МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Разделение властей

    Разделение властей

    С О Д Е Р Ж А Н И Е

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

    I. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ЗАРОЖДЕНИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ

    ВЛАСТЕЙ………………………………………...5

    II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ

    ВЛАСТЕЙ В РОССИИ……………………………………………13

    III. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...18

    1. Президент

    2. Федеральное Собрание

    3. Правительство

    4. Судебная власть

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………24

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..25

    ВВЕДЕНИЕ

    Теория разделения властей является достаточно актуальной на современном

    этапе, особенно для Российского государства. Связано это с тем, что в

    советское время, на протяжении длительного исторического периода данная

    тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того

    сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий

    общей стратегической цели социалистического государства. С всеобщей

    реконструкцией государства и соответствующих государственных структур,

    начавшийся на рубеже 90-х годов XX века в России с выдвижением, в связи с

    этим, общегосударственной цели – создания правового государства, вопрос

    места и роли принципа разделения властей в правовом государстве. Его

    проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны теоретиков права.

    К настоящему моменту мы уже можем говорить об определенных результатах в

    изучении данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом плане.

    Исходя из этого, в изучении принципа разделения властей можно выделить

    следующий круг вопросов:

    - каковы исторические корни принципа разделения властей?

    - как осуществляется данный принцип на практике.

    -какие можно выделить особенности и проблемы?

    - каково содержание принципа разделения властей?

    Для выяснения ответов на эти вопросы использовались: прежде всего,

    Конституция РФ, нормативные акты и различные научно-учебные пособия.

    В целом использовавшиеся источники отражают современные точки зрения в

    правовой науке на принцип разделения властей. Так, например, в работах Н.М.

    Золошулиной показаны различные взгляды на роль и значение принципа

    разделения властей в государстве теоретиков право прошлого. В научно-

    учебных пособиях М.В. Баглая и Б.Н. Габричидзе, помимо общетеоретической

    трактовки содержания данного принципа представлен анализ его практического

    осуществления в Российской Федерации. Нормативные акты, в частности

    Конституция Российской Федерации помогут уяснить механизм действия принципа

    разделения властей.

    Основными методами использовавшимися в данной работе, являлись

    исследования научного материала, по теме, его позитивный и критический

    анализ, а также изучение Конституции РФ в соотношении к данной теме.

    I. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ЗАРОЖДЕНИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

    Разделение властей – одно из принципиальных условий и основной механизм

    функционирования всех видов политической и неполитической власти.

    «Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между

    субъектами, (первым, или активным) от которого исходит волевой импульс,

    побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), которыми

    воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем

    власти, ее исполнители. Эта простейшая структура разделения и передачи

    власти обычна усложняется. Особенно в институциональном политическом (а

    также неполитическом – экономическом, правовом, идеологическом) процессе,

    когда второй субъект передает волевой импульс следующему субъекту и т.д.

    вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивши наименование

    командования, или распоряжения и составляющий сущность власти)».[1]

    Таким образом, понятие «разделение власти» достаточно широкое и

    неотделимо от понятия «власти» и принимает при этом самые различные формы

    выражения. В связи с этим представляется целесообразным проследить

    исторический путь развития разделения власти к моменту его современного

    восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих

    принципов.

    Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах

    формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и

    институтов, в котором рано обнаружились две устойчивые тенденции:

    концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность

    разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия,

    вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже

    разделенных институтов и против разделения, с одной стороны и стремление

    упорядочить отношения разделенных властей и избавить общество от

    столкновений между ними с другой.

    Первое разделение власти рано началось в самом светском государстве уже

    с разделения профессиональных функций власти. Уже Аристотель отмечал

    существование в нем законодательного органа – магистратуры (исполнительного

    учреждения) и судебного органа. Происходило разделение власти между

    центральными и местными управлением, формировалось все более сложная

    политическая система общества, властей разных уровней и с разными

    функциями. Развитое разделение власти стало в конце концов одной из

    организационных основ государства Нового времени, которое функционирует как

    система функционально разграниченных, но и связанных между собой

    учреждений, аппаратов и органов власти. Развивающиеся в то же время

    торговля и промышленная буржуазия поддержала на первых порах абсолютистский

    монархический центр и способствовала его укреплению, но при этом получила и

    доступ к власти, которая оказалась до известной меры разделенной и между

    сословиями и классами и доступ этот был открыт, прежде всего, в

    нарождавшиеся центральные нормативные (законодательные и представительные)

    структуры.

    Дальнейшее развитие разделенных властей шло несколькими параллельными

    путями:

    1. происходила централизация парламентских структур, смещение,

    парламентаризма в центр со всей идеологией и техникой формирования

    представительной власти (ее выборностью, принципами организации и

    т.п.);

    2. укреплялось и совершенствовалось центральная исполнительная

    правительственная власть и особенно ее аппаратов, кадров

    государственных служащих;

    3. завершилось формирование возникшей в феодальном средневековье

    системы надзора и отправления правосудия, передачи судебных функций

    от властвующей верхушки – социализированным судебным органом.[2]

    Этот объективный процесс получил теоретическое обоснование в политико-

    философской теории разделения властей и сопровождался проектами

    гражданского общества и правового государства, и конституционного строя,

    реализация которых была необходимым условием эффективного разделения

    власти и в свою очередь зависела от разделения ее на три взаимосвязанные

    и контролирующие друг друга власти.

    Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной

    властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на

    протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во

    взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Сократ, Полиций,

    Цицерон). Однако, как основополагающие принципы составного учения о

    демократическом государстве он был сформулирован Дж. Локком (1632-1704

    г.г.) и развит впоследствии Ш. Монтескье (1684-1755 г.г.). При этом

    теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории, а

    толчком к ее оформлению поступили буржуазные реформы (революции) в Англии

    (1640-1648 г.г.) и в последствие во Франции (1789-1794 г.г.)

    В основании политической философии Локка и либерализма лежит идея

    собственности («трактаты о правительстве»). «Государство и гражданское

    общество основывались на собственности (частная и личная собственность).

    В естественном состоянии, говорит Локк, люди, может быть, и живут

    благополучно, но им явно недостаточно многого для сохранения

    собственности. На основе общественного договора учреждения государство –

    социальный институт для охраны собственности и разрешения, связанных с

    собственностью недоразумений. Но и в государственном состоянии

    собственность не виоле, оберегаема. Например, от произвола монархии. Для

    того, чтобы охрана собственности не зависела от воли властей, люди

    создают законы и законодательство. Но и в обществе законов вероятно

    беззаконное, поскольку всегда остается значительная свобода для

    толкования и применения законов. Когда, например, судьями являются сами

    правители, они склонны судить, руководствуясь теми же целями, что и в

    процессе правления. А это чревато вомоитаризмом государства, фактическим

    беззаконием. Дж. Локк предлагает систему издержек и противовесов –

    разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную с

    передачей каждой особому кругу лиц. Тогда, например, в правовом

    монархическом государстве законодательной властью может быть

    аристократический парламент. Высшей исполнительной – король, а судебную

    имеет смысл пропорционально поделить между аристократическим и

    демократическим сословиями.[3]

    Развил до совершенного понимания теорию разделения властей

    французский мыслитель Ш. Монтескье. Еще в 1721 году в своих «Персидских

    письмах» он осуждал неограниченную монархию во Франции и писал о

    необходимости ее ограничения. В 1748 году Ш. Монтескье публикует свой

    знаменитый труд «О духе законов», в котором помимо критики абсолютизма он

    противопоставляет ему республиканское государственное устройство с

    разрешением властей.

    Он делит власть на три ветви: законодательная, исполнительная,

    судебная. По теории Монтескье все три власти должны были, уравновешивая

    друг друга, не дать осуществлять бесконтрольные действия в рамках своей

    компетенции. «Что бы ни было возможности злоупотреблять властью,

    необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы

    взаимно сдерживать друг друга». Монтескье считает недопустимым

    объединением хотя бы двух ветвей власти в одних руках (Дж. Локк считал,

    что в обязательном порядке отделена должна быть только законодательная

    власть.) «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в

    одном лице или учреждении, то свободы не будет, т.к. можно опасаться, что

    монарх или сенат будет создавать термические законы для того, чтобы так

    же тиранически применять их». Не будет свободы…, если судебная не

    отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с

    законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти

    произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена

    с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем». Если

    же произойдет соединение трех ветвей власти, то, как считает Монтескье,

    неизбежно установление жесточайшего деспотизма и полная гибель свободы.

    Доктрина, созданная Ш. Монтескье, не ограничивается вычленением трех

    ветвей власти и показом их опасности соединения в одних руках. Не менее

    важно и то, что Монтескье пишет об опасности, связанной с чрезмерной

    независимостью этих властей и к чему это может привести.

    Многие положения, закрепленные в работе Монтескье, нашли свое

    отражение в закреплении в конституционных актах, многие из которых

    действуют и по сегодняшний день («Декларация прав независимости

    Североамериканских Соединенных Штатов» от 4 июля 1776 г. И «Французская

    декларация прав человека» 1789 г.).

    В России идеал разделения властей как принципа либерализма впервые в

    наиболее четкой форме была выражена М. М. Сперанским (1772-1839 гг.) в

    «Проектах и записках».В своих проектах государственных преобразований

    Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая управляла бы по

    «непременному закону». Законность форм осуществления власти Сперанский,

    прежде всего, связывал с необходимостью разделения властей.

    «Законодательная власть прежде всего должна быть вручена двухпалатной

    Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается

    сессионно, один раз в год, начиная свою работу 19 сентября. Глава

    исполнительной власти – монарх участвует, в деятельности Думы, но

    «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление

    новых податей, налогов и повинностей уважаются в Думе». Мнение Думы

    свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни

    обезобразить их», так как в своих действиях исполнительная власть

    подконтрольна представительному органу. Судебная власть реализуется

    судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим

    судебным органом – Сенатом. Три власти управляют государством подобно

    тому, как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и

    исполнению. Сперанский предусмотрел и возможность объединения этих

    властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем

    частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по

    избирательному праву. Государственный совет заседает под

    председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но

    законы «коими вводится какая-либо перемена в отношении сил

    государственных или в отношении частных лиц между собой», утверждаются

    непременно и исключительно Государственной Думой.[4]

    Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законом.

    Нетрудно заметить, что проект Сперанского не только осуществлял принцип

    разделения властей, с учетом определенных сдерживающих факторов, но, и

    это очень важно, предусматривал механизм их согласованного действия, дабы

    избежать возможного противостояния трех ветвей власти. Сперанский брал во

    внимание обстоятельство, четко высказанное противником разделения власти

    Н. М. Карамзиным: «Две власти в одной державе суть два грозные льва в

    одной клетке, готовые терзать друг друга». Рассмотренные выше проекты Дж.

    Локка, Ш. Монтескье и М. М. Сперанского подразумевали наличие монархии.

    Проект П. И. Пестеля (1793-1826 гг.) – «Русская Правда» - в качестве

    формы государственного правления предусматривал республику – наиболее

    распространенную в настоящее время, и потому чрезвычайно интересен.

    Законодательная власть по проекту Пестеля, сосредоточена в Народном вече

    – «однопалатном органе, который избирается сроком на пять лет, с

    ежегодным переизбранием одной пятой его части, при этом «тот же самый

    может быть» опять избран, никто не может распустить Народной вечи. Оно

    представляет волю в государстве, душу народа: «Исполнительная власть –

    державная Дума – состоит из пяти человек, избираемых сроком на пять лет».

    «Ежегодно из Думы выходит один и заменяется другим выбором… Все министры

    и вообще все правительствующие места под ведомством и начальством

    державной Думы.№ Блюстительная власть – Верховный собор состоит из 120

    человек, которые назначаются на всю жизнь и не участвуют ни в

    законодательной, ни в исполнительной власти. Кандидатов назначают

    губернии, а Народное вече замещает ими «выбылые места». Каждый закон

    направляется на утверждение в Верховный собор, который не входит в его

    рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех

    необходимых формальностей, и только после утверждения Верховным собором

    законопроект получает юридическую силу. В теории разделения властей,

    предложенной Пестелем, принимается правило определенности круга действий

    «, то есть, четко устанавливаются компетенции законодательной,

    исполнительной и блюстительной власти. Более того, Пестель настаивал на

    том, чтобы каждому государственному органу «были присвоены точные и

    неизменные функции». Собор имеет серьезные контрольные функции и на

    местах, так как назначает по одному из своих членов в каждое министерство

    и каждую область. Главнокомандующие действующих армий также назначаются

    Верховным собором. «Собор удерживает в пределах законности Народное вече

    и державную Думу. Собор имеет право отдавать под суд чиновника любого

    уровня за злоупотребления. Механизм действия законодательной и

    исполнительной власти, а также государственное устройство определяется

    Конституцией». В последствии серьезный выход в развитие отечественной

    теории разделения властей внес Н. М. Коркунов («Указ и закон»). Однако в

    России осуществление этого принципа стало возможным только в конце XX

    века.

    Таким образом, можно сделать следующие выводы.

    а) Принцип разделения властей может быть присущ только

    демократическому государству, - ни в рабовладельческом, ни в

    феодальном государстве он невозможен, так как сам принцип

    подразумевает наличие экономически свободного собственника, -

    основного представителя общества, обладающего и и политическими

    правами.

    б) Для фактического осуществления этого принципа необходимы

    определенные объективные условия – достаточная степень развития

    производительных сил и отношений, а также субъективные – уровень

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.