МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Прекращение деятельности юридических лиц

    Прекращение деятельности юридических лиц

    Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)

    Юридический институт

    Кафедра гражданского права и гражданского процесса

    Прекращение деятельности юридических лиц

    Шарипова Елена Юрьевна

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

    Научный руководитель:

    В. И. Бутенёв

    Допустить к защите:

    Заведующий кафедрой,

    Кандидат юридических наук,

    Доцент И.Н. Поляков.

    _________________________________

    «___» ________________ 200 ___ г.

    Москва – 2002

    Содержание

    Содержание 2

    Введение 2

    Глава 1. Понятие юридического лица. 2

    §1. Коллегии в Римском праве. 2

    §2. Современные теории природы юридического лица. 2

    §3. Легетимизация юридического лица в праве РФ. 2

    Глава 2. Юридическое лицо – его виды и деятельность. 2

    §1. Правоспособность юридического лица. 2

    §2. Классификация юридических лиц. 2

    Глава 3. Возникновение и прекращение юридических лиц. 2

    §1. Порядок создания юридического лица. 2

    §2. Реорганизация юридического лица. 2

    §3. Ликвидация юридического лица: порядок, структура, органы

    управления и основания принятия решений о ликвидации. 2

    §4. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц по действующему

    законодательству Российской Федерации. 2

    Глава 4. Проблемы прекращения деятельности юридических лиц. 2

    §1. Процедуры принятые за рубежом в связи с прекращением

    деятельности юридических лиц, основания принятия решений. 2

    §2. Судебная практика по данному вопросу. 2

    Заключение 2

    Список использованной литературы и нормативных актов: 2

    Введение

    Современная экономика характеризуется концентрацией, а также все более

    углубляющейся специализацией производства, что предполагает и всё более

    тесное кооперирование, взаимную связь и взаимозависимость отдельных частей

    экономики. В условиях действия в Российской федерации закона стоимости эта

    связь и зависимость могут осуществляться в значительной мере в виде

    возмездного обмена результатами своего труда. При этом одни организации,

    изготовив товар, поставляют его за вознаграждение другим организациям или

    гражданам-предпринимателям. Те, использовав товар для изготовления своего

    товара, также реализуют последний. Следующие группы организаций

    осуществляют за вознаграждение строительство, перевозят грузы или

    пассажиров, оказывают торговые и посреднические услуги и т.п.[1] Все они

    имеют непосредственное или опосредственное отношение к материальному

    производству, доставляют на рынок основные результаты своей деятельности.

    Для того чтобы вступить в товарно-денежные отношения, они должны иметь

    определенные предпосылки, т.е. должны быть признаны законом субъектами

    гражданских правоотношений.

    Деятельность другой группы организаций не связана непосредственно с

    материальным производством, а направлена на выполнение управленческих,

    культурно-просветительных, научных, учебных, лечебных, религиозных и др.

    функций. В таких случаях основные результаты их деятельности не выступают в

    качестве товара, не приобретают стоимостного выражения. Тем не менее всякая

    деятельность, даже самая отдаленная от материального производства,

    предполагает наличие определенных материальных предпосылок для своей

    реализации. Так, чтобы заниматься здравоохранением, необходимо иметь

    больничное здание, соответствующее оборудование, медикаменты и т.д. В

    условиях товарно-денежного хозяйства материальное обеспечение любой

    деятельности всякой организации предполагает ее участие в отношениях

    товарообмена. Следовательно, субъектами гражданского права должны быть

    признаны не только отдельные индивиды (граждане), но и коллективные

    образования граждан, называемые юридическими лицами.

    Имущественные отношения (купля-продажа, мена, аренда и т.п.) возникают

    как между гражданами, так и между организациями. Эти отношения также

    нуждаются в правовом регулировании. Для обеспечения устойчивости и

    надежности регулирования данных отношений необходимо не только определение

    прав и обязанностей их участников, но и определения того, какие организации

    вправе в них участвовать. Этим целям служит понятие юридического лица. Быть

    субъектом права, т.е. приобретать гражданские права и принимать на себя

    обязанности, в праве организации, которые являются юридическими лицами,

    специально создаваемые для участия в гражданском обороте. Не случайно

    юридические лица, прежде всего в форме различных торговых компаний, стали

    широко признаваться законодательством лишь с появлением и усилением

    экономической потребности в объединении крупных капиталов, как правило не

    обещавшем быстрой отдачи и потому связанном с риском, непомерным для одного

    и даже нескольких предпринимателей. Категория юридического лица получила

    гораздо более широкое распространение и стала использоваться законом по

    отношению ко всякой самостоятельной организации, допущенной государством к

    участию в имущественном обороте, в том числе даже и к некоторым органам

    самого государства («юридические лица публичного права»). Юридическими

    лицами – субъектами публичного права, так называемыми публично-правовыми

    корпорациями, являются: государство, органы местного самоуправления,

    объединения общин, государственные сберегательные кассы. К ним относятся

    также публично-правовые учреждения и институты, которые в качестве

    самостоятельных носителей прав и обязанностей выполняют административные

    функции, дополняющие управленческую деятельность ведомств, непосредственно

    осуществляющих государственное управление.

    Юридические лица – субъекты публичного права могут использовать

    государственные правомочия (например, издавать административные акты или

    применять меры принудительного характера). Они находятся под

    государственным контролем, который возложен на компетентные органы

    государственного управления.

    Создание юридического лица преследует не только цель получения прибыли

    на вложенное имущество (в том числе лица, не являющиеся предпринимателями),

    но и цели общественно-полезных деятельностей (не предполагающих получение

    прямых доходов от них). Таким образом, юридическое лицо как субъект

    гражданского права, по сути представляет собой не что иное, как особый

    способ организации хозяйственной деятельности, заключающийся в обособлении,

    персонификации имущества, т.е. в выделении законом обособленного имущества

    качествами «субъекта», признании его особым, самостоятельным

    «товаровладельцем», дает ему возможность последующего самостоятельного

    участия в гражданском обороте под собственную имущественную ответственность

    перед своими кредиторами.

    Существование большинства юридических лиц не ограничено какими0либо

    временными рамками. Тем не менее в определенных случаях юридические лица

    могут быть прекращены (по принятой в юридической литературе терминологии

    говорят о прекращении самого юридического лица, а не его деятельности).

    Прекращение деятельности юридических лиц может повлечь за собой различные

    последствия.

    Проблема прекращения деятельности юридических лиц актуальна в силу

    того, что при этом происходит выбытие лица из числа субъектов гражданского

    права, вследствие чего необходимо решить вопрос о судьбе обязательств,

    участником которых было прекращающее деятельность юридическое лицо, а также

    показать и раскрыть виды прекращения юридических лиц, их возможности и

    состояние, положение, что я и попыталась сделать в данной дипломной работе.

    Глава 1. Понятие юридического лица.

    §1. Коллегии в Римском праве.

    Создание понятия юридического лица нередко относят к числу

    важнейших заслуг римского частного права. Не следует, однако,

    преувеличивать ни разработанности этого понятия в римском праве, ни

    значения юридических лиц в экономической жизни Рима. Даже во времена

    наибольшего расцвета римского народного хозяйства, во времена наиболее

    оживленной международной торговли юридические лица значительной роли не

    играли. Хозяйство, имевшее в основном натуральный характер, ещё не вызывало

    необходимости в прочных и длительных объединениях отдельных хозяев. Не было

    в римском праве и термина «юридическое лицо». Тем не менее, нельзя не

    признать, что основная мысль о юридическом лице, как приеме юридической

    техники для введения в оборот имущественной массы, так или иначе

    обособленной от имущества физических лиц, была выражена римским правом

    отчетливо.

    Главнейшим, иногда исключительно реальным субъектом любых

    правоотношений согласно римскому праву, признавалось физическое лицо,

    индивид (persona). Это с абсолютностью характеризует сферу частного права,

    это равно характеризует и публично-правовой порядок, где отправными

    категориями были индивидуальное право гражданства и абстрактное понятие

    народного суверенитета. В ряде случаев (исторически различных по формам

    проявления и правовым ситуациям) правоспособность – в самом разном объеме,

    но всегда в отношении только специфических юридических действий –

    признавалась за объединением граждан, за общественными учреждениями,

    общинами и т.д. Таким образом формировалось разное по своему конкретному

    содержанию, но более-менее единое понятие о субъекте правовых действий,

    близкое тому, что в позднейшем праве получило название юридического лица

    (абстрактного субъекта права, идентифицируемого в своих полномочиях и

    статусе с индивидом). Ни единого законченного понятия, сходного с

    позднейшим юридическим лицом, ни обобщающего термина соответствующего

    содержания классическое римское право не знало. Только в период рецепции

    постглоссаторами сконструировано обобщающее понятие – persona fictiva.

    Допуская отдельные формы участия индивидуальных субъектов в финансовых, в

    частноправовых сделках, возможность представления или разного рода исков и,

    напротив, претензий к этим субъектам по поводу их деятельности, римское

    право косвенно сформировало категорию юридического лица. Однако первой из

    существенных особенностей понимания этой категории было то, что её наличие

    характеризовало только область публичного права и в догматическом плане

    означало наличие всего лишь единой направленной воли в юридических

    действиях. Причем разные виды таких условных юридических лиц могли быть

    неидентичны в своем статусе и неравноправны: для объединений (universitas)

    разрешалось или предполагалось возможным осуществлять то, что для других

    было невозможным или даже прямо запрещалось. Конкретное юридическое

    «наполнение» полномочий и статуса universitas предопределялось его видом, и

    в наибольшей степени связанным с организацией самоуправляющихся единиц.

    В римской юриспруденции не было ещё конструкции юридического

    лица, однако различались объединения лиц с особыми полномочиями, которые

    именовались корпорациями (corporationes). Источником их полномочий и

    возможностей всегда были государственные установления (законы). Корпорации

    были 4-х типов: муниципия – объединение граждан первоначально случайного

    характера, затем из числа жителей данной местности; популюс романус

    (римский народ) – объединение, которое коллективно могло приобретать

    собственность, заключать договоры или быть назначенным наследником,

    коллегия – частное объединение со специализированными функциями, такими,

    как ремесло или торговые гильдии, похоронные общества либо общества,

    предназначенные для отправления религиозного культа (императоры отнеслись к

    коллегиям с подозрительностью, и поэтому с самого начала было установлено,

    что ни одна коллегия не может быть основана без государственного

    одобрения); благотворительные организации – они становятся предметом заботы

    и регулирования в постклассический период, когда развивается практика

    пожертвований прежде всего в пользу церкви с какой-либо благотворительной

    целью и обязанностью, причем церковь со временем стала обладательницей

    права и обязанности надзирать за ними.[2]

    Т.о. римские юристы не разработали понятия юридического лица как

    особого субъекта, противопоставимого лицу физическому, ввиду того, что

    отношения, на почве которых возникают юридические лица, в римской жизни не

    были достаточно развиты. Тем не менее уже в законах XII таблиц упоминались

    различные корпорации частные – религиозного характера (collegia sodalicia),

    профессиональные объединения ремесленников и т.п. С течением времени

    количество корпораций (как публичного характера, так и частного) росло. В

    древнереспубликанском праве ещё не было имущества корпорации; это была

    общая собственность членов корпорации, но только неделимая, пока

    существовала корпорация. В случае прекращения корпорации имущество делилось

    между последним составом членов. Корпорация как таковая не могла выступать

    в гражданском процессе. Вместе с тем римские юристы стали обращать внимание

    на то, что в некоторых случаях имущество не принадлежит отдельным

    гражданам, а закрепляется за каким-то объединением или организацией так,

    что все это объединение в целом и отдельные его члены оказываются в

    отношении имущественных прав обособленными. Так, римский юрист Марциан

    замечает, что театры, ристалища и тому подобное имущество принадлежит самой

    общине как некоему целом, а не отдельным её членам, и если община имеет

    раба, то это не значит, что отдельные граждане (члены общины городской)

    имеют какую-то долю права на этого раба[3]. Т.о., римские юристы отмечали

    тот факт, что в некоторых случаях права и обязанности принадлежат не

    отдельным лицам и не простым группам физических лиц (как это имеет место

    при договоре товарищества), а целой организации, имеющей самостоятельное

    существование, независимо от составляющих её физических лиц. Это последнее

    положение наглядно выражается при сравнении universitas или collegium

    (корпорации) с товариществом (societas).

    Наименее специфичным и наиболее распространенным видом

    объединений, признаваемых в качестве юридически самостоятельного субъекта,

    были общины и разного рода collegia. Поэтому характеристики,

    предполагавшиеся для них римским правом порядка образования, содержания

    правомочей, объема правоспособности становятся наиболее типическими, хотя и

    не всеобъемлющими и обязательными для всех других видов объединений.

    Для того, чтобы считаться образовавшимся, объединение-корпорация

    должно было насчитывать не менее 3-х членов – полноправных римских граждан:

    tres faciunt collegium. В древнейшую эпоху не предполагалось никаких

    предварительных условий для организации объединений граждан, но их цель не

    должна быть вредной «публичным делам» с точки зрения законов. С началом

    монархического строя объединения могли создаваться «только с разрешения

    закона, или сенататус-консульта, или постановления государя». Таким образом

    сформировался характерный для римского права в общем разрешительный порядок

    образования корпораций. Однако такое разрешение могло быть сделано и в

    общей форме законным позволением на деятельность тех или других collegia с

    соответствующими задачами и правами.

    В том, что касалось её внутренней организации, копорация могла

    иметь свой особый устав – статут, но это не было обязательным. Необходимыми

    правовыми элементами были: наличие имущества корпорации, кассы *или казны)

    и доверенного лица, действующего от имени корпорации, высшим органом

    считалось общее собрание всех членов объединения, на котором решения

    принимались простым большинством голосов. Корпорация-объединение

    представляла абстрактную общность: она сохраняла своё качество независимо

    от перемен в персональном составе её членов (в римской юриспруденции или

    правда, дискуссии и не было единого решения по вопросу, считать ли

    корпорацию существующей, если выбыли все её члены; практическую важность

    это приобрело в средние века в отношении ремесленных и торговых цехов).

    Корпорация обладала имущество, отдельным от имущества своих членов, и члены

    её не могли иметь никаких претензий на это имущество. Вместе с тем

    корпорация не отвечала по общему принципу за обязательства или за

    правонарушения своих сочленов. Ответственность наступала только в том

    случае, если корпорация обогатилась в результате неправомерных действий

    признанного виновным своего сочлена и только в пределах размера этого

    неправового обогащения. В рецепированном римском праве признавалось, что

    корпорации ответственны за неправомерные действия своих законных

    представителей. В целом правоспособность корпорации предполагалась только

    имущественная, но в ограниченных формах; в частности, до XIX в. римское

    право считало возможность корпорации к наследованию после частных лиц (или

    своих сочленов) только предоставляемой в качестве особой привилегии. Вторую

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.