МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Правовой статус личности

    Правовой статус личности

    Министерство общего и профессионального образования

    Российской Федерации

    Ессентукский институт управления, бизнеса и права

    Кафедра _______________________________________________

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    По дисциплине ________________________________________

    Тема _________________________________________________

    ______________________________________________________

    Выполнил студент _____________________________________

    (фамилия, имя,

    отчество)

    ________ курса ________ группы __________ отделение ________ шифр

    дата представления _____________________

    Руководитель _____________________________________

    Оценка _____________________________________________

    Ессентуки 2000

    План:

    Введение 3

    Глава 1. Понятие, виды и структура правового статуса личности. 5

    Глава 2. Правовой статус личности в демократическом и антидемократическом

    государстве. 11

    Глава 3. Правовой статус личности в РФ. 18

    Заключение 28

    Использованная литература 30

    Введение

    Выбор темы для настоящей курсовой работы обусловлен тем, что

    закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции РФ представляются

    нам самой важной ее функцией, степень реализации которой затрагивает

    каждого жителя Россйской Федерации. На наш взгляд, не получив четкого

    представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не

    может почуствовать себя полноправным членом гражданского, демократического

    общества, а значит, и жить по правилам этого общества.

    В данной работе я поставил перед собой две цели: рассмотреть

    непосредственно конституционную защиту прав и свобод личности по

    конституции РФ, используя доступные мне средства и методы, в том числе и

    метод сравнительно-правового анализа, во-вторых, что кажется мне наиболее

    существенной и значимой частью моей работы, выявить недостатки Конституции

    РФ 1993 в сфере защиты прав и свобод личности.

    Для этих целей я использую такие источники как, прежде всего,

    Конституция РФ 1993, Конституция Франции 1958 года(включая Декларацию прав

    и свобод человека и гражданина 1783 года и Преамбулу Конституции 1946

    года), и отчасти Конституция США. Что же касается вторичных источников, то

    есть комментаторов данных правовых документов, то, на мой взгляд, они не

    так важны. Это книга Француа Люшера "Конституционная защита прав и свобод

    личности", а также "Основы Конституционного права Российской Федерации"

    А.И. Коваленко. Для определения некоторых понятий, таких как демократия,

    либерализм, я использую компилятивный источник "Что такое демократия"

    Информационного агентства США. Общей теоретической базой для меня явились

    такие источники как "Теория государства и права"(МЮИ, 1993 год) и "Идея

    правового государства:истоки, перспективы, тупики" Также я цитирую А.П.

    Герасимова и его работу "53 вопроса о Конституции РФ"

    Почему я выбрал именно эту тему для курсовой работы? Дело в том, что

    "Российская Федерация - демократическое правовое государство..."(ст.1

    Конституции РФ, далее КРФ) и "Человек, его права и свободы являются высшей

    ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и

    гражданина - обязанность государства"(ст. 2 КРФ) Мне нравятся принципы,

    заложенные в этих двух статьях. И я искренне надеюсь, что они получат

    дальнейшее развитие. Именно по этой причине я решил выбрать эту тему для

    курсовой работы. На мой взгляд, пока еще не все так хорошо и замечательно,

    как провозглашено в Конституции РФ. Однако это не умаляет того факта, что в

    ней заложен огромный потенциал, при реализации которого Россия имеет шанс

    стать правовым и демократическим государством.

    Безусловно, что работе, претендующей хотя бы на минимальную степень

    научности, необходима объективность. Sine ira et studio, сказал римский

    историк Тацит. Но дело в том, что я убежден, что полная объективность

    невозможна по определению. Над нашими суждениями довлеет груз моральных

    ценностей и прочих субъективных вещей. К объективности конечно же надо

    стремиться, однако я не могу не быть ограниченным своими ценностными

    суждениями, что неизбежно, вопреки моим стараниям, отразится на содержании

    данной работы. Для меня приоритетными являются принципы либерализма и

    демократии, и из двух последних либерализм, как вы можете заметить, я

    поставил на первое место. Это вовсе не означает однобокого подхода к данной

    теме, но критика моя в основном направлена на несоответствие Конституции РФ

    1993 года этим двум принципам, которых я нашел достаточное количество.

    Глава 1. Понятие, виды и структура правового статуса личности.

    Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека

    и гражданина , отраженных в нормах всех отраслей действующего права .

    Основы правового статуса личности охватывают конституционно

    закрепленные права и свободы . Понятие же основных прав и свобод человека и

    гражданина можно сформулировать следующим образом :” Конституционные

    (основные) права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих

    случаях в силу его гражданства), защищаемые государством , составляющие

    ядро правового статуса личности .”

    Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод

    не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав

    и свобод человека и гражданина . Об этом говорится в ст.55 ч.2 Конституции

    Р.Ф.

    Глава 2 Конституции Р.Ф., посвященная правам и свободам человека и

    гражданина, включает 48 статей (с 17 по 64).

    Впервые научную классификацию данных правомочий осуществила

    М.П.Карева, приняв за основу важнейшие сферы деятельности человека. Ее

    классификация включала следующие составляющие : а) социально-экономические

    права ; б) равноправие граждан ; в) демократические свободы.

    В дальнейшем государственно-правовая наука, используя классификационные

    основы, предложенные М.П.Каревой , выработала систему основных прав и

    свобод , куда вошли:

    1)социально-экономические права и свободы граждан;

    2) политические права и свободы граждан;

    3) личные права и свободы граждан.

    Наиболее подробно данная проблема исследуется Л.Д.Воеводиным. Автор

    удачно совместил наименование элементов системы конституционных прав и

    обязанностей с основанием приведенной классификации. Ученый выделил

    следующие группы основных прав, свобод и обязанностей:

    1) права и обязанности граждан в сфере социально-экономической и

    культурной жизни;

    2) права и обязанности граждан в сфере государственной и общественно-

    политической жизни ;

    3) права и обязанности граждан в сфере индивидуальной свободы.

    Однако систему основных прав и свобод характеризует не только их

    группировка, но и те приоритеты, которых придерживается Конституция в их

    последовательном расположении.

    Последнее имеет далеко не техническое значение, а отражает

    соответствующую идеологию, которой придерживается государство в трактовке

    сущности концепции правового статуса личности.

    В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека,

    перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала

    указаны личные, затем политические, а за ними социально экономические.

    Именно такая последовательность присуща Всеобщей Декларации прав человека,

    принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

    В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в

    Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом

    Российской Федерации 22 ноября 1991года, а затем отражена в Конституции

    Российской Федерации 1993 года.

    В отличие от основных личных прав, которые по своей природе

    неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические

    права и свободы связаны с обладанием гражданством государства . Это

    различие отражает Конституция, адресуя личные права “каждому”, политические

    - “гражданам”. В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации

    может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности

    с 18 лет (ст.60). Эта норма прежде всего , касается политических прав и

    свобод .

    Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух

    взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан,

    содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и

    его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум;

    право петиций.

    Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему

    политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые

    права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида

    в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов;

    свобода собраний.

    Право участвовать в управлении делами государства закреплено в статье

    32 Конституции. Оно адресовано каждому гражданину, а не политически

    организованной совокупности граждан , ассоциированных как народ , ибо народ

    не “участвует ” в управлении , а осуществляет власть, является субъектом

    этой власти (ст. 3 Конституции Российской Федерации).

    Осуществление этого права граждан выражается в различных формах, как

    непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственными

    формами являются участие граждан в референдуме, всенародном голосовании по

    важнейшим вопросам государственной и местной жизни, путем реализации права

    избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы

    местного самоуправления.

    Право на референдум включает в себя не только право на участие во

    всенародном (местном) голосовании, но и право требовать выставления любого

    вопроса на голосование, а также право требовать, чтобы результаты

    общенародного (местного) обсуждения по этому вопросу учитывались при

    принятии окончательного решения по данному вопросу(если решение принимается

    не путем референдума).

    Если же какой-либо вопрос не подлежит разрешению путем референдума или

    не набрал необходимого количества голосов для его постановки на референдум,

    а у индивида или группы индивидов возникло желание не просто выразить свое

    мнение по определенному вопросу, имеющему общественное значение, но и

    воздействовать на деятельность государственных органов по поводу данного

    явления общественной жизни, то граждане могут воспользоваться правом

    петиций, известным законодательству еще с конца 17 века .

    Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной

    службе, право участвовать в осуществлении правосудия (ст.32 Конституции

    РФ). Это право является новой для российской Конституции нормой. Право на

    равный доступ к государственной службе означает равенство исходных

    возможностей и отсутствие дискриминации по какому-либо признаку. Однако не

    следует толковать это право буквально. Во всем мире существует система

    конкурсов, тестирования, собеседований. Так, утвержденное Указом Президента

    РФ от 22 декабря 1993 года Положение о федеральной государственной службе

    предполагает прием на государственную службу либо в порядке назначения

    ,либо в порядке конкурса (пункт 22) , а также регулярные аттестации

    государственных служащих(пункт 30). Участие граждан России в отправлении

    правосудия долгое время имело форму выборов народных судей и народных

    заседателей либо участия в работе суда в качестве судей и народных

    заседателей. В настоящее время в России осуществляется поэтапное введение

    института присяжных заседателей, назначаемых путем жребия для участия в

    рассмотрении конкретного дела и вынесения решения по существу (“виновен -

    невиновен”) как основы приговора суда.

    Важным правом , имеющим тесное отношение к участию граждан в управлении

    делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение,

    включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов, никто не

    может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в

    нем (ст.30 Конституции РФ).

    Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях

    различные формы совместной организованной общественной деятельности,

    объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.

    Общественные объединения способствуют развитию политической активности

    и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.

    Право на объединение имеют как российские граждане, так и иностранцы и

    лица без гражданства (см. часть третью статьи 62), исключением являются

    политические партии, права на создание которых и участие в которых имеют

    только граждане России.

    Право на объединение не является абсолютным правом и может подвергаться

    определенным ограничениям. Ограничения на пользование правом на

    объединение устанавливаются Конституцией и федеральными законами. Например,

    на основании статьи 56 Конституции РФ отдельные ограничения права на

    обьединения могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения.

    Одной из политических свобод, входящих в правовой статус советского

    гражданина, является конституционная свобода собраний, митингов, уличных

    шествий и демонстраций. Что понимается под этими терминами. Еще в начале

    века известный английский ученый А.В.Дайси писал, что, ” право собираться

    есть не что иное, как результат взгляда судов на индивидуальную свободу

    личности и индивидуальную свободу слова”.

    Свобода манифестаций как важный элемент правового статуса гражданина

    представляет собой взаимосвязанное с другими правами, свободами и

    обязанностями граждан субъективное право, имеющее целью воздействовать на

    государственные и общественные органы путем согласования и формирования

    мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни,

    участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов

    повседневной жизни.(Ю.А.Дмитриев).

    Правовое регулирование механизма реализации права граждан на свободу

    собраний как нельзя лучше иллюстрирует нелегкий путь юридической науки и

    практики от формально-догматического подхода к объективно-реалистическому.

    Конституция СССР 1977г. и вслед за ней Конституция РСФСР 1978г. в

    первоначальной радакции не устанавливали каких-либо ограничений на способы

    реализации названной свободы. При формальном закреплении политических прав

    граждан этого не требовалось. Никто и не помышлял о том, что граждане могут

    реально воспользоваться этим правом. Если же и происходило нарушение

    традиции, виновного ждала суровая кара. Когда же в условиях "перестройки"

    манифестации, проводимые по инициативе граждан, приняли массовый характер,

    исполкомы местных Советов Свердловска, Ленинграда, Москвы и других городов

    и областей поспешили принять временные правила организации и проведения

    собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, пытаясь восполнить

    образовавшийся правовой вакуум. Поскольку подобные акты закрепили

    разрешительный порядок реализации этой субьективной свободы, возникло

    противоречие между нормой Конституции и положениями указанных актов.

    25 мая 1992г. принят Указ Президента РФ " О порядке организации и

    проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования ". В нем

    установлено, что впредь до урегулирования законом РФ порядка проведения

    этих мероприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод

    человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ, о праве граждан

    собираться свободно и без оружия, проводить митинги и другие указанные

    мероприятия при условии предварительного уведомления властей. Осуществление

    этого права не должно нарушать свободы и права других лиц. Не допускалось

    использование его для насильственного изменения конституционного строя,

    разжигания рассовой, национальной, религиозной ненависти, для пропаганды

    насилия и войны.

    Этот Указ определил, что до принятия соответствующего российского

    закона упомянутый выше союзный указ на территории России применяется в

    части, не противоречащей указанной Декларации.

    Статья 31 Конституции РФ 1993 года регламентирует проведение следующих

    видов публичных мероприятий:

    собрания - совместного присутствия граждан в заранее определенном месте

    и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-

    либо вопросов;

    митинга - формы организованного выражения общественного мнения,

    массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан,

    проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время;

    демонстрации - формы организованного выражения коллективного и

    индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной

    жизни;

    шествия - формы демонстрации, проводимой путем передвижения граждан по

    заранее определенному маршруту;

    пикетирования - формы публичного выражения коллективного или

    индивидуального мнения, осуществляемой без шествия и звукоусиления путем

    размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов,

    транспарантов и иных средств наглядной агитации.

    В основе механизма правового регулирования любой конституционной

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.