне. 4

    2. Система российского законодательства о коммерческой тайне. 6

    3. Понятие и правовая природа коммерческой тайны. 8

    4. Субъекты права на коммерческую тайну. 17

    5. Содержание права на коммерческую тайну. 19

    6. Соотношение служебной и коммерческой тайны. 22

    7. Признаки коммерческой тайны. 24

    1. Коммерческая ценность информации. 24

    2. Отсутствие доступа к информации на законном основании. 26

    3. Меры по охране конфиденциальности информации. 30

    8. Защита прав обладателя коммерческой тайны. 35

    1. Общие положения. 35

    2. Способы защиты от разглашения коммерческой тайны. 38

    3. способы защиты от незаконного получения коммерческой тайны. 43

    4. Способы защиты от незаконного использования коммерческой тайны. 45

    Заключение. 47

    Использованная литература. 49

    Использованные нормативно-правовые акты. 51

    Введение

    Правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом

    рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской

    деятельности накапливается большое количество разнообразной информации,

    имеющей важное значение для успешного развития бизнеса. В современных

    условиях информационного общества информация приобретает значение

    важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальное функционирование ни

    отдельного предпринимателя, ни общества и государства в целом. Более того,

    с развитием и совершенствованием информационных технологий, информация

    приобретает характер одного из важнейших видов товара на рынке.[1]

    Естественно, лицо, обладающее такого рода информацией, стремится сохранить

    эту информацию за собой, предотвратить её получение третьими лицами,

    поскольку во многих случаях такое получение может иметь просто

    катастрофические последствия для бизнеса. В современных условиях жёсткой

    конкурентной борьбы правовая защита различного рода информации необходима

    для успешного развития предпринимательства и становления подлинно рыночной

    экономики, основанной на свободной конкуренции. Как справедливо отмечается

    в литературе: «Обеспечение правовой защищённости отечественной научно-

    технической продукции способствует поддержанию национальной, в том числе

    экономической и технологической безопасности России. Надёжная правовая

    охрана результатов интеллектуальной деятельности – наиболее эффективное

    средство борьбы против промышленного шпионажа, она способствует защите прав

    авторов и владельцев научно-технических результатов»[2].

    В течение продолжительного времени институт коммерческой тайны был

    неизвестен отечественному законодательству. Это вполне понятно: в условиях

    отсутствия конкуренции, полного огосударствления экономики просто не было

    необходимости в подобных правовых институтах. Понятия, близкие по

    содержанию коммерческой тайне, встречались только в нормативно-правовых

    актах, посвящённых регулированию внешнеэкономической деятельности советских

    организаций. Между тем, институт коммерческой тайны имеет в российском

    праве более глубокие корни, чем это может показаться на первый взгляд.

    Проблема защиты конфиденциальной информации, в том числе коммерческой

    тайны, была детально разработана в отечественной юриспруденции. Примером

    может служить вышедшая в 1910 году и во многом не утратившая актуальности

    до настоящего времени монография В. Розенберга «промысловая тайна».[3]

    Затрагивались проблемы, связанные с коммерческой тайной, и в трудах другого

    выдающегося цивилиста второй половины XIX начала XX века – Г.Ф.

    Шершеневича.[4]

    С переходом России к рыночной экономике, с реформированием

    отечественного законодательства, приведением его в соответствие с новыми

    требованиями, интерес к коммерческой тайне снова возрастает, что

    подтверждается появлением в литературе большого количества работ,

    посвящённых этой проблеме.

    Настоящая работа посвящена исследованию правовой природы коммерческой

    тайны, её основных признаков, способов охраны информации, составляющей

    коммерческую тайну, и защиты интересов её обладателей.

    1. История развития российского законодательства о коммерческой тайне.

    Институт коммерческой тайны имеет в российском законодательстве

    гораздо более глубокие корни, чем это может показаться на первый взгляд.

    Правовые нормы, предусматривавшие ответственность за разглашение ценной

    конфиденциальной информации, содержались ещё в Уложении о наказаниях 1845

    года.[5] Так, Раздел YIII Уложения «О преступлениях и проступках против

    общественного устройства и благочиния» включал в себя 3 статьи, посвящённых

    ответственности за разглашение секретной информации. Статья 1355

    предусматривала ответственность за разглашение фабричного секрета; ст. 1187

    – за разглашение тайны торговой, и ст. 1157 – за разглашение тайны

    кредитных установлений. Статья 1355 предусматривала ответственность в виде

    тюремного заключения от 4 до 8 месяцев в отношении «того из людей,

    принадлежащих к фабрике, заводу или мануфактуре, кто огласит какое-либо,

    содержимое в тайне и вверенное ему в виде тайны средство, употребляемое при

    изготовлении или отделке произведений тех фабрик, заводов или мануфактур,

    когда не было на сие положительного согласия тех, коим сия тайна

    принадлежит по праву, и, следственно, к ущербу их»[6]. Статья 1187

    предусматривала ответственность за «учинение приказчиком или сидельцем

    явного подрыва кредита хозяина путём … открытия какой-либо тайны и …

    вредных на счёт хозяина разглашений»[7]. Статья 1157 предусматривала

    ответственность банковских служащих за разглашение сведений, составлявших

    банковскую тайну, в том числе, когда это «… учинено ими с намерением

    повредить чести или кредиту какого-либо частного лица»[8].

    Уголовное уложение 1903 года[9] включало в себя целую главу,

    посвящённую ответственности за разглашение различного рода тайн: главу XXIX

    «Об оглашении тайн». Эта глава включала в себя 6 статей, предметом трёх из

    которых были тайна фабричная, тайна коммерческая и тайна кредитная. Правда

    в действие эта глава так и не была введена.

    Под фабричной тайной Уложение понимало «особые, употребляемые на

    заводе, фабрике или в заведении, или предположенные к употреблению приёмы

    производства»[10]. Под кредитной тайной понимались «сведения, заведомо

    составлявшие тайну сих (кредитных) учреждений, не подлежащие огласке»[11].

    Понятие коммерческой тайны Уложением не раскрывалось, но, по всей

    видимости, речь шла о тайне купеческих книг. Так, Г.Ф. Шершеневич писал,

    что коммерческая тайна распространяется на купеческие книги, за которыми

    закон признал принцип неприкосновенности.[12] Купеческие книги представляли

    собой то, что сейчас принято называть бухгалтерской отчётностью. В этих

    книгах (виды и количество которых дифференцировалось в зависимости от

    величины торгового предприятия) записывались все торговые операции, приход

    и расход денежных средств, кредиторы и должники предприятия, счета

    собственного капитала и имущества, счета прибылей и убытков и т.д. Таким

    образом, ознакомление с содержанием этих книг могло дать достаточно полную

    картину о торговом предприятии, что, естественно, обусловливало

    необходимость гарантировать их неприкосновенность. В литературе того

    времени неоднократно подчёркивалось, что «обязав купца держать торговые

    книги, хранить торговую корреспонденцию и т.д., закон в противовес к этой

    специальной обязанности должен был обеспечить ему и сохранение торговой

    тайны».[13] Разглашение тайны торговых книг также признавалось одним из

    средств недобросовестной конкуренции.

    Таким образом, охрана конфиденциальной информации в дореволюционной

    России, обеспечивалась, в основном, с помощью ном уголовного права.

    С установлением советской власти институт охраны коммерческой тайны

    по вполне понятным причинам исчез из отечественного законодательства.

    Возрождение института коммерческой тайны связано с Законом СССР «О

    предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 года.[14] Статья 33 данного закона

    определяла коммерческую тайну как «не являющиеся государственными секретами

    сведения, связанные с производством, технологической информацией,

    управлением, финансами, и другой деятельностью предприятий, разглашение

    (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам».В

    соответствии со ст. 2 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря

    1990 года[15], секреты производства относились к охраняемым объектам

    интеллектуальной собственности. Закон РСФСР «О предприятиях и

    предпринимательской деятельности в РСФСР» от 25 декабря 1990 года[16]

    подтвердил право предприятия на коммерческую тайну. Закон РФ «О конкуренции

    и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22

    марта 1991 года[17] (далее – Закон о конкуренции) относил к формам

    недобросовестной конкуренции «получение, использование, разглашение научно-

    технической, производственной, или торговой информации, в том числе

    коммерческой тайны, без согласия её владельца». Дальнейшее развитие

    институт коммерческой тайны получил в Основах гражданского законодательства

    Союза ССР и Республик от 31.05.91., введённых в действие на территории РФ 4

    августа 1992 года[18] (далее – Основы гражданского законодательства).

    Статья 151 Основ устанавливала следующее:

    "Обладатель технической, организационной или коммерческой информации,

    составляющей секрет производства (ноу-хау), имеет право на защиту от

    незаконного использования этой информации третьими лицами при условии, что:

    1) эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую

    ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

    2) к этой информации нет свободного доступа на законном основании;

    3) обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее

    конфиденциальности.

    Срок охраны ноу-хау ограничивается временем действия названных условий.

    Лицо, неправомерно использующее ноу-хау, принадлежащее другому лицу,

    обязано возместить ему убытки. Лицо, самостоятельно и добросовестно

    получившее такую информацию вправе использовать ее без каких бы то ни было

    ограничений".

    Окончательное закрепление в законодательстве институт коммерческой

    тайны получил с принятием и вступлением в силу первой части Гражданского

    кодекса РФ.

    2. Система российского законодательства о коммерческой тайне.

    Систему российского законодательства, регулирующего отношения,

    связанные с коммерческой тайной, образуют правовые нормы различных отраслей

    права: конституционного, гражданского, уголовного, административного.

    Основополагающие нормы содержит Конституция РФ. Так, статья 34

    Конституции гарантирует право каждого на свободное использование своих

    способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой

    законом экономической деятельности. статья 44 гарантирует каждому свободу

    литературного, художественного, научного, технического и других видов

    творчества. В соответствии со ст. 29 Конституции «каждый имеет право

    свободно искать, получать, передавать, производить и распространять

    информацию любым законным способом». В соответствии со ст. 45, «каждый

    вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными

    законом».

    Центральное место среди источников правового регулирования отношений,

    связанных с коммерческой тайной, занимает Гражданский кодекс РФ (далее – ГК

    РФ). Статья 139 ГК РФ содержит определение коммерческой тайны. Кроме того,

    непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме имеют положения

    ст.ст. 1, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16 и т.д.

    Большое значение имеет Закон РФ «Об информации, информатизации и

    защите информации» от 25 января 1995 года[19] (далее – Закон об

    информации), который содержит определения информации, документированной

    информации, конфиденциальной информации.

    Ряд положений, имеющих отношение к коммерческой тайне, содержит уже

    упоминавшийся Закон о конкуренции.

    Ряд законодательных актов предусматривает ответственность

    государственных служащих и органов за разглашение сведений, составляющих

    коммерческую тайну: Налоговый кодекс РФ[20], Закон РФ «О федеральных

    органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 года[21] и т.п.

    Сюда же ходит и ряд подзаконных актов. Например, Указ Президента РФ

    «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» № 188 от 6

    марта 1997 года[22], а также Постановление правительства РСФСР «О перечне

    сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»[23].

    Проект части III ГК РФ[24] также касается коммерческой тайны: статья

    1113 «Объекты исключительных прав» раздела Y «Исключительные права

    (интеллектуальная собственность) проекта относит к объектам

    интеллектуальной собственности «охраняемые от разглашения необщедоступные

    сведения (информацию)».

    В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится

    проект Закона «О коммерческой тайне», принятый в первом чтении.[25] Стоит

    отметить, что в подавляющем большинстве стран отсутствуют специальные

    законы, регулирующие отношения, связанные с коммерческой тайной (ноу-хау,

    торговыми секретами). В качестве исключения можно назвать США, где

    действует Единообразный Закон о Торговых Секретах 1979 года в редакции 1985

    года (The Uniform Trade Secrets Act), а также Великобританию, где действует

    Закон «о нарушении конфиденциальности» (Bill on Breach of Confidence) 1981

    года, регулирующий вопросы, связанные с установлением обязанностей

    конфиденциальности, налагаемых на лиц, приобретающих конфиденциальную

    информацию (в том числе коммерческую тайну), и устанавливающий процедуры,

    применяемые при нарушении обязанности конфиденциальности, а также средства

    защиты, применяемые при таких процедурах.[26]

    проблема принятия специального закона, регулирующего отношения,

    связанные с коммерческой тайной, в литературе оценивается неоднозначно.

    Так, например, А.П. Сергеев считает, что в принятии специального закона об

    охране коммерческой тайны нет необходимости, «вполне достаточно чёткого

    понятия коммерческой тайны, определения содержания прав её обладателя и мер

    их эффективной защиты. Современное законодательство такую возможность

    предоставляет».[27] С другой стороны, в литературе отмечается, что в

    современных условиях принятие такого закона является достаточно актуальным

    и должно будет способствовать «обеспечению национальных интересов России …

    и препятствовать неправомерному и безвозмездному использованию

    отечественных ноу-хау зарубежными фирмами».[28]

    3. Понятие и правовая природа коммерческой тайны.

    Легальное определение коммерческой тайны даёт статья 139 ГК РФ:

    коммерческая тайна – это информация, имеющая действительную или

    потенциальную коммерческую ценность в силу её неизвестности третьим лицам,

    к которой нет доступа на законном основании и обладатель которой принимает

    меры по охране её конфиденциальности. Не вдаваясь пока в детали, отметим,

    что аналогичным образом коммерческая тайна определяется и по

    законодательству других стран. Так, Единообразный Закон США о Торговых

    Секретах определяет торговый секрет как "информацию, включая формулу,

    образец, компиляцию данных, программу, механизм, метод, технологию или

    процесс, которая:

    i) имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу

    её неизвестности либо невозможности её легкого получения законными

    средствами лицами, которые могут получить выгоду от её раскрытия или

    использования; и

    ii) обладатель которой предпринимает меры по охране её

    конфиденциальности, являющиеся разумными при данных

    обстоятельствах".

    Как видим, определение коммерческой тайны, содержащееся в Гражданском

    кодексе, по основным своим параметрам соответствует зарубежным аналогам.

    В своё время Закон СССР «О предприятиях в СССР» определял

    коммерческую тайну как «сведения, связанные с производством,

    технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью

    предприятия». Основы гражданского законодательства (ст. 151) определяли

    более узкую сферу применения коммерческой тайны: к ней Основами была

    отнесена «техническая, организационная и коммерческая информация».

    Действующий ГК РФ не содержит указаний на характер сведений, относимых к

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.