Проституция
Проституция
ВВЕДЕНИЕ
Сейчас все занимаются политикой и сексом , совершенно не разбираясь ни в
том , ни в другом … Действительно , не очень – то разбираемся . А лучше
сказать – очень не разбираемся . Однако у всех нас , неразбирающихся , одно
смягчающее обстоятельство- нельзя разбираться в том , чего нет в окружающей
действительности , то есть вроде бы имеется в наличии , но и как бы нет ,
поскольку когда лично в чем – то не участвуешь , а лишь числишься
действующим лицом , то лично для тебя это жизнь непрожитая , жизнь с
эффектом отсутствия.
И когда эффект отсутствия сменился эффектом присутствия , тогда мы
заговорили возбужденно , запальчиво , перебивая друг друга , тогда от
провозглашенной, дарованной гласности устремились к берегам свободы , разя
несогласных мечом плюрализма , тогда с проповедническим пылом стали
утверждать давно открытые человеческие истины , тогда вспомнили о
попираемом прежде чувстве собственного достоинства , о суверенности
отдельной личности и о том , что мир делится не только на стороны света ,
Европу , Азию идр. , на бедных и богатых , умных и не очень , бледнолицых и
темнокожих , а еще и на мужчину и женщину .Вот тогда-то и заговорили мы о
проституции…
Нельзя забывать , что она – результат глубоких социальных ,
экономических и нравственных деформаций общественного развития . В то же
время рост этого социального порока несомненно вызван кризисными явлениями
в социальной , экономической , идеологической сферах нашего общества ,
возникших еще в застойные годы , а может быть и намного раньше .Сейчас
просто снято табу на освещение в печати многих отрицательных явлений , что
и приводит нередко в шоковое состояние наше общественное сознание .
Истоки проституции в России , как , впрочем , и в других странах ,
уходят вглубь веков . Не случайно она наречена самой «древнейшей
профессией» .Ее существование всегда беспокоило лучшие умы человечества .
Большое внимание уделяли ей в своих работах К.Маркс , Ф.Энгельс , А.Бабель
, а в России – филосов А.Бердяев , криминолог М.Гернет и другие .
Но для полного понимания причин проституции еще недостаточно уяснения
ее места в системе социальной патологии . Для этого необходим также и ее
полный социальный портрет . Без него невозможно разработать достаточно
эффективную комплексную систему мер воздействия на проституцию , а также на
конкретные причины и условия , способствующие не только ее возникновению ,
но и достаточно устойчивому существованию в обществе.
Самое сложное – это правовые и организационные меры борьбы с
проституцией, их эффективность .Как известно , еще ни одно государство за
многовековую историю борьбы с этим социальным злом не одержало полной
победы , даже с помощью правовых и административно – управленческих мер ,
хотя ни одно государство и не отказывалось от них .Вот почему немало места
в моей работе будет уделено правовым вопросам борьбы с проституцией и
возможности ее легализации. Я приведу анализ действующего законодательства
по этой проблеме и более ранних периодов , обзор законодательства
зарубежных стран об ответственности за занятия проституцией и связанных с
этим преступлений.
Следует отметить , что одним из серьезных недостатков нашей
законодательной практики в сфере права является то , что не дается четкого
определения понятия того или иного действия или бездействия , совершение
которых может повлечь за собой такую ответственность . Ведь понятие
проституции и ее четкие признаки в законе не устанавливаются.
Цель моего реферата – осветить проблему проституции : ее истоки ,
развитие , существование и регламентацию в праве . Я попытаюсь рассказать
не только (и не столько) об антиправовой направленности проституции(ведь
как таковая она не причиняет вред нормам права) , но и об антисоциальной ,
антиморальной . Поэтому в список источников , которыми я пользовалась ,
включены не только нормативные акты , но и сборники работ юристов ,
психологов , социологов, педагогов, журналистов.
ИСТОКИ И ИСТОРИЯ . ОТНОШЕНИЕ К ПРОСТИТУЦИИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ МИРА .
Поскольку четкого определения проституции в законодательстве не существует,
то некоторые журналисты пытаются это сделать самостоятельно . Например ,
Л.Жуховицкий в своем очерке «… И двадцать семь копеек в кармане» пишет :
«Для начала надо бы установить , что такое проституция . Говорят , что с
латыни переводится как осквернение , потеря чести . Но мало ли , как
приходит к человеку бесчестие! Пожалуй , в качестве рабочего определения
вполне годится общепринятое – торговля телом» . Профессор С.Голод думает
так : «Под проституцией понимается такая форма внебрачных сексуальных
отношений , которая не основывается на личной склонности или чувственном
влечении , при этом для одной из сторон важным стимулом является заработок»
С глубокой древности и до наших дней проституция как социальный
феномен занимала умы философов , просветителей и историков разных стран и
народов . И на протяжении всего времени не было однозначного отношения
общества к этому явлению . Проститутки то подвергались страшным гонениям ,
то воспевались поэтами и художниками ; их то заключали в тюрьмы , казнили
. изгоняли , то относились к ним терпимо , разрешая открыто заниматься
своим ремеслом . Однако несмотря на широкий спектр предпринимавшихся мер
проституция не исчезла . Чтобы понять это , нужно сначала изучить ее
историю .
Как это ни цинично звучит , но проституция всегда была нормальным
явлением в жизни первобытных людей , но и впоследствии , в жизни
цивилизованных народов .
Я приведу примеры некоторых стран и покажу проблемы проституции в
них.
ВОСТОК : Придерживаясь хронологического порядка изложения , нужно
начинать именно с него . Все женщины , родившиеся в Вавилоне были обязаны
хоть раз в жизни явиться в храм Мелитты , чтобы отдаться там чужеземцу .
Причем они должны были оставаться в этом храме до тех пор , пока кто-
нибудь из заезжих гостей не бросит им на колени определенную сумму денег и
пригласит вкусить прелести любви , Полеченные таким образом деньги
считались священными .
В древней Армении богиней проституции почиталась Анаис , храм которой
напоминал храм Мелитты. Вокруг храма была высокая стена , огораживающая
женщин , посвятивших себя служению Анаис . Здесь принимались в гости только
мужчины – чужестранцы , причем знатного и высокого положения . После того
,как один из гостей решил жениться на девушке (обязательным условием было
то , чтобы он знал , чем его будущая жена занималась) , избранница покидала
храм , оставляя заработанные деньги и драгоценности .Самая желанная невеста
была та , у которой побывало наибольшее количество мужчин . Этот вид
проституции принято называть религиозным.
У финикийцев помимо религиозной проституции существовала проституция
гостеприимства . У них был обычай отдавать своих дочерей приезжим гостям в
знак гостеприимства и во благо процветания государства. При въезде в
Карфаген стояли «палатки девушек» - это прообраз публичных домов . В этих
палатках девушки зарабатывали себе приданное , чтобы затем выйти замуж и
сделаться всемиуважаемой.
На Кипре также было много храмов любви , в которых девушки занимались
религиозной проституцией .
В Египте в храме богини Изис одновременно сотни тысяч
путешественников предавались здесь дикому разврату .В более позднее время
храм богини Изис и посвященные ей рощи были предназначены для свиданий
влюбленных .
Древний правитель Египта Хеопс воздвиг свою колоссальную пирамиду на
средства , добытые его дочерью проституцией .
У евреев ,до окончания издания таблиц законов, каждый отец мог
продать свою дочь на срок , который оговаривался в контракте , девушка при
этом ничего не получала. Несмотря на запрещения Торы , проституция
продолжала существовать еще долгое время.
ГРЕЦИЯ : здесь проституция также была распространена с древности . В
Афинах напротив статуи Афродиты был построен ее храм , в котором проходили
праздники , больше похожие на массовое занятие проституцией . Заработанные
деньги шли в пользу храма. Здесь существовал обычай посвящать Афродите
нескольких девушек для умилостивления. Праздненства в честь бога Адониса
напоминали оргии . Гетеры большую часть своего заработка отдавали храму.
Надо отметить , что гетеры в Греции почитались особо . Замужняя женщина –
изначально затворница . Ее предназначение – рожать детей . Измены жен не
допускались и сурово преследовались. Гетеры же были свободны и образованны
, умели петь , танцевать , музицировать . Древние поэты воспевали красоту
этих женщин .Любовная связь с гетерой и посещение публичного дома считались
нормой . Этот круг привлекал намного больше , чем добропорядочные гречанки
.Многие гетеры были действительно яркими личностями , вдохновляли поэтов и
драматургов , поэтому история сохранила имена многих из них .
Уже позднее гетера потеряла свой изначальный статус и стала равно
проститутке , которая вынуждена торговать собой из-за бедности.
Прочное распространение религиозной проституции привело к тому , что
в Греции была узаконена и гражданская проституция . Именно там она явилась
статьей дохода в государстве… В Афинах был построен первый публичный дом ,
служивший для удовольствий афинской молодежи и для ограждения покоя и
посягательств на честь порядочных гречанок … «Рабыни» покупались
государством и содержались за его счет. Плата была доступна всем слоям
населения .Древнегреческие публичные дома назывались диктериадами . К
какому бы разряду они не принадлежали , пользовались полной
неприкосновенностью . Более того , каждый клиент находился «под защитой
общественного гостеприимства» .Никто не мог туда проникнуть с целью насилия
или поругания.
В Греции существовала иерархия проституток . Наибольший интерес в
культурно - историческом плане представляет проституция эстетическая или
просвещенная. Девушки этого круга ценились как искусные певицы , музыкантши
, танцовщицы . Им было позволено заниматься своим ремеслом совершенно
свободно .Это было аристократическое ядро проституции .Они постоянно
находились в обществе мудрецов , поэтов , драматургов , учились у них
философии и другим наукам.
Но существовали и официальные категории проституток . На них
накладывались определенные запреты , например ,выезд на постоянное место
жительства в другую страну .
Значение проституции в Греции было настолько велико , что она
породила особую литературу . Со многими произведениями и мы имеем
возможность ознакомиться .
ИТАЛИЯ : Проституция носила культовый религиозный характер . Один из
самых древних и известных храмов – храм Венеры .Возле него собирались
женщины в поисках поклонников .
Культ бога Мутинуса есть не что иное как древнейшая форма
проституции в Риме. Надо отметить , что в латинском языке существует масса
синонимов , обозначающих проституток различных категорий. Этот факт
подтверждает , что гражданская проституция имела в Риме широкое
распространение . проституция процветала здесь не только на улицах , в
храмах , но даже и в театрах .Существовали также куртизанки – наиболее
богатые и знатные проститутки.
Постоянные войны , общее обеднение народа заставляло женщин торговать
своим телом , чтобы хоть как-то прожить . С ростом городов увеличивалась
бедность и падали нравы. Вскоре публичных женщин стало так много . что они
заполнили собой не только отдаленные кварталы , но и центральные улицы.
Всвязи с этим принимаются меры по некоторой ограниченности проституции . Но
десятилетия складывались в века , а проституция настолько вошла в быт и
культурные традиции людей , что полностью отказаться от нее не пожелали
даже высокопоставленные особы «голубых кровей» .
ФРАНЦИЯ : здесь при дворе проституция появилась в начале XI века .
Публичные дома именовались гаремами и женскими мастерскими.
На периферии существовали так называемые «улицы красных фонарей» .
Как там был организован быт ясно уже из названия.
С распространением в конце XV сифилиса и других заболеваний отношение
официальных властей к проституции резко изменилось , ибо они являлись
основным источником распространения болезней. Средневековой режим
терпимости сменился строжайшими запретами и репрессиями. Карл V , например
, повелевал в полицейском уставе преследовать всякое внебрачное
сожительство . При Марии Терезе проституция преследовалась уголовным
законодательством. Наказание было не только суровым , но и позорящим
.Проститутку сажали в мешок . из которого торчала только обритая голова ,
обмазанная дегтем . В таком виде «ночная бабочка» выставлялась на всеобщее
обозрение и каждый делал с ней все , что хотел . Подобные экзекуции
получили широкое распространение и применялись довольно долгое время.
В 1751 году в целях оздоровления нравственной атмосферы Марией
Терезией была учреждена «Комиссия целомудрия», просуществовавшая до 1768
года . Она наказывала всякое отступление от нравственных норм .
Строго запретительная форма на проституцию была установлена в 1684
году во Франции . Проститутки полностью передавались в ведение полиции и
наказывались по суровому закону . Но общественность (особенно мужская) ,
так привыкшая к обществу «свободных» женщин подняла волны протеста и
возмущения против такой суровости . Все это привело к тому , что в 1791г.
контроль и наказания были уменьшены. Вслед за Францией большинство
европейских стран также отказались от жестких запретов на проституцию.
Снова наступает режим терпимости , но под врачебно – полицейским надзором .
Проституция вступает таким образом в новую стадию – стадию регламентации
.По примеру Парижа проституция регламентируется в Брюсселе , Гааге ,
Роттердаме , Гамбурге , Турине , Мадриде . В результате возникает новая ,
открытая проституция , теперь уже легальная. Регламентация означала , что
общество смирилось с присутствием проституции , но все же пытается держать
ее распространение хоть в каких-то рамках. Регламентация складывается из
таких пунктов: регистрация , обязательные периодические медосмотры ,
нахождение проституток в определенных местах , обязательное лечение , если
оно необходимо .
Всвязи с этим , я считаю , будет разумно рассказать о памятниках
истории проституции.
ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ ПРОСТИТУЦИИ
История проституции раскрывается не только в трактатах и нормативных
актах , но также и в драгоценных памятниках , найденных археологами : в
медалях , надписях , начертаниях и др.
Изображения эти символизируют различные культы : Милитты , Баггал ,
Приапа , Фалла и др. Небольшие цилиндры и конусы , каменные и терракотовые
, которые мы видим в Луврском музее , в «кабинете медалей и древностей» и в
национальной Библиотеке , все это были эмблемы и амулеты , которые носили
люди . Иероглифы были расшифрованы . Они означали лиц , занимающихся
проституцией . Это изделия тонкой , ручной работы и , видимо , по тем
временам весьма дорогие . Все гравюры и изображения сопровождаются
надписями .
Менан описывает такую скульптуру: в центре стоит божество Hou ,
изображение вы виде человеческого бюста , который оканчивается перьями и
имеет два широких крыла . Ниже стоит троица великих божеств : Samas – бог
солнца , изображенный в виде блестящего диска , Sin – богиня луны ,
изображенная в виде полумесяца , и богиня Istar , которую символизирует
звезда . Эта троица напоминает Озириса , Изиду и Горус . Автор очень
большое внимание уделяет религиозной проституции. Описанная работа ,надо
думать , этой же тематики .
Фигура Cteis , скорее не знак проституции , а эмблема самой богини
,но тоже связана с «древнейшим ремеслом» . Среди религиозных сект востока
до сих пор встречается поклонение ее изображению
Культ Венеры Anais у многих народов переходит в полнейшее распутство и
публичную проституцию . Например , Геродот говорит о распутстве и
проституированности молодых женщин Армении и Лидии .
Можно рассказать о некоторых предметах коллекции Дюрана : две вазы ,
две чаши и один камень .На одной из ваз изображена куртизанка ,
разговаривающая с мужчиной с кошельком . На другой вазе тоже куртизанка ,
беседующая с чужестранцем с миртом на голове . Подобные сюжеты на обеих
чашах .Здесь куртизанки , мужчины и зеркала (постоянные спутники Венеры) .
Эти культы показывают испорченность нравов в том обществе.
Следует отметить еще одно важное обстоятельство . Религиозные
предрассудки побудили египтян окружить себя приапами самой различной формы.
Эти приапы делались из фарфора различных цветов и терракоты ; как у
ассирийцев и других азиатских народов , они служили им амулетами . Их
иногда находят в мумиях , несколько лет назад дано описание приапической
живописи на стенах храма в Карнаке . Изображение бога встречается на
египетских гробницах , стелах и различных предметах житейского обихода.
Из предметов , хранящихся в кабинете медалей , можно отметить , что
очень часто встречаются непристойные сцены , как на камне № 1104.
С представлением о куртизанке неизбежно связывается представление о
Страницы: 1, 2
|