МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Пункты Петра I о полномочиях Петербургской полиции и полицейской повинности населения

    Пункты Петра I о полномочиях Петербургской полиции и полицейской повинности населения

    Санкт-Петербургский университет МВД России

    Специальный факультет Петрозаводского Представительства

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    ПО КУРСУ "ИСТОРИИ ОВД"

    НА ТЕМУ: «Пункты» Петра I о полномочиях Петербургской полиции и

    полицейской повинности населения.

    Слушателя

    13 учебной группы

    заочного отделения

    Зверева Анатолия Анатольевича

    Преподаватель: Кошкина Н.В.

    г. Петрозаводск

    2001г.

    СОДЕРЖАНИЕ:

    1. Введение

    2. Предпосылки написания «Пунктов» Петра I.

    3. «Пункты» Петра I о полномочиях Петербургской полиции и полицейской

    повинности населения.

    4. Заключение.

    5. Литература.

    1. Введение:

    Охрана общественного порядка, обеспечение внутренней безопасности,

    принуждение к исполнению правовых велений осуществляется всяким

    государством. В странах со слабо развитой государственностью, особенно на

    ранних этапах развития государства, когда его аппарат прост и мало

    дифференцирован, эта, полицейская - в современном обычном понимании,

    функция исполняется органами управления широкой или общей компетенции.

    В древней Руси эту функцию исполняли вотчинники и помещики, их слуги,

    волостели и наместники князей, посадники, тиуны, мечники, праветчики,

    доводчики, дворские, пристава. В XV— XVII вв. розыск правонарушителей, их

    арест и содержание под стражей, следственно-розыскные функции осуществляли

    недельщики, состоявшие при местных администраторах.

    Еще в Х в. на Руси наряду с дворцово-вотчинной существовала так

    называемая численная или десятичная система местного управления, возникшая

    как военно-административная и превратившаяся в административно-полицейскую.

    При этом она теряла математическую форму - тысяцкие превращались в воевод,

    сотские и десятские возглавляли мелкие административно-территориальные

    единицы, поселения, их части. В Новгородской республике полицейские функции

    исполняли старосты в пятинах, городских концах. Со временем системы

    десятичного и концово-улнчного управления превратились в организацию

    административно-полицейского самоуправления на городских посадах и у

    чернотяглых крестьян.

    С XVI п. на улицах и площадях Москвы выставлялась стража, которая следила

    за порядком, не позволяла хождения ночами по городу (за это было

    предусмотрено битье кнутом или тюремное заключение). В 1504 г. Иваном III

    были учреждены, а в 1505 г. уже фактически существовали на московских

    улицах решетки, на выездах из города - заставы. Решетки на ночь

    закрывались, у них выставлялись сторожа. Ведали решеточным караулом

    приказчики. В конце XVI—XVII вв. в городах весной назначались так

    называемые «объезжие головы». В помощь им давались подъячие, решеточные

    приказчики, прикомандировывались стрельцы и другие военнослужащие,

    квартировавшие в городах, от местного населения выставлялись сторожа.

    Объезжие головы в Москве назначались царскими указами или боярскими

    приговорами, в периферийных городах - воеводскими распоряжениями, из

    боярско-дворянской среды. В 1597 г. было назначено 9 объезжих голов в

    различных частях Москвы. При формировании объездов, им давались

    персональные Наказы («Наказы о градском благочинии»), в которых

    предписывалось беречь город «от огня и всякого воровства». В 1645 г.

    объезжему голове в Белом городе Москвы придавалось 5 решеточных приказчиков

    от управлявшего столицей Земского двора (приказа). Предписывалось от каждых

    10 дворов определять по сторожу.

    Со временем компетенция московских объезжих расширялась. Они уже не

    просто задерживали правонарушителей и доставляли их в Земский приказ, а

    проводили дознание, могли сами определить наказание в виде биться батогами

    и направления в тюрьму «на небольшое время» за нетяжкие преступления. Для

    этого строились в городских регионах съезжие избы. В церковных слободах

    назначались свои объезжие головы, торговые люди в 1700 г. передаются в

    полицейское управление старостам и десятским из их сословия.

    В числе центральных органов управления - в середине XVI в. формируется на

    базе Разбойной избы Боярской думы Разбойный приказ, на который

    преимущественно возлагается организация борьбы с преступностью в стране. Из

    Разбойного приказа на места направлялись сыщики. С 30-х гг. XVI в. он

    возглавляет губное самоуправление на местах. Губные старосты, избранные из

    местных дворян (вместо неоправдавших себя наместников на условиях

    кормлений), и целовальники организовывали на борьбу с преступностью местное

    население, которое было в этом отношении обязано круговой порукой. Органы

    губного самоуправления в их полицейских функциях при формировании

    абсолютистских порядков подпадают под руководство воевод, а в 1703 г.

    упраздняются.

    На московских рынках за порядком наблюдали назначавшиеся Земским приказом

    ярыжные («ярыжки»). Значительные контрольно-организационные функции в

    полицейском управлении осуществлял Разрядный приказ («Разряд»), ведавший

    организацией службы в государстве. Розыск преступников, сбежавших посадских

    людей и покинувших тягло, закладников, беглых крестьян вел Сыскной приказ,

    созданный в 1619 г. Сыском беглых крестьян и холопов занимались также

    Поместный и Холопий приказы. Обширные карательно-репрессивные и

    охранительные функции исполняло опричное войско Ивана IV. Важную роль в

    обеспечении порядка в городах, особенно в Москве, центральных и северных

    играло в XVII в. стрелецкое войско во главе со Стрелецким приказом.

    Стрелецкие избы в городских районах были своеобразными опорными пунктами

    наряду со съезжими избами. В начале XVIII в. поддержанием общественного

    порядка занимался Преображенский приказ, губернские канцелярии (с 1708 г.)

    и другие административные органы общей и широкой компетенции.

    В основанном в 1703 г. «Санкт-Петербурхе» охраной общественного порядка и

    безопасности, преследованием лиц, совершивших преступления, вначале ведали

    губернская канцелярия во главе с губернатором Ингерманландии («Санкт-

    Петербурхской» губернии) А. Д. Меншиковым, подчиненная ей Городовая («Санкт-

    Петербурхская») канцелярия, обер-комендант. С созданием в 1705 г.

    Адмиралтейской верфи управление, в том числе полицейское, «Питербурхом»

    фактически разделяется между Адмиралтейской канцелярией - на Адмиралтейской

    стороне и Городовой канцелярией - на Городовом («Санкт-Питербурхском»)

    острове. Эти канцелярии, каждая на своей территории, полицейские функции

    осуществляли как непосредственно, так и через воинские команды и

    назначенных для этого должностных лиц, как правило офицеров, в том числе

    гвардейских, получивших со временем название «надсмотрщиков». Заметную роль

    в организации первоначальной правоохранительной системы в новой столице

    сыграл адмиралтейский советник А. В. Кикин. Он составлял от имени

    Адмиралтейства для надсмотрщиков инструкции («Пункты»), в которых

    иностранная терминология сочеталась с содержанием, явно заимственным из

    наказов объезжим головам.

    Предпосылки написания «Пунктов» Петра I.

    В конце XVII—первой четверти XVIII вв. Россия вступила в позднефеодальный

    период развития, когда при сохранении и укреплении сословно-крепостнических

    отношений происходит значительное продвижение в развитии промышленности и

    торговли, поощряемых государственной политикой меркантилизма. Интенсивно

    строятся новые города, прокладываются каналы, сооружаются морские и речные

    порты, европеизируется культура, становится на светскую основу просвещение,

    развивается наука. В результате активной внешней политики, длительных и

    тяжелых войн Россия выходит к удобным для судоходства морям, усиливаются ее

    международные позиции. Вместе с тем бурное развитие страны тяжелым бременем

    ложится на народ, который отвечает сопротивлением: от распространения

    «ересей» и бегства с принудительных работ до широкомасштабных вооруженных

    движений.

    Завершается централизация государственной власти, утверждается

    абсолютистская (самодержавная) форма правления, реформируется весь

    государственный механизм, особенно его карательно-правоохранительная часть.

    Образуются новые органы политического сыска: Преображенский приказ и Тайная

    канцелярия, формируется система фискалата, призванная искоренять

    злоупотребления по службе, направляются на места для производства

    расследования гвардейские офицеры с чрезвычайными полномочиями, создастся

    прокуратура, делается попытка обособить от администрации и укрепить суд.

    Широкие правоохранительные полномочия возлагаются на все органы управления,

    особенно на местные (воевод, губернаторов и их канцелярии, оберкомендантов,

    комендантов, различные конторы, а также ратуши и магистраты),

    расквартированные на местах воинские части. Особые заботы проявлялись о

    регулярной армии.

    Разветвленный военизированный государственный аппарат и вооруженные силы

    должны были защищать коренные интересы дворян-помещиков посредством новых

    форм и методов политического властвования. Для политического режима,

    утвердившегося в первой четверти XVIII в., были характерны следующие черты:

    всеобъемлющая регламентация, грубое и прямое принуждение к исполнению

    регламентов, всеобщий государственный контроль за населением, крайне

    широкие полномочия административно-полицейских органов, имевших права и

    возможности безгранично вмешиваться в жизнь людей, отсутствие

    законодательно определенных политических прав и свобод подданных, легальной

    общественно-политической самодеятельности населения.

    На перестройку административно-полицейского управления оказали влияние

    известные в России теории правового и практика полицейского государства,

    приверженность Петра I к западноевропейским образцам. Воспринимались не

    только содержание и форма, но и терминология. Петр I, подолгу бывавший за

    границей и интересовавшийся там государственным управлением, не мог не

    ознакомиться с зарубежной полицией. Сведения о полиции конечно привозили в

    Россию иностранцы, привлекавшиеся на русскую службу. «Полиция» фигурирует в

    ряде проектов по преобразованию государственного аппарата.

    В «Записке о коллегиях», составленной между 1711 и 1716гг., авторство

    которой отдельными исследователями приписывается Г.В.Лейбницу, предлагалось

    учредить среди 9 коллегий - полицейскую. Полицейская коллегия значится и в

    проекте барона Любераса, изучавшего по указанию Петра I зарубежный опыт. В

    1715 г. Петр 1 приказал своему министру при Датском дворе прислать печатные

    и письменные указы датских королей, а в 1716 г. сам знакомится с

    центральными учреждениями в Дании. В датской табели о рангах 1699 г.

    значилась должность полицмейстера. Несомненно, что при создании регулярной

    полиции в России Петр 1 учитывал опыт Франции, где абсолютизм был в

    классических формах, полиция в конце XVII – начале XVIII вв. получила

    наибольшее развитие и тогда же была описана в известном Петру I трактате де

    Ла Маре. Возвратившись из-за границы в октябре 1717 г., Петр I учреждает

    коллегии, среди которых, однако, не было полицейской. При создании

    российской полиции не копируется ни один из зарубежных аналогов.

    Создание первых учреждений регулярной полиции при Петре I происходит в

    городах, где было значительное скопление населения, обостренные социальные

    отношения, высокий интерес правящих кругов к порядку, и при этом

    отсутствовала саморегуляция сельской общины. Начинается это с «Санкт-

    Петербурга». Возведение новой столицы стимулировалось жестким принуждением

    к застройке, благоустройству и заселению ее. Детальное регулирование

    строительства, скопление больших масс неукоренившегося трудового,

    преимущественно мужского населения, вызывали необходимость

    совершенствования управления вообще и полицейского особенно. Именно в ней,

    как правило, вводилось все новое. Единое и непосредственное управление

    новой столицей не было сформировано. Занятый важными общегосударственными

    делами, особенно военными, часто бывая в отъезде, петербургский губернатор

    А.Д.Меншиков не мог уделять должного внимания управлению центральным

    городом своей губернии.

    Дело царевича Алексея ускорило создание регулярной полиции в Невской

    столице. 17 марта 1718 г. в Москве были казнены некоторые заговорщики, в

    том числе бывший адмиралтейский советник А.В.Кикин. В ходе следствия по

    делу выясняется, что в Москве могло быть много сторонников Алексея. Царь

    едет в Петербург, туда же переносится следствие. Охрана порядка в

    Петербурге, где А.В.Кикин активно участвовал в создании административно-

    полицейского управления и где могли еще находиться другие заговорщики,

    беспокоила Петра I. 17 февраля 1718 г. из села Преображенского он послал

    Сенату указ с категорическим запрещением кого-либо выпускать из Петербурга

    до его приезда, установить по дорогам заставы, наказать жителям города -

    смотреть друг за другом. 24 марта 1718 г. Петр I отбыл в Петербург, где

    создал для продолжения следствия по делу Алексея Тайную канцелярию. 14 июня

    Алексей был заключен в Петропавловскую крепость, 24 июня приговорен к

    смерти, через два дня при неясных обстоятельствах умер. 30 июня - был

    похоронен. Эти события, конечно, заставляли принимать особые меры

    предосторожности в Петербурге, ускорили создание новой административно-

    полицейской системы.

    «Пункты» Петра I о полномочиях Петербургской полиции и полицейской

    повинности населения.

    Как и многие другие преобразования Петра I, полицейская реформа

    проводилась без четкого плана и основательной подготовки. Вместе с тем

    очевидно, что общий замысел на создание регулярной полиции к тому времени

    созрел, было намечено в общих чертах формирование административно-

    полицейского аппарата в городах. Есть некоторая логическая

    последовательность в становлении полиции: вначале законодательно

    определялось должностное положение руководителя нового учреждения,

    очерчивался круг его полномочий, потом - на руководящую должность было

    назначено конкретное лицо, которое комплектовало аппарат и после этого о

    новом органе управления делалось публичное сообщение.

    К 23 мая 1718 г. была разработана и 25 мая утверждена царем с

    собственноручным его дополнением инструкция, привычно названная «пунктами».

    Этой инструкцией определялась компетенция генерал-полицмейстера и,

    поскольку он впервые упоминался в законе, фактически учреждалась эта

    должность. 27 мая 1718 г. Петр I посылает Сенату Указ: «Господа Сенат.

    Определили мы для лучших порядков в сем городе дело генерала-полицейместера

    нашему генералу-адъютанту Девиеру и дали пункты как ему врученное дело

    управлять и ежели противу оных пунктов чего от вас требовать будет, то

    чините, також всем жителям здешним велите, публиковать, дабы неведением

    никто не отговаривался». В тот же день Петр I вручил указ А.М.Девиеру:

    «Определили мы вам ведение и управление дела генерала-полицейместера, и о

    том указ в Сенат дали, дабы вам в требовании вашего дела исполняли, что

    надлежит, а как вам оное управлять, тому прилагаются пункты при сем». 7

    июня Сенат объявляет жителям Петербурга царский указ об учреждении в городе

    должности генерал-полицмейстера.

    Учреждение должности генерал-полицмейстера произошло одновременно с

    назначением на нее А.М.Девиера, ибо, по справедливому замечанию

    исследователей, должности в XVIII в. учреждались и упразднялись назначением

    и устранением конкретных лиц.

    Первый генерал-полицмейстер Антон Мануилович Девиер, иностранец по

    происхождению, был взят Петром I в пажи во время заграничной поездки. Не

    обладая большим умом, но будучи энергичным и вкрадчивым, имея

    привлекательную внешность, живой и веселый характер, он скоро приобрел

    расположение царя, дружбу царицы. Девиер становится царским денщиком, т. е.

    наиболее доверенным лицом Петра I, получает имение, чины бригадира и

    капитана лейб-гвардии Преображенского полка, звание е.ц.в. генерал-

    адъютанта. Женившись на сестре А.Д.Меншикова без согласия последнего, он

    приобрел в его лице смертельного врага. Однако вражда при жизни Петра I не

    проявлялась резко. Главные руководители армии и полиции, фактические

    начальники столичной губернии и столицы, повинуясь крутому нраву и тяжелой

    руке Петра I, исполняли свои обязанности, сотрудничали между собой. Девиер,

    будучи чрезвычайно осторожным, не давал повода для уничтожения себя

    Меншиковым, а покушение на последнего было делом смертельно опасным.

    Назначенный в 36 лет генерал-оплицмйестером, А.М.Девиер был в этой

    должности до 1727 г. В период могущества А.Д.Меншикова был обвинен в

    неуважении к царской фамилии, пытан, наказан кнутом «нещадно», лишен всех

    должностей и чинов, дарованной Екатериной I графского титула, имений и

    сослан в Восточную Сибирь, позднее командовал Охтским портом. В 1743 г.

    Елизавета Петровна вернула его из ссылки, возвратила ему именья, титул,

    ордена и чины, должность генерал-полицмейстера, на которой он был до своей

    смерти. Умер Девиер в 1743 г. в чине генерал-поручика.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.