Психологические особенности работы следователя
Психологические особенности работы следователя
| |
|СОДЕРЖАНИЕ |
| |
|Введение |
|1.Психологические особенности следственной работы |
|1.1 Структура, психологические основы деятельности следователя в |
|предварительном следствии |
|1.2 Психологические особенности личности следователя. |
|а) морально-волевые качества следователя; |
|б) интеллектуальные качества следователя; |
|в) воображение следователя; |
|г) качества ума следователя; |
|Проблемный характер подхода к изучаемым явлениям |
|а) оперативность мышления; |
|б) динамичность мышления; |
|в) широта мышления; |
|г) глубина мышления; |
|д) смелость, оригинальность мышления; |
|е) обоснованность выдвижения версий; |
|и) логичность мышления. |
|2. Процесс формирования и подготовки работников следственного аппарата |
|2.1. Инвариантная модель личности следователя на стадии предварительного |
|следствия |
|2. 2. Пути формирования повышения профессионального уровня следственных |
|работников |
|Заключение |
|Список литературы |
|Приложения |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Заключние………………………………………………………..46 |
|Список используемой литературы……………………………….47 |
|Приложение……………………………………………………….48 |
Введение
Становление и развитие следственного аппарата в органах внутренних
дел бывшего СССР и Российской Федерации представляют, по моему мнению,
не только исторический интерес. Знание этой истории дает возможность
руководителям органов предварительного следствия всех степеней проследить,
что краеугольным камнем их деятельности в течении сорока лет существования
органов предварительного следствия в системе министерства внутренних дел
была забота об обеспечении точного и строгого соблюдения закона, и это
позволило выполнить важную задачу уголовного судопроизводства: каждый
совершивший преступление должен быть подвергнут справедливому наказанию, и
ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности и
осужден.
Следственный комитет при МВД РФ в рамках ведомственного контроля
систематически поднимал роль и значение начальников следственных отделов и
приравненных к ним по закону лиц (п.6а ст. 34 УПК РСФСР). Сегодня начальник
следственного отдела (управления) – это самостоятельная процессуальная
фигура, а по занимаемой должности – заместитель руководителя органа
внутренних дел любого уровня, имеющий соответствующие организационные и
дисциплинарные полномочия. Его статус закреплен в Положении, утвержденном
Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 года № 1422 и ст.
39 УПК РФ.
Это позволяет на более высоком уровне решать проблемы
взаимодействия, возникающие в процессе раскрытия и расследования
преступлений, объединять усилия трех независимых, самостоятельных друг от
друга в правовом и структурном отношениях служб: следственной, оперативно –
розыскной и криминалистической.
В современных условиях следователь не может работать в одиночку,
раскрывая преступления «в духе Шерлока Холмса» только с помощью
дедуктивного метода. Конечно, умение анализировать существо явлений и
характеры людей – качество, необходимое каждому следователю, однако в
настоящее время для раскрытия преступлений этого явно не достаточно. В
приказе МВД РФ № 334 1996 года «Об утверждении инструкции по организации
взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании
и раскрытии преступлений» прописаны основные задачи взаимодействия,
нормативно – правовая основа взаимодействия и основные принципы и
организационные формы взаимодействия.
Несмотря на персональную ответственность следователя за дело,
находящееся в его производстве, раскрытие преступлений все более
становиться коллективной деятельностью, успех которой тесно связан с
организацией взаимодействия между людьми, осуществляющими эту важную
работу. При чем три службы в вопросах раскрытия преступлений и изобличении
виновных, как отмечалось, действуют в качестве самостоятельных партнеров,
несущих ответственность за конечный результат – установление истины по
делу.
На протяжении истории существования следственного аппарата в
органах внутренних дел его руководители настойчиво и последовательно
боролись за то, чтобы ряды следователей пополнялись лицами, имеющими высшее
юридическое образование. Если в 1963 году в составе следственного аппарата
было 46% следователей с высшим юридически образованием, то в 1973 году –
72%, в 1990 г. – 81%. Аналогичная картина и в органах предварительного
следствия Еврейской автономной области - в 1999 г. – 17.5 %, 2001 г. –
45.6%, на 1.06.2003 г. – 50.7 %.
Начиная с 1990 года с увеличением численности следственного
аппарата в органах внутренних дел Еврейской автономной области произошло
значительное омоложение личного состава следственных подразделений как по
возрасту, так и по стажу работы в органах предварительного следствия.
Сегодня 64 % личного состава сотрудников следствия Еврейской автономной
области имеют возраст до 30 лет и около 45 % сотрудников имеют стаж работы
до 3 –х лет.
Происходящие процессы обязывают руководителей предварительного
следствия, органов внутренних дел обращать особое внимание на повышение
профессионализма следователей: ведь для того, чтобы стать следователем,
способным расследовать сложные дела, раскрывать запутанные преступления,
нужны годы.
Профессионализация – это, в первую очередь, хорошая базовая
подготовка и специализация. Сегодня психология участников уголовного
судопроизводства оказалась в фокусе проводимой радикальной судебной
реформы. От того, что думает и чувствует следователь по поводу новых норм
УПК РФ, УК РФ , в каком направлении воздействуют они на его психологию,
вполне ли владеет он новым уголовно – процессуальным законодательством – от
всего этого прямо и непосредственно зависит эффективность осуществления
повышения качества следствия и сокращение сроков производства
расследования, разработка для использования на практике современных методик
расследования отдельных видов преступлений.
Чем выше в служебной иерархии стоят следователи, тем на мой
взгляд, они должны быть белее глубокими специалистами в своем деле.
Расследование и раскрытие преступлений должны возглавлять именно такие
специалисты.
Цель моей работы – показать, какие проблемы психологического
характера порождает следственная практика и в какой мере она зависит от
психологических особенностей личности следователя .
Только основанное на строгом соблюдении закона взаимодействие
следователя, работника оперативно – розыскной службы и эксперта –
криминалиста может обеспечить квалифицированный сбор доказательств,
раскрытие преступлений.
В ст. 9 Положения об органах предварительного следствия,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. №
1422, к основным функциям этих органов отнесена организация взаимодействия
следователей с органами, осуществляющими оперативно – розыскную, экспертно
– криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный
контроль по уголовным делам.
На протяжении истории существования следственного аппарата в
органах внутренних дел его руководители настойчиво и последовательно
боролись за то, чтобы ряды следователей пополнялись лицами, имеющими высшее
юридическое образование. Если в 1963 году в составе следственного аппарата
было 46% следователей с высшим юридически образованием, то в 1973 году –
72%, в 1990 г. – 81%. Аналогичная картина и в органах предварительного
следствия Еврейской автономной области - в 1999 г. – 17.5 %, 2001 г. –
45.6%, на 1.06.2003 г. – 50.7 %.
Начиная с 1990 года с увеличением численности следственного
аппарата в органах внутренних дел Еврейской автономной области произошло
значительное омоложение личного состава следственных подразделений как по
возрасту, так и по стажу работы в органах предварительного следствия.
Сегодня 64 % личного состава сотрудников следствия Еврейской автономной
области имеют возраст до 30 лет и около 45 % сотрудников имеют стаж работы
до 3 –х лет.
Происходящие процессы обязывают руководителей предварительного
следствия, органов внутренних дел обращать особое внимание на повышение
профессионализма следователей: ведь для того, чтобы стать следователем,
способным расследовать сложные дела, раскрывать запутанные преступления,
нужны годы.
Профессионализация – это, в первую очередь, хорошая базовая
подготовка и специализация. Сегодня психология участников уголовного
судопроизводства оказалась в фокусе проводимой радикальной судебной
реформы. От того, что думает и чувствует следователь по поводу новых норм
УПК РФ, УК РФ , в каком направлении воздействуют они на его психологию,
вполне ли владеет он новым уголовно – процессуальным законодательством – от
всего этого прямо и непосредственно зависит эффективность осуществления
повышения качества следствия и сокращение сроков производства
расследования, разработка для использования на практике современных методик
расследования отдельных видов преступлений.
Чем выше в служебной иерархии стоят следователи, тем на мой
взгляд, они должны быть белее глубокими специалистами в своем деле.
Расследование и раскрытие преступлений должны возглавлять именно такие
специалисты.
Цель моей работы – показать, какие проблемы психологического
характера порождает следственная практика и в какой мере она зависит от
психологических особенностей личности следователя .
1. Структура, психологические основы деятельности следователя в
предварительном следствии
Профессиограмма следователя представляет собой сложную и
иерархическую структуру, в которой все стороны профессиональной
деятельности, а также личностные качества, навыки и умения представлены во
взаимной связи или зависимости.
Каждая из сторон профессиограммы отражает, во–первых, определенный
цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней реализуются
личностные качества, навыки, умения, а также знания, которые обеспечивают
профессиональный успех на этом уровне деятельности
В основе профессиограммы лежит поисковая сторона деятельности,
которая реализует стремление к раскрытию преступления и заключается в
собирании исходной информации для решения профессиональных задач.
Особое значение поисковая сторона деятельности следователя имеет на
первом этапе расследования. Сущность ее заключается в вычлении из
окружающей среды криминалистически значимой информации (следы преступников,
потерпевшего, оружия, орудий преступления и т.д.), которая дает возможность
с достоверностью реконструировать событие преступление с такой степени
точности, как этого требует закон.
Осматривая место происшествия, следователь ищет ответы на вопросы:
что здесь произошло, какие следы оставило это событие. В правильном решении
этих задач, велика роль личностных факторов: во-первых, это задатки и
способности следопытов, далее имеет значение криминалистические знания
(учение о следах, способах совершения преступлений), профессиональный опыт
(навыки вычленения опорных точек и построения контура события), жизненный
опыт. Эффективность процесса сбора доказательств в значительной степени
зависит от знаний следователя информационных свойств различных материальных
объектов, от его индивидуального информационного запаса.
Следующий уровень – это коммуникативная сторона деятельности, в
процессе которой следователь должен получить необходимую для раскрытия
преступления информацию от людей путем общения с ними.
На допросе нередко решается судьба допрашиваемого и судьбы других
людей. Идет борьба умов. Победить в этой борьбе следователю помогают
специально полученные знания в области психологии и тактики допросов,
мастерство, проявляющееся в профессиональных умениях и навыках ведения
допроса.
Следователь должен уметь организовать свое психическое
состояние. Хороший следователь обладает навыками управления своей волевой и
эмоциональной сферой и – в рамках закона – эмоциями допрашиваемого.
Вся полученая в результате поисковая и коммуникативная информация
следователя или дознавателя в процессе удостоверительной деятельности
преобразуется в специально предусмотренные законом формы: протоколы,
постановления и т.д. Для этого следователь должен хорошо владеть письменной
речью, иметь навыки быстрого перевода устной речи в письменную.
На следующем уровне следователь выступает как организатор
расследования. Принимая ответственные решения, он добивается их реализации
и при этом выступает в качестве организатора деятельности многих людей.
Практическая работа ставит его ежедневно в положение сдающего экзамен,
требует особой собранности, точности и организованности.
На следующем уровне находится реконструктивная сторона
деятельности следователя. Говоря языком кибернетики, это блок переработки
информации и принятия решения. Важное значение на этом уровне имеет общий и
специальный интеллект следователя. Современный следователь должен очень
много знать: уголовное право, уголовный процесс, криминалистику и
педагогику, бухгалтерский учет и судебную баллистику. Это далеко не полный
поручень научных дисциплин, на которые опирается специальный интеллект
следователя при переработке исходной информации, выдвижению гипотез, версий
и разработке планов расследования.
Завершает структуры профессиограммы социальная сторона, в которой
следователь предстает как организатор борьбы с преступлениями в своем
районе или на участке. Центр тяжести в борьбе с преступностью переносится
им на выяснение ее причин и условий и принятия мер к их ликвидации.
1.2 Психологические особенности личности следователя.
Следственная работа относится к тем видам деятельности, успех и даже
выдающиеся достижения, в которых более связаны с общим высоким развитием
личности, чем со специальными способностями.
Для того, что бы быть следователем, не требуются какие-то
специальные природные задатки. Все же способности, которые необходимы для
данной работы, являются благоприобретенными. Неспособность же к ней
обусловлена не отсутствием задатков, а особенностями воспитания, в ходе
которого не были сформированы необходимые качества.
В связи со сказанным представляется необоснованной постановка
вопроса о наиболее предпочтительном для следственной работы типа высшей
нервной деятельности или темперамента. Так, Т. Богдан полагает, что
холерический и меланхолический темпераменты принципиально противоположны
для судебно-следственной работы.
Следует отметить, что на следствии успешно работают следователи с
различными темпераментами.
Свойства темперамента служат основой для выработки индивидуальных
стилей работы следователя, который с одной стороны приспосабливает свою
психику к условиям работы, а с другой стороны приспосабливает условия
работы к своей психике.
Отличия в характере способностей появляются при производстве
различных следственных действий, применении тактических приемов. Один
следователь лучше допрашивает, но хуже работает с документами. Другой
возмещает ограниченность своих способностей отличной работой с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|